Общество РП ПК 2022

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БУД.09 Обществознание
профиль обучения: социально-экономический

для по профессии
190623.01 Машинист локомотива

2022

РАССМОТРЕНО
на заседании методической комиссии гуманитарных
дисциплин, безопасности жизнедеятельности и
физической культуры
«31» августа 2022 г.
Председатель _______ Л. М. Хаженцева

УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора ГБПОУ «КТТиЖТ»
_______________ В. А. Шахбазян

Рассмотрена
на заседании педагогического совета
протокол № 1 от 31 августа 2022г.
Рабочая программа базовой учебной дисциплины БУД.05 История разработана на
основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего общего
образования (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от
29.06.2017 N 613, Минпросвещения РФ от 24.09.2020 N 519, от 11.12.2020 N 712), примерной
рабочей программы базовой учебной дисциплины «История» (базовый уровень) профиль
обучения: технологический для профессиональных образовательных организаций 2022 года. С
учетом Распоряжения Минпросвещения России № Р-98 от 30 апреля 2021года «Об утверждении
Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной
направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе
основного общего образования»;
- Распоряжения Минпросвещения России № Р-198 от 25 августа 2021года «Об утверждении
Методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам»;
- Методических рекомендаций по разработке общеобразовательного цикла ОПОП СПО,
реализуемых на базе основного общего образования;
ФГОС СПО по профессии 190623.01 Машинист локомотива, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации приказ № 703 от 2 августа 2013 года,
зарегистр. Министерством юстиции (рег. № 29697 от 20 августа 2013 г.), с изменениями приказ №
389 от 09.04.2015г, укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного
транспорта.
Организация разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»

Разработчик: преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ» ____________ /С. В. Савенкова/
Рецензенты:
___________
подпись

___________
подпись

Ашумова Аджар Вели-кызы
преподаватель истории и обществознания
ЧПОУ Региональный колледж
профессиональной карьеры
г. Кропоткин
Преподаватель политической истории
Квалификация по диплому
Кузина Наталья Алексеевна
Преподаватель истории и обществознания ГБПОУ
«Кропоткинский медицинский колледж»
Преподаватель истории и обществознания
Квалификация по диплому

2

Содержание

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ...................................................................................................................................................
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: ........................ 4
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины: .............................................................. 4
1.3. Организация учебного процесса и виды учебной работы:.................................................. 6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ» ..........................................................................................................................................................
2.1. Объем общеобразовательной дисциплины ........................................................................... 8
2.2. Тематический план и содержание общеобразовательной дисциплины ............................ 9
2.2.1. Повторительно-обобщающий курс «История России с древнейших времен до 1914
года» (для углубленного уровня изучения истории).................................................................... 9
2.2.2. История России и Всеобщая история с 1914 до 2020 гг. .................................................. 22

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» ......................................................................................................................... 1
3.1. Оснащение учебного кабинета.............................................................................................. 18
3.2. Информационное обеспечение реализации программы .................................................... 19
3.2.1. Основные печатные издания ............................................................................................. 19
3.2.2.Электронные издания (ресурсы) ........................................................................................ 19
3.2.3. Дополнительные источники .............................................................................................. 21

4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ» ........................................................................................................................................................ 2
4.1. Результаты обучения, регламентированные ФГОС СОО ................................................ 23
4.2. Система оценивания образовательных результатов ......................................................... 23

ПРИЛОЖЕНИЕ .................................................................................................................................................. 2

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Общеобразовательная дисциплина «История» является частью
обязательной предметной области «Общественные науки», изучается в
общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО с учетом
профессиональной направленности в соответствии с ФГОС СПО.
В соответствии с учебным планом на изучение общеобразовательной
дисциплины «История» на уровне среднего профессионального образования
отводится 171 час.
Современная структура исторического образования определена в
Концепции преподавания учебного курса «История России» в
образовательных
организациях
РФ,
реализующих
основные
общеобразовательные
программы
(утвержденной
протоколом
Минпросвещения России № ПК-1 вн от 23.10.2020) и основывается на
линейном подходе к изучению истории, обеспечивающем формирование
целостного представления о непрерывном развитии исторического процесса.
Общеобразовательная дисциплина «История» изучается в организациях
СПО на уровне среднего общего образования и включает учебные курсы
Всеобщей истории и Истории России с 1914 по 2020 гг.
В соответствии с ФГОС СОО при изучении истории на углублённом
уровне осуществляется также систематизация знаний в рамках
повторительно-обобщающего курса «История России с древнейших времён
до 1914 года».
Реализация содержания общеобразовательной дисциплины в пределах
освоения
ООП
СПО
обеспечивается
соблюдением
принципа
преемственности по отношению к содержанию истории в рамках основного
общего образования, однако в то же время обладает самостоятельностью,
цельностью, спецификой подходов к изучению.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины 1:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии
общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения
задач профессиональной деятельности
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в

4

профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и
команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК
06.
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения
ОК
07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы
бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на
государственном и иностранном языках.
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)

Осознающий себя гражданином и защитником
великой страны.
Демонстрирующий приверженность к родной
культуре, исторической памяти на основе любви к Родине,
родному народу, малой родине, принятию традиционных
ценностей многонационального народа России.
Осознающий приоритетную ценность личности
человека; уважающий собственную и чужую уникальность
в различных ситуациях, во всех формах и видах
деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к
представителям различных этнокультурных, социальных,
конфессиональных и иных групп. Сопричастный к
сохранению, преумножению и трансляции культурных
традиций и ценностей многонационального российского
государства.

Код
личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1
ЛР 5

ЛР 7

ЛР 8

5

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям,
ЛР 11
обладающий основами эстетической культуры.
Личностные результаты
реализации
программы
воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам
личности
Приобретение обучающимися социально значимых
знаний о нормах и традициях поведения человека как
ЛР 15
гражданина и патриота своего Отечества.
Ценностное отношение обучающихся к своему
Отечеству, к своей малой и большой Родине,
ЛР 17
уважительного отношения к ее истории и ответственного
отношения к ее современности.
Ценностное отношение обучающихся к людям иной
национальности,
веры,
культуры;
уважительного
ЛР 18
отношения к их взглядам.
1.3. Организация учебного процесса и виды учебной работы:
В структуре содержания изучения общеобразовательной дисциплины
«История», кроме пяти основных разделов, включен повторительнообобщающий курс «История России с древнейших времён до 1914 года».
При таком значительном объеме содержания общеобразовательной
дисциплины
«Обществознание»
возможности
интенсификации
общеобразовательной
подготовки
обеспечивает
опора
на
междисциплинарные связи, учитывающие общий предмет изучения в
рамках различных социально-гуманитарных дисциплин. Примеры тем,
обеспечивающих междисциплинарные связи, представлены в Таблице 1
(Приложение).
Изучение общеобразовательной дисциплины «Обществознание» на
уровне среднего профессионального образования базируется на различных
моделях организации работ обучающихся и учебного процесса. Они
включают в себя формы аудиторной работы, формы самостоятельной
работы, в том числе с элементами практической и проектноисследовательской деятельности.
Формы аудиторной работы могут включать лекции, семинары,
практикумы, коллоквиумы, консультации, проведение оценочных работ,
зачетов и экзаменов, мастер-классов, моделирование исторических
ситуаций, создание игровых ситуаций, образовательных мероприятий,
дебатов, различных видов дискуссий (в т.ч. фасилитированных), круглых
столов, конференций, факультативов, клуба, кружка, выездных и
виртуальных экскурсий, образовательных путешествий, в том числе по
профессиональной направленности программы подготовки обучающихся, и
иные формы, которые соответствуют образовательным стандартам,
6

психолого-педагогическому уровню и познавательным способностям
обучающихся.
Формы самостоятельной работы могут включать выполнение
учебных заданий, работу с текстовыми материалами, аудио- и
видеоматериалами, различными средствами наглядности, написание эссе,
проектно-исследовательских работ, составление рефератов и иные формы,
которые соответствуют образовательным стандартам и рабочим программам,
психолого-педагогическому уровню и познавательным способностям
обучающихся.
Совершенствование преподавания общеобразовательной дисциплины
«Обществознание»
осуществляется
с
учетом
профессиональной
направленности в общеобразовательной подготовке. На занятиях
создаются условия для освоения не только содержания курса истории, но и
профессионально актуального содержания.
Тематические
разделы
общеобразовательной
дисциплины
«Обществознание»
дополнены
профессионально
направленным
содержанием,
профессионально
актуальная историческая информация интегрирована в учебные
занятия. Это позволяет сформировать у обучающихся видение того, что
исторические знания можно применять в жизни и будущей
профессиональной деятельности.
Модели включения профессионально направленного содержания в
тематику занятий или организации прикладных модулей:
 выполнение практико-ориентированных заданий (работа с различными
видами исторических источников, содержащих информацию по
специальности/профессии);
 подготовка мини-проектов о деятельности организаций, предприятий,
учреждений
профессиональной
направленности
в
изучаемый
исторический период;
 различные формы представления деятельности ученых, общественных и
государственных
деятелей,
связанной
с
профессиональной
направленностью обучающихся (дискуссии, круглые столы, проектноисследовательские работы и т.п.);
 экскурсии и музейно-педагогические занятия;
 занятия с использованием ресурсов образовательной организации и
культурно-исторического пространства региона.

7

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
2.1. Объем общеобразовательной дисциплины
Объем образовательной программы
общеобразовательной дисциплины

Общий объем

1. Основное содержание

Объем в часах

171

153

3. Профессионально ориентированное
содержание

18

4. Практические занятия

18

4. Промежуточная аттестация

1

8

2.2. Тематический план и содержание общеобразовательной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала

1
2
Раздел 1. Человек в обществе
Тема 1.1 Общество и Содержание учебного материала:
общественные
Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и
отношения
элементами общества. Общественные потребности и социальные институты.
Признаки и функции социальных институтов. Типы обществ
Тема
1.2
Содержание учебного материала:
Информационное
Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Виды
общество и
массовых коммуникаций. Роль массовой коммуникации в современном обществе.
массовые
Влияние массовых коммуникаций на личность
коммуникации
Тема 1.3 Развитие
Содержание учебного материала:
общества.
Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная
Глобализация и ее
революция. Реформа. Российское общество перед лицом угроз и вызовов XXI в.
противоречия
Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса.
Глобализация и ее противоречивые последствия
Тема 1.4 Становление
Содержание учебного материала:
личности в процессе
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние
социализации
социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном
обществе. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в
жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты
(институты) социализации. Общественное и индивидуальное
сознание.
Самосознание и социальное поведение
Практическое занятие №1 «Человек. Индивид. Личность»
Тема
1.5
Содержание учебного материала:
Деятельность
Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы.
человека
Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности
человека

Пример
ный
объем
в часах
3
16

Коды общих
компетенций
4

2

ОК 02 ЛР 5
ОК 04 ЛР 8
ОК 05 ЛР 17

1

ОК 02 ЛР1
ОК 04 ЛР 7
ОК 06 ЛР 18

4

4

2

ОК 02 ЛР 1
ОК 04 ЛР 7
ОК 05 ЛР 15
ОК 06
ОК 02 ЛР 5
ОК 05 ЛР 15
ОК 06 ЛР 18

ОК 02 ЛР 1
ОК 04 ЛР 15
ОК 05 ЛР 17
9

ОК 06

Тема
1.6
Познавательная
деятельность
человека.
Научное
познание

Содержание учебного материала:
Познание природы, общества и человека. Чувственное и рациональное познание.
Мышление, его формы и методы. Знание как результат познавательной
деятельности, его виды. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная и
относительная истина. Естественные, технические, точные и социальногуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания.
Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках
Раздел 2. Духовная культура
Тема 2.1 Культура и
Содержание учебного материала:
ее формы
Духовная деятельность человека. Материальная и духовная культура.
Многообразие форм культуры. Народная, массовая и элитарная культура.
Молодежная субкультура. Контркультура. Функции культуры. Культурное
многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской
культуры в формирование ценностей современного общества
Практическое занятие №2 «Виды культуры»
Тема 2.2
Содержание учебного материала:
Категории и
Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Отличия морали
принципы
от других социальных норм. Устойчивость и изменчивость моральных норм.
морали
в
жизни
Категории морали. Гражданственность. Патриотизм. Мораль и нравственная
человека и
культура личности. Мировоззрение. Типы мировоззрения
развитии общества
Тема 2.3 Наука и
Содержание учебного материала:
образование
Наука и ее функции. Возрастание роли науки в современном обществе.
Направления научно-технологического развития и научные достижения
Российской Федерации.
Образование в современном обществе. Система российского образования.
Основные направления развития образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования в информационном обществе. Значение
самообразования. Цифровые образовательные ресурсы
Практическое занятие №3 «Роль науки и образования в жизни человека и

3

ОК 02 ЛР 5
ОК 05 ЛР 8
ОК 06 ЛР 15

17
ОК 02 ЛР 1
ОК 05 ЛР 7
ОК 06 ЛР 17
4

3

ОК 02 ЛР 1
ОК 04 ЛР 7
ОК 05 ЛР 17
ОК 09
ОК 02 ЛР 1
ОК 05 ЛР 8
ОК 06 ЛР 17

5

10

Тема 2.4
Религия и искусство

общества».
Содержание учебного материала:
Роль религии в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии.
Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации.
Свобода совести и вероисповедания
Многообразие функций искусства. Особенности искусства как формы духовной
культуры. Жанры искусства. Роль искусства в воспитании личности и развитии 5
общества. Достижения современного российского искусства
Контрольная работа №1 «Человек и общество: система взаимоотношений»

Раздел 3. Экономическая жизнь общества
22
Тема 3.1
Содержание учебного материала:
Экономика — основа
Роль экономики в жизни общества. Экономика как наука и хозяйственная
жизнедеятельности
деятельность человека. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность
общества
ресурсов. Кривая производственных возможностей. Главные вопросы экономики.
Типы экономических систем. Экономический рост и пути его достижения.
5
Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие экономического цикла.
Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов
Практическое занятие №4 «Для чего нужна экономика?»
Тема 3.2
Содержание учебного материала:
Рыночные
Функционирование рынков. Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса.
отношения
в Рыночное предложение. Закон предложения. Эластичность предложения. Рыночное
экономике
равновесие. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное
регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная политика
защиты конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации. 6
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в
области занятости. Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов
Практическое занятие №5 «Безработица и трудоустройство»
Тема 3.3
Содержание учебного материала:
Экономическая
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная
деятельность
ответственность. Экономическая культура. Экономическая деятельность и 2
проблемы устойчивого развития общества. Особенности профессиональной

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

ЛР 1
ЛР 5
ЛР 8
ЛР 15
ЛР 18
ЛР 7
ЛР 17

ОК 02 ЛР 5
ОК 04 ЛР 7
ОК 05 ЛР 15
ОК 06
ОК 09

ОК 02 ЛР 7
ОК 05 ЛР 15
ОК 06 ЛР 17

ОК 02 ЛР 5
ОК 05 ЛР 11
ОК 09 ЛР 18
11

деятельности в экономической и финансовой сферах
Тема 3.4
Содержание учебного материла
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства.
Экономика
Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятий.
предприятия
Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого (среднего) бизнеса и
предпринимательства в Российской Федерации. Предпринимательская деятельность
Тема 3.5
Содержание учебного материала
Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система.
Финансовы
Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная
й рынок и
политика Банка России. Цифровые финансовые услуги. Финансовые услуги,
финансовые
финансовые технологии и финансовая безопасность. Денежные агрегаты.
институты
Инфляция: причины, виды, последствия
Тема 3.6 Экономика и Содержание учебного материала:
государство
Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты.
Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного
бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета.
Государственный долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции
налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые
льготы и вычеты. Фискальная политика государства. Государственная
политика импортозамещения в Российской
Федерации. Цифровизация
экономики в Российской Федерации
Практическое занятие №6 «Роль государства в экономике»
Тема 3.7
Содержание учебного материала:
Мировая экономика Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт и импорт
товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле.
Государственное регулирование внешней торговли
Контрольная работа №2 «Современная экономика и рыночные отношения»
Раздел 4. Социальная сфера
Тема 4.1
Содержание учебного материала:
Социальная
Социальные группы и общности, их типы. Социальная стратификация. Критерии
структура
социальной стратификации. Социальное неравенство. Социальная структура
общества
российского общества. Государственная поддержка социально незащищенных
слоев общества в Российской Федерации
Тема 4.2
Содержание учебного материала:
Социальное
Положение индивида в обществе. Социальная мобильность, ее виды и каналы в

2

3

4

2

14
2

1

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

ЛР 1
ЛР 5
ЛР 15
ЛР 17

ОК 02 ЛР 7
12

положение личности современном российском обществе
в обществе и пути его
изменения
Тема 4.3
Содержание учебного материала:
Семья и семейные Роль семьи в жизни личности и в развитии общества. Семья и брак. Функции и
ценности
типы семьи. Семья как малая группа. Семья как социальный институт. Тенденции
развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в
Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям
Практическое занятие №7 «Семья в современной России»
Тема 4.4.
Содержание учебного материала:
Этнические
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и
общности и нации
межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации
Практическое занятие №8 «Межнациональные отношения»
Тема 4.5
Содержание учебного материала:
Социальные
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных
нормы и социальный девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль
контроль
Тема 4.6
Содержание учебного материала:
Социальный
Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения социальных
конфликт
конфликтов. Особенности профессиональной деятельности социолога, социального
психолога
Контрольная работа №3 «Социальные, межнациональные, семейные
отношения»
Раздел 5.
Политическая сфера
Тема 5.1.
Политическая
власть и
политические
отношения
Тема 5.2

ОК 03 ЛР 8
ОК 05 ЛР 17
ОК 02 ЛР 7
ОК 05 ЛР 15
ОК 06 ЛР 17

3

ОК 02 ЛР 7
ОК 04 ЛР 11
ОК 05 ЛР 17

3

ОК 02 ЛР 5
ОК 04 ЛР 8
ОК 05 ЛР 18

2

ОК 02 ЛР 7
ОК 04 ЛР 15
ОК 05

3

24
Содержание учебного материала:
Власть
и
политическая власть. Субъекты политики в современном
обществе. Политические институты. Политическая деятельность. Политические
отношения

2

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ОК 09

ЛР 1
ЛР 7
ЛР 15
ЛР 17

Содержание учебного материала:
13

Тема 5.6
Избирательная
система

Структура и функции политической системы. Политическая система Российской
Федерации на современном этапе. Государственный суверенитет. Функции
государства.
Форма государства:
формы
правления, государственнотерриториального устройства, политические режимы. Типология форм
государства. Понятие правового государства
Практическое занятие №9 «Функции и формы государства»
Содержание учебного материала:
Основы
конституционного строя Российской Федерации. Федеративное
устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в
Российской Федерации. Конституционный статус и полномочия высших органов
государственной власти в Российской Федерации. Государственная служба и
статус государственного служащего в Российской Федерации. Направления
государственной политики в Российской Федерации. Опасность коррупции,
антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия
коррупции. Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации.
Государственная политика Российской Федерации по противодействию
экстремизму
Содержание учебного материала:
Функции политической культуры общества. Политическая социализация.
Формирование политической культуры личности. Политическое поведение.
Функции СМИ в политике. Интернет в современной политической коммуникации.
Политическое участие, его типы и формы. Причины абсентеизма. Роль
политической идеологии в обществе. Основные идейно-политические течения
современности
Содержание учебного материала:
Характеристики политического процесса. Классификация видов политических
процессов. Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Признаки, функции, виды политических партий. Типы партийных систем
Практическое занятие №10 «Гражданское общество и правовое государство»
Содержание учебного материала:
Типы избирательных систем: мажоритарная,
пропорциональная,
смешанная.
Избирательная кампания. Избирательная система в Российской Федерации

Тема 5.7
Политические

Содержание учебного материала:
Формирование политической элиты. Функции политической элиты в обществе.

Политическая
система.
Государство —
основной институт
политической
системы
Тема 5.3
Государство
Российская
Федерация.
Государственное
управление в
Российской
Федерации

Тема 5.4
Политическая
культура
общества и
личности.
Политическая
идеология
Тема 5.5
Политический
процесс и его
участники

7

4

4

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

ЛР 1
ЛР 5
ЛР 7
ЛР 17

8
ОК 05 ЛР 15
ЛР 17

ОК 02 ЛР 8
ОК 03 ЛР 15
ОК 04 ЛР 11
ОК 05

3

ОК 02 ЛР 1
ОК 03 ЛР 7
ОК 05 ЛР 17
ОК 07

2

ОК 05 ЛР 8
ОК 06 ЛР 11
ОК 09 ЛР 18

2

ОК 02 ЛР 1
14

Функции политического лидера. Типология лидерства
элиты и
политическое
лидерство
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
Тема 6.1
Содержание учебного материала:
Система права.
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые
Правовые
акты, их виды. Законы и законодательный
процесс
в
Российской
отношения.
Федерации. Система российского права. Правовые отношения, их субъекты.
Правонарушения
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правонарушение
и
юридическая ответственность.
Функции
правоохранительных
органов
Российской Федерации
Практическое занятие №11 «Система права. Формы права»
Тема 6.2
Содержание учебного материала:
Конституционные
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской
права, свободы и
Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные
обязанности
(гражданские), политические, социально-экономические и культурные права и
человека и
свободы человека и гражданина Российской Федерации. Конституционные
гражданина в
обязанности гражданина Российской Федерации. Международная защита прав
Российской
человека в условиях мирного и военного времени
Федерации
Практическое занятие №12 «Права и обязанности человека и гражданина»
Тема 6.3
Правовое
регулирование
гражданских,
семейных, трудовых
правоотношений

Тема 6.4
Правовое
регулирование
налоговых,

Содержание учебного материала:
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского
права. Организационно-правовые формы юридических
лиц.
Гражданская
дееспособность
несовершеннолетних. Семейное право. Порядок и условия
заключения и
расторжения
брака. Правовое регулирование отношений
супругов. Права и обязанности родителей и детей. Трудовое право. Трудовые
правоотношения. Порядок приема на работу, заключения и расторжения
трудового договора. Права и обязанности работников и работодателей.
Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников.
Особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних работников
Содержание учебного материала:
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Участники
отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Права и обязанности налогоплательщиков.
Ответственность за
налоговые

ОК 05 ЛР 8
ОК 06 ЛР 15
ОК 09 ЛР 17
30

5

7

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

ЛР 1
ЛР 7
ЛР 8
ЛР 15
ЛР 17

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09

ЛР 1
ЛР 7
ЛР 15
ЛР 17
ЛР 18

ОК 02 ЛР 1
ОК 05 ЛР 11
ОК 09 ЛР 12
6

7

ОК 02 ЛР 15
ЛР 17
15

правонарушения. Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации». Порядок приема на обучение в образовательные
организации
среднего профессионального и
высшего образования. Порядок оказания
платных образовательных услуг. Административное право и его субъекты.
Административное правонарушение и административная ответственность.
Экологическое
законодательство. Экологические правонарушения. Способы
защиты права на благоприятную окружающую среду. Уголовное право.
Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и виды
преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном
праве. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Практическое занятие №13 «Виды права»
Тема 6.5 Основные
Содержание учебного материала:
принципы
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы гражданского
конституционного,
процесса. Участники гражданского процесса. Административный процесс.
арбитражного,
Судебное производство по делам об административных правонарушениях.
гражданского,
Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного процесса.
административного,
Конституционное судопроизводство. Арбитражное судопроизводство.
уголовного
Юридическое образование, юристы как социально-профессиональная группа
процессов
Контрольная работа №4 «Политика и право в системе общественных
отношений»
Дифференцированный зачет
ИТОГО:
образовательных,
административных
уголовных
правовых
отношений,
экологическое
законодательство

5

1
126

16

17

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
3.1. Оснащение учебного кабинета
Для освоения программы общеобразовательной дисциплины
«История» в наличии имеется специализированный учебный кабинет, в
котором есть возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во
время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативам и оснащено типовым
оборудованием, в том числе учебной мебелью и средствами обучения.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством
которого участники образовательного процесса могут просматривать
визуальную
информацию
по
истории,
создавать
презентации,
видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического
обеспечения программы общеобразовательной дисциплины «История»
входят:
 наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, исторических карт,
плакатов, портретов выдающихся исторических личностей, атласов);
 информационно-коммуникационные средства;
 экранно-звуковые пособия;
 комплект технической документации, в том числе паспорта на
средства обучения, инструкции по их использованию и технике
безопасности;
 библиотечный фонд кабинета;
 рекомендованные мультимедийные пособия.
В библиотечный фонд кабинета входят учебники, учебно-методические
комплекты (УМК) (в т.ч. и мульимедийные), обеспечивающие освоение
общеобразовательной дисциплины «история», рекомендованные или
допущенные для использования в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего
образования в пределах ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный
фонд
кабинета
дополнен
энциклопедиями,
справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по
вопросам исторического образования.
В процессе освоения программы общеобразовательной дисциплины
«История» обучающиеся должны имеют возможность доступа к
электронным учебным материалам и образовательным ресурсам, имеющимся
в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, историческим
картам, документам, хрестоматиям, практикумам, тестам и другим подобным
ресурсам).

18

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Артемов, В. В. История: учебник для студ. учреждений сред.проф.
образования / В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. — 15-е изд., испр. —
М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 448 с.
2. Касьянов, В. В. История: учебное пособие / В. В. Касьянов, П. С.
Самыгин, С. И. Самыгин. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М,
2020. - 528 с. - (Среднее профессиональное образование).
3. Оришев, А. Б. История: учебник / А.Б. Оришев, В.Н. Тарасенко. —
Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2021. — 276 с. — (Среднее
профессиональное образование).
4. Самыгин, С.И. История: учебник / С.И. Самыгин, П.С. Самыгин, В.Н.
Шевелев. — 4-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2017. — 306 с. — (Среднее
профессиональное образование).
5. Трифонова, Г. А. История: учебное пособие / Трифонова Г.А,
Супрунова Е.П., Пай С.С., Салионов А.Е. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020.
— 649 с. — (Среднее профессиональное образование).
Кроме указанных учебных пособий, рекомендуется рассмотреть
использование учебников, входящих в Федеральный перечень учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерством просвещения
РФ.
3.2.2. Электронные издания (ресурсы)
1. Библиотека Гумер – гуманитарные науки [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.gumer.info/, свободный. – Загл. с экрана.
2. Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы
по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru,
свободный. – Загл. с экрана.
2. Вторая мировая война в русском Интернете [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.world-war2.chat.ru, свободный. – Загл. с экрана.
3. Европейские гравированные географические чертежи и карты России,
изданные в XVI–XVIII столетиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.old-rus-maps.ru, свободный. – Загл. с экрана.

19

4. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/, свободный. – Загл. с
экрана.
5. Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://window.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
6. Исторические источники по Отечественной истории до начала XVIII в. на
русском языке в Интернете (Электронная библиотека Исторического
факультета МГУ им. М. В. Ломоносова) [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm, свободный. – Загл. с
экрана.
7. КиберЛенинка. [Электронный ресурс]. – Режимдоступа:
http://cyberleninka.ru/, свободный. – Загл. сэкрана.
8. Концепции преподавания учебного курса «История России» в
образовательных организациях РФ, реализующих основные
общеобразовательные программы // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://vestnik.edu.ru/uploads/files/2af8f200babe89969f744abd9daccff3.pdf,
свободный. – Загл. сэкрана.
9. Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный
ресурс]. – Режимдоступа: https://minobrnauki.gov.ru/, свободный. – Загл. с
экрана.
10. Научная электронная библиотека (НЭБ). // [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.elibrary.ru, свободный. – Загл. сэкрана.
11. Российская национальная библиотека // [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://nlr.ru/, свободный. – Загл. сэкрана.
12. Российское историческое общество // [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://historyrussia.org, свободный. – Загл. сэкрана.
13. Федеральный портал «Российское образование» // [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.edu.ru/, свободный. – Загл. сэкрана.
14. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов //
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/, свободный. –
Загл. сэкрана.
15. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» //
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fipi.ru/, свободный. – Загл. с
экрана.
16. Федеральный портал «История.РФ» // [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://histrf.ru, свободный. – Загл. сэкрана.
20

17. Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ основного общего и среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерством просвещения РФ [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://fpu.edu.ru/, свободный. – Загл. сэкрана.
18. Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
PROFобразование : [сайт]. — Режим доступа: https://profspo.ru/, свободный. –
Загл. сэкрана.
19. Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — Режим доступа:
https://urait.ru/, свободный. – Загл. сэкрана.
20. Лань: электронно-библиотечная система. — Режим доступа:
https://e.lanbook.com, свободный. – Загл. сэкрана.
21. Рио.Компас Образовательно-просветительский портал, созданный
Российским историческим обществом. — Режим доступа:
https://compass.historyrussia.org/, свободный. – Загл. сэкрана.
22. Документы советской эпохи. — Режим доступа:
//sovdoc.rusarchives.ru/ebooks/, свободный. – Загл. сэкрана.
23. Российский государственный архив социально-политической истории. —
Режим доступа: http://rgaspi.info/k-75-letiyu-pobedy/nagrady-partizan/,
свободный. – Загл. сэкрана.
24. Комплекс оцифрованных архивных документов, кино- и фотоматериалов
«Вторая мировая война в архивных документах». — Режим доступа:
https://www.prlib.ru/news/1324002, свободный. – Загл. сэкрана.
25. Журнал «Историк. Журнал об актуальном прошлом». — Режим доступа:
https://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/, свободный. – Загл. сэкрана.

3.2.3. Дополнительные источники
1. Алятина, А. Г. История: практикум для СПО / А. Г. Алятина, Н. А.
Дегтярева. — Саратов: Профобразование, 2020. — 236 c. — ISBN 9785-4488-0614-8. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой
образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL:
https://profspo.ru/books/91875
2. Беловинский, Л. В. История русской материальной культуры: учеб.
пособие / Л.В. Беловинский. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ФОРУМ:
ИНФРА-М, 2019. — 512 с. — (Среднее профессиональное
образование).
21

3. Загладин, Н. В. История. Конец XIX – начало XXI века. 11-й класс.
Базовый уровень [Текст]: учебник / Н. В. Загладин, Ю. А. Петров. – М.:
Русское слово, 2015. – 448 с.
4. Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века: учебник и
практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев,
С. Я. Лавренов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 299 с. —
(Профессиональное образование). — Текст : электронный //
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/452675
5. Крамаренко, Р. А. История России. Рабочая тетрадь: учебнометодическое пособие / Р. А. Крамаренко. — Новосибирск:
Новосибирский государственный технический университет, 2019. — 64
c. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой
образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL:
https://profspo.ru/books/98675
6. Кузнецов, И. Н. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов. —
М.: ИНФРА-М, 2021. — 639 с. — (Среднее профессиональное
образование).
7. Оришев, А. Б. История: от древних цивилизаций до конца XX в.:
учебник / А. Б. Оришев, В. Н. Тарасенко. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2020.
- 276 с. - (Среднее профессиональное образование).
8. Пашенцев, Д. А. История отечественного государства и права: учебное
пособие / Д.А. Пашенцев, А.Г. Чернявский. — М.: ИНФРА-М, 2021. —
429 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16013945-6.
Текст:
электронный.
URL:
https://znanium.com/catalog/product/961439 – Режим доступа: по
подписке.
9. Сахаров, А. Н. История с древнейших времён до конца ХIХ века. 10-й
класс. Базовый уровень [Текст]: учебник / А. Н. Сахаров, Н. В
Загладин. – 4-е изд. – М.: Русское слово, 2016. – 448с.
10. Шевченко, Н. И. История для профессий и специальностей
технического,
естественно-научного,
социально-экономического
профилей. Методические рекомендации [Текст]: метод. пособие / Н. И.
Шевченко. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 272 с.

22

4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
4.1. Результаты обучения, регламентированные ФГОС СОО
Содержание общеобразовательной дисциплины «История» направлено
на достижение всех личностных (далее – ЛР), метапредметных (далее – МР) и
предметных базового уровня (далее – ПРб) результатов обучения,
регламентированных ФГОС СОО и с учетом основной образовательной
программой среднего общего образования (ПООП СОО).
Между образовательными результатами курса истории на уровне
общего среднего образования и общими компетенциями как ожидаемом
результате на уровне СПО существует выраженная взаимосвязь,
представленная в Таблице 2 (Приложение).
4.2. Система оценивания образовательных результатов
Оценивание образовательных результатов обучающихся в процессе
освоения ими содержания общеобразовательной дисциплины «История» на
уровне среднего профессионального образования является существенным
звеном учебного процесса. Для организации и проведения оценочных
процедур используются готовые средствами оценивания, представленными в
психолого-педагогической и методической литературе.
Процедура оценивания образовательных результатов обучающихся
может вестись каждым преподавателем в ходе процедур входной, текущей,
тематической, промежуточной и итоговой диагностики. Процедура
оценивания организована посредством устных ответов, письменной работы
(тест, практическая работа, реферат, отчет и иные), индивидуального
проекта, образовательного мероприятия или события.
В текущей оценке используется весь арсенал форм и методов проверки,
среди которых устные и письменные опросы, практические работы,
творческие работы, учебные исследования и учебные проекты, задания с
закрытым ответом и со свободно конструируемым ответом – полным и
частичным, индивидуальные и групповые формы оценки, само- и
взаимооценка и иные.
При организации и проведении процедуры оценивания образовательных
результатов обучающихся
предусмотрена возможность самооценки
обучающихся и включения результатов самооценки в формирование итоговой
оценки.
Требования, параметры и критерии оценочной процедуры известны
обучающимся заранее, до непосредственного проведения процедуры
оценивания (особенно при проведении самооценки и взаимооценки).

23

ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1. Примеры общего предмета изучения при освоении содержания
различных социально-гуманитарных дисциплин
История
Реформы политической
системы в 1914 – 1991 гг.
Российская Федерация в
1992–2020 гг.: основные
этапы
развития
политической системы.

Обществознание
Политическая система
и ее подсистемы
Формы государства
Политический режим

Великая
российская
революция;
Причины и последствия
реформ в XX – начале
XXI вв.
Гражданская
война;
Холодная
война
(Холодная война и её
влияние
на
послевоенный
мир);
Политика разрядки
Образование
СССР;
национальная политика
СССР; распад СССР;
РФ в конце XX – начале
XXI вв.

Общественный
Правовое государство
прогресс
Правосознание
Направления
общественного
развития
Социальные конфликты Гуманитарное право
Конфронтация
и
сотрудничество

Нация,
народность,
этнос
Межнациональные
отношения

Право
Основы
конституционного
строя
РФ;
федеративное
устройство
РФ;
государственное
устройство
РФ;
судебная система РФ

Конституционные
основы национальной
политики РФ

Научно-техническая
Индустриализация
революция
и
её Информационное
воздействие на развитие общество
экономики, культуры и
повседневной жизни.

Интеллектуальная
собственность
Авторское право

Место и роль России в
современном
мире.
Современный мир в
условиях глобализации
Особенности трудовых
отношений в период
«военного коммунизма»
и НЭПа;
Герои первых пятилеток;
Труженики тыла в годы
Великой Отечественной
войны;
Послевоенное
восстановление
хозяйства;

Международное право
Экологическое право

Глобализация
Интеграция
Глобальные проблемы
современности
Особенности труда как
вида деятельности
Роль труда как вида
деятельности
в
социализации человека

Экономика
Финансовое
планирование
Законы спроса и
предложения
Механизмы
ценообразования
Типы
экономических
систем
Поведение основных
субъектов
экономических
отношений
Глобальная
экономика

Влияние
конкуренции,
монополии
и
коррупции
на
экономическую
жизнь
Типы
экономических
систем
Знание
и
информация
как
фактор производства
Наукоемкое
производство
Транснациональные
компании

Трудовое
право. Труд как фактор
Особенности
производства; Рынок
трудовых
труда; Безработица
правоотношений
несовершеннолетних
Формы организации
предпринимательства
в РФ

24

Формирование
и
развитие
российского
предпринимательства
История семьи в XX в.; Семья как малая группа
судьба семьи в судьбе и социальный институт
страны;
Повседневная
жизнь и быт в XX –
начале XXI вв.
Реформы экономической Типы обществ
системы в 1914 – 1991 гг.
Российская Федерация в
1992–2020 гг.: основные
этапы
развития
экономической системы

Семейное право

Домохозяйство;
семейный бюджет;
рациональное
поведение
потребителя
Особенности
Типы
регулирования
экономических
экономических
систем
правоотношений;
Национализация
Финансовое право
Приватизация
Собственность
как Собственность как
правовой
институт экономический
(владение,
институт (формы и
пользование,
типы собственности)
распоряжение)
Гражданское
право
(имущественные
отношения и способы
защиты
имущественных прав)
Налоговые реформы в Налоги как механизм Права и обязанности Налоги;
виды
1914 – 1991 гг.
социальной политики
налогоплательщиков
налогов
Культурная
жизнь Духовная
сфера Культурные права
страны в XX – начале общественной жизни
Светское государство
XXI вв.; религиозная
Свобода совести как
политика в 1917 – 1991
конституционное
гг.
право человека
и
гражданина
Социальные отношения в Социальная сфера
СоциальноСоциальное
1914 – 1991 гг.
Класс
экономические права
обеспечение
Страта
Социальное
граждан
Социальная группа
государство
МРОТ
Социальная
мобильность
и
социальные лифты

Таблица 2. Интеграция личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения «Истории» ФГОС СОО с общими компетенциями
ФГОС СПО
Общие компетенции

Личностные результаты (ЛР)
Метапредметные результаты
(МР)

ОК 01. Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным
контекстам

Метапредметные
результаты (регулятивные):
- самостоятельно составлять
план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и
предпочтений;
- давать оценку новым
ситуациям;
- делать осознанный выбор,

Предметные
результаты
по
предмету «История»:
базовый уровень (ПРб)
2. сформированность
представлений
о
предмете, функциях и
методах исторической
науки,
особенностях
исторического
познания

Предметные результаты по
предмету
«История»:
углубленный уровень (ПРу)
2.
сформированность
представлений о предмете,
функциях
и
методах
исторической науки, месте
исторической
науки
в
системе научного знания,
основных
концепциях,
объясняющих
процессы
исторического
развития
мира

25

ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности;

аргументировать его, брать
ответственность за решение;
оценивать
приобретенный
опыт;
- уметь оценивать риски и
своевременно
принимать
решения по их снижению
Метапредметные результаты
(познавательные):
владеть
навыками
получения информации из
источников разных типов,
самостоятельно осуществлять
поиск,
анализ,
систематизацию
и
интерпретацию информации
различных видов и форм
представления;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения,
правовых и этических норм,
норм
информационной
безопасности

3. Владение умениями
работать
с
аутентичными
историческими
источниками и другими
источниками
исторической
информации
по
истории
России
и
всеобщей истории ХХ
– начала XXI в.
(извлечение
и
интерпретация
информации
источников;
сопоставление данных
разных
источников,
выявление общего и
различий; соотнесение
информации
источников
с
историческим
контекстом;
высказывание
суждений о степени
полноты
и
достоверности
источника)
4. владение умениями
анализа и объяснения
исторических событий,
процессов,
явлений
истории
России
и
всеобщей истории ХХ
– начала XXI в.
(систематизация;
сравнение;
владение
ключевыми
историческими
понятиями;
соотнесение
единичных фактов и
общих
явлений,
процессов; объяснение
причин и следствий
событий);
5. владение умениями
исторического
описания
(реконструкции)
событий
истории
России и всеобщей
истории ХХ – начала
XXI в., образа жизни
людей и его изменения

3.
Владение
умениями
работать с аутентичными
историческими
источниками,
а
также
комплексами
источников
исторической информации с
применением
приемов
анализа
и
критики
источника (извлечение и
интерпретация информации
источников; сопоставление
данных разных источников,
выявление
общего
и
различий;
соотнесение
информации источников с
историческим контекстом;
высказывание
и
аргументация суждений о
степени
полноты
и
достоверности,
ценности
источника;
понимание
специфики
современных
источников социальной и
личной
информации);
осознание
значения
собирания
и
изучения
материалов
новейшего времени (в том
числе – истории края,
истории
семьи,
устной
истории);
4.
владение
умениями
анализа
и
объяснения
событий,
процессов,
явлений истории России и
всеобщей истории ХХ –
начала
XXI
в.
(синхронизация;
систематизация и сравнение
по
самостоятельно
определяемым основаниям;
владение
ключевыми
историческими
и
социологическими
понятиями;
соотнесение
единичных фактов и общих
явлений,
процессов;
выявление
причин
и
следствий событий и др.);
5.
владение
умениями
исторического
описания
(реконструкции)
событий
истории России и всеобщей
истории ХХ – начала XXI в.,
образа жизни людей и его

26

ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности
в
различных жизненных
ситуациях;

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде;

Личностные
результаты
(трудового воспитания):
готовность
к
труду,
осознание
ценности
мастерства, трудолюбие;
- интерес к различным
сферам
профессиональной
деятельности,
умение
совершать осознанный выбор
будущей
профессии
и
реализовывать собственные
жизненные планы;
- готовность и способность к
образованию
и
самообразованию
на
протяжении всей жизни.
Метапредметные
результаты
(коммуникативные):
- осуществлять позитивное
стратегическое поведение в
различных
ситуациях
проявлять
творчество
и
воображение,
быть
инициативным;
- предлагать новые проекты,
оценивать идеи с позиции
новизны,
оригинальности,
практической значимости
Метапредметные
результаты
(коммуникативные):
владеть
различными
способами
общения
и
взаимодействия;
аргументированно
вести
диалог,
уметь
смягчать
конфликтные ситуации;
- понимать и использовать

в Новейшую эпоху;
составления
характеристик
исторических
личностей
с
использованием
учебной и научнопопулярной
литературы (в форме
устного
или
письменного
сообщения);
6. сформированность
опыта
рассмотрения
исторических версий и
оценок
событий
и
личностей
истории
России и всеобщей
истории ХХ – начала
XXI
в.,
их
сопоставления,
определения общего и
различий
7.
Осуществление
проектной,
учебноисследовательской
деятельности в форме
участия в подготовке
учебных проектов по
отечественной истории
Новейшего времени, в
том
числе
–
на
региональном
материале
(с
использованием
ресурсов
библиотек,
музеев и т.д.)

изменения в Новейшую
эпоху,
составления
характеристик исторических
личностей с привлечением
работ историков (в форме
эссе, презентации и др.);
6. сформированность опыта
рассмотрения исторических
версий и оценок событий и
личностей истории России и
всеобщей истории ХХ –
начала
XXI
в.:
сопоставление
версий
(оценок), выявление общего
и различий; объяснение, на
чем основывается та или
иная
версия
(оценка);
определение и аргументация
своего суждения (оценки)

7.
Осуществление
проектной,
учебноисследовательской
деятельности
в
форме
коллективного
или
индивидуального учебного
проекта по отечественной
истории, в том числе – на
региональном
материале,
или по всеобщей истории (с
использованием материалов
библиотек, музеев, архивов,
Интернет-ресурсов,
собиранием
материалов
устной истории и т.д.)

27

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального
и
культурного
контекста;

ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей,
в
том
числе
с
учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

преимущества командной и
индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы
совместных
действий
с
учетом общих интересов и
возможностей каждого члена
коллектива;
- принимать цели совместной
деятельности,
организовывать
и
координировать действия по
ее достижению: составлять
план действий, распределять
роли с учетом мнений
участников,
обсуждать
результаты
совместной
работы;
- оценивать качество своего
вклада и каждого участника
команды в общий результат
по разработанным критериям
Метапредметные
результаты
(коммуникативные):
-осуществлять коммуникации
во всех сферах жизни;
распознавать невербальные
средства общения, понимать
значение социальных знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
- развернуто и логично
излагать свою точку зрения с
использованием
языковых
средств.

Личностные
результаты
(гражданского воспитания):
сформированность
гражданской
позиции
обучающегося как активного
и
ответственного
члена
российского общества;
- принятие традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
- готовность противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма, ксенофобии,
дискриминации
по
социальным, религиозным,
расовым,
национальным
признакам.
Личностные
результаты
(патриотического

8.
Способность
применять
исторические знания в
учебной, внешкольной
и
общественной
деятельности,
поликультурном
общении
(анализ
современных событий
и ситуаций с учетом их
исторических
предпосылок,
применение
исторической
аргументации
в
школьных
и
социальных
обсуждениях);
1.
Владение
комплексом знаний об
истории
России
и
человечества в целом в
ХХ – начале XXI в.,
понимание
места
России
в
мировой
истории
Новейшей
эпохи,
сформированность
представлений
о
соотношении истории
мира, своей страны,
региона

8. Способность применять
исторические
знания
в
образовательной,
внешкольной
и
общественной деятельности,
поликультурном общении
(применение исторических
знаний,
приемов
исторических аналогий для
раскрытия
причин
и
сущности
современных
событий в стране и мире;
привлечение исторической
аргументации в школьных
обсуждениях и социальном
общении, в том числе – с
представителями
разных
этнических,
религиозных
групп,
политических
течений и т.д.)
1. Владение системными
знаниями об истории России
и человечества в целом в
Новейшую
эпоху,
об
основных
периодах
Новейшей
истории;
понимание места и роли
России в мировой истории;
сформированность
представлений
о
соотношении истории мира,
своей
страны,
региона,
локальной истории

28

ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать
в
чрезвычайных
ситуациях;

ОК 08. Использовать
средства физической
культуры
для
сохранения
и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности
и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности

воспитания):
сформированность
российской
гражданской
идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу,
чувства
ответственности
перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой
язык и культуру, прошлое и
настоящее
многонационального народа
России.
Личностные
результаты
(духовно-нравственного
воспитания):
осознание
духовных
ценностей
российского
народа;
сформированность
нравственного сознания
Личностные (экологического
воспитания):
сформированность
экологической
культуры,
понимание
влияния
социально-экономических
процессов
на
состояние
природной и социальной
среды,
осознание
глобального
характера
экологических проблем;
планирование
и
осуществление действий в
окружающей среде на основе
знания целей устойчивого
развития человечества;
активное
неприятие
действий, приносящих вред
окружающей среде; умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические последствия
предпринимаемых действий,
предотвращать их;
расширение
опыта
деятельности экологической
направленности
Личностные
(физического
воспитания):
сформированность
здорового и безопасного
образа жизни, ответственного
отношения
к
своему
здоровью;
- потребность в физическом
совершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью
активное
неприятие
вредных привычек и иных
форм
причинения
вреда
физическому и психическому

8.
Способность
применять
исторические знания в
образовательной,
внешкольной
и
общественной
деятельности,
поликультурном
общении
(анализ
современных событий
и ситуаций с учетом их
исторических
предпосылок,
применение
исторической
аргументации
в
школьных
и
социальных
обсуждениях)

8. Способность применять
исторические
знания
в
образовательной,
внешкольной
и
общественной деятельности,
поликультурном общении
(применение исторических
знаний,
приемов
исторических аналогий для
раскрытия
причин
и
сущности
современных
событий в стране и мире;
привлечение исторической
аргументации в школьных
обсуждениях и социальном
общении, в том числе – с
представителями
разных
этнических,
религиозных
групп,
политических
течений и т.д.)

29

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном
и
иностранном языках

здоровью
Личностные
результаты
(ценности
научного
познания):
совершенствование языковой
и читательской культуры как
средства
взаимодействия
между людьми и познания
мира

3. Владение умениями
работать
с
аутентичными
историческими
источниками и другими
источниками
исторической
информации
по
истории
России
и
всеобщей истории ХХ
– начала XXI в.
(извлечение
и
интерпретация
информации
источников;
сопоставление данных
разных
источников,
выявление общего и
различий; соотнесение
информации
источников
с
историческим
контекстом;
высказывание
суждений о степени
полноты
и
достоверности
источника

3.
Владение
умениями
работать с аутентичными
историческими
источниками,
а
также
комплексами
источников
исторической информации с
применением
приемов
анализа
и
критики
источника (извлечение и
интерпретация информации
источников; сопоставление
данных разных источников,
выявление
общего
и
различий;
соотнесение
информации источников с
историческим контекстом;
высказывание
и
аргументация суждений о
степени
полноты
и
достоверности,
ценности
источника;
понимание
специфики
современных
источников социальной и
личной
информации);
осознание
значения
собирания
и
изучения
материалов
новейшего времени (в том
числе – истории края,
истории
семьи,
устной
истории)

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».