Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (в форме дифференцированного зачета) БУД.05 История (базовый уровень) профиль обучения: технологический для профессии 190623.01 Машинист локомотива 2022 Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № 1 от 31 августа 2022 г. РАССМОТРЕНО методической комиссией гуманитарных дисциплин, безопасности жизнедеятельности и физической культуры «31» августа 2022 г. Председатель ________Л.М.Хаженцева УТВЕРЖДАЮ И.о. директора ГБПОУ «КТТ и ЖТ» _______________ В.А.Шахбазян Комплект оценочных средств по дисциплине БУД.05 История разработан на основе рабочей программы дисциплины БУД.05 История для профессии 190623.01 Машинист локомотива, в соответствии с положением № 32 «Об оценочных средствах для текущего контроля и промежуточной аттестации в ГБПОУ «КТТ и ЖТ» (Приказ № 60/1 от 20.02.2015 г.), положением № 138 «О периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ГБПОУ «КТТ и ЖТ» (Приказ № 372 от 31.08.2018 г.). Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта». Разработчик: Савенкова С.В. ________ преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ». Рецензенты: ___________ подпись ___________ подпись Ашумова Аджар Вели-кызы преподаватель истории и обществознания ЧПОУ Региональный колледж профессиональной карьеры г. Кропоткин Преподаватель политической истории Квалификация по диплому Кузина Наталья Алексеевна Преподаватель истории и обществознания ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж» 1 квалификационная категория Преподаватель истории и обществознания Квалификация по диплому 2 1.Паспорт комплекта оценочных средств 1.1. Область применения комплекта оценочных средств Комплект оценочных средств предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины БУД.05 История 1.2. Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки результатов и их критериев, типах заданий, формах аттестации Таблица 1 Результаты освоения (объекты оценивания) метапредметные Основные показатели оценки результата и их критерии Тип задания; № задания Форма аттестации (в соответстви и с учебным планом) предметные 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и Сформированность представлений о составлять планы деятельности; современной исторической науке, её самостоятельно осуществлять, специфике, методах исторического контролировать и познания и роли в решении задач корректировать деятельность; прогрессивного развития России в использовать все возможные глобальном мире ресурсы для достижения поставленных целей и Сравнение различных точек зрения по важнейшим проблемам отечественной и всемирной истории Умение работать с первоисточниками Работа с первоисточниками Анализ исторического документа Дифференци рованный зачет Оценивание исторической 3 реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении информации на предмет ее достоверности, понимание мотивов в появлении различных подходов, взглядов и интерпретаций фактов Устный опрос Описание исторического события, процесса, явления Тесты Раскрытие места события в историческом контексте Составление сравнительных и хронологических таблиц Последовательное изложение исторического материала Определение места России в мировой истории Владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе Выделение основных периодов всемирной и отечественной истории, определение особенностей политического, социальноэкономического и культурного развития каждого из них Оперирование основными датами историческими понятиями Проведение анализа исторического текста, чтение исторических карт и схем Работа с контурными картами Чтение исторических карт, схем Составление кроссворда Дифференци рованный зачет Работа с историческим документом Составление конспекта Контрольные работы 4 когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; Сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении Владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников Сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Ведение дискуссии, умение слушать и слышать собеседника, уважительно относиться к мнению оппонента Ориентирование в потоке информации, отбор необходимого материала, использование методов исследования, оформление проекта Ведение диалога, дискуссии, оперирование историческими знаниями, обоснование своей точки зрения Осознание себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального общества, гражданина России Устный опрос Создание проекта, презентаций Устный опрос Подготовка реферата и его защита Участие в конференциях Создание проекта, реферата Логическое изложение своих мыслей, обоснование их аргументами Подготовка сообщений, докладов Самооценка своей деятельности Тесты Осмысление полученной информации Составление кроссворда Формирование отношения к изучаемому материалу Анкетирование Устный опрос Эссе Дифференци рованный зачет Дифференци рованный зачет Дифференци рованный зачет Дифференци рованный зачет Дифференци рованный зачет Дифференци рованный зачет 5 2. Комплект оценочных средств Входной контроль 1. Северная война, которую Петр I вел в начале XVIII века была: а) с Пруссией; б) с Англией; в) со Швецией; г) с Турцией 2. Политика просвещенного абсолютизма - это период: а) Екатерины I; б) Петра I; в) Екатерины II; г) Елизаветы I. 3. В каком году Россия провозглашена империей: а) 1701 г.; б) 1711 г.; в) 1721 г.; г) 1725 г.? 4. Соотнесите деятелей культуры и их творения: а) Шубин Ф.И.; б) Растрелли Б.; в) Карамзин Н.М.; г) Радищев А.Н. 1) Зимний дворец 2) «Путешествие из Петербурга в Москву» 3) бюст Ломоносова 4) «История государства Российского» 5. Самая крупная крестьянская война XVIII века была под предводительством: А) К. Булавина; б) Хлопка; в) С. Разина; г) Е. Пугачева. 6. Назовите самое многочисленное сословие в России XIX века: а) дворянство; б) крестьяне; в) казачество; г) духовенство. 7. Кто из императоров получил прозвище «Миротворец»: а) Александр I; б) Александр II; в) Александр III; г) Николай I? 8. Члены тайных обществ 1816-1825 гг. объединяли революционно настроенных дворян, поднявших в 1825 г. восстание против самодержавного устройства России и крепостничества: а) декабристы; б) западники; в) славянофилы; г) социалисты. 9. По форме правления Россия в XIX веке была: а) абсолютная монархия; б) парламентская республика; в) конституционная монархия; г) президентская республика. 10.Отмена крепостного права произошла в правление: а) Николая I; б) Александра I; в) Александра II; Александра III Ответы: 1-в; 2-в; 3-в; 4-а-3, б-1, в-4, г-2; 5-г; 6-б; 7-в; 8-а; 9-а; 10-в Раздел I. От Руси к Российскому государству Контрольная работа № 1 «От Руси к Российскому государству» Вариант 1 1.Появление понятий «погост» и «урок» связано с княжением: а) Ольги; б) Олега; в) Святослава; г) Владимира. 2. Какое событие произошло в годы княжения Игоря: а) принятие христианства; б) принятие Русской Правды; в) разгром Хазарского каганата; г) восстание древлян? 3. Что из названного относилось к причинам создания Древнерусского государства: 6 а) влияние Византийской империи; б) появление имущественного и социального неравенства; в) принятие Русской правды; г) походы печенегов на земли славян? 4. Что из перечисленного относится к последствиям принятия Русью христианства: а) восстание древлян; б) укрепление княжеской власти; в) феодальная раздробленность; г) начало княжеских усобиц? 5. Какое событие произошло в годы княжения Олега Вещего: а) походы на Константинополь; б) создание погостов; в) первая княжеская усобица; г) реформа язычества? 6. Расположите в хронологической последовательности имена князей в соответствии с периодами их княжения. а) Святослав; б) Олег; в) Игорь; г) Владимир. 7. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их княжением Имена События а) Ольга 1) Разгром Хазарского каганата б) Святослав 2) строительство линии укреплений на юге страны в) Владимир Святославович 3) походы на Византию г) Олег 4) установление новой формы сбора дани 8. Ниже приведен ряд терминов. Все за исключением одного, являются названиями восточнославянских племен; а) поляне; б) дреговичи; в) древляне; г) радимичи; д) вятичи; е) хазары; ж) кривичи. 9. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. Древнерусский князь (А) (В) Владимир Даты 882 г. 862 (Д) События (Б) (Г) (Е) Пропущенные элементы 1) Рюрик; 2) Олег; 3) Святослав; 4) Ольга; 5) 911 г.; 6) 988 г.; 7) Крещение Руси; 8) объединение Киева и Новгорода; 9) призвание варягов в Новгород. 10. Первым монументальным христианским храмом в Киеве стала построенная в 996 году церковь: а) Успения Богородицы (Десятинная); б) Святого Ильи Пророка; в) Флора и Лавра; г) Бориса и Глеб. 11. Любеческий съезд русских князей (1097) принял решение: а) об организации похода против половцев; б) о порядке замещения киевского престола; в) каждому владеть отчиной своей и всем совместно охранять русскую землю; г) ввести правило Юрьева дня. 7 12. В XII веке основную массу населения городов составляли: а) ремесленники; б) торговцы; в) воины-дружинники; г) крестьяне. 13. Первое столкновение русских с монголо-татарами произошло в районе реки: а) Оки; б) Угры; в) Вожи; г) Калки. 14. Дисциплина в монгольском войске держалась: а) на патриотизме; б) на сознательности; в) на преданности хану; г) на страхе и кровнородственных отношениях в каждом десятке. 15. Первый из разрушенных монголами городов: а) Рязань; б) Козельск; в) Владимир; г) Торжок. 16. Столица Золотой Орды – г. Сарай-Бату находился: а) на месте разоренной Рязани; б) на реке Иртыш; в) в низовьях Волги; г) на реке Тобол. 17. В каком году произошла Невская битва? а) 1238; б) 1242; в) 1240; 18. Отправляясь на Куликовскую благословение: а) церковного собора; в) константинопольского патриарха; г) 1239. битву, князь Дмитрий Донской получил б) своей матери; г) Сергия Радонежского. 19. В каком году было стояние на реке Угре? а) 1470; б) 1478; в) 1480; г) 1380. 20. Назовите значение Куликовской битвы: ___________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Вариант 2 1.Какое событие произошло раньше других? а) княжение Ольги; б) съезд князей в Любече; в) объединение Киева и Новгорода; г) княжение Ярослава Мудрого. 2. Русь приняла крещение из: а) Рима; б) Эривани; 3. Кто был киевским князем раньше других? а) Игорь; б) Владимир; Мудрый. 4. Какое событие произошло позже других? а) призвание Рюрика в Новгород; в) поход Олега на Константинополь; в) Антиохии; г) Византии. в) Олег; г) Ярослав б) договор Игоря с греками; г) поход Святослава на хазар. 5. О ком из киевских князей идет речь: "Он предпринял строительство крепостей вдоль южных границ, возводил сигнальные башни на курганах, создавал богатырские заставы": а) Игоре; б) Святославе; в) Владимире; г) Ярополке? 8 6. Расположите в хронологической последовательности следующие события: а) поход Олега на Константинополь; б) походы Святослава; в) восстание древлян; г) принятие христианства княгиней Ольгой. 7. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью. Князья События а) Олег 1) упорядочение дани на Руси б) Владимир 2) объединение Киева и Новгорода в) Ольга 3) восстание древлян г) Игорь 4) крещение Руси 8. Ниже приведен перечень названий социальных групп. Все они, за исключением одного, связаны с периодом Киевской Руси: а) бояре; б) смерды; в) рядовичи; г) мещане; д) закупы; е) холопы. 9. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. Древнерусские князья Ольга (В) (Д) Время правления (А) 980-1015 гг. (Е) События (Б) (Г) Призвание варягов на Русь Пропущенные элементы 1) Владимир; 2) Игорь; 3) Рюрик; 4) 862-879 гг.; 5) 912-945 гг.; 6) 945-962 гг.; 7) 962-972 гг.; 8) получил(а) прозвище «Красное солнышко»; 9) первым из правителей принял(а) крещение. 10. Вставьте пропущенную в сочинении современного историка дату. "В ... году Владимир крестился сам, крестил свой двор, в водах Днепра были крещены киевляне. Однако, в остальных районах Руси, особенно в Новгороде и Пскове народ крепко держался за свои языческие верования, тесно связанные с природой, землей. И тогда в ход пошла сила. Сохранилась поговорка" Добрыня крестил мечом, а Путята - огнем", напоминающая о деятельности воевод Владимира, насильно крестивших русские земли". а) 882 г.; б) 980 г.; в) 988 г.; г) 996 г. 11. Организатором всемонгольского похода на Русь был: а) Батый; б) Чингисхан; в) Угедей; г) Джучи. 12. В битве на реке Калке вместе с русскими против монголо-татар сражались: а) половцы; б) печенеги; в) хазары; г) касоги. 13. Кого в Золотой Орде называли баскаками? а) дипломатов; б) доверенных лиц хана; в) предводителей отрядов; г) сборщиков дани с русской земли. 14. Ярлыками в Золотой Орде называли: а) товарный знак; в) это кличка; б) клеймо; г) грамота на право княжения. 9 15. В мае 1238 г. хан Батый приказал стереть с лица земли и назвал «злым городом»: а) Владимир; б) Суздаль; в) Козельск; г) Торжок. 16. «Ледовое побоище» связано с именем: а) Дмитрия Донского; б) Ивана Калиты; в) Александра Невского; г) Ивана Грозного. 17. На территории какой области находится Куликово поле? а) Тульской; б) Рязанской; в) Московской; г) Владимирской. 18. Герб с двуглавым орлом в качестве официального появился в России: а) при Дмитрии Донском; б) при Иване Калите; в) при Иване IV; г) при Иване III. 19. Общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии XII века: а) «Повесть о горе-злосчастии»; б) «Повесть о Петре и Февронии»; в) «Повесть временных лет»; г) «Повесть о разорении Рязани Батыем». 20. Назовите причины возвышения Москвы: ___________________________________________________________________________ _______________________________________________________ Ответы: I вариант 1-а 2-г 3-б 4-б 5-а 6-б,в,а,г 7 а4, б1, в2,г3 8-е 9 – а2, б8, в1,г9, д6,е7 10-а 11-в 12-а,б 13-г 14-г 15-а 16-в 17-в 18-г 19-б 20 –Куликовская битва была первой крупной победой русского войска над ордынцами, имела огромное моральное значение, поднялся боевой дух русских воинов. Способствовала возвышению Москвы объединению русских земель вокруг нее. II вариант 1-в 2-г 3-в 4-г 5-в 6-а,в,г,б 7-а2,б4,в1,г3 8-г 9-а6,б9,в1,г8,д3,е4 10-в 11-а 12-а 13-г 14-г 15-в 16-в 17-а 18-г 19-в 20 –Выгодное природногеографическое положение, удаленность от опасных окраин, дальновидная политика московских князей и отсутствие распрей между ними. Критерии оценки: 10 Количество правильных ответов 0-11 12-14 15-16 17-20 Оценка «2» «3» «4» «5» Раздел 2. Россия в XVI-XVII вв.: от великого княжества к царству Проверочная работа «Россия в XVI-XVIIвв.» I вариант 1. Укажите год начала правления Ивана Грозного: а) 1530; б) 1533; в) 1538; г) 1547. 2. Как назывался сословно-представительный орган при царе в XVI в.: а) Боярская Дума; б) Земский собор; в) Приказы; г) Освященный собор? 3. Когда произошел Соляной бунт: а) 1547; б)1650; в) 1648; г)1662? 4. Расставьте имена правителей в хронологическом порядке: а) Михаил Романов; б) Борис Годунов; в) Лжедмитрий I; г) Василий Шуйский. 5. О каком событии идет речь: «Да в то ж время делали денги полтинники медные с ефимок, и крестьяне увидев такие в одну пору худые деланные денги, неровные и смешанные, не почали в городы возить сена и дров и съестных запасов, и почала быть от тех денег на всякие товары дороговь великая…А пришед к царю на двор… а царь в то время садился на лошадь, хотев ехать к Москве…и они…почали у царя просить для убийства бояр, и царь отговаривался, что он длясыску того дела идет к Москве сам…» а) Медный бунт; б) Соляной бунт; в) Опричнина; г) восстание Степана Разина? 6. Назовите годы опричнины: а) 1558-1583; б) 1667-1671; в) 1565-1572; г) 1613-1645. 7. Кто был реформатором в Русской православной церкви: а) патриарх Никон; б) протопоп Аввакум; в) Алексей Михайлович; г) Иов? 8. Соотнесите название приказов и их функцию: а) б) в) г) д) е) Разрядный Ямской Приказ Новой четверти 1. 2. Разбойный 4. Приказ тайных дел Посольский 3. Обеспечивал организацию почтовой связи для нужд государства Занимался уголовным делопроизводством Контролировал деятельность всех государственных учреждений, ему подчинялось все хозяйство царской фамилии Назначал дворян и детей боярских на службу по военному, гражданскому и придворному ведомствам 5. Отношения с другими государствами 6. Ведал кабацкими сборами, вел борьбу с незаконной продажей вина и табака 9. Соотнесите: а) С. Ушаков б) Сильвестр в) В. Бурцев г) И. Тимофеев 1. «Домострой» 2. «Тайная вечеря» 3. «Временник» 4. «Букварь» 11 10. Вид произведений русского портретного искусства конца XVI – начала XVII века: а) икона; б) фреска; в) гравюра; г) парсуна. II вариант 1. Назовите год воцарения династии Романовых на русский престол: а) 1610 г.; б) 1611г.; в)1612 г.; г) 1613 г. 2. Близкий Ивану Грозному круг государственных деятелей, выполнявших обязанности правительства: а) Боярская Дума; б) Избранная Рада; в) Земский собор; г) Приказ. 3. О каком событии идет речь: «Бывши же на стенахъ погани, поносы и укоризны дающе Русским воемъ, и всибезъ вести погибоша; овиедревиемъ и дымомъ подави, овехъ же огнь пояде… Воеводы же съпешцыко граду приступльше и единем часом мало труднидеветеры врата града изломиша, и во градъвнидоша, и путь всюдесотвориша всему Русскому воинству»: а) освоение Сибири; б) взятие Казани; в) Ливонская война; г) русско-польская война? 4. Расставьте события в хронологической последовательности: а) воцарение Романовых на русский престол; б) Соляной бунт; в) раскол Русской Православной церкви; г) восстание Степана Разина. 5. В каком году произошел Медный бунт: а) 1547 г.; б) 1648 г.; в) 1650 г.; г) 1662 г.? 6. Назовите годы Ливонской войны: а) 1558-1583 гг.; б) 1667-1671 гг.; в) 1565-1572 гг.; г) 1613-1645 гг. 7. Какой монастырь в XVII веке стал центром приверженцев старых обрядов: а) Троице-Сергиев; б) Андроников; в) Соловецкий; г) все вышеперечисленное? 8. Соотнесите: а) С. Дежнев; б) Е. Хабаров; в) В. Атласов; г) И. Москвитин; 1) осваивал Амурский край; 2) исследовал Камчатку; 3) первым вышел к Тихому океану; 4) открыл Берингов пролив. 9. Соотнесите название приказов и их функцию: а) б) в) г) д) е) Поместный Приказ Большого прихода Приказ Большой казны Челобитный Приказ Казанского дворца Стрелецкий 1. Контролировал казенную промышленность и торговлю 2. Судил начальников, разбирал жалобы 3. Ведал землями бывших Казанского и Астраханского ханств 4. Ведал поместными и вотчинными землями 5. Собирал таможенные доходы, наблюдал за мерами длины и веса 6. Ведал специальными родами войск 10.Экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики, путем ограничения импорта иностранных товаров называется: а) опричнина; б) местничество; в) кормление; г) протекционизм. 12 Ответы: I вариант 1 –б 2–б 3–в 4 – б, в, г, а 5–а 6–в 7–а 8 – а –4; б – 1; в- 6; г – 2; д – 3; е – 5 9- а – 2; б – 1; в – 4; г – 3 10 - г II вариант 1–г 2–б 3–б 4 – а, б, в, г 5–г 6–а 7–в 8 – а – 4; б – 1; в- 2; г – 3; 9 – а-4; б-5; в-1; г-2; д-3; е-6; 10- г Критерии оценки: Количество правильных ответов 0-5 6-7 8 9-10 Оценка «2» «3» «4» «5» Раздел 3. Россия в XVIII веке: от царства к империи. Контрольная работа № 2 «Россия в XVIII в.» 1. Назовите годы правления Петра I: а) 1682-1725 гг.; б) 1725-1727 гг.; в) 1727-1730 гг.; 2. Расставьте в хронологическом порядке правителей: а) Екатерина I; б) Екатерина II; в) Петр I; 3. «Бироновщина» - это время правления…: а) Екатерины I; б) Анны Иоанновны; г) 1730-1740 гг. г) Петр III; д) Иван VI. в) Екатерины II; г) Елизаветы I. 4. Россия участвовала в Семилетней войне в период правления: а) Екатерины I; б) Анны Иоанновны; в) Екатерины II; г) Елизаветы I. 5. Политика просвещенного абсолютизма - это период: а) Екатерины I; б) Петра I; в) Екатерины II; г) Елизаветы I. 6. Главным итогом Северной войны стало: а) строительство Санкт-Петербурга; б) окончательное закрепление России на Балтике; в) создание военного флота в России; г) Россия потеряла Азов. 7. Соотнесите полководцев и сражения: а) А.В. Суворов 1) 1791 I) мыс Калиакрия б) Ф.Ф. Ушаков 2) 1770 II) Измаил в) П.А. Румянцев 3) 1790 III) река Кагул 8. Расставьте в хронологическом порядке сражения Северной войны: а) деревня Лесная; б) Полтава; в) Гангут; г) Нарва. 13 9. Соотнесите деятелей культуры и их творения: а) Шубин Ф.И. б) Растрелли Б. в) Карамзин Н.М. А.Н. 1) Зимний дворец 3) бюст Ломоносова г) Радищев 2) «Путешествие из Петербурга в Москву» 4) «История государства Российского» 10. «Золотой век русского дворянства» - это эпоха …: а) Екатерины I; б) Анны Иоанновны; в) Екатерины II; г) Елизаветы I. 11. С какой страной был заключен Ништадтский мирный договор: а) Дания; б) Швеция; в) Польша; г) Англия? 12. Как назывался документ, определявший систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе: а) «Жалованная грамота дворянству»; б) «Кондиции»; в) «Указ о единонаследии»; г) «Табель о рангах»? 13. Продвижение по службе в начале XVIII в. зависело от: а) богатства; б) выслуги лет; в) личных заслуг; рода. 14. Эпохой дворцовых переворотов называется период: а) 1682-1725 гг.; б) 1725-1762 гг.; в) 1762-1796 гг.; г) знатности г) 1796-1801 гг. 15. Указ 1714 г. о единонаследии определял: а) порядок замещения высших государственных постов; б) отмена местничества; в) новый порядок наследования недвижимости дворянами; г) новый порядок наследования царского престола. 16. В каком году Россия провозглашена империей: а) 1701 г.; б) 1711 г.; в) 1721 г.; г) 1725 г.? 17. Чем завершились Азовские походы Петра I: а) поражением России; б) заключением мира с Турцией; в) взятием Азова. 18. Название «Семеновский» и «Преображенский» имеет отношение к: а) уральским заводам; б) орденам; в) гвардейским полкам; г) каналам С-Петербурга. 19. Русский ученый, сыгравший большую роль в становлении университета, в развитии антинорманнской теории: а) В.Н. Татищев; б) И.П. Кулибин; в) М.В. Ломоносов; Щербатов. Московского г) М.М. 20. О ком писал Ключевский В.О.: «Это царствование – одна из мрачных страниц нашей империи, и наиболее темное пятно на ней – сама императрица. Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, черствая по природе и еще более очерствевшая при раннем вдовстве среди дипломатических козней и придворных приключений в Курляндии, привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и развлечений». 14 а) Екатерина I; в) Екатерина II; Ответы 1-а 2- в,а,д,г,б 3-б 4-г 5-в б) Анна Иоанновна; г) Елизавета. 6-б 7-а-3-II, б-1-I, в-2-III. 8-г,а,б,в 9-а-3,б-1,в-4,г-2 10-в 11-б 12-г 13-в 14-б 15-г 16-в 17-в 18-в 19-в 20-б Критерии оценки: Количество правильных ответов 0-11 12-14 15-16 17-20 Оценка «2» «3» «4» «5» Раздел 4. Российская империя в XIX – начале XX века Проверочная работа «Россия в XIXв.» I вариант 1. Назовите самое многочисленное сословие в России: а) дворянство; б) крестьяне; в) казачество; духовенство. 2. Соотнесите даты и события: 1. Манифест об освобождении крестьян 2. Годы правления Александра II 3. Годы правления Александра I 4. Крымская война 5. Восстание декабристов г) А) 19.02.1861 Б) 1801-1825 В) 14.12.1825 Г) 1853-1856 Д) 1855-1881 3. Кто из императоров получил прозвище «Миротворец»: а) Александр I; б) Александр II; в) Александр III; I? г) Николай 4. Соотнесите деятелей культуры и их произведения: А) А.С. Пушкин Б) Н.В. Гоголь В) М.Ю. Лермонтов Г) А.Н. Воронихин Д) М.И. Глинка 1) Казанский собор 2) «Капитанская дочка» 3) «Герой нашего времени» 4) опера «Жизнь за царя» 5) «Мертвые души» 5. О ком идет речь: «…Все обширные операции, которыми он руководил, были направлены к одному; отдавая распоряжения о размещении орудий, кои должны были обеспечить победу над французами, он в то же время обдумывал сложные политические комбинации, кои должны были нам обеспечить благорасположение всех 15 европейских кабинетов. В армии его обожали и за его имя, и за его знакомое и любимое лицо; достаточно было ему показаться, чтобы все радовались»? а) Багратион П.; б) Нахимов П.; в) Кутузов М.; г) Корнилов В. 6. Представители какого общественного движения идеализировали допетровскую патриархальную Русь: а) охранители; б) революционеры-демократы; в) западники; г) славянофилы? 7. Что относится к капиталистическим чертам развития сельского хозяйства в России в начале XIX. а) натуральное хозяйство; б) применение с/х машин; в) барщина; г) оброк? 8. Члены тайных обществ 1816-1825 гг. Объединяли революционно настроенных дворян, поднявших в 1825 г. восстание против самодержавного устройства России и крепостничества: а) декабристы; б) западники; в) славянофилы; г) социалисты. 9. Какие крестьяне после отмены крепостного права считались временно обязанными: а) приписные крестьяне; б) не заключившие выкупные сделки со своими помещиками после объявления реформы; в) крестьяне сибирских губерний; г) государственные крестьяне ? 10. О событиях какой войны идет речь в отрывке: «Товарищи! Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелем отошли к Севастополю, чтоб грудью защищать его... Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд... Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено нами усилий, чтоб держать корабли, обреченные жертве, но надобно покориться необходимости...»: а) Кавказская война 1817-1864 гг.; б) Крымская война 1853-1856 гг.; в) Русско-турецкая война 1877-1878 г.; г) Отечественная война 1812 г. 11.Контрреформы Александра III ____________________________________________________ II вариант 1. По форме правления Россия была: а) абсолютная монархия; в) конституционная монархия; 2. Соотнесите даты и события: 1. Бородинское сражение 2. Русско-турецкая война 3. Закон о вольных хлебопашцах 4. Годы правления Николая I 5. «Битва народов» б) парламентская республика; г) президентская республика. А) 1803 Б) 26.08.1812 В) 1877-1878 Г) 1825-1855 Д) 1813 16 3. Кто из императоров получил прозвище «Освободитель»: а) Александр I; б) Александр II; в) Александр III; г) Николай I? 4. Соотнесите деятелей культуры и их произведения: А) Л.Н. Толстой 1) «Бурлаки на Волге» 2) «Отцы и дети» Б) И. Е. Репин В) И.С. Тургенев 3) «Утро стрелецкой казни» Г) В.И. Суриков 4) «Война и мир» Д) П.И. Чайковский 5) «Лебединое озеро» 5. О ком идет речь: «Около него летал целый рой снарядов; он мог сделаться жертвой каждой пули; а между тем он стоял и рассматривал с удивительным спокойствием или подбитое орудие, или разрушенный бруствер…Он до того не обращал внимания на собственную безопасность в течение 9 месяцев томительной, кровавой обороны Севастополя, под самым сильным огнем, что флот и армия смотрели на него, как на человека, хранимого Промыслом…»? а) Багратион П.; б) Нахимов П.; в) Кутузов М.; г) Корнилов В. 6. Представители какого общественного движения отстаивали общность путей развития России и западноевропейских стран: а) охранители; б) революционеры-демократы; в) западники; г) славянофилы? 7. Неофициальный совещательный орган при Александре I, созданный в 1801 г. для подготовки государственных реформ: а) Тайный союз; б) Негласный комитет; в) Священный союз; г) Государственный совет. 8. Что относится к феодальным чертам развития в промышленности в начале XIX России: а) районная специализация; б) посессионные мануфактуры; в) появление пролетариата; г) мануфактуры с применением наемного труда? 9. Крестьяне после отмены крепостного права получили: а) свободу от государственных повинностей; б) личную свободу; в) право выхода из крестьянской общины; г) равные права с дворянами? 10. Прочтите отрывок и определите, о событиях какой войны идет речь. «Внутри России началось сочувственное славянам движение… 12 апреля … Александр Николаевич подписал Манифест… Война была трудная. Приходилось воевать в Азии и в Европе. Одна Плевна стоила нам огромных жертв, но, в конце концов, она была взята. Русские войска вплотную подошли к Константинополю». а) Кавказская война 1817-1864 гг.; б) Крымская война 1853-1856 гг.; в) Русско-турецкая война 1877-1878 г.; г) Отечественная война 1812 г. 11. Отмена крепостного права: значение____________________________ причины, содержание, 17 Ответы: I вариант 1–Б 2 – 1-а; 2-д; 3-б; 4-г; 5-в 3–В 4 – А-2; Б-5; В-3; Г-1; Д-4 5–В 6–Г 7–Б 8–А 9–Б 10 –Б II вариант 1–А 2 – 1-б; 2-в; 3-а; 4-г; 5-д 3–Б 4 – А-4; Б-1; В-2; Г-3; Д-5 5–Б 6–В 7–Б 8–Б 9–Б 10 - В Критерии оценки: Количество Оценка правильных ответов 0-6 «2» 7 «3» 8 «4» 9-11 «5» Контрольная работа №3 «Россия в конце XIX-начале ХХ вв.» 1. По форме правления на рубеже XIX-XX вв. Россия была: а) конституционная монархия; б) абсолютная монархия; в) демократическая республика; г) президентская республика. 2. По объему с/х продукции Россия в начале ХХ века занимала ____ место в мире: а) 1; б) 2; в) 3; г) 4. 3. Важнейшей чертой экономического развития в России в начале ХХ века было: а) огромная доля государственного сектора в экономике; б) кустарное производство; в) тесная связь с мировым рынком; г) чересполосица в аграрном секторе. 4. В 1899 г. на Гаагской конференции, созванной по инициативе России, не было запрещено: а) разрывные пули; б) метание взрывчатых снарядов с воздушных шаров; в) применение снарядов с удушливыми газами; г) гонка вооружений. 5. Найдите лишнее слово: а) Мукден; б) Чемульпо; Цусима. в) Кинбурн; г) Порт-Артур; д) 6. Русско-японская война закончилась подписанием Портсмутского договора, по которому: а) Россия уступала Японии южную половину о. Сахалин; б) Россия уступала Японии аренду Ляодунского полуострова с крепостью ПортАртур; в) Россия признавала Корею зоной японского влияния; г) все вышеперечисленное. 7. Началом революции в России является: а) Ленский расстрел рабочих; в) восстание на броненосце «Потёмкин»; Вознесенске. б) «Кровавое воскресенье»; г) стачка в Иваново- 18 8. Высшей точкой революции считается: а) декабрьское восстание в Москве; в) восстание на броненосце «Потёмкин»; б) «Кровавое воскресенье»; г) стачка в Иваново-Вознесенске. 9. Соотнесите: а) Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» б) Цусимское сражение в) начало реформы П. Столыпина г) окончание I русской революции в России 1. 14.05.1905 г. 2. 09.11.1906 г. 3. 17.10.1905 г. 4. 03.06. 1907 г. 10. Соотнесите: а) РСДРП б) Кадеты в) Эсеры г) «Союз народа» 1. Террор как метод борьбы, выражали интересы крестьян 2. Цель – победа социалистической революции 3. Сохранение самодержавия русского 4. Конституционная монархия 11. Участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с переселением на него: а) отруб; б) хутор; в) артель; г) кооператив. 12. Благодаря столыпинской реформе в Сибирь переселилось …. человек: а) 1 млн.; б) 100 тыс; в) 500 тыс. г) 3 млн. 13. Создатель первых отечественных самолетов «Русский витязь» и «»Илья Муромец»: а) Н.Е. Жуковский; б) И.И. Сикорский; в) К.Э. Циолковский; г) В.И. Вернадский. 14. К акмеизму не принадлежит творчество: а) Н.С. Гумилева; б) А. Ахматовой; в) А. Блока; г) О. Мандельштама. 15. Отцом русского абстракционизма считается: а) В. Кандинский; б) К. Малевич; в) М. Врубель; г) А.Бенуа. 8-а 9- а3, б1, 3-2, Ответ ы 1-б 2-а 3-а 4-г 5-в 6-г 7-б г-4 10-а2, б4, в1, г3 11-б 12-г 13-б 14-в 15-а Критерии оценки: Количество правильных ответов 0-8 9-10 11-12 13-15 Оценка «2» «3» «4» «5» Раздел 5. Россия в годы Первой мировой войны и Великой Российской революции (1914–1922). Первая мировая война и послевоенный кризис Тема 5.1 Россия в годы Первой мировой войны» Проверочная работа «Россия в годы Первой мировой войны» 19 1. Когда Россия вступила в I мировую войну: а) 15 июля 1914 г.; б) 1 сентября 1914 г.; в) 1 августа 1914 г.? 2. В Первой мировой войне принимали участие ______ стран: а) 23; б) 28; в) 35; г) 38. 3. «План Шлиффена» был принят к действию командованием: а) Германии; б) Франции; в) Австро-Венгрии; г) Бельгии 4. Что позволило французам остановить наступление Германии и одержать победу 1914 г.: а) применение танков; б) наступление русской армии в Восточной Пруссии; в) полководческий талант маршала Ф. Фоша? 5. Битва на Марне происходила в: а)1914 и1917 гг.; б) 1914 и1918 гг.; в) 1915 и 1917 гг.; г) 1915 и 1918 гг. 6. Какое государство в годы войны стало инициатором использования химического оружия: а) Россия; б) Франция; в) Германия; г) Англия? 7. Какой русский летчик совершил первый воздушный таран в истории войн: а) П.Н.Нестеров; б) В.В. Талалихин; в) И.Н. Кожедуб? 8. Кто был Главнокомандующим Юго-Западным фронтом в 1916г.: а) А.А.Брусилов; б) Я.Г. Жилинский; в) А.В. Самсонов? 9. Мир в Брест-Литовске подписали: а) Австро-Венгрия и Англия; б) Италия и Франция; в) Россия и Германия; г) Франция и Германия. 10. Компьенское перемирие подписано: а) 3 марта 1918; б) 11 ноября 1918; в) 28сентября 1918; г) 3 ноября 1918. Ответы: 1-в 2-г 3-а 4-б 5-б Критерии оценки: 6-в 7-а 8-а 9-в 10-б Количество правильных ответов 0-5 6-7 8 9-10 Оценка «2» «3» «4» «5» Тема 5.3 Революционные события в России и Гражданская война Проверочная работа «Гражданская война и ее последствия. Культура Советской России в период Гражданской войны» 1. Николай II отрекся от престола: а) 23.02.1917 г.; б) 27.02.1917 г. в) 02.03.1917 г. 25.10.1917 г. 20 2. Заполните: Двоевластие 3. Первым актом Петроградского Совета стал Приказ № 1: а) «О создании Временного правительства»; б) «О расширении гражданских прав и свобод»; в) «Об установлении в России демократической республики»; г) «О демократизации армии». 4. Политика Временного правительства строилась исходя из курса: а) улучшение экономического положения рабочих; б) установление 8-часового рабочего дня; в) продолжение войны; г) полномасштабный раздел земли. 5. Первый кризис Временного правительства в апреле 1917 г. связан с: а) провалом наступления на фронте; б) голодными бунтами в столице; в) нежеланием установить 8-часовой рабочий день; г) нотой к правительствам воюющих держав вести войну до победного конца. 6. В июле 1917 г. Второе коалиционное правительство возглавил: а) Л. Корнилов; б) А. Керенский; в) В. Ленин; г) Л. Троцкий. 7. Временный революционный комитет по подготовке вооруженного восстания в октябре 1917 г. возглавил: а) И. Сталин; б) В. Ленин; в) Л. Троцкий; г) К. Ворошилов. 8. Действия большевиков осудили и покинули II Всероссийский съезд Советов: а) кадеты и анархисты; б) правые эсеры и кадеты; в) меньшевики и правые эсеры; г) анархисты и меньшевики. 9. На II Всероссийском съезде Советов было сформировано новое правительство: а) Совет народных комиссаров; б) Временное правительство; в) Директория. 10. В декабре 1917 г. для борьбы с контрреволюцией создается: а) Народная милиция; б) Уголовный розыск; в) Всероссийская чрезвычайная комиссия; г) Части особого назначения. 11. Разрыв переговоров с Германией о заключении сепаратного мира привел к: а) Германию на грань катастрофы; б) к позиционной войне; в) к массовому братанию солдат; г) к новому немецкому наступлению. 12. Мирный договор между Россией и Германией был подписан в Брест-Литовске в; а) январе 1918 г.; б) марте 1918 г.; в) апреле 1918 г.; г) ноябре 1918 г. 13. По условиям Брестского мира от России отторгались территории: а) Польша и Финляндия; б) часть Закавказья; в) Финляндия, Украина; г) Польша, Литва, часть Латвии, Белоруссии и Закавказья; 14. Декрет СНК от 28 июня 1918 г. в сфере экономики закрепил курс на: а) национализацию промышленности; 21 б) усиление рабочего контроля на производстве; в) развитие товарно-денежных отношений; г) создание иностранных концессий. 15. Функцию управления национализированными предприятиями закрепили за: а) коллегиальными органами; б) Высшим Советом Народного Хозяйства; в) профсоюзами; г) партийными комитетами. 16. Соотнесите: А) Красное движение Б) Белое движение 1. А.Каледин; 2. М.Тухачевский; 3. Л.Корнилов; 4. А.Деникин 5. А.Колчак 6. С.Буденный; 7. К.Ворошилов; 8. В.Чапаев 9. Г.Котовский 10. П.Врангель 17. Политика «военного коммунизма» включала: а) национализацию всех средств производства; б) уравнительное распределение продуктов; в) принудительный т руд; г) централизованное управление д) все вышеперечисленное. 18. Комитеты бедноты в деревне: а) занимались изъятием излишков продуктов у зажиточных крестьян; б) распределяли продукты среди крестьян; в) следили за выполнением хлебозаготовок; г) все вышееперчисленное. 19. В 1920 г. восстание крестьян в Тамбовской области возглавил: а) Н.Махно; б) А.Антонов; в) Ф.Миронов; г) М.Муравьев. 20. Белое движение потерпело поражение, потому, что: а) лидеры не имели четкой программы; б) сотрудничали с интервентами; в) реставрировали законы Российской империи; г) возвращали собственность старым владельцам; д) все вышеуказанное. Ответы: 1. В 2. Временное правительство, Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. 3. Г 4. В 5. А 6. Б 7. В 8. В 9. А 10. В 11. Г 12. Б 13. Г 14. А 15. Б 16. А: 1,3,4,5, 10 17. Д 18. А 19. Б 20. Д Б: 2,6,7,8,9 Критерии оценки Количество правильных ответов 0-11 Оценка «2» 22 12-14 15-16 17-20 «3» «4» «5» Раздел 6. СССР в 1920–1930-е годы. Межвоенный период (1918–1939) Контрольная работа №4 «Межвоенный период (1918-1939)» I вариант 1. Фашизм зародился в: а) Италии; б) Германии; в) Испании; г) Франции. 2. «Великая депрессия» - это: а) первая мировая война; б) революция в России; в) экономический кризис в США; г) выход из кризиса в Германии. 3. Советский Союз вступил в Лигу Наций в: а) 1930 году; б) 1934 году; в) 1932 году; г) 1933 году. 4. В 1921 году под лозунгом « За Советы, но без коммунистов» восстали моряки: б) черноморского флота; а) тихоокеанского флота; в) северного флота; г) балтийского флота. 5. НЭП рассматривался как: а) постоянная экономическая политика государства; б) временная мера; в) переход к рыночной экономике? 6. В Закавказскую Федерацию входили? а) Грузия; Армения; Азербайджан; б) Армения; Чечня; Дагестан; в) Казахстан; Киргизия; Туркмения; г) Осетия; Ингушетия; Чечня. 7. Индустриализация - это: а) создание транспортной системы; б) создание промышленности; в) создание государственного аппарата. 8. Коллективизация означает создание: а) товарищество по совместной обработке земли; б) сельскохозяйственный кооператив; в) коллективных хозяйств; г) хуторских хозяйств. 9. Самым страшным годом репрессий в СССР был: а) 1929 г.; б) 1937 г.; в) 1939 г.; г) 1941 г. 10. «Мюнхенское соглашение» - это договор, по которому независимости лишилась: в) Чехословакия; г) Болгария. а) Польша; б) Югославия; 23 11. Новая экономическая политика: определение, причины, преобразования, итоги___________________________________________________________________ ___ II вариант 1. Мировой экономический кризис начался в: а) Италии; б) Германии; в) США; г) Англии. 2. «Новый курс» - это: а) политика Гитлера по выводу Германии из кризиса; б) экономические преобразования Рузвельта в США; в) политика нового советского правительства в период гражданской войны. 3. Мировой экономический кризис произошел в: а) 1917-1920 гг.; б) 1914-1918 гг.; в) 1929-1933 гг.; г) 1925-1930 гг. 4. Новая экономическая политика: а) ограничивала экономическую деятельность граждан; б) не влияла на экономическую деятельность; в) предоставила экономическую свободу гражданам. 5. СССР был образован на 1 Всесоюзном съезде Советов: а) 30 декабря 1922 года; б) 15 мая 1924 года; в) 10 июня 1921 года; г) 31 декабря 1924 г. 6. В состав СССР на момент образования вошли; а) Россия; Украина; Молдавия; Белоруссия; б) Россия; Украина; Белоруссия; Закавказье; в) Россия; Латвия, Литва, Эстония. 7. В период индустриализации упор делался на: а) тяжелое машиностроение; б) текстильное производство; в) пищевое производство. 8. Тоталитаризм означает: а) полное равенство всех людей в обществе; б) безвластие; в) полный контроль государства над всеми сферами жизни. 9. СССР исключен из Лиги Наций в: а) 1930 г.; б) 1934 г.; в) 1935 г. г) 1939 г. 10. Антикоминтерновский пакт – это военный союз: а) СССР, Франции и Чехословакии; б) Великобритании, Германии, Италии; в) Италии, Германии, Японии. 11. «Политика военного коммунизма»: определение, причины, преобразования, итоги___________________________________________________________________ ___ 24 Ответы: I II вари ант 1-а 2-в 3-б 4-г 5-б 6-а 7-б 8-в 9-б 10-в вари ант 1-в 2-б 3-в 4-в 5-а 6-б 7-а 8-в 9-г 10-в Критерии оценки: Количество правильных ответов 0-6 7 8 9-11 Оценка «2» «3» «4» «5» Раздел 7. Вторая мировая война: причины, состав участников, основные этапы и события, итоги. Великая Отечественная война. 1941–1945 годы. Контрольная работа № 5 «Вторая мировая война. Великая Отечественная война» I вариант 1. 2. Соотнесите даты и события: А. Начало Второй мировой войны Б. Конференция в Тегеране В. Сталинградская битва Г. Открытие второго фронта Д. Начало ВОВ г. 1. 6 июня 1944 г. 2. 22 июня 1941 г. 3. 1 сентября 1939 г. 4. 28 ноября - 1 декабря 1943 г. 5. 17 июля 1942 г. - 2 февраля 1943 Соотнесите названия операций и места их проведения: А. «Оверлорд» 1. Москва Б. «Тайфун» 2. Белоруссия В. «Багратион» 3. Франция 3. Главным вопросом Тегеранской конференции был вопрос: а) об открытии второго фронта; б) о будущих границах Польши; в) о будущем устройстве Германии; г) о помощи Югославским партизанам? 4. Самое крупное танковое сражение за время второй мировой войны произошло: а) под Москвой; в) на Курской дуге; б) под Ленинградом; г) под Сталинградом; 5. Какой город был удостоен звания города-героя за мужество его защитников в первые дни Великой Отечественной войны: а) Брест; б) Киев; в) Ленинград; г) Минск? 6. В ходе какой битвы немцы были зажаты в кольцо ударами трех фронтов:: а) битва за Москву; б) Сталинградское сражение; в) Курская битва; г) битва за Берлин? 25 7. Коренной перелом в ходе ВОВ был достигнут в результате: а) поражение немецких войск под Москвой; б) снятие блокады Ленинграда; в) сражения под Курском и Сталинградом; г) освобождение Киева и Минска. 8. Какая военная операция получила название «Огненная дуга»: а) Курская битва; б) освобождение Киева; в) Сталинградская битва; г) снятие блокады Ленинграда? 9. Военные действия против Японии Красная Армия: А. Начала 8 августа 1945 г. Б. Завершила 2 сентября 1945 г. подписанием Японией акта о безоговорочной капитуляции а) верно только А; б) верны и А, и Б; в) верно только Б; г) оба суждения неверны. 10. Расположите в хронологической последовательности: а) капитуляция Франции; б) битва за Днепр; в) Берлинская операция; г) Потсдамская конференция. 11. Роль партизанского войны__________________ движения в годы Великой Отечественной II вариант 1. Соотнесите даты и события: А. Окончание Второй мировой войны Б. Прохоровское сражение В. Контрнаступление советских войск под Москвой Г. Советско-германский договор о ненападении Д. Бомбардировка Хиросимы 1. 12 июля 1943 г. 2. 6 августа 1945 г. 3. 23 августа 1939 г. 4. 2 сентября 1945 г. 5. 5 декабря 1941 г. 2. Соотнесите названия операций и места их проведения: А. «Морской лев» 1. Великобритания Б. «Цитадель» 2. Курск В. «Уран» 3. Сталинград 3. 28 бойцов из дивизии генерала Панфилова отличились в боях под; а) Брестом; в) Москвой; б) Ленинградом; г) Сталинградом? 4. Решение о создании ООН было принято на: а) Крымской конференции; б) Тегеранской конференции; в) Потсдамской конференции; г) Московской конференции? 5. Какой город пережил 900-дневную блокаду? а) Москва; б) Брест; в) Ленинград; г) Сталинград? 6. Направления «Север», «Центр», «Юг» предусматривались в плане а) «Вайс»; б) «Барбаросса; в) «Цитадель»; г) «Ост»? 7. Название «Дорога жизни» связано с сопротивлением врагу защитников: 26 а) Севастополя? б) Москвы; в) Одессы; 8. Следствием битвы за Москву стало: а) Германия начала терять союзников; г) Ленинграда. б) произошел коренной перелом в войне; в) был сорван план молниеносной войны; Европе. г) был открыт второй фронт в 9. Акт о безоговорочной капитуляции Японии был подписан: а) на борту американского крейсера «Миссури»; б) в американском городе Портсмут; в) на одном из военных кораблей в советском порту Находка; г) в немецком городке Потсдам. 10. Расположите в хронологической последовательности: а) Нюрнбергский процесс; б) высадка союзных войск Нормандии; в) первый салют за годы войны; г) оборона Брестской крепости. 11. Роль антигитлеровской войны______________________ коалиции в годы Второй в мировой Ответы: I вариант 1- А-3, Б-4, В-5, Г-1, Д-2 2- А-3, Б-1, В-2 3- А 4- В 5- А 6- Б 7- В 8- А 9-Б 10. 10А, Б, В, Г Критерии оценки: Количество правильных ответов 0-6 7 8 9-11 II вариант 1- А-4, Б-1, В-5, Г-3, Д-2 2- А-1, Б-2, В-3 3- В 4- Б 5- В 6- Б 7- Г 8- В 9-А 10. 10 Г, В, Б, А Оценка «2» «3» «4» «5» Раздел 8. СССР в 1945–1991 годы. Послевоенный мир Проверочная работа «Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.» 1. В каком году СССР произвел испытание ядерного оружия: а) 1945 г.; б) 1946 г.; в) 1948 г.; 2. Что такое конверсия: а) переход на мирные рельсы экономики после войны; б) денежная реформа; г) 1949 г.? 27 в) введение карточной системы; г) наращивание военной мощи в стране? 3. Какие категории граждан пострадали после окончания ВОВ от сталинских репрессий: а) бывшие военнопленные, б) военные; в) врачи; г) все вышеперечисленные? 4. Основными претендентами на власть после смерти И.В. Сталина в марте 1953 г. были: а) Хрущев, Каганович, Молотов; б) Хрущев, Ворошилов, Буденный; в) Хрущев, Берия, Маленков. 5. ХХ съезд КПСС произошел в: а) 1953 г.; б) 1956 г.; в) 1958 г.; г) 1961 г. 6. Расстрел мирной демонстрации в г. Новочеркасске произошел из-за: а) национальной розни; б) повышения цен на продукты питания и снижения з/ платы; в) осуждение внешней политики правительства народом; г) увеличение рабочего дня? 7. Первый искусственный спутник Земли в СССР был запущен: а) 4 октября 1957 года; б) 17 ноября 1954 года; в) 10 декабря 1949 года? 8. В каком году Л.И. Брежнев становится 1 секретарем КПСС: а) 1961 г.; б) 1962 г.; в) 1963 г.; 9. Проведение экономической реформы 1965 г. связано с именем: а) Маленков Г. М.; б) Косыгин А.Н.; в) Громыко А.А.; г) 1964 г.? г) Хрущев Н.С. 10. По экономическим показателям лучшей пятилеткой в послевоенные десятилетия стала: а) 1946-1950 гг.; б) 1951-1955 гг.; в) 1956-1960 гг.; г) 1966-1970 гг. 11. Общепризнанным духовным лидером правозащитного движения в СССР стал: а) Ю.А. Андропов; б) Ю.М. Даниель; в) А. Сахаров; г) Солженицын А.И. 12. Период правления Горбачева называют: а) «застой»; в) «перестройка»; возможностей». б) «оттепель»; г) «период упущенных 13. Гласность - это: а) политика полной свободы; б) обновление марксистко-ленинской идеологии; в) критика социалистического строя; г) право граждан на получение информации и ее обсуждение. 14. Расставьте в хронологическом порядке: а) авария на ЧАЭС; в) ввод советских войск в Афганистан; 15. Кто стал первым президентом СССР: а) М. Горбачев; б) первый полет человека в космос; г) «пражская весна». б) Б. Ельцин; 28 в) Д. Медведев; г) в СССР не было президента. 16. Декларация о государственном суверенитете России была принята: а) 12.06.1990 г. б) 12.06.1991 г. в) 21.08.1991 г.; 17. Соотнесите а) Б. Полевой; б) Б. Пастернак; в) М. Шолохов; г) А. Рыбаков г) 08.12.1991 г. 1. «Доктор Живаго» 2. «Судьба человека» 3. «Повесть о настоящем человеке» 4. «Дети Арбата» 18. Какое значение имела отмена 6 статьи Конституции СССР: а) было введено разделение властей; б) развивается многопартийность; в) началась приватизация; г) разрешена частная торговля? 19. Соотнесите: а) Н.С. Хрущев б) Л.И. Брежнев в) М.С. Горбачев 1. Освоение целины. 2. Начало строительства БАМа. 3. «Сухой закон» 4. Гласность. 5. Введение советских войск в Афганистан. 6. Кукурузная эпопея. 7. «Мясное дело». 8. Освоение космоса. 20. Политическая кампания по преследованию и шельмованию группы генетиков, и временному запрету генетических исследований в СССР – а) ждановщина; б) лысенковщина; в) диссидентство; г) «железный занавес». Критерии оценки Ответы: 1–г 11-в 2-а 12-в Количество Оценка 3-г 13-г правильных 4-в 14-б, г, в, а ответов 5-б 15-а 0-11 «2» 6-б 16-а 12-14 «3» 15-16 «4» 7-а 17-а3,б1,в2,г4 17-20 «5» 8-г 18-б 9-б 19-а - 1,6,7,8, 10-г б - 2,5, в – 3,4 20-б Контрольная работа № 6 «Российская Федерация на рубеже ХХ-ХХI веков» 1. Что не относится к периоду 90-х гг. в России: а) приватизация; б) демографический кризис; в) галопирующая инфляция; г) реализация национальных проектов; 2. Идеологом «шоковой терапии» был: а) Е. Примаков; б) С. Степашин; в) Е. Гайдар; г) Г. Явлинский. 29 3. Приватизационный чек – это… а) акция; б) облигация; в) вексель; г) ваучер. 4. Что является итогом событий в октябре 1993 г.: а) импичмент президента; б) выборы президента; в) принятие Конституции; г) демонтаж системы советской власти. 5. Конституция РФ была принята: а) 12.12. 1993 г. б) 03.10.1993 г. 6. в) 21.08.1991 г. г) 31.12.1999 г. Заполните схему «Законодательная ветвь власти в России» 7. Соотнесите политические партии и их лидеров: а) КПРФ 1) В. Жириновский; б) ЛДПР 2) Г. Зюганов; в) «Яблоко» 3) Г. Явлинский. 8. Рост сепаратизма в России привел к осложнению и военным действиям в 90-е гг. в: а) Татарстане; б) Башкирии; в) Чечне; г) Северной Осетии. 9. Какая партия на выборах 2003 г. в Государственную Думу одержала победу: а) ЛДПР; б) «Единая Россия»; в) КПРФ; г) «Яблоко». 10. Соотнесите, что относится к национальным проектам: а) «Здоровье»; 1. Подключение школ к Интернету. б) «Качественное образование» 2. Ипотека. в) «Развитие АПК» 3. Строительство перинатальных центров. г) «Доступное и комфортное 4. Материальная помощь в развитии жилье» фермерского дела. 11. Что характерно для внешней политики России в начале 2000-х гг.: а) ухудшение отношений со странами НАТО; б) расширение связей с Китаем, Индией, странами Латинской Америки; в) идеи многополярного мира; г) все вышеперечисленное? 12. Какие страны входят в ШОС: а) Россия, Казахстан, Киргизия; в) Индия, Бразилия, ЮАР; Италия. б) Япония, Южная Корея, США; г) Великобритания, Франция, 13. Какие страны входят в БРИКС: а) Россия, Казахстан, Киргизия; в) Индия, Бразилия, ЮАР; Италия. б) Япония, Южная Корея, США; г) Великобритания, Франция, 30 14. В каких из этих стран произошли «цветные революции»: а) Белоруссия, Азербайджан; б) Грузия, Украина; в) Латвия, Эстония; в) Армения, Казахстан? 15. Референдум о статусе Крыма состоялся а) 26 мая 2014 г.; б) 3 апреля 2014 г.; 2014 г. в) 8 сентября 2014 г.; г) 16 марта 16. В 2008 году Россия признала независимость: а) Приднестровья и Абхазии; б) Южной Осетии и Новороссии; в) Абхазии и Южной Осетии; г) Сараево и Приднестровья. 17. Воссоединение Крыма с Россией произошло: а) 26 мая 2014 г.; б) 3 апреля 2014 г.; в) 21 марта 2014 г.; 2014 г. 18. Членом какой организации стала Россия в 1996 г.: а) НАТО; б) ООН; в) ОВД; г) 16 марта г) Совет Европы? 19. Расположите в хронологическом порядке: а) принятие Конституции РФ; б) уход Ельцина с поста президента; в) распад СССР; г) победа Медведева Д. А. на выборах президента. 20. Соотнесите деятелей культуры и сферу их деятельности: а) Т. Бекмамбетов б) Д. Хворостовский в) З. Церетели г) М. Лиепа Ответы: 1-г 2-в 3-г 4-г 5-а 6-Федеральное собрание, Государственная дума, Совет Федерации 7-а2, б1, в3 8-в 9-б 10-а3,б1,в4,г2 1. 2. 3. 4. 1. Музыка 2. Балет 3. Скульптура 4. Кино Критерии оценки: 11-г 12-а 13-в 14-б 15-г 16-в 17-в 18-г 19-в, а, б, г 20-а4,б1, в3,г2 Количество правильных ответов 0-11 12-14 15-16 17-20 Оценка «2» «3» «4» «5» 2. 1. Практические занятия Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Деревянное и каменное зодчество. Начало возвышения Москвы. Куликовская битва, ее значение. Смутное время в России. 31 5. Народные движения в XVIIв. 6. Историческая наука в России в ХVIII веке 7. Общественное движение во второй четверти XIX в. 8. Эпоха Великих реформ XIXв. 9. Золотой век русской литературы. 10. Первая русская революция 1905-1907гг 11. Гражданская война в России: особенности красного и белого движения 12. Политика военного коммунизма и НЭП: сравнительные аспекты 13. Причины мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. 14. Холодная война: формирование двухполярного мира 15. Диссидентское движение в СССР. 16. Распад СССР. Итоги, последствия 17. Глобализация и национальные культуры в конце ХХ — начале ХХI века 18. Межнациональные отношения в России конце XX – начале XXI в. 2.2 Вопросы дифференцированного зачета (в устной форме) 1. Образование Древнерусского государства. 2. Феодальная раздробленность на Руси. 3. Монгольское завоевание и его последствия. 4. Александр Невский. Противостояние Западу в XIII в. 5. Борьба с Золотой Ордой. Дмитрий Донской 6. Московская Русь в эпоху Ивана Грозного. 7. Смутное время в России. 8. Народные движения в России XVII. 9. Церковная реформа Никона. 10. Великие географические открытия. 11. Эпоха Возрождения. 12. Реформация и контрреформация. 13. Колониальный раздел мира. 14. Война за независимость США. 15. Петр I и его реформы. 16. Дворцовые перевороты. 17. Правление Екатерины II. 18. Промышленный переворот и его последствия. 19. Отечественная война 1812 г. 20. Декабристское движение в России. 21. Крымская война. 22. Отмена крепостного права в России. 23. Русская культура XIX в. 24. Революция 1905-1907 гг. в России. 25. Столыпинские реформы в России. 26. Первая мировая война. 27. 1917 год в России и его значение. 28. НЭП. 29. Экономическое развитие СССР в 20-30-ее гг. 30. Великая Отечественная война. 31. «Холодная война». 32. СССР в 50-начале 60-х гг. 33. СССР в период «перестройки». 34. Россия в 90-е гг. ХХ века. 35. Россия на современном этапе. 32 Критерии оценок Оценка Полно и верно раскрыто основное содержание вопроса, соблюдена логическая (или хронологическая) последовательность элементов ответа; общие положения конкретизируются фактами, обосновываются аргументами; дано полное описание события, явления, суждения аргументированы, раскрыты причинноследственные связи. «5» В ответе содержится верное освещение темы вопроса, но отсутствует полнота его раскрытия; соблюдена логика изложения, но отдельные положения ответа не подтверждены фактами, не обоснованы аргументами, названы главные характерные черты события, явления без необходимой конкретизации их фактами, допущены неточности. «4» В ответе приведены отдельные несистематизированные положения, отсутствует конкретизация их фактами или частично приведены отдельные верные факты, ответ неполон, непоследователен «3» 33