2022 обществознание ОПТ

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БУД. 09 Обществознание (вкл. экономику и право)
для специальности
среднего профессионального образования
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

2022

РАССМОТРЕНО
методической комиссией
гуманитарных дисциплин и основ
безопасности жизнедеятельности
« » августа 2020 г.
Председатель МК___________ Л.М. Хаженцева
Рассмотрена
на заседании педагогического совета
протокол № 1 от
августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ «КТТиЖТ»
_______________

В.А.Чвикалов

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 10 Обществознание (вкл. экономику и
право)
разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016);
требований ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г.
№ 413, с изм. от 31 декабря 2015 г. N 1578), примерной основной образовательной программы
среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), рекомендаций
по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности
СПО (письмо департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 с уточнениями, одобренными научнометодическим советом Центра профессионального образования и систем квалификации
ФГАУ «ФИРО» протокол № 3 от 25 мая 2017 г.), примерной программы общеобразовательной
учебной дисциплины «Физическая культура» для профессиональных образовательных
организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» протокол № 3 от 21 июля 2015 г.,
регистрационный номер 383 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО», с учётом требований: ФГОС
СПО по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 384 от
22 апреля 2014 года, зарегистр. Министерством юстиции (рег. № 33234 от 23 июля 2014г.);
профессионального стандарта Повар (Приказ Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 7 сентября 2015 г. № 597н (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 21 сентября 2015 г., регистрационный № 38940),
профессионального стандарта Кондитер (Приказ Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 7 сентября 2015 г. № 597н (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 21 сентября 2015 г., регистрационный № 38940).
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и
железнодорожного транспорта».
Автор:

Уваров Е.И., преподаватель

ГБПОУ «КТТиЖТ».

Рецензенты:

___________
подпись

Боев Андрей Николаевич
кандидат исторических наук, преподаватель ПОО
Частное учреждение «Юридический техникум»
г. Кропоткин
Учитель истории и МХК
Квалификация по диплому

___________
подпись

Кузина Н.А.
Преподаватель истории и обществознания
ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж»
Учитель истории и обществознания
Квалификация по диплому

Содержание
Пояснительная записка
Общая характеристика учебной дисциплины
«Обществознание»
Место учебной дисциплины в учебном плане
Результаты освоения учебной дисциплины
Содержание учебной дисциплины
Тематическое планирование
Характеристика основных видов учебной
деятельности студентов
Учебно-методическое и материально-техническое
Обеспечение программы учебной дисциплины
«Обществознание»
Рекомендуемая литература

4
6
8
9
11
18
20

23
24

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
общеобразовательной
учебной
дисциплины
«Обществознание» предназначена для изучения обществознания в
профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения основной профессиональной образовательной программы СПО
(ОПОПСПО) на базе основного общего образования при подготовке
квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам
освоения учебной дисциплины«Обществознание», в соответствии с
Рекомендациями по организации получения среднего общего образования
в
пределах
освоения
образовательных
программ
среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от17.03.2015№06-259), с учетом Примерной основной
образовательной программы среднего общего образования, одобренной
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение
следующих целей:
 воспитание гражданственности, социальной ответственности,
правового
самосознания,
патриотизма,
приверженности
конституционным принципам Российской Федерации;
 развитие личности на стадии начальной социализации,
становление правомерного социального поведения, повышение
уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры
подростка;
 углубление интереса к изучению социально-экономических
политико-правовых дисциплин;
 Умение получать информацию из различных источников,
анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
 Содействие формированию целостной картины мира, усвоению
знаний об основных сферах человеческой деятельности,
социальных институтах, нормах регулирования общественных
отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в
рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
 формирование мотивации к общественно полезной деятельности,
повышение стремления к самовоспитанию, самореализации,
самоконтролю;
 применение полученных знаний и умений в практической
деятельности в различных сферах общественной жизни.
В программу включено содержание, направленное на формирование у
студентов компетенций, необходимых для качественного освоения

основной профессиональной образовательной программы СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего
образования; программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих (ППКРС).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Учебная дисциплина «Обществознание» имеет интегративный
характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как
философия, социология, экономика, политология, культурология,
правоведение, предметом которых являются научные знания о различных
аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных
факторов на жизнь каждого человека.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой
гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков
правового характера, необходимых обучающимся для реализации
социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и
социальными группами.
Особое внимание уделяется знаниям о современном российском
обществе, проблемах мирового сообщества и тенденциях развития
современных цивилизационных процессов, роли морали, религии, науки
и образования в жизни человеческого общества, а также изучению
ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с
повседневной жизнью.
Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе
следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся,
практическая направленность обучения, формирование знаний, которые
обеспечат
обучающимся
профессиональных
образовательных
организаций СПО успешную адаптацию к социальной реальности,
профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Реализация содержания учебной дисциплины «Обществознание»
предполагает дифференциацию уровней достижения студентами
различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть
достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде
средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных
наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих
успешную социализацию в качестве гражданина РФ.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как
сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин,
специфические
особенности
социального
познания,
законы
общественного развития, особенности функционирования общества как
сложной, динамично развивающейся, самоорганизующейся системы.
В процессе освоения учебной дисциплины у студентов закладываются
целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в
различных сферах, экономической системе общества, социальных
нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина. При этом они
должны получить достаточно полные представления о возможностях,
которые существуют в нашей стране для продолжения образования и
работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о
путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах

освоения ОПОПСПО на базе основного общего образования, изучение
обществознания имеет свои особенности в зависимости от профиля
профессионального образования. Это выражается в содержании
обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем
программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере
практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы
студентов.
При
освоении
профессий
СПО
технического,
профиля
профессионального образования интегрированная учебная дисциплина
«Обществознание», включающая экономику и право, изучается на
базовом уровне ФГОС среднего общего образования.
Изучение обществознания завершается подведением итогов в форме
дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации
студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Интегрированная учебная дисциплина «Обществознание» является
учебным предметом обязательной предметной области «Общественные
науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОПСПО на базе основного общего образования, учебная
дисциплина «Обществознание» изучается в общеобразовательном цикле
учебного плана ОПОПСПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования.
В учебных планах место учебной дисциплины - в составе
общеобразовательных
учебных
дисциплин,
формируемых
из
обязательных предметных областей ФГОС среднего общего
образования, для профессий СПО соответствующего профиля
профессионального образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание»
обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития общественной науки и практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие,
гуманистические
и
демократические
ценности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех
участников, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения; эффективно разрешать конфликты;
готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества, к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности; сознательное отношение к
непрерывному
образованию
как
условию
успешной
профессиональной и общественной деятельности;
осознанное отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
метапредметных:
умение самостоятельно определять цели деятельности и
составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать
всевозможные ресурсы для достижения оставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии
в различных ситуациях;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками
разрешения
проблем;
способность
и
готовность
к

самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках социально-правовой и экономической
информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
-умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных,
экономических и правовых институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и
нравственных ценностей;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства, понятийный аппарат обществознания;
предметных:
сформированнность навыков оценивания социальной информации,
умений поиска информации в источниках различного типа для
реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов общественного
развития
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владение
умениями
выявлять
причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи социальных
объектов и процессов;
сформированнность представлений об основных тенденциях и
возможных перспективах развития мирового сообщества в
глобальном мире;
сформированность представлений о методах познания социальных
явлений и процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
сформированнность
навыков
оценивания
социальной
информации, умений поиска информации в источниках
различного типа для реконструкции недостающих звеньев с
целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов
общественного развития

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение

Обществознание как учебный курс. Социальные науки.
Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения
обществознания при освоении профессий СПО.
Раздел 1. Человек. Человек в системе общественных отношений
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Философские представления о социальных качествах человека.
Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды
деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой
деятельности. Основные виды профессиональной деятельности.
Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
Формирование характера, учет особенностей характера в
общении и профессиональной деятельности. Потребности,
способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и
социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии.
Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения.
Основные особенности научного мышления.
Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека
и ее ограничители (внутренние—со стороны самого человека и
внешние—со стороны общества). Выбор и ответственность за его
последствия. Гражданские качества личности.
Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное
общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в
молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в
малой группе на примере молодежной среды. Межличностные
конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.
Практическое занятие:
№1 «Человек, индивид, личность»

Тема 1.2. Духовная культура личности и общества
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее
значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и
элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества.
Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и
духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных
установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и
взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы,
поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные
гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
Практическое занятие:

№2 «Виды культуры»
Тема 1.3. Наука и образование в современном мире
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость
труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска.
Ответственность ученого перед обществом.
Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в
жизни современного человека и общества. Правовое регулирование
образования. Порядок приема в образовательные учреждения
профессионального образования. Система образования в Российской
Федерации. Государственные гарантии в получении образования.
Профессиональное образование.
Практическое занятие:
№3 «Роль науки и образования в жизни человека и общества».
Тема 1.4. Мораль, искусство и религия как элементы духовной
культуры
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и
зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль
личности. Моральный идеал. Религия как феномен культуры. Мировые
религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести.
Религиозные объединения Российской Федерации. Искусство и его роль
в жизни людей. Виды искусств.
Раздел 2. Общество как сложная динамическая система
Представление об обществе как сложной динамичной системе.
Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных
отношений. Основные институты общества, их функции.
Общество и природа. Значение техногенных революций:
аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость
воздействия людей на природную среду.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и
революция как формы социального изменения. Понятие
общественного прогресса.
Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество:
индустриальное,
традиционное,
постиндустриальное(информационное).
Особенности современного мира. Процессы глобализации.
Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их
опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза
современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты
глобальных проблем.

Практическое занятие:
№4 «Основные институты общества»
Контрольная работа №1 «Человек и общество: система
взаимоотношений»

Раздел 3. Экономика
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука.
Экономические системы
Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные
вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная
стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических
систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная
экономика.

Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение.
Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные
рыночные
структуры:
совершенная
несовершенная
и
конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка,
прибыль. Производительность труда. Основные организационные
формы бизнеса в России. Основные источники финансирования
бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы
менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система.
Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих
банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции.
Основы
Антиинфляционные
меры.
денежной
политики
государства.
Частные и общественные блага. Функции государства в
экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и
развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные
расходы. Государственный бюджет. Государственный долг.
Основы налоговой политики государства.
Практические занятия:
№5 «Спрос и предложение».
Тема 3.3. Рынок труда и безработица
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы
предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках
труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и
экономические последствия. Рациональный потребитель. Защита
прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и
номинальный доход. Сбережения.

Тема 3.4. Основные проблемы
экономики России. Элементы
международной экономики
Становление современной рыночной экономики России.
Особенности современной экономики России, ее экономические
институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов.
Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой
экономике.
Организация международной торговли. Государственная политика в
области международной торговли. Глобальные экономические
проблемы.

Раздел 4. Социальные отношения
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и
группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.
Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском
возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом
коллективе.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной
деятельности.

Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций.
Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления.
Профилактика негативных форм девиантного поведения среди
молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и
личностная значимость здорового образа жизни.
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения
конфликтов.
социальных
Пути
разрешения
социальных
конфликтов.
Практическое занятие:
№6 «Социальные нормы. Социальные конфликты».

Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы
Особенности социальной стратификации в современной России.
Демографические, профессиональные, поселенческие и иные
группы.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной
политики в Российской Федерации.
Этнические
общности.
Межнациональные
отношения,
этносоциальные
пути
разрешения.
конфликты,
их

Конституционные
принципы
национальной
политики
в
Российской Федерации.
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная
демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное
право и семейные правоотношения. Понятие семейных
правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения
брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые
отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
Практическое занятие:
№7 «Семья в современной России».

Раздел 5. Политика
Тема 5.1. Политика и власть.
Государство в политической системе
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как
общественное явление. Политическая система, ее внутренняя
институты.
как
структура.
Политические
Государство
политический институт. Признаки государства. Государственный
суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Особенности
функционального
назначения
современных
государств.
интеграция,
Межгосударственная
формирование
надгосударственных
особенности
институтов—основные
развития современной политической системы.
Формы государства: формы правления, территориальногосударственное устройство, политический режим. Типология
политических режимов. Демократия, ее основные ценности и
признаки. Условия формирования демократических институтов и
традиций.
Правовое государство, понятие и признаки.

Тема 5.2. Участники политического процесса
Личность и государство. Политический статус личности.
Политическое участие и его типы. Причины и особенности
экстремистских форм политического участия. Политическое
лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности
ее формирования в современной России.
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в
Российской Федерации.
Политические партии и движения, их классификация. Современные
идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социалкоммунизм.
Законодательное
демократия,
регулирование
деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической
жизни общества.
Практическое занятие:
№8 «Гражданское общество и правовое государство».
Раздел 6. Право
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений
Юриспруденция как общественная наука. Право в системе
социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные
институты, отрасли права. Частное и публичное право.
Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика.
Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие
нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное
поведение.
Виды
противоправных
поступков.
Юридическая
ответственность и ее задачи.
Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации
Конституционное право, как отрасль российского права. Основы
конституционного строя Российской Федерации. Система государственных
органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная
власть.
Институт
президентства.
Местное
самоуправление.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система
Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства
в РФ.
Основные конституционные права и обязанности граждан в России.
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на
благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества.
Основания отсрочки от военной службы. Международная защита прав
человека в условиях мирного и военного времени.
Практическое занятие:
№9 «Права и обязанности человека и гражданина».
Тема 6.3. Отрасли российского права
Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица.
Юридические
лица.
Гражданско-правовые
договоры.
Правовое
регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права.
Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные
бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания

приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование,
дарение.
Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя.
Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых
правоотношений.
Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на
работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и
расторжения.
Правовое
регулирование
трудовой
деятельности
несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых
правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная
плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Административное право и административные правоотношения.
Административные проступки. Административная ответственность.
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное
деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности
уголовной
ответственности
несовершеннолетних.
Обстоятельства,
исключающие уголовную ответственность.
Контрольная работа №2 «Политика и право в системе общественных
отношений»

Тематический план
БУД.09 Обществознание
код и наименование общеобразовательной учебной дисциплины

№
темы

1
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
3.
3.1.

3.2.
3.3.
3.4.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
5.
5.1.

Количество часов
аудиторной нагрузки
Наименование разделов и тем

Всего

Практические
и
лабораторные
работы

Введение
Раздел 1. Человек. Человек в
системе общественных отношений
Тема 1.1. Природа человека,
врожденные и приобретенные
качества.
Тема 1.2. Духовная культура
личности и общества
Тема 1.3. Наука и образование в
современном мире
Тема 1.4. Мораль, искусство и
религия как элементы духовной
культуры
Раздел 2. Общество как сложная
динамическая система
Раздел 3. Экономика
Тема
3.1.
Экономика
и
экономическая
наука.
Экономические системы
Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль
государства в экономике
Тема 3.3. Рынок труда и безработица

1

0

16

3

7

1

Тема 3.4. Основные проблемы
экономики России. Элементы
международной экономики
Раздел 4. Социальные отношения
Тема 4.1. Социальная роль и
стратификация
Тема 4.2. Социальные нормы и
конфликты
Тема 4.3. Важнейшие социальные
общности и группы
Раздел 5. Политика
Тема 5.1. Политика и власть.
Государство в политической системе

2
4

1
1

3

0

10

1

26

3

7

0

8

Контрольные
работы

2

7

1

4

0

15

2

4

1

4

0

4

1

11

1

6

0

1

5.2.
6.
6.1.
6.2.
6.3.

Тема 5.2. Участники политического
процесса
Раздел 6. Право
Тема 6.1. Правовое регулирование
общественных отношений
Тема 6.2. Основы конституционного
права Российской Федерации
Тема 6.3. Отрасли российского права
Дифференцированный зачет
ИТОГО

5

1

26

2

5

0

12

1

9
1
78

1

1

9

2

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
Характеристика основных видов деятельности
студентов
(на уровне учебных действий)
Знание особенностей социальных наук, специфики
Введение
объекта их изучения
Человек. Человек в системе общественных отношений
1.1. Природа человека, Давать характеристику понятий: человек, индивид,
врожденные
и личность, деятельность, мышление.
приобретенные качества Знать, что такое характер, социализация личности
самосознание и социальное поведение ;
Знать, что такое понятие истины, ее критерии;
общение и взаимодействие, конфликты.
1.2. Духовная
Разъяснять понятия: культура, духовная культура
культура личности
личности и общества, показать ее значение в
и общества
общественной жизни.
Различать: культура народная, массовая, элитарная.
Показать
особенности
молодежной
субкультуры.
Освещать проблемы духовного кризиса и духовного
поиска в молодежной среде; взаимодействие и
взаимосвязь различных культур.
Характеризовать: культура общения, труда, учебы,
поведения в обществе, этикет.
Называть учреждения культуры, рассказывать о.
государственных
гарантиях
свободы
доступа
к
культурным ценностям.
1.3. Наука и
Различать естественные и социально-гуманитарные
образование в
науки.
современном мире
Знать особенности труда ученого, ответственность
ученого перед обществом.
1.4. Мораль,
Раскрыть понятия мораль, религия, искусство и их
искусство и
роль в жизни людей.
религия как
элементы
духовной культуры
2. Общество как сложная динамическая система
Общество как
Иметь представление об обществе как сложной
сложная
динамичной системе, взаимодействии общества и
динамическая
природы.
система
Давать определения понятий эволюция и революция,
общественный прогресс.
3. Экономика

3.1.
Экономика
и
экономическая
наука.
Экономические системы
3.2. Рынок. Фирма.
Роль
государства
в
экономике

Умение давать характеристику понятий: «экономика»;
«тип
экономических
систем»;
традиционной,
централизованной (командной) и рыночной экономики
Умение давать определение понятий: «спрос и
предложение»;
«издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент»,
«экономический
рост
и
развитие»,
«налоги»,
«государственный
бюджет»
3.3. Рынок труда и Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»;
безработица
понятия безработицы, ее причины и экономических
последствий
3.4. Основные проблемы Характеристика становления современной рыночной
экономики
России. экономики России, ее особенностей; организации
Элементы
международной торговли
международной
экономики
4.Социальные отношения
4.1. Социальная роль
Знание понятий «социальные отношения» и «социальная
и стратификация
стратификация».
Определение социальных ролей человека в обществе
4.2. Социальные нормы и Характеристика видов социальных норм и санкций,
конфликты
девиантного
поведения,
его
форм
проявления,
социальных конфликтов, причин и истоков их
возникновения
4.3. Важнейшие
Объяснение особенностей социальной стратификации в
социальные общности и современной России, видов социальных групп (молодежи,
группы
этнических общностей, семьи)
5.Политика
5.1. Политика и власть. Умение давать определение понятий: «власть»,
Государство
в «политическая
система»,
«внутренняя
структура
политической системе
политической системы».
Характеристика внутренних и внешних функций
государства, форм государства: форм правления,
территориально-государственного
устройства,
политического режима.
Характеристика типологии политических режимов.
Знание понятий правового государства и умение называть
его признаки
5.2.Участники
Характеристика
взаимоотношений
личности
и
политического процесса государства.
Знание понятий «гражданское общество» и «правовое
государство».
Характеристика избирательной кампании в Российской

Федерации
6. Право
Выделение роли права в системе социальных норм.
Умение давать характеристику системе права

6.1. Правовое
регулирование
общественных
отношений
6.2.
Основы Умение
давать
характеристику
основам
конституционного права конституционного
строя
Российской
Федерации,
Российской Федерации
системам государственной власти РФ, правам и свободам
граждан
6.3. Отрасли российского Умение давать характеристику и знать содержание
права
основных отраслей российского права

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Освоение рабочей программы интегрированной учебной дисциплины
«Обществознание» предполагает наличие учебного кабинета, который
обеспечен свободным доступом в Интернет во время учебного занятия и
период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение
кабинета
удовлетворяет
требованиям
Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть
оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в
том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения,
достаточными для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством
которого участники образовательного процесса могут просматривать
визуальную информацию по праву, создавать презентации, видеоматериалы,
иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического
обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:
• информационно-коммуникационные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические
комплекты (УМК), обеспечивающие освоение интегрированной учебной
дисциплины «Обществознание», рекомендованные или допущенные для
использования в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и
научно-популярной литературой по экономике, социологии, праву и т. п.
В
процессе
освоения
программы
учебной
дисциплины
«Обществознание» студенты имеют возможность доступа к электронным
учебным материалам по обществознанию, имеющимся в свободном доступе
в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.), сайтам
государственных, муниципальных органов власти.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. 8-е изд.,
стер., М.Академия. 2013.432 с.
Горелов А.А., Горелова Т.Г. Обществознание для профессий и
специальностей социально-экономического профиля. Учебник для СПО.6-е
изд., стер., М., Академия. 2014. 336с.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического,
естественно-научного,
гуманитарного
профилей.
Контрольные задания. Учебно-методическое пособие для СПО. 5-е изд.,
стер., М., Академия. 2013. 160с.
Певцова Е.А., Право для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Практикум. 2-е изд., испр., М., Академия. 2012.
160с.
Певцова Е.А. право для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Учебник для СПО. 4-е изд., испр., М., Академия.
2013. 432с.
Смоленский М.Б. Основы права. 7-е изд., стер., Ростов н\Д. Феникс. 2014.
413с.
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от29.12. 2012
№ 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от
07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от
25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от
05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с
изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От
03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006
№ 74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от
30.11.1994 № 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от
26.01.1996 № 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от
26.11.2001 № 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от
18.12.2006 № 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от
25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие
Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1
(Ч. I). — Ст. 1.
Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001
№ 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.

Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от
13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ.
— 1992. — № 15. — Ст. 766.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской
Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991.
— № 18. — Ст. 566.
Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» //
СЗ РФ. — 2002.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. —
1995. — № 10. — Ст. 823.
Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. —
1993.
Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности
и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» // СЗ РФ. — 2012.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14.
— Ст. 1650.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
// СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» //
Российская газета. — 1995. — 4 мая.
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного
воздуха» // СЗ РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2222.
Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении
применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы»
// Российские вести. — 1996. — 18 мая.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной
экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ
07.06.2012 № 24480).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578
"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012
№413»
Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования, одобренная решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16з) Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. —
М., 2014.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы.
Обществознание. — М., 2017.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2017.

Интернет-ресурсы
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал
«Родина»).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».