Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное Учреждение Краснодарского края « Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.12. «Специальный рисунок и лепка» Профессии СПО: 43.01.09 Повар, кондитер 2022 г. 1 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 2 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 12 «СПЕЦИАЛЬНЫЙ РИСУНОК И ЛЕПКА» 1.1. Область рабочей программы учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12 «Специальный рисунок и лепка» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины, и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов по профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259). Учебная дисциплина «Специальный рисунок и лепка» является дополнительной учебной дисциплиной по выбору ФГОС среднего общего образования при реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии естественнонаучного профиля 43.01.09 Повар, кондитер. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК.1- ОК.4, ОК.6 ОК.10., 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК, ЛР ОК 1-10 ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 ЛР 4,5,8,11 Умения - выполнять упражнения по рисованию; - рисовать различного вида орнамент; - рисовать с натуры предметы геометрической формы; - рисовать с натуры предметы домашнего обихода; - рисовать фрукты и овощи; - рисовать с натуры пирожные и торты различной формы; - рисовать торты различной конфигурации, используя выразительные средства композиции; - выполнять лепку фруктов, овощей, цветов и растительного орнамента; - выполнять лепку макетов тортов, используя законы композиции; Знания - технику рисунка и ее многообразие - технику выполнения рисунка с натуры; - технику выполнения рисунка с натуры пирожных и тортов; композицию в рисунке, последовательность работы над рисунком; - законы композиции, выразительные средства композиции; - композиция тортов; технику лепки элементов украшения для тортов; - технику лепки макетов различной формы. 3 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 72 в т.ч. в форме практической подготовки 68 в т. ч.: теоретическое обучение 4 практические занятия 68 Самостоятельная работа 1 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 1 Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины. 4 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 12 «Специальный рисунок и лепка» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 1 2 Раздел № 1. Рисование Содержание учебного материала Тема 1. Основы 1. Техника рисунка и ее многообразие. рисунка 2. Материалы для рисования. Техника нанесения различных линий. Тема 1.2 Геометрические композиции в рисунке Тема 1.3. Орнамент 2 Практические занятия Практическое занятие № 1:Рисование прямых, вертикальных, горизонтальных, криволинейных линии. Практическое занятие № 2: Рисование плоских геометрических фигур (трапеции, прямоугольник, ромб, фигура в фигуре). Практическое занятие № 3: Рисование куба и призмы. Практическое занятие № 4: Рисование пирамиды и шара. Практическое занятие № 5: Выполнение рисунка геометрическим методом. Практическое занятие № 6: Рисование геометрических фигур с различными видами узоров. Практические занятия Практическое занятие № 7: Рисование орнаментов на основе геометрических фигур. Практическое занятие № 8: Рисование бордюра, фриза и каймы. Практическое занятие № 9:Рисование композиционно-замкнутого орнамента. Практическое занятие № 10:Рисование ленточных орнаментов. Практическое занятие № 11: Рисование сетчатого орнамента. Объем часов Коды компетенций и личностных результатов 2, формированию которых способствует элемент программы 34 1 1 ОК 1-10 ЛР 4,5,8.11 ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 6 1 ОК 1-10 ЛР 4,5,8,11 ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 ОК 1-10 ЛР 4,5,8,11 ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 1 В соответствии с Приложением 3 ПООП. 5 Тема 1.4 Цвет в композиции рисунка Тема 1.5. Рисование с натуры Тема 1.6 Рисование с натуры геометрических фигур и предметов быта Тема 1.7 Рисование с натуры овощей фруктов и растений Тема 1.8 Рисование с натуры животных и птиц. Тема 1.9 Рисование пирожных и тортов. Композиция тортов Практическое занятие № 12: Рисование симметричных и асиметричных орнаментальных композиций. Практические занятия Практическое занятие № 13: Нанесение светотени на рисунок цветными карандашами. Практическое занятие № 14:Нанесение светотени на рисунок гуашью или акварелью. 1 Практические занятия Практическое занятие № 15: Выполнение рисунка с натуры, натюрморта. Практические занятия Практическое занятие № 16: Рисование объемных предметов геометрической формы с натуры. Практическое занятие № 17: Рисование натюрморта из объёмных геометрических тел. Практическое занятие № 18: Рисование натюрморта из объёмных геометрических тел. Практическое занятие № 19: Рисование предметов домашнего обихода с натуры (чашки, тарелки). Практическое занятие № 20: Рисование композиции состоящей из посуды (ваза, кувшин). Практическое занятие № 21: Рисование натюрморта из предметов быта. Практические занятия Практическое занятие № 22: Рисование фруктов и овощей с натуры. Практическое занятие № 23: Рисование растений с натуры. Практическое занятие № 24: Рисование натюрморта из плодов, растений, корзин с цветами, фруктами, овощами. 1 1 Практические занятия Практическое занятие № 25: Наброски и зарисовки птиц с натуры. Практическое занятие № 26: Нарисовать животных и рыб с натуры. Практическое занятие № 27: Зарисуйте чучело птиц с натуры цветными карандашами и акварелью. 3 1 Практические занятия Практическое занятие № 28: Рисование композиций пирожных, корзинок с цветами и бутербродов с натуры. Практическое занятие № 29: Рисование тортов различных форм с натуры. Практическое занятие № 30: Рисование торта с декоративным оформлением 5 1 2 1 1 6 1 1 1 ОК 1-10 ЛР 4,5,8,11 ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 ОК 1-10 ЛР 4,5,8,11 ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 ОК 1-10 ЛР 4,5,8,11 ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 ОК 1-10 ЛР 4,5,8,11 ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 ОК 1-10 ЛР 4,5,8,11 ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 6 Практическое занятие № 31: Рисование квадратного и круглого торта с орнаментом любой формы. Практическое занятие № 32: Рисование многослойного свадебного торта. 1 1 Раздел № 2 Лепка Тема 2.1 Содержание учебного материала Основы лепки Тема 1.2.1 Основы лепки. Техника лепки и ее многообразие. 38 Тема 1.2.2 Инструменты и материалы для лепки. Приемы и техника лепных изображений Практические занятия Практическое занятие № 33: Техника лепки растений. Практическое занятие № 34: Техника лепки рельефного орнамента, путем наложения формы на основу. Практическое занятие № 35: Техника лепки овощей и грибов. Практическое занятие № 36: Техника лепки фруктов. Практическое занятие № 37: Техника лепки животных и птиц. Практическое занятие № 38: Техника лепки композиции с героями сказок. Практическое занятие № 39: Техники лепки пряничных изделий. Практическое занятие № 40: Техники лепки разновидности печенья Практическое занятие № 41: Техники лепки хлебобулочных изделий из соленого теста. Практическое занятие № 42: Выполнение лепки орнамента по заданию. Практическое занятие № 43: Техники лепки торта квадратной и круглой формы по эскизам из соленого теста. Практическое занятие № 44: Техники лепки торта детской тематики. Практическое занятие № 45: Техника лепки элементов для украшения торта из мастики. Практическое занятие № 46: Техника лепки человеческого образа из мастики. Практическое занятие № 47: Техника лепки цветочных композиций. Практическое занятие № 48: Техника лепки растений. Практическое занятие № 49: Техника лепки торта свободной тематики. Практическое занятие № 50: Техника лепки транспорта. Практическое занятие № 51: Техника лепки 1 1 36 1 ОК 1-10 ЛР 4,5,8,11 ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 бабочек. Практическое занятие № 52: Техника лепки рыб. Практическое занятие № 53: Техника лепки героев русских народных сказок. Практическое занятие № 54: Техника лепки морских обитателей. Практическое занятие № 55: Техника лепки героев сказок. Практическое занятие № 56: Техника лепки макетов пирожных прямоугольной формы. Практическое занятие № 57: Техника лепки макетов пирожных круглой и овальной формы. Практическое занятие № 58: Техника лепки макетов пирожных корзиночки. Практическое занятие № 59: Техника лепки макетов одноярусных тортов с геометрической композицией. Практическое занятие № 60: Техника лепки Тема 2.2 Изготовление макетов одноярусных тортов с фруктовой макетов тортов композицией. Практическое занятие № 61: Техника лепки макетов одноярусных тортов с цветочной композицией. Практическое занятие № 62: Техника лепки макетов двухъярусных тортов с цветами и объёмными бантами. Практическое занятие № 63: Техника лепки макетов тортов с морской тематикой. Практическое занятие № 64: Техника лепки макетов тортов с сказочной тематикой. Практическое занятие № 65: Техника лепки макетов фигурных тортов. Практическое занятие № 66: Техника лепки макетов двух и трехъярусных свадебных тортов. Практическое занятие № 67: Техника лепки макета торта «Кукла». Практическое занятие № 68: Техника лепки макета торта «Машинка». Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Всего: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ОК 1-10 ЛР 4,5,8,11 ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 1 1 1 1 1 1 1 72 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета технологии кулинарного производства. Оборудование учебного кабинета: - наглядный материал (плакаты); - учебно-методический комплекс; - ЦОР (презентации). Технические средства обучения: компьютер; интерактивная доска; экран; комплект обучающих видеофильмов. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Иванова. И.Н. Рисование и лепка.- М.: Издательский ценАкадемия,2011. Дополнительные источники: 1. Беляева. С. Е. Основы изобразительного искусства. – Академия,2009. 2. Бутейскис Н.Г., Жукова А.А. Технология приготовления мучных кондитерских изделий – М.: Издательский центр Академия, 2009. 3. Усов В.А. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания – М.: Издательский центр Академия, 2009. 4. Шембель А. Ф. Рисование и лепка.- М.: Издательский центр Академия, 2008. Интернет-ресурсы: 1. Лепка элементов торта [Электронные ресурсы] 2. Hlebopechka.ru 3. Оформление торта [Электронные ресурсы] 4. Hlebopechka.ru, Мастер-классы 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения, практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) 1 Умения: выполнять упражнения по рисованию; рисовать различного вида орнамент; рисовать с натуры предметы геометрической формы; рисовать с натуры предметы домашнего обихода; рисовать фрукты и овощи; рисовать с натуры пирожные и торты различных форм; рисовать торты различной конфигураций, используя выразительные средства композиции; выполнять лепку фруктов, овощей, цветов и растительного орнамента; выполнять лепку макетов тортов, используя законы композиции. Знания: техника рисунка и ее многообразие; техника выполнения рисунка с натуры; техника выполнения рисунка с натуры пирожных и тортов; композиция в рисунке, последовательность работы над рисунком; законы композиции, выразительные средства композиции; композиция тортов; техника лепки элементов украшения для тортов; техника лепки макетов различной формы. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 2 - выполнение и защита отчетов по лабораторной работе; - тестовый контроль; - выполнение и защита практических работ - выполнение и защита отчетов по лабораторной работе; - тестовый контроль; - выполнение и защита практических работ 10