Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БУД.09 Обществознание профиль обучения: социально-экономический для по профессии 190623.01 Машинист локомотива 2022 РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии гуманитарных дисциплин, безопасности жизнедеятельности и физической культуры «31» августа 2022 г. Председатель _______ Л. М. Хаженцева УТВЕРЖДАЮ И.о. директора ГБПОУ «КТТиЖТ» _______________ В. А. Шахбазян Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № 1 от 31 августа 2022г. Рабочая программа базовой учебной дисциплины БУД.05 История разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613, Минпросвещения РФ от 24.09.2020 N 519, от 11.12.2020 N 712), примерной рабочей программы базовой учебной дисциплины «История» (базовый уровень) профиль обучения: технологический для профессиональных образовательных организаций 2022 года. С учетом Распоряжения Минпросвещения России № Р-98 от 30 апреля 2021года «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования»; - Распоряжения Минпросвещения России № Р-198 от 25 августа 2021года «Об утверждении Методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам»; - Методических рекомендаций по разработке общеобразовательного цикла ОПОП СПО, реализуемых на базе основного общего образования; ФГОС СПО по профессии 190623.01 Машинист локомотива, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации приказ № 703 от 2 августа 2013 года, зарегистр. Министерством юстиции (рег. № 29697 от 20 августа 2013 г.), с изменениями приказ № 389 от 09.04.2015г, укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта. Организация разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» Разработчик: преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ» ____________ /С. В. Савенкова/ Рецензенты: ___________ подпись ___________ подпись Ашумова Аджар Вели-кызы преподаватель истории и обществознания ЧПОУ Региональный колледж профессиональной карьеры г. Кропоткин Преподаватель политической истории Квалификация по диплому Кузина Наталья Алексеевна Преподаватель истории и обществознания ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж» Преподаватель истории и обществознания Квалификация по диплому 2 Содержание 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ................................................................................................................................................... 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: ........................ 4 1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины: .............................................................. 4 1.3. Организация учебного процесса и виды учебной работы:.................................................. 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» .......................................................................................................................................................... 2.1. Объем общеобразовательной дисциплины ........................................................................... 8 2.2. Тематический план и содержание общеобразовательной дисциплины ............................ 9 2.2.1. Повторительно-обобщающий курс «История России с древнейших времен до 1914 года» (для углубленного уровня изучения истории).................................................................... 9 2.2.2. История России и Всеобщая история с 1914 до 2020 гг. .................................................. 22 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» ......................................................................................................................... 1 3.1. Оснащение учебного кабинета.............................................................................................. 18 3.2. Информационное обеспечение реализации программы .................................................... 19 3.2.1. Основные печатные издания ............................................................................................. 19 3.2.2.Электронные издания (ресурсы) ........................................................................................ 19 3.2.3. Дополнительные источники .............................................................................................. 21 4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» ........................................................................................................................................................ 2 4.1. Результаты обучения, регламентированные ФГОС СОО ................................................ 23 4.2. Система оценивания образовательных результатов ......................................................... 23 ПРИЛОЖЕНИЕ .................................................................................................................................................. 2 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Общеобразовательная дисциплина «История» является частью обязательной предметной области «Общественные науки», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО с учетом профессиональной направленности в соответствии с ФГОС СПО. В соответствии с учебным планом на изучение общеобразовательной дисциплины «История» на уровне среднего профессионального образования отводится 171 час. Современная структура исторического образования определена в Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы (утвержденной протоколом Минпросвещения России № ПК-1 вн от 23.10.2020) и основывается на линейном подходе к изучению истории, обеспечивающем формирование целостного представления о непрерывном развитии исторического процесса. Общеобразовательная дисциплина «История» изучается в организациях СПО на уровне среднего общего образования и включает учебные курсы Всеобщей истории и Истории России с 1914 по 2020 гг. В соответствии с ФГОС СОО при изучении истории на углублённом уровне осуществляется также систематизация знаний в рамках повторительно-обобщающего курса «История России с древнейших времён до 1914 года». Реализация содержания общеобразовательной дисциплины в пределах освоения ООП СПО обеспечивается соблюдением принципа преемственности по отношению к содержанию истории в рамках основного общего образования, однако в то же время обладает самостоятельностью, цельностью, спецификой подходов к изучению. 1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины 1: Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в 4 профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. Код личностных результатов реализации программы воспитания ЛР 1 ЛР 5 ЛР 7 ЛР 8 5 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, ЛР 11 обладающий основами эстетической культуры. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах и традициях поведения человека как ЛР 15 гражданина и патриота своего Отечества. Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей малой и большой Родине, ЛР 17 уважительного отношения к ее истории и ответственного отношения к ее современности. Ценностное отношение обучающихся к людям иной национальности, веры, культуры; уважительного ЛР 18 отношения к их взглядам. 1.3. Организация учебного процесса и виды учебной работы: В структуре содержания изучения общеобразовательной дисциплины «История», кроме пяти основных разделов, включен повторительнообобщающий курс «История России с древнейших времён до 1914 года». При таком значительном объеме содержания общеобразовательной дисциплины «Обществознание» возможности интенсификации общеобразовательной подготовки обеспечивает опора на междисциплинарные связи, учитывающие общий предмет изучения в рамках различных социально-гуманитарных дисциплин. Примеры тем, обеспечивающих междисциплинарные связи, представлены в Таблице 1 (Приложение). Изучение общеобразовательной дисциплины «Обществознание» на уровне среднего профессионального образования базируется на различных моделях организации работ обучающихся и учебного процесса. Они включают в себя формы аудиторной работы, формы самостоятельной работы, в том числе с элементами практической и проектноисследовательской деятельности. Формы аудиторной работы могут включать лекции, семинары, практикумы, коллоквиумы, консультации, проведение оценочных работ, зачетов и экзаменов, мастер-классов, моделирование исторических ситуаций, создание игровых ситуаций, образовательных мероприятий, дебатов, различных видов дискуссий (в т.ч. фасилитированных), круглых столов, конференций, факультативов, клуба, кружка, выездных и виртуальных экскурсий, образовательных путешествий, в том числе по профессиональной направленности программы подготовки обучающихся, и иные формы, которые соответствуют образовательным стандартам, 6 психолого-педагогическому уровню и познавательным способностям обучающихся. Формы самостоятельной работы могут включать выполнение учебных заданий, работу с текстовыми материалами, аудио- и видеоматериалами, различными средствами наглядности, написание эссе, проектно-исследовательских работ, составление рефератов и иные формы, которые соответствуют образовательным стандартам и рабочим программам, психолого-педагогическому уровню и познавательным способностям обучающихся. Совершенствование преподавания общеобразовательной дисциплины «Обществознание» осуществляется с учетом профессиональной направленности в общеобразовательной подготовке. На занятиях создаются условия для освоения не только содержания курса истории, но и профессионально актуального содержания. Тематические разделы общеобразовательной дисциплины «Обществознание» дополнены профессионально направленным содержанием, профессионально актуальная историческая информация интегрирована в учебные занятия. Это позволяет сформировать у обучающихся видение того, что исторические знания можно применять в жизни и будущей профессиональной деятельности. Модели включения профессионально направленного содержания в тематику занятий или организации прикладных модулей: выполнение практико-ориентированных заданий (работа с различными видами исторических источников, содержащих информацию по специальности/профессии); подготовка мини-проектов о деятельности организаций, предприятий, учреждений профессиональной направленности в изучаемый исторический период; различные формы представления деятельности ученых, общественных и государственных деятелей, связанной с профессиональной направленностью обучающихся (дискуссии, круглые столы, проектноисследовательские работы и т.п.); экскурсии и музейно-педагогические занятия; занятия с использованием ресурсов образовательной организации и культурно-исторического пространства региона. 7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 2.1. Объем общеобразовательной дисциплины Объем образовательной программы общеобразовательной дисциплины Общий объем 1. Основное содержание Объем в часах 171 153 3. Профессионально ориентированное содержание 18 4. Практические занятия 18 4. Промежуточная аттестация 1 8 2.2. Тематический план и содержание общеобразовательной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала 1 2 Раздел 1. Человек в обществе Тема 1.1 Общество и Содержание учебного материала: общественные Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и отношения элементами общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов. Типы обществ Тема 1.2 Содержание учебного материала: Информационное Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Виды общество и массовых коммуникаций. Роль массовой коммуникации в современном обществе. массовые Влияние массовых коммуникаций на личность коммуникации Тема 1.3 Развитие Содержание учебного материала: общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная Глобализация и ее революция. Реформа. Российское общество перед лицом угроз и вызовов XXI в. противоречия Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Глобализация и ее противоречивые последствия Тема 1.4 Становление Содержание учебного материала: личности в процессе Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социализации социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном обществе. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты) социализации. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение Практическое занятие №1 «Человек. Индивид. Личность» Тема 1.5 Содержание учебного материала: Деятельность Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы. человека Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека Пример ный объем в часах 3 16 Коды общих компетенций 4 2 ОК 02 ЛР 5 ОК 04 ЛР 8 ОК 05 ЛР 17 1 ОК 02 ЛР1 ОК 04 ЛР 7 ОК 06 ЛР 18 4 4 2 ОК 02 ЛР 1 ОК 04 ЛР 7 ОК 05 ЛР 15 ОК 06 ОК 02 ЛР 5 ОК 05 ЛР 15 ОК 06 ЛР 18 ОК 02 ЛР 1 ОК 04 ЛР 15 ОК 05 ЛР 17 9 ОК 06 Тема 1.6 Познавательная деятельность человека. Научное познание Содержание учебного материала: Познание природы, общества и человека. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы. Знание как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная и относительная истина. Естественные, технические, точные и социальногуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках Раздел 2. Духовная культура Тема 2.1 Культура и Содержание учебного материала: ее формы Духовная деятельность человека. Материальная и духовная культура. Многообразие форм культуры. Народная, массовая и элитарная культура. Молодежная субкультура. Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества Практическое занятие №2 «Виды культуры» Тема 2.2 Содержание учебного материала: Категории и Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Отличия морали принципы от других социальных норм. Устойчивость и изменчивость моральных норм. морали в жизни Категории морали. Гражданственность. Патриотизм. Мораль и нравственная человека и культура личности. Мировоззрение. Типы мировоззрения развитии общества Тема 2.3 Наука и Содержание учебного материала: образование Наука и ее функции. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации. Образование в современном обществе. Система российского образования. Основные направления развития образования в Российской Федерации. Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования. Цифровые образовательные ресурсы Практическое занятие №3 «Роль науки и образования в жизни человека и 3 ОК 02 ЛР 5 ОК 05 ЛР 8 ОК 06 ЛР 15 17 ОК 02 ЛР 1 ОК 05 ЛР 7 ОК 06 ЛР 17 4 3 ОК 02 ЛР 1 ОК 04 ЛР 7 ОК 05 ЛР 17 ОК 09 ОК 02 ЛР 1 ОК 05 ЛР 8 ОК 06 ЛР 17 5 10 Тема 2.4 Религия и искусство общества». Содержание учебного материала: Роль религии в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести и вероисповедания Многообразие функций искусства. Особенности искусства как формы духовной культуры. Жанры искусства. Роль искусства в воспитании личности и развитии 5 общества. Достижения современного российского искусства Контрольная работа №1 «Человек и общество: система взаимоотношений» Раздел 3. Экономическая жизнь общества 22 Тема 3.1 Содержание учебного материала: Экономика — основа Роль экономики в жизни общества. Экономика как наука и хозяйственная жизнедеятельности деятельность человека. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность общества ресурсов. Кривая производственных возможностей. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Экономический рост и пути его достижения. 5 Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов Практическое занятие №4 «Для чего нужна экономика?» Тема 3.2 Содержание учебного материала: Рыночные Функционирование рынков. Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. отношения в Рыночное предложение. Закон предложения. Эластичность предложения. Рыночное экономике равновесие. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная политика защиты конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации. 6 Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области занятости. Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов Практическое занятие №5 «Безработица и трудоустройство» Тема 3.3 Содержание учебного материала: Экономическая Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная деятельность ответственность. Экономическая культура. Экономическая деятельность и 2 проблемы устойчивого развития общества. Особенности профессиональной ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ЛР 1 ЛР 5 ЛР 8 ЛР 15 ЛР 18 ЛР 7 ЛР 17 ОК 02 ЛР 5 ОК 04 ЛР 7 ОК 05 ЛР 15 ОК 06 ОК 09 ОК 02 ЛР 7 ОК 05 ЛР 15 ОК 06 ЛР 17 ОК 02 ЛР 5 ОК 05 ЛР 11 ОК 09 ЛР 18 11 деятельности в экономической и финансовой сферах Тема 3.4 Содержание учебного материла Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Экономика Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятий. предприятия Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого (среднего) бизнеса и предпринимательства в Российской Федерации. Предпринимательская деятельность Тема 3.5 Содержание учебного материала Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Финансовы Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная й рынок и политика Банка России. Цифровые финансовые услуги. Финансовые услуги, финансовые финансовые технологии и финансовая безопасность. Денежные агрегаты. институты Инфляция: причины, виды, последствия Тема 3.6 Экономика и Содержание учебного материала: государство Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика государства. Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации. Цифровизация экономики в Российской Федерации Практическое занятие №6 «Роль государства в экономике» Тема 3.7 Содержание учебного материала: Мировая экономика Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле. Государственное регулирование внешней торговли Контрольная работа №2 «Современная экономика и рыночные отношения» Раздел 4. Социальная сфера Тема 4.1 Содержание учебного материала: Социальная Социальные группы и общности, их типы. Социальная стратификация. Критерии структура социальной стратификации. Социальное неравенство. Социальная структура общества российского общества. Государственная поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации Тема 4.2 Содержание учебного материала: Социальное Положение индивида в обществе. Социальная мобильность, ее виды и каналы в 2 3 4 2 14 2 1 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ЛР 1 ЛР 5 ЛР 15 ЛР 17 ОК 02 ЛР 7 12 положение личности современном российском обществе в обществе и пути его изменения Тема 4.3 Содержание учебного материала: Семья и семейные Роль семьи в жизни личности и в развитии общества. Семья и брак. Функции и ценности типы семьи. Семья как малая группа. Семья как социальный институт. Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям Практическое занятие №7 «Семья в современной России» Тема 4.4. Содержание учебного материала: Этнические Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и общности и нации межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации Практическое занятие №8 «Межнациональные отношения» Тема 4.5 Содержание учебного материала: Социальные Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных нормы и социальный девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль контроль Тема 4.6 Содержание учебного материала: Социальный Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения социальных конфликт конфликтов. Особенности профессиональной деятельности социолога, социального психолога Контрольная работа №3 «Социальные, межнациональные, семейные отношения» Раздел 5. Политическая сфера Тема 5.1. Политическая власть и политические отношения Тема 5.2 ОК 03 ЛР 8 ОК 05 ЛР 17 ОК 02 ЛР 7 ОК 05 ЛР 15 ОК 06 ЛР 17 3 ОК 02 ЛР 7 ОК 04 ЛР 11 ОК 05 ЛР 17 3 ОК 02 ЛР 5 ОК 04 ЛР 8 ОК 05 ЛР 18 2 ОК 02 ЛР 7 ОК 04 ЛР 15 ОК 05 3 24 Содержание учебного материала: Власть и политическая власть. Субъекты политики в современном обществе. Политические институты. Политическая деятельность. Политические отношения 2 ОК 01 ОК 02 ОК 05 ОК 06 ОК 09 ЛР 1 ЛР 7 ЛР 15 ЛР 17 Содержание учебного материала: 13 Тема 5.6 Избирательная система Структура и функции политической системы. Политическая система Российской Федерации на современном этапе. Государственный суверенитет. Функции государства. Форма государства: формы правления, государственнотерриториального устройства, политические режимы. Типология форм государства. Понятие правового государства Практическое занятие №9 «Функции и формы государства» Содержание учебного материала: Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в Российской Федерации. Конституционный статус и полномочия высших органов государственной власти в Российской Федерации. Государственная служба и статус государственного служащего в Российской Федерации. Направления государственной политики в Российской Федерации. Опасность коррупции, антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции. Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации. Государственная политика Российской Федерации по противодействию экстремизму Содержание учебного материала: Функции политической культуры общества. Политическая социализация. Формирование политической культуры личности. Политическое поведение. Функции СМИ в политике. Интернет в современной политической коммуникации. Политическое участие, его типы и формы. Причины абсентеизма. Роль политической идеологии в обществе. Основные идейно-политические течения современности Содержание учебного материала: Характеристики политического процесса. Классификация видов политических процессов. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Признаки, функции, виды политических партий. Типы партийных систем Практическое занятие №10 «Гражданское общество и правовое государство» Содержание учебного материала: Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Избирательная система в Российской Федерации Тема 5.7 Политические Содержание учебного материала: Формирование политической элиты. Функции политической элиты в обществе. Политическая система. Государство — основной институт политической системы Тема 5.3 Государство Российская Федерация. Государственное управление в Российской Федерации Тема 5.4 Политическая культура общества и личности. Политическая идеология Тема 5.5 Политический процесс и его участники 7 4 4 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ЛР 1 ЛР 5 ЛР 7 ЛР 17 8 ОК 05 ЛР 15 ЛР 17 ОК 02 ЛР 8 ОК 03 ЛР 15 ОК 04 ЛР 11 ОК 05 3 ОК 02 ЛР 1 ОК 03 ЛР 7 ОК 05 ЛР 17 ОК 07 2 ОК 05 ЛР 8 ОК 06 ЛР 11 ОК 09 ЛР 18 2 ОК 02 ЛР 1 14 Функции политического лидера. Типология лидерства элиты и политическое лидерство Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации Тема 6.1 Содержание учебного материала: Система права. Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые Правовые акты, их виды. Законы и законодательный процесс в Российской отношения. Федерации. Система российского права. Правовые отношения, их субъекты. Правонарушения Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правонарушение и юридическая ответственность. Функции правоохранительных органов Российской Федерации Практическое занятие №11 «Система права. Формы права» Тема 6.2 Содержание учебного материала: Конституционные Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской права, свободы и Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные обязанности (гражданские), политические, социально-экономические и культурные права и человека и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Конституционные гражданина в обязанности гражданина Российской Федерации. Международная защита прав Российской человека в условиях мирного и военного времени Федерации Практическое занятие №12 «Права и обязанности человека и гражданина» Тема 6.3 Правовое регулирование гражданских, семейных, трудовых правоотношений Тема 6.4 Правовое регулирование налоговых, Содержание учебного материала: Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Права и обязанности работников и работодателей. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних работников Содержание учебного материала: Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Права и обязанности налогоплательщиков. Ответственность за налоговые ОК 05 ЛР 8 ОК 06 ЛР 15 ОК 09 ЛР 17 30 5 7 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ЛР 1 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 15 ЛР 17 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 ЛР 1 ЛР 7 ЛР 15 ЛР 17 ЛР 18 ОК 02 ЛР 1 ОК 05 ЛР 11 ОК 09 ЛР 12 6 7 ОК 02 ЛР 15 ЛР 17 15 правонарушения. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок приема на обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и административная ответственность. Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты права на благоприятную окружающую среду. Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и виды преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном праве. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних Практическое занятие №13 «Виды права» Тема 6.5 Основные Содержание учебного материала: принципы Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы гражданского конституционного, процесса. Участники гражданского процесса. Административный процесс. арбитражного, Судебное производство по делам об административных правонарушениях. гражданского, Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного процесса. административного, Конституционное судопроизводство. Арбитражное судопроизводство. уголовного Юридическое образование, юристы как социально-профессиональная группа процессов Контрольная работа №4 «Политика и право в системе общественных отношений» Дифференцированный зачет ИТОГО: образовательных, административных уголовных правовых отношений, экологическое законодательство 5 1 126 16 17 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» 3.1. Оснащение учебного кабинета Для освоения программы общеобразовательной дисциплины «История» в наличии имеется специализированный учебный кабинет, в котором есть возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативам и оснащено типовым оборудованием, в том числе учебной мебелью и средствами обучения. В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы общеобразовательной дисциплины «История» входят: наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, исторических карт, плакатов, портретов выдающихся исторических личностей, атласов); информационно-коммуникационные средства; экранно-звуковые пособия; комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; библиотечный фонд кабинета; рекомендованные мультимедийные пособия. В библиотечный фонд кабинета входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК) (в т.ч. и мульимедийные), обеспечивающие освоение общеобразовательной дисциплины «история», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд кабинета дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по вопросам исторического образования. В процессе освоения программы общеобразовательной дисциплины «История» обучающиеся должны имеют возможность доступа к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, историческим картам, документам, хрестоматиям, практикумам, тестам и другим подобным ресурсам). 18 3.2. Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1. Основные печатные издания 1. Артемов, В. В. История: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. — 15-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 448 с. 2. Касьянов, В. В. История: учебное пособие / В. В. Касьянов, П. С. Самыгин, С. И. Самыгин. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 528 с. - (Среднее профессиональное образование). 3. Оришев, А. Б. История: учебник / А.Б. Оришев, В.Н. Тарасенко. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2021. — 276 с. — (Среднее профессиональное образование). 4. Самыгин, С.И. История: учебник / С.И. Самыгин, П.С. Самыгин, В.Н. Шевелев. — 4-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2017. — 306 с. — (Среднее профессиональное образование). 5. Трифонова, Г. А. История: учебное пособие / Трифонова Г.А, Супрунова Е.П., Пай С.С., Салионов А.Е. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. — 649 с. — (Среднее профессиональное образование). Кроме указанных учебных пособий, рекомендуется рассмотреть использование учебников, входящих в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством просвещения РФ. 3.2.2. Электронные издания (ресурсы) 1. Библиотека Гумер – гуманитарные науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/, свободный. – Загл. с экрана. 2. Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru, свободный. – Загл. с экрана. 2. Вторая мировая война в русском Интернете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.world-war2.chat.ru, свободный. – Загл. с экрана. 3. Европейские гравированные географические чертежи и карты России, изданные в XVI–XVIII столетиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.old-rus-maps.ru, свободный. – Загл. с экрана. 19 4. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана. 5. Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана. 6. Исторические источники по Отечественной истории до начала XVIII в. на русском языке в Интернете (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm, свободный. – Загл. с экрана. 7. КиберЛенинка. [Электронный ресурс]. – Режимдоступа: http://cyberleninka.ru/, свободный. – Загл. сэкрана. 8. Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vestnik.edu.ru/uploads/files/2af8f200babe89969f744abd9daccff3.pdf, свободный. – Загл. сэкрана. 9. Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режимдоступа: https://minobrnauki.gov.ru/, свободный. – Загл. с экрана. 10. Научная электронная библиотека (НЭБ). // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.elibrary.ru, свободный. – Загл. сэкрана. 11. Российская национальная библиотека // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nlr.ru/, свободный. – Загл. сэкрана. 12. Российское историческое общество // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://historyrussia.org, свободный. – Загл. сэкрана. 13. Федеральный портал «Российское образование» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/, свободный. – Загл. сэкрана. 14. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/, свободный. – Загл. сэкрана. 15. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fipi.ru/, свободный. – Загл. с экрана. 16. Федеральный портал «История.РФ» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://histrf.ru, свободный. – Загл. сэкрана. 20 17. Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством просвещения РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fpu.edu.ru/, свободный. – Загл. сэкрана. 18. Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — Режим доступа: https://profspo.ru/, свободный. – Загл. сэкрана. 19. Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — Режим доступа: https://urait.ru/, свободный. – Загл. сэкрана. 20. Лань: электронно-библиотечная система. — Режим доступа: https://e.lanbook.com, свободный. – Загл. сэкрана. 21. Рио.Компас Образовательно-просветительский портал, созданный Российским историческим обществом. — Режим доступа: https://compass.historyrussia.org/, свободный. – Загл. сэкрана. 22. Документы советской эпохи. — Режим доступа: //sovdoc.rusarchives.ru/ebooks/, свободный. – Загл. сэкрана. 23. Российский государственный архив социально-политической истории. — Режим доступа: http://rgaspi.info/k-75-letiyu-pobedy/nagrady-partizan/, свободный. – Загл. сэкрана. 24. Комплекс оцифрованных архивных документов, кино- и фотоматериалов «Вторая мировая война в архивных документах». — Режим доступа: https://www.prlib.ru/news/1324002, свободный. – Загл. сэкрана. 25. Журнал «Историк. Журнал об актуальном прошлом». — Режим доступа: https://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/, свободный. – Загл. сэкрана. 3.2.3. Дополнительные источники 1. Алятина, А. Г. История: практикум для СПО / А. Г. Алятина, Н. А. Дегтярева. — Саратов: Профобразование, 2020. — 236 c. — ISBN 9785-4488-0614-8. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/91875 2. Беловинский, Л. В. История русской материальной культуры: учеб. пособие / Л.В. Беловинский. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. — 512 с. — (Среднее профессиональное образование). 21 3. Загладин, Н. В. История. Конец XIX – начало XXI века. 11-й класс. Базовый уровень [Текст]: учебник / Н. В. Загладин, Ю. А. Петров. – М.: Русское слово, 2015. – 448 с. 4. Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 299 с. — (Профессиональное образование). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452675 5. Крамаренко, Р. А. История России. Рабочая тетрадь: учебнометодическое пособие / Р. А. Крамаренко. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2019. — 64 c. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/98675 6. Кузнецов, И. Н. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 639 с. — (Среднее профессиональное образование). 7. Оришев, А. Б. История: от древних цивилизаций до конца XX в.: учебник / А. Б. Оришев, В. Н. Тарасенко. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2020. - 276 с. - (Среднее профессиональное образование). 8. Пашенцев, Д. А. История отечественного государства и права: учебное пособие / Д.А. Пашенцев, А.Г. Чернявский. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 429 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16013945-6. Текст: электронный. URL: https://znanium.com/catalog/product/961439 – Режим доступа: по подписке. 9. Сахаров, А. Н. История с древнейших времён до конца ХIХ века. 10-й класс. Базовый уровень [Текст]: учебник / А. Н. Сахаров, Н. В Загладин. – 4-е изд. – М.: Русское слово, 2016. – 448с. 10. Шевченко, Н. И. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации [Текст]: метод. пособие / Н. И. Шевченко. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 272 с. 22 4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» 4.1. Результаты обучения, регламентированные ФГОС СОО Содержание общеобразовательной дисциплины «История» направлено на достижение всех личностных (далее – ЛР), метапредметных (далее – МР) и предметных базового уровня (далее – ПРб) результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом основной образовательной программой среднего общего образования (ПООП СОО). Между образовательными результатами курса истории на уровне общего среднего образования и общими компетенциями как ожидаемом результате на уровне СПО существует выраженная взаимосвязь, представленная в Таблице 2 (Приложение). 4.2. Система оценивания образовательных результатов Оценивание образовательных результатов обучающихся в процессе освоения ими содержания общеобразовательной дисциплины «История» на уровне среднего профессионального образования является существенным звеном учебного процесса. Для организации и проведения оценочных процедур используются готовые средствами оценивания, представленными в психолого-педагогической и методической литературе. Процедура оценивания образовательных результатов обучающихся может вестись каждым преподавателем в ходе процедур входной, текущей, тематической, промежуточной и итоговой диагностики. Процедура оценивания организована посредством устных ответов, письменной работы (тест, практическая работа, реферат, отчет и иные), индивидуального проекта, образовательного мероприятия или события. В текущей оценке используется весь арсенал форм и методов проверки, среди которых устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, учебные исследования и учебные проекты, задания с закрытым ответом и со свободно конструируемым ответом – полным и частичным, индивидуальные и групповые формы оценки, само- и взаимооценка и иные. При организации и проведении процедуры оценивания образовательных результатов обучающихся предусмотрена возможность самооценки обучающихся и включения результатов самооценки в формирование итоговой оценки. Требования, параметры и критерии оценочной процедуры известны обучающимся заранее, до непосредственного проведения процедуры оценивания (особенно при проведении самооценки и взаимооценки). 23 ПРИЛОЖЕНИЕ Таблица 1. Примеры общего предмета изучения при освоении содержания различных социально-гуманитарных дисциплин История Реформы политической системы в 1914 – 1991 гг. Российская Федерация в 1992–2020 гг.: основные этапы развития политической системы. Обществознание Политическая система и ее подсистемы Формы государства Политический режим Великая российская революция; Причины и последствия реформ в XX – начале XXI вв. Гражданская война; Холодная война (Холодная война и её влияние на послевоенный мир); Политика разрядки Образование СССР; национальная политика СССР; распад СССР; РФ в конце XX – начале XXI вв. Общественный Правовое государство прогресс Правосознание Направления общественного развития Социальные конфликты Гуманитарное право Конфронтация и сотрудничество Нация, народность, этнос Межнациональные отношения Право Основы конституционного строя РФ; федеративное устройство РФ; государственное устройство РФ; судебная система РФ Конституционные основы национальной политики РФ Научно-техническая Индустриализация революция и её Информационное воздействие на развитие общество экономики, культуры и повседневной жизни. Интеллектуальная собственность Авторское право Место и роль России в современном мире. Современный мир в условиях глобализации Особенности трудовых отношений в период «военного коммунизма» и НЭПа; Герои первых пятилеток; Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны; Послевоенное восстановление хозяйства; Международное право Экологическое право Глобализация Интеграция Глобальные проблемы современности Особенности труда как вида деятельности Роль труда как вида деятельности в социализации человека Экономика Финансовое планирование Законы спроса и предложения Механизмы ценообразования Типы экономических систем Поведение основных субъектов экономических отношений Глобальная экономика Влияние конкуренции, монополии и коррупции на экономическую жизнь Типы экономических систем Знание и информация как фактор производства Наукоемкое производство Транснациональные компании Трудовое право. Труд как фактор Особенности производства; Рынок трудовых труда; Безработица правоотношений несовершеннолетних Формы организации предпринимательства в РФ 24 Формирование и развитие российского предпринимательства История семьи в XX в.; Семья как малая группа судьба семьи в судьбе и социальный институт страны; Повседневная жизнь и быт в XX – начале XXI вв. Реформы экономической Типы обществ системы в 1914 – 1991 гг. Российская Федерация в 1992–2020 гг.: основные этапы развития экономической системы Семейное право Домохозяйство; семейный бюджет; рациональное поведение потребителя Особенности Типы регулирования экономических экономических систем правоотношений; Национализация Финансовое право Приватизация Собственность как Собственность как правовой институт экономический (владение, институт (формы и пользование, типы собственности) распоряжение) Гражданское право (имущественные отношения и способы защиты имущественных прав) Налоговые реформы в Налоги как механизм Права и обязанности Налоги; виды 1914 – 1991 гг. социальной политики налогоплательщиков налогов Культурная жизнь Духовная сфера Культурные права страны в XX – начале общественной жизни Светское государство XXI вв.; религиозная Свобода совести как политика в 1917 – 1991 конституционное гг. право человека и гражданина Социальные отношения в Социальная сфера СоциальноСоциальное 1914 – 1991 гг. Класс экономические права обеспечение Страта Социальное граждан Социальная группа государство МРОТ Социальная мобильность и социальные лифты Таблица 2. Интеграция личностных, метапредметных и предметных результатов обучения «Истории» ФГОС СОО с общими компетенциями ФГОС СПО Общие компетенции Личностные результаты (ЛР) Метапредметные результаты (МР) ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Метапредметные результаты (регулятивные): - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; - делать осознанный выбор, Предметные результаты по предмету «История»: базовый уровень (ПРб) 2. сформированность представлений о предмете, функциях и методах исторической науки, особенностях исторического познания Предметные результаты по предмету «История»: углубленный уровень (ПРу) 2. сформированность представлений о предмете, функциях и методах исторической науки, месте исторической науки в системе научного знания, основных концепциях, объясняющих процессы исторического развития мира 25 ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретенный опыт; - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению Метапредметные результаты (познавательные): владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности 3. Владение умениями работать с аутентичными историческими источниками и другими источниками исторической информации по истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в. (извлечение и интерпретация информации источников; сопоставление данных разных источников, выявление общего и различий; соотнесение информации источников с историческим контекстом; высказывание суждений о степени полноты и достоверности источника) 4. владение умениями анализа и объяснения исторических событий, процессов, явлений истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в. (систематизация; сравнение; владение ключевыми историческими понятиями; соотнесение единичных фактов и общих явлений, процессов; объяснение причин и следствий событий); 5. владение умениями исторического описания (реконструкции) событий истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в., образа жизни людей и его изменения 3. Владение умениями работать с аутентичными историческими источниками, а также комплексами источников исторической информации с применением приемов анализа и критики источника (извлечение и интерпретация информации источников; сопоставление данных разных источников, выявление общего и различий; соотнесение информации источников с историческим контекстом; высказывание и аргументация суждений о степени полноты и достоверности, ценности источника; понимание специфики современных источников социальной и личной информации); осознание значения собирания и изучения материалов новейшего времени (в том числе – истории края, истории семьи, устной истории); 4. владение умениями анализа и объяснения событий, процессов, явлений истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в. (синхронизация; систематизация и сравнение по самостоятельно определяемым основаниям; владение ключевыми историческими и социологическими понятиями; соотнесение единичных фактов и общих явлений, процессов; выявление причин и следствий событий и др.); 5. владение умениями исторического описания (реконструкции) событий истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в., образа жизни людей и его 26 ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; Личностные результаты (трудового воспитания): готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; - готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. Метапредметные результаты (коммуникативные): - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях проявлять творчество и воображение, быть инициативным; - предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости Метапредметные результаты (коммуникативные): владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; - понимать и использовать в Новейшую эпоху; составления характеристик исторических личностей с использованием учебной и научнопопулярной литературы (в форме устного или письменного сообщения); 6. сформированность опыта рассмотрения исторических версий и оценок событий и личностей истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в., их сопоставления, определения общего и различий 7. Осуществление проектной, учебноисследовательской деятельности в форме участия в подготовке учебных проектов по отечественной истории Новейшего времени, в том числе – на региональном материале (с использованием ресурсов библиотек, музеев и т.д.) изменения в Новейшую эпоху, составления характеристик исторических личностей с привлечением работ историков (в форме эссе, презентации и др.); 6. сформированность опыта рассмотрения исторических версий и оценок событий и личностей истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в.: сопоставление версий (оценок), выявление общего и различий; объяснение, на чем основывается та или иная версия (оценка); определение и аргументация своего суждения (оценки) 7. Осуществление проектной, учебноисследовательской деятельности в форме коллективного или индивидуального учебного проекта по отечественной истории, в том числе – на региональном материале, или по всеобщей истории (с использованием материалов библиотек, музеев, архивов, Интернет-ресурсов, собиранием материалов устной истории и т.д.) 27 ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; - оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям Метапредметные результаты (коммуникативные): -осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. Личностные результаты (гражданского воспитания): сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; - принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; - готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам. Личностные результаты (патриотического 8. Способность применять исторические знания в учебной, внешкольной и общественной деятельности, поликультурном общении (анализ современных событий и ситуаций с учетом их исторических предпосылок, применение исторической аргументации в школьных и социальных обсуждениях); 1. Владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом в ХХ – начале XXI в., понимание места России в мировой истории Новейшей эпохи, сформированность представлений о соотношении истории мира, своей страны, региона 8. Способность применять исторические знания в образовательной, внешкольной и общественной деятельности, поликультурном общении (применение исторических знаний, приемов исторических аналогий для раскрытия причин и сущности современных событий в стране и мире; привлечение исторической аргументации в школьных обсуждениях и социальном общении, в том числе – с представителями разных этнических, религиозных групп, политических течений и т.д.) 1. Владение системными знаниями об истории России и человечества в целом в Новейшую эпоху, об основных периодах Новейшей истории; понимание места и роли России в мировой истории; сформированность представлений о соотношении истории мира, своей страны, региона, локальной истории 28 ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности воспитания): сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России. Личностные результаты (духовно-нравственного воспитания): осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания Личностные (экологического воспитания): сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности Личностные (физического воспитания): сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; - потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому 8. Способность применять исторические знания в образовательной, внешкольной и общественной деятельности, поликультурном общении (анализ современных событий и ситуаций с учетом их исторических предпосылок, применение исторической аргументации в школьных и социальных обсуждениях) 8. Способность применять исторические знания в образовательной, внешкольной и общественной деятельности, поликультурном общении (применение исторических знаний, приемов исторических аналогий для раскрытия причин и сущности современных событий в стране и мире; привлечение исторической аргументации в школьных обсуждениях и социальном общении, в том числе – с представителями разных этнических, религиозных групп, политических течений и т.д.) 29 ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках здоровью Личностные результаты (ценности научного познания): совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира 3. Владение умениями работать с аутентичными историческими источниками и другими источниками исторической информации по истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в. (извлечение и интерпретация информации источников; сопоставление данных разных источников, выявление общего и различий; соотнесение информации источников с историческим контекстом; высказывание суждений о степени полноты и достоверности источника 3. Владение умениями работать с аутентичными историческими источниками, а также комплексами источников исторической информации с применением приемов анализа и критики источника (извлечение и интерпретация информации источников; сопоставление данных разных источников, выявление общего и различий; соотнесение информации источников с историческим контекстом; высказывание и аргументация суждений о степени полноты и достоверности, ценности источника; понимание специфики современных источников социальной и личной информации); осознание значения собирания и изучения материалов новейшего времени (в том числе – истории края, истории семьи, устной истории) 30