Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» Краснодарского края Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения дисциплины (в форме дифференцированного зачета) ЕН.02 Информатика для специальности среднего профессионального образования 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог 2021 РАССМОТРЕНО методическим объединением естественнонаучных дисциплин, поваров, кондитеров, технологов протокол № 1 от « 30 » августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ и.о. директора ГБПОУ «КТТ и ЖТ» _______________ С.А. Москалев Председатель _____ Третьякова О.О. Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № 1 от «31» августа 2021г. Комплект оценочных средств по дисциплине ЕН.02 Информатика для специальности среднего профессионального образования 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог разработан на основе рабочей программы преподавателем ГБПОУ «КТТиЖТ» Аллахвердовой И.В., в соответствии с положением № 32 «Об оценочных средствах для текущего контроля и промежуточной аттестации в ГБПОУ «КТТ и ЖТ» (Приказ № 60/1 от 20.02.2015 г.), положением № 138 «О периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ГБПОУ «КТТ и ЖТ» (Приказ № 372 от 31.08.2018 г.). Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта». Разработчик: ______ И. В. Аллахвердова, преподаватель ГБПОУ «КТТиЖТ» Рецензенты: ___________ Подпись ___________ Подпись Черникова Галина Викторовна Преподаватель ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж» ________________________________ Квалификация по диплому Калинина Анна Валерьевна Преподаватель ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж» ________________________________ Квалификация по диплому 2 СОДЕРЖАНИЕ 1 Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов 4 2 Комплект оценочных средств 6 2.1 Материалы для проведения входного контроля 6 2.2 Материалы для проведения текущего контроля 9 2.3 Материалы для проведения промежуточной аттестации 30 3 Перечень практических занятий 35 4 Задания для самостоятельной работы 36 3 1 Паспорт комплекта оценочных средств 1.1. Область применения комплекта оценочных средств Комплект оценочных средств предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины ЕН.02 Информатика. 1.2. Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки результатов и их критериев, типах заданий, формах аттестации В результате освоения учебной дисциплины ЕН.02 Информатика обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС специальности СПО 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: У 1 Использовать изученные прикладные программные средства; В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: З 1 Основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав структуру персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем; З 2 Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ. Результаты освоения учебной дисциплины в соответствии с целью основной образовательной программы определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. Реализация программы учебной дисциплины способствует формированию у обучающихся общих компетенций: ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести ответственность за них ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, 4 заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Профессиональных компетенций: ПК 2.2 Планировать и организовывать мероприятия по соблюдению норм безопасных условий труда. ПК 2.3 Контролировать и оценивать качество выполняемых работ ПК 3.1 Оформлять техническую и технологическую документацию ПК 3.2 Разрабатывать технологические процессы на ремонт отдельных деталей и узлов подвижного состава железных дорог в соответствии с нормативной документацией. Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет. 5 2 Комплект оценочных средств 2.1 Материалы для проведения входного контроля Пояснительная записка Цель работы – выявление уровня остаточных знаний за курс основной программы по учебной дисциплине «Информатика». Форма работы: варианты заданий в тестовой форме. Время выполнения: 45 минут. Задания для проведения входного контроля. Критерии оценки: 0 – 5 оценка «2», 6 – 7 оценка «3», 8 – 9 оценка «4», 10 - оценка «5». 1 вариант 1. Операционная система - это: а) совокупность основных устройств компьютера; б) программная среда, определяющая интерфейс пользователя; в) программа для уничтожения компьютерных вирусов; г) система программирования на языке низкого уровня. 2. Обмен информацией - это: а) выполнение домашней работы; б) просмотр телепрограммы; в) наблюдение за поведением рыб в аквариуме; г) разговор по телефону. 3. Под носителем информации обычно понимают: а) линию связи; б) параметр информационного процесса; в) компьютер; г) материальный носитель, который можно использовать для передачи информации. 4. Математическая модель объекта — это: а) созданная из какого-либо материала модель, точно отражающая внешние признаки объекта-оригинала; б) описание в виде схемы внутренней структуры изучаемого объекта; в) совокупность записанных на языке математики формул, отражающих те или иные свойства объекта- оригинала или его поведение; г) последовательность электрических сигналов. 5. Текстовый редактор - программа, предназначенная для: а) управление ресурсами ПК при создании документов; б) работы с изображениями в процессе создания игровых программ; в) создания, редактирования и форматирования текстовой информации; г) автоматического перевода с символьных языков в машинные коды. 6. Устройством для вывода текстовой информации является: а) клавиатура; б) экран дисплея; в) дисковод; г) сканер. 7. Текст, набранный в текстовом редакторе, хранится на внешнем запоминающем устройстве: а) в виде файла; б) таблицы кодировки; в) каталога; г) директории. 8. Одной из основных функций графического редактора является: а) ввод изображения; 6 б) хранение кода изображения; в) создание изображений; г) просмотр вывод содержимого видеопамяти. 9. Электронная таблица представляет собой: а) совокупность нумерованных строк и поименованных буквами латинского алфавита столбцов; б) совокупность поименованных буквами латинского алфавита строк и столбцов; в) совокупность пронумерованных строк и столбцов; г) совокупность строк и столбцов, именуемых пользователем произвольным образом. 10. Основной единицей информации является: а) бит; б) байт; в) килобайт; г) гигабайт. 2 вариант 1. Компьютер - это: а) электронное вычислительное устройство для обработки чисел; б) устройство для хранения информации любого вида; в) универсальное устройство для работы с информацией; г) устройство для обработки аналоговых сигналов. 2. Примером текстовой информации может служить: а) таблица умножения на обложке школьной тетради; б) иллюстрация в книге; в) правило в учебнике родного языка; г) фотография; 3. Жёсткий диск - это: а) устройство для вывода информации. б) устройство для долговременного хранения информации. в) устройство для записи информации на магнитный диск. г) устройство обработки информации. 4. Модель — это: а) фантастический образ реальной действительности; б) совокупность объектов и отношений, отражающих существенные стороны изучаемого объекта, явления или процесса; в) определенное описание изучаемого объекта, процесса, явления средствами изобразительного искусства; г) информация о несущественных свойствах объекта. 5. К числу основных функций текстового редактора относятся: а) копирование, перемещение, уничтожение и сортировка фрагментов текста; б) создание, редактирование, сохранение и печать текстов; в) строгое соблюдение правописания; г) автоматическая обработка информации, представленной в текстовых файлах. 6. Курсор - это: а) устройство ввода текстовой информации; б) клавиша на клавиатуре; в) наименьший элемент отображения на экране; г) метка на экране монитора, указывающая позицию, в которой будет отображен текст, вводимый с клавиатуры. 7. Клавиатура - это: а) устройство обработки информации; б) устройство для ввода информации; в) устройство для вывода информации; г) устройство для хранения информации. 8. Форматирование текста представляет собой: а) процесс внесения изменений в имеющийся текст; б) процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла; 7 в) процесс передачи текстовой информации по компьютерной сети; г) процедуру считывания с внешнего запоминающего устройства ранее созданного текста. 9. Элементарным объектом, используемым в растровом графическом редакторе, является: а) круг; б) прямоугольник; в) точка экрана (пиксель); г) палитра цветов. 10. Электронная таблица - это: а) прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных; б) прикладная программа для обработки изображений; в) устройство ПК, управляющее его ресурсами в процессе обработки данных в табличной форме; г) системная программа, управляющая ресурсами ПК при обработке таблиц. 8 2.2. Материалы для проведения текущего контроля. 2.2.1 Содержание тестовых материалов (типовое задание в соответствие с тематической структурой) Тематическая структура 1. Автоматизированная обработка информации 2. Общий состав и структура персональных компьютеров и вычислительных систем. 3. Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ. 4. Состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности. 5. Основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности. 1. Текущий контроль по теме 1.1. «Информация, информационные процессы и информационное общество» Устный ответ Перечень З и У: З1, З2 Перечень ОК и ПК: ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 8, ОК 9, ПК 2.2 Критерии оценки: правильный и полный ответ на четыре произвольно выбранных вопроса – 5 баллов; правильный и полный ответ на три вопроса или ответ на четыре вопроса с неточностями – 4 балла; правильный и полный ответ на два вопроса или ответ на три вопроса с неточностями – 3 балла. Вопросы для устного ответа: 1. Техника безопасности при работе с компьютером. 2. Какие опасности несет работа с компьютером. 3. Что такое информация? 4. Свойства информации. 5. Виды информации. 6. Виды памяти. Примерные ответы на вопросы: 1. 1. До начала работы: проверить исправность электропроводки, розеток и вилок компьютера, заземление ПК. 2. Во время работы: необходимо аккуратно обращаться с проводами; запрещается работать с неисправным компьютером; нельзя заниматься очисткой компьютера, когда он находится под напряжением; недопустимо самостоятельно проводить ремонт оборудования при отсутствии 9 специальных навыков; нельзя располагать рядом с компьютером жидкости, а также работать с мокрыми руками; нельзя в процессе работы с ПК прикасаться к другим металлическим конструкциям (например, батареям); не допускается курение и употребление пищи в непосредственной близости с ПК и др. 3. В аварийных ситуациях: при любых неполадках необходимо сразу отсоединить ПК от сети; в случае обнаружения оголенного провода незамедлительно оповестить всех работников и исключить контакт с проводом; в случае возникновения пожара принять меры по его тушению с использованием огнетушителей (работники должны знать, где они находятся); в случае поражения человека током оказать первую помощь и вызвать скорую медицинскую помощь. 4. По окончании работы: 2. 3. 4. 5. 6. выключить компьютер; желательно провести влажную уборку рабочего места; отключить электропитание. Зрение Осанка Психика Информация — это осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования. Субъективность информации. Достоверность информации. Полнота информации. Точность информации Актуальность информации Полезность (ценность) информации. Виды: графическая или изобразительная звуковая (акустическая) текстовая числовая видеоинформация оперативная кэш-память постоянная полупостоянная видеопамять 10 Практическое занятие №1 Измерение информации Практическая часть. Совместное решение задач. 1вариант. В некоторой стране автомобильный номер длиной 7 символов составляется из заглавных букв (всего используется 26 букв) и десятичных цифр в любом порядке. Каждый символ кодируется одинаковым и минимально возможным количеством бит, а каждый номер – одинаковым и минимально возможным количеством байт. Определите объем памяти, необходимый для хранения 20 автомобильных номеров. Решение: всего используется 26 букв + 10 цифр = 36 символов для кодирования 36 вариантов необходимо использовать 6 бит, так как 2^5=32<36<2^6=64, т.е. пяти бит не хватит (они позволяют кодировать только 32 варианта), а шести уже достаточно таким образом, на каждый символ нужно 6 бит (минимально возможное количество бит). полный номер содержит 7 символов, каждый по 6 бит, поэтому на номер требуется 6 x 7 = 42 бита. По условию каждый номер кодируется целым числом байт (в каждом байте – 8 бит), поэтому требуется 6 байт на номер (5x8=40<42<6x8=48), пяти байтов не хватает, а шесть – минимально возможное количество на 20 номеров нужно выделить 20x6=120 байт. Ответ: 120 байт. 2 вариант. Каждая клетка поля 8×8 кодируется минимально возможным и одинаковым количеством бит. Решение задачи о прохождении 'конем' поля записывается последовательностью кодов посещенных клеток . Каков объем информации после 11 сделанных ходов? (Запись решения начинается с начальной позиции коня). Решение: Всего клеток 8х8 = 64. Для кодирования 1 клетки необходимо 6 бит (2^6=64). В записи решения будет описано 12 клеток (11 ходов+начальная позиция). Объем информации записи 12х6 = 72 бита = 72:8 = 9 байт. Ответ: 9 байт. Практическое занятие №2 Представление информации в различных системах счисления. Практическая часть. Задание №1 Переведите десятичные числа в двоичную систему счисления (с проверкой): I вариант 8810; 19510; 22910. II вариант 7710; 18410; 26510. Задание №2 Переведите числа в десятичную систему счисления (с проверкой): 11 I вариант II вариант - 10112; 10012; 10111112; 10101012; 111000012; 110100112. Задание 3. Здесь зашифрована известная русская поговорка. Прочитайте ее, двигаясь с помощью двоичных цифр в определенной последовательности. Практическое занятие №3 Автоматизированное рабочее место специалиста. Практическая часть. Создание структуры АРМ. Выполнить задания № 1-5 и продемонстрировать преподавателю результаты работы. Задание № 1 Найти информацию, связанную непосредственно с будущей профессией, по компонентам структуры АРМ и связям между его составными частями, приведенными на рисунке 1.1 Задание № 2 Осуществить поиск информации, связанной непосредственно с будущей профессией, по следующим компонентам: описание рабочегоместа, рабочих инструментов, технологии, задач с использованием фотографий. Задание № 3 Составить описание АРМ, имеющего непосредственное отношение к будущей специальности, на основе рис. 1.1. Задание № 4 Составить перечень лицензионных программных продуктов, которые используются по профильным дисциплинам. Задание № 5 Используя глобальную сеть Интернет, осуществить поиск информации, связанной с методами защиты информации, правонарушениями в информационной сфере и мерами их предупреждения. 12 Практическое занятие №4 Автоматизированные средства управления различного назначения Практическая часть. Задание № 1: В программе WORD наберите кратко текст об основных автоматизируемых бизнес-процессах: 2.1. Прием нового работника 2.2. Увольнение работника 2.3. Постановка на учет новой техники 2.4. Списание техники 2.5. Закрепление машин за заказчиками 2.6. Обработка заявки, выписка путевого листа 2.7. Обработка путевого листа 2.8. Выписка ремонтного листа 2.9. Обработка ремонтного листа 2.10. Прием запасных частей и эксплуатационных материалов на склад 2.11. Выдача запасных частей и эксплуатационных материалов в производство 2.12. Списание запасных частей и эксплуатационных материалов. Задание № 2:: Заполнить таблицу Что называется автоматизированной системой управления? Какую задачу решают автоматизированные системы управления? Какие цели преследуют АСУ? Какие функции осуществляют АСУ? Приведите примеры автоматизированных систем управления. Самостоятельная работа по темам: «Языки и способы кодирования информации. Информационные процессы: передача, хранение и поиск информации» Вариант №1 1. Как кодируется текстовая информация? 2. Что такое носитель информации? Приведите примеры носителей информации. 3. Что относится к атрибутам поиска? 4. За 15 с по каналу связи передано 810 байт информации. Чему равна пропускная способность канала? Вариант №2 1.Как кодируется графическая информация? 2. Скорость передачи информации – это… 3. Что такое шум по отношению к системам передачи данных? Какие существуют способы борьбы с шумом? 13 4. Информация передается со скоростью 2,5 Кбайт/с. Какой объем информации будет передан за 20 мин? Вариант №3 1. Как кодируется звуковая информация? 2. Дайте определение понятию «пропускная способность канала» 3. Приведите примеры процесса передачи информации. 4. За 25 с по каналу связи передано 325 байт информации. Чему равна пропускная способность канала? Вариант №4 1. Что такое кодирование? 2. По способу представления информация может быть … 3. Как осуществляется процесс передачи информации? 4. Информация передается со скоростью 3,8 Кбайт/с. Какой объем информации будет передан за 15 мин? Текущий контроль по теме 2.1 Общий состав и структура персональных компьютеров и вычислительных систем Устный ответ Перечень З и У: У1, З1, З2 Перечень ОК и ПК: ОК 5, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2 Критерии оценки: правильный и полный ответ на четыре произвольно выбранных вопроса – 5 баллов; правильный и полный ответ на три вопроса или ответ на четыре вопроса с неточностями – 4 балла; правильный и полный ответ на два вопроса или ответ на три вопроса с неточностями – 3 балла. Вопросы для устного ответа: 1. Что такое текстовой редактор? 2. Что такое текстовой процессор? 3. В чем отличи текстового редактора от текстового процессора? 4. Перечислите основные возможности текстового процессора. 5. Программы для работы с текстом. 6. Область применения текстовых процессоров Примерные ответы на вопросы: 1. 2. 3. 4. Те́кстовый реда́ктор — самостоятельная компьютерная программа или компонент программного комплекса, предназначенная для создания и изменения текстовых данных в общем и текстовых файлов в частности. Те́кстовый проце́ссор — компьютерная программа, используемая для написания и модификации документов, компоновки макета текста и предварительного просмотра документов в том виде, в котором они будут напечатаны. Текстовые процессоры, в отличие от текстовых редакторов, имеют больше возможностей для форматирования текста, внедрения в него графики, формул, таблиц и других объектов. Редактирование, создание текста. Сохранение документа в виде файла с 14 5. 6. необходимым расширением (в 2003 расширение по умолчанию - *.doc, в 2007, 2010 *.docx). Поиск необходимого файла на информационном носителе (жесткий диск, флешка, диск, дискета и др), а также считывание его с диска. Поиск орфографических ошибок в существующем тексте и проверка лексики. Возможность текст разбивать на страницы. Пользователь может форматировать тексты по своему усмотрению. Возможность создавать оглавление документа (причем в автоматическом режиме). Встроенная возможность многооконного режима (работа с окнами). Распечатка файлов различных форматов. Причем данный текстовый редактор отличается следующим: что видит пользователь — то и будет распечатано, так называемый режим WYSIWYG (What You See Is What You Get). Удаление объектов из файла, а также их внедрение туда. Вставка и создание рисунков в файле (причем можно вставить и уже готовые фотографии). Можно использовать библиотеку под названием CLIPART, где хранятся готовые рисунки формата *.wmf, а также вставлять их в файл. Вставка в файл научных формул (химических, математических и др.) и диаграмм. Изменение размера и вида используемого в тексте шрифта (причем не для всего текста в целом, а для разных частей может быть использован свой собственный формат печати). Выделение необходимых участков текста или блока, а также их перенос на новое место. Если потребуется, то их можно удалить. Также включена возможность обрамления требуемых участков текста. Создание и вставка в файл электронных таблиц. Причем в них можно по-своему усмотрению изменить число строк и столбцов. Создание баз данных в электронных таблицах, а также выполнение сложных или простых математических вычислений. Создание конвертов писем, этикетов и эмблем. Вставка в файл видеоклипов, текстовых спец эффектов, мультимедийных и звуковых файлов. Просмотр перед печатью текста, с возможностью его увеличения для лучшего просмотра. В рассматриваемый текстовый редактор входит обширная справочная система, благодаря которой пользователь может довольно быстро получить помощь. OpenOffice LibreOffice SoftMaker FreeOffice Microsoft Office WordPad Блокнот Обилие различных типов документов привело к многообразию существующих текстовых редакторов. В качестве классифицирующего признака, с помощью которого можно разделить все множество текстовых редакторов на группы, примем тип обрабатываемого документа. 1. Редакторы текстов - предназначены для создания и редактирования несложных текстов и текстов программ (Brief, Norton Editor, Quick). 2. Редакторы документов - предназначены для работы с документами, структурно состоящими из вложенных разделов, страниц, абзацев и т.д. В структуру документа могут входить таблицы, графические образы, которые могут создаваться в других приложениях. Среди редакторов, предназначенных для работы с текстовыми документами, можно выделить Лексикон, AmiPro, MultiEdit, Word Perfect, Microsoft Word. Признавая общность последних по типу создаваемого и обрабатываемого объекта, нельзя не отметить их 15 различия по возможностям, предоставляемым пользователю. 3. Редакторы научных текстов. Особенность данного класса редакторов в том, что они обеспечивают подготовку и редактирование научных текстов, содержащих большое количество математических формул, графиков, специальных символов и т. д. Среди наиболее известных редакторов научных текстов можно выделить системы ТЕХ и MathOr. Необходимо отметить, что современные текстовые редакторы включают в себя средства подготовки документов с формулами. Вопрос только в том, как соотносятся обычный текст и формулы. Использование редакторов научных текстов оправдано тогда, когда подготавливаемый текст содержит много формул. 4. Издательские системы - используются для подготовки больших сложных документов (книги, альбомы, журналы, газеты, буклеты). В качестве примеров издательских систем можно назвать Corel Ventura Publisher, Adobe PageMaker, QuarkXPress. Необходимо отметить, что работа с издательскими системами предполагает использование редакторов документов на этапе предварительной подготовки материалов. Издательские системы предназна¬чены для верстки текста. Верстка текста заключается в размещении текста по страницам создаваемого документа, вставке рисунков, использовании различных шрифтов применительно к документам, уже созданным при помощи редакторов текстов. В целом, на наш взгляд, различия между редакторами документов и издательскими системами стираются. Тест по теме «Основные информационные процессы». Критерии оценки выполнения заданий. За правильное выполнение одного задания обучающийся получает 1 балл. Оценка Количество баллов «3» удовлетворительно 6-5 «4» хорошо 8-7 «5» отлично 10-9 Задание 1 Носителями информации являются: Выберите несколько из 5 вариантов ответа: 1) память человека 4) жесткий диск 2) записная книжка 5) монитор 3) принтер Задание 2 Контейнером для файлов является: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) альбом 3) шкатулка 2) папка 4) коробка Задание 3 Сопоставьте следующие понятия. Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа: 1) временная память (оперативная) 2) долговременная память (внешняя) __ память человечества __ жесткий диск __ записная книжка __ память человека Задание 4 Содержимым файла может быть: Выберите несколько из 5 вариантов ответа: 1) песня 2) мультфильм 16 3) рисунок 5) тест 4) программа Задание 5 Выберите те буквенные сочетания, которые могут являться именами файлов. Выберите несколько из 6 вариантов ответа: 1) :собака.png 4) соб?ка.png 2) собака/.png 5) $обака.png 3) собака1.png 6) собака.png Задание 6 Сопоставьте вид информации и носитель, на котором она может храниться Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа: 1) DVD-диск 3) газета 2) аудиодиск 4) альбом для рисования __ статья __ музыкальное произведение __ видеофильм __ рисунок Задание 7 Первый прибор для воспроизведения и записи звуков имеет название. Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) аудиограф 2) лингофон 3) фонограф 4) стереоскоп Задание 8 Может ли быть длина имени файла 235 символов? Выберите один из 2 вариантов ответа: 1) да 2) нет Задание 9 Выберите символы, которые нельзя использовать в операционной системе Windows при создании имени файла. Выберите несколько из 8 вариантов ответа: 1) ˃ 5) | 2) \ 6) . 3) ? 7) * 4) / 8) ˂ Задание 10 Компьютер может хранить в своей памяти следующие виды информации: Выберите несколько из 4 вариантов ответа: 1) видеоинформация 3) текстовая информация 2) звуковая информация 4) графическая информация Ответы: 1) Верные ответы: 1; 2; 4; 2) Верные ответы: 2; 3) Верные ответы: 2; 17 2; 2; 1; 4) Верные ответы: 1; 2; 3; 4; 5; 5) Верные ответы: 3; 5; 6; 6) Верные ответы: 3; 2; 1; 4; 7) Верные ответы: 3; 8) Верные ответы: 1; 9) Верные ответы: 1; 2; 3; 4; 5; 7; 8; 10) Верные ответы: 1; 2; 3; 4; Текущий контроль по теме 2.3 Общий состав и структура персонального компьютера ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Расставьте цифры, соответствующие устройствам персонального компьютера 1.колонки 2.монитор 3.мышь 4.клавиатура 5.джойстик 6.принтер 7.сканер 8.микропроцессор 9.внутренняя память (ОЗУ и ПЗУ) 10.внешняя память 11 Контроллеры устройств: К ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Задание: Каждая группа учащихся – продавцы-консультанты в магазине компьютерной техники. Задача группы – подобрать по прайс-листу необходимую конфигурацию компьютера для следующих покупателей: 1) дизайнер 2) журналист 3) техник по технологии машиностроения 4) преподаватель 5) студент Ответ каждой группе необходимо представить в виде таблицы и обосновать свой выбор. 18 комплектующие характеристики Процессор Видеокарта Материнская плата Оперативная память Жесткий диск Блок питания Корпус Внешние устройства - перечень (самостоятельно) ПО – перечень (самостоятельно) Текущий контроль по теме 3.3 «Компьютерные презентации» Устный ответ Перечень З и У: У1, З1, З2 Перечень ОК и ПК: ОК 4, ОК 5, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2 Критерии оценки: правильный и полный ответ на четыре произвольно выбранных вопроса – 5 баллов; правильный и полный ответ на три вопроса или ответ на четыре вопроса с неточностями – 4 балла; правильный и полный ответ на два вопроса или ответ на три вопроса с неточностями – 3 балла. Вопросы для устного ответа: 1. Что такое презентации? 2. Для чего используются презентации? 3. Какие особенности нужно учитывать, создавая презентации 4. Для чего нужен дизайн в презентациях? 5. Что такое анимация и для чего она нужна? 6. Что такое гиперссылка? 7. Приведите примеры нестандартного использования презентаций? 8. Какие ошибки чаще всего допускают при создании презентаций? 1. 2. 3. 4. 5. 6. Презентация — документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо Цель презентации — донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Аудиторию, для которой готовится презентация Дизайн нужен для того, что бы сделать презентацию интереснее и информативнее. Анимация - это движение объектов. Анимацию нужна, что бы сделать презентацию интереснее. Гиперссылка — это связь между веб-страницами или файлами. 19 7. 8. 1. Использование Microsoft PowerPoint в качестве инструмента подготовки графики. 2. Использование программы Microsoft PowerPoint для создания рекламной заставки. 3. Создание анимационных роликов в программе PowerPoint. 4. Создание фотоальбома в программе PowerPoint 5. Создание гипертекстовых интерактивных мультимедийных ресурсов в программе PowerPoint. Слишком много текста Сложные переходы Неправильные шрифты и цвета Чтение слайдов ведущим Использование сложных графиков и диаграмм Скучные шаблоны Видео и скриншоты Белое пространство на картинках Визуальная доступность Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций РowerРoint. ЗАДАНИЕ 1. «Блиц-пятерка» (5 минут) ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРЕДЛОЖЕНО 5 ВОПРОСОВ. ВРЕМЯ - ОТВЕТ – 1 МИН. Вопрос 1: Какое расширение имеет файл презентации? Вопрос 2: Слайд это…. Вопрос 3: Компьютерная презентация это…. Вопрос 4: Создание презентаций осуществляется в программе…. Вопрос 5: Начать показ слайдов следует с кнопки….. ЗАДАНИЕ 2. «Заполни пропуски» (10 минут) СЛЕДУЮЩАЯ РАБОТА БУДЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ. ЗАДАНИЕ СЛЕДУЮЩЕЕ: ЗАПОЛНИТЕ ПРОПУСКИ, ИСПОЛЬЗУЯ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ. 1. Идея создания PowerPoint принадлежит _____________, студенту университета Беркли. 2. Первым названием PowerPoint была программа в черно-белом цвете_____________. 3. Первоначально главным назначением программы PowerPoint было создание _____________. 4. Первая версия PowerPoint 1.0 для AppleMacintosh вышла в___________году. 5. Flash – презентация – это быстрая__________. 20 6. Термин «мультимедиа» переводится с английского слова «multimedia» как _____________. 7. Интерактивность – возможность диалога компьютера с ________ на основе графического ________ с управляющими элементами (кнопки, текстовые окна и т.д.). 8. Электронные страницы презентации называются _________. 9. Компьютерные презентации применяются в ______________________________________________________________. 10. Программа PowerPoint включена в пакет _______________. Инструктаж обучающихся по выполнению практической работы (Демонстрация компьютерной презентации и разбор пошагово презентации) создания Инструкционная карта «Создание презентации MS PowerPoint» Открытие программы: 1 шаг - выполнить команду Пуск/Программы/ MS PowerPoint. Оформление слайда: 2 шаг - выполнить команду Создание/Из шаблона оформления; - просмотреть предложенные шаблоны с использованием полосы прокрутки; - задать оформление одинарным щелчком по выбранному шаблону. Наполнение первой страницы: 3 шаг - задать заголовок презентации; - задать подзаголовок презентации. Создание нового слайда: 4 шаг - выполнить команду Вставка/Создать слайд. Выбор разметки слайда: 5 шаг - выполнить команду Формат/Разметка слайда; - выбрать подходящие макеты для текста, либо макеты с графическими элементами, либо с совмещенными возможностями; - создать необходимое количество слайдов. Сохранение программы: 6 шаг - выполнить команду Файл/Сохранить как…; - задать имя файла и нажать кнопку «Сохранить». Использование эффектов: 7 шаг - выделить текст или рисунок; - выполнить команду Показ слайдов/Эффекты анимации; - выбрать в появившемся списке подходящие эффекты. Просмотр презентации: 8 шаг - нажать кнопку Показ слайдов. Редактирование презентации. 9 шаг 21 Контрольная работа № 1 Критерии оценки выполнения заданий За правильное выполнение одного задания обучающийся получает 1 балл, Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются. Оценка Количество баллов «3» удовлетворительно 8-11 «4» хорошо 12-13 «5» отлично 14-15 К каждому вопросу предлагаются 3 варианта ответа, из которых следует выбрать один правильный. Любое исправление – неправленый ответ!!!!! ВАРИАНТ 1 1) Виды информационной безопасности: a) Персональная, корпоративная, государственная b) Клиентская, серверная, сетевая c) Локальная, глобальная, смешанная 2) Основными источниками угроз информационной безопасности являются все указанное в списке: a) Хищение жестких дисков, подключение к сети, инсайдерство b) Перехват данных, хищение данных, изменение архитектуры системы c) Хищение данных, подкуп системных администраторов, нарушение регламента работы 3) Основными рисками информационной безопасности являются: a) Искажение, уменьшение объема, перекодировка информации b) Потеря, искажение, утечка информации c) Техническое вмешательство, выведение из строя оборудования сети 4) К основным принципам обеспечения информационной безопасности относится: a) Многоплатформенной реализации системы b) Усиления защищенности всех звеньев системы c) Экономической эффективности системы безопасности 5) Принципом политики информационной безопасности является принцип: a) Усиления защищенности самого незащищенного звена сети (системы) b) Перехода в безопасное состояние работы сети, системы c) Полного доступа пользователей ко всем ресурсам сети, системы 6) К основным функциям системы безопасности можно отнести все перечисленное: a) Установка новых офисных приложений, смена хостинг-компании b) Установление регламента, аудит системы, выявление рисков c) Внедрение аутентификации, проверки контактных данных пользователей 7) Наиболее распространены угрозы информационной безопасности корпоративной системы: a) Покупка нелицензионного ПО 22 b) Ошибки эксплуатации и неумышленного изменения режима работы системы c) Сознательного внедрения сетевых вирусов 8) Наиболее распространены средства воздействия на сеть офиса: a) Слабый трафик, информационный обман, вирусы в интернет b) Вирусы в сети, логические мины (закладки), информационный перехват c) Компьютерные сбои, изменение админстрирования, топологии 9) Разновидностями угроз безопасности (сети, системы) является все перечисленное в списке: a) Программные, технические, организационные, технологические b) Серверные, клиентские, спутниковые, наземные c) Личные, корпоративные, социальные, национальные 10) На чем основано действие антивирусной программы? a) На ожидании начала вирусной атаки b) На сравнении программных кодов с известными вирусами c) На удалении 11) Этапы действия программного вируса: a) Размножение, вирусная атака b) Запись в файл, размножение c) Запись в файл, размножение, уничтожение 12) О каком вирусе идёт речь «Заражают файлы документов Word и электронных таблиц Excel» a) Файловый вирус b) Сетевой вирус c) Макровирус 13) Какой кабель обеспечивает скоростью передачи данных до 10 Мбит/с? a) Коаксиальный b) витая пара c) оптоволокно 14) Самый высокий уровень безопасности a) Звезда b) Кольцо c) Шина 15) Коммутаторы или свитчи используются для: a) для выбора маршрута b) объединения компьютеров в единую сеть c) усиления сигнала ВАРИАНТ 2 1) К правовым методам, обеспечивающим информационную безопасность, относятся: a) Разработка аппаратных средств обеспечения правовых данных b) Разработка и установка во всех компьютерных правовых сетях журналов учета действий 23 c) Разработка и конкретизация правовых нормативных актов обеспечения безопасности 2) Цели информационной безопасности – своевременное обнаружение, предупреждение: a) инсайдерства в организации b) чрезвычайных ситуаций c) несанкционированного доступа, воздействия в сети 3) Основные объекты информационной безопасности: a) Компьютерные сети, базы данных b) Информационные системы, психологическое состояние пользователей c) Бизнес-ориентированные, коммерческие системы 4) Основными субъектами информационной безопасности являются: a) органы права, государства, бизнеса b) руководители, менеджеры, администраторы компаний c) сетевые базы данных, фаерволлы 5) Принципом политики информационной безопасности является принцип: a) Усиления основного звена сети, системы b) Невозможности миновать защитные средства сети (системы) c) Полного блокирования доступа при риск-ситуациях 6) К основным типам средств воздействия на компьютерную сеть относится: a) Компьютерный сбой b) Логические закладки («мины») c) Аварийное отключение питания 7) Когда получен спам по e-mail с приложенным файлом, следует: a) Прочитать приложение, если оно не содержит ничего ценного – удалить b) Сохранить приложение в парке «Спам», выяснить затем IP-адрес генератора спама c) Удалить письмо с приложением, не раскрывая (не читая) его 8) Наиболее распространены угрозы информационной безопасности сети: a) Распределенный доступ клиент, отказ оборудования b) Моральный износ сети, инсайдерство c) Сбой (отказ) оборудования, нелегальное копирование данных 9) Утечкой информации в системе называется ситуация, характеризуемая: a) Потерей данных в системе b) Изменением формы информации c) Изменением содержания информации 10) Какие программы относятся к антивирусным? a) AVP, DrWeb, Norton AntiVirus. b) MS-DOS, MS Word, AVP . c) MS Word, MS Excel, Norton Commander . 11) Какие существуют основные средства защиты данных? a) Аппаратные средства b) Программные средства c) Резервное копирование наиболее ценных данных 12) Какие существуют вспомогательные средства защиты? 24 a) Административные методы и антивирусные программы. b) Аппаратные средства. c) Программные средства. 13) Выбери правильное определение «Интернет-черви» - это a) Операция преобразования знаков или групп знаков одной знаковой системы в знаки или группы знаков другой знаковой системы. b) Распространяются в компьютерной сети во вложенных в почтовое сообщение файла. c) Приложение операционной системе MS-DOS. 14) Для общего доступа пользователей сети, используется: a) рабочая станция b) сервер c) клиент 15) Самую низкую пропускную способность и помехоустойчивость имеет: a) Коаксиальный кабель b) Телефонный кабель c) Витая пара Контрольная работа № 2 1 вариант Вариант содержит 15 вопросов, к каждому вопросу предлагаются 3 варианта ответа, из которых следует выбрать один или несколько правильных. Критерии оценки выполнения заданий. За правильное выполнение одного задания - 1 балл. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются. Оценка «3» удовлетворительно «4» хорошо «5» отлично Количество баллов 8-10 11-13 14-15 1. Прикладное программное обеспечение – это: a) справочное приложение к программам b) текстовый и графический редакторы, обучающие и тестирующие программы, игры c) набор игровых программ 2. Системное программное обеспечение: a) программы для организации совместной работы устройств компьютера как единой системы b) программы для организации удобной системы размещения программ на диске c) набор программ для работы устройства системного блока компьютера 3. Прикладное программное обеспечение работает под управлением … a) операционных систем b) систем управления базой данных 25 c) архиваторов 4. Самая известная программа оптического распознавания текстов a) Prompt b) Fine Reader c) Fine Writer 5. Под информационной безопасностью понимается… a) защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или случайного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений в том числе владельцам и пользователям информации и поддерживающей инфраструктуре. b) программный продукт и базы данных должны быть защищены по нескольким направлениям от воздействия c) нет правильного ответа 6. Доступность – это… a) возможность за приемлемое время получить требуемую информационную услугу. b) логическая независимость c) нет правильного ответа 7. Угроза – это… a) потенциальная возможность определенным образом нарушить информационную безопасность b) система программных языковых организационных и технических средств, предназначенных для накопления и коллективного использования данных c) процесс определения отвечает на текущее состояние разработки требованиям данного этапа 8. Вирус – это… a) код обладающий способностью к распространению путем внедрения в другие программы b) способность объекта реагировать на запрос сообразно своему типу, при этом одно и то же имя метода может использоваться для различных классов объектов c) небольшая программа для выполнения определенной задачи 9. Конфиденциальную информацию можно разделить: a) предметную b) служебную c) глобальную 10. К какому виду угроз относится присвоение чужого права? a) нарушение права собственности b) нарушение содержания c) внешняя среда 11. Отказ, ошибки, сбой – это: a) случайные угрозы 26 b) преднамеренные угрозы c) природные угрозы 12. К организационно - административному обеспечению информации относится: a) взаимоотношения исполнителей b) подбор персонала c) регламентация производственной деятельности 13. Правовое обеспечение безопасности информации – это… a) совокупность законодательных актов, нормативно-правовых документов, руководств, требований, которые обязательны в системе защиты информации b) система программных языковых организационных и технических средств, предназначенных для накопления и коллективного использования данных c) нет правильного ответа 14. Информацию с ограниченным доступом делят: a) государственную тайну b) конфиденциальную информацию c) достоверную информацию 15. Правовое обеспечение безопасности информации делится: a) международно-правовые нормы b) национально-правовые нормы c) все ответы правильные a) b) c) a) b) c) a) b) c) a) b) c) a) 2 вариант 1. Прикладное программное обеспечение: программы для обеспечения работы других программ программы для решения конкретных задач обработки информации программы, обеспечивающие качество работы печатающих устройств 2. Сервисные (обслуживающие) программы: программы сервисных организаций по бухгалтерскому учету программы обслуживающих организаций по ведению делопроизводства системные оболочки, утилиты, драйвера устройств, антивирусные и сетевые программы 3. Прикладные программы называют … утилитами приложениями браузерами 4. Представители прикладного программного обеспечения глобальных сетей: средства доступа и навигации средства разработки Web-приложений почтовые программы для электронной почты (e-mail), The Bat 5. От чего зависит информационная безопасность? от компьютеров 27 b) от поддерживающей инфраструктуры c) от информации 6. Конфиденциальность – это.. a) защита от несанкционированного доступа к информации b) программ и программных комплексов, обеспечивающих технологию разработки, отладки и внедрения создаваемых программных продуктов c) описание процедур 7. Для чего создаются информационные системы? a) получения определенных информационных услуг b) обработки информации c) все ответы правильные 8. Черви – это… a) код способный самостоятельно, то есть без внедрения в другие программы вызывать распространения своих копий по И.С. и их выполнения b) код обладающий способностью к распространению путем внедрения в другие программы c) программа действий над объектом или его свойствами 9. Отказ - это… a) нарушение работоспособности элемента системы, что приводит к невозможности выполнения им своих функций b) некоторая последовательность действий, необходимых для выполнения конкретного задания c) структура, определяющая последовательность выполнения и взаимосвязи процессов 10. Ошибка – это… a) неправильное выполнение элементом одной или нескольких функций происходящее в следствии специфического состояния b) нарушение работоспособности элемента системы, что приводит к невозможности выполнения им своих функций c) негативное воздействие на программу 11. Сбой – это… a) такое нарушение работоспособности какого-либо элемента системы в следствии чего функции выполняются неправильно в заданный момент b) неправильное выполнение элементом одной или нескольких функций происходящее в следствие специфического состояния c) объект-метод 12. Основополагающие документы для обеспечения безопасности внутри организации: a) трудовой договор сотрудников b) должностные обязанности руководителей 28 c) коллективный договор 13. Программные средства – это… a) специальные программы и системы защиты информации в информационных системах различного назначения b) структура, определяющая последовательность выполнения и взаимосвязи процессов, действий и задач на протяжении всего жизненного цикла c) модель знаний в форме графа в основе таких моделей лежит идея о том, что любое выражение из значений можно представить в виде совокупности объектов и связи между ними 14. Что относится к государственной тайне? a) сведения, защищаемые государством в области военной, экономической … деятельности b) документированная информация c) нет правильного ответа 15. Что относится к организационным мероприятиям: a) хранение документов b) проведение тестирования средств защиты информации c) В пропускной режим 29 2.3 Материалы для проведения промежуточной аттестации Дифференцированный зачет проводится в форме тестирования на Едином портале интернет-тестирования в сфере образования Общее время проведения дифференцированного зачета – 45 минут Структура содержания по дисциплине представляет тематическое наполнение отдельных ее разделов (дидактических единиц) и перечень учебных элементов, которые положены в основу содержания тестовых заданий банка педагогических измерительных материалов (ПИМ) по дисциплине, используемого для работы в системе «Интернет-тренажеры в сфере образования». № п/п Наименование темы Перечень учебных элементов Студент должен … 1. Понятие информации 01-01 01-02 01-03 01-04 01-05 01-06 01-07 01-01 01-02 01-03 01-04 01-05 01-06 Уровень сложности заданий – начальный Понятие информации, виды знать: содержание понятия «информация», виды информации и свойства информации Информационные процессы знать: виды информационных процессов Способы представления знать: способы кодирования и представления информации в электронных информации в электронных вычислительных вычислительных машинах машинах (ЭВМ) (ЭВМ) Единицы измерения знать: основные и производные единицы информации информации Системы счисления. Перевод знать: системы счисления, используемые в чисел из одной системы электронных вычислительных машинах; правила счисления в другую перевода из одной системы счисления в другую целых чисел уметь: переводить целые числа из одной позиционной системы счисления в другую Правила недесятичной знать: правила выполнения арифметических арифметики действий в позиционных системах счисления уметь: выполнять основные арифметические действия в разных системах счисления Основные этапы решения знать: базовые алгоритмические структуры, задач с помощью используемые в процессе решения задач с электронных вычислительных помощью электронных вычислительных машин машин (ЭВМ) Уровень сложности заданий – базовый Понятие информации, виды знать: содержание понятия «информация», виды информации и свойства информации Информационные процессы знать: виды информационных процессов Способы представления знать: способы кодирования и представления информации в ЭВМ информации в ЭВМ Единицы измерения знать: основные и производные единицы информации информации Системы счисления. Перевод знать: системы счисления, используемые в ЭВМ; чисел из одной системы правила перевода из одной системы счисления в счисления в другую другую целых чисел уметь: переводить целые числа из одной позиционной системы счисления в другую Правила недесятичной знать: правила выполнения арифметических арифметики действий в позиционных системах счисления 30 01-07 Основные этапы решения задач с помощью ЭВМ уметь: выполнять основные арифметические действия в разных системах счисления знать: базовые алгоритмические структуры, используемые в процессе решения задач с помощью ЭВМ 2. Основы вычислительной техники 02-01 02-02 02-03 02-04 02-05 02-06 02-07 02-08 02-01 02-02 02-03 02-04 02-05 02-06 02-07 02-08 Уровень сложности заданий – начальный Общий состав персонального знать: аппаратное обеспечение вычислительной компьютера (ПК) техники, назначение и характеристики основных устройств ПК Программное обеспечение знать: программное обеспечение вычислительной вычислительной техники техники, виды программного обеспечения ПК Организация размещения, знать: определение файла, папки, основные типы хранения, обработки, поиска и файлов передачи информации Основы файловой структуры знать: общие принципы иерархической организации файловой системы Операционные системы. знать: понятие и состав операционных систем и Системное программное основных системных программ, их назначение обеспечение Интерфейс операционной знать: особенности графического интерфейса ОС системы Windows Windows уметь: работать с основными объектами ОС Windows Прикладное программное знать: виды прикладных программ, их назначение обеспечение и возможности использования Стандартные приложения знать: состав и назначение стандартных операционной системы программ-приложений ОС Windows Windows Уровень сложности заданий – базовый Общий состав ПК знать: аппаратное обеспечение вычислительной техники, назначение и характеристики основных устройств ПК Программное обеспечение знать: программное обеспечение вычислительной вычислительной техники техники, виды программного обеспечения ПК Организация размещения, знать: содержание понятий «файл», «папка», хранения, обработки, поиска и основные типы файлов передачи информации Основы файловой структуры знать: общие принципы иерархической организации файловой системы Операционные системы. знать: понятие и состав операционных систем и Системное ПО основных системных программ, их назначение Интерфейс ОС Windows знать: особенности графического интерфейса ОС Windows уметь: работать с основными объектами ОС Windows Прикладное программное знать: виды прикладных программ, их назначение обеспечение и возможности использования Стандартные приложения ОС знать: состав и назначение стандартных Windows программ-приложений ОС Windows 3. Прикладные программные средства 03-01 Уровень сложности заданий – начальный Векторная и растровая знать: виды компьютерной графики, основные графика. Графические методы создания и обработки изображений 31 редакторы 03-02 03-03 03-04 03-05 03-06 03-07 03-08 03-09 03-10 03-11 03-12 03-13 03-14 03-01 уметь: применять графический редактор для создания и редактирования изображений Текстовые процессоры – знать: пользовательский интерфейс MS Word, интерфейс основные правила создания и обработки текстового документа Текстовые процессоры – знать: способы форматирования символов и форматирование текста абзацев уметь: форматировать текстовый документ Текстовые процессоры – знать: способы редактирования документов, редактирование текста принципы работы с фрагментами текста уметь: редактировать текстовый документ Текстовые процессоры – знать: основные операции при работе с работа с объектами графическими объектами, формулами уметь: вставлять и редактировать рисунки и другие объекты Текстовые процессоры – знать: основные операции при работе с работа с таблицами таблицами уметь: вставлять, редактировать и форматировать таблицы Электронные таблицы – знать: пользовательский интерфейс, основные интерфейс понятия; правила создания, заполнения, редактирования и форматирования электронных таблиц MS Excel уметь: вводить, редактировать и форматировать данные в MS Excel Электронные таблицы – знать: способы форматирования элементов форматирование ячеек электронных таблиц (ячейки, строки, столбца, листа) уметь: оформлять рабочие листы Электронные таблицы – знать: виды адресации ячеек (относительная, вычисления и обработка абсолютная, смешанная), правила создания и информации использования формул, особенности функции автозаполнения уметь: производить расчёты с использованием встроенных функций, относительных и абсолютных ссылок Электронные таблицы – знать: способы построения и редактирования построение диаграмм диаграмм в электронных таблицах (ЭТ) уметь: создавать презентации, работать со слайдами CУБД – интерфейс знать: пользовательский интерфейс, основные понятия, элементы окон объектов СУБД MS уметь: использовать элементы управления окна СУБД MS Access СУБД – основные объекты знать: объекты СУБД, их назначение и способы создания уметь: создавать и редактировать объекты СУБД CУБД – работа с объектами знать: способы создания и обработки баз данных, назначение межтабличных связей уметь: создавать и редактировать таблицы; сортировать записи Программные средства знать: структуру электронной презентации создания электронных уметь: создавать презентации, работать со презентаций слайдами Уровень сложности заданий – базовый Векторная и растровая знать: виды компьютерной графики, основные 32 графика. Графические редакторы 03-02 Текстовые процессоры – интерфейс 03-03 Текстовые процессоры – форматирование текста 03-04 Текстовые процессоры – редактирование текста 03-05 Текстовые процессоры – работа с объектами 03-06 Текстовые процессоры – работа с таблицами 03-07 Электронные таблицы – интерфейс 03-08 Электронные таблицы – форматирование ячеек 03-09 Электронные таблицы – вычисления и обработка информации 03-10 Электронные таблицы – построение диаграмм 03-11 CУБД – интерфейс 03-12 СУБД – основные объекты 03-13 CУБД – работа с объектами 03-14 Программные средства создания электронных презентаций методы создания и обработки изображений уметь: применять графический редактор для создания и редактирования изображений знать: пользовательский интерфейс MS Word, основные правила создания и обработки текстового документа знать: способы форматирования символов и абзацев уметь: форматировать текстовый документ знать: способы редактирования документов, принципы работы с фрагментами текста уметь: редактировать текстовый документ знать: основные операции при работе с графическими объектами, формулами уметь: вставлять и редактировать рисунки и другие объекты знать: основные операции при работе с таблицами уметь: вставлять, редактировать и форматировать таблицы знать: пользовательский интерфейс, основные понятия; правила создания, заполнения, редактирования и форматирования электронных таблиц MS Excel уметь: вводить, редактировать и форматировать данные в MS Excel знать: способы форматирования элементов электронных таблиц (ячейки, строки, столбца, листа) уметь: оформлять рабочие листы знать: виды адресации ячеек (относительная, абсолютная, смешанная), правила создания и использования формул, особенности функции автозаполнения уметь: производить расчёты с использованием встроенных функций, относительных и абсолютных ссылок знать: способы построения и редактирования диаграмм в электронных таблицах (ЭТ) уметь: создавать презентации, работать со слайдами знать: пользовательский интерфейс, основные понятия, элементы окон объектов СУБД MS уметь: использовать элементы управления окна СУБД MS Access знать: объекты СУБД, их назначение и способы создания уметь: создавать и редактировать объекты СУБД знать: способы создания и обработки баз данных, назначение межтабличных связей уметь: создавать и редактировать таблицы; сортировать записи знать: структуру электронной презентации уметь: создавать презентации, работать со слайдами 33 4. Сетевые технологии обработки информации и защита информации 04-01 04-02 04-03 04-04 04-01 04-02 04-03 04-04 Уровень сложности заданий – начальный Компьютерные сети знать: назначение компьютерных сетей и их виды, аппаратные и программные средства обеспечения КС Интернет знать: назначение и возможности служб глобальной сети Интернет Защита информации знать: компьютерные вирусы и антивирусные средства Архивирование знать: особенности использования программархиваторов для хранения и передачи данных Уровень сложности заданий – базовый Компьютерные сети знать: назначение компьютерных сетей и их виды, аппаратные и программные средства обеспечения КС Интернет знать: назначение и возможности служб глобальной сети Интернет Защита информации знать: компьютерные вирусы и антивирусные средства Архивирование знать: особенности использования программархиваторов для хранения и передачи данных 5. Специализированное прикладное программное обеспечение 05-01 05-02 05-03 05-04 05-01 05-02 05-03 05-04 Уровень сложности заданий – начальный Автоматизированные знать: назначение, состав и принципы системы: понятие, состав организации автоматизированной системы Виды автоматизированных знать: области применения различных видов систем автоматизированных систем Информационно-поисковые знать: назначение и возможности системы информационно-поисковых систем (ИПС), особенности интерфейса Основы работы с уметь: находить информацию с использованием информационно-поисковыми информационно-поисковых систем системами Уровень сложности заданий – базовый Автоматизированные знать: назначение, состав и принципы системы: понятие, состав организации автоматизированной системы Виды автоматизированных знать: области применения различных видов систем автоматизированных систем Информационно-поисковые знать: назначение и возможности системы информационно-поисковых систем (ИПС), особенности интерфейса Основы работы с ИПС уметь: находить информацию в ИПС Требования к процедуре оценки: Помещение: учебный кабинет. Оборудование: компьютеры, локальная сеть 34 3 Перечень практических занятий Целью практических работ студентов является приобретение навыков работы на персональном компьютере. Выполнение практических работ направлено на закрепление полученных в ходе изучения тем знаний и реализацию выполнения требований, они повышают качество знаний, их глубину, конкретность, оперативность, значительно усиливают интерес к изучению дисциплины. Во всех практических работах учитывается полнота и качество выполнения практических заданий: 1. Измерение информации. 2. Представление информации в различных системах счисления. 3. Автоматизированное рабочее место специалиста. 4. Автоматизированные средства управления различного назначения. 5. Работа с программным обеспечением. 6. Операционная система. Графический интерфейс пользователя. 7. Подключение внешних устройств к компьютеру, их настройка и использование. 8. Сервисное программное обеспечение компьютера. 9. Создание архива данных и работа с ним. 10. Работа в справочных правовых системах. 11. Создание деловых документов в текстовом редакторе. 12. Оформление текстовых документов, содержащих таблицы. 13. Создание текстовых документов на основе шаблонов. 14. Форматирование документов. 15. Создание организационных диаграмм. 16. Использование систем проверки орфографии. 17. Комплексное использование возможностей текстового редактора. 18. Создание рисунка в приложении типа Paint. 19. Создание компьютерных публикаций на основе готовых шаблонов. 20. Создание комбинированных изображений в редакторе MSOfficePublisher. 21. Создание объектов средствами компьютерных презентаций РowerРoint. 22. Редактирование объектов средствами компьютерных презентаций РowerРoint. 23. Создание собственной презентации РowerРoint. 24. Технология обработки числовой информации. 25. Использование стандартных функций. 26. Решение прикладных задач с помощью табличного процессора. 27. Создание однотабличной базы данных. 28. Создание формы, формирование запросов и отчетов для однотабличной базы данных. 29. Работав Microsoft Office Excel. 30. Форматирование таблиц в Exce. 31. Создание диаграммы в Excel. 32. Работа с формулами в Excel. 33. Поиск информации в глобальной сети Интернет. 34. Работа с браузером. 35. Локальная компьютерная сеть. 36. Создание web-страницы. 37. Создание ссылок на web-странице. 38. Работа с электронной почтой. 39. Организация форумов, общие ресурсы в Интернете. 40. Тестирование носителей информации на наличие компьютерного вируса, их лечение. 35 4 Задания для самостоятельной работы. 1. Подготовка доклада на тему «Представление информации в различных системах счисления». 2. Подготовка сообщения на тему «Гигиенические требования к персональным компьютерам». 3. Подготовка сообщения на тему «Компьютерная грамотность и информационная культура» 4. Подготовка сообщения на тему «Три подхода к измерению количества информации (содержательный, алфавитный, вероятностный) 5. Подготовка сообщения на тему «Системы кодирования текстовой информации (виды, различия) 6.Подготовка сообщения на тему «Представление чисел в компьютере. Прямой и дополнительный код числа 7. Подготовка сообщения на тему Мультимедийная информация (виды, сферы использования) 8. Подготовка сообщения на темуРазличные форматы звуковых файлов 9. Подготовка сообщения на тему Супер-ЭВМ (назначение, сферы использования, обзор TOP-20) 10. Подготовка сообщения на тему История развития устройств обработки информации (до 1940-х г.г.) 11. Подготовка сообщения на тему История развития ЭВМ (с 1940-х г.г. по настоящее время) 12. Подготовка сообщения на тему Современные устройства хранения компьютерной информации (виды современных носителей данных) 13. Подготовка сообщения на тему Архитектура ЭВМ (неймановская, гарвардская, параллельная) – различия, области использования. 14. Подготовка сообщения на тему История развития печатной и копировальной техники 15 Подготовка сообщения на тему Современные устройства вывода информации на твердотельные носители (бумагу, ткань и проч.) 16 Подготовка сообщения на тему Эволюция компьютерной мыши 17 Подготовка сообщения на тему Современные операционные системы 18 Подготовка сообщения на тему Сервисное программное обеспечение 19. Составление конспекта на темы (по выбору): «Программные оболочки», «Инсталляция программного обеспечения». 20. Подготовка доклада на тему «Виды профессиональных автоматизированных систем». 21. Создание графструктуры «Классификация информационных систем». 22. Работа в текстовом редакторе: создание текстовых документов. 23. Работа в текстовом редакторе: оформление таблиц. 24. Работа в текстовом редакторе: создание организационных диаграмм. 25. Работа в приложении Paint 26. Работа в редакторе MSOfficePublisher. 27. Подготовка доклада «Графические объекты, таблицы и диаграммы как элементы презентации». 28. Создание и демонстрация компьютерных презентаций по профилю профессиональной деятельности. 29. Решение прикладных задач с помощью табличного процессора. 36 30. Построение диаграмм и графиков функции. 31. Работа с электронными таблицами. 32. Решение задач линейной и разветвляющейся структуры в электронных таблицах. 33. Формирование запросов и отчетов для однотабличной базы данных. 34. Проведение сравнительного анализа и составление конспекта на тему «Прикладные программы в области профессиональной деятельности». 35. Создание электронных таблиц. 36. Создание диаграмм 37. Работа с формулами в Excel. 38. Работа в сети Интернет 39. Проведение сравнительного анализа и создание компьютерной презентации на тему «Программы браузеры». 40. Работа по созданию web-страницы 41. Работа с электронной почтой 42. Составление конспекта об информационно-поисковых системах, представленных на отечественном рынке и доступных в Интернет. 43. Создание электронной презентации на тему: «Защита информации в компьютерных сетях». 44. Подготовка реферата на тему «Контроль права доступа и электронная подпись». 37 Рецензия на комплект оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.02 Информатика Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине ЕН.02 Информатика основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог содержит: - паспорт комплекта оценочных средств: область применения и сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки результатов и их критериев, типах заданий, форму аттестации; - комплект оценочных средств: задания для входного контроля, задания для текущего контроля, вопросы для промежуточной аттестации. Содержание комплекта контрольно-оценочных средств соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования. Контрольно-оценочные средства разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины ЕН.02 Информатика. К формам текущего контроля успеваемости относится: опрос (устный и письменный), выполнение практических заданий, самостоятельная работа, тестирование. Все эти формы предназначены для оценивания уровня сформированности компетенций на определенных этапах обучения. Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет. Целью применения комплекта оценочных средств является формирование представлений о роли информатики и информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете. Выполнение практических заданий имеет большое воспитательное значение, поскольку направлено на формирование бережного и внимательного отношения к современному информационному обществу. Комплект контрольно-оценочных средств является полным и адекватным отображением требований ФГОС и обеспечивает решение оценочной задачи соответствия общих и профессиональных компетенций обучающихся этим требованиям. Предложенный комплект контрольно-оценочных средств может быть рекомендован для использования в учебном процессе ГБПОУ «КТТ и ЖТ». Рецензент: ___________Подпись Калинина Анна Валерьевна Преподаватель ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж» ________________________________ Квалификация по диплому 38 Рецензия на комплект оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.02 Информатика Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине ЕН.02 Информатика основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог содержит: - паспорт комплекта оценочных средств: область применения и сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки результатов и их критериев, типах заданий, форму аттестации; - комплект оценочных средств: задания для входного контроля, задания для текущего контроля, вопросы для промежуточной аттестации. Содержание комплекта контрольно-оценочных средств соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования. Контрольно-оценочные средства разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины ЕН.02 Информатика. К формам текущего контроля успеваемости относится: опрос (устный и письменный), выполнение практических заданий, самостоятельная работа, тестирование. Все эти формы предназначены для оценивания уровня сформированности компетенций на определенных этапах обучения. Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет. Целью применения комплекта оценочных средств является формирование представлений о роли информатики и информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете. Выполнение практических заданий имеет большое воспитательное значение, поскольку направлено на формирование бережного и внимательного отношения к современному информационному обществу. Комплект контрольно-оценочных средств является полным и адекватным отображением требований ФГОС и обеспечивает решение оценочной задачи соответствия общих и профессиональных компетенций обучающихся этим требованиям. Предложенный комплект контрольно-оценочных средств может быть рекомендован для использования в учебном процессе ГБПОУ «КТТ и ЖТ». Рецензент: Черникова Галина Викторовна Преподаватель ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж» ___________ Подпись ________________________________ Квалификация по диплому 39