программа по литературе МЛ, ОВ, 2022

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БУД.02 Литература (базовый уровень)
профиль обучения: технологический

для профессий
среднего профессионального образования

23.01.09 Машинист локомотива
23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава

2022 г.

РАССМОТРЕНО
на заседании методической комиссии гуманитарных
дисциплин, безопасности жизнедеятельности и
физической культуры

УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора ГБПОУ «КТТиЖТ»
_______________ В. А. Шахбазян

«31» августа 2022 г.
Председатель ______________Хаженцева Л.М.
Рассмотрена
на заседании педагогического совета
протокол № 1 от 31 августа 2022г.
Рабочая программа базовой учебной дисциплины БУД.02 Литература разработана на основании
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от
03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего общего образования (в ред. Приказов
Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613, Минпросвещения РФ от
24.09.2020 N 519, от 11.12.2020 N 712), примерной рабочей программы общеобразовательной учебной
дисциплины «Литература» (базовый уровень) профиль обучения: технологический для профессиональных
образовательных организаций 2022 года. С учетом: распоряжения Минпросвещения России № Р-98 от 30
апреля 2021года «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом
профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе
основного общего образования»; распоряжения Минпросвещения России № Р-198 от 25 августа 2021года «Об
утверждении Методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам»; методических
рекомендаций по разработке общеобразовательного цикла ОПОП СПО, реализуемых на базе основного
общего образования; ФГОС СПО по профессиям: 190623.01 Машинист локомотива, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации приказ № 703 от 2 августа 2013 года,
зарегистр. Министерством юстиции (рег. № 29697 от 20 августа 2013 г.), с изменениями приказ № 389 от
09.04.2015г, укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта; 190623.03
Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации № 696 от 2 августа 2013 года, зарегистр. Министерством юстиции
(рег. № 29751от 20 августа 2013г.), с изменениями приказ МОН РФ от 09 апреля 2015г № 389, (зарег. в
минюсте России 8 мая 2015г №37216), укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологии
наземного транспорта.

Организация
разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного
транспорта»
Разработчик: преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ» _____________/И. В. Куварзина/

Рецензенты:

________________________________

_____________
подпись

________________________________
Квалификация по диплому:

_____________
подпись

________________________________
________________________________
Квалификация по диплому:

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

5

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

17

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Литература» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по профессиям: 23.01.09 Машинист локомотива,
23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава.
.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии
общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами.
по профессиям: 23.01.09 Машинист локомотива, 23.01.10 Слесарь по
обслуживанию и ремонту подвижного состава.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с
требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР),
метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб)
Коды
результатов
ЛР 01

ЛР 04

ЛР 06

Планируемые результаты освоения дисциплины включают:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
4

ЛР 07
МР 02
МР 04

МР 08
МР 09

ПРб 01
ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04
ПРб 05
ПРб 06
ПРб 07
ПРб 08
ПРб 09

ПРб 10

взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения
Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике
Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью
Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации
Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров
Знание содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного
влияния на формирование национальной и мировой
Сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка
Сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения
Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях
Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины
жизни, созданной в литературном произведении, в единстве
эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания
Сформированность представлений о системе стилей языка
художественной литературы

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

171

в т. ч.:
1. Основное содержание
в т. ч.:

160

теоретическое обучение

151

контрольные работы

9

2. Профессионально ориентированное содержание

10

в т. ч.:
теоретическое обучение

10

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

1

6

1.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
№
раздела,
темы

1
1.1

1.2

Содержание учебного материала

Объем
в часах

Введение
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Литература как
вид искусства.
Профессионально ориентированное содержание
Значение литературы при освоении профессий и специальностей СПО
технологического профиля
Русская литература первой половины XIX века
Особенности русской литературы XIX века.
Общая характеристика и своеобразие русской литературы XIX века. Романтизм –
ведущее направление русской литературы первой половины XIX века.
Самостоятельная работа:
1. Доклад: «Жизнь и творчество одного из русских поэтов (писателей)-романтиков»
или «Развитие жанра исторического романа в эпоху романтизма» (по выбору
студентов).
А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики А.С.
Пушкина. Философские мотивы в лирике А.С. Пушкина. Тема любви в лирике
А.С.Пушкина. Тема дружбы в поэзии А.С. Пушкина. Поэма «Медный всадник».
Проблема личности и государства в поэме.
Самостоятельная работа:
2. Сообщение о художественных открытиях А.С.Пушкина (презентации).

1
1

7

1
1
14
2

6

Коды общих
компетенций
(указанных в разделе
1.2) и личностных
метапредметных,
предметных
результатов,
формированию
которых способствует
элемент программы

ПРб 07,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК 01, ОК 02
ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК 01-ОК 06

1.3

1.4

2
2.1

2.2

2.3

3.Сюжетно-композиционный анализ текста, нахождение романтических черт в лирике
Пушкина. Выучить наизусть «К Чаадаеву».
4. Сообщение: «Диалектика пушкинских взглядов на историю России».
5.Анализ лирического произведения
(по выбору)
М.Ю. Лермонтов. Основные этапы творчества. Идейно-художественные
особенности лирики.
Профессионально ориентированное содержание
Работа с источниками информации и сопоставление образа дороги в творчестве
А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
Контрольная работа № 1 по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Самостоятельная работа:
6.Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова (сообщение).
7. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание».
Н.В. Гоголь. Этапы биографии и творчества. «Петербургские повести». Повесть
«Портрет».
Самостоятельная работа:
8. Доклад: «Призвание Гоголя-писателя.
Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века
Культурно-историческое развитие России середины XIX века.
Культурно-историческое развитие России середины XIX века отражение его в
литературном процессе. Особенности русской критики 2 половины XIX века.
Журнал «Современник».
Самостоятельная работа:
9. Сообщение: «Творческая история жизни Козьмы Пруткова».
И.А. Гончаров. Основные этапы жизни и творчества. Роман «Обломов». Творческая
история романа.
Самостоятельная работа:
10. Доклад: «Авторская позиция и способы ее выражения в романе «Обломов».
11. Сообщение: «Что такое обломовщина?».
А.Н. Островский. Очерк жизни и творчества. Значение драматурга в истории театра.
Пьеса «Гроза». Идейно – художественное своеобразие и конфликт пьесы. Город
Калинов и его обитатели. Изображение жестоких нравов «тёмного царства». Жертвы
«тёмного царства». Душевная трагедия Катерины. «Гроза» - самое решительное
произведение А.Н.Островского. Критики о «Грозе».
8

2
1
1
1

2

58
2

2

8

ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК 01-ОК 06

2.4

2.5

2.6
2.7

Контрольная работа №2 по творчеству А. Н. Островского.
Самостоятельная работа:
12. Доклад: «Особенности жанра драмы».
13.Подбор речевых характеристик героев пьесы «Гроза».
14.Конспектирование статьи «Луч света в темном царстве».
15. Устное сочинение: «В чем сила и слабость самодурства Дикого и Кабанихи?»
И. С. Тургенев. Этапы биографии и творчества. Художественный мир И.С.
Тургенева. Роман «Отцы и дети». Смысл названия и его своеобразие по композиции.
Нигилизм в романе. Базаров – нигилист. Взаимоотношения Базарова с Н.П. и
П.П.Кирсановым. Базаров и Одинцова. Базаров и его родители.
Контрольная работа № 3 по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Самостоятельная работа:
16. Сообщение: «Записки охотника» И.С. Тургенева - история создания,
проблематика и художественное своеобразие».
17. Доклад: «И.С. Тургенев «Стихотворение в прозе», тематика, основные мотивы,
жанровое своеобразие».
18. Сообщение: «Авторская позиция к Базарову».
19.Подготовка и проведение виртуальной экскурсии по литературным музеям
И.С.Тургенева (по выбору студентов).
Н. Г. Чернышевский. Краткий очерк жизни и творчества Н.Г.Чернышевского. Н. Г.
Чернышевский. Роман «Что делать?» «Новые люди», образ «особенного человека»
Рахметова в романе.
М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизненный и творческий путь М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Средства сатиры в сказках и в повести «История одного города»
Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Ф.М. Достоевский. Отображение
русской действительности в произведениях писателя. Роман «Преступление и
наказание». Петербург Достоевского. Мир «униженных и оскорблённых» на
страницах романа. Социальные и философские истоки бунта Родиона Раскольникова.
Теория Раскольникова и её крушение. Наказание Родиона Раскольникова.
Раскольников и Соня. «Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе.
Контрольная работа № 4 по роману «Преступление и наказание»
Самостоятельная работа:
20.Доклад: «Мировоззрение Ф.М. Достоевского и связь его творчества с русской
действительностью». (Использовать статью В. Набокова «Ф.М. Достоевский».)
21. Презентация: « Ф.М. Достоевский и мировая культура
9

1

7

1

2

1
9

1

2.8

2.9

22. Презентация: «Каким я представляю Петербург Достоевского».
23.Сообщение: «История семьи Мармеладовых».
24.Составление кроссворда по творчеству Достоевского
Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь писателя. Л.Н.Толстой. Духовные
искания писателя Роман «Война и мир». История создания романа. Широта и
глубокая правдивость изображение русской жизни. Верхушка светского общества в
изображении Толстого, её лжепатриотизм и бездуховность. Изображение войны 18051807 гг.. Шенграбенское сражение. Изображение безнравственной сути войны. 18051807 гг. Аустерлицкое сражение. Изображение войны 1812 года. Патриотизм
русского народа в войне 1812 года. Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир».
Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир». «Дорога
чести» Андрея Болконского. Поиск смысла жизни Пьером Безуховым. Духовные
искания Пьера Безухова. Н.Ростова – любимая героиня Л.Н.Толстого. Женские
образы в романе. Л.Н. Толстой. Обзор творчества позднего периода. Идейные искания
Толстого.
Контрольная работа №5 по роману «Война и мир».
Самостоятельная работа:
26.Доклад: «Своеобразие жанра романа – эпопеи «Война и мир».
27.Сообщение: «Почему 1805 г. стал эпохой срама и неудач для России?»
28.Сообщение: «Бегство французов». Сообщение о героях партизанского движения
1812 года.
29.Анализ глав Бородинского сражения.
пересказ глав романа
30. Сообщение: «Представитель народной войны – Кутузов».
31. Презентация: «Партизанская война в романе». Ответить на вопросы
32. Доклад: «Отношение Л.Н.Толстого к войне».
А.П.Чехов. Биография и творческий путь писателя. Ранние юмористические
рассказы. Рассказ «Ионыч». Тема гибели человеческой души. Пьеса «Вишнёвый сад».
История создания и постановка пьесы. Старые хозяева вишнёвого сада. Новый хозяин
вишнёвого сада. Будущее в пьесе. Символический смысл названия пьесы.
Профессионально ориентированное содержание
А. П. Чехов «Железнодорожные рассказы». Особенности путешествия на поездах.
Контрольная работа № 6 по творчеству А. П. Чехова
Самостоятельная работа:
33. Доклад: «Смех сквозь слёзы». (По раннему творчеству А. П. Чехова.)
10

16

1

5

1
1
1

3
3.1
3.2

3.3

3.4

4
4.1

34. Анализ рассказа А.П.Чехова (по выбору).
35.Сообщение: «Жанровое своеобразие комедии А.П. Чехова «Вишневый сад».
36. Доклад: «Новаторство чеховской драматургии».
Поэзия второй половины XIX века
Обзор русской поэзии второй половины XIX века.
Ф.И. Тютчев. Творческая биография поэта. Основные темы и идеи лирики поэта.
Самостоятельная работа:
37. Анализ денисьевского цикла стихотворений Тютчева. (Презентация).
А.А. Фет. Жизнь и творчество поэта. Основные темы и идеи лирики поэта.
Самостоятельная работа:
38.Сообщение: «Тема любви в лирике Фета».
Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества. Основные темы и идеи лирики поэта.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Многообразие крестьянских
типов. Русская женщина Матрёна Тимофеевна. Сатирическое изображение хозяев
жизни. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова. Проблемы счастья,
долга, смысла жизни.
Профессионально ориентированное содержание
Средства художественной выразительности в стихотворении Н.А.Некрасова
«Железная дорога».
Контрольная работа №7 по творчеству Некрасова.
Самостоятельная работа:
39. Сообщение: «Тема Петербурга в поэзии Н.А.Некрасова».
40. Сообщение: «Тема Родины и народа».
41.Выразительное чтение наизусть стихотворения по выбору студентов
Выучить стих. (по выбору)
42.Подготовить выразительное чтение эпизодов первой части из поэмы «Кому на
Руси жить хорошо», в которых раскрывается народный характер.
Литература XX века. Особенности развития литературы и других видов
искусства в начале XX века
И.А.Бунин. Судьба реалиста в модернистскую эпоху. Тема любви в творчестве И.А.
Бунина.
Самостоятельная работа:
43.Сообщение: «Лирика И.А.Бунина, ее философичность, лаконизм и изысканность».
44. Сообщение «Женские образы в творчестве И.С.Тургенева и И.А.Бунина».
11

4
1
1

ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК 01-ОК 06

1

7

1
1
1

12
2

ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 09,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК 01-ОК 06

4.2

4.3

4.4

4.5

5
5.1

А.И. Куприн. Жизнь и творчество. «Гранатовый браслет» - повесть о безответной
любви
Самостоятельная работа:
45.Сообщение: «Тема неравенства в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
46. «Тема любви в творчестве И.А.Бунина и А.И.Куприна: общее и различное»
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения
поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.
Самостоятельная работа:
47. Презентация: «Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество
русских символистов».
48. Презентация: «Символизм в искусстве».
49. Сообщение: Жизнь и творчество В. Брюсова» или: «Судьба К. Бальмонта» или
сообщение: «Творческий путь А.Белого» (по выбору студентов)
50.Презентация: «Футуризм в искусстве».
А.А. Блок. Личность и творчество. Тема Родины в лирике А.А. Блока. Поэма
«Двенадцать». Сюжет поэмы и её герои.
Профессионально ориентированное содержание
Художественные особенности стихотворения А.А.Блока «На железной дороге».
Самостоятельная работа:
51.Сообщение: «Тема исторического прошлого в лирике Блока».
А. М. Горький. Жизнь и творчество А.М. Горького. Пьеса «На дне». Идейно –
художественное своеобразие и конфликт пьесы. «Три правды» в пьесе «На дне» и их
трагическое столкновение.
Самостоятельная работа:
52.Сообщение: «Проблематика и особенности композиции рассказа М. Горького
«Старуха Изергиль».
53.Сообщение: «Новаторство Горького – драматурга».
Особенности развития литературы 1920-х годов
Литературный процесс 20-х годов.
Самостоятельная работа:
54. Доклад: «Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и
мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О.
Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и
др.)» (по выбору)
12

2

2

2
1
1

3

10
1

ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 08,
ОК 01-ОК 06

5.2

5.3

5.4

6
6.1

6.2

6.3

В.В. Маяковский. Жизнь, творчество, личность поэта. Тема поэта и поэзии в
творчестве В.В. Маяковского. Сатира В.В.Маяковского.
Профессионально ориентированное содержание
Развитие навыков анализа текста патриотических произведений В.В.Маяковского и
их применение в профессии технологического профиля.
Самостоятельная работа:
55. Сообщение «Музыка революции в творчестве В. В. Маяковского».
56. Сообщение «Сатира в произведениях В.В.Маяковского».
С.А.Есенин. Жизнь, творчество, личность С.А.Есенина. Тема родины в творчестве
С.А. Есенина. Поэма «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины.
Самостоятельная работа:
57. Реферат: «Художественное своеобразие творчества С.А.Есенина
58.Подобрать примеры изображения природы в поэзии С.А.Есенина. выучить
наизусть
А.А.Фадеев. Жизнь и творчество А.А.Фадеева. Тема революции и гражданской
войны в романе «Разгром».
Самостоятельная работа:
59. Доклад «А. А. Фадеев в жизни и творчестве».
Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов
Становление новой культуры в 1930-е годы.
Самостоятельная работа:
60.Сообщения: «Поэтизация социалистического идеала в творчестве Н.
Островского».
61.«Сложность творческих поисков и трагичность судьбы русского поэта Н.
Заболоцкого».
62.Презентация: «Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е.
Петров, М. Булгаков)».
63.Сообщение: «Поэзия как напряженный монолог-исповедь М. Цветаевой».
М. И. Цветаева. Жизнь и судьба М.И. Цветаевой. Поэтический мир М.И. Цветаевой.
Самостоятельная работа:
63.Сообщение: «Поэзия как напряженный монолог-исповедь М. Цветаевой».
М. А. Булгаков. Жизненный и творческий путь М.А.Булгакова. Булгаков и
советская литература. Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской
войны. Роман «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр и композиция. Три
13

3
1
1

3

2

24
1

2

6

ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК 01-ОК 06

6.4

6.5

7
7.1

мира в романе «Мастер и Маргарита». Система образов. Любовь и творчество в
романе «Мастер и Маргарита».
Профессионально-ориентированное содержание
Роковая роль трамвая в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Контрольная работа №8 по творчеству Булгакова.
Самостоятельная работа:
64.Сообщение: «Роман М. Булгакова «Белая гвардия». Судьба людей в годы
Гражданской войны».
65. Просмотр эпизодов фильма по роману «Мастер и Маргарита».
А.Н. Толстой. Жизнь и творчество. Тема русской истории в творчестве писателя.
Роман «Петр Первый». Образ Петра. Проблема личности и ее роль в судьбе страны.
Народ в романе.
Самостоятельная работа:
66.Реферат: «Художественное своеобразие романа А.Н.Толстого «Пётр I».
67.Сообщение: «Личность Петра в романе А.Н.Толстого «Пётр I».
М.А.Шолохов. Очерк жизни и творчества писателя. Судьба человека на крутых
исторических переломах. Роман «Тихий Дон». Своеобразие жанра романа – эпопеи.
Жизнь донского казачества. Характер Григория Мелехова. «Чудовищная нелепица
войны» в изображении Шолохова. Гражданская война в изображении Шолохова.
Трагедия Григория Мелехова. «Мысль семейная» в романе. Женские образы. Тема
материнства.
Контрольная работа № 9 по творчеству М.А.Шолохова
Самостоятельная работа:
68. Сообщение: «Роман М. Шолохова «Поднятая целина». Тема коллективизации»
69.Сообщение: «Комическое и трагическое в романе М. Шолохова «Поднятая
целина».
70. Презентация: «М.Шолохов «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа
и казачества в годы Гражданской войны».
71. Составление тестов по творчеству М.Шолохова
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и
первых послевоенных лет
Военная поэзия. Публицистика военных лет.
Профессионально ориентированное содержание
Анализ стихотворений о железнодорожниках в годы Великой Отечественной войны.
14

1
1
1

4

8

1

6
1
1
1

ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК 01-ОК 06

7.2

7.3

8
8.1

8.2
8.3
8.4

8.5
8.6

Самостоятельная работа:
72. Сообщение: «Кинематограф героической эпохи».
73. Сообщение: «Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков» (по выбору).
74. Сообщение: «Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе 40-х
годов»
А. А. Ахматова. Жизнь и творчество А.А.Ахматовой. Тема любви в лирике А.А.
Ахматовой. Тема Родины и гражданского мужества Поэма «Реквием».
Самостоятельная работа:
75.Доклад: «Пушкинские темы в творчестве Ахматовой». Перечитать поэму
«Реквием».
Б. Л. Пастернак. Жизненный путь Б.Л.Пастернака и его творчество. Лирика
Пастернака. Роман «Доктор Живаго» о судьбе русской интеллигенции в эпоху
революции.
Самостоятельная работа:
76. Сообщение «Система образов в романе «Доктор Живаго».
Особенности развития литературы 1950—1980-х годов
Основные направления развития литературы 1950—1980-х годов. Общественнокультурная обстановка в стране во второй половине XX века. Литература периода
«оттепели». Новое осмысление проблемы человека на войне.
Самостоятельная работа:
77. Сообщение: «Исследование природы подвига и предательства, философский
анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях В.Закруткина
«Матерь человеческая», Б. Васильева «В списках не значился», В.Быкова «Сотников»,
В. Распутин «Живи и помни» (по выбору).
В. Кондратьев. Анализ повести В.Кондратьева «Сашка».
Б. Васильев. Творчество Б.Васильева. «А зори здесь тихие».
В. Быков. Нравственные проблемы в повести В. Быкова «Сотников»
Самостоятельная работа:
78. Сообщение: «Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих
поколений по произведению «Знак беды» В. Быкова».
В.Т.Шаламов. Жизненный и творческий путь В.Т. Шаламова. Художественное
своеобразие прозы Шаламова.
В. Распутин. Нравственные ценности во времени: творчество В. Распутина.
«Прощание с Матерой».
15

3

2

9
2

1
1
1

1
1

ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09,
ОК 01-ОК 06

8.7

8.8
9
9.1

10
10.1

11

Самостоятельная работа:
79. Доклад «Философский смысл повести В.Распутина “Прощание с Матерой” в
контексте традиций русской литературы».
В.М.Шукшин. Судьба В.М.Шукшина. Герои В.М. Шукшина.
Самостоятельная работа:
80. Презентация: «Жизнь и творчество В.М. Шукшина».
Профессионально ориентированное содержание
А. Платонов. Проблема счастья и смысла жизни в рассказе А. Платонова «В
прекрасном и яростном мире».
Творчество поэтов в 1950—1980-е годы
Поэзия 60-х годов. Тематика стихотворений А.Вознесенского
Авторская песня и её место в развитии литературного процесса. Поэзия Б. Окуджавы
Судьба и творчество В.С.Высоцкого
Судьба поэта Н.М.Рубцова. «Тихая лирика» Николая Рубцова
Творчество Расула Гамзатова. Тема родины в лирике Гамзатова.
Жизненный путь А.Т.Твардовского. Обзор творчества А.Т.Твардовского.
Профессионально ориентированное содержание
Развитие железнодорожной темы в творчестве Н.Рубцова, А.Вознесенского,
В.Высоцкого.
Самостоятельная работа:
81.Сообщение: «Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии
Б.Ахмадуллиной, Е.Винокурова, Р.Рождественского, А.Вознесенского,
Е.Евтушенко» (по выбору).
82.Презентация: «Значение творчества А. Галича, Ю. Визбора, Б.Окуджавы в
развитии жанра авторской песни».
83. Сообщение: «Есенинские традиции в лирике Рубцова».
84. Сообщение: «Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве
Р.Гамзатова».
Драматургия 1950—1980-х годов
Особенности драматургии 1950—1960-хгодов. Тематика и проблематика
драматургии 1970—1980-х годов. Судьба А.В.Вампилова. Драматургия. Стечение
обстоятельств в пьесе «Старший сын».
Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции)
16

1

1
1
7
7

ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК 01-ОК 06

1
1

2
2

2

ПРб 05, ПРб 06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09

11.1

12
12.1

13
13.1

Первая волна эмиграции русских писателей. Вторая и третья волна эмиграции
русских писателей
Самостоятельная работа:
85. Сообщение: «Духовная ценность писателей русского зарубежья старшего
поколения (первая волна эмиграции)».
Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов
Литература на современном этапе. «Задержанная» и «возвращенная» литература.
«История страны в литературе» по роману Владимира Дудинцева «Белые одежды».
Проблема нравственного выбора в жизни человека в романе Владимира Дудинцева
«Белые одежды» . Проза Маканина. Проза Татьяны Толстой. Творчество Улицкой.
Новейшая русская поэзия. Художественные особенности поэзии Тимура Юрьевича
Кибирова.
Характеристика художественной литературы XXI века
Основные направления и имена писателей и поэтов (по выбору преподавателя)

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Итого

17

2

ОК 01-ОК 06

9
9

ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04, ЛР 06, ЛР
07,
МР 02, МР 04, МР 09
ОК 01-ОК 06

1
1

ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04, ЛР 06, ЛР
07,
МР 02, МР 04, МР 09
ОК 04, ОК 06

1
171

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрено
специальное помещение: Кабинет русского языка и литературы,
Помещение кабинета соответствует требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02):
оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной
мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований
к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы экзамена.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер
обеспечением;
- проектор с экраном.

с

лицензионным

программным

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Литература [Текст]: учебник для использования в учебном процессе
образовательных учреждений, реализующих образовательную программу
среднего (полного) общего образования в пределах основных
профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля
профессионального образования / под ред. Г. А. Обернихиной. - 16-е изд., стер.
- Москва : Академия, 2017. - 655 с.: ил. - (Профессиональное образование.
Общеобразовательные дисциплины). - Библиогр. в конце ст. - ISBN 978-54468-5128-7
2. Фортунатов, Н. М. Русская литература первой трети XIX века :
учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М.
Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2019. — 207 с. — (Профессиональное образование). —

18

ISBN 978-5-9916-6020-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/433733
3. Фортунатов, Н. М. Русская литература второй трети XIX века :
учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М.
Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2019. — 246 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-01043-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/433732
4. Фортунатов, Н. М. Русская литература последней трети XIX века :
учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М.
Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2019. — 310 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-10666-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/431053
5. История русской литературы XX-XXI веков : учебник и практикум
для вузов / В. А. Мескин [и др.] ; под общей редакцией В. А. Мескина. —
Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 411 с. — (Высшее образование). —
ISBN 978-5-534-00234-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/450436
3.2.2. Дополнительные источники
1. Сафонов, А. А. Литература. 10 класс. Хрестоматия : учебное пособие
для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов ; под редакцией
М. А. Сафоновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 211 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02275-9. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453510
2. Сафонов, А. А. Литература. 11 класс. Хрестоматия : учебное пособие
для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов ; под редакцией
М. А. Сафоновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 265 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09163-2. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453653
3.2.3 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
1. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
(https://minobrnauki.gov.ru)
2. Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/);
3. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным
ресурсам" (http://window.edu.ru/);
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/);
5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
(http://fcior.edu.ru/);
19

6. Образовательный портал "Учеба" (http://www.ucheba.com/);
7. Проект Государственного института русского языка имени А.С.
Пушкина "Образование на русском" (https://pushkininstitute.ru/);
8. Научная электронная библиотека (НЭБ) (http://www.elibrary.ru);
9. Национальная электронная библиотека (http://нэб.рф/);
10. КиберЛенинка (http://cyberleninka.ru/).
11. Справочно-информационный
портал
"Русский
язык"
(http://gramota.ru/);
12. Служба тематических толковых словарей (http://www.glossary.ru/);
13. Словари и энциклопедии (http://dic.academic.ru/);
14. Консультант Плюс - справочная правовая система (доступ по
локальной сети).

20

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
ПРб 05
ПРб 06
ПРб 07
ПРб 08
ПРб 09
ПРб 10

Методы оценки
Оценка результатов устных ответов,
аналитической работы с текстами
художественной литературы, написания
сочинений, эссе (в том числе
профессионально ориентированных),
составления развернутых устных и
письменных высказываний, заданий
экзамена

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».