ОД.11 РП физика23ОВ-1

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного
транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.11 Физика

для профессии
среднего профессионального образования

23,01,10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава

2023г

1

РАССМОТРЕНО
на заседании профильных дисциплин

УТВЕРЖДАЮ
директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ»

«31» августа 2023 г.
Председатель _____Волкович В.М.

_______________ В. А. Шахбазян

Рассмотрена
на заседании педагогического совета
протокол № 1 от 31 августа 2023г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОД.11 «Физика»
разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от
19.12.2016); требований ФГОС среднего общего образования (приказ
Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31 декабря 2015 г. N
1578, с изм. от 12 августа 2022г. № 732), примерной рабочей программы
общеобразовательной
дисциплины
«Физика» для
профессиональных
образовательных организаций базовый уровень (вариант 3), утвержденной на
заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих
программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего
профессионального образования Протокол 14 от 30 ноября 2022г.
В
соответствии с требованями: ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик
(ручной и частично механизированной сварки, наплавки) утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 50 от 29
января 2016 года, зарегистрированный Министерством юстиции (рег. № 41197
от 24 февраля 2016г.), укрупненной группы профессий 15.00.00
Машиностроение.
Организация разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Кропоткинский техникум технологий и
железнодорожного транспорта»
Разработчик:
преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ» ___________

/Москалева И.Г.

Рецензенты
Рецензенты:
МП
МП

__________

_________________________________________
__________
_________________________________________
________________________________________
________________________________________
Занимаемая должность
Занимаемая должность
________________________________________
________________________________________
Место работы
Место работы
________________________________________
________________________________________
Квалификация по диплому

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

14

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

26

4.

3

3

29

1. Общая характеристика рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Физика»
1.1. Место дисциплины в структуре профессиональной
образовательной программы СПО:
Общеобразовательная
дисциплина
«Физика»
является
обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной
программы в соответствии с ФГОС по профессии15.01.05 Сварщик
(ручной и частично механизированной сварки, наплавки)
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цель дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины
«Физика» направлено на достижение результатов ее изучения в
соответствии
с
требованиями
ФГОС
СОО
с
учетом
профессиональной направленности ФГОС.

4

1.2.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:
общие компетенции
ОК 01 Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным контекстам

Планируемые результаты обучения
Общие
Дисциплинарные
сформировать представления о роли и месте физики и
- готовность к труду, осознание ценности- мастерства, трудолюбие;
астрономии в современной научной картине мира, о
готовность
к
активной
деятельности
системообразующей роли физики в развитии естественных
технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и наук, техники и современных технологий, о вкладе российских
самостоятельно выполнять такую деятельность; и зарубежных ученых-физиков в развитие науки; понимание
- интерес к различным сферам профессиональной
физической сущности наблюдаемых явлений микромира,
деятельности,
Овладение
универсальными
учебными макромира и мегамира; понимание роли астрономии в
познавательными действиями:
практической деятельности человека и дальнейшем научноа) базовые логические действия:
техническом развитии, роли физики в формировании кругозора
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее и функциональной грамотности человека для решения
всесторонне;
практических задач;
- устанавливать существенный признак или сформировать умения решать расчетные задачи с явно
основания для сравнения, классификации и
заданной физической моделью, используя физические законы и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать принципы; на основе анализа условия задачи выбирать
параметры и критерии их достижения;
физическую модель, выделять физические величины и
- выявлять закономерности и противоречия в

5

рассматриваемых явлениях;
формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и
- вносить коррективы в деятельность, оценивать оценивать реальность полученного значения физической
соответствие результатов целям, оценивать риски
величины; решать качественные задачи, выстраивая логически
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на
жизненных проблем
изученные законы, закономерности и физические явления;
б) базовые исследовательские действия:
-владеть основополагающими физическими понятиями и
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения величинами, характеризующими физические процессы
проблем;
(связанными с механическим движением, взаимодействием тел,
- выявлять причинно-следственные связи и
механическими колебаниями и волнами; атомно-молекулярным
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства строением вещества, тепловыми процессами;
своих утверждений, задавать параметры и -электрическим и магнитным полями, электрическим током,
критерии решения;
электромагнитными колебаниями и волнами; оптическими
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их явлениями; квантовыми явлениями, строением атома и
достоверность, прогнозировать изменение в новых атомного ядра, радиоактивностью); владение
условиях;
основополагающими астрономическими понятиями,
-- уметь переносить знания в познавательную и
позволяющими характеризовать процессы, происходящие на
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных звездах, в звездных системах, в межгалактической среде;
предметных областей;
движение небесных тел, эволюцию звезд и Вселенной;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
- владеть закономерностями, законами и теориями
подходы и решения;
и способность их использования в познавательной

6

и социальной практике

(закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон
сохранения механической энергии, закон сохранения импульса,
принцип суперпозиции сил, принцип равноправности
инерциальных систем отсчета; молекулярно-кинетическую
теорию строения вещества, газовые законы, первый закон
термодинамики; закон сохранения электрического заряда,
закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Ома для
полной электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон
электромагнитной индукции, закон сохранения энергии, закон
прямолинейного распространения света, закон отражения
света, закон
преломления света; закон сохранения энергии, закон
сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда,
закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон
радиоактивного распада); уверенное использование законов и
закономерностей при анализе физических явлений и процессов.

7

ОК 02 Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания:
-уметь учитывать границы применения изученных физических
-сформированность
мировоззрения, моделей: материальная точка,
соответствующего
современному
уровню
инерциальная система отсчета, идеальный газ; модели
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур, строения газов, жидкостей и твердых тел, точечный
способствующего осознанию своего места в электрический заряд, ядерная модель атома, нуклонная модель
поликультурном мире;
атомного ядра при решении физических задач.
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую деятельность индивидуально и
в группе.
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;

8

оценивать
достоверность,
легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований эргономики, техники безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной
безопасности
личности
ОК 03 Планировать и
-- владеть основными методами научного познания,
В области духовно-нравственного воспитания:
реализовывать собственное -- сформированность нравственного сознания, используемыми в физике: проводить прямые и косвенные
профессиональное и
этического поведения;
измерения физических величин, выбирая оптимальный способ
личностное развитие,
- способность оценивать ситуацию и принимать измерения и используя известные методы оценки погрешностей
осознанные решения, ориентируясь на морально- измерений, проводить исследование зависимостей физических
предпринимательскую
деятельность в
нравственные нормы и ценности;
величин с использованием прямых измерений, объяснять
профессиональной сфере, - осознание личного вклада в построение полученные результаты, используя физические теории, законы
использовать знания по
устойчивого будущего;
и понятия, и делать выводы; соблюдать правила безопасного
финансовой грамотности в - ответственное отношение к своим родителям и труда при проведении исследований в рамках учебного
различных жизненных
(или) другим членам семьи, созданию семьи на эксперимента и учебно-исследовательской деятельности с
основе осознанного принятия ценностей семейной использованием цифровых измерительных устройств и
ситуациях

9

жизни в соответствии с традициями народов лабораторного
оборудования;
сформированность
России;
представлений о методах получения научных астрономических
Овладение
универсальными
регулятивными знаний - овладеть (сформировать представления) правилами
действиями:
записи физических формул рельефно-точечной системы
а) самоорганизация:
обозначений Л. Брайля (для слепых и слабовидящих
- самостоятельно осуществлять познавательную обучающихся).
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать
собственные
задачи
в
образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление

10

ОК 04 Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде

к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его
при осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты
готовность к саморазвитию, самостоятельности и - овладеть умениями работать в группе с выполнением
самоопределению;
различных социальных ролей, планировать работу группы,
-овладение навыками учебно-исследовательской, рационально распределять деятельность в нестандартных
проектной и социальной деятельности;
ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников
Овладение универсальными коммуникативными группы в решение рассматриваемой проблемы.
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению:
составлять
план
действий,
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях

11

реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
В области эстетического воспитания:
ОК 05 Осуществлять
- уметь распознавать физические явления (процессы) и
устную и письменную
- эстетическое отношение к миру, включая объяснять их на основе изученных законов: равномерное и
эстетику быта, научного и технического равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение
коммуникацию на
государственном языке
творчества, спорта, труда и общественных тел, движение по окружности, инерция, взаимодействие тел,
колебательное движение, резонанс, волновое движение;
Российской Федерации с отношений;
- способность воспринимать различные виды диффузия, броуновское движение, строение жидкостей и
учетом особенностей
социального и культурного искусства, традиции и творчество своего и других твердых тел, изменение объема тел при нагревании
контекста
народов, ощущать эмоциональное воздействие (охлаждении), тепловое равновесие, испарение, конденсация,
искусства;
плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, связь
- убежденность в значимости для личности и средней кинетической энергии теплового движения молекул с
общества отечественного и мирового искусства, абсолютной температурой, повышение давления газа при его
этнических культурных традиций и народного нагревании в закрытом сосуде, связь между параметрами

12

творчества;
газа
в
изопроцессах;
электризация
тел,
состояния
- готовность к самовыражению в разных видах взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током,
искусства, стремление проявлять качества взаимодействие магнитов, электромагнитная
творческой личности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать
значение
социальных
знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств
ОК 07 Содействовать
- не принимать действия, приносящие вред - сформировать умения применять полученные знания для
сохранению окружающей окружающей среде;
объяснения условий протекания физических явлений в природе
среды, ресурсосбережению, уметь
прогнозировать
неблагоприятные и для принятия практических решений в повседневной жизни
применять знания об
экологические последствия предпринимаемых для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми
изменении климата,
действий, предотвращать их;
приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья
- расширить опыт деятельности экологической и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
принципы бережливого
производства, эффективно направленности;
среде; понимание необходимости применения достижений
- разрабатывать план решения проблемы с учетом физики и технологий для рационального природопользования.
действовать в
чрезвычайных ситуациях анализа
имеющихся
материальных
и
нематериальных ресурсов;
- осуществлять целенаправленный поиск переноса

13

средств и способов действия в профессиональную
среду;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- предлагать новые проекты, оценивать идеи с
позиции новизны, оригинальности, практической
значимости;
- давать оценку новым ситуациям, вносить
коррективы
в
деятельность,
оценивать
соответствие результатов целям

14

Также дисциплина имеет значение при формировании и
развитии профессиональных компетенций:

Виды деятельности

Код и наименование

Показатели освоения
компетенции

компетенции
ПК 1.1. Читать чертежи
Проведение
средней сложности и сложных
подготовительных,
оборочных операций сварных металлоконструкций;
перед
сваркой,
зачистка и контроль
сварных швов после
сварки

Практический опыт:
- Читать чертежи и схемы сварных
металлоконструкций.Выполнять
разметку
Выполнять сварных
металлоконструкций,
подсчет
объемов
работ
варных
металлоконструкций и потребность
материалов.

Умения:
- Проводить контроль подготовки и
сборки элементов конструкции под
сварку,выполнять
предварительный,сопутствующей
подогрев металла.
Знания:
- выполнять ручную дуговую сварку
различных деталей из углеродистых
и конструкционных сталей во всех
пространственных
положениях
сварного шва.
-Создавать
безопасные
условия
труда при выполнении сварочных
работ.

15

2.Структура и содержание общеобразовательной
дисциплины
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в
часах

Объем образовательной программы
дисциплины
1. Основное содержание

180
92

в т. ч.:
теоретическое обучение

81

лабораторные занятия

5

контрольные работы

6

2. Профессионально-ориентированное
содержание

88

в т. ч.:
теоретическое обучение

73

лабораторные занятия

21

Промежуточная аттестация (экзамен)

16

6

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Физика»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
индивидуальный проект (если предусмотрены)

1
Введение.
Физика и методы
научного познания

2
Содержание учебного материала:

Формируемые общие
Объем и профессиональные
часов
компетенции
3

4

2

ОК 03
ОК 05

12(4/-)

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05

Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его
возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания
природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории
в процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы. Границы
применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Понятие о
физической картине мира. Погрешности измерений физических величин. Значение
физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО
Раздел 1. Механика

Тема 1.1 Основы
кинематики

2

Содержание учебного материала:

17

Механическое движение и его виды. Материальная точка. Скалярные и векторные
физические величины. Относительность механического движения. Система отсчета.
Принцип относительности Галилея. Способы описания движения. Траектория. Путь.
Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение движения.
Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным
ускорением. Движение с постоянным ускорением свободного падения. Равномерное
движение точки по окружности, угловая скорость. Центростремительное ускорение.
Кинематика абсолютно твердого тела

ОК 07
ПК 1.1

Тема 1.2 Основы Содержание учебного материала:
динамики
Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в природе.
Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая
космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы. Вес.
Невесомость. Силы упругости. Силы трения.

4

Тема 1.3
Содержание учебного материала:
Законы сохранения в Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
механике
Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия.
Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы упругости.
Консервативные силы. Применение законов сохранения. Использование законов
механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических
исследований, границы применимости классической механики. Практическое
применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых
механизмов, инструментов, транспортных средств

4

18

Самостоятельная работа:
1. Роль математики в физики.
2. Физическая картина мира.
3. Виды механического движения»
4. Виды траекторий.
5. Жизнь и деятельность Ньютона.
6. Скорость в физики химии биологии ботанике.
7. Исаак Ньтон –создатель классической физики
8. Невесомость..Моделирование невесомости на Земле.
9. Силы трения
10.Третий закон Ньютона в жизнь
11.К.Э.Циолковский в развитии космонавтики.
12.Работа силы .Работа потенциальных сил..Мощность.
13.Виды механической энергии
14..Применениезаконов сохранения энергии в быту и технике.
15.Законы сохранения в механике.
Решение задач с профессиональной направленностью по разделу «Механика»
Лабораторная работа №1 «Определение ускорения тела»
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика
Тема 2.1

Содержание учебного материала:

19

15

1
1
34
(12/4)
7

ОК 01
ОК 02
ОК 03

Основы молекулярно Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и
- кинетической
атомов. Броуновское движение. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия.
теории
Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ. Давление газа. Основное
уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение.
Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Температура
звезд. Скорости движения молекул и их измерение. Уравнение состояния идеального
газа. Изопроцессы и их графики. Газовые законы. Молярная газовая постоянная
Решение задач с профессиональной направленностью по разделу «Термодинамика»
Лабораторная работа №2. Изучение одного из изопроцессов
Тема 2.2
Основы
термодинамики

Тема 2.3

Содержание учебного материала:
Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота
как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Количество
теплоты. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный
процесс. Второе начало термодинамики. Принцип действия тепловой машины.
Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Холодильные машины. Охрана
природы
Решение задач с профессиональной направленностью по
разделу «Термодинамика»
Содержание учебного материала:

20

ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 1.1

2
1
6

2
11

Агрегатные состояния Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и
вещества и фазовые относительная влажность воздуха. Приборы для определения влажности воздуха.
Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Критическое
переходы
состояние вещества. Перегретый пар и его использование в технике.
Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия
поверхностного слоя. Ближний порядок. Поверхностное натяжение. Смачивание.
Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.
Характеристика твердого состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела.
Упругие свойства твердых тел. Закон Гука.
Механические свойства твердых тел. Пластическая (остаточная) деформация.
Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Коэффициент линейного
расширения. Коэффициент объёмного расширения. Учет расширения в технике.
Плавление. Удельная теплота плавления. Кристаллизация. Практическое
применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов,
жидкостей и твердых тел
Решение задач с профессиональной направленностью по разделу «Фазовые
переходы»
Лабораторная работа №3 «Исследование изменения со временем температуры
остывающей воды»
Лабораторная работа №2 Определение влажности воздуха.
Лабораторная работа №3 Определение коэффициента поверхностного натяжения
жидкости
Контрольная работа №1 «Молекулярная физика и термодинамика»
Самостоятельная работа:
16.Изучение хаотического движения молекул. Опыты Брауна и Перрена
17.Диффузия.
18.Измерение температуры. Температурные шкалы.

21

1
1
1
1
1
20

19.Дальтон в физике
20.Идеальный газ..Уравнение состояния идеального газа..
21..Влияние температуры на свойства тел.
22.Газовые законы и их применение в быту и технике
23.Принцип действия тепловых двигателей .КПД тепловых машин.
24.История холодильника.Закон распределения молекул в газах.
25.Теория флуктуаций.
26.Лапласово давление и его применение
27Адиабатическая теория парникового эффекта.
28.Изготовление таблиц по изопроцессам.
29.Насыщенный пар и его свойства. Влажность воздуха.
30.Температура и ее связь с кинетической энергией молекул.
31.Озоновая дыра и ее последствия.
32.Смачивание в природе.
33.Капилярные явления в природе и технике.
34.Алмазы в технике.
35.Работы Юнга при расширении тел..

Тема 3.1
Электрическое поле

Раздел 3. Электродинамика
74 (34/18)
11.
Содержание учебного материала:
Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения
.
заряда Закон Кулона. Электрическая постоянная. Электрическое поле.
Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в
электрическом поле Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация
диэлектриков. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность
потенциалов. Связь между

22

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 1.1

напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Электроемкость.
Единицы электроемкости. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею.
Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. Применение
конденсаторов
Решение задач с профессиональной направленностью «Электродинамика»
Лабораторная работа №6. Определение электрической ёмкости конденсаторов
Тема 3.2
Содержание учебного материала:
Законы постоянного Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила
тока
тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи. Зависимость
электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного
сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников
от температуры. Температурный коэффициент сопротивления.
Сверхпроводимость. Работа и мощность постоянного тока. Тепловое действие
тока. Закон Джоуля—Ленца. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома
для полной цепи. Электрические цепи. Параллельное и последовательное
соединение проводников. Законы Кирхгофа для узла. Соединение источников
электрической энергии в батарею
Самостоятельная работа:
15
36.Электрический заряд..Измерение электрического заряда..
37.Закон Кулона..
38.Эквипотенциальные поверхности.
39.Диэлектрики в электрическом поле.
40.Проводники в электрическом поле.
41.Электроемкость .Конденсаторы .их применение в технике.
42.Природа тока в металлах..
43.Электрический ток в моей жизни.

23

1
1
17

44.Электрический ток в природе.
45.Живой электрический ток.
46.Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры.
47.Законы Ома для цепей постоянного и переменного токов.
48.Использование законов Ома в технике и быту
49.Никола Тесла -вдохновенный пророк электричества.
50.Биография и научная деятельность Г.Герца..
Решение задач с профессиональной направленностью «Электродинамика»
Лабораторная работа №7. «Определение удельного сопротивления проводника»
Лабораторная работа №8. «Определение термического коэффициента
сопротивления меди»
Лабораторная работа №9 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления
источника тока»
Лабораторная работа №10 «Изучение законов последовательного и
параллельного соединений проводников».
Лабораторная работа №11«Изучение особенностей параллельного соединения
резисторов»
Лабораторная работа №12«Изучение особенностей смешанного соединения
резисторов»
Лабораторная работа №13 «Исследование зависимости мощности лампы
накаливания от напряжения на её зажимах».
Лабораторная работа №14 «Определение КПД электроплитки»
Самостоятельная работа:
51.Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека..
52.Несамостоятельный и самостоятельный разряды.

24

2
1
1
1
1
1
1
1
1
3

53.Применение полупроводников в техник
Тема 3.3
Содержание учебного материала:
Электрический ток Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз. Закон
в различных средах электролиза Фарадея. Электрохимический эквивалент. Виды газовых разрядов.
Термоэлектронная эмиссия. Плазма. Электрический ток в полупроводниках.
Собственная и примесная проводимости. Р-n переход. Применение
полупроводников.
Полупроводниковые приборы
Решение задач с профессиональной направленностью «Электрический ток»
Лабораторная работа №15 «Исследование свойств полупроводников»

9

1
1

Тема 3.4
Магнитное поле

Содержание учебного материала:
Вектор индукции магнитного поля. Напряженность магнитного поля. Действие
магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Взаимодействие токов. Сила
Ампера. Применение силы Ампера. Магнитный поток. Работа по перемещению
проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся
заряд. Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Определение удельного заряда.
Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость. Солнечная активность
и её влияние на Землю. Магнитные бури
Решение задач с профессиональной направленностью «Магнитное поле»
Лабораторная работа №17 «Изучение магнитного поля катушки с током»
Самостоятельная работа
54.Магнитное поле и его материальность
55.Опыты Ампера их значение в науки и технике.

25

6

1
1
6

56.Использование магнитных свойств вещества в технике
57.Опыты Лоуренца их значение в науки и технике
58.Диамагнетики и парамагнетики.
59.Магнитный поток.Направление магнитного потока .Определение направления
магнитного потока.
Тема 3.5
Электромагнитная
индукция

Содержание учебного материала:
Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной
индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся
проводниках.
Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.
Взаимосвязь электрических и магнитных полей. Электромагнитное поле
Решение задач с профессиональной направленностью «Электромагнитная
индукция»
Лабораторная работа №18 «Изучить явления элктромагнитной индукции»
Лабораторная работа №19 «Проверка правила Ленца и экспериментальное
изучение магнитной индукции»
Самостоятельная работа

60.Причины возникновения электромагнитной индукции
61.Применение электромагнитной индукции в технике.
62.Опыты Фарадея и Генри их значение и вклад в изучения электромагнитной
индукции и индукционных токов
63.Самоиндукция.
Контрольная работа №3 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
Раздел 4. Колебания и волны
Тема 4.1
Содержание учебного материала:

26

8

1
1
1
4

1
20 (8/2)
4

ОК 01

Механические
колебания и волны

Тема 4.2
Электромагнитные
колебания и волны

Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические
колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные
затухающие механические колебания. Математический маятник. Пружинный
маятник.
Вынужденные механические колебания. Резонанс.
Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны.
Ультразвук и его применение
Самостоятельная работа
64.Распространение колебаний в упругой среде.

Содержание учебного материала:

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 1.1
1

10

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном
контуре. Формула Томсона. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор
незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические
колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и
индуктивное сопротивления переменного тока. Активное сопротивление. Закон
Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного
тока. Резонанс в электрической цепи. Трансформаторы. Токи высокой частоты.
Получение, передача и распределение электроэнергии. Электромагнитное поле
как особый вид материи. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных
волн. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С.
Поповым. Понятие о радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение
электромагнитных волн.

27

Самостоятельная работа: 5
65.Изобретение трехфазного генератора.( электродвигателя переменного тока)
66.Изобретение первого трансформатора..
67.Трансформатор и его использование при передачи электроэнергии..
68.А.С.Попов –русский ученый изобретатель радио.
69.Свет –электромагнитная волна

14

Решение задач с профессиональной направленностью по разделу
«Электромагнитные колебания»
Лабораторная работа №20 «Электромагнитные колебания и их изучение по
осциллографу»
Лабораторная работа №21 «Изучение работы трансформатора»

1

Контрольная работа № 4 «Колебания и волны»
Раздел 5. Оптика
Тема 5.1 Природа Содержание учебного материала:
света
Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения и
преломления света. Солнечные и лунные затмения. Принцип Гюйгенса. Полное
отражение. Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы.
Увеличение линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Телескопы.
Сила света. Освещённость. Законы освещенности
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторная работа №22 «Исследование явления отражения света»
Лабораторная работа №23 «Определение показателя преломления стекла»
Тема 5.2

1

1
1
20 (4/-)
5

1
1
1
7

Содержание учебного материала:

28

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ПК 1.1

Волновые свойства
света

Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких
пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике.
Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная
решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света.
Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений. Виды
спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ.
Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение.
Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №24 Определение длины световой волны с помощью
дифракционной решетки.
Лабораторная работа №25 Наблюдение сплошного и линейчатого спектров
Самостоятельная работа

70.Дифракция в нашей жизни
71.Двойное лучепреломление
72.Понятие о голографии
73.Применение ультрафиолетового излучения.
74.Применение инфракрасного излучения
75.Применение ренгеновского излучения
76.Спектральный анализ.Применение спектрального анализа.
77.Закономерности в атомных спектрах водорода
78.Эффект Вавилова-Черенкова.
79.Применение фотоэффекта в технике
Контрольная работа № 5 «Оптика»

29

1
1
10

1

Тема 5.3
Специальная теория
относительности
Тема 6.1 Квантовая
оптика

Тема 6.2
Физика атома и
атомного ядра

Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия из
них. Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и
энергии свободной частицы. Элементы релятивистской динамики
Раздел 6. Квантовая физика
Содержание учебного материала:
Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм.
Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение
неопределенностей Гейзенберга. Давление света. Химическое действие света. Опыты
П.Н. Лебедева и Н.И. Вавилова. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для
фотоэффекта. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект.
Типы фотоэлементов.
Применение фотоэффекта
Содержание учебного материала:
Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра.
Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты
Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые постулаты Бора.
Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные
превращения.
Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова –
Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость
атомных ядер. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Энергетический выход
ядерных реакций. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная
ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерный
синтез. Энергия звезд. Получение радиоактивных изотопов и их применение.
Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы

Самостоятельная работа: 6
80.Модели атома. Опыт Резерфорда..

2

12 (2/-)
4

7

16

30

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 1.1

81.Применение лазеров..
82.Открытие радиоактивности .Работы Пьер Кюри и Марии Складовской- Кюри.
83.Искусственная радиоактивность
84.Управляемый термоядерный синтез.
85.Биологическое действие радиоактивного излучения
Контрольная работа № 6 «Квантовая физика»
Раздел 7. Строение Вселенной
Тема 7.1
Содержание учебного материала:
Строение Солнечной Солнечная система: планеты и малые тела, система Земля—Луна
системы
Тема 7.2
Содержание учебного материала:
Эволюция Вселенной Строение и эволюция Солнца и звёзд. Классификация звёзд. Звёзды и источники их
энергии.
Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной
Самостоятельная работа :5
86.Наша Солнечная система
87.Планеты Солнечной системы
88.Астероиды
89.Проблемы термоядерного синтеза
90.Вселенная и темная материя .Черные дыры.
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №26. Изучение карты звездного неба
Промежуточная аттестация: экзамен

3

5

1
6
Всего:

31

1
6
2

180

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07

Контрольные работы

6

Лабораторные работы

26

Самостоятельная внеаудиторная работа учащихся

90

32

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы дисциплины имеется
учебный кабинет «Физика».
Оборудование учебного кабинета:
1. Весы технические с разновесами;
2. Комплект для лабораторного практикума по
оптике;
4. Комплект для лабораторного практикума по
механике;
5. Комплект для лабораторного практикума по
молекулярной физике и термодинамики;
6. Амперметр лабораторный;
7. Вольтметр лабораторный;
8. Колориметр с набором калориметрических тел;
10. Термометр лабораторный;
13. Комплект для изучения основ механики,
пневматики и возобновляемых источников энергии;
12. Барометр-анероид;
13. Блок питания регулируемый;
14. Гигрометр (психрометр);
15. Груз наборный;
16. Динамометр демонстрационный;
17. Комплект посуды демонстрационной с
принадлежностями;
18. Манометр жидкостной демонстрационный;
19. Метр демонстрационный;
20. Насос вакуумный Комовского;
21. Столик подъемный;
22. Штатив демонстрационный физический;
23. Электроплитка;
24. Набор демонстрационный по механическим
явлениям;
25. Набор демонстрационный по динамике
вращательного движения;
26. Набор демонстрационный по механическим
колебаниям;
27. Набор демонстрационный волновых явлений;
28. Ведерко Архимеда;
33

29. Набор тел равного объема;
30. Набор тел равной массы;
31. Прибор для демонстрации атмосферного
давления;
32. Рычаг демонстрационный;
33. Сосуды сообщающиеся;
34. Стакан отливной демонстрационный;
35. Трубка Ньютона;
36. Набор демонстрационный по молекулярной
физике и тепловым явлениям;
37. Набор демонстрационный по газовым законам;
38. Набор капилляров;
39. Трубка для демонстрации конвекции в
жидкости;
40. Цилиндры свинцовые со стругом;
41. Шар с кольцом;
42. Генератор Ван-де-Граафа;
43. Комплект приборов и принадлежностей для
демонстрации свойств электромагнитных волн;
44. Комплект проводов;
45. Магнит дугообразный;
46. Магнит полосовой демонстрационный;
47. Маятник электростатический;
48. Набор
демонстрационный
по
полупроводникам;
49. Трансформатор учебный;
50. Палочка стеклянная;
51. Палочка эбонитовая;
52. Прибор Ленца;
53. Стрелки магнитные на штативах;
54. Набор демонстрационный по геометрической
оптике;
55. Набор демонстрационный по волновой оптике;
56. Установка для изучения фотоэффекта;
57 Комплект наглядных пособий для постоянного
использования;
58. Комплект портретов для оформления кабинета;
59. Комплект демонстрационных учебных таблиц.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
34

3.2.1. Основные печатные издания

1.
Касьянов, В. А. Физика: 10 класс: углублённый уровень :
учебник / В. А. Касьянов. — 11-е изд. — Москва : Просвещение,
2023. — 480 c. — ISBN 978-5-09-103621-3. — Текст : электронный //
Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/132342
(дата обращения: 11.09.2023).
2.
Касьянов, В. А. Физика: 11 класс: углублённый уровень :
учебник / В. А. Касьянов. — 11-е изд. — Москва : Просвещение,
2023. — 510 c. — ISBN 978-5-09-103622-0. — Текст : электронный //
Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/132476
(дата обращения: 11.09.2023).
1.

Дополнительные печатные издания

1. Мякишев, Г. Я. Физика: 10 класс: базовый и углублённый уровни :
учебник / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский ; под
редакцией Н. А. Парфентьевой. — 10-е изд. — Москва :
Просвещение, 2023. — 433 c. — ISBN 978-5-09-103619-0. — Текст :
электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной
среды
СПО
PROFобразование
:
[сайт].
—
URL:
https://profspo.ru/books/132340 (дата обращения: 11.09.2023).
2. Мякишев, Г. Я. Физика: 11 класс: базовый и углублённый уровни :
учебник / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин ; под
редакцией Н. А. Парфентьевой. — 11-е изд. — Москва :
Просвещение, 2023. — 440 c. — ISBN 978-5-09-103620-6. — Текст :
электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной
среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL:
https://profspo.ru/books/132346 (дата обращения: 11.09.2023).
3. Дмитриева В.Ф.Физика для профессий специальностей
технинческого профиля.Контрольные материалы :учеб.пособие для
учреждений нач. и сред.проф. Образования \В.Ф.Дмитриева,
Л.В.Васильев.-2-е изд.,стер.-М.Издательский центр
«Академия»,2013.-112с -ISBN 978-5-7695-8508-1- Текс: печатный
3.2.2. Дополнительные источники

35

1.

1. http://infofiz.ru/Ифофиз, онлайн репетитор (дата обращения
11.09.2023).
2. https://itmp.msu.ru/Институт теоретической математики и физики
МГУ имени М.В. Ломоносова(дата обращения 11.09.2023).
3. http://eqworld.ipmnet.ru/ru/library/physics.htm/EqWorld: Книги по
физике(дата обращения 11.09.2023)
4. http://science-tv.jinr.ru/Видеопортал Объединенного института
ядерных исследований (дата обращения 11.09.2023)
5. http://silicon.dvo.ru/Физика поверхности полупроводников (дата
обращения 11.09.2023)
6. http://fn.bmstu.ru/phys/bib/I-NET\\Уроки по молекулярной физике
(дата обращения 11.09.2023)
7.http://www.vargin.mephi.ru/Физика.ру: Сайт для учащихся и
преподавателей физики(дата обращения 11.09.2023)
8. https://profspo.ru/профессиональная библиотека для СПО(дата
обращения 11.09.2023)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Код и наименование
формируемых компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам

Раздел/Тема

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4.,
3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
ОК 02. Использовать
современные средства поиска, Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
анализа и интерпретации
3.4., 3.5.
информации и
информационные технологии Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
для выполнения задач
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
профессиональной
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
деятельности

36

-

Тип оценочных
мероприятий
устный опрос;

фронтальный
опрос; - оценка
контрольных работ;
наблюдение за
ходом выполнения
лабораторных работ; оценка выполнения
лабораторных работ; оценка практических
работ (решения
качественных,
расчетных,
профессионально

ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать
в коллективе и команде

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

социального и культурного
контекста

Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
ОК 05. Осуществлять устную Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
и письменную коммуникацию Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
на государственном языке
3.4., 3.5.
Российской Федерации с
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
учетом особенностей
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.

ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях

37

ориентированных задач);
- оценка тестовых
заданий;
наблюдение за
ходом
выполнения
индивидуальных
проектов и оценка
выполненных
проектов; - оценка
выполнения домашних
самостоятельных
работ; - наблюдение и
оценка решения кейсзадач; - наблюдение и
оценка деловой игры;
экзамен


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».