программа эффективного общения

Министерство образования, науки и
молодежной политики Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Краснодарского края « Кропоткинский техникум технологий и
железнодорожного транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭК.03 Психология эффективного общения
Профессии СПО: 43.01.09 Повар, кондитер
срок обучения 3 года 10 месяцев

2022г.

РАССМОТРЕН
УТВЕРЖДАЮ
Методической комиссией
И.о. директора ГБПОУ «КТТ и ЖТ»
Естественно-научного
цикла, ___________ / В.А. Шахбазян /
поваров, кондитеров, технологов
«31» августа 2022г.
Председатель МК ______/Л.С.
Караваева./
Рассмотрена
На заседании педагогического совета
Протокол № 1 от «31» августа 2022г.
Рабочая программа учебной дисциплины ЭК.04 Психология эффективного
общения
для профессии среднего профессионального образования
разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального
образования (далее - СПО) 43.01.09 Повар, кондитер УГПС 43.00.00 Сервис и
туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 9 декабря 2016 года № 1569, зарегистрированным
в Минюсте РФ 22 декабря 2016 года 44898.
Организация - разработчик: государственное бюджетное профессиональное
образовательноеучреждение Краснодарского края « Кропоткинский
техникум технологий и железнодорожного транспорта»
Разработчики:

_______________________________________

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология эффективного общения
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины предназначена для реализации
общеобразовательной подготовки в пределах основной профессиональной
образовательной программы среднего профессионального образования с
учетом профиля получаемого профессионального образования по
специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО)
социально-экономического профиля.
Программа учебной дисциплины может быть использована в
учреждениях начального и среднего профессионального образования,
реализующих образовательную программу среднего (полного) общего
образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов
среднего звена.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
дисциплина является вариативной и входит в элективный курс.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- обеспечить развитие социально-психологической компетентности и
мастерства делового взаимодействия
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной
деятельности;
-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного
общения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-особенности природы эффективного общения.
-существенный признаки конфликта, и знать способы их разрешения.
-свое эмоциональное состояние и уметь его регулировать
-взаимосвязь общения и деятельности, цели, функции, виды и уровни
общения;
-роли и ролевые ожидания в общении;
-виды социальных взаимодействий;
-механизмы взаимопонимания в общении;
-техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
-этические принципы общения;
4

-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часа;
практических занятий обучающегося 6 часов.
2. ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение общими
(ОК),профессиональными (ПК) компетенциями и личностными результатами
(ЛР):
Код
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
ЛР 7

ЛР 13

ЛР 16
ЛР 18

Наименование результата обучения
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех
формах и видах деятельности.
Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно
мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и
сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий
профессиональные
требования,
ответственный,
пунктуальный,
дисциплинированный,
трудолюбивый,
критически
мыслящий,
нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий
профессиональную жизнестойкость.
Готовый к самостоятельной профессиональной деятельности в
современном обществе, проявляющий высокопрофессиональную
трудовую активность
Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции
5

ЛР 21

на критику.
Готовый к общению и взаимодействию с людьми самого разного
статуса и в многообразных обстоятельствах. Понимающий сущность
нравственных качеств и черт характера окружающих людей и,
следовательно, умеющий находить индивидуальный подход к каждому
человеку

6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
Практические занятия с элементами тренинга
Самостоятельная работа
Промежуточная
аттестация
в
форме
дифференцированного зачета с использованием контрольных
материалов в виде набора заданий тестового типа

Объем
часов/зачет
ных единиц
36
24

1

7

3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология эффективного общения»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если
предусмотрены)

1
2
Раздел 1. Введение
в учебную
дисциплину
Содержание учебного материала
Тема 1.1
Общие понятия
1.Основные понятия в психологии.
психологии
эффективного
Практическое занятие
общения
1
Тренинг"Давайте с Вами познакомимся!"
Тема 1.2
Технология и
приемы
эффективного
общения
Тема 1.3
Эмоции

Тема 1.4
Стресс, как
чувство
эмоционального
напряжения и
давления
Тема 1.5
Итоговая
проверка
пройденного

1.Приемы понимающего слушания
Практическое занятие
2
Приемы слушания
1. Эмоции. Функции эмоций
Практическое занятие
3
Способы и приемы контролирования негативных эмоций
1.Понятия стресса
Практическое занятие
4
5

Объем часов

Уровень
освоения

3

4

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
2

Способы борьбы со стрессом
Профилактика неблагоприятных эмоциональных состояний

1.Проверка знаний по изученному разделу.

1

8

раздела

Раздел 2.
Конфликт и его
природа
Тема 2.1.
Понятие
конфликта в
психологии
Тема 2.2
Межличностный
конфликт в
психологии

Содержание учебного материала
1. Природа конфликта
Практическое занятие

1

6
Конфликт в деловом общение
1. Конфликт межличностный.
1
Практическое занятие
7

Тема 2.3
Внутреличностны
й конфликт в
психологии
Тема 2.4
Способы и методы
разрешения
конфликта

1
1

1

Способы и приемы разрешения межличностных конфликтов

1. Конфликт внутриличностный
Практическое занятие
8
Способы и приемы разрешения внутриличносных конфликтов

1
1

1. Способы разрешения конфликта
1
Практические занятия
9
Разрешения конфликтов на практике
10
Медиация. Применения на практике

2

9

Раздел 3.
Понятие и
классификация
вербального и
невербального
общения
Тема 3.1
Понятие
вербального
общения

Содержание учебного материала
1.Понятие и виды вербального общения.
1

Практическое занятие
11
Тема 3.2
Понятие
невербального
общения

Применение вербального общения

1.Понятие невербального взаимодействия.

1

Практическое занятие
12

\

1

13

Значения поз и жестов в процессе общения.

13.Упражнения на невербальное общение
14.Способы и методы манипулирования.
15.Тренинг по ведению беседы
16.Преодоление барьеров в общении.
17. Контроль эмоций.
18 .Самопрезентация на практике
19. Психологические методы оценки и прогнозирования поведения человека
20. Применения профайлинга на практике.
21.Приемы расположения к себе.
22.Самопрезентация
23. Активное и пассивное слушание.
24. Конструктивное общение.
Дифференцированный зачет
Всего

1
36
10

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

11

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия
учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
1. Документационное обеспечение:
паспорт кабинета; ФГОС СПО специальности; план работы учебного
кабинета; план работы СНО; журнал по технике безопасности.
2. Учебно-методическое обеспечение:
- планы практических и семинарских занятий по дисциплине «Психология
общения»;
- раздаточный дидактический материал по учебной дисциплине «Психология
общения»;
- банк оценочных материалов по дисциплине «Психология общения» в форме
разноуровневых тестовых заданий, ситуационных задач;
- методические рекомендации для организации самостоятельной
деятельности студентов по дисциплине «Психология общения»;
- слайд – лекции к дисциплине «Психология общения».
Технические средства обучения:
-учебные рабочие места оснащенные ПВМ;
-Интернет ресурс;
-интерактивная доска;
-мультимедийный проектор;
-программные средства обучения.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы

Интернет-ресурсов,

Основные источники:
1) Андреева Г. М. «Социальная психология». - М. : Аспект – пресс, 2009.
2) Андреенко Е. В. «Социальная психология» - М.: Академия, 2009.
3) Соснин В. А., Красникова Е. А. Социальная психология. Учебник для
ССУЗов (изд:2). – М., 2009.
Дополнительные источники:
1) Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: 2007.
2) Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. –
М.: 2006.
3) Бороздина Г.В. Психология делового общения. –М.: 2006..
4) Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: 2008.
5) Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: 2007.

6) Панфилова А.П. Деловая коммуникация и профессиональной
деятельности. Учебное пособие. – СПб.: 2005.
7) Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: 2007.
8) Социальная психология./ Авторы – составители Р.И. Мокшанцев,
А.В. Мокшанцева. – М.: Новосибирск, 2010.
Интернет-источники:
1) Портал психологии - "Psychology.ru": [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://www.psychology.ru
2) Журнал "Psychologies": [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.psychologies.ru
3) Электронная библиотека учебников: [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://studentam.net/
4) Библиотека Гумер - гуманитарные науки: [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://www.gumer.info/
5) PSYLIB: Психологическая библиотека "Самопознание и саморазвитие":
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psylib.kiev.ua/
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и
семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Освоенные умения:

-применять техники и приемы
эффективного
общения
в
профессиональной деятельности;
-использовать
приемы
саморегуляции
поведения
в
процессе межличностного общения.

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

Практическая работа: анализ
производственных ситуаций.
Практическая работа: анализ
производственных ситуаций (деловая
игра).

Усвоенные знания:

-взаимосвязь
общения
и Тестовый контроль
деятельности, цели, функции, виды
и уровни общения;
-роли и ролевые ожидания в Тестовый контроль
общении;
-виды социальных взаимодействий;
-механизмы взаимопонимания в
общении;

-техники и приемы общения, Индивидуальные задания.
правила слушания, ведения беседы,
убеждения;
-этические принципы общения
-источники, причины, виды и Анализ проблемных ситуаций.
способы разрешения конфликтов.

1.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».