МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КРОПОТКИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 05 ОБЩИЙ КУРС ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ по специальности 23.01.09. МАШИНИСТ ЛОКОМОТИВА 2023 г. Рассмотрена педсоветом протокол №1 от 31 августа 2023г. Утверждаю Директор ГБПОУ "КТТиЖТ" _______/В. А. Шахбазян/ Рассмотрена на заседании МК Протокол № от 31 августа 2023г Председатель _____ /А.В. Хаустов/ Рабочая программа общепрофессионального цикла 05 Общий курс железных дорог для профессии начального профессионального образования 190623.01 машинист локомотива укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта профессии начального профессионального образования 190623.01 машинист локомотива утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 703 от 2 августа 2013 года, зарегистрирован Министерством юстиции (рег. № 29697 от 20 августа 2013 г.). Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»( ГБПОУ «КТТ и ЖТ») Автор: ________ А.В. Хаустов, преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ» Рецензент: _______ ________________ М.П _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ Квалификация по диплому: ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ Квалификация по диплому: __________ Рецензент: __________ ______________ М.П ___________ СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ стр. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8 ОСВОЕНИЯ ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. О5. ОБЩИЙ КУРС ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 1.1. Область применения рабочей программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 190623.01 Машинист локомотива. 1. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по профессии 23.01.09. Машинист локомотива, а также в дополнительном профессиональном образовании, по переподготовке кадров и повышении квалификации, для профессиональной подготовки при освоении профессии рабочего в рамках профессии. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: классифицировать подвижной состав, основные сооружения и устройства железных дорог; В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - общие сведения о железнодорожном транспорте и системе управления им; - виды подвижного состава железных дорог; - элементы пути; - сооружения и устройства сигнализации и связи; - устройства электроснабжения железных дорог; - принципы организации движения поездов. В результате освоения основной профессиональной образовательной программы, обучающиеся должны овладеть следующими основными видами профессиональной деятельности (ВД), общими (ОК), профессиональными (ПК) компетенциями и личностными результатами (ЛР). Общие компетенции Код ОК 1. ОК 2. ОК 3. Наименование общих компетенций Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Основные виды деятельности и профессиональные компетенции Код Наименование видов профессиональной деятельности и профессиональных компетенций ВД 1. Техническое обслуживание и ремонт локомотива (по видам). ПК 1.1. Проверять взаимодействие узлов локомотива. ПК 1.2. Производить монтаж, разборку, соединение и регулировку частей ремонтируемого объекта локомотива. ВД 2. Управление и техническая руководством машиниста ПК 1.1. Осуществлять приемку и подготовку локомотива к рейсу. ПК 1.2. Обеспечивать управление локомотивом ПК 1.3 Осуществлять контроль работы устройств, узлов и агрегатов локомотива. эксплуатация локомотива (по видам) Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: активный, проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий и сотрудничающий с коллективом, осознанно выполняющий ЛР 13 профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. Оценивающий возможные ограничители свободы своего профессионального выбора, предопределенные психофизиологическими особенностями или состоянием здоровья, ЛР 14 мотивированный к сохранению здоровья в процессе профессиональной деятельности. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной ЛР 15 реакции на критику. Ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, гибко реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности, готовый к их освоению, избегающий безработицы, мотивированный ЛР 16 к освоению функционально близких видов профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные схожие характеристики. Содействующий поддержанию престижа своей профессии, отрасли ЛР 17 под и образовательной организации. Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и социокультурного развития ЛР 18 России, готовый работать на их достижение. Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии ЛР 19 личной успешности, признающий ценность непрерывного образования, Способный генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки ЛР 20 новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных ЛР 21 социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации1(при наличии) Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы; управляющий собственным профессиональным ЛР - КК 1 развитием; рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности. Экономически активный, предприимчивый, готовый к ЛР - КК 2 самозанятости. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями2(при наличии) Готовый к самостоятельной профессиональной деятельности в современном обществе, проявляющий высокопрофессиональную ЛР - Р1 трудовую активность Гибко реагирующий на проявление новых форм трудовой ЛР - Р2 деятельности, готовый к их освоению. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной ЛР - Р3 реакции на критику. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса3(при наличии) Демонстрирующий приверженность принципам честности, ЛР -Т1 порядочности, открытости. Препятствующий действиям, направленным на ущемление прав или ЛР -Т2 унижение достоинства (в отношении себя или других людей) Разрабатывается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, переносится из Программы воспитания субъекта Российской Федерации. Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации. 2 Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации. 3 Разрабатывается ПОО совместно с работодателями, родителями, педагогами и обучающимися. Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации. 1 Готовый к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса и в многообразных обстоятельствах. Понимающий сущность нравственных качеств и черт характера окружающих людей и, следовательно, умеющий находить индивидуальный подход к каждому человеку ЛР- Т3 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 76 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 51 час; самостоятельной работы обучающегося 25 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные работы практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) Объем часов 76 51 24 25 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной, технической литературы (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Разработка тестовых заданий, презентаций и докладов. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта. 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.05. Общий курс железных дорог Наименование разделов и тем 1 Тема 1. Общие сведения о железнодорожном транспорте Содержание учебного материала, практические занятия и самостоятельная работа учащихся. 2 Объем часов 3 Содержание Транспорт – важнейшая отрасль хозяйства страны. Виды транспорта и их роль. Основные исторические этапы развития железнодорожного транспорта. Общие сведения о железнодорожном транспорте. Железнодорожный транспорт России, его структура управления. Общие сведения о габаритах приближения строений (С); подвижного состава (Т), их очертания и основные размеры 11 6 Практические занятия. 1. Составление таблицы Схемы жд дорог. 2. Составление таблицы Устав железных дорог. 3. Составление схемы структуры управления работой железных дорог. 4. Вычерчивание схемы «Габариты приближения строений». 5. Вычерчивание схемы «Габариты подвижного состава». 5 1 1 1 Самостоятельная работа. Разработка тестовых заданий, презентаций, докладов по темам: 1. Подготовить доклад или презентацию на тему: «История создания железнодорожного транспорта». 2. Подготовить доклад или презентацию на тему: «Структурная схема управления ОАО «РЖД». 3. Подготовить доклад или презентацию на тему: «Категории железнодорожных линий, трасса, план и профиль». Тема 2. Понятие о категориях железных дорог. Содержание 2 2 7 Уровень освоения 4 1-2 ВД 1. ПК 1.1. ПК 1.2. ВД 2. ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3 ОК1-ОК7 ВД 1. ПК 1.1. ПК 1.2. ВД 2. ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3 ОК1-ОК7 Категории железных дорог; климатическое и сейсмическое районирование территории России; Земли и охранные зоны железнодорожного транспорта. Элементы железнодорожного пути. Земляное полотно, его назначение и виды. План и профиль пути. Трасса. Практические занятия. 6. Построение поперечного профиля земляного полотна. 7. Вычерчивание устройства стрелочного перевода. 8. Составление таблицы искусственных сооружений. 3 2 2 2 ВД 1. ПК 1.1. ПК 1.2. ВД 2. ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3 ОК1-ОК7 2 1 1 Самостоятельная работа. 4. Подготовить доклад или презентацию на тему: «Комплекс сооружений и устройств на жд транспорте». Тема 3. Путевое хозяйство. Содержание 4 Понятие о техническом обслуживании пути, контроль его состояния. Основы организации и машинизации путевых работ. Устройства электроснабжения. 2 2 Практические занятия. 9. Составление таблицы искусственных сооружений. 2 ВД 1. ПК 1.1. ПК 1.2. ВД 2. ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3 ОК1-ОК7 Самостоятельная работа. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной, технической литературы (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. 5. Подготовить доклад или презентацию на тему: «Способы ремонта жд пути». Тема 4. Локомотивы и локомотивное хозяйство. Содержание Общие сведения о локомотивах, электропоездах и дизельных поездах. Классификация и характеристика тягового подвижного состава. Электровозы, их устройство. Электропоезда и дизельные поезда. Технические характеристики электропоездов и дизельных поездов. Практические занятия. 10. Технические характеристики электровозов постоянного и переменного тока. 11. Технические характеристики грузовых, пассажирских и маневровых тепловозов. 12. «Составить сравнительную характеристику локомотивов» Самостоятельная работа. 6. Подготовить реферат: «История возникновения локомотивов». 7. Подготовить доклад или презентацию на тему: «Организация работы локомотивного хозяйства». Тема 5. Вагоны и вагонное хозяйство Классификация и основные типы грузовых и пассажирских вагонов. Устройство вагонов. 2 5 2 2 2 ВД 1. ПК 1.1. ПК 1.2. ВД 2. ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3 ОК1-ОК7 2 2 2 Практические занятия. 13. 14. 1 ВД 1. ПК 1.1. ПК 1.2. ВД 2. ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3 ОК1-ОК7 Описать виды ремонтов пассажирских и грузовых вагонов». «Технология определения нумерации грузовых вагонов». Самостоятельная работа. 8. Подготовить доклад или презентацию на тему: «Техническое обслуживание вагонов, находящихся в составах или транзитных поездах». 2 Тема 6. Железнодорожные станции и узлы. 6 Назначение и классификация раздельных пунктов. Назначение и классификация станций. Технологический процесс работы станции. 4 Практические занятия. 15. «Составление схемы участковой станции». 2 2 ВД 1. ПК 1.1. ПК 1.2. ВД 2. ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3 ОК1-ОК7 ВД 1. ПК 1.1. ПК 1.2. ВД 2. ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3 ОК1-ОК7 Самостоятельная работа. 9. Подготовить реферат по теме «Станции их назначение и устройство». 10. Подготовить доклад или презентацию на тему: «Сортировочная станция». Устройства автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте. Тема 7. Автоматика, телемеханика, Устройства диспетчерского контроля за движением поездов. связь и основы сигнализации на Электрическая централизация стрелок и светофоров. железнодорожном транспорте. Практические занятия. 16. «Описание назначения и устройства диспетчерской централизации». 17. Составить принципиальную схему основных показателей работы железных дорог». Самостоятельная работа. 11. Подготовить доклад на тему: «Автоматическая переездная сигнализация». 12. Подготовить доклад или презентацию на тему: «Устройство СЦБ на перегонах». Итоговая контрольная работа Дифференцированный зачёт. 2 2 2 1 ВД 1. ПК 1.1. ПК 1.2. ВД 2. ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3 ОК1-ОК7 2 1 1 Итого 51 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины ОП.05 «Общий курс железных дорог» требует наличия учебного кабинета общего курса железных дорог. Оборудование учебного кабинета: схемы, объёмные и плоские учебнонаглядные пособия. Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, телевизор. 3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий литературы. Основные источники: и дополнительной 1. Основное учебное пособие: Соколов В.Н. Общий курс железных дорог. М., Альянс.2016. 296с. Дополнительные источники: Интернет-ресурсы: http://lokomotivref.babyhost.ru/p0260.htm http://www.railbook.net/?mod=books&cat=15 3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения учащимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: классифицировать подвижной состав, основные сооружения и устройства железных дорог; Экспертная оценка выполнения практических заданий № 1-24, внеаудиторной самостоятельной работы. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: общие сведения о Экспертная оценка выполнения железнодорожном транспорте и внеаудиторной самостоятельной работы, устный опрос, тестирование. системе управления им; виды подвижного состава железных Экспертная оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, дорог; устный опрос, тестирование. элементы пути; сооружения и сигнализации и связи; Экспертная оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, устный опрос, тестирование. устройства Экспертная оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, устный опрос, тестирование. устройства электроснабжения Экспертная оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, железных дорог; устный опрос, тестирование. принципы организации движения Экспертная оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, поездов. устный опрос, тестирование. Дифференцированный зачет.