Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края "Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины ОП.07 Железные дороги для профессии 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава срок обучения 3 года 10 месяцев Квалификация техник Нормативный срок освоения 3 года 10 месяцев 2021 Рассмотрена: Протокол заседания МК № 1 от «31» августа 2022г. Председатель МК_______/Дудник Е.В. Утверждена: И.О. Директором ГБПОУ "КТТиЖТ" __________/С.А. Москалев / Рассмотрена педсоветом протокол №1от «31» августа 2022г. Рабочая программа профессионального модуля ОП.07 Железные дороги для специальности среднего профессионального образования 23.02.06 техническая эксплуатация подвижного состава, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 388 от 22 апреля 2014 года, зарегистр. Министерством юстиции (рег. № 32769 от 18 июня 2014г.), укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта. Автор: Рецензенты: ФИО, преподаватель, А.В.Хаустов Заместитель начальника локомотивного депо Кавказская - Тимашевск В.В.Крошка Квалификация по диплому: Инженер путей сообщения СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 15 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 18 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Железные дороги Область применения рабочей программы Программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для специальности: 23.02.06. «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников локомотивного депо в области организационно-правовых форм управления предприятием, организации и планировании работы структурных подразделений при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: - профессиональный цикл; -общепрофессиональная дисциплина. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины для базовой подготовки В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - классифицировать подвижной состав; - основные сооружения и устройства железных дорог; - схематически изображать габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - общие сведения о железнодорожном транспорте и системе управления им; - подвижной состав железных дорог; - путь и путевое хозяйство; - раздельные пункты; - сооружения и устройства сигнализации и связи; - устройства электроснабжения железных дорог; - организацию движения поездов. В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладевать общими компетенциями, включающими в себя способность: 4 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладевать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность: ПК 1.1. Эксплуатировать подвижной состав железных дорог. ПК 1.2. Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов. ПК 1.3. Обеспечивать безопасность движения подвижного состава. Количество часов на освоение программы дисциплины: Максимально учебная нагрузка обучающегося 91 часов, в том числе:Аудиторной учебной работы обучающегося 59 часа. Внеаудиторной учебной работы обучающегося 32 часа. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: - работа с учебной, научной и справочной литературой, словарями, - работа с конспектами лекций, - выполнение индивидуальных заданий разных видов, - подготовка докладов, рефератов, - проектная работа, - исследовательская работа Объем часов 91 59 20 32 7 21 4 Итоговая аттестация в форме: Дифференцированного зачета 6 Тематический план учебной дисциплины «Железные дороги». Наименование разделов и тем Раздел 1. Общие сведения о железнодорожном транспорте. Тема 1.1. Характеристика железнодорожного транспорта и его место в единой транспортной системе Тема 1.2. Основы возникновения и развития железнодорожного транспорта России и его место в единой транспортной системе. Тема 1.3. Организация управления на железнодорожном Транспорте Раздел 2. Сооружения и устройства инфраструктуры. Железнодорожный подвижной состав. Тема 2.1. Элементы железнодорожного пути. Тема 2.2. Устройства электроснабжения. Тема 2.3. Общие сведения о железнодорожном подвижном составе. Тема 2.4. Техническая эксплуатация и ремонт железнодорожного подвижного состава. Тема 2.5. Системы и устройства автоматики, телемеханики и связи. Тема 2.6. Раздельные пункты и железнодорожные узлы. Тема 2.7. Основные сведения о материально-техническом обеспечении железных дорог. Раздел 3. Организация железнодорожных перевозок и управление движением поездов. Тема 3.1. Планирование и организация перевозок и коммерческой работы. Количество аудиторных часов Практические Теоретич (семинарские) Курсовое еское и проектиро обучение лабораторные вание занятия Макс. учеб. нагрузка студента (час) Самостоятел ьная работа студента (час) 21 7 14 11 6 2 4 4 6 2 4 4 9 3 6 3 3 59 19 39 24 15 10 9 3 3 7 6 3 3 4 3 12 4 8 4 4 9 3 6 4 2 9 3 6 4 2 5 2 3 3 4 1 3 3 17 6 11 9 2 7 2 5 3 2 Всего 3 7 Тема 3.2. Информационные технологии и системы автоматизированного управления. Тема 3.3. Перспективы повышения качества и эффективности перевозочного процесса. Всего по дисциплине 5 2 3 3 5 2 3 3 96 32 64 44 20 8 2.3 Содержание учебной дисциплины «Железные дороги» по специальности : 23.02.06. «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся 2 Раздел 1. Общие сведения о железнодорожном транспорте Содержание учебного материала Значение железнодорожного транспорта в народном хозяйстве страны. Значение 1 железнодорожного транспорта и основные показатели его работы. Виды транспорта и их особенности, роль железных дорог в единой транспортной 2 системе. Роль железной дроги в единой транспортной системы. 3 Тема 1.1. Характеристика Общие обязанности работников железнодорожного транспорта. 4 железнодорожного транспорта и его место Самостоятельная работа обучающихся: в единой транспортной Ознакомление с содержанием информационных интернет-ресурсов (порталы, сайты) системе Министерства транспорта Российской Федерации, ОАО «Российские железные дороги». Подготовка презентаций по примерной тематике: «Структура единой транспортной системы России», «Взаимодействие железнодорожного транспорта с другими элементами единой транспортной системы» 1. 2. Содержание учебного материала Тема 1.2. Основы возникновения и Дороги дореволюционной, послереволюционной России и СССР. 1 развития железнодорожного 2 Железнодорожный транспорт Р. Ф. его инфраструктура общего пользования.. транспорта России и Железнодорожные пути необщего пользования, сооружения, устройства. 3 его место в единой Климатическое территории России. Сведения о зарубежных ж.д. 4 транспортной системе. Самостоятельная работа обучающихся: Объем часов Базовая 3 21 Уровень освоения 4 6 2 2 3 6 1 2 1 1 1 2 9 Подготовка реферата по обзору важнейших этапов и событий, связанных с созданием, становлением, развитием железнодорожных путей сообщения России. 3 10 Содержание учебного материала Понятие о комплексе сооружений и структуре управления на железнодорожном 1 транспорте. Габариты на железных дорогах. 9 Основные руководящие документы по обеспечению четкой работы железных дорог и безопасности движения. 3 Габариты на железных дорогах. Практическое занятие № 1 Схематическое изображение габаритов приближения строений и подвижного состава. 1 Самостоятельная работа обучающихся: 3 2 Тема 1.3. Организация управления на железнодорожном транспорте 2 1 1 3 3 Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания, подготовка к практическому занятию «Ознакомление с ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520(1524) мм». «Основные сведения о категориях железнодорожных линий, трассе, плане и продольном профиле.» Раздел 2. Сооружения и устройства инфраструктуры. Железнодорожный подвижной состав Содержание учебного материала Общие сведения о железнодорожном пути. Земляное полотно и его поперечные 1 профили. 10 1 Водоотводные устройства. Составные элементы и типы верхнего строения пути, их назначение. Виды и назначение искусственных сооружений. Задачи путевого хозяйства. 1 2 Тема 2.1. Элементы железнодорожного пути. 58 3 Практическое занятие № 2 Изучение устройства составных элементов верхнего строения пути: рельсы и скрепления, стрелочный перевод, шпалы, балластный слой. Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферат. «Классификация путевых работ и система их организации.» «Меры защиты пути от снега, песчаных заносов и паводков.» Подготовка к практическому занятию по заданию преподавателя. 2 1 4 3 3 11 Тема 2.2. Устройства электроснабжения. Тема 2.3. Общие сведения о железнодорожном подвижном составе Тема 2.4. Техническая Содержание учебного материала Схемы электроснабжения железных дорог. Комплекс устройств. 1 9 1 Системы тока и величина напряжения в контактной сети. Тяговая сеть. 2 Назначение устройств электроснабжения железных дорог. 3 Практическое занятие № 3 Составление схемы устройств электроснабжения. Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка схемы по темам: Схема электроснабжения железных дорог. Системы тока и напряжения на электрифицированных железных дорогах. Устройство контактной сети. Содержание учебного материала Классификация и обозначение подвижного состава. Электровозы и 1 электропоезда, особенности устройства. Принципиальная схема тепловоза. Основные устройства дизеля. 2 Принцип работы и основные части паровоза. 3 1 1 3 2 3 3 12 1 2 1 1 Классификация и основные типы вагонов, их маркировка. 4 Практическое занятие № 4 Составление схемы расположения основного оборудования на тяговом подвижном составе и ее описание. Изучение конструкции пассажирских и грузовых вагонов 1 Самостоятельная работа обучающихся: 4 Подготовка презентаций по примерной тематике: «Подвижной состав железной дороги» (с учетом региональной принадлежности), «Обозначение тягового подвижного состава», «Особенности маркировки вагонов». Подготовка к защите отчётов по практическим занятиям. Содержание учебного материала 9 4 3 12 эксплуатация и ремонт железнодорожного подвижного состава. 1 2 3 4 Обслуживание локомотивов и организация их работы. Экипировка локомотивов. Техническое обслуживание и ремонт локомотивов. Виды ремонта вагонов. Сооружения и устройства технического обслуживания и текущего содержания вагонов. Восстановительные и пожарные поезда. Практические занятие № 5 Изучение и сравнение различных видов тяги Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата в соответствии с содержанием учебного материала : «Сооружения и устройства технического обслуживания и текущего содержания вагонов» «Виды ремонта вагонов» «Текущее содержание вагонов» Содержание учебного материала Общие сведения об автоматике, телемеханике и основах сигнализации на 1 железных дорогах. Тема 2.5. Системы и устройства автоматики, телемеханики и связи 1 2 1 1 1 2 3 3 9 1 2 2 Устройства сигнализации, централизации и блокировки на перегонах и станциях. 1 3 Виды технологической электросвязи на железнодорожном транспорте. 1 Обслуживание линий сигнализации и связи. 4 Практическое занятие № 6 Изучение и сравнение различных систем автоматики и телемеханики Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка презентации: «Классификация сигналов на железных дорогах» «Принципы устройства и работы автоблокировки и автоматической локомотивной сигнализации». «Виды связи на железнодорожном транспорте и область их применения.» «Эффективность волоконно-оптической связи.» 1 Тема 2.6. Раздельные Содержание учебного материала Назначение и классификация раздельных пунктов. Станционные пути и их пункты и 1 назначение. Продольный профиль и план путей на станциях. железнодорожные узлы 2 3 3 5 1 2 13 2 Маневровая работа на станциях. Технологический процесс работы станции. Техническо-распорядительный акт. Устройства и работа раздельных пунктов. 3 Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка презентаций по примерной тематике: «Разъезды, обгонные пункты и промежуточные станции», «Участковые станции», «Сортировочные станции», «Пассажирские станции», «Грузовые станции», «Межгосударственные передаточные станции», «Железнодорожные узлы». Содержание учебного материала Задачи и организационная структура материально-технического обеспечения. 1 2 Организация материально-технического обеспечения. 3 Складское хозяйство. Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата соответствии с содержанием учебного материала по теме: . Раздел 3. Организация железнодорожных перевозок и управление движением поездов 1 1 Тема 2.7. Основные сведения о материальнотехническом обеспечении железных дорог. Содержание учебного материала Общие сведения. Основы планирования грузовых перевозок. 1 Тема 3.2. 3 4 1 2 1 1 1 3 17 7 1 2 Организация грузовой и коммерческой работы. Понятие о маркетинге, менеджменте и транспортной логистике. Основы организации пассажирских перевозок. График движения поездов и 3 пропускная способность железных дорог. Практическое занятие № 7 Изучение и сравнение различных видов планов перевозок. Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к ответам на контрольные вопросы: Назначение грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте. Назначение графика движения поездов и предъявляемые к нему требования. Пропускная способность железных дорог и меры по ее увеличению. 1 Содержание учебного материала 5 2 Тема 3.1. Планирование и организация перевозок и коммерческой работы 2 1 2 3 2 14 Информационные технологии и системы автоматизированного управления Тема 3.3. Перспективы повышения качества и эффективности перевозочного процесса Становление современных информационных технологий на железнодорожном транспорте. Обеспечение работы автоматизированных систем управления (АСУ). Основные 2 виды АСУ на железнодорожном транспорте. Предоставление информации для ввода в ЭВМ. 3 Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к ответам на контрольные вопросы: Задачи комплексной программы информатизации железнодорожного транспорта. Цели автоматизации системы управления на железнодорожном транспорте. Содержание учебного материала 1 Понятие о структурной реформе на ж.д. 2 3 5 1 2 Проблемы и перспективы развития скоростного и высокоскоростного движения 1 1 2 Самостоятельная работа обучающихся: 1 2 1 1 2 3 Подготовка презентации в соответствии с содержанием учебного материала по заданию преподавателя. Подготовка к ответам на контрольные вопросы. Виды и особенности габаритов в метрополитенах. Подготовка к контрольной работе, к зачету. Дифференцированный зачёт Всего 1 91 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 15 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Требования к минимальному материально-техническому обеспечениюРеализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Общий курс железных дорог; Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; макеты и модели сооружений, устройств инфраструктуры подвижного состава железных дорог; наглядные пособия, учебная литература. Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением мультимедиапроектор. и и Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы. Основные источники: 1. Общий курс. Железных дорог. 2013 г. (Ю.И. Ефименко). 2. Конспект лекций по дисциплине «Железных дороги» 2018 г. (А.Н.Оль). 3. Тормоза подвижного состава железных дорог. 2013 г. (Л.Е. Венцевич). 4 Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» 5 Федеральныйзакон Российской Федерации от 10 января 2003 г. №18-ФЗ «Уставжелезнодорожноготранспорта» 6 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 г. № 1734-р«Об утверждении Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года». 7 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 № 877-р «О стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года». 8 ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм. 16 9 Боровикова, М.С. Организация движения на железнодорожном транспорте - М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2013. 10 Ю.И. Ефименко, В.И. Ковалёв, С.И. Логинов. Железные дороги. Общий курс. – М.: ФГОУ «УМЦ ЖДТ», 2013г. Дополнительные источники: 1. Крейнис, З.Л. Путь и путевое хозяйство железных дорог. Термины и определения. Словарь-справочник - М: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2015г. 2. Троицкая, Н.А., Чубуков, А.Б. Единая транспортная система М.: Академия, 2015. 3. Шабалина, Л.А. Искусственные сооружения М: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2007. 4. Общий курс железных дорог. 2013г. (В.Н.Соколов. В.Ф.Жуковский) 5.Общийкурс.Железныхдорог: учебник для студ. техникумов и колледжей ж. д. транспорта / В.Н. Соколов, В.Ф. Жуковский, С.В. Котенкова, А.С. Наумов; под ред. В.Н. Соколова. - М. : УМКМП -2013г. Учебные иллюстрированные пособия 1. Автоблокировка и переездная сигнализация : учеб. илл. пособие / В. Ю. Виноградова. - М. :ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2003. 2. Ковалёв, А.В. Организация вагонного хозяйства : учеб. илл. пособие/ А.В Ковалёв.- М.:ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2007. 3. Шабалина, Л.А., Ахмедов, Р.М. Искусственные сооружения : учеб. илл. пособие/ Л.А. Шабалина, Р.М. Ахмедов. – ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2009. Электронные образовательные ресурсы 1. Бельский, Ю.П. Пожарные поезда : слайдфильм. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2007. 2. Бельский, Ю.П. Старинные поезда: слайдфильм. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2007 3. Железнодорожные станции и узлы: компьютерная обучающая программа, М.:ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2013г. 17 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения Формы и методы контроля и оценки (освоенные умения, усвоенные знания) результатов обучения 1 Уметь: - классифицировать подвижной состав; различать основные сооружения и устройства железных дорог - схематически изображать габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог Ответы на поставленные вопросы. Практические занятия. Работа с учебной, научной и справочной литературой, словарями. Работа с конспектами лекций. Выполнение индивидуальных заданий разных видов. Подготовка докладов, рефератов, Выполнения контрольных работ. Дифференцированный зачёт Знать: -общие сведения о железнодорожном транспорте и системе управления им; - подвижной состава железных дорог; - пути и путевое хозяйство; - раздельные пункты; - сооружения и устройства сигнализации и связи; -устройства электроснабжения железных дорог; - организации движения поездов Ответы на поставленные вопросы. Практические занятия. Работа с учебной, научной и справочной литературой, словарями. Работа с конспектами лекций. Выполнение индивидуальных заданий разных видов. Подготовка докладов, рефератов, Выполнении контрольных работ. Дифференцированный зачёт