Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
"Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины ОП.07 Железные дороги
для профессии 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава
срок обучения 3 года 10 месяцев
Квалификация техник
Нормативный срок освоения 3 года 10 месяцев
2022
Рассмотрена:
Протокол заседания МК № 1
от «31» августа 2022г.
Председатель МК_______/Дудник Е.В.
Утверждена:
И.О. Директором ГБПОУ "КТТиЖТ"
__________/В.А. Шахбазян/
Рассмотрена педсоветом
протокол №1от «31» августа 2022г.
Рабочая программа профессионального модуля ОП.07 Железные дороги для специальности среднего
профессионального образования 23.02.06 техническая эксплуатация подвижного состава, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 388 от 22 апреля 2014 года, зарегистр.
Министерством юстиции (рег. № 32769 от 18 июня 2014г.), укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и
технологии наземного транспорта.
Автор:
Рецензенты:
ФИО, преподаватель,
А.В.Хаустов
Заместитель начальника локомотивного депо
Кавказская - Тимашевск
В.В.Крошка
Квалификация по диплому:
Инженер путей сообщения
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
15
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
18
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Железные дороги
Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью рабочей основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для
специальности: 23.02.06. «Техническая эксплуатация подвижного состава
железных дорог».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке
работников локомотивного депо в области организационно-правовых форм
управления предприятием, организации и планировании работы структурных
подразделений при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы
не требуется.
Место учебной дисциплины в структуре основной
профессиональной
образовательной программы:
- профессиональный цикл;
-общепрофессиональная дисциплина.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины для базовой подготовки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- классифицировать подвижной состав;
- основные сооружения и устройства железных дорог;
- схематически изображать габариты приближения строений и подвижного состава
железных дорог.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- общие сведения о железнодорожном транспорте и системе управления им;
- подвижной состав железных дорог;
- путь и путевое хозяйство;
- раздельные пункты;
- сооружения и устройства сигнализации и связи;
- устройства электроснабжения железных дорог;
- организацию движения поездов.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладевать общими
компетенциями, включающими в себя способность:
4
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладевать
профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
ПК 1.1. Эксплуатировать подвижной состав железных дорог.
ПК 1.2. Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава
железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов.
ПК 1.3. Обеспечивать безопасность движения подвижного состава.
Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимально учебная нагрузка обучающегося 91 часов, в том
числе:Аудиторной учебной работы обучающегося 59 часа.
Внеаудиторной учебной работы обучающегося 32 часа.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
- работа с учебной, научной и справочной литературой, словарями,
- работа с конспектами лекций,
- выполнение индивидуальных заданий разных видов,
- подготовка докладов, рефератов,
- проектная работа,
- исследовательская работа
Объем часов
91
59
20
32
7
21
4
Итоговая аттестация в форме: Дифференцированного зачета
6
Тематический план учебной дисциплины «Железные дороги».
Наименование разделов и тем
Раздел 1. Общие сведения о железнодорожном
транспорте.
Тема 1.1. Характеристика железнодорожного транспорта и
его место в единой транспортной системе
Тема 1.2. Основы возникновения и развития
железнодорожного транспорта России и его место в единой
транспортной системе.
Тема 1.3. Организация управления на железнодорожном
Транспорте
Раздел 2. Сооружения и устройства инфраструктуры.
Железнодорожный подвижной состав.
Тема 2.1. Элементы железнодорожного пути.
Тема 2.2. Устройства электроснабжения.
Тема 2.3. Общие сведения о железнодорожном подвижном
составе.
Тема 2.4. Техническая эксплуатация и ремонт
железнодорожного подвижного состава.
Тема 2.5. Системы и устройства автоматики, телемеханики и
связи.
Тема 2.6. Раздельные пункты и железнодорожные узлы.
Тема 2.7. Основные сведения о материально-техническом
обеспечении железных дорог.
Раздел 3. Организация железнодорожных перевозок и
управление движением поездов.
Тема 3.1. Планирование и организация перевозок и
коммерческой работы.
Количество аудиторных часов
Практические
Теоретич (семинарские) Курсовое
еское
и
проектиро
обучение лабораторные
вание
занятия
Макс. учеб.
нагрузка
студента
(час)
Самостоятел
ьная работа
студента
(час)
21
7
14
11
6
2
4
4
6
2
4
4
9
3
6
3
3
59
19
39
24
15
10
9
3
3
7
6
3
3
4
3
12
4
8
4
4
9
3
6
4
2
9
3
6
4
2
5
2
3
3
4
1
3
3
17
6
11
9
2
7
2
5
3
2
Всего
3
7
Тема 3.2. Информационные технологии и системы
автоматизированного управления.
Тема 3.3. Перспективы повышения качества и
эффективности перевозочного процесса.
Всего по дисциплине
5
2
3
3
5
2
3
3
96
32
64
44
20
8
2.3 Содержание учебной дисциплины «Железные дороги»
по специальности : 23.02.06. «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог».
Наименование
разделов и тем
1
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа
обучающихся
2
Раздел 1. Общие сведения о железнодорожном транспорте
Содержание учебного материала
Значение железнодорожного транспорта в народном хозяйстве страны. Значение
1
железнодорожного транспорта и основные показатели его работы.
Виды транспорта и их особенности, роль железных дорог в единой транспортной
2
системе.
Роль железной дроги в единой транспортной системы.
3
Тема 1.1.
Характеристика
Общие обязанности работников железнодорожного транспорта.
4
железнодорожного
транспорта и его место Самостоятельная работа обучающихся:
в единой транспортной Ознакомление с содержанием информационных интернет-ресурсов (порталы, сайты)
системе
Министерства транспорта Российской Федерации, ОАО «Российские железные
дороги». Подготовка презентаций по примерной тематике: «Структура единой
транспортной системы России», «Взаимодействие железнодорожного транспорта с
другими элементами единой транспортной системы»
1.
2.
Содержание учебного материала
Тема 1.2. Основы
возникновения и
Дороги дореволюционной, послереволюционной России и СССР.
1
развития
железнодорожного
2
Железнодорожный транспорт Р. Ф. его инфраструктура общего пользования..
транспорта России и
Железнодорожные пути необщего пользования, сооружения, устройства.
3
его место в единой
Климатическое территории России. Сведения о зарубежных ж.д.
4
транспортной системе.
Самостоятельная работа обучающихся:
Объем часов
Базовая
3
21
Уровень
освоения
4
6
2
2
3
6
1
2
1
1
1
2
9
Подготовка реферата по обзору важнейших этапов и событий, связанных с созданием,
становлением, развитием железнодорожных путей сообщения России.
3
10
Содержание учебного материала
Понятие о комплексе сооружений и структуре управления на железнодорожном
1
транспорте. Габариты на железных дорогах.
9
Основные руководящие документы по обеспечению четкой работы железных
дорог и безопасности движения.
3
Габариты на железных дорогах.
Практическое занятие № 1
Схематическое изображение габаритов приближения строений и подвижного состава.
1
Самостоятельная работа обучающихся:
3
2
Тема 1.3. Организация
управления на
железнодорожном
транспорте
2
1
1
3
3
Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной
литературы, выполнение домашнего задания, подготовка к практическому занятию
«Ознакомление с ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного
состава железных дорог колеи 1520(1524) мм».
«Основные сведения о категориях железнодорожных линий, трассе, плане и
продольном профиле.»
Раздел 2. Сооружения и устройства инфраструктуры. Железнодорожный подвижной состав
Содержание учебного материала
Общие сведения о железнодорожном пути. Земляное полотно и его поперечные
1
профили.
10
1
Водоотводные устройства. Составные элементы и типы верхнего строения пути,
их назначение.
Виды и назначение искусственных сооружений. Задачи путевого хозяйства.
1
2
Тема 2.1. Элементы
железнодорожного
пути.
58
3
Практическое занятие № 2
Изучение устройства составных элементов верхнего строения пути: рельсы и
скрепления, стрелочный перевод, шпалы, балластный слой.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка реферат.
«Классификация путевых работ и система их организации.»
«Меры защиты пути от снега, песчаных заносов и паводков.»
Подготовка к практическому занятию по заданию преподавателя.
2
1
4
3
3
11
Тема 2.2. Устройства
электроснабжения.
Тема 2.3. Общие
сведения о
железнодорожном
подвижном составе
Тема 2.4. Техническая
Содержание учебного материала
Схемы электроснабжения железных дорог. Комплекс устройств.
1
9
1
Системы тока и величина напряжения в контактной сети. Тяговая сеть.
2
Назначение устройств электроснабжения железных дорог.
3
Практическое занятие № 3
Составление схемы устройств электроснабжения.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка схемы по темам:
Схема электроснабжения железных дорог.
Системы тока и напряжения на электрифицированных железных дорогах.
Устройство контактной сети.
Содержание учебного материала
Классификация и обозначение подвижного состава. Электровозы и
1
электропоезда, особенности устройства.
Принципиальная схема тепловоза. Основные устройства дизеля.
2
Принцип работы и основные части паровоза.
3
1
1
3
2
3
3
12
1
2
1
1
Классификация и основные типы вагонов, их маркировка.
4
Практическое занятие № 4
Составление схемы расположения основного оборудования на тяговом подвижном
составе и ее описание.
Изучение конструкции пассажирских и грузовых вагонов
1
Самостоятельная работа обучающихся:
4
Подготовка презентаций по примерной тематике:
«Подвижной состав железной дороги» (с учетом региональной принадлежности),
«Обозначение тягового подвижного состава»,
«Особенности маркировки вагонов».
Подготовка к защите отчётов по практическим занятиям.
Содержание учебного материала
9
4
3
12
эксплуатация и ремонт
железнодорожного
подвижного состава.
1
2
3
4
Обслуживание локомотивов и организация их работы. Экипировка локомотивов.
Техническое обслуживание и ремонт локомотивов.
Виды ремонта вагонов. Сооружения и устройства технического обслуживания и
текущего содержания вагонов.
Восстановительные и пожарные поезда.
Практические занятие № 5
Изучение и сравнение различных видов тяги
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка реферата в соответствии с содержанием учебного материала :
«Сооружения и устройства технического обслуживания и текущего содержания
вагонов»
«Виды ремонта вагонов»
«Текущее содержание вагонов»
Содержание учебного материала
Общие сведения об автоматике, телемеханике и основах сигнализации на
1
железных дорогах.
Тема 2.5. Системы и
устройства
автоматики,
телемеханики и связи
1
2
1
1
1
2
3
3
9
1
2
2
Устройства сигнализации, централизации и блокировки на перегонах и станциях.
1
3
Виды технологической электросвязи на железнодорожном транспорте.
1
Обслуживание линий сигнализации и связи.
4
Практическое занятие № 6
Изучение и сравнение различных систем автоматики и телемеханики
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка презентации:
«Классификация сигналов на железных дорогах»
«Принципы устройства и работы автоблокировки и автоматической локомотивной
сигнализации».
«Виды связи на железнодорожном транспорте и область их применения.»
«Эффективность волоконно-оптической связи.»
1
Тема 2.6. Раздельные Содержание учебного материала
Назначение и классификация раздельных пунктов. Станционные пути и их
пункты и
1
назначение. Продольный профиль и план путей на станциях.
железнодорожные узлы
2
3
3
5
1
2
13
2
Маневровая работа на станциях. Технологический процесс работы станции.
Техническо-распорядительный акт.
Устройства и работа раздельных пунктов.
3
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка презентаций по примерной тематике:
«Разъезды, обгонные пункты и промежуточные станции», «Участковые станции»,
«Сортировочные станции», «Пассажирские станции», «Грузовые станции»,
«Межгосударственные передаточные станции», «Железнодорожные узлы».
Содержание учебного материала
Задачи и организационная структура материально-технического обеспечения.
1
2
Организация материально-технического обеспечения.
3
Складское хозяйство.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка реферата соответствии с содержанием учебного материала по теме:
.
Раздел 3. Организация железнодорожных перевозок и управление движением поездов
1
1
Тема 2.7. Основные
сведения о
материальнотехническом
обеспечении железных
дорог.
Содержание учебного материала
Общие сведения. Основы планирования грузовых перевозок.
1
Тема 3.2.
3
4
1
2
1
1
1
3
17
7
1
2
Организация грузовой и коммерческой работы. Понятие о маркетинге,
менеджменте и транспортной логистике.
Основы организации пассажирских перевозок. График движения поездов и
3
пропускная способность железных дорог.
Практическое занятие № 7
Изучение и сравнение различных видов планов перевозок.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка к ответам на контрольные вопросы:
Назначение грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте.
Назначение графика движения поездов и предъявляемые к нему требования.
Пропускная способность железных дорог и меры по ее увеличению.
1
Содержание учебного материала
5
2
Тема 3.1.
Планирование и
организация перевозок
и коммерческой
работы
2
1
2
3
2
14
Информационные
технологии и системы
автоматизированного
управления
Тема 3.3. Перспективы
повышения качества и
эффективности
перевозочного
процесса
Становление современных информационных технологий на железнодорожном
транспорте.
Обеспечение работы автоматизированных систем управления (АСУ). Основные
2
виды АСУ на железнодорожном транспорте.
Предоставление информации для ввода в ЭВМ.
3
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка к ответам на контрольные вопросы:
Задачи комплексной программы информатизации железнодорожного транспорта.
Цели автоматизации системы управления на железнодорожном транспорте.
Содержание учебного материала
1
Понятие о структурной реформе на ж.д.
2
3
5
1
2
Проблемы и перспективы развития скоростного и высокоскоростного движения
1
1
2
Самостоятельная работа обучающихся:
1
2
1
1
2
3
Подготовка презентации в соответствии с содержанием учебного материала по заданию
преподавателя.
Подготовка к ответам на контрольные вопросы.
Виды и особенности габаритов в метрополитенах.
Подготовка к контрольной работе, к зачету.
Дифференцированный
зачёт
Всего
1
91
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
15
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому
обеспечениюРеализация программы дисциплины требует наличия
учебного кабинета Общий курс железных дорог;
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
макеты и модели сооружений, устройств инфраструктуры
подвижного состава железных дорог;
наглядные пособия, учебная литература.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением
мультимедиапроектор.
и
и
Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
интернет
-
ресурсов,
дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Общий курс. Железных дорог. 2013 г. (Ю.И. Ефименко).
2. Конспект лекций по дисциплине «Железных дороги» 2018 г. (А.Н.Оль).
3. Тормоза подвижного состава железных дорог. 2013 г. (Л.Е. Венцевич).
4 Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном
транспорте в Российской Федерации»
5 Федеральныйзакон Российской Федерации от 10 января 2003 г. №18-ФЗ
«Уставжелезнодорожноготранспорта»
6 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 г. №
1734-р«Об утверждении Транспортной стратегии РФ на период до 2030
года».
7 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 № 877-р
«О стратегии развития железнодорожного транспорта Российской
Федерации до 2030 года».
8 ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава
железных дорог колеи 1520 (1524) мм.
16
9
Боровикова, М.С. Организация движения на железнодорожном транспорте
- М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2013.
10
Ю.И. Ефименко, В.И. Ковалёв, С.И. Логинов. Железные дороги. Общий
курс. – М.: ФГОУ «УМЦ ЖДТ», 2013г.
Дополнительные источники:
1. Крейнис, З.Л. Путь и путевое хозяйство железных дорог. Термины и
определения. Словарь-справочник - М: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2015г.
2. Троицкая, Н.А., Чубуков, А.Б. Единая транспортная система М.: Академия,
2015.
3. Шабалина, Л.А. Искусственные сооружения М: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2007.
4. Общий курс железных дорог. 2013г. (В.Н.Соколов. В.Ф.Жуковский)
5.Общийкурс.Железныхдорог: учебник для студ. техникумов и колледжей ж.
д. транспорта / В.Н. Соколов, В.Ф. Жуковский, С.В. Котенкова, А.С. Наумов; под
ред. В.Н. Соколова. - М. : УМКМП -2013г.
Учебные иллюстрированные пособия
1. Автоблокировка и переездная сигнализация : учеб. илл. пособие / В. Ю.
Виноградова. - М. :ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2003.
2. Ковалёв, А.В. Организация вагонного хозяйства : учеб. илл. пособие/ А.В
Ковалёв.- М.:ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2007.
3. Шабалина, Л.А., Ахмедов, Р.М. Искусственные сооружения : учеб. илл.
пособие/ Л.А. Шабалина, Р.М. Ахмедов. – ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2009.
Электронные образовательные ресурсы
1. Бельский, Ю.П. Пожарные поезда : слайдфильм. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ»,
2007.
2. Бельский, Ю.П. Старинные поезда: слайдфильм.
М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ»,
2007
3. Железнодорожные станции и узлы: компьютерная обучающая программа,
М.:ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2013г.
17
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
(освоенные умения, усвоенные знания)
результатов обучения
1
Уметь:
- классифицировать подвижной состав; различать
основные сооружения и устройства железных
дорог
- схематически изображать габариты
приближения строений и подвижного состава
железных дорог
Ответы на поставленные вопросы.
Практические занятия.
Работа с учебной, научной и справочной
литературой, словарями.
Работа с конспектами лекций. Выполнение
индивидуальных заданий разных видов.
Подготовка докладов, рефератов,
Выполнения контрольных работ.
Дифференцированный зачёт
Знать:
-общие сведения о железнодорожном транспорте
и системе управления им;
- подвижной состава железных дорог;
- пути и путевое хозяйство;
- раздельные пункты;
- сооружения и устройства сигнализации и связи;
-устройства электроснабжения железных дорог;
- организации движения поездов
Ответы на поставленные вопросы.
Практические занятия.
Работа с учебной, научной и справочной
литературой, словарями.
Работа с конспектами лекций. Выполнение
индивидуальных заданий разных видов.
Подготовка докладов, рефератов,
Выполнении контрольных работ.
Дифференцированный зачёт