Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края « Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭК.03 Психология эффективного общения Профессии СПО: 43.01.09 Повар, кондитер срок обучения 3 года 10 месяцев 2022г. РАССМОТРЕН УТВЕРЖДАЮ Методической комиссией И.о. директора ГБПОУ «КТТ и ЖТ» Естественно-научного цикла, ___________ / В.А. Шахбазян / поваров, кондитеров, технологов «31» августа 2022г. Председатель МК ______/Л.С. Караваева./ Рассмотрена На заседании педагогического совета Протокол № 1 от «31» августа 2022г. Рабочая программа учебной дисциплины ЭК.04 Психология эффективного общения для профессии среднего профессионального образования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО) 43.01.09 Повар, кондитер УГПС 43.00.00 Сервис и туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 года № 1569, зарегистрированным в Минюсте РФ 22 декабря 2016 года 44898. Организация - разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательноеучреждение Краснодарского края « Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» Разработчики: _______________________________________ 2 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15 РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Психология эффективного общения 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины предназначена для реализации общеобразовательной подготовки в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО) социально-экономического профиля. Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина является вариативной и входит в элективный курс. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - обеспечить развитие социально-психологической компетентности и мастерства делового взаимодействия - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; -использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: -особенности природы эффективного общения. -существенный признаки конфликта, и знать способы их разрешения. -свое эмоциональное состояние и уметь его регулировать -взаимосвязь общения и деятельности, цели, функции, виды и уровни общения; -роли и ролевые ожидания в общении; -виды социальных взаимодействий; -механизмы взаимопонимания в общении; -техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; -этические принципы общения; 4 -источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часа; практических занятий обучающегося 6 часов. 2. ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Результатом освоения учебной дисциплины является овладение общими (ОК),профессиональными (ПК) компетенциями и личностными результатами (ЛР): Код ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ЛР 7 ЛР 13 ЛР 16 ЛР 18 Наименование результата обучения Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. Готовый к самостоятельной профессиональной деятельности в современном обществе, проявляющий высокопрофессиональную трудовую активность Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции 5 ЛР 21 на критику. Готовый к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса и в многообразных обстоятельствах. Понимающий сущность нравственных качеств и черт характера окружающих людей и, следовательно, умеющий находить индивидуальный подход к каждому человеку 6 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы Практические занятия с элементами тренинга Самостоятельная работа Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета с использованием контрольных материалов в виде набора заданий тестового типа Объем часов/зачет ных единиц 36 24 1 7 3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология эффективного общения» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 1 2 Раздел 1. Введение в учебную дисциплину Содержание учебного материала Тема 1.1 Общие понятия 1.Основные понятия в психологии. психологии эффективного Практическое занятие общения 1 Тренинг"Давайте с Вами познакомимся!" Тема 1.2 Технология и приемы эффективного общения Тема 1.3 Эмоции Тема 1.4 Стресс, как чувство эмоционального напряжения и давления Тема 1.5 Итоговая проверка пройденного 1.Приемы понимающего слушания Практическое занятие 2 Приемы слушания 1. Эмоции. Функции эмоций Практическое занятие 3 Способы и приемы контролирования негативных эмоций 1.Понятия стресса Практическое занятие 4 5 Объем часов Уровень освоения 3 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Способы борьбы со стрессом Профилактика неблагоприятных эмоциональных состояний 1.Проверка знаний по изученному разделу. 1 8 раздела Раздел 2. Конфликт и его природа Тема 2.1. Понятие конфликта в психологии Тема 2.2 Межличностный конфликт в психологии Содержание учебного материала 1. Природа конфликта Практическое занятие 1 6 Конфликт в деловом общение 1. Конфликт межличностный. 1 Практическое занятие 7 Тема 2.3 Внутреличностны й конфликт в психологии Тема 2.4 Способы и методы разрешения конфликта 1 1 1 Способы и приемы разрешения межличностных конфликтов 1. Конфликт внутриличностный Практическое занятие 8 Способы и приемы разрешения внутриличносных конфликтов 1 1 1. Способы разрешения конфликта 1 Практические занятия 9 Разрешения конфликтов на практике 10 Медиация. Применения на практике 2 9 Раздел 3. Понятие и классификация вербального и невербального общения Тема 3.1 Понятие вербального общения Содержание учебного материала 1.Понятие и виды вербального общения. 1 Практическое занятие 11 Тема 3.2 Понятие невербального общения Применение вербального общения 1.Понятие невербального взаимодействия. 1 Практическое занятие 12 \ 1 13 Значения поз и жестов в процессе общения. 13.Упражнения на невербальное общение 14.Способы и методы манипулирования. 15.Тренинг по ведению беседы 16.Преодоление барьеров в общении. 17. Контроль эмоций. 18 .Самопрезентация на практике 19. Психологические методы оценки и прогнозирования поведения человека 20. Применения профайлинга на практике. 21.Приемы расположения к себе. 22.Самопрезентация 23. Активное и пассивное слушание. 24. Конструктивное общение. Дифференцированный зачет Всего 1 36 10 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 11 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин. Оборудование учебного кабинета: 1. Документационное обеспечение: паспорт кабинета; ФГОС СПО специальности; план работы учебного кабинета; план работы СНО; журнал по технике безопасности. 2. Учебно-методическое обеспечение: - планы практических и семинарских занятий по дисциплине «Психология общения»; - раздаточный дидактический материал по учебной дисциплине «Психология общения»; - банк оценочных материалов по дисциплине «Психология общения» в форме разноуровневых тестовых заданий, ситуационных задач; - методические рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов по дисциплине «Психология общения»; - слайд – лекции к дисциплине «Психология общения». Технические средства обучения: -учебные рабочие места оснащенные ПВМ; -Интернет ресурс; -интерактивная доска; -мультимедийный проектор; -программные средства обучения. 4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы Интернет-ресурсов, Основные источники: 1) Андреева Г. М. «Социальная психология». - М. : Аспект – пресс, 2009. 2) Андреенко Е. В. «Социальная психология» - М.: Академия, 2009. 3) Соснин В. А., Красникова Е. А. Социальная психология. Учебник для ССУЗов (изд:2). – М., 2009. Дополнительные источники: 1) Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: 2007. 2) Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: 2006. 3) Бороздина Г.В. Психология делового общения. –М.: 2006.. 4) Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: 2008. 5) Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: 2007. 6) Панфилова А.П. Деловая коммуникация и профессиональной деятельности. Учебное пособие. – СПб.: 2005. 7) Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: 2007. 8) Социальная психология./ Авторы – составители Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. – М.: Новосибирск, 2010. Интернет-источники: 1) Портал психологии - "Psychology.ru": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psychology.ru 2) Журнал "Psychologies": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psychologies.ru 3) Электронная библиотека учебников: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studentam.net/ 4) Библиотека Гумер - гуманитарные науки: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumer.info/ 5) PSYLIB: Психологическая библиотека "Самопознание и саморазвитие": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psylib.kiev.ua/ 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Освоенные умения: -применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; -использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Практическая работа: анализ производственных ситуаций. Практическая работа: анализ производственных ситуаций (деловая игра). Усвоенные знания: -взаимосвязь общения и Тестовый контроль деятельности, цели, функции, виды и уровни общения; -роли и ролевые ожидания в Тестовый контроль общении; -виды социальных взаимодействий; -механизмы взаимопонимания в общении; -техники и приемы общения, Индивидуальные задания. правила слушания, ведения беседы, убеждения; -этические принципы общения -источники, причины, виды и Анализ проблемных ситуаций. способы разрешения конфликтов. 1.