МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "КРОПОТКИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД.12. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ для специальностей среднего профессионального образования 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте 2021 г. РАССМОТРЕНО методической комиссией естественнонаучных дисциплин, поваров, кондитеров, технологов от «30» августа 2021 г. Председатель МК _________/О.О. Третьякова / Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № 1 от «31» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ И. о. директора ГБПОУ «КТТиЖТ» _______________ С.А. Москалев Программа учебной дисциплины УД. 12. «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РФ совместно с Банком России, на основе подписанного соглашения о сотрудничестве в области повышения финансовой грамотности населения РФ, между Банком России и Минобрнауки РФ 08.09.16г. для специальности: 23.02.01 Организация перевозок и управления на транспорте (железнодорожный транспорт) (приказ Минобрнауки Российской Федерации от 22.04.2014г. № 376 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29.05.2014г., регистрационный № 32499). Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» Разработчик: ___________ Сорокина Елена Александровна, преподавательГБПОУ «КТТ и ЖТ» Рецензенты: ___________ _________________________________________________________________ подпись ___________________________________________________________________ ___________ _________________________________________________________________ подпись ___________________________________________________________________ СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ4 УЧЕБНОЙ 4 4 4 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ1 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы финансовой грамотности» 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому учебному циклу. 1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Код ПК, ОК ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 Умения Знания -разбираться в финансовых институтах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных источников; -использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора; -использовать такие способы повышения благосостояния, как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса. -основные банковские услуги, работу с ценными бумагами, налоговую систему РФ, основы страхования, финансовые механизмы деятельности фирм, основы бизнес-планирования, роль денег в современном мире и возможные денежные риски, основ построения семейного бюджета. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной программы 58 Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем 36 в том числе: теоретическое обучение практические работы 31 5 Самостоятельная работа 18 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2.2. Содержание и обучение по профессиональному модулю (ПМ) Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем 1 УД.14 «Основы финансовой грамотности» Тема 1. Банки: чем они могут быть вам полезны Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения 2 3 36 4 Содержание учебного материала 6 3 Банковская система России. Текущие счета и банковские карты. Сберегательные вклады: как они работают и как сделать выбор. Кредиты: когда их брать и как оценить. Условия и способы получения кредитов. Виды кредитов. 4. Прочие услуги банков: ПИФы и кредитные карты. 5. Определение плюсов и минусов кредитования Практические занятия 1. ПЗ № 1. Анализ назначения разных банковских услуг и видов вкладов. Самостоятельная работа 5 1. 2. 3. Тема 2. Фондовый 1 Составить схему банковской системы. 2 Сообщение «Сберегательные вклады» 3 Сбор информации о кредитах в коммерческих банках. 4 Сообщение «Условия использования кредитных карт» и Содержание учебного материала 1 4 5 валютный рынки: как его использовать для роста доходов 1. Риск и доходность. 2. Облигации. Акции. 3. Как работает фондовая биржа и кто может на ней торговать. 4. Рынок форекс. Практические занятия 1 ПЗ № 2. Определение информация по фондовому рынку, доходности и рискам при размещении сбережений в ценные бумаги. Самостоятельная работа 3 1 1 Подготовить презентацию на тему:"Фондовый рынок" 2 Подготовить доклад по теме:"Государственные ценные бумаги" 3 Составить схему работы фондовой биржи Тема 3. Страхование: что и Содержание учебного материала как надо страховать, 1. Страхование имущества: как это работает чтобы не попасть в беду 2. Страхование здоровья и жизни Практические занятия 1 ПЗ № 3. Анализ способов страхования. Контрольная работа 1 К/р № 1 "Банки: чем они могут быть вам полезны. Фондовый и валютный рынки: как его использовать для роста доходов. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду". Самостоятельная работа 1 Сообщение «Виды страховых случаев» 2 Сбор информации о страховых случаях Тема 4. Налоги: почему их Содержание учебного материала надо платить и чем грозит 1. Зачем нужны налоги и какие виды налогов существуют 4 2 1 1 2 3 2. Подача налоговой декларации. Практические занятия 1. ПЗ № 4. Анализ налогообложения и налоговых вычетов. Самостоятельная работа 1 Составить схему налоговой системы России 2 Сообщение «Виды налогов» 3 Подготовить доклад по теме:"Виды налоговых вычетов в РФ" Тема 5. Обеспеченная Содержание учебного материала старость: возможности 1. Обязательное пенсионное страхование пенсионного накопления 2. Добровольное пенсионное страхование. Самостоятельная работа 1 Подготовить доклад по теме:«Пенсионные программы» Тема 6.Финансовые Содержание учебного материала механизмы работы фирмы 1. Взаимоотношения работодателя и сотрудников. 2. Эффективность компании, банкротство и безработица. Контрольная работа 1 К/р № 2 " Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления. Финансовые механизмы работы фирмы". Самостоятельная работа 1 Составить резюме 2 Сбор информации о предоставлении листа нетрудоспособности Тема 7. Собственный Содержание учебного материала бизнес: как создать и не 1. Чем предпринимательская деятельность отличается от работы по потерять. найму. Антикоррупционное 2. Что такое успешная компания. поведение. 3. Создание собственной компании: шаг за шагом. 4. Понятие коррупции 5. Антикоррупционное законодательство в России неуплата 1 3 2 1 3 1 2 9 6. Политическая власть и коррупция. 7. Коррупция – основа теневой экономики 8. Борьба с коррупционными нарушениями Практические занятия 1. ПЗ № 2. Написание бизнес плана. Самостоятельная работа 1 Составить критерии успешный компаний. 2 Доклад «Антикоррупционные меры» 3 Сообщение «Противодействие коррупции в России» Тема 8. Риски в мире Содержание учебного материала денег: как защитится от 1 Учимся оценивать и контролировать риски своих сбережений. разорения 2 Учёт и планирование личных доходов 3 Экономические кризисы. Финансовое мошенничество. 4. Дифференцированный зачет 1 3 4 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), техническими средствами (компьютером, средствами аудиовизуализации, наглядными пособиями). 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе 3.2.1. Печатные издания 1. Жданова, А. О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся СПО / А.О. Жданова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 400 с. 3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы) 1. Агентство по страхованию вкладов – официальный сайт. Режим доступа: www.asv.ru 2. Дружи с финансами. Национальная программа повышения финансовой грамотности граждан. Режим доступа: Вашифинансы.рф 3. Кредитный калькулятор. Режим доступа: www.calculator-credit.ru 4. Целевая Программа Калининградской области "Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области в 2011-2016 годах» Режим доступа: 39фг.рф 5. Центральный банк Российской Федерации – официальный сайт. Режим доступа: www.cbr.ru 6. Консультант плюс. Режим доступа: www.consultant.ru 7. On–line библиотека. Режим доступа: www.bestlibrary.ru 8. Электронные словари. Режим доступа: http://www.edic.ru 3.2.3. Дополнительные источники 1. Савицкая, Е. В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения / Е.В. Савицкая. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 2. Налоговый кодекс РФ (принят 16.07.1998 с изм. и доп.) 3. Закон РФ «О защите прав потребителя» (принят 07.02.1992 с изм. и доп.) 4. Борисов, Е.Ф. Основы экономики: учебник и практикум для СПО / Е.Ф. Борисов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М., 2015. 5. Грибов, В.Д. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. – 4-е изд., стер. – М., 2011. 6. Лапуста, М.Г. Предпринимательство: Учебник / М.Г. Лапуста. – М.: ИНФРА-М, 2012. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: -основные банковские услуги, работу с ценными бумагами, налоговую систему РФ, основы страхования, финансовые механизмы деятельности фирм, основы бизнес-планирования, роль денег в современном мире и возможные денежные риски, основ построения семейного бюджета. Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: -разбираться в финансовых институтах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных источников; -использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора; -использовать такие способы повышения благосостояния, как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса. - готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, Критерии оценки Методы оценки Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования; Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов. Не менее 75% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения терминологии -оценки результатов самостоятельной работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде: -письменных/ устных ответов, -тестирования и т.д. эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий. -осознавать приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. - проявлять и демонстрировать уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».