Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД.15. ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для профессий среднего профессионального образования 23.01.09 Машинист локомотива 2021 г. РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ Методической комиссией И. о. директора ГБПОУ естественнонаучных дисциплин, поваров, "КТТиЖТ" кондитеров, технологов _________ С. А. Москалев протокол № 1 «30» августа 2021 г. Председатель ___________ Третьякова О.О. Рассмотрен на заседании педагогического совета протокол № 1от «31» августа 2021 г. Рабочая программа по дисциплине УД.16 Основы предпринимательской деятельности разработана в соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 24 ноября 2010г. № 2248-П «О плане мероприятий, направленных на развитие малого предпринимательства в Краснодарском крае» с учетом требований: ФГОС СПО по профессии 23.01.09 Машинист локомотива (приказ МОН РФ от 2 августа 2013г. №703, зарегистр.Минюстиции РФ 20 августа 2013г., регистр.№ 29697, в ред. приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 389);. Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта». Разработчик: Сорокина Е.А.________ преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ». Рецензенты: ___________ _________________________________________________________________ подпись ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ___________ _________________________________________________________________ подпись ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД.15. ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих: 23.01.09 Машинист локомотива. Программа может быть использована другими образовательными учреждениями. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: -проводить психологический самоанализ предрасположенности к предпринимательской деятельности; - различать виды предпринимательства и организационно правовые формы, сопоставлять их деятельность в условиях рыночной экономики; - определять внешнюю и внутреннюю среду бизнеса, факторы её формирующие; - определять динамику потребительского спроса, обновления ассортимента товаров и услуг; - принимать управленческие решения; - формулировать и оценивать бизнес - идеи; - разрабатывать бизнес-план; - применять этические нормы предпринимательства В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - историю возникновения и развития предпринимательства; - понятие, виды, функции и сущность предпринимательства; - нормативно-правовую базу регламентирующую предпринимательскую деятельность; - процедуру создания предприятия, документы, необходимые для открытия предприятия; - порядок формирования имущественной основы предпринимательской деятельности; - порядок государственной регистрации субъектов малого предпринимательства; - порядок лицензирования отдельных видов деятельности; - виды предпринимательства, организационно-правовые формы организаций; - внутреннюю и внешнюю среду предпринимательской деятельности; - формы поддержки малого бизнеса; - технологию разработки бизнес-плана; - предпринимательские риски и способы их снижения; - основные экономические показатели и основы налогообложения предпринимательской деятельности в Российской Федерации; - основные режимы налогообложения субъектов малого предпринимательства; - понятие культуры предпринимательства. должен владеть: - специальной экономической терминологией по вопросам организации бизнеса, предпринимательства; навыками профессиональной аргументации при выборе форм предпринимательской деятельности, методик проведения анализа, расчета экономических показателей; - навыками экономического обоснования целесообразности осуществления предпринимательской деятельности; - современными образовательными технологиями при исследовании теоретических и практических вопросов; навыками самостоятельного освоения новых знаний в области предпринимательской деятельности; - навыками адаптации полученных знаний к условиям развития организации. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося - 54 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов; самостоятельной работы обучающегося - 18 час. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные занятия практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической литературой (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем), подготовка рефератов, сообщений, составление опорного конспекта. С целью реализации права формирования своего образования студент выбирает темы презентаций: "Реализация этапов управления рисками на предприятии" Докладов, сообщений рефератов: "Знаменитые московские купцы- меценаты"; "Инновационное предпринимательство»; "Удачливые предприниматели в русском прошлом (Строгановы, Демидовы, Морозовы, Прохоровы и др.)"; "Культура ведения бизнеса"; "Теневая экономика России и в зарубежных странах"; "Анализ преиму-ществ и недостатков индивидуальной предпринимательской деятельности"; "Учредительные документы предприятия"; "Бизнес-план как средство стабилизации экономики"; "Современное состояние развития малого бизнеса в Краснодарском крае" "Реклама и стимулирование сбыта продукции"; "Проблема коммуникаций в бизнесе"; "Классификация расходов предприятия"; "Прибыль и доход как основные показатели результатов деятельности предприятия"; "Риски предприятия (коммерческие, финансовые, кредитные)"; "Золотое правило финансирования"; "Налогообложение предпринимательской деятельности"; "Упрощенная система налогообложения" Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 54 36 5 1 18 1 17 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины УД.15. «Основы предпринимательской деятельности» Наименование тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся 1 2 Тема.1. Предпринимательство Содержание учебного материала и его место в современной 1 История возникновения предпринимательства в России. Предпринимательство и зарождение капитализма. История развития русской экономике модели предпринимательства. Роль Петра в развитии предпринимательства в России. Династии русских предпринимателей. сущность предпринимательства. Виды предпринимательской 2 Понятие и деятельности. Предпринимательство, как экономическая категория, его сущность, функции и принципы. Сложности предпринимательства и его виды деятельности: производственное, коммерческое, финансово-кредитное, консультативное. акты, регламентирующие предпринимательскую 3 Нормативно-правовые деятельность. Источники предпринимательского права: нормативно-праввовой акт; обычай делового оборота; общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. 4 Социальная ответственность и культура предпринимательства. Социальная ответственность и роль предпринимателя. Основные направления социального поведения предпринимателя. Деловая культура, содержание предпринимательства. Понятие субкультуры и его видов.Понятиекультуной среды. культуры основы предпринимательской 5 Способы формирования имущественной деятельности. Понятие и классификация имущества. Право собственности и его правомочия. Первоначальные и производные способы формирования имущественной основы. Практические занятия 1 Определение предпринимательских качеств. 2 Применение этических норм предпринимательства. 3 Определение предпринимательской среды и факторы ее формирующие 4 Современные формы предпринимательской деятельности. Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической литературой (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с Объе м часов Уровень освоения 4 15 1 2 2 1 2 1 1 1 4 6 2 использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовить рефераты, сообщения, выступления, доклады по теме: "Знаменитые московские купцы- меценаты"; "Инновационное предпринимательство"; "Удачливые предприниматели в русском прошлом (Строгановы, Демидовы, Морозовы, Прохоровы и др.)"; "Культура ведения бизнеса"; "Теневая экономика России и в зарубежных странах"; "Анализ преимуществ и недостатков индивидуальной предпринимательской деятельности" Тема 2. Основы организации и Содержание учебного материала ликвидации собственного дела 1 Основные способы и этапы создания предпринимательской деятельности. Способы создания предпринимательской деятельности. Процесс создания коммерческой организации и его этапы 2 Порядок государственной регистрации, лицензирование и прекращение предпринимательской деятельности. Государственная регистрация. Порядок лицензирования отдельных видов деятельности, приостановления и аннулирования лицензии 3 Порядок и виды ликвидации предпринимательской деятельности. Виды, процедура и этапы ликвидации юридических лиц. 4 Поиск и выбор бизнес-идеи. Основное содержание бизнес-плана. Причины принятия решения об открытии своего дела. Бизнес - идея и ее свойства. Понятие бизнес - плана, его виды и содержание. Модель бизнеса и место в нем бизнес-плана. 5 Разработка бизнес-плана малого предприятия. Цели и задачи бизнес-плана, структура бизнес-плана. Разработка бизнес-плана и его общеэкономический анализ. Основные этапы маркетингового анализа. 6 Значение фактора времени и причины его потерь. Приоритеты деятельности предпринимателя. Планирование фактора времени и его значение. Категории приоритетности дел и анализ поглотителей времени.Варианты приоритетности решений предпринимателя. 8 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической литературой (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовить рефераты, сообщения, выступления, доклады по теме: "Учредительные документы предприятия"; "Бизнес-план как средство стабилизации экономики" Тема 3. Малое Содержание учебного материала предпринимательство. 1 Малое предпринимательство, его роль в развитии экономики и организационноЭкономика малого экономические особенности. предприятия Размеры предприятий, специфика отраслей и их технологические особенности. Виды малых предприятий и их преимущества. 2 Система поддержки малого предпринимательства. Меры государства в отношении малого бизнеса. Положительные и отрицательные стороны для развития малого бизнеса. Создание и роль фондов поддержки малого предпринимательства. Торгово-промышленная палата и ее значение. 3 Государственная поддержка малого бизнеса на региональном уровне. Меры по улучшению предприятий МСБ. Цели, задачи и принципы государственной и общественной поддержки малого бизнеса в регионах. Приоритные направления развития и основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в регионах. Взаимодействие малого предпринимательства и управления в регионах. 4 Маркетинг - основа исследования рыночных возможностей предпринимателя. Поянтие маркетинга и его суть, его элементы и функции. Товар - разработка, каналы распределения. Реклама и стимулирование сбыта товара. 5 Менеджмент. Место управления в предпринимательской деятельности. Понятие управления и его стороны и методы управления. Цели управления и виды деятельности в менеджменте. 6 Контрольная работа № 1 по теме: "Предпринимательство и его место в современной экономике. Основы организации и ликвидации собственного дела. Малое предпринимательство. Экономика малого предприятия" 2 9 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической литературой (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовить рефераты, сообщения, выступления, доклады по теме: "Современное состояние развития малого бизнеса в Краснодарском крае"; "Реклама и стимулирование сбыта продукции"; "Проблема коммуникаций в бизнесе" Тема 4. Основные показатели Содержание учебного материала деятельности малого 1 Ресурсы, имущество и капитал предприятия. предприятия Вложенный капитал и трудовые ресурсы. Показатели эффективности использования вложенного капитала. Капитал и его виды. 2 Основные фонды предприятия. Понятие фондов предприятия и их классификация. 3 Оборотные средства предприятия. Понятие оборотных средств их нормирование и структура. Оборотные производственные фонды и их состав. 4 Себестоимость продукции и виды расходов предприятия. Понятие себестоимостии перечень затрат в их составе. Классификация расходов и виды калькуляций. 5 Доходы предприятия. Понятие дохода и его классификация. 6 Прибыль и рентабельность: понятие, классификация, показатели. Понятие прибыли, ее классификация. Понятие рентабельности и ее показатели. Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической литературой (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовить рефераты, сообщения, выступления, доклады по теме: "Классификация расходов предприятия"; "Прибыль и доход как основные показатели результатов деятельности предприятия" Тема 5. Предпринимательские Содержание учебного материала риски 1 Виды предпринимательских рисков. Понятие предпринимательских рисков и причины их возникновения. Основные 3 8 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 2 6 1 2 группы предпринимательских рисков и их виды. 2 Основные способы снижения риска. Механизмы нейтрализации и снижения рисков. Основные формы диверсификации. Страхование рисков. Практические занятия 5 Управление рисками при принятии управленческих решений Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической литературой (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовить рефераты, сообщения, выступления, доклады по теме: "Риски предприятия (коммерческие, финансовые, кредитные)"; "Золотое правило финансирования" Подготовить презентацию по теме: "Реализация этапов управления рисками на предприятии" Тема 6. Специальные Содержание учебного материала налоговые режимы. 1 Налоговая система РФ. Налогооблажение предприятий. Налогооблажение в РФ Налоговая система РФ и ее уровни, система налогооблажения хозяйствующих субъектов. 2 Налогооблажение для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Понятие ЕСХН. Сельскохозяйственные товаропроизводители. Порядок уплаты налога. 3 Упрощенная система налогооблажения. Упрощенная система налогооблажения и переход к ней. Применение (неприменение) упрощенной системы налогообложения и порядок учета расходов.Налоговый период и налоговые ставки. 4 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Понятие системы Единого налога на вмененный доход. Применение и неприменение системы налогообложения ЕНВД. Налоговый период и налоговые ставки. 5 Патентная система налогооблажения. Патентная система налогооблажения. Возможный потенциальный доход и налоговая база. Налоговый период и налоговые ставки. Самостоятельная работа обучающихся 1 2 1 3 8 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 2 Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической литературой (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовить рефераты, сообщения, выступления, доклады по теме: "Налогообложение предпринимательской деятельности" "Упрощенная система налогообложения" Дифференцированный зачет Всего 1 54 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализации программы учебной дисциплины осуществляется в кабинете: «Финансовой грамотности и предпринимательской деятельности». Учебный кабинет оборудован: -доской учебной з-х элементной; - рабочим местом преподавателя; - столами, стульями (на 25 человек); - шкафами для хранения муляжей (инвентаря), раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами: - системный блок; - Телевизор; - принтером; -наглядными пособиями (натуральными образцами продуктов, муляжами, плакатами, DVD фильмами, мультимедийными пособиями). 3.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники: 1. Учебник: Е.Ф.Чеберко "Основы предпринимательской деятельности" - 13-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2021. -224с.». 2. Основы предпринимательской деятельности: содержание деятельности, качества и компетенции, профессиональная карьера, личная организация предпринимателя: учеб.пособие/Под общ. ред. С.Д. Резника. - 3-е изд., перераб. - М.: ИНФРА-М, 2015.- 224с.». 3. Налоги и налогооблажение: учебное пособие/ В.Р. Захарьин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД " ФОРУМ": ИНФРА-М, 2020. - 336 с.: ил. (Профессиональное образование). 4.Экономика: учебное пособие/В.Г. Слагода. - 3-е изд. перераб., и доп. -М. : ФОРУМ: инфра-м, 2014 - 240с. - (Профессиональное образование) 5. Менеджмент: учебник/Г.Б. Казначевская - Изд. 15-е стер. - Ростов н/д: Феникс, 2014. - 347, с. - (Среднее профессиональное образование) 6. Бизнес-планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата/Е.В. Купцова; под.ред.А.А. Степанова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 435с. - (серия: Бакалавр. Академический курс). 7. Предпринимательская деятельность: учебное пособие для СПО/ Г.Б. Морозов - 3-изд. перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018г. -420с. (Серия:Профессиональное образование). 8. Предпринимательская деятельность: учебник и практикум для СПО / Е.Ф. Чеберко - М.: Издательство Юрайт, 2018г. -219с. - (Серия:Профессиональное образование). Дополнительные источники: 9. Экономика предприятия (организации): Учебник /О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2013. — 372 с. 10. Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. Э40 проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2007. - 670 с. - (Серия ≪Золотой фонд российских учебников≫). 11. Налоговый кодекс Российской Федерации 12. Буров В.Ю.Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю.Буров. – Чита, 2011. – 441 с. 13.Предпринимательское право: учебное пособие.для студ. учреждений сред. проф. образования/И.А. Смагина. - 13-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 128с. 14.Бухаров А.В., Никитин Н.В., Сазыкин Б.В. Б90 Разработка бизнес-плана: обучающий курс. - М.: Логос, 2007. - 176 с. 15. Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник / А. Н. Асаул. - СПб.: АНО ИПЭВ, 2009. 336с. 16.Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие /В.Н. Смагин, В.А. Киселева. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. - 238 с. 17. Экономика предприятия : учебное пособие / И. С. Большухина; под общ.ред. В. В. Кузнецова. – Ульяновск :УлГТУ, 2007. – 118 с. 18. Экономика предприятия: организация предпринимательской деятельности: Методические указания для проведения практических занятий. – Ульяновск: УлГТУ, 2006. – 56 с. 19.Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю.Буров. – Чита.:…, 2011. – 441 с. 20. Данченок Л.А. МАРКЕТИНГ: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум, учебная программа / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2005. – 300 с. 21. Экономика организации (предприятия): Учеб.для ср. спец. учеб. 3аведений.-\4.: экономистъ, 2004. - 251 с. 22. Попков В. П., Евстафьева Е. В. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы. - СПб.: Питер, 2007. — 352 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»). 23. Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И. В. Сергеева.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2005.-560 с. Интернет – ресурсы 1. http://do.rksi.ru/library/courses/osnpred/book.dbkМашерук Е.М. Основы предпринимательства. Дистанционный курс 2. http://www.petrograd.biz/business_manual/business_13.php Мельников М.М. Основы бизнеса – как начать своё дело. Пособие для начинающих предпринимателей 3.http://www.mybiz.ru/Свой бизнес/электронный журнал. 4.http://www.registriruisam.ru/index.html Документы для регистрации и перерегистрации ООО (в соответствии с ФЗ-312) и ИП. Рекомендации по выбору банка и открытию расчетного счета. 5. Консультант- плюс:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=home. Гарант: http://www.garant.ru 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лекций и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Обучающийся должен уметь: -проводить психологический самоанализ предрасположенности к предпринимательской деятельности; - различать виды предпринимательства и организационно правовые формы, сопоставлять их деятельность в условиях рыночной экономики; - определять внешнюю и внутреннюю среду бизнеса, факторы её формирующие; - определять динамику потребительского спроса, обновления ассортимента товаров и услуг; - принимать управленческие решения; - формулировать и оценивать бизнесидеи; - разрабатывать бизнес-план; - применять этические нормы предпринимательства В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - историю возникновения и развития предпринимательства; - понятие, виды, функции и сущность предпринимательства; нормативно-правовую базу регламентирующую предпринимательскую деятельность; - процедуру создания предприятия, документы, необходимые для открытия предприятия; порядок формирования имущественной основы предпринимательской деятельности; - порядок государственной регистрации субъектов малого предпринимательства; - порядок лицензирования отдельных видов деятельности; Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Входной контроль в форме тестирования. Текущий контроль в форме: - устного и письменного опроса; - тестирования по темам; - выполнение практических занятий Промежуточный контроль в форме: тестового опроса (письменной работы). Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета. - виды предпринимательства, организационно-правовые формы организаций; - внутреннюю и внешнюю среду предпринимательской деятельности; - формы поддержки малого бизнеса; - технологию разработки бизнес-плана; - предпринимательские риски и способы их снижения; - основные экономические показатели и основы налогообложения предпринимательской деятельности в Российской Федерации; - основные режимы налогообложения субъектов малого предпринимательства; - понятие культуры предпринимательства.