Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДУД. 04 Информационные технологии в профессиональной деятельности Профессии СПО: 43.01.09 Повар, кондитер срок обучения 3 года 10 месяцев 2023 г СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РАБОЧЕЙ 2. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ И СОДЕРЖАНИЕ 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДУД. 04 Информационные технологии в профессиональной деятельности 1.1. Область применения примерной программы Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК.1- ОК.7, ОК.9 - ОК.10. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания. Код ПК, ОК, ЛР ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 ОК 10 ОК 11 ЛР 14 Умения Знания отличать представление информации в различных системах счисления; определять объем информации в разных единицах измерения; составлять алгоритмы решения типовых задач, разрабатывать программы с помощью алгоритмического языка; работать в среде операционной системы на пользовательском уровне; оформлять текстовый документ с помощью процессора Microsoft Word; - создавать мультимедийные презентации в программе Microsoft PowerPoint; решать задачи с вычислениями с помощью табличного процессора Microsoft Excel; - обрабатывать информацию в графическом редакторе; - создавать и управлять базой данных средствами СУБД МS Access; - пользоваться интернет; - сервисами в сети Интернет; - описывать значимость своей профессии; - выявлять достоинства и недостатки коммерчесекой идеи: презентовать идеи открытия собственного дела в - правила техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; - основные принципы значение роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; - представления данных в памяти компьютера; - основные алгоритмические конструкции с средства их реализации на языке программирования; - архитектура персонального компьютера; - виды программного обеспечения ПК и правовые аспекты использования компьютерных программ; - понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов; возможности динамических (электронных) таблиц; - представление об организации баз данных и системах управления базами данных; - представление о программных средах компьютерной графики и мультимедийных средах; - технические и программные средства компьютерных сетей и их роли в современном мире; способы защиты информации, программные средства защиты информации; - порядок выстраивания презентации. профессиональной деятельности; Оформлять бизнес – план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам по процентным ставкам кредитования; Определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес – идею; определять источники финансирования. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 100 в т.ч. в форме практической подготовки 32 в т. ч.: теоретическое обучение 68 практические занятия 32 Самостоятельная работа 1 - Промежуточная аттестация форме дифференцированного зачета 1 Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины. 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ДУД. 04 Информационные технологии в профессиональной деятельности Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 Раздел 1. Автоматизированная обработка информации Содержание учебного материала Тема 1. 1 1. Основные понятия автоматизированной обработки информации. Информация и 2. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. информационные АСУ различного назначения, примеры их использования. процессы 3.Автоматизированная обработка информации. АСУ Тема 1.2 Технические средства информационных технологий Тема 1.3 Информационные системы 2 Тематика практических занятий Практическое занятие № 1. Правило техники безопасности и поведение в компьютерном классе. Практическое занятие № 2.Проектирование АРМ повара, кондитера. Технологические требования при эксплуатации рабочего места. Содержание учебного материала 1. Состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем. 2.Телекоммуникации. 3. Средства хранения и переноса информации. 4. Комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений деятельности на предприятии общественного питания. Оргтехника. 5. Состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем. Содержание учебного материала 1. Основные понятия, классификация и структура автоматизированных информационных систем. В соответствии с Приложением 3 ПООП. Объем часов 3 15 5 1 1 1 2 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 Коды компетенций и личностных результатов 2, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 1-7, 9,10 ЛР 14 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 2.Классификация информационных систем. 3.Виды профессиональных автоматизированных систем. 4.Информационные системы: классификация, структура, виды. Практические занятия Практическое занятие № 1 Основы работы в программе оптического распознавания информации, в справочно – правовой системе «Консультант – плюс» Раздел 2. Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности Тема 2.1 Технология обработки текстовой информации Содержание учебного материала 1.Текстовые редакторы как один из пакетов прикладного программного обеспечения. 2.Общие сведения о редактировании текстов. 3.Основы конвертирования текстовых файлов 4.Контекстный поиск и замена. 5.Оформление страниц документов, формирование оглавлений. Расстановка колонтитулов, нумерация страниц, буквица. 6.Работа с таблицами и рисунками в тексте. 7.Шаблоны и стили оформления. Водяные знаки в тексте. 8.Слияние документов. Издательские возможности редактора. Тематика практических занятий Практическое занятие № 2 .Создание деловых документов в текстовом редакторе. Практическое занятие № 3. Оформление текстовых документов, содержащих таблицы. Практическое занятие № 4. Создание организационных диаграмм в текстовом документе. Практическое занятие № 5. Создание и формирование документа с помощью текстового редактора MS WORD. Создание структурированного документа. Практическое занятие № 6. Оформление реферата. Практическое занятие № 7. Создание меню ресторана в текстовом редакторе Microsoft Word Практическое занятие № 8. Создание резюме на основе шаблона в Microsoft Word Практическое занятие № 9. Создание схемы ресторана в Microsoft Word Практическое занятие № 10. Создание буклета о профессии средствами Microsoft Рublisher. 1 1 1 1 1 53 17 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ОК 1-7, 9,10 ЛР 14 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 Тема 2.2 Технология обработки графической информации Тема 2.3 Компьютерные презентации Содержание учебного материала 1.Методы представления графических изображений. 12 1 2.Виды графики. Цвет и методы его описания. 3.Форматы графических файлов. 4.Способы получения графических изображений - рисование, оптический (сканирование) Тематика практических занятий Практическое занятие № 11.Создание рисунка в приложении типа Paint . Сохранение его в файле. Практическое занятие № 12. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов. Вставка графических объектов. Практическое занятие № 13. Создание комбинированных изображений из профессиональной деятельности в редакторе MS Office Publisher. Практическое занятие № 14. Основы работы с объектами средствами прикладных компьютерных программ. Практическое занятие № 15.Графический редактор Adobe Photoshop – Интерфейс Adobe Photoshop. Практическое занятие № 16. Графический редактор Adobe Photoshop- Слои. Создание коллажа. Практическое занятие № 17. Графический редактор Adobe Photoshop – Ретуширование и восстановление. Практическое занятие № 18. Графический редактор Adobe Photoshop – работа с текстом. Содержание учебного материала 1.Формы компьютерных презентаций. 2. Схема работы Power Point. 3.Графические объекты. 4.Таблицы и диаграммы как элементы презентации. 5.Общие операции со слайдами. 6.Выбор дизайна, анимация, эффекты, звуковое сопровождение 7.Программа Microsoft PowerPoint. Оформление и настройка презентации. Тематика практических занятий Практическое занятие № 19. Создание графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций Power Point. 1 1 1 8 1 ОК 1-7, 9,10 ЛР 14 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 1 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 4 1 ОК 1-7, 9,10 ЛР 14 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 Практическое занятие № 20. Редоктирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций Power Point. Практическое занятие № 21. Создание интерактивного меню ресторана Microsoft PowerPoint. Практическое занятие № 22. Создание презентации «Современные способы обслуживания ресторана» Тема 2.4 Содержание учебного материала Технологии 1.Электронные таблицы, базы и банки данных, их назначение, использование в обработки числовой информационных системах профессионального назначения. информации в 2Расчетные операции, статистические и математические функции. Решение задач профессиональной линейной и разветвляющейся структуры в электронных таблицах. деятельности 3. База данных. Основные типы данных. Объекты, атрибуты и связи. 4.Формирование запроса-выборки. 5.Электронная таблица Microsoft Excel. Решение задач линейной и разветвляющейся структуры в ЭТ. Макросы. 6.База данных Microsoft Access. Объекты, атрибуты и связи. Тематика практических занятий Практическое занятие № 23. Создание и расчет таблицы (накладная). Практическое занятие № 24. Создание и расчет таблицы (меню). Практическое занятие № 25.Расчет сырья на одну порцию. Практическое занятие № 26. Использование электронных таблиц для решения профессиональных задач. Практическое занятие № 27. Создание и расчет таблицы «Расчет процентов потери сырья» Практическое занятие № 28. Создание таблицы и формы базы данных «Учет продуктов» Контрольная работа № 1 « Автоматизированная обработок. Общий состав и структура персональных компьютеров. Базовые системные программные продукты в области профессиональной деятельности. Раздел 3. Пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности. Тема 3.1 Содержание учебного материала Использование дополнительных 1 1 1 13 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 1 9 9 ОК 1-7, 9,10 ЛР 14 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 прикладных программ в профессиональной деятельности. 1. Обзор и классификация компьютерных программ и систем для решения профессиональных задач на предприятиях общественного питания. 1 2.Функциональное назначение программ. 1 3.Способы формирования запросов при обращение к базе данных. 1 4.Ввод, редактирование и хранение данных. 5.Составление и получение отчетов о деятельности ресторана. 6. Работа с калькуляционными карточками, меню, себестоимость. 1 1 Тематика практических занятий Практическое занятие № 29. «Формирование информационной базы с учетом специфики предприятия общественного питания». 3 1 Практическое занятие № 30. Создание калькуляционных карт блюд. Практическое занятие № 31. Создание технологических карт блюд. Раздел 4. Состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Тема 4.1 Содержание учебного материала Компьютерные сети. 1. Компоненты вычислительной сети. Тема 4.2 Глобальная сеть интернет 1 1 10 4 1 2.Классификация сетей по масштабам, топологии, архитектуре и стандартам. 1 3.Среда передачи данных. 4.Типы компьютерных сетей. Эталонная модель OSI. Преимущества работы в локальной сети. 1 1 Содержание учебного материала 1.Основые службы Интернета. 2.Технология Word Wide Wed. Браузеры. Адресация ресурсов, навигация. 3.Настройка Internet Explorer. Поиск в интернете. 6 1 1 1 ОК 1-7, 9,10 ЛР 14 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ОК 1-7, 9,10 ЛР 14 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 4.Электронная почта и телеконференции. 5.Мультимедиа технологии и электронная коммерция в Интернете. Тематика практических занятий Практическое занятие № 32.Знакомство с компьютерно- справочной системой Консультант плюс. Раздел 5. Основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности. Тема 5.1 Основы Содержание учебного материала информационной 1.Информационная безопасность. компьютерной безопасности. 2.Классификация средств защиты. 3.Программно-технический уровень защиты. 4.Безопасность в информационной среде. Тема 6.2 Основы технической компьютерной безопасности 1 1 1 1 13 7 1 1 1 1 5.Защита жесткого диска. 1 6.Создание аварийного загрузочного диска. Резервное копирование данных. 1 7. Установка паролей на документ. Содержание учебного материала 1.Защита компьютерных вирусов. 2.История возникновения компьютерных вирусов. Что такое компьютерный вирус. 1 5 1 1 3.Организация защиты от компьютерных вирусов. 4. Виды компьютерных вирусов. Контрольная работа № 2 «Прикладные программы в профессиональной деятельности. Информационные и телекоммуникационные технологии в профессиональной деятельности . Информационная безопасность». Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Всего: 1 1 1 1 100 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ОК 1-7, 9,10 ЛР 14 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ОК 1-7, 9,10 ЛР 14 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Информационных технологий в профессиональной деятельности», оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами (компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором); персональными компьютерами (по числу обучающихся) с выходом в интернет, специализированным программным обеспечением, мультимедийными пособиями. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе 3.2.1. Печатные издания 1. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – 5-е изд., стер. - М Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – 5-е изд., стер., М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 384 с. 2. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 3.2.2. Электронные издания: 1. Образовательные ресурсы сети Интернет по информатике [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://vlad-ezhov.narod.ru/zor/p6aa1.html 2. Информатика - и информационные технологии: cайт лаборатории информатики МИОО [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://iit.metodist.ru 3. Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру) [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.intuit.ru 4. Открытые системы: издания по информационным технологиям [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.osp.ru 3.2.3. Дополнительные источники (печатные издания) 1. Информационные технологии: Учебник / М.Е. Елочкин, Ю.С. Брановский, И.Д. Николаенко; Рук. авт. группы М.Е. Елочкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2012 – 256 с.: ил. 2. Информационные технологии в офисе: учеб. Пособие / – М.: «Академия», 2012. – 314 с. 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Формы и методы оценки Знания: - правила техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; - основные принципы значение роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; - представления данных в памяти компьютера; - основные алгоритмические конструкции с средства их реализации на языке программирования; - архитектура персонального компьютера; - виды программного обеспечения ПК и правовые аспекты использования компьютерных программ; - понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов; возможности динамических (электронных) таблиц; - представление об организации баз данных и системах управления базами данных; - представление о программных средах компьютерной графики и мультимедийных средах; - технические и программные средства компьютерных сетей и их роли в современном мире; способы защиты информации, программные средства защиты информации; - порядок выстраивания презентации. Умения: - отличать представление информации в различных системах счисления; - определять объем информации в разных единицах измерения; - составлять алгоритмы решения типовых задач, разрабатывать программы с помощью алгоритмического языка; Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов. Не менее 75% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования; Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям Адекватность, оптимальность выбора Текущий контроль: - экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий, защите отчетов по практическим занятиям; - оценка заданий для самостоятельной работы, -оценки результатов самостоятельной работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде: -письменных/ устных ответов, -тестирования 13 - работать в среде операционной системы на пользовательском уровне; - оформлять текстовый документ с помощью процессора Microsoft Word; - создавать мультимедийные презентации в программе Microsoft PowerPoint; - решать задачи с вычислениями с помощью табличного процессора Microsoft Excel; - обрабатывать информацию в графическом редакторе; - создавать и управлять базой данных средствами СУБД МS Access; - пользоваться интернет; - сервисами в сети Интернет; - описывать значимость своей профессии; - выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи: презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; Оформлять бизнес – план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам по процентным ставкам кредитования; Определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес – идею; определять источники финансирования. способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. Точность оценки, самооценки выполнения Соответствие требованиям инструкций, регламентов Рациональность действий и т.д. Промежуточная аттестация: - экспертная оценка выполнения практических заданий на зачете 14 15