Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД 15 Основы предпринимательской деятельности для профессии среднего профессионального образования 43.01.09 Повар, кондитер 2021 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСВОЕНИЯ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД 15 «Основы предпринимательской деятельности» Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 15 «Основы предпринимательской деятельности» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины, и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов по профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259). Учебная дисциплина «Основы предпринимательской дкятельности» является дополнительной учебной дисциплиной по выбору ФГОС среднего общего образования при реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии естественнонаучного профиля 43.01.09 Повар, кондитер. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК.1- ОК.4, ОК.6 ОК.10., 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК, ЛР ОК 1-10 ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 Умения формировать предпринимательские идеи; определять организационноправовые формы предпринимательства; применять методы исследования потребительского рынка с целью обоснования целесообразности деятельности; работать с документацией предпринимательской деятельности; составлять основные разделы бизнес-плана. - разрабатывать бизнес-план предприятия; Знания предмет, цели и задачи предпринимательства, его функции; виды предпринимательства; методы исследования потребительского рынка; субъекты предпринимательства; порядок разработки бизнесплана; деловую и профессиональную этику предпринимателя. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 72 в т.ч. в форме практической подготовки 67 в т. ч.: теоретическое обучение 67 практические занятия 5 Самостоятельная работа 1 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 1 Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины. 2.2. ОУД 15 «Основы предпринимательской деятельности» Наименование разделов и тем 1 Введение Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 Содержание учебного материала 1 Исторические аспекты зарождения и развития предпринимательства. Теории предпринимательства. 2 Зарождение российского предпринимательства. Предпринимательские династии. Раздел 1. Предпринимательство и его место в современной экономике Содержание учебного материала 1 Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности. Тема 1.1 Основы 2 Интрапренерство в предпринимательской деятельности предпринимательства 3 Предпринимательство как явление и процесс. Функции и принципы предпринимательства. 4 Сущность предпринимательской среды. Конкуренция и предпринимательская среда. 5 Внешняя и внутренняя предпринимательская среда. 6 Классификация предпринимательства 7 Типы и виды предпринимательской деятельности 8 Инновационное предпринимательство. Практические занятия 1 Практическое занятие № 1: «Типы и виды предпринимательской 2 В соответствии с Приложением 3 ПООП. Объем часов 3 2 1 1 26 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Коды компетенций и личностных результатов 2, формировани ю которых способствует элемент программы 4 ОК 1-10 ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 ОК 1-10 ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 Тема 1.2 Правовое регулирование предпринимательской деятельности деятельности» Содержание учебного материала Нормативно-правовые основы предпринимательства. Субъекты 1 предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства. 2 Содержание государственной регистрации юридического лица и ИП. Лицензирование отдельных видов деятельности. 5 Учредительные документы: виды и порядок их разработки. 6 Виды договоров в предпринимательстве 7 Юридическая ответственность предпринимателя. Практические занятия 2 Практическое занятие № 2: «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности» Содержание учебного материала 1 Место и роль малого предпринимательства в обществе 2 Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства 3 Преимущества и недостатки малого предпринимательства 4 Направления государственной поддержки развития малого предпринимательства 5 Оборотные средства предприятия 6 Себестоимость продукции и виды расходов предприятия 7 Доходы предприятия. 8 Прибыль и рентабельность: понятие, классификация, показатели 1 Контрольная работа № 1. «Предпринимательство и его место в современной экономике» 3 4 Тема 1.3 Особенности малого предпринимательства Раздел 2 Маркетинг-основной инструмент предпринимательства Тема 2.1. Содержание учебного материала Маркетинговые оценки 1 Маркетинг - основа исследования рыночных возможностей и анализ отрасли предпринимателя 2 Система маркетинга и анализ внешних и внутренних факторов 3 Исследование рынка и прогнозирование объема сбыта 4 Оценка конкурентов 5 Менеджмент. Место управления в предпринимательской деятельности. Тема 2.2 Содержание учебного материала 8 1 1 1 1 1 1 1 ОК 1-10 ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 5 1 1 1 1 1 7 ОК 1-10 ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 Налоговая система РФ. Налогооблажение предприятий Налогооблажение для сельскохозяйственных товаропроизводителей Упрощенная система налогооблажения Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности Патентная система налогооблажения Права и обязанности налогоплательщиков Контрольная работа № 2. "Предпринимательство и его место в современной экономике. Раздел 3. Технико-экономическое обоснование предпринимательской деятельности Тема 3.1 Содержание учебного материала Основы разработки 1 Сущность и назначение бизнес-плана бизнес-плана 2 Структура, функции и содержание разделов бизнес-плана 3 Требования предъявляемые к разработке бизнес-плана 4 Основные технологические процессы бизнес-планирования 5 Виды моделей, применяемых при бизнес-планировании Практические занятия 3 Практическое занятие № 3: «Процесс разработки бизнес-плана и его последовательность» 3 Контрольная работа № 3 «Технико-экономическое обоснование предпринимательской деятельности» Тема 3.2 Содержание учебного материала Реализация бизнес-идей 1 Содержание бизнес-плана в предпринимательстве 2 Оценка эффективности бизнес-плана. 3 Автоматизация бизнес-планирования. Раздел 4. Риски в предпринимательской деятельности Тема 4.1 Содержание учебного материала Риски в деятельности 1 Понятие и сущность риска в предпринимательской деятельности. предпринимателя. 2 Виды предпринимательских рисков Предпринимательский 3 Способы снижения риска в предпринимательстве риск 4 Основные способы снижения риска 5 Классификация предпринимательских рисков 6 Показатели риска и методы его оценки Практические занятия 4 Практическое занятие № 4: «Управление рисками при принятии управленческих решений Специальные налоговые режимы. Налогооблажение в РФ 1 2 3 4 5 6 2 1 1 1 1 1 1 1 10 7 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тема 4.2. Прекращение предпринимательских организаций Содержание учебного материала 1 Ликвидация и несостоятельность (банкротство) организаций 2 Реорганизация предпринимательских организаций 3 Уголовная ответственность в сфере предпринимательства Практические занятия 5 Практическое занятие № 5: «Анализ и управление экономическими рисками. Определение процедур банкротства предприятий» 4 Контрольная работа № 4 «Риски в предпринимательской деятельности» Раздел 5. Культура и этика в предпринимательстве. Тема 5.1 Содержание учебного материала Сущность и назначение 1 Сущность культуры предпринимательства культуры 2 Культура предпринимательских организаций предпринимательства Тема 5.2 Содержание учебного материала Деловая и 1 Деловая этика и этический кодекс предпринимателя. профессиональная этика 2 Этические нормы ведения дел в предпринимательстве 3 Моральные аспекты предпринимательства. Предпринимательская тайна 5 Контрольная работа № 5 «Культура и этика в предпринимательстве» Раздел 6. Коррупция в предпринимательской деятельности Тема 6.1. Содержание учебного материала Коррупция в 1 Понятие и сущность коррупции и взяток. Цели и задачи коррупционных предпринимательской мероприятий. деятельности. 2 Мероприятия по минимизации и ликвидации коррупционных нарушений. Противодействие 3 Основные принципы противодействия коррупции, борьбы с ней. коррупции. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Всего 4 1 1 1 1 1 1 6 2 1 1 4 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 72 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:кабинет «Основы предпринимательской деятельности»,оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения муляжей (инвентаря), раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором; наглядными пособиями (натуральными образцами продуктов, муляжами, плакатами, DVD фильмами, мультимедийными пособиями). 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Печатные издания Основные источники: 1. Асаул, А. Н, Организация предпринимательской деятельности: учебник / А. Н. Асаул. – СПб.: АНО ИПЭВ, 2015. 336с. 2. Автономов В.С. Экономика: учеб. для 10, 11 кл. ОО. Базовый уровень – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015 3. Торосян Е. К., Сажнева Л. П., Зарубина Ж. Н. Основы предпринимательской деятельности. Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2016. – 130 с. Дополнительные источники: 1.Попков В. П., Евстафьева Е. В. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы. — СПб.: Питер, 2011. — 352 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»). 2. Баринов В.А. Бизнес-планирование./ В.А. Баринов. Учебное пособие. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2010 Нормативно-правовые акты: 1. Федеральный закон от 6 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 № 230-ФЗ, ОТ 22.07.2008 № 159-ФЗ, ОТ 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 02.08.2009 № 217-ФЗ, ОТ 27.12.2009 № 365-ФЗ) 2. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-фз "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"(в редакции) Федеральных законов РФ от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ, от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 02.07.2005 N 83-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ; с изм., внесенными Федеральным законом от 27.10.2008 N 175-ФЗ) 3. Постановление правительства РФ от 19.06.2002 № 439 (ред. От 22.05.2006, с изм. от 01.08.2006) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». 9 4. Постановление Правительства РФ от 22.04.2005 № 249 (ред. От 23.02.2007) «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства». 5. ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. 05.02.2007) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001). Интернет-ресурсы: 1. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности 2. База дипломов и рефератов http://www.bestreferat.ru/referat-51946.html 3. База дипломов и рефератов http://www.erudition.ru/referat/ref/id.18501_1.html 4. Виды предпринимательства http://www.labex.ru/page/st_vidipp.html 5. Википедия. Электронная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E8%E7%ED%E5%F1 6. Информационный бизнес-портал http://market-pages.ru/bussines/38.html 7. Молодежное предпринимательство http://www.mbm.ru/stuff.asp?ID=727 8. Основы предпринимательского права http://www.bibliotekar.ru/kodex7/index.htm 9. Развитие предпринимательства http://www.finansy.ru/publ/macro/002asaul.htm 10. Словарь бизнес-терминов http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/10512 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований. Результаты обучения Осваиваемые знания: предмет, цели и задачи предпринимательства, его функции; виды предпринимательства; методы исследования потребительского рынка; субъекты предпринимательства; порядок разработки бизнесплана; деловую и профессиональную этику предпринимателя. Критерии оценки Полнота ответов, точность формулировок, не менее 70% правильных ответов. Не менее 75% правильных ответов. Формы и методы оценки Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования; Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии -оценки результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) 10 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета/ экзамена по МДК в виде: -письменных/ устных ответов, -тестирования. Осваиваемые умения: формировать предпринимательские идеи; определять организационноправовые формы предпринимательства; применять методы исследования потребительского рынка с целью обоснования целесообразности деятельности; работать с документацией предпринимательской деятельности; составлять основные разделы бизнес-плана. - разрабатывать бизнес-план предприятия; Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. Точность оценки Соответствие требованиям инструкций, регламентов Рациональность действий и т.д. Текущий контроль: - защита отчетов по практическим/ лабораторным занятиям; - оценка заданий для внеаудиторной (самостоятельной) работы - экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий в процессе практических/лабораторн ых занятий Промежуточная аттестация: - экспертная оценка выполнения практических заданий на зачете/экзамене 11