Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 04. Экономические и правовые основы профессиональной деятельности Профессии СПО: 43.01.09 Повар, кондитер срок обучения 3 года 10 месяцев 2023 г СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РАБОЧЕЙ 2. СТРУКТУРА И ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ СОДЕРЖАНИЕ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 04 «Экономические и правовые основы профессиональной деятельности» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина ОП 04 «Экономические и правовые основы профессиональной деятельности» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 43.01.09 «Повар, Кондитер», рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по профессии повар, кондитер, в дополнительном профессиональном образовании, по переподготовке кадров и повышения квалификации. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания. Код ПК, ОК, ЛР ОК 1-7, 9,10 ЛР 2, ЛР 3 Умения Знания - проводить анализ состояния рынка товаров и услуг в области профессиональной деятельности; ориентироваться в общих вопросах основ экономики организации питания; - определять потребность в материальных, трудовых ресурсах; применять нормы трудового права при взаимодействии с подчиненным персоналом; - применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях; защищать свои права в рамках действующего законодательства РФ. - принципы рыночной экономики; организационно-правовые формы организаций; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; - способы ресурсосбережения в организации; понятие, виды предпринимательства; виды предпринимательских рисков, способы их предотвращения и минимизации; - нормативно - правовые документы, регулирующие хозяйственные отношения; основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения; - формы и системы оплаты труда; механизм формирования заработной платы; - рассчитывать: суммы и уровень издержек производства и обращения; расходы на продажи (по статьям и по предприятию в ОК 11 целом); розничные и продажные цены; основные виды прибыли; поводить расчет и анализ себестоимости и валового дохода. - виды гарантий, компенсаций и удержаний из заработной платы - Выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи Презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности Оформлять бизнес-план Рассчитывать размеры выплат по кредитам - Основы предпринимательской деятельности Основы финансовой грамотности Правила разработки бизнес-планов Порядок выстраивания презентации Виды кредитных банковских продуктов отрасль общественного питания в системе рыночной экономики; современной состояние и перспективы развития отросли; издержки производства и обращения; особенности ценообразования в общественном питании ; классификацию цен на товары и услуги; механизм ценообразования на продукцию (услуги); структуру розничной и продажной цены; понятие о косвенных налогах; понятие себестоимости продукции и услуг общественного питания ; понятие сущность, источники образования и порядок расчета дохода. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 44 в т.ч. в форме практической подготовки 8 в т. ч.: теоретическое обучение 28 практические занятия 8 Самостоятельная работа 1 - Консультации 2 Промежуточная аттестация в форме экзамена 6 1 Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины. 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 Раздел 1. Экономические и правовые основы производственной деятельности Тема 1.1 Содержание учебного материала Принципы 1. Понятие экономики и права. Цели, задачи и структура дисциплины, связь с другими рыночной дисциплинами. Основные направления социально-экономического развития России. экономики 2. Производство как процесс создания полезного продукта. Факторы производства, их Тема 1.2. Предприятие (организация) как субъект хозяйствования. 2 Объем часов 3 4 22 5 1 1 классификация. Производственные возможность си общества и ограниченность ресурсов. 3. Основные понятия рыночной экономики. Рынок, понятия, виды, инфраструктура конъюнктура рынка, элементы рыночного механизма (спрос и предложение, рыночные цены, конкуренция) 4. Монполия, антимонопольное законодательство. 5. Закон спроса и предложения. Факторы влияющее на спрос и предлоение. Содержание учебного материала 1. Сущность предпринимательства, его виды. 10 1 2.Субъекты предпринимательской деятельности, и их правовое положение 1 3. Значение малого бизнеса для экономики страны, меры господдержки малому 1 В соответствии с Приложением 3 ПООП. Коды компетенций и личностных результатов 2, формированию которых способствует элемент программы ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11 ЛР 2, ЛР 3 1 1 1 ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11 ЛР 2, ЛР 3 Тема 1.3 Издержки производства и обращения. Ценообразование, себестоимость, валовой доход. бизнесу. Виды предпринимательских рисков и способы их предотвращения и минимизации. 4. Виды экономической деятельности (отрасли народного хозяйства). 1 5.Признаки отрасли общественного питания, ее роль и значение в экономике страны. 1 6.Понятие организации, краткая характеристика, классификация, цели и задачи деятельности. 7.Ресурсы предприятий. Пути ресурсосбережения в организации. 8.Организационно-правовые формы предприятий, установленные ГК РФ, виды и особенности, достоинства и недостатки. 9. Правовое регулирование хозяйственных отношений. 1 Тематика практических занятий. Практическое занятие № 1. Определение организационно-правовых форм и видов коммерческих и некоммерческих организаций, особенностей правового регулирования их деятельности. (Решение ситуационных задач) 1 1 Содержание учебного материала 1.Издержки производства и обращения. Понятие, экономическая сущность, классификация. 2.Цена. Особенности ценообразования в общественном питании. Классификация цен на товары и услуги. Механизм ценообразования на продукцию (услуги) 3.Себестоимость продукции и услуг общественного питания 7 1 4.Валовой доход. Понятие , сущность, источники образования. Порядок расчета. Тематика практических занятий Практическое занятие № 2. Расчет суммы и уровня издержек производства и обращения (расходов на продажу) по статьям и по предприятию в целом. Практическое занятие № 3. Расчет основных видов прибыли. Расчет и анализ себестоимости и валового дохода Контрольная работа № 1 «Экономические и правовые основы производственной деятельности. 1 1 1 1 ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11 ЛР 2, ЛР 3 ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11 ЛР 2, ЛР 3 ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11 ЛР 2, ЛР 3 ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11 ЛР 2, ЛР 3 1 1 2 1 1 1 ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11 ЛР 2, ЛР 3 Раздел 2 Основы трудового права и формы оплаты труда 14 Тема 2.1 Основные положения законодательств а, регулирующие трудовые отношения Содержание учебного материала 1.Основные понятия трудового законодательства. Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой договор. 7 1 2.Рабочее время и время отдыха. Дисциплина труда и трудовой распорядок. 3. Материальная ответственность сторон трудового договора. Договор о материальной ответственности. 1 1 4. Защита трудовых прав работников Тематика практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие № 4. Порядок заключения трудового договора Практическое занятие № 5. Порядок расторжения, изменения условий трудового договора Практическое занятие № 6 Определение материальной ответственности работодателей и работников (Решение ситуационных задач) Содержание учебного материала 1.Политика государства в области оплаты труда. Механизм формирования оплаты труда по трудовому законодательству. 1 3 1 1 Тема 2.2. Механизм формирования и формы оплаты труда 2. Формы и системы заработной платы Формирование фонда оплаты труда в организации, определение средней заработной платы. 3. Мотивация труда, виды и способы. Техническое нормирование труда. 4. Гарантии и компенсации при оплате труда. Удержания из заработной платы, их виды. Права предприятий и организаций по защите интересов трудящихся Тематика практических занятий. Практическое занятие № 7. Расчет заработной платы при сдельной форме оплаты труда. Практическое занятие № 8 Расчет заработной платы при повременной форме оплаты труда Контрольная работа № 2 «Основы трудового права и формы оплаты труда» 1 7 1 1 1 1 2 1 1 1 ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11 ЛР 2, ЛР 3 ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11 ЛР 2, ЛР 3 ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11 ЛР 2, ЛР 3 ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11 ЛР 2, ЛР 3 ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11 ЛР 2, ЛР 3 ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11 ЛР 2, ЛР 3 Консультации 2 Промежуточная аттестация в форме экзамена 6 Всего: 44 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Социально-экономических дисциплин оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения муляжей (инвентаря), раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором; наглядными пособиями (натуральными образцами продуктов, муляжами, плакатами, DVD фильмами, мультимедийными пособиями). 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе 1.2.1. Печатные издания: 1. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 21 дек. 2001 г.: по состоянию на 26 апр. 2016 г.] М.: Рид Групп, 2016. – 256 с. – (Законодательство России с комментариями к изменениям). 2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. текст: [по сост. на 1 мая. 2016 г.]. М.: Омега-Л, 2016. – 688с. – ( кодексы Российской Федерации). 3. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 16 июля 1998 г.: по состоянию на 1 янв. 2016 г.]. М.: ЭЛИТ, 2016- 880с. (кодексы Российской Федерации). 4. Кодекс РФ об административных правонарушениях – М.: Проспект, КноРус, 2014г. 5. Закон Российской Федерации от 09.01.1996 г. № 2-ФЗ № «О защите прав потребителей» (Конституция Российской Федерации от 12.12 1993г. НОРМА ИНФРА-М Москва, 2014 г. 6. ГОСТ 31985-2013 Услуги общественного питания. Термины и определения.- Введ. 2015-01-01. - М.: Стандартинформ, 2014.-III, 10 с. 7. ГОСТ 31987-2012 Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию. Введ. 2015 – 01 – 01. – М.: Стандартинформ, 2014.- III, 16 с. 8. ГОСТ 30389 - 2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного питан0ия. Классификация и общие требования – Введ. 2016 – 01 – 01. – М.: Стандартинформ, 2014.- III, 12 с. 9. Жабина С.Б., Бурдюгова О.М., Колесова А.В. Основы экономики, менеджмента и маркетинга в общественном питании: учебник для студентов СПО/ С.Б. Жабина, О.М. Бурдюгова, А.В.Колесова. 3-е изд. Стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 336 с. 10. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для студентов сред.проф. Учеб. Заведений / В.В. Румынина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014г. 10 11. Соколова С.В. Основы экономики: учебное пособие для нач. проф. образования /С.В. Соколова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013г. 12. Яковлев А.И.Основы правоведения: учебник для учащихся нач. проф. учеб. заведений/ А.И.Яковлев- М: «АКАДЕМИЯ», 2012 г. 13. 14. Журнал «Ресторанные ведомости», приложение «Отдел продаж», М., 2013-2016 г. Журнал « Современный ресторан» 1.2.2. Дополнительные источники (печатные издания): 1. Быстров С.А. Экономика и организация ресторанного бизнеса: учебное пособие/ С.А. Быстров. – М.: Форум, 2011. - 464с. 2. Ефимова О.П. Экономика общественного питания: учеб. пособие для вузов / О.П. Ефимова; Под ред. Н.И. Кабушкина. - 6-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2008. - 348с. 3. 4. 5. 6. 7. Казанцева С.Я. Основы права: учебник для студ. Сред. Проф. заведений/ С.Я. Казанцева. – М.: Издательский центр «Академия», 2009г. Капустина А.Я. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учеб.пособие/ под общ. Ред. Проф. А.Я. Капустина. – М.:Гардарики, 2009г. Солдатенков Д.В. Ресторанный персонал: как избежать проблем. / Д.В. Солдатенков.: М.ЗАО. Издательский дом Ресторанные ведомости,2005.-192с. Румынина В.В. Основы права: учебник для студ. сред. проф. образования./ В.В. Румынина – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007г. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 и 11 классов образовательный учреждений. Базовый и профильный уровни: в 2 частях – 4-е изд. – М. ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2008г. 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения -принципы рыночной экономики; -организационно-правовые формы организаций; -основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; - способы ресурсосбережения в организации; -понятие, виды предпринимательства; -виды предпринимательских рисков, способы их предотвращения и минимизации; -нормативно - правовые документы, регулирующие хозяйственные отношения; -основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения; -формы и системы оплаты труда; -механизм формирования заработной платы; -виды гарантий, компенсаций и удержаний из заработной платы отрасль общественного питания в системе рыночной экономики; современной состояние и перспективы развития отросли; издержки производства и обращения; особенности ценообразования в общественном питании ; классификацию цен на товары и услуги; механизм ценообразования на продукцию (услуги); структуру розничной и продажной цены; понятие о косвенных налогах; понятие себестоимости продукции и услуг общественного питания ; понятие сущность, источники образования и порядок расчета дохода. -проводить анализ состояния рынка Критерии оценки Полнота ответов, точность формулировок, не менее 70% правильных ответов. Не менее 75% правильных ответов. Формы и методы оценки Текущий контроль при провдении: -письменного/устного опроса; Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии -оценки результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) -тестирования; Промежуточная аттестация в форме экзамена / в виде: -письменных/ устных ответов, -тестирования. Текущий контроль: 12 товаров и услуг в области профессиональной деятельности; -ориентироваться в общих вопросах основ экономики организации питания; -определять потребность в материальных, трудовых ресурсах; -применять нормы трудового права при взаимодействии с подчиненным персоналом; -применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях; -защищать свои права в рамках действующего законодательства РФ. - рассчитывать: суммы и уровень издержек производства и обращения; расходы на продажи (по статьям и по предприятию в целом); розничные и продажные цены; основные виды прибыли; поводить расчет и анализ себестоимости и валового дохода. Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям - защита отчетов по практическим/ лабораторным занятиям; - оценка заданий для внеаудиторной (самостоятельной) работы -Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. -Точность оценки -Соответствие требованиям инструкций, регламентов -Рациональность действий и т.д. - экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий в процессе практических/лабораторных занятий Промежуточная аттестация: - экзамен 13 14