Программа обществознание 22-ОВ (1)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
"КРОПОТКИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭК. 03 Основы обществознание
для профессии СПО
среднего профессионального образования
23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава

Срок обучения 2 года 10 месяцев
на базе основного общего образования
Форма обучения: очная

2022 г.

Рассмотрена:
на
заседании
педагогического
протокол № 1 от «__» августа 2022 г.

Утверждаю
совета

И.о. директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ»
__________/В.А. Шахбазян/

Рассмотрена на заседании
гуманитарных дисциплин,
протокол № 1 от 31 августа 2022г.
Председатель МК ______/ Л.М.Хаженцева /

Рабочая программа учебной дисциплины ЭК. 03 Обществознание
разработана на основании Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016,
с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего общего образования
(приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31 декабря
2015 г. N 1578, с изм. от 12 августа 2022г. № 732). В соответствии с
требованиями: ФГОС СПО по профессии 23.01.10 Слесарь по обслуживанию
и ремонту подвижного состава, утвержденного приказом Министерства
просвещения России № 774 от 26 августа 2022 года, зарегистрирован
Министерством юстиции России (рег. № 70280 от 29 сентября 2022г.),
укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного
транспорта.
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта».

Автор:

_______________преподаватель Е.А. Сорокина

Рецензенты

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ« ЭК.03 Обществознание»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы
Интегрированная учебная дисциплина «Обществознание» является
учебным предметом обязательной предметной области «Общественные
науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная
дисциплина «Обществознание» изучается в общеобразовательном цикле
учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования.
В учебных планах место учебной дисциплины - в составе
общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных
предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий
СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание»
обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 01.
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным
контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
У
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых

явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении жизненных
проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение
в новых условиях;
-- уметь переносить знания в познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и
решения;
и способность их использования в познавательной и социальной
практике
ОК 02.
Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03.
Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное
и личностное
развитие,
предпринимательс
кую деятельность в
профессиональной
сфере,
использовать
знания по
финансовой

В области духовно-нравственного воспитания:
-- сформированность нравственного сознания, этического
поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и
ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или) другим
членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов
России;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность,

грамотности в
различных
жизненных
ситуациях

ОК 04.
Эффективно
взаимодействовать
и работать в
коллективе и
команде

ОК 05.
Осуществлять

выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи
в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению
цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать,
исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного

устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с
учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста

ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональных
и межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционно
го поведения

и технического творчества, спорта, труда и общественных
отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических культурных
традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства,
стремление проявлять качества творческой личности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств
- осознание обучающимися российской гражданской идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции личности на
основе духовно-нравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национально-культурных традиций,
формирование системы значимых ценностно-смысловых
установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания,
экологической культуры, способности ставить цели и строить
жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных, общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа
России;
- ценностное отношение к государственным символам,

историческому и природному наследию, памятникам, традициям
народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и социальной
практике, готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности, организации учебного
сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной
траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности
ОК 07.
В области экологического воспитания:
Содействовать
- сформированность экологической культуры, понимание влияния
сохранению
социально-экономических процессов на состояние природной и
окружающей
социальной среды, осознание глобального характера экологических
среды,
проблем;
ресурсосбережени - планирование и осуществление действий в окружающей среде на
ю, применять
основе знания целей устойчивого развития человечества;
знания об
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
изменении
среде;
климата, принципы - умение прогнозировать неблагоприятные экологические
бережливого
последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
производства,
- расширение опыта деятельности экологической направленности;
эффективно
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
действовать в
социальной деятельности
чрезвычайных
ситуациях
ОК 09.
- наличие мотивации к обучению и личностному развитию;
Пользоваться
В области ценности научного познания:
профессиональной - сформированность мировоззрения, соответствующего
документацией на
современному уровню развития науки и общественной практики,
государственном и основанного на диалоге культур, способствующего осознанию
иностранном
своего места в поликультурном мире;
языках
- совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;

- способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов
познания;
- овладение видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями и методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и
способов действия в профессиональную среду

-личностных:
-сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития общественной науки и практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного
сознания,
осознание
своего
места
в
поликультурном мире;
-российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение
государственных символов (герба, флага, гимна);
-гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права
и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего
чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие,
гуманистические и демократические ценности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех
участников, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения; эффективно разрешать конфликты;
- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества, к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности; сознательное отношение к
непрерывному
образованию
как
условию
успешной
профессиональной и общественной деятельности;
- осознанное отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
- метапредметных:

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать
всевозможные ресурсы для достижения оставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками
разрешения
проблем;
способность
и
готовность
к
самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках социально-правовой и экономической
информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
-умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных,
экономических и правовых институтов;
-

умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и
нравственных ценностей;

- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства, понятийный аппарат обществознания;
-предметных:
- сформированнность навыков оценивания социальной информации,
умений поиска информации в источниках различного типа для
реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов общественного развития
- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
-владение
умениями
выявлять
причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи социальных
объектов и процессов;
- сформированнность представлений об основных тенденциях и
возможных перспективах развития мирового сообщества в
глобальном мире;

- сформированность представлений о методах познания социальных
явлений и процессов;
- владение умениями применять полученные знания в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- сформированнность навыков оценивания социальной информации,
умений поиска информации в источниках различного типа для
реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов общественного
развития.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы

135

Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем

90

в том числе:
Основное содержание
теоретическое обучение

65

практические работы

19

Профессионально ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)
в том числе:
теоретическое обучение

2

практические занятия

4

Самостоятельная работа

45

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1

2

Раздел 1. Человек в обществе
Тема 1.1. Общество и
общественные отношения.
Развитие общества.

Объем, акад. ч /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч
3

Коды компетенций
и личностных
результатов1,
формированию
которых
способствует
элемент программы
4

10/8
Содержание учебного материала

4/4

Общество как система. Общественные отношения. Связи между
подсистемами и элементами общества. Общественные потребности и
социальные институты. Признаки и функции социальных институтов. Типы
обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его
особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе
Практическое занятие

1

ПЗ № 1.Изучение и умение давать точную характеристику понятий: человек,
индивид, личность
Самостоятельная работа:

4

1. Сообщения: Великие личности.
2. Анализ текстов «Мыслители прошлого о человеке».
3. Сообщения: Особенности научного мировоззрения.
4. Сочинение –рассуждение: Есть ли границы у свободы?
Профессионально-ориентированное содержание
Перспективы развития транспорта в информационном обществе
Направления цифровизации в профессиональной деятельности.
Тема 1.2. Биосоциальная
Содержание учебного материала

2

ОК 01
ОК 05

1

4/2

ОК 02

ОК 04
ОК 05

природа человека и его
деятельность

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Влияние социокультурных факторов на формирование личности.
Мировоззрение, его род в жизнедеятельности человека. Социализация
личности и её этапы. Агенты (институты) социализация. Общественное и
индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение.
Деятельность и её структура. Мотивация деятельности. Потребности и
интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в
деятельности человека
Практическое занятие

3

1

ПЗ № 2 Мировоззрение, его структура и типы. Составление схемы.
Самостоятельная работа:
1. Подготовить сообщение «Социализация личности и её этапы».
2. Составление тезисов «Мотивация деятельности».
Тема 1.3. Познавательная
деятельность
человека.
Научное познание

Содержание учебного материала
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его
форма и методы. Знания, как результат познавательной деятельности, его
виды. Понятие истины, её критерии. Абсолютная, относительная истина.
Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки.
Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного
познания в социально-гуманитарных науках. Российское общество и человек
перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Самостоятельная работа:
1. Подготовить сообщение «Формы и методы мышления».
2. Составление тезисов «Особенности научного познания в социальногуманитарных науках».

Раздел 2. Духовная культура
Тема
2.1
Духовная Содержание учебного материала
культура
личности
и Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского
общества
общества. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная,

2

2/2
2

2

12/6
3/2
2

ОК02
ОК04
ОК05

Тема
2.2
Наука
образование
современном мире

Тема 2.3. Религия

Тема 2.4. Искусство

массовая и элитарная культура. Молодежная субкультура. -Контркультура.
Функции культуры. Культурное многообразие современного общества.
Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей
современного общества.
Профессионально-ориентированное содержание
Практическое занятие №3
Определение культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе.
Этикет в профессиональной деятельности
Самостоятельная работа:
1. Подготовить сообщения: В чем ценность народной культуры?
2. Составление тезисов «Проблема познаваемости мира в трудах ученых».
и Содержание учебного материала
в Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе.
Направления научно-технологического развития и научные достижения
Российской Федерации.
Образование в современном обществе. Российская система образования.
Основные направления развития образования в Российской Федерации.
Практические занятия
ПЗ № 4. «Изучение и определение роли науки в современном обществе».
Самостоятельная работа:
1. Составление таблицы: Функции науки.
2. Сообщение «Функции науки».
Содержание учебного материала
Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные
религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской
Федерации. Свобода совести.
Самостоятельная работа:
1. Составление сравнительной таблицы «Мировые религии: общие черты и
отличия».
Содержание учебного материала
Искусство, его основные функции. Особенности искусства как форма

1

2

3/2
2

1
2

2/1
2

1

4/1
2

духовной культуры. Достижения современного российского искусства
Практическое занятие

ПЗ № 5. «Определение основных видов искусства. Особенности искусства»
ПЗ № 6 «Дать характеристику достижениям современного российского
искусства»
Самостоятельная работа:
1. Подготовка сообщения «Ценности и идеалы современности».
Раздел 3. Экономическая жизнь общества
Тема
3.1.
Экономика- Содержание учебного материала
основа жизнедеятельности Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и
качество жизни. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность
общества
ресурсов. Кривая производственных возможностей. Типы экономических
систем. Экономический рост и пути его достижения. Факторы
долгосрочного экономического роста. Понятие экономического цикла.
Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов.
Практические занятия
ПЗ № 7. «Изучение экономического роста: понятие, сущность и виды»
Профессионально-ориентированное содержание
Практическое занятие № 7 «Особенности разделения труда и
специализация в профессиональной деятельности»
Самостоятельная работа:
1. Сообщение «Общество и экономика»
2. Доклад «Экономический рост»
Тема
3.2.
Рыночные Содержание учебного материала
отношения в экономике. Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации.
Государственное регулирование рынков. Конкуренция и монополия.
Финансовые институты
Государственная политика по развитию конкуренции. Антимонопольное
регулирование в Российской Федерации
Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система.
Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная
политика Банка России. Инфляция: причины, виды, последствия.
Практические занятия

2

1
24/7
5/2
3

1
1

2

5/4
4

1

ПЗ № 9.« Экономический рост: понятие, сущность и виды. Решение задач».
Самостоятельная работа:
1.Творческая работа: Как повысить в РФ производительность труда?.4.3., с.
186-189
2.Сообщения: Роль конкуренции в экономике
3.Подготовка сообщения: «Антиинфляционная политика в России».4.4., с.
192
4.Подготовка сообщения: «Разумная налоговая политика государства- В
чем она заключается?» 4.5., с.202-204
Тема 3.3. Рынок труда и Содержание учебного материала
безработица.
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и
Рациональное поведение безработица. Причины и виды безработицы. Государственная политика
Российской Федерации в области занятости. Особенности труда молодежи.
потребителя
Деятельность профсоюзов. Рациональное экономическое поведение.
Экономическая свобода и социальная ответственность. Экономическая
деятельность и проблемы устойчивого развития общества.
Практические занятия
ПЗ № 10. «Спрос на труд. Стратегия поведения при поиске работы.
Решение задач»
ПЗ № 11 « Определение спроса на труд и его факторы в сфере
машиностроения».
Самостоятельная работа:
1. Интернет – ресурсы о человеческом капитале
Тема 3.4. Предприятие в
Содержание учебного материала:
экономике
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства.
Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования
предприятия. Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации. Государственная
политика импортозамещения в Российской Федерации.
Профессионально-ориентированное содержание

Тема 3.5. Экономика и

Практическое занятие № 12 «Определение предпринимательских качеств.
Основы менеджмента и маркетинга».
Содержание учебного материала:

4

5/1
3

2

1
3/0
2

1

3/0

государство

Тема 3.6. Основные
тенденции развития
экономики России и
международная экономика

Экономика и государство. Экономические функции государства.
Общественные блага. Внешние эффекты. Государственный бюджет.
Дефицит и профицит государственного бюджета. Принцип
сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг.
Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система
налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты.
Фискальная политика государства. Цифровизация экономики в Российской
Федерации.
Содержание учебного материала:
Содержание учебного материала
Мировая экономика. Международная экономика. Международное
разделение труда. Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от
участия в международной торговле. Государственное регулирование
внешней торговли.
Практическое занятие

3

ОК 09

3/0
ОК 06
2

1

ПЗ №13. «Составление таблицы «Современная России и мировая
экономика».
Раздел 4. Социальная сфера
Тема 4.1.
Социальная структура
общества. Положение
личности в обществе

Содержание учебного материала:
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее
критерии. Социальное неравенство. Социальная структура российского
общества. Государственная поддержка социально незащищенных слоев
общества в Российской Федерации.
Положение индивида в обществе.
Практические занятия
ПЗ № 14.« Социальная стратификация и социальная мобильность. Ответы
на вопросы».
Профессионально ориентированное содержание
Практическое занятие № 15 «Определение социальных ролей человека в
трудовом коллективе. Возможности профессионального роста.»
Самостоятельная работа:
1. Сочинение-расуждение: Чего я хочу добиться в жизни?

ОК 01

14/7
4/1
2

1

1

1

ОК 09

Тема 4.2. Семья в
современном обществе

Тема 4.3. Этнические
общности и нации

Тема 4.4. Социальные
нормы и социальный
контроль. Социальный
конфликт и способы его
разрешения

Содержание учебного материала:
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный
институт. Тенденции развития семьи в современном мире. Меры
социальной поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь
государства многодетным семьям.
Практические занятия:
ПЗ № 16. «Составление мер социальной поддержки семьи в Российской
Федерации ».
ПЗ № 17 «Определение функций и типов семьи»

5/2

Самостоятельная работа:
1. Доклад: Семья как важнейший социальный институт.
2. Сообщение «Помощь государства многодетным семьям»
Содержание учебного материала:
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности.
Нации и межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты,
способы их предотвращения и пути разрешения. Конституционные
принципы национальной политики в Российской Федерации Этнические
общности Межнациональные отношения, этносоциальные
конфликты.
Практические занятия:
1. ПЗ № 18.« Освоение системой знаний, составляющих основы миграции в
современной России».
Самостоятельная работа:
1. Точка зрения на проблему: Страна делает ставку на молодых лидеров!?
2.Составление плана: Основы национальной политики в РФ
Содержание учебного материала:
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы
социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины.
Способы разрешения социальных конфликтов.
Практические занятия:
ПЗ № 19 «Определение стратегии поведения в конфликтной ситуации».
Самостоятельная работа:

2

3

2

3/2
2

1

2

2/2
1

1
2

1.Доклад: Пути разрешения социальных конфликтов
2. Доклад «Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и
пути разрешения».
Раздел 5. Политическая сфера
Тема 5.1. Политика и
Содержание учебного материала:
власть.
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе.
Политическая система.
Политические институты. Политическая деятельность.
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая
система Российской Федерации на современном этапе.
Государство как основной институт политической системы.
Государственный суверенитет. Функции государства. Форма государства:
форма правления, форма государственного (территориального) устройства,
политический режим Типология форм государства.
Практические занятия:
ПЗ № 20 «Составление схемы «Федеративное устройство Российской
Федерации».
Самостоятельная работа:
1.Составление таблицы: Власть. Типы и формы власти 6.1., с. 260-262
2.Составить план: Признаки и функции государства 6.1., с. 262-264
3.Заполнить таблицу: Формы государственного правления. 6.3., с.282-288
4.Составить тезисы: Основные ценности демократии 6.4., с. 296
Тема 5.2. Политическая
Содержание учебного материала:
культура общества и
Политическая культура общества и личности. Политическое поведение.
Политическое участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее
личности. Политический
роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности.
процесс и его участники.
Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы
участия граждан в политике. Политические партии как субъекты политики,
их функции, виды. Типы партийных систем.
Самостоятельная работа:
1. Сообщения о выдающихся личностях - государственных деятелях.
2.Сочинение-рассуждение: Демократичны ли выборы в обществе?
3. Сообщения: Для чего нужна многопартийность?
4. Сообщения: СМИ как «четвертая» власть!?
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
Тема 6.1. Право в системе
Содержание учебного материала:

6/8
3/4
2

1

4

3/4
3

4

24/9
4/2

социальных норм

Тема 6.2. Основы
конституционного права
Российской Федерации

Тема 6.3. Правовое
регулирование

Правовое регулирование общественных отношений в Российской
Федерации. Право в системе социальных норм. Источники права.
Нормативные правовые акты, их виды. Законы и законодательный процесс
в Российской Федерации. Система российского права. Правоотношения, их
субъекты. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Правонарушение и юридическая ответственность. Функции
правоохранительных органов Российской Федерации.
Самостоятельная работа:
1. Таблица: Общие черты и различия права и морали.
2. Составление тезисов «Конфликт поколений: способы преодоления»
Содержание учебного материала:
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя
Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные
(гражданские), политические, социально-экономические и культурные
права и свободы человека и гражданина Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного
времени.
Практические занятия:
1. ПЗ № 21. «Составление таблицы «Права и обязанности человека и
гражданина».
2 ПЗ№ 22. «Классификация гражданских споров, порядок их рассмотрения.
Основные принципы гражданского процесса».
Профессионально-ориентированное содержание
1. Профессиональные обязанности гражданина РФ в организации
мероприятий РО и защиты от ЧС в условиях мирного и военного времени
Самостоятельная работа:
1.Составить таблицу по теме урока: Законодательная власть в РФ.
2. Работа с текстом «Как соблюдаются права и обязанности граждан в
России».
3. Сообщения: Международные организации по защите прав человека.
Содержание учебного материала:
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского
права. Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская

4

2

10/3
7

2

1

3

6/2
5

дееспособность несовершеннолетних.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака.
Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности
родителей и детей
Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу,
заключения и расторжения трудового договора. Права и обязанности
работников и работодателей. Дисциплинарная ответственность. Защита
трудовых прав работников. Особенности трудовых правоотношений
несовершеннолетних работников
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок
приема на обучение в образовательные организации среднего
профессионального и высшего образования. Порядок оказания платных
образовательных услуг
Практические занятия:
ПЗ № 23 «Изучение и умение давать точную характеристику гражданским
спорам, порядок их рассмотрения».
Самостоятельная работа:
1. Характеристика отрасли российского права –сообщения (на выбор).
2. Составление тезисов «Административные правонарушения и
ответственность за них»
Тема 6.4. Правовое
Содержание учебного материала:
регулирование налоговых, Административное право и его субъекты. Административное
административных,
правонарушение и административная ответственность. Экологическое
законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты права
уголовных
на благоприятную окружающую среду. Уголовное право. Основные
правоотношений.
принципы уголовного права. Понятие преступления и виды преступлений.
Экологическое
Уголовная ответственность, её цели, виды наказания в уголовном праве.
законодательство
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
Самостоятельная работа:
1. Доклад «Два вида ответственности»
2. Сообщение «Виды экологические правонарушения»
Тема
6.5.
Основы Содержание учебного материала:
процессуального права
Конституционное судопроизводство. Административный процесс.
Судебное производство по делам об административных правонарушениях.
Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного
процесса

гражданских, семейных,
трудовых,
образовательных
правоотношений

1

2

2/2
2

2

2/0
1

Дифференцированный зачет
Всего:

1
90/45

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны
быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Освоение рабочей программы интегрированной учебной дисциплины
«Обществознание» предполагает наличие учебного кабинета, который
обеспечен свободным доступом в Интернет во время учебного занятия и
период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение
кабинета
удовлетворяет
требованиям
Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть
оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в
том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения,
достаточными для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством
которого участники образовательного процесса могут просматривать
визуальную информацию по праву, создавать презентации, видеоматериалы,
иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического
обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:
• информационно-коммуникационные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические
комплекты (УМК), обеспечивающие освоение интегрированной учебной
дисциплины «Обществознание», рекомендованные или допущенные для
использования в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и
научно-популярной литературой по экономике, социологии, праву и т. п.
В
процессе
освоения
программы
учебной
дисциплины
«Обществознание» студенты имеют возможность доступа к электронным
учебным материалам по обществознанию, имеющимся в свободном доступе в
сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.), сайтам
государственных, муниципальных органов власти.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в
образовательном процессе
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
Для студентов
- Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю.,Матвеев А.И.идр./ Под ред. Боголюбова
Л.Н., Лабезниковой А.Ю. Обществознание (базовый уровень) АО
"Издательство"Просвещение".
- Боголюбов Л.Н.,Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю.и др. Обществознание
(базовый уровень) АО"Издательство "Просвещение".
- Обществознание.10 класс(базовый и углубленный уровень) Боголюбов Л.Н.
Просвещение, 2022г.
- Обществознание.11класс(базовый и углубленный уровень) Боголюбов Л.Н.
Просвещение, 2022г.
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от29.12. 2012
№ 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013
№ 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 №
317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными
Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. от
19.12.2016.)
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 №
74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от
30.11.1994 № 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от
26.01.1996 № 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от
26.11.2001 № 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от
18.12.2006 № 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от
25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие
Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч.
I). — Ст. 1.
Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001
№ 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.

Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от
13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. —
1992. — № 15. — Ст. 766.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской
Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991.
— № 18. — Ст. 566.
Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» //
СЗ РФ. — 2002.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. —
1995. — № 10. — Ст. 823.
Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. —
1993.
Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности
и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» // СЗ РФ. — 2012.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О
санитарноэпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. —
Ст. 1650.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» //
СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская
газета. — 1995. — 4 мая.
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного
воздуха» // СЗ РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2222.
Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении
применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» //
Российские вести. — 1996. — 18 мая.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной
экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ
07.06.2012 № 24480).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578
"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012
№413»
Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования, одобренная решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М.,
2014.

Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы.
Обществознание. — М., 2017.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2022.
Интернет-ресурсы
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал
«Родина»).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные
на формирование общих компетенций по разделам и темам содержания
учебного материала.
Содержание общеобразовательной дисциплины «Обществознание»
направлено на формирование общих компетенций ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4,

ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 и сопряжены с достижением образовательных
результатов, регламентированных ФГОС СОО.
Оценивание образовательных результатов обучающихся в процессе
освоения ими содержания общеобразовательной учебной дисциплины
«Обществознание» на уровне среднего профессионального образования
является существенным звеном учебного процесса. Целесообразно проводить
оценивание образовательных результатов в ходе изучения каждого раздела
образовательной программы. Для организации и проведения оценочных
процедур преподаватель может воспользоваться как готовыми средствами
оценивания, представленными в психолого-педагогической и методической
литературе, или самостоятельно разработать инструментарий оценки.
Важным средством оценки образовательных результатов выступают
учебные задания, проверяющие способность к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, предполагающие вариативные
пути решения, комплексные задания, ориентированные на проверку целого
комплекса
умений,
компетентностно-ориентированные
задания,
позволяющие оценивать сформированность группы различных умений и
базирующиеся на контексте социальных ситуаций.
Процедура оценивания образовательных результатов обучающихся
может вестись каждым преподавателем в ходе стартовой, текущей,
промежуточной диагностики.
Результаты стартовой диагностики могут служить основанием для
корректировки учебных программ и индивидуализации учебной
деятельности обучающегося, группы в целом.
В текущей диагностике процедура оценивания может быть
организована посредством:
- оценивания результатов устного опроса;
-оценивания выполнения познавательных заданий (задания к
документам, содержащими социальную информацию; задания к схемам,
таблицам, диаграммам, инфографике; вопросы проблемного характера;
задания-задачи; проектные задания и др.);
- оценивание результатов тестирования.
При
организации
и
проведении
процедуры
оценивания
образовательных результатов обучающихся целесообразно предусмотреть
возможность самооценки и взаимооценки знаний/умений обучающихся.
Предметом оценивания являются не только итоговые образовательные
результаты, но и динамика изменений этих результатов в процессе всего
изучения и освоения содержания учебной дисциплины.

Необходимо
учитывать,
что
изучение
обществознания
предусматривает как развитие устной, так и развитие письменной речи;
поэтому целесообразно выдерживать соответствующие пропорции в
способах предъявления заданий и форматах ожидаемых ответов.
Требования, параметры и критерии оценочной процедуры должны
быть известны обучающимся заранее, до непосредственного проведения
процедуры оценивания, включая самооценку и взаимооценку. По
возможности, параметры и критерии оценки должны разрабатываться и
обсуждаться преподавателем совместно с самими обучающимися. Каждому
параметру оценки должны соответствовать критерии оценки: за что
выставляется та или иная оценка; в случае балльной оценки - то или иное
количество баллов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».