Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД.13 Биология по профессии СПО 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин Срок обучения 2 года 10 месяцев на базе основного общего образования Форма обучения: очная 2023 г. Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 31 августа 2023г. Рассмотрена на заседании методической комиссии профильных дисциплин, протокол № 1 от 31 августа 2023г. Председатель МК ________/В.М. Волкович/ Утверждена Директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ» ____________ /В.А. Шахбазян/ Рабочая программа учебной дисциплины ОД.13 «Биология» разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31 декабря 2015 г. N 1578, с изм. от 12 августа 2022г. № 732), примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций базовый уровень (вариант 1), утвержденной на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования Протокол 14 от 30 ноября 2022г. В соответствии с требованиями: ФГОС СПО по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин,утвержденного приказом Министерства просвещения России № 774 от 26 августа 2022 года, зарегистрирован Министерством юстиции России (рег. № 70280 от 29 сентября 2022г.), укрупненной группы профессий 23.00.00Техника и технологии наземного транспорта. Организация-разработчик:Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта». Авторы:_______ Гончарова Г.Д., преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ». Рецензенты: __________ _________________________________________ ______________________________________ Занимаемая должность МП ____________________________________________ Место работы ____________________________________________ Квалификация по диплому МП __________ __________________________________________ _______________________________________ Занимаемая должность _____________________________________________ Место работы ______________________________________________ Квалификация по диплому 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология» ................................................................................................................... 4 2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ............................. 16 3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ................ 28 4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины ....................................................................................................... 30 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» 1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО Общеобразовательная дисциплина ОД.13 «Биология» изучается на базовом уровне в общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной образовательной программы укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта. Трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, практических занятий из ОД.13 которых «Биология» программой на базовом предусмотрены 10 уровне часов и лабораторных работ, из которых 9 часов включает профессионально-ориентированное содержание, усиливающее профессиональную составляющую по специальности в зависимости от ФГОС СПО по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин, программой предусмотрен 1 час промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета. Профессионально-ориентированное содержание реализуется в прикладном модуле (раздел 5 “Биология в жизни”) для профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин на материале кейсов, связанных с анализом информации о развитии и применении биотехнологий по отраслям будущей профессиональной деятельности обучающихся. Кроме того, профессионально-ориентированное содержание учитывается в разделе 4 “Экология” при выполнении лабораторных и практических работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью обучающихся. Период обучения и распределение по семестрам определяет образовательная организация самостоятельно, с учетом логики формирования предметных результатов, общих и профессиональных компетенций, межпредметных связей с другими дисциплинами общеобразовательного и общепрофессионального циклов учебного плана. 4 1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины: Цель: формирование у студентов представления о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в отношении объектов живой природы и в производственных ситуациях. Задачи: 1)сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых систем разного уровня организации, закономерностей протекания биологических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук; 2)развить умения определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами для выявления естественных и антропогенных изменений, интерпретировать результаты наблюдений, 3)сформировать навыки проведения простейших биологических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с объектами и оборудованием; 4)развить умения использовать информацию биологического характера из различных источников; 5)сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний. 6)сформировать понимание значимости достижений биологической науки и технологий в практической деятельности человека, развитии современных медицинских технологий и агробиотехнологий. 5 1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Код и наименование формируемых компетенций ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Планируемые результаты освоения дисциплины Общие1 Дисциплинарные2 В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем; сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических терминов и понятий: жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз (саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация живых систем, дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие, уровневая организация; сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических теорий и гипотез: 6 всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека; сформированность умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам; приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов; сформированность умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в 7 ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; способность их использования в познавательной и социальной практике В области ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере; сформированность умения решать биологические задачи, составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети) сформированность умений критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию; сформированность умений создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии 8 Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности 9 ОК 04. Эффективно готовность к саморазвитию, взаимодействовать и самостоятельности и самоопределению; работать в коллективе -овладение навыками учебнои команде исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов 10 Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека ОК 07. Содействовать В областиэкологического воспитания: сохранению - сформированность экологической культуры, окружающей среды, понимание влияния социальноресурсосбережению, экономических процессов на состояние применять знания об природной и социальной среды, осознание изменении климата, глобального характера экологических принципы проблем; бережливого производства, - планирование и осуществление действий в эффективно окружающей среде на основе знания целей действовать в устойчивого развития человечества; чрезвычайных активное неприятие действий, приносящих ситуациях вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности сформированность умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования 11 экологической направленности; овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности 12 Основные виды деятельности и профессиональные компетенции Код ВД 1. ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3. ВД 2. ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3. ПК 2.4. Наименование вида деятельности и профессиональных компетенций Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, приборов автомобилей Определять техническое состояние систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей для сохранения работоспособности, предупреждения отказов и неисправностей Осуществлять комплекс мероприятий по демонтажу и ремонту систем, агрегатов и узлов автомобилей для устранения обнаруженных неисправностей Выполнять комплекс мероприятий по сборке, регулировке и испытанию систем, агрегатов и узлов автомобилей, для оценки качества выполненных работ Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, приборов автомобилей и строительных машин при проведении подготовительных, сборочных операций перед сваркой, зачистки и контроля сварных швов после сварки Определять техническое состояние систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей и строительных машин, для сохранения работоспособности, предупреждения отказов и неисправностей Применять различные методы, способы и приемы сборки перед сваркой и сварки элементов конструкции автомобилей и строительных машин, с сохранением эксплуатационных свойств Выполнять техническую подготовку сварочного производства перед сваркой элементов конструкции автомобилей и строительных машин при ремонте, для качественного выполнения сварочных работ Выбирать оборудование, приспособления и инструменты для обеспечения производства сварных соединений с заданными свойствами, сохраняя работоспособное состояние автомобилей и строительных машин ПК 2.5. Хранить и использовать сварочную аппаратуру и инструменты в ходе производственного процесса ПК 2.6. Определять причины, приводящие к дефектам в сварных соединениях конструкции автомобилей и строительных машин при ремонте ПК 2.7. Предупреждать дефекты сварных соединений элементов конструкции автомобилей и строительных машин, для получения качественной продукции 13 ПК 2.8. Оформлять документацию по контролю качества сварных швов после сварки элементов конструкции автомобилей и строительных машин ВД 3. Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, приборов автомобилей и строительных машин при выполнении ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом ПК 3.1. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва ПК 3.2. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из сплавов металлов во всех пространственных положениях сварного шва ПК 3.3. Выполнять ручную дуговую наплавку покрытым электродом различных деталей ПК 3.4. Выполнять ручную дуговую резку металла плавящимся покрытым электродом 14 Личностные результаты: Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и профессионального маршрута, выбранной квалификации Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого человека, собственную и чужую уникальность, свободу мировоззренческого выбора, самоопределения. Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности каждого человека, предупредительный в отношении выражения прав и законных интересов других людей Проявляющий и демонстрирующий уважение законных интересов и прав представителей различных этнокультурных, социальных, конфессиональных групп в российском обществе; национального достоинства, религиозных убеждений с учётом соблюдения необходимости обеспечения конституционных прав и свобод граждан.Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного и межнационального согласия людей, граждан, народов в России. Выражающий сопричастность к преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства, включенный в общественные инициативы, направленные на их сохранение Сознающий ценность жизни, здоровья и безопасности. Соблюдающий и пропагандирующий здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность), демонстрирующий стремление к физическому совершенствованию. Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек и опасных наклонностей (курение, употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, азартных игр, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе, в том числе в цифровой среде Код личностных результатов реализации программы ЛР 6 воспитания ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 15 Бережливо относящийся к природному наследию страны и мира, проявляющий сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социальных, экономических и профессиональнопроизводственных процессов на окружающую среду. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, распознающий опасности среды обитания, предупреждающий рискованное поведение других граждан, популяризирующий способы сохранения памятников природы страны, региона, территории, поселения, включенный в общественные инициативы, направленные на заботу о них ЛР 10 Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Способный ставить перед собой цели под для решения возникающих ЛР14 профессиональных задач, подбирать способы решения и средства развития, в том числе с использованием информационных технологий; Способный искать и находить необходимую информацию используя разнообразные технологии ее поиска, для решения возникающих в процессе производственной деятельности проблем при строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства; ЛР 16 Способный выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в ЛР 17 сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации2 (при наличии) Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы; управляющий ЛР - КК 1 собственным профессиональным развитием; рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями3 (при наличии) Гибко реагирующий на проявление новых форм трудовой ЛР - Р2 деятельности, готовый к их освоению. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции ЛР - Р3 на критику. 16 Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса4(при наличии) Препятствующий действиям, направленным на ущемление прав или ЛР -Т2 унижение достоинства (в отношении себя или других людей) Готовый к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса и в многообразных обстоятельствах. Понимающий сущность нравственных качеств и черт характера окружающих людей и, следовательно, умеющий находить индивидуальный подход к каждому человеку ЛР- Т3 17 2.СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы дисциплины Максимальная нагрузка (всего) Объем в часах 72 в т.ч. Основное содержание 72 в т. ч.: теоретическое обучение в т.ч. профессионально-ориентированное содержание практические занятия в т.ч. профессионально-ориентированное содержание лабораторные занятия в т.ч. профессионально-ориентированное содержание Контрольная работа Самостоятельная работа обучающегося (всего) Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) 61 5 8 2 2 2 3 1 18 2.2. Тематический план и содержание дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) 1 2 Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого Тема 1.1. Основное содержание Биология как Теоретическое обучение: наука. Общая 1 Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими характеристика науками: биохимия, биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место жизни биологии в формировании современной научной картины мира. 2 Уровни организации живой материи. Общая характеристика жизни, свойства живых систем. 3 Химический состав клеток. Тема 1.2. Основное содержание СтруктурноТеоретическое обучение: функциональная 1 Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения организация современной клеточной теории. клеток 2 Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. 3 Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги). Лабораторное занятие: 11. «Наблюдение за строением растительной, животной, грибной клетки и клеточныи включениями при помощи микроскопа» 2. Объем часов Формируемые компетенции 3 18 3 3 4 ОК 2 ЛР 4 ЛР 6 1 1 1 5 3 1 ОК - 1 ОК - 2 ОК - 4 ЛР 4 ЛР 6 1 1 1 1 19 3. Практическое занятие: Тема 1.3. Структурнофункциональные факторы наследственности Тема 1.4. Обмен веществ и превращение энергии в клетке Тема 1.5. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз Контрольная работа № 1 14. «Анализ вирусных и бактериальных заболеваний. Общих принципов использования лекарственных веществ. Особенности применения антибиотиков» Основное содержание Теоретическое обучение: 1 Хромосомная теория Т. Моргана. 2 Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. 3 Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК нахождение в клетке, их строение и функции. 4 Матричные процессы в клетке: репликация, биосинтез белка, репарация.Генетический код и его свойства. Практическое занятие: 2 «Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК» Основное содержание Теоретическое обучение: 1 Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. 2 Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. Основное содержание Теоретическое обучение: 1 Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы. Биологическое значение митоза. 2 Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл мейоза. 3 Молекулярный уровень организации живого. 1 1 5 4 1 1 ОК - 1 ОК - 2 ЛР 4 ЛР 6 1 1 1 1 2 2 1 1 3 3 1 ОК - 2 ЛР 4 ЛР 6 ОК - 2 ОК - 4 ЛР 4 ЛР 6 1 1 20 Раздел 2. Строение и функции организма Тема 2.1.Строение Основное содержание организма Теоретическое обучение: 1 Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в многоклеточном организме. 2 Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности. Тема 2.2. Основное содержание Формы Теоретическое обучение: размножения 1 Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды организмов бесполого размножения. 2 Половое размножение. Строение половых клеток.Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. 3 Оплодотворение. Тема 2.3. Основное содержание Онтогенез Теоретическое обучение: растений, 1 Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии. животных и 2 Постэмбриональный период. Стадии постэмбрионального развития у животных человека и человека. Прямое и непрямое развитие. 3 Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений. Тема 2.4. Основное содержание Закономерности Теоретическое обучение: наследования 1 Основные понятия генетики. 2 Закономерности образования гамет. 3 Законы Г. Менделя (моногибридное и полигибридное скрещивание). Взаимодействие генов. Практическое занятие: 3 «Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, 20 2 2 1 1 3 3 1 ОК - 2 ОК - 4 ЛР 4 ЛР 6 ОК - 2 ЛР 4 ЛР 6 1 1 3 3 1 1 1 4 3 1 1 1 ОК - 2 ОК - 4 ЛР 4 ЛР 6 ОК - 2 ОК - 4 ЛР 4 ЛР 6 1 1 21 Тема 2.5. Сцепленное наследование признаков Тема 2.6. Закономерности изменчивости Контрольная работа № 2 составление генотипических схем скрещивания» Основное содержание Теоретическое обучение: 1 Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. 2 Наследование признаков, сцепленных с полом. Практическое занятие: 4 «Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания» Основное содержание Теоретическое обучение: 1 Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). 2 Мутационная теория изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения. 3 Кариотипчеловека.Наследственные заболевания человека.Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека. Практическое занятие: 5 «Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипических схем скрещивания» 4 Строение и функции организма. 3 2 1 1 1 1 ОК - 1 ОК - 2 ЛР 4 ЛР 6 5 4 1 ОК - 1 ОК - 2 ОК - 4 ЛР 4 ЛР 6 ЛР 9 1 1 1 1 1 22 Тема 3.1. История эволюционного учения. Микроэволюция Тема 3.2. Макроэволюция. Возникновение и развитие жизни на Земле Тема 3.3. Происхождение человека – антропогенез Раздел 3. Теория эволюции Основное содержание 10 4 Теоретическое обучение: 1 Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон). 2 Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее основные положения. 3 Микроэволюция.Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические основы эволюции. 4 Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Видообразование как результат микроэволюции. Основное содержание Теоретическое обучение: 1 Макроэволюция.Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов).Пути достижения биологического прогресса.Сохранение биоразнообразия на Земле. 2 Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. 3 Появление первых клеток и их эволюция.Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариот. Основное содержание Теоретическое обучение: 1 Антропология – наука о человеке.Систематическое положение человека. Сходство и отличия человека с животными. 2 Основные стадии антропогенеза. Эволюция современного человека. 3 Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по планете.Приспособленность человека к разным условиям среды. 4 1 1 ОК - 2 ОК - 4 ЛР 4 ЛР 6 1 1 3 3 1 ОК - 2 ОК - 4 ЛР 4 ЛР 6 1 1 3 3 1 ОК - 2 ОК - 4 ЛР 7 ЛР 8 1 1 23 Тема 4.1. Экологические факторы и среды жизни Тема 4.2. Популяция, сообщества, экосистемы Тема 4.3. Биосфера глобальная экологическая система Раздел 4. Экология Основное содержание Теоретическое обучение: 1 Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания организмов. 2 Приспособления организмов к жизни в разных средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. 3 Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда 20 3 3 1 Основное содержание Теоретическое обучение: 1 Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические характеристики популяции. 2 Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. 3 Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. 4 Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни 5 4 1 Практическое занятие: 6 «Решение задач по переносу вещества и энергии в экосистемах с составлением трофических цепей и пирамид биомассы и энергии» Основное содержание Теоретическое обучение: 1 Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского. Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции. Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. 1 1 ОК - 1 ОК - 2 ОК - 7 ЛР 4 ЛР 6 ЛР 10 1 1 1 1 ОК - 1 ОК - 2 ОК - 7 ЛР 4 ЛР 6 ЛР 10 1 3 3 1 ОК - 1 ОК - 2 ОК - 7 ЛР 4 ЛР 6 ЛР 10 24 Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы. 3 Глобальные экологические проблемы современности. Тема 4.4. Влияние Основное содержание антропогенных Теоретическое обучение: факторов на 1 Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного биосферу воздействия. 2 Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу. Воздействия на литосферу. 3 Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Практическое занятие: «Определение класса опасности, агрегатного состояния и физической формы 7 отходовпроизводства образующихся на рабочем месте» Тема 4.5. Влияние Основное содержание социальноТеоретическое обучение: экологических 1 Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно факторов на влияющие на организм человека. здоровье человека 2 Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). 3 Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и здоровье. Биохимические аспекты рационального питания. Лабораторное занятие: 21. «Изучение влияния абиотических факторов: низких и высоких температур на человека» 42. Теоретические аспекты экологии Контрольная работа № 3 2 1 1 4 3 1 1 1 1 1 5 4 1 1 1 ОК - 1 ОК - 2 ОК - 4 ОК - 7 ЛР 6 ЛР 10 ЛР14 ПК 1.1-1.3 ОК - 2 ОК - 4 ОК - 7 ЛР 9 ЛР 16 ЛР 17 ПК 3.1-3.4 1 1 1 25 Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) Раздел 5. Биология в жизни Тема 5.1. Основное содержание Биотехнологии в жизни каждого Теоретическое содержание: Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной 1 биотехнологии. Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических экспериментов. Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных 2 источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие) Практическое занятие: 8 Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Промежуточная аттестация по дисциплине Всего: Дифференцированный зачет 4 4 3 1 1 ОК - 1 ОК - 2 ОК - 4 ЛР - КК 1 ЛР - Р2 ЛР - Р3 ЛР - Т3 ПК 2.1-2.8 1 1 1 72 26 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИН 3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет«Биологии», оснащенный оборудованием: мебель, доска, мел, наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов), техническими средствами обучения: компьютер с устройствами воспроизведения звука, принтер, мультимедиа-проектор с экраном, указка-презентер для презентаций. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Биология» входят: - доска з-х элементная; - телевизорSamsungИЕ40KU6400; - ноутбук; - МФУА4 НРColorLaserJetProMFPM 477 fdn; -наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, динамические пособия, иллюстрирующие биологические процессы, модели, муляжи и микропрепараты биологических объектов и др.); -комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; - библиотечный фонд. Помещение кабинета должно удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. Лаборатория,оснащенная оборудованием для проведения занятий: микроскопы, секундомер, тонометр, лабораторная посуда (пробирки, подставки для пробирок, пинцеты, песок, ступки с пестиками, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, препаровальные иглы, фильтровальная бумага (салфетки), стаканы) гипертонический раствор хлорида натрия, 3%-ный раствор пероксида водорода, раствор йода в йодистом калии, глицерин, клубни картофеля, лист элодеи канадской, плод рябины обыкновенной (рябины или томата), лук репчатый, разведенные в воде дрожжи); 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания. 27 Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины: Основная литература: 1.Биология 10 класс: учеб. для общеобразоват.: организаций: базовый уровень/ (В.В.Пасечник, А.А.Каменский, А.М. Рубцов ): под ред. В.В. Пасечника - 2-е изд. М.: Просвещение, 2020, - 223с. ил. - (Линия жизни) 2.Биология 11 класс: учеб. для общеобразоват.: организаций: базовый уровень/ (В.В.Пасечник, А.А.Каменский, А.М. Рубцов ): под ред. В.В. Пасечника - 3-е изд. М.: Просвещение, 2021, - 272с. ил. - (Линия жизни) 3.Естествознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций базовый уровень/ И.Ю.Алексашина, К.В.Галактионов, А.В. Ляпцев, М.А.Шаталов; под. ред. И.Ю. Алексашиной.- 9-е изд., стер.- М.Просвещение, 2022.-255с. Дополнительная литература: 1.Биология.Общая биология10 класс: базовый уровень: учебник/В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова: -11-е изд., стер. Москва: Просвещение, 2022.- 258 с. 2.Биология.Общая биология11 класс: учебник: базовый уровень /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова: -10-е изд., стер. М.: Просвещение, 2022.- 208 с. 3.Биология для профессий и специальностей технического и естетсвенно-научного профиля: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования /В.М.Константинов, А.Г. Резанов, Е.О.Фадеева; под ред. В.М. Константинова. - 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2020г. - 336 с. 4.Биология для профессий и специальностей технического и естетсвенно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О.Фадеева; под ред. В.М. Константинова. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2017г. - 336 с. 5.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Константинов, А. Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М. Константинова. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2014г. - 320 с. 6.Экология: учебник и практикум для среднего профессионального образования/ Е.И.Павлова, В.К.Новиков- 2-е изд. перераб. и допол. - Москва: Издательство Юрайт, 2023.- 167 с. 7.Общая экология: учебник/М.В. Гальперин.-2-е изд.- М.:ФОРУМ: ИНФРАМ,2015.-336с. Интернет-ресурсы: 1.www.sbio.info(Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека). www.window.edu.ru(Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии). 2.www.5ballov.ru/test(Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии). www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm(Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета). 3.www.biology.ru(Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-lineтесты). 28 4.www.informika.ru(Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов). www.nrc.edu.ru(Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете). 5.www.nature.ok.ru(Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова). 6.www. kozlenkoa. narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам). 7.www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах). 8.www.bril2002.narod.ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»). 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСВОЕНИЯ 29 Контрольи оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала. Общая Раздел/Тема Тип оценочных мероприятий компетенция ОК 02 ОК 01 ОК 02 ОК 04 Раздел 1. Клетка – структурнофункциональная единица живого Биология как наука. Общая характеристика жизни Структурнофункциональная организация клеток Контрольная работа «Молекулярный уровень организации живого» Заполнение таблицы с описанием методов микроскопирования с их достоинствами и недостатками. Заполнение таблицы «Вклад ученых в развитие биологии» Заполнение сравнительной таблицы сходства и различий живого и не живого Оцениваемая дискуссия по вопросам лекции Разработка ментальной карты по классификации клеток и их строению на про- и эукариотических и по царствам в мини группах Выполнение и защита лабораторных работ: «Наблюдение за строением растительной, животной, грибной клетки и клеточныи включениями при помощи микроскопа» Практическое занятие «Анализ вирусных и бактериальных заболеваний. Общих принципов использования лекарственных веществ. Особенности применения антибиотиков»Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников, 30 ОК 01 ОК 02 рекомендованных преподавателем Структурно-функциональные Фронтальный опрос Разработка глоссария факторы наследственности Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК ОК 02 Обмен веществ и превращение энергии в клетке ОК 02 ОК 04 Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз ОК 02 ОК 04 Раздел 2. Строение и функции организма Строение организма ОК 02 Формы размножения организмов ОК 02 ОК 04 Онтогенез растений, животных и человека Фронтальный опрос Заполнение сравнительной таблицы характеристик типов обмена веществ Обсуждение по вопросам лекции Разработка ленты времени жизненного цикла Контрольная работа “Строение и функции организма” Оцениваемая дискуссия Разработка ментальной карты тканей, органов и систем органов организмов (растения, животные, человек) с краткой характеристикой их функций Фронтальный опрос Заполнение таблицы с краткой характеристикой и примерами форм размножения организмов Разработка ленты времени с характеристикой этапов онтогенеза отдельной группой животных и человека по микрогруппам Тест/опрос Составление жизненных циклов растений по отделам (моховидные, хвощевидные, папоротниковидные, голосеменные, покрытосеменные) 31 ОК 02 ОК 04 Закономерности наследования ОК 01 ОК 02 Сцепленное наследование признаков ОК 01 ОК 02 ОК 04 Закономерности изменчивости ОК 02 ОК 04 ОК 02 ОК 04 ОК 02 Разработка глоссария Фронтальный опрос Тест по вопросам лекции Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания Тест Разработка глоссария Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания Тест. Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипических схем скрещивания Раздел 3. Теория эволюции Контрольная работа “Теоретические аспекты эволюции жизни на Земле” История эволюционного Фронтальный опрос Разработка глоссария терминов учения. Микроэволюция Разработка ленты времени развития эволюционного учения Макроэволюция. Оцениваемая дискуссия: использование аргументов, Возникновение и развитие биологической терминологии и жизни на Земле символики для доказательства родства организмов разных систематических групп Разработка ленты времени возникновения и развития жизни на Земле Происхождение человека – Фронтальный опрос 32 ОК 04 антропогенез Разработка ленты времени происхождения человека Раздел 4. Экология ОК 01 ОК 02 ОК 07 ОК 01 ОК 02 ОК 07 Экологические факторы и среды жизни Тест по экологическим факторам и средам жизни организмов Популяция, сообщества, экосистемы Составление схем круговоротавеществ, используя материалы лекции Решение задач по переносу вещества и энергии в экосистемах с составлением трофических цепей и пирамид биомассы и энергии ОК 01 ОК 02 ОК 07 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 Биосфера - глобальная экологическая система Оцениваемая дискуссия Тест Влияние антропогенных факторов на биосферу Тест Практическая работа “Определение класса опасности, агрегатного состояния и физической формы отходовпроизводства образующихся на рабочем месте ” ОК 02 ОК 04 ОК 07 Влияние социальноэкологических факторов на здоровье человека ОК 01 ОК 02 ОК 04 Биотехнологии в жизни каждого Оцениваемая дискуссия Выполнение лабораторной работы на выбор: "Изучение влияния абиотических факторов: низких и высоких температур на человека " Раздел 5. Биология в жизни Защита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией) Выполнение кейса на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых 33 ОК 01 ОК 02 ОК 04 Промышленная биотехнология ОК 01 ОК 02 ОК 04 Социально-этические аспекты биотехнологий биотехнологий (по группам), представление результатов решения кейсов Выполнение кейса на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий (по группам), представление результатов решения кейсов Выполнение кейса на анализ информации об этических аспектах развития биотехнологий (по группам), представление результатов решения кейсов 34