Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД.05 Информатика по специальностям СПО 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог Срок обучения 3 год 10 месяцев на базе основного общего образования Форма обучения: очная 2023 г. Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 31 августа 2023г. Рассмотрена на заседании методического объединения профильных дисциплин, протокол № 1 от 31 августа 2023г. Председатель МК ______/ В.М.Волкович / Утверждена: Директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ» ____________ /В.А. Шахбазян/ Рабочая программа учебной дисциплины ОД.05 «Информатика» разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31 декабря 2015 г. N 1578, с изм. от 12 августа 2022г. № 732), примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Информатика» для профессиональных образовательных организаций базовый уровень (вариант 2), утвержденной на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования Протокол 14 от 30 ноября 2022г. В соответствии с требованиями: ФГОС СПО по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (утв. приказом МОН РФ от 22.04.2014 N 388, зарегистрир. Минюстом РФ от 18.06.2014 N 32769); с учётом требований ФГОС СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управления на транспорте (железнодорожный транспорт) (приказ Минобрнауки Российской Федерации от 22.04.2014г. № 376 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29.05.2014г., регистрационный № 32499). Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта». Автор: _______ Аллахвердова И.В., преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ». Рецензенты: ___________ Подпись ___________ Подпись Черникова Галина Викторовна Преподаватель ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж» ________________________________ Квалификация по диплому Калинина Анна Валерьевна Преподаватель ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж» ________________________________ Квалификация по диплому 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» ............ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .................................................................................................. 8 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .................................................................................................. 9 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ............................................. 10 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО: Общеобразовательная дисциплина «Информатика» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальностям 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог 1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины: 1.2.1. Цели дисциплины Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Информатика» направлено на достижение следующих целей: - освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, - роль информационных процессов в современном обществе, биологических и технических системах; - овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом цифровые технологии, в том числе при изучении других дисциплин; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и цифровых технологий при изучении различных учебных предметов; - воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; - приобретение опыта использования цифровых технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности. 1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: У1 использовать прикладные программные средства для решения профессиональных задач В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: З1 общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем; З2 основные понятия и технологии автоматизации обработки информации; З3 базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ; З4 сетевые технологии обработки информации; В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций: 4 Код и наименование формируемых компетенций ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Общие Планируемые результаты освоения дисциплины Дисциплинарные В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных; соблюдение требований техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимание правовых основ использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет; уметь организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий; понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов; понимание возможностей и ограничений технологий искусственного интеллекта в различных областях; наличие представлений об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; способность их использования в познавательной и социальной практике В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между - владеть представлениями о роли информации и связанных с ней процессов в природе, технике и обществе; понятиями «информация», «информационный процесс», «система», «компоненты системы» «системный эффект», «информационная система», «система управления»; - владеть методами поиска информации в сети Интернет; - уметь критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет; - характеризовать большие данные, 6 людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности - приводить примеры источников их получения и направления использования; понимать основные принципы устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; тенденций развития компьютерных технологий; владеть навыками работы с операционными системами и основными видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации; - иметь представления о компьютерных сетях и их роли в современном мире; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений; - понимать основные принципы дискретизации различных видов информации; - уметь определять информационный объем текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации; - уметь строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды); использовать простейшие коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных 7 ПК 1.1. Организовывать и выполнять подготовку систем и объектов к монтажу. Практический опыт: организации монтажа основных систем электровоза; выполнения простых работ при монтаже основных систем электровоза; подготовка инструмента, оборудования, узлов и деталей к монтажу основных систем электровоза в соответствии с проектом производства работ. Умения: - чтения и разработки монтажных чертежей основных систем электровоза ; - проверять комплектность и качество изготовления санитарно-технического оборудования согласно сопроводительной документации; - использовать инструменты и приспособления, необходимые при монтаже основных систем электровоза ; - соблюдать требования охраны труда, пожарной и экологической безопасности при выполнении работ; - использовать монтажные чертежи основных систем электровоза ; - проводить заготовительные работы для монтажа основных систем электровоза; подготавливать вспомогательные материалы. Знания: - назначения и правил применения ручных инструментов и приспособлений, необходимых при монтаже основных систем электровоза; - монтажных схем основных систем электровоза; состава комплекта технической документации и комплектность оборудования и материалов; - технологии изготовления узлов и деталей основных систем электровоза; - технологии сборки монтажных узлов и требования к качеству их изготовления; - основ монтажного проектирования; - правил по охране труда при подготовке оборудования, узлов и деталей к монтажу в соответствии с проектом производства работ; видов и назначения санитарно-технических систем и оборудования; 8 ПК 1.3. Организовывать и выполнять производственный контроль качества монтажных работ. Практический опыт: проведения контроля качества и монтажа основных систем электровоза. ПК 2.2. Осуществлять планирование работ, связанных с эксплуатацией и ремонтом основных систем электровоза Практический опыт: обеспечении безопасных методов ведения работ разработки плана мероприятий по эксплуатации и ремонту основных систем электровоза - правил сортировки и перемещения грузов. Умения: - читать проектную и нормативную документацию в области монтажа основных систем электровоза ; - читать монтажные чертежи основных систем электровоза ; - использовать ручной и механизированный инструмент для монтажа основных систем электровоза и текущий контроль качества монтажных работ; - производить и выявлять дефекты монтажа основных систем электровоза Знания: - классификаций основных систем электровоза, принципов работы монтируемых систем: - элементов проектной и нормативной документации по монтажу основных систем электровоза; - технологии монтажных работ основных систем электровоза; - требований, предъявляемые к качеству выполняемых работ правил рациональной организации труда на рабочем месте; Умения: планировать профилактические и регламентные работы по эксплуатации и ремонту основных систем электровоза; выбирать оптимальные методы и способы выполнения регламентных и профилактических работ; организовывать работу по эксплуатации систем в соответствии с техническими требованиями; использовать нормативные требования по охране труда и защите окружающей среды при эксплуатации основных систем электровоза. Знания: состава и требований к проведению профилактических и регламентных работ в основных систем электровоза: методов и приемов расчета необходимых материалов и 9 ПК 2.3. Организовывать производство работ по ремонту основных систем электровоза. Практический опыт: обеспечении безопасных методов ведения работ по выполнению ремонта основных систем электровоза; выполнения операционного и текущего контроля. ПК 3.1. Конструировать элементы основных систем электровоза. Практический опыт: проектирования электровоза. основных систем оборудования при ремонте основных систем электровоза; сущности и содержания технической эксплуатации оборудования основных систем электровоза. Умения: организовывать работы по ремонту основных систем электровоза; подбирать материалы, инструменты и оборудование согласно технологическому процессу и сменному заданию/наряду; выполнять расчет необходимых материалов и оборудования при ремонте основных систем электровоза; использовать инструменты, при выполнении ремонтных работ; устранять неисправности основных систем электровоза; проводить испытания отремонтированных систем и оборудования основных систем электровоза; осуществлять контроль ремонтных работ и сроков исполнения в соответствии с графиком Знания: требования охраны труда при проведении работ по эксплуатации систем и оборудования водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха методы организации ремонтных работ видов ремонтов, состава и способов их определении; периодичности ремонтов систем и оборудования водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха; методов и приемов расчета необходимых материалов и оборудования при ремонте систем и оборудования водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха; правил пуска в эксплуатацию строительных норм и правил по охране труда, защите окружающей среды и создания безопасных условий производства работ Умения: читать архитектурно-строительные и специальные чертежи; вычерчивать схемы основных систем электровоза; 10 ПК 3.2. Выполнять основы расчета основных систем электровоза. моделировать и вычерчивать аксонометрические схемы; моделировать и вычерчивать фрагменты планов, элементы систем на основании расчетов при помощи компьютерной графики; конструировать и выполнять фрагменты специальных чертежей при помощи персональных компьютеров; Знания: технологии проектирования основных систем электровоза, обозначения на чертежах; требований к оформлению чертежей; приемов и методов конструирования основных систем электровоза, специальных чертежей при помощи персональных компьютеров Практический опыт: выполнения Умения: пользоваться нормативно-справочной информацией инженерных расчетов основных систем для расчета основных систем электровоза с использованием электровоза профессиональных программ; подбирать материалы и оборудование Знания: технологии проектирования основных систем электровоза; алгоритмов для подбора оборудования и расчета основных систем электровоза 11 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем общеобразовательной программы дисциплины Основное содержание в том числе: контрольные работы теоретическое обучение практические занятия Профессионально-ориентированное содержание Модуль 1. Введение в 3D моделирование в том числе: теоретическое обучение практические занятия Модуль 2. Введение в создание графических изображений с помощью GIMP в том числе: теоретическое обучение практические занятия Промежуточная аттестация в форме экзамена 144 72 1 29 42 36 16 20 36 16 20 2.2. Тематический план и содержание дисциплины «ИНФОРМАТИКА» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы 1 2 1 семестр 72 час (72 час=31т+42пр) Раздел 1. Информация и информационная деятельность человека (24 час=10т+14пр) Тема 1.1. Содержание учебного материала: Информация и Понятие «информация» как фундаментальное понятие современной науки. информационные Представление об основных информационных процессах, о системах. процессы Кодирование информации Информация и информационные процессы Практические занятия: Тема 1.2. Подходы к измерению информации Составление классификации информационных ресурсов общества. 1 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 1. сообщение на тему «Развитие информационного общества» Содержание учебного материала: Подходы к измерению информации (содержательный, алфавитный, вероятностный). Единицы измерения информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Передача и хранение информации. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. Практические занятия: Решение задач на нахождение количества информации. 2 Хранение информационных объектов. 3 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 2. доклад на тему «Виды и различия программного обеспечения» 3. сообщение на тему «Профессиональная информационная деятельность 3 Формируемые общие и профессиональны е компетенции 4 2 ОК 02 Объем часов 1 1 3 ОК 02 2 2 13 Тема 1.3. Компьютер и цифровое представление информации. Устройство компьютера Тема 1.4. Кодирование информации. Системы счисления Тема 1.5. Элементы комбинаторики, теории множеств и человека» Содержание учебного материала: Принципы построения компьютеров. Принцип открытой архитектуры. Магистраль. Аппаратное устройство компьютера. Внешняя память. Устройства ввода-вывода. Поколения ЭВМ. Архитектура ЭВМ 5 поколения. Основные характеристики компьютеров. Программное обеспечение: классификация и его назначение, сетевое программное обеспечение. Практические занятия: Подключение внешних устройств. 4 Работа с программным обеспечением. 5 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 4. сообщение на тему «Программное обеспечение проф. направленности» 5. доклад на тему «Виды представления информации» Содержание учебного материала: Представление о различных системах счисления, представление вещественного числа в системе счисления с любым основанием, перевод числа из недесятичной позиционной системы счисления в десятичную, перевод вещественного числа из 10 СС в другую СС, арифметические действия в разных СС. Представление числовых данных: общие принципы представления данных, форматы представления чисел. Представление текстовых данных: кодовые таблицы символов, объем текстовых данных. Представление графических данных. Представление звуковых данных. Представление видеоданных. Кодирование данных произвольного вида. Практические занятия: Перевод числа из одной системы счисления в другую 6 Кодирование информации 7 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 6. сообщение на тему «Дискретное представление информации» 7. кроссворд на тему «Информация» Содержание учебного материала: Основные понятия алгебры логики: высказывание, логические операции, построение таблицы истинности логического выражения. Графический метод алгебры логики. Понятие множества. Мощность множества. Операции над 3 ОК 02 2 2 3 ОК 02 2 2 3 ОК 02 14 математической логики множествами. Решение логических задач графическим способом Практические занятия: Составление математической модели задачи. 8 Решение логических задач графическим способом. 9 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 8. доклад на тему «Жизненный цикл программных систем» 9. сообщение на тему «Решение задач на ПК» Тема 1.6. Содержание учебного материала: Компьютерные Компьютерные сети их классификация. Работа в локальной сети. Топологии сети: локальные локальных сетей. Обмен данными. Глобальная сеть Интернет. IP-адресация. сети, сеть Интернет Правовые основы работы в сети Интернет Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 10. подготовить доклад на тему «Компьютерные сети» Тема 1.7. Службы Содержание учебного материала: Интернета Службы и сервисы Интернета (электронная почта, видеоконференции, форумы, мессенджеры, социальные сети). Поиск в Интернете. Электронная коммерция. Цифровые сервисы государственных услуг. Достоверность информации в Интернете Практические занятия: Работа с цифровыми сервисами. 10 Поиск информации в Интернете. 11 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 11. сообщение на тему «Доступ к сети Интернет» Тема 1.8. Сетевое Содержание учебного материала: хранение данных и Организация личного информационного пространства. Облачные хранилища цифрового данных. Разделение прав доступа в облачных хранилищах. Коллективная контента работа над документами. Соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных Практические занятия: Сетевое хранение данных и цифрового контента. 12 Разделение прав доступа в сети Интернет. 13 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к 2 2 2 ОК 01 ОК 02 1 2 ОК 02 2 1 3 ОК 01 ОК 02 2 1 15 практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 12. доклад на тему «Адресация в сети Интернет» Тема 1.9. Содержание учебного материала: Информационная Информационная безопасность. Защита информации. Информационная безопасность безопасность в мире, России. Вредоносные программы. Антивирусные программы. Безопасность в Интернете (сетевые угрозы, мошенничество). Тренды в развитии цифровых технологий; риски и прогнозы использования цифровых технологий при решении профессиональных задачи Практические занятия: Установка антивирусной программы. 14 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 13. сообщение на тему «Многообразие вирусов» 14. кроссворд на тему «Антивирусные программы» Раздел 2. Использование программных систем и сервисов (24 час=(10т+14пр) Тема 2.1. Содержание учебного материала: Обработка Текстовые документы. Виды программного обеспечения для обработки информации в текстовой информации. Создание текстовых документов на компьютере текстовых (операции ввода, редактирования, форматирования) процессорах Практические занятия: Создание компьютерных публикаций. 15 Создание, редактирование и сохранение текстовых документов. 16 Использование систем проверки орфографии и грамматики. 17 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 15. презентация на тему «Настольные издательские системы». 16. доклад на тему «Системы машинного перевода». Тема 2.2. Содержание учебного материала: Технологии Многостраничные документы. Структура документа. Гипертекстовые создания документы. Совместная работа над документом. Шаблоны. структурированных Практические занятия: текстовых Создание структурированных текстовых документов. 18 документов Создание гипертекстовых документов. 19 Совместная работа над документом. Шаблоны. 20 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к ОК 01 ОК 02 1 2 5 ОК 02 3 2 3 ОК 02 3 1 16 Тема 2.3. Компьютерная графика и мультимедиа Тема 2.4. Технологии обработки графических объектов Тема 2.5. Представление профессиональной информации в виде презентаций практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 17. сообщение на тему «Текстовые шаблоны». Содержание учебного материала: Компьютерная графика и её виды. Форматы мультимедийных файлов. Графические редакторы (ПО Gimp, Inkscape). Программы по записи и редактирования звука (ПО АудиоМастер). Программы редактирования видео (ПО Movavi) Практические занятия: Создание компьютерного рисунка в графическом редакторе Paint. 21 Выделение, копирование и перемещение элементов рисунка. 22 4 ОК 02 2 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 18. сообщение на тему «Обзор графических редакторов» 19. презентация на тему «Созвучие графики и музыки (Среда Аdobe Photoshop)» Содержание учебного материала: Технологии обработки различных объектов компьютерной графики (растровые и векторные изображения, обработка звука, монтаж видео) Практические занятия: Создание и обработки графических объектов. 23 Создание аудио- и видео информационных документов. 24 2 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 20. сообщение на тему «Обзор растровых редакторов» 21. доклад на тему «Компьютерная анимация» Содержание учебного материала: Виды компьютерных презентаций. Основные этапы разработки презентации. Анимация в презентации. Шаблоны. Композиция объектов презентации Практические занятия: Создание компьютерных презентаций. 25 Создание профессиональной циклической презентации. 26 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 22. сообщение на тему «Обзор растровых редакторов» 2 3 ОК 02 2 3 ОК 02 2 1 17 Тема 2.6. Интерактивные и мультимедийные объекты на слайде Содержание учебного материала: Принципы мультимедия. Интерактивное представление информации Практические занятия: Установка интерактивных и мультимедийных объектов на слайдах. 27 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 23. доклад на тему «Принципы мультимедия» Тема 2.7. Содержание учебного материала: Гипертекстовое Язык разметки гипертекста HTML. Оформление гипертекстовой страницы. представление Веб-сайты и веб-страницы. информации Практические занятия: Гипертекстовое представление информации. 28 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 24. презентация на тему «Язык разметки гипертекста» Раздел 3. Информационное моделирование (24 час=9т+14пр) Тема 3.1. Модели и Содержание учебного материала: моделирование. Представление о компьютерных моделях. Виды моделей. Адекватность модели. Этапы Основные этапы компьютерного моделирования моделирования Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 25. сообщение на тему «Компьютерные модели» Тема 3.2. Списки, Содержание учебного материала: графы, деревья Структура информации. Списки, графы, деревья. Алгоритм построения дерева решений Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 26. доклад на тему «Структурирование информации» Тема 3.3. Содержание учебного материала: Математические Алгоритмы моделирования кратчайших путей между вершинами (Алгоритм модели в Дейкстры, Метод динамического программирования). Элементы теории игр профессиональной (выигрышная стратегия) области Практические занятия: Создание математической модели в профессиональной области 29 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к 2 ОК 02 1 1 4 ОК 02 1 1 1 ОК 02 1 2 ОК 02 1 2 ОК 02 1 1 18 Тема 3.4. Понятие алгоритма и основные алгоритмические структуры Тема 3.5. Анализ алгоритмов в профессиональной области Тема 3.6. Базы данных как модель предметной области Тема 3.7. практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 27. презентация на тему «Математическое моделирование» Содержание учебного материала: Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Основные алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на языке программирования (Pascal). Анализ алгоритмов с помощью трассировочных таблиц. Практические занятия: Разработка линейных алгоритмов. 30 Разработка условных алгоритмов в полной форме и в неполной форме. 31 Разработка циклических алгоритмов. 32 Программная реализация алгоритма. 33 Выполнение отладки программы. 34 Выполнение тестирования программы. 35 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 28 Сообщение на тему «История формирования понятия "алгоритм"»; 29.Сообщение на тему «Виды и формы записи алгоритмов»; 30. Структурная схема на тему «Структура записи алгоритмов»; 31. Сообщение на тему «Различные языки программирования»; 32. Доклад на тему «Жизненный цикл программных систем» Содержание учебного материала: Структурированные типы данных. Массивы. Вспомогательные алгоритмы. Задачи поиска элемента с заданными свойствами. Анализ типовых алгоритмов обработки чисел, числовых последовательностей и массивов Содержание учебного материала: Базы данных как модель предметной области. Таблицы и реляционные базы данных Практические занятия: Формирование запросов для поиска и сортировки профессиональной 36 информации. Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 33. Презентация на тему «Проектирование и программирование баз данных» 34. Доклад на тему «Системы управления распределенными базами данных». Содержание учебного материала: 8 ОК 01 6 5 1 ОК 02 2 ОК 02 1 ОК 02 2 2 ОК 02 19 Технологии обработки информации в электронных таблицах Тема 3.8. Формулы и функции в электронных таблицах Тема 3.9. Визуализация данных в электронных таблицах Тема 3.10. Моделирование в электронных таблицах Табличный процессор. Приемы ввода, редактирования, форматирования в табличном процессоре. Адресация. Сортировка, фильтрация, условное форматирование Практические занятия: Использование различных возможностей электронных таблиц. 37 Содержание учебного материала: Формулы и функции в электронных таблицах. Встроенные функции и их использование. Математические и статистические функции. Логические функции. Финансовые функции. Текстовые функции. Реализация математических моделей в электронных таблицах. Практические занятия: Использование формул в электронных таблицах. 38 Использование математических и статистических функций. 39 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 35. Сообщение на тему «Встроенные функции и их использование в электронных таблицах» Содержание учебного материала: Визуализация данных в электронных таблицах Практические занятия: Визуализация данных в электронных таблицах. 40 Выполнение расчетов профессиональной направленности. 41 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 36. Презентация на тему «Решение систем уравнений в Microsoft Excel». Содержание учебного материала: Моделирование в электронных таблицах (на профессиональной области) Практические занятия: Моделирование в электронных таблицах. 42 Контрольная работа №1 1 2 2 2 задач ОК 02 2 2 примерах ОК 02 ОК 02 из 1 1 20 2 семестр 72 час (32т+40пр) Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) 1 Раздел 4. Прикладной модуль 1. Основы 3D моделирования (17+20пр) Тема 4.1. Система Содержание учебного материала: 9 трехмерного Системы автоматизированного проектирования: история, назначение, моделирования примеры. КОМПАС – комплекс Автоматизированных Систем. Запуск КОМПАС-3D LT. системы КОМПАС-3D. Интерфейс системы. Окно Документа 5 Практические занятия: Создание графических объектов средствами компьютерного 43 черчения. Редактирование чертежей. 44 Построение геометрических примитивов. Простановка размеров. 45 Изменение свойств примитивов. 46 Изменение свойств стилей. 47 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 37. Презентация на тему «Системы автоматизированного проектирования: история, назначение». 38. Сообщение на тему «Система трехмерного моделирования КОМПАС». 39. Доклад на тему «Комплекс Автоматизированных Систем». 40. Презентация на тему «Системы автоматизированного проектирования». Тема 4.2 Основные Содержание учебного материала: 9 приемы создания Построение геометрических примитивов (отрезков, прямоугольников, геометрических тел окружности). Многогранники и тела вращения: виды многогранников, (многогранники, элементы многогранника, примеры геометрических тел, ограниченных тела вращения, плоскими поверхностями, элементы тел вращения (очерковая образующая, эскизы, группы ось вращения, поверхность вращения, основание). Основные приемы геометрических построения многогранников и тел вращения. Построение эскизов. Создание тел) группы геометрических тел Практические занятия: 5 Создание геометрических тел – многогранников. 48 Создание тел вращения. 49 ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; У1 - У14; З1 ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; У1 - У14; З1 21 Тема 4.3 Редактирование 3D моделей. Создание 3D моделей. Отсечение части детали Тема 4.4 Создание 3d моделей простейших объектов. Построение эскизов. 50 Построение эскизов профессиональной направленности. 51 Создание группы геометрических тел. 52 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 41. Сообщение на тему «Инструменты системы компьютерного черчения». 42. Доклад на тему «Изучение сечений в стереометрии с помощью компьютера». 43. Презентация на тему «Технологии проектирования и изготовления деталей». 44. Сообщение на тему «Основные приемы создания геометрических тел». Содержание учебного материала: Сущность понятия «редактирование», задачи редактирования эскизов, 3D моделей, основные способы редактирования 3D моделей. Создание 3D моделей с элементами закругления (скругления) и фасками. Создание 3D моделей по плоскому чертежу посредством операции «вращения». Рассечение детали плоскостью Практические занятия: Редактирование 3D моделей. 53 Создание 3D моделей с элементами закругления и фасками. 54 Создание 3D моделей посредством операции «вращения». 55 Отсечение части детали. 56 Рассечение детали плоскостью. 57 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 45. Доклад на тему «3D модели с элементами закругления». 46. Презентация на тему «3D модели по плоскому чертежу». 47. Сообщение на тему «3D моделирование и его применение». 48. Доклад на тему «Виртуальность как способ изучения реального мира». Содержание учебного материала: Создание 3d моделей: выбор простейших объектов (бытовых, технических и строительных) для создания модели (самостоятельно или с помощью преподавателя); обоснование выбора, создание модели объекта, подготовка 9 ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; У1 - У14; З1 5 10 ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; У1 - У14; З1 22 презентации и представление выполненной модели Практические занятия: 5 Создание 3d моделей простейших объектов. 58 Выбор простейших объектов. 59 Создание 3d моделей профессиональной направленности. 60 Создание авторских 3d моделей. 61 Представление выполненной 3d модели. 62 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 49. Презентация на тему «Моделирование как метод научного исследования». 50. Сообщение на тему «Актуальность 3D - моделирования». 51. Доклад на тему «3D-моделирование игровых объектов». 52. Презентация на тему «3D-моделирование Мир vidio». Контрольная работа №2 1 Раздел 5. Прикладной модуль 2. Введение в создание графических изображений с помощью GIMP (15+20пр) Тема 5.1 Растровая Содержание учебного материала: 7 и векторная Отличия растровой и векторной графики. Использование растровой графики для хранения фотографий. Форматы PNG и JPEG. Конвертация с графика. Форматы целью снижения объёма изображения изображений, Практические занятия: 4 конвертация и Создание изображений в векторном редакторе. 63 оптимизация Создание изображений в растровом редакторе. 64 Конвертация и оптимизация изображений. 65 Создание изображений профессиональной направленности. 66 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 53. Сообщение на тему «Отличия растровой и векторной графики». 54. Доклад на тему «Фрактальная графика». 55. Презентация на тему «Конвертация изображения – назначение, способы». 56. Сообщение на тему «Использование растровой графики для хранения информационных объектов». ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; У1 - У14; З1 23 Тема 5.2 GIMP как проект GNU. Установка GIMP Содержание учебного материала: GIMP как программа для различных операционных систем. Особенности проекта в качестве представителя класса свободного программного обеспечения. Установка на различные платформы Практические занятия: Создание GIMP файлов. 67 Редактирование цветных изображений. 68 Использование инструмента Рисование шаблоном. 69 Освоение инструментов выделения GIMP. 70 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 57. Доклад на тему «GIMP - свободное программное обеспечение». 58. Презентация на тему «Инструменты GIMP». 59. Сообщение на тему «Инструменты цветокоррекции GIMP». 60. Доклад на тему «Тоновая коррекция изображения GIMP». Тема 5.3 Интерфейс Содержание учебного материала: GIMP. Интерфейс и настройка его частей. Однооконный и многооконный режим. Управление диалогами. Окно слоёв изображения. Многооконный Практические занятия: режим, стыкуемые Создание документа в однооконном режиме. диалоги, 71 однооконный Создание документа в многооконном режиме. 72 режим. Слои Создание документа и управление диалогами. 73 Использование слоев для создания простейшего монтажа в GIMP. 74 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 61. Сообщение на тему «Многооконный режим в GIMP». 62. Доклад на тему «Стыкуемые диалоги в GIMP». 63. Презентация на тему «Окно слоёв изображения в GIMP». 64. Сообщение на тему «Использование слоев для создания простейшего монтажа в GIMP». Тема 5.4 Заливка, Содержание учебного материала: фильтры и Использование заливки. Фильтры: размытие, улучшение, искажения, свет и тень, шум, выделение краёв, декорация, проекция инструменты Практические занятия: 7 4 7 4 7 ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; У1 - У14; З1 ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; У1 - У14; З1 ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; У1 - У14; 4 24 рисования Тема 5.5 Создание анимированного изображения в формате GIF Создание документа с использованием заливки. 75 Создание документа с использованием фильтров. 76 Создание документа с использованием инструментов рисования 77 Работа с контурами в графическом редакторе GIMP. 78 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 65. Доклад на тему «Заливка и фильтры в GIMP». 66. Презентация на тему «Декорации и проекции в GIMP». 67. Сообщение на тему «Инструменты рисования в GIMP». 68. Доклад на тему «Контуры GIMP». Содержание учебного материала: Использование анимации для наглядного представления процессов с несколькими этапами. Формат GIF. Ограничения GIF. Создание изображения в формате GIF c помощью GIMP Практические занятия: Создание анимированного изображения. 79 Создание анимированного коллажа. 80 Создание изображения в формате GIF c помощью GIMP 81 Создание изображения профессиональной направленности в 82 формате GIF. Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 69. Доклад на тему «Анимации для представления процессов с несколькими этапами». 70. Презентация на тему «Формат и ограничения GIF». 71. Сообщение на тему «Создание анимированных коллажей». 72. Защита анимированных изображений профессиональной направленности. Всего З1 7 4 ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; У1 - У14; З1 144 ч. __________________________________________________________ 1 Образовательная организация осуществляет выбор двух модулей 2 Отражается ПК, элемент которой формируется прикладным модулем (профессионально-ориентированным содержанием) в соответствии с ФГОС реализуемой профессии/специальности СП 25 26 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Для реализации дисциплины имеет учебную компьютерной лаборатории информатики. Оборудование компьютерной лаборатории: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; маркерная доска; учебно-методическое обеспечение. Технические средства обучения: компьютеры по количеству обучающихся; локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет; системное и прикладное программное обеспечение; антивирусное программное обеспечение; специализированное программное обеспечение; мультимедиапроектор интерактивная доска/панель/экран. 3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания. Основные печатные издания 1. Семакин И.Г. , Хеннер Е.К., Шеина Н.Е. Информатик а и ИКТ, Информатика (базовый уровень): Издательство Просвещение, 2020. 2. Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др. Информатика (базовый и углубленный уровень). АО "Издательство "Просвещение", 2022. Дополнительные источники 1. Цветкова М.С. Информатика (5-е изд., стер.) учебник 105117695, Издательский центр «Академия, 2018. 2. Акопов, А. С. Компьютерное моделирование : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. С. Акопов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 389 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10712-8. 3. Демин, А. Ю. Информатика. Лабораторный практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Ю. Демин, В. А. Дорофеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 133 с. Прикладной модуль 1 «Основы 3D моделирования» 27 Бучельникова, Т. А. Основы 3D моделирования в программе Компас : учебнометодическое пособие / Т. А. Бучельникова. — Тюмень : ГАУ Северного Зауралья, 2021. — 60 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/179203 (дата обращения: 10.10.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. Прикладной модуль 2 «Введение в создание графических изображений с помощью GIMP» Боресков, А. В. Компьютерная графика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Боресков, Е. В. Шикин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 219 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11630-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476345 (дата обращения: 09.10.2022).08:11 Электронные издания 1. 3D моделирование для каждого - Российская электронная школа (resh.edu.ru) 3. Урок цифры 4. Анализ данных - Яндекс Практикум 5. Элективные онлайн курсы. Академия Яндекса 6. Введение в машинное обучение - Онлайн-курсы Образовательного центра Сириус 28 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины «Информатика» раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала. Общая/профессиональная компетенция Раздел/Тема ОК 01 Тема 1.6 Тема 1.9 Тема 3.5 ОК 02 Тема 1.1 Тема 1.3 Тема 3.1 Тема 3.2 Тема 1.6 Тема 1.9 Тип оценочных мероприятий Выполнение практических заданий. Тестирование ОК 01 ОК 02 ОК 02, ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; ОК 02, ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; ОК 01, ОК 02, ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; Тема 1.7 Тема 1.8 Тема 2.2 Тема 3.4 Тема 1.2 Тема 1.4 Тема 1.5 Тема 2.1 Тема 2.3 Тема 2.4 Тема 2.5 Тема 2.6 Тема 2.7 Тема 3.3 Тема 1.7 Тема 1.8 Тема 2.2 Тема 3.6 Тема 3.7 Тема 3.8 Тема 3.9 Тема 3.10 Тема 3.11 Тема 3.12 Тема 3.13 Прикладной модуль 1 Прикладной модуль 2 Все модули Выполнение практических заданий. Контрольная работа Проектная работа Контрольная работа Выполнение заданий экзамена 29