Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПУД .02ЭКОНОМИКА для профессии среднего профессионального образования 43.01.09 «Повар, кондитер» Срок обучения: 3 года 10 месяцев 2022 г СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ 5 УЧЕБНОЙ 14 ОСВОЕНИЯ 15 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА». 1.1. Область применения программы. Программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих) по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер» 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - понятие и экономическую сущность факторов производства; - механизм функционирования современной рыночной экономики; - основные проблемы экономики и причины их возникновения; - понятие денежной системы России и функции денег; - специфику функционирования банковской системы страны; - особенности налоговой системы России, основные виды налогов; - основные организационно-правовые формы предприятий; - основы организации предпринимательской деятельности, виды предпринимательства; -преимущества малого бизнеса и его значимость для реализации политики импортозамещения; - основные этапы организации собственного бизнеса; - экономическую сущность заработной платы и причины неравенства доходов населения; - факторы экономического роста; - особенности функционирования рынка ценных бумаг. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - анализировать особенности протекания экономических процессов в России, применяя знания основных рыночных законов; - описывать действие рыночного механизма и выявлять факторы негативного и позитивного влияния на него; - объяснять причины инфляции, описывать возможные пути снижения темпов инфляции; - выявлять причины безработицы и вырабатывать рекомендации по снижению уровня безработицы в стране (регионе, городе) в зависимости от её вида; - планировать семейный бюджет, реализуя эффективную политику доходов и расходов семьи; - проявлять финансовую грамотность; - определять показатели прибыли предприятия и его рентабельности; - определять показатели производительности труда; - владеть методикой расчёта размера заработной платы работника при различных формах оплаты труда; - анализировать тенденции развития рыночной экономики в России, формулировать возможные причины спада и факторы роста. 1.4. Формируемые компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. 3 ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 2.1. Объем учебной нагрузки и виды учебной деятельности. Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 108 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 90 в том числе: практические занятия 18 Самостоятельная работа обучающегося (всего) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 5 - 2.2. Тематический план и содержание дисциплины ПУД 02 «Экономика». Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) 1 2 Содержание учебной дисциплины «Экономика» и её задачи при освоении обучающимися профессии СПО и специальностей СПО для подготовки Введение. Предмет и метод специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм экономической науки. собственности. Связь с другими учебными дисциплинами, теорией и практикой рыночной экономики. Раздел I. Экономика и её роль в обществе Тема 1.1. Потребности человека и ограниченность ресурсов. Тема 1.2. Факторы производства факторные доходы. Объем часов Уровень освоения 3 4 1 2 24 Содержание учебного материала 1.Экономические потребности общества. 5 2.Свободные и экономические блага общества. 3. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. 4. Ограниченность экономических ресурсов - главная проблема экономики. 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие № 1 «Место и роль знаний по экономике в жизни общества». Содержание учебного материала 1.Факторы производства и факторные доходы. 2.Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. 1 1 1 1 2 5 1 1 3.Рентабельность. Рента. Земельная рента. 1 4.Основные теории происхождения процента. 1 7 2 2 Тема 1.3. Типы экономических систем Практическое занятие 1 Практическое занятие № 2 «Анализ основных экономических показателей: прибыль, рентабельность. Методы анализа прибыли». Содержание учебного материала 1 1.Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. 2.Механизм свободного образования цен. 1 1 1 4.Основные государственные функции при рыночной экономике. 1 5.Модели смешанной экономики. 1 2 1 Практическое занятие № 3 «Типы экономических систем. Выбор форм собственности». Содержание учебного материала 1 Понятие собственности. 2 Собственность как основа социально-экономических отношений. 3 Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. 4 Совершенная конкуренция. 2 1 5 1 1 1 2 1 5 Антимонопольная политика государства. Тема 1.5 Экономическая свобода. Значение специализации и обмена. 6 3.Принцип рациональности. Практическое занятие Тема 1.4 Собственность. Конкуренция. 2 Содержание учебного материала 1 Понятие экономической свободы. Специализация и её значение для формирования рынка. 8 1 3 1 2 2 Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен 1 2 3 Товарный обмен. Ступени или формы обмена. Раздел 2. Семейный бюджет Тема 2.1. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Сбережения населения. Страхование. Тема 2.2 Рациональный потребитель 8 Содержание учебного материала 1. Семейный бюджет. 4 1 2. Источники доходов семьи 1 3. Сбережения населения. Страхование. 2 1 Практическое занятие Практическое занятие № 4«Расчёт семейного бюджета. Анализ основных видов семейных доходов. Составление и анализ доходов и расходов семьи». 1 Содержание учебного материала 1. Суверенитет потребителя 4 1 2 1 2. Рациональность потребителя и свобода выбора. 3. Потребительское равновесие. 1 2 1 4. Бюджетная линия потребителя. Кривые безразличия. Раздел 3. Товар и его стоимость Тема 3.1 Товар и его стоимость 1 1 4 Содержание учебного материала 1.Понятия стоимости товара. 4 1 2.Соотношение полезности и стоимости товаров. 9 1 2 Практическое занятие Практическое занятие № 5 «Понятие цены. Понятие стоимости товара». Практическое занятие № 6 «Теория трудовой стоимости, теория предельной полезности, теория предельной полезности и издержек производства». Раздел 4. Рыночная экономика. Содержание учебного материала Тема 4.1 Рыночный механизм. Рыночное 1. Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. равновесие. Рыночные 2. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. структуры. 3. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. 4 .Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. 5. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения Тема 4.2 Экономика фирмы Практическое занятие Практическое занятие № 7 «Понятие предприятия и его роль в рыночной экономике». Содержание учебного материала 2 1 2 1 9 6 1 1 1 1 1 1 1 1 2. Выпуск продукции и выручка. 1 Раздел 5. Предпринимательство Тема 5.1 Формы Содержание учебного материала организации бизнеса 1. Виды и мотивы предпринимательства. 2. Организационно - правовые формы предпринимательства 10 2 3 1. Фирма и ее экономические цели. 3. Издержки, прибыль, рентабельность 2 2 1 13 3 1 1 2 Практическое занятие 1 Практическое занятие № 8 «Организационно правовые формы предпринимательской деятельности». Тема 5.2 Источники финансирования бизнеса. Тема 5.3 Менеджмент и маркетинг. Бизнес – план. 2 1 Содержание учебного материала 1.Источники финансирования бизнеса. 2. Виды ценных бумаг. 3. Рынок ценных бумаг 4 1 1 Практическое занятие Практическое занятие № 9 «Особенности экономического обращения ценных бумаг». Содержание учебного материала 1.Основные принципы менеджмента. 2. Понятие маркетинга. 1 1 1 2 6 1 1 3. Элементы маркетинга. 1 4. Бизнес - план 1 Практическое занятие 2 2 1 Практическое занятие № 10 «Процесс разработки бизнес-плана и его последовательность. Контрольная работа № 1 «Предпринимательство» Раздел 6. Рынки факторов производства. Тема 6.1 Рынок труда Содержание учебного материала 1.Особенности рынка труда. 1 1 12 8 1 11 2 2. Человеческий капитал. Спрос на труд. 3. Производительность труда как фактор максимизация прибыли. 4. Факторы повышения производительности труда. 5. Цена труда. Понятие заработной платы. 1 1 2 1 7. Поощрительные системы оплаты труда. 1 1 Практическое занятие № 11 «Заработная плата и мотивация труда». Содержание учебного материала 1. Безработица. Фрикционная безработица. 2. Политика государства в области занятости населения. 1 4 1 1 2 Практическое занятие 1 Практическое занятие 12 ««Безработица и управление занятостью» Контрольная работа № 2 по теме «Рынок труда» Раздел 7. Деньги и банки. Тема 7.1 Понятие денег и их роль в экономике 1 6. Минимальная оплата труда. Организация оплаты труда. Практическое занятие Тема 6.2 Безработица. Политика государства в области занятости. 1 Содержание учебного материала 1. Деньги: сущность и функции 1 1 12 6 1 2. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления 3. Деньги как средство платежа. Проблема ликвидности. 4 .Типы денег: товарные, металлические, бумажные и банковские 12 1 1 1 2 5.Роль денег в экономике. Тема 7.2 Банковская система. Финансовые институты. 1 Практическое занятие Практическое занятие № 13 «Происхождение денег: монет, бумажных и символических денег». Содержание учебного материала 1.Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ 2.Правовое положение Центрального банка РФ 3. Основные функции и задачи ЦБ РФ. 4. Понятие и функции коммерческих банков. Практическое занятие 1 6 1 1 1 1 2 1 Практическое занятие № 14 «Экономическое понятие функции денег» Контрольная работа № 3 по теме «Деньги и их роль в экономике» Раздел 8. Экономика страны. Тема 8.1 Валовой Содержание учебного материала внутренний продукт. 1. Макроэкономические агенты. 1 1 8 4 1 2. Макроэкономические рынки. Экономический кругооборот. Тема 8.2 Экономический рост 2 1 3. Валовой внутренний продукт. 1 4. Структура и методы измерения ВВП. 1 Содержание учебного материала 1. Экономический рост. 2 2 1 13 2 2. Факторы и темпы экономического роста. Тема 8.3 Экономический цикл Содержание учебного материала 1 2. Виды и причины экономических циклов. Раздел 9. Роль государства в экономике. Содержание учебного материала 1.Экономические цели государства. 1 3 1 Практическое занятие 1 1 Практическое занятие № «15 Определение типологии экономического роста. Анализ Федерального закона «О государственном бюджете РФ» на текущий год». Содержание учебного материала 1. Налоги и их функции. 2 1 3 1 2. Система налогообложения. 1 2 Практическое занятие 1 Практическое занятие № 16 «Отличительные черты развития налоговой системы в России. Тема 9.3 Бюджетноналоговая политика 2 10 2. Экономические функции государства. Тема 9.2 Налоги. 2 2 1. Экономический цикл. Тема 9.1. Экономические цели и функции государства. 1 1 Содержание учебного материала 4 14 2 государства. 1. Государственный бюджет 1 2. Структура доходов и расходов госбюджета. 1 3. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики государства. 1 4. Контрольная работа № 4 по теме «Роль государства в экономике» 1 Раздел 10. Экономика в современной России. Тема 10.1 Современное состояние российской экономики. 2 7 Содержание учебного материала 1. Макроэкономические показатели РФ. 2. Влияние информационных процессов на российскую экономику. 7 1 1 3. Инвестиционный климат в современной России. 1 4. Россия и мировая экономика 1 Практическое занятие 2 2 Практическое занятие № 17 «Структурные сдвиги в мировой экономике и их влияние на процессы в национальных экономиках. Особенности международной торговли. Теория сравнительных издержек». Практическое занятие № 18 «Интересы экспортеров и импортеров при определении валютного курса. Факторы, характеризующие производственные различия национальных экономик». Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. Всего 15 1 2 1 1 108 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИКА 3.1. Материально-техническое обеспечение. Для реализации программы дисциплины необходимо наличие учебного кабинета «Экономика». Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - магнитная доска; - комплект наглядных пособий; - учебно-методические пособия. Технические средства обучения: - компьютер; - переносное мультимедийное оборудование. 3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных дополнительной литературы. изданий, интернет-ресурсов, Основные источники: 1. Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социальноэкономического профиля: учебник / А.И.Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жанин. –5-е изд.,стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 336с. 2. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник для учащихся учреждений нач.проф.образования / Л.Н.Череданова. – 11-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2013.-224с. Интернет-ресурсы: 1. Шевелева, С. А. Основы экономики и бизнеса: учеб. пособие для учащихся средних профессиональных учебных заведений / С. А. Шевелева, В. Е. Стогов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 496 с. Режим доступа: http://znanium.com 2. Горфинкель, В. Я. Малый бизнес. Организация, экономика, управление : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по направлениям «Экономика», «Управление» / В. Я. Горфинкель; под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 495 с. Режим доступа: http://znanium.com 17 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Умения: Формы и методы контроля и оценка результатов обучения. анализировать особенности протекания выступления студентов на уроках с экономических процессов в России, изложением собственных позиций по применяя знания основных рыночных изучаемой теме; законов; самостоятельное создание тестовых заданий по изучаемой теме; описывать действие рыночного механизма и дифференцированный зачет выявлять факторы негативного и позитивного влияния на него объяснять причины инфляции, описывать возможные пути снижения темпов инфляции выявлять причины безработицы и вырабатывать рекомендации по снижению уровня безработицы в стране (регионе, городе) в зависимости от её вида планировать семейный бюджет, реализуя эффективную политику доходов и расходов семьи; проявлять финансовую грамотность анализировать тенденции развития рыночной экономики в России, формулировать возможные причины спада и факторы роста определять показатели прибыли предприятия и его рентабельности определять показатели производительности труда владеть методикой расчёта размера заработной платы работника при различных формах оплаты труда Знания: понятие и экономическую сущность факторов производства механизм функционирования современной рыночной экономики основные проблемы экономики и причины их возникновения понятие денежной системы России и функции денег специфику функционирования банковской системы страны особенности налоговой системы России, основные виды налогов 17 письменные проверочные работы; устный индивидуальный и групповой опрос; тестирование; самостоятельное составление тестовых заданий по теме; самостоятельное составление кроссвордов по теме; дифференцированный зачет. основные организационно-правовые формы предприятий основы организации предпринимательской деятельности, виды предпринимательства; -преимущества малого бизнеса и его значимость для реализации политики импортозамещения основные этапы организации собственного бизнеса экономическую сущность заработной платы и причины неравенства доходов населения факторы экономического роста особенности функционирования рынка ценных бумаг Результаты обучения (общие компетенции) ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Основные показатели результатов подготовки - аргументация своего выбора в профессиональном самоопределении; определение перспектив развития в профессиональной сфере; - определение положительных и отрицательных сторон профессии; участие в мероприятиях, способствующих профессиональному развитию. ОК2. Организовывать - прогнозирование результатов собственную деятельность, выполнения деятельности в выбирать типовые методы и соответствии с задачей; способы выполнения - подбор способов и методов профессиональных задач, выполнения задачи; оценивать их эффективность и - составление плана (программы) качество. деятельности; - подбор ресурсов (информация и т.п.), необходимых для решения задачи; - оценка результатов своей деятельности, их качества. ОК 3. Принимать решения в - оценка причин возникновения стандартных и нестандартных ситуации; ситуациях и нести за них - подбор путей решения ситуации; ответственность. - прогноз развития ситуации; - организация взаимодействия участников ситуации; - принятие ответственности за реализованное решение. ОК 4. Осуществлять поиск - выделение профессиональноинформации, необходимой значимой информации (в рамках для эффективного выполнения своей профессии); 17 Формы и методы контроля Наблюдение за организацией деятельности в стандартной и нестандартной ситуации Наблюдение за организацией работы с информацией, за индивидуальной и коллективной деятельностью, общением. Анализ и оценка коллективной деятельности в стандартной и нестандартной ситуации при выполнении практических работ. наблюдение за организацией работы с информацией, профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. - сопоставление информации из различных источников; определение соответствия информации поставленной задаче; - оценка полноты и достоверности информации. осуществление поиска информации в сети Интернет и различных электронных носителях; - использование средств ИТ для обработки и хранения информации; создание презентаций в различных формах использование позитивного стиля общения; - умение учитывать чужое мнение; - умение отстаивать собственное мнение; - умение принимать критику; организация коллективного обсуждения рабочей ситуации. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. - умение ставить задачи перед коллективом; при необходимости аргументация свей позиции; - осуществление контроля в соответствии с поставленной задачей; - конструктивная критика с учетом сложившейся ситуации; - организация работы по выполнению задания в соответствии с инструкциями; - организация деятельности по выявлению ресурсов команды. ОК 8. Самостоятельно - анализ собственных сильных и определять задачи слабых сторон; профессионального и определение перспектив личностного развития, профессионального и личностного заниматься самообразованием, развития; осознанно планировать анализ существующих повышение квалификации. препятствий для профессионального роста; - определение этапов достижения поставленных целей; определение необходимых внешних и внутренних ресурсов для достижения целей; 17 общением, взаимодействием, процессом аналитической деятельности. Наблюдение и оценка за деятельностью в ходе выполнения учебных задач, осуществления самостоятельной работы по созданию презентаций. Наблюдение за организацией коллективной деятельности, организацией деятельности в стандартной и нестандартной ситуации, общением и взаимодействием. Наблюдение за организацией коллективной деятельности, общением и взаимодействием, процессом аналитической деятельности при выполнении практических занятий, контрольных заданий. Анализ и оценка перспектив профессионального и личностного развития, наблюдение в ходе практических занятий за формированием навыков самоорганизации и самообразования. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. владение навыками самоорганизации и применение их на практике; владение методами самообразования. определение технологий, используемых в профессиональной деятельности; определение источников информации о технологиях профессиональной деятельности; определение условий и результатов успешного применения технологий; определение причин необходимости смены технологий или их усовершенствования; - определение путей модернизации технологий в профессиональной деятельности. 17 Анализ и оценка способности решения ситуационных производственных задач.