МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "КРОПОТКИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭК. 03 Основы обществознания для профессии СПО среднего профессионального образования 23.01.09 Машинист локомотива Срок обучения 2 года 10 месяцев на базе основного общего образования Форма обучения: очная 2022 г. Рассмотрена: на заседании педагогического протокол № 1 от «__» августа 2022 г. Утверждаю совета И.о. директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ» __________/В.А. Шахбазян/ Рассмотрена на заседании гуманитарных дисциплин, протокол № 1 от 31 августа 2022г. Председатель МК ______/ Л.М.Хаженцева / Рабочая программа учебной дисциплины ЭК. 03 Основы обществознания разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31 декабря 2015 г. N 1578, с изм. от 12 августа 2022г. № 732). В соответствии с требованиями: ФГОС СПО по профессии 23.01.09 Машинист локомотива, утвержденного приказом Министерства просвещения России № 774 от 26 августа 2022 года, зарегистрирован Министерством юстиции России (рег. № 70280 от 29 сентября 2022г.), укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта. Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта». Автор: _______________преподаватель Е.А. Сорокина Рецензенты: __________ МП _________________________________________ ________________________________________ Занимаемая должность ________________________________________ Место работы ________________________________________ Квалификация по диплому __________ МП _________________________________________ ________________________________________ Занимаемая должность ________________________________________ Место работы ________________________________________ Квалификация по диплому СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭК.03 «Основы обществознания» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Интегрированная учебная дисциплина «Основы обществознания» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Обществознание» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. В учебных планах место учебной дисциплины - в составе общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины Освоение содержания учебной дисциплины «Основы обществознания» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: Код и наименование формируемых компетенций ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Планируемые результаты освоения дисциплины Общие В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; У - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; -- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; и способность их использования в познавательной и социальной практике ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательс кую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой В области духовно-нравственного воспитания: -- сформированность нравственного сознания, этического поведения; - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; - ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация: - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05. Осуществлять выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль: использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; - эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; - социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека В области эстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционно го поведения и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств - осознание обучающимися российской гражданской идентичности; - целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы; В части гражданского воспитания: - осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; - принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; - готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях; - умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; - готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; патриотического воспитания: - сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; - ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; - идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); - способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности ОК 07. В области экологического воспитания: Содействовать - сформированность экологической культуры, понимание влияния сохранению социально-экономических процессов на состояние природной и окружающей социальной среды, осознание глобального характера экологических среды, проблем; ресурсосбережени - планирование и осуществление действий в окружающей среде на ю, применять основе знания целей устойчивого развития человечества; знания об активное неприятие действий, приносящих вред окружающей изменении среде; климата, принципы - умение прогнозировать неблагоприятные экологические бережливого последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; производства, - расширение опыта деятельности экологической направленности; эффективно - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и действовать в социальной деятельности чрезвычайных ситуациях ОК 09. - наличие мотивации к обучению и личностному развитию; Пользоваться В области ценности научного познания: профессиональной - сформированность мировоззрения, соответствующего документацией на современному уровню развития науки и общественной практики, государственном и основанного на диалоге культур, способствующего осознанию иностранном своего места в поликультурном мире; языках - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; - формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду -личностных: -сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; -российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна); -гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности; - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты; - готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; - метапредметных: - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать всевозможные ресурсы для достижения оставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; -умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов; - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; - владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания; -предметных: - сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития - владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; -владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; - сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; - сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; - владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; - сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы 135 Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем 90 в том числе: Основное содержание теоретическое обучение 65 практические работы 19 Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) в том числе: теоретическое обучение 2 практические занятия 4 Самостоятельная работа 45 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 Раздел 1. Человек в обществе Тема 1.1. Общество и общественные отношения. Развитие общества. Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч 3 Коды компетенций и личностных результатов1, формированию которых способствует элемент программы 4 10/8 Содержание учебного материала 4/4 Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов. Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе Практическое занятие 1 ПЗ № 1.Изучение и умение давать точную характеристику понятий: человек, индивид, личность Самостоятельная работа: 4 1. Сообщения: Великие личности. 2. Анализ текстов «Мыслители прошлого о человеке». 3. Сообщения: Особенности научного мировоззрения. 4. Сочинение –рассуждение: Есть ли границы у свободы? Профессионально-ориентированное содержание Перспективы развития транспорта в информационном обществе Направления цифровизации в профессиональной деятельности. Тема 1.2. Биосоциальная Содержание учебного материала 2 ОК 01 ОК 05 1 4/2 ОК 02 ОК 04 ОК 05 природа человека и его деятельность Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных факторов на формирование личности. Мировоззрение, его род в жизнедеятельности человека. Социализация личности и её этапы. Агенты (институты) социализация. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение. Деятельность и её структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека Практическое занятие 3 1 ПЗ № 2 Мировоззрение, его структура и типы. Составление схемы. Самостоятельная работа: 1. Подготовить сообщение «Социализация личности и её этапы». 2. Составление тезисов «Мотивация деятельности». Тема 1.3. Познавательная деятельность человека. Научное познание Содержание учебного материала Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его форма и методы. Знания, как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, её критерии. Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Самостоятельная работа: 1. Подготовить сообщение «Формы и методы мышления». 2. Составление тезисов «Особенности научного познания в социальногуманитарных науках». Раздел 2. Духовная культура Тема 2.1 Духовная Содержание учебного материала культура личности и Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества общества. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, 2 2/2 2 2 12/6 3/2 2 ОК02 ОК04 ОК05 Тема 2.2 Наука образование современном мире Тема 2.3. Религия Тема 2.4. Искусство массовая и элитарная культура. Молодежная субкультура. -Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества. Профессионально-ориентированное содержание Практическое занятие №3 Определение культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет в профессиональной деятельности Самостоятельная работа: 1. Подготовить сообщения: В чем ценность народной культуры? 2. Составление тезисов «Проблема познаваемости мира в трудах ученых». и Содержание учебного материала в Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации. Образование в современном обществе. Российская система образования. Основные направления развития образования в Российской Федерации. Практические занятия ПЗ № 4. «Изучение и определение роли науки в современном обществе». Самостоятельная работа: 1. Составление таблицы: Функции науки. 2. Сообщение «Функции науки». Содержание учебного материала Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести. Самостоятельная работа: 1. Составление сравнительной таблицы «Мировые религии: общие черты и отличия». Содержание учебного материала Искусство, его основные функции. Особенности искусства как форма 1 2 3/2 2 1 2 2/1 2 1 4/1 2 духовной культуры. Достижения современного российского искусства Практическое занятие ПЗ № 5. «Определение основных видов искусства. Особенности искусства» ПЗ № 6 «Дать характеристику достижениям современного российского искусства» Самостоятельная работа: 1. Подготовка сообщения «Ценности и идеалы современности». Раздел 3. Экономическая жизнь общества Тема 3.1. Экономика- Содержание учебного материала основа жизнедеятельности Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность общества ресурсов. Кривая производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономический рост и пути его достижения. Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов. Практические занятия ПЗ № 7. «Изучение экономического роста: понятие, сущность и виды» Профессионально-ориентированное содержание Практическое занятие № 7 «Особенности разделения труда и специализация в профессиональной деятельности» Самостоятельная работа: 1. Сообщение «Общество и экономика» 2. Доклад «Экономический рост» Тема 3.2. Рыночные Содержание учебного материала отношения в экономике. Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Финансовые институты Государственная политика по развитию конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная политика Банка России. Инфляция: причины, виды, последствия. Практические занятия 2 1 24/7 5/2 3 1 1 2 5/4 4 1 ПЗ № 9.« Экономический рост: понятие, сущность и виды. Решение задач». Самостоятельная работа: 1.Творческая работа: Как повысить в РФ производительность труда?.4.3., с. 186-189 2.Сообщения: Роль конкуренции в экономике 3.Подготовка сообщения: «Антиинфляционная политика в России».4.4., с. 192 4.Подготовка сообщения: «Разумная налоговая политика государства- В чем она заключается?» 4.5., с.202-204 Тема 3.3. Рынок труда и Содержание учебного материала безработица. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и Рациональное поведение безработица. Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области занятости. Особенности труда молодежи. потребителя Деятельность профсоюзов. Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества. Практические занятия ПЗ № 10. «Спрос на труд. Стратегия поведения при поиске работы. Решение задач» ПЗ № 11 « Определение спроса на труд и его факторы в сфере машиностроения». Самостоятельная работа: 1. Интернет – ресурсы о человеческом капитале Тема 3.4. Предприятие в Содержание учебного материала: экономике Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятия. Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации. Профессионально-ориентированное содержание Тема 3.5. Экономика и Практическое занятие № 12 «Определение предпринимательских качеств. Основы менеджмента и маркетинга». Содержание учебного материала: 4 5/1 3 2 1 3/0 2 1 3/0 государство Тема 3.6. Основные тенденции развития экономики России и международная экономика Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала Мировая экономика. Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле. Государственное регулирование внешней торговли. Практическое занятие 3 ОК 09 3/0 ОК 06 2 1 ПЗ №13. «Составление таблицы «Современная России и мировая экономика». Раздел 4. Социальная сфера Тема 4.1. Социальная структура общества. Положение личности в обществе Содержание учебного материала: Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии. Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации. Положение индивида в обществе. Практические занятия ПЗ № 14.« Социальная стратификация и социальная мобильность. Ответы на вопросы». Профессионально ориентированное содержание Практическое занятие № 15 «Определение социальных ролей человека в трудовом коллективе. Возможности профессионального роста.» Самостоятельная работа: 1. Сочинение-расуждение: Чего я хочу добиться в жизни? ОК 01 14/7 4/1 2 1 1 1 ОК 09 Тема 4.2. Семья в современном обществе Тема 4.3. Этнические общности и нации Тема 4.4. Социальные нормы и социальный контроль. Социальный конфликт и способы его разрешения Содержание учебного материала: Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт. Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям. Практические занятия: ПЗ № 16. «Составление мер социальной поддержки семьи в Российской Федерации ». ПЗ № 17 «Определение функций и типов семьи» 5/2 Самостоятельная работа: 1. Доклад: Семья как важнейший социальный институт. 2. Сообщение «Помощь государства многодетным семьям» Содержание учебного материала: Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и пути разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации Этнические общности Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты. Практические занятия: 1. ПЗ № 18.« Освоение системой знаний, составляющих основы миграции в современной России». Самостоятельная работа: 1. Точка зрения на проблему: Страна делает ставку на молодых лидеров!? 2.Составление плана: Основы национальной политики в РФ Содержание учебного материала: Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения социальных конфликтов. Практические занятия: ПЗ № 19 «Определение стратегии поведения в конфликтной ситуации». Самостоятельная работа: 2 3 2 3/2 2 1 2 2/2 1 1 2 1.Доклад: Пути разрешения социальных конфликтов 2. Доклад «Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и пути разрешения». Раздел 5. Политическая сфера Тема 5.1. Политика и Содержание учебного материала: власть. Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политическая система. Политические институты. Политическая деятельность. Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система Российской Федерации на современном этапе. Государство как основной институт политической системы. Государственный суверенитет. Функции государства. Форма государства: форма правления, форма государственного (территориального) устройства, политический режим Типология форм государства. Практические занятия: ПЗ № 20 «Составление схемы «Федеративное устройство Российской Федерации». Самостоятельная работа: 1.Составление таблицы: Власть. Типы и формы власти 6.1., с. 260-262 2.Составить план: Признаки и функции государства 6.1., с. 262-264 3.Заполнить таблицу: Формы государственного правления. 6.3., с.282-288 4.Составить тезисы: Основные ценности демократии 6.4., с. 296 Тема 5.2. Политическая Содержание учебного материала: культура общества и Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее личности. Политический роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. процесс и его участники. Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия граждан в политике. Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных систем. Самостоятельная работа: 1. Сообщения о выдающихся личностях - государственных деятелях. 2.Сочинение-рассуждение: Демократичны ли выборы в обществе? 3. Сообщения: Для чего нужна многопартийность? 4. Сообщения: СМИ как «четвертая» власть!? Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации Тема 6.1. Право в системе Содержание учебного материала: 6/8 3/4 2 1 4 3/4 3 4 24/9 4/2 социальных норм Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации Тема 6.3. Правовое регулирование Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации. Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты, их виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации. Система российского права. Правоотношения, их субъекты. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правонарушение и юридическая ответственность. Функции правоохранительных органов Российской Федерации. Самостоятельная работа: 1. Таблица: Общие черты и различия права и морали. 2. Составление тезисов «Конфликт поколений: способы преодоления» Содержание учебного материала: Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские), политические, социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Практические занятия: 1. ПЗ № 21. «Составление таблицы «Права и обязанности человека и гражданина». 2 ПЗ№ 22. «Классификация гражданских споров, порядок их рассмотрения. Основные принципы гражданского процесса». Профессионально-ориентированное содержание 1. Профессиональные обязанности гражданина РФ в организации мероприятий РО и защиты от ЧС в условиях мирного и военного времени Самостоятельная работа: 1.Составить таблицу по теме урока: Законодательная власть в РФ. 2. Работа с текстом «Как соблюдаются права и обязанности граждан в России». 3. Сообщения: Международные организации по защите прав человека. Содержание учебного материала: Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская 4 2 10/3 7 2 1 3 6/2 5 дееспособность несовершеннолетних. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Права и обязанности работников и работодателей. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних работников Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок приема на обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг Практические занятия: ПЗ № 23 «Изучение и умение давать точную характеристику гражданским спорам, порядок их рассмотрения». Самостоятельная работа: 1. Характеристика отрасли российского права –сообщения (на выбор). 2. Составление тезисов «Административные правонарушения и ответственность за них» Тема 6.4. Правовое Содержание учебного материала: регулирование налоговых, Административное право и его субъекты. Административное административных, правонарушение и административная ответственность. Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты права уголовных на благоприятную окружающую среду. Уголовное право. Основные правоотношений. принципы уголовного права. Понятие преступления и виды преступлений. Экологическое Уголовная ответственность, её цели, виды наказания в уголовном праве. законодательство Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Самостоятельная работа: 1. Доклад «Два вида ответственности» 2. Сообщение «Виды экологические правонарушения» Тема 6.5. Основы Содержание учебного материала: процессуального права Конституционное судопроизводство. Административный процесс. Судебное производство по делам об административных правонарушениях. Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного процесса гражданских, семейных, трудовых, образовательных правоотношений 1 2 2/2 2 2 2/0 1 Дифференцированный зачет Всего: . 1 90/45 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Освоение рабочей программы интегрированной учебной дисциплины «Основы обществознания» предполагает наличие учебного кабинета, который обеспечен свободным доступом в Интернет во время учебного занятия и период внеучебной деятельности обучающихся. Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по праву, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознание» входят: • информационно-коммуникационные средства; • экранно-звуковые пособия; • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; • библиотечный фонд. В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение интегрированной учебной дисциплины «Основы обществознания», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой по экономике, социологии, праву и т. п. В процессе освоения программы учебной дисциплины «Основы обществознания» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по обществознанию, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.), сайтам государственных, муниципальных органов власти. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе 3.2.1. Основные печатные и электронные издания Для студентов - Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю.,Матвеев А.И.идр./ Под ред. Боголюбова Л.Н., Лабезниковой А.Ю. Обществознание (базовый уровень) АО "Издательство"Просвещение". - Боголюбов Л.Н.,Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю.и др. Обществознание (базовый уровень) АО"Издательство "Просвещение". - Обществознание.10 класс(базовый и углубленный уровень) Боголюбов Л.Н. Просвещение, 2022г. - Обществознание.11класс(базовый и углубленный уровень) Боголюбов Л.Н. Просвещение, 2022г. Для преподавателей Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.) Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция). Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996 № 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410. Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001 № 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552. Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006 № 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496. Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147. Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1. Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3. Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. — № 15. — Ст. 766. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566. Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823. Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. — 1995. — 4 мая. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2222. Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. — 18 мая. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480). Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 №413» Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2014. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. — М., 2017. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2022. Интернет-ресурсы www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества). www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»). www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал). www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»). 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих компетенций по разделам и темам содержания учебного материала. Содержание общеобразовательной дисциплины «Основы обществознания» направлено на формирование общих компетенций ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 и сопряжены с достижением образовательных результатов, регламентированных ФГОС СОО. Оценивание образовательных результатов обучающихся в процессе освоения ими содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Основы обществознания» на уровне среднего профессионального образования является существенным звеном учебного процесса. Целесообразно проводить оценивание образовательных результатов в ходе изучения каждого раздела образовательной программы. Для организации и проведения оценочных процедур преподаватель может воспользоваться как готовыми средствами оценивания, представленными в психологопедагогической и методической литературе, или самостоятельно разработать инструментарий оценки. Важным средством оценки образовательных результатов выступают учебные задания, проверяющие способность к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, предполагающие вариативные пути решения, комплексные задания, ориентированные на проверку целого комплекса умений, компетентностно-ориентированные задания, позволяющие оценивать сформированность группы различных умений и базирующиеся на контексте социальных ситуаций. Процедура оценивания образовательных результатов обучающихся может вестись каждым преподавателем в ходе стартовой, текущей, промежуточной диагностики. Результаты стартовой диагностики могут служить основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебной деятельности обучающегося, группы в целом. В текущей диагностике процедура оценивания может быть организована посредством: - оценивания результатов устного опроса; -оценивания выполнения познавательных заданий (задания к документам, содержащими социальную информацию; задания к схемам, таблицам, диаграммам, инфографике; вопросы проблемного характера; задания-задачи; проектные задания и др.); - оценивание результатов тестирования. При организации и проведении процедуры оценивания образовательных результатов обучающихся целесообразно предусмотреть возможность самооценки и взаимооценки знаний/умений обучающихся. Предметом оценивания являются не только итоговые образовательные результаты, но и динамика изменений этих результатов в процессе всего изучения и освоения содержания учебной дисциплины. Необходимо учитывать, что изучение обществознания предусматривает как развитие устной, так и развитие письменной речи; поэтому целесообразно выдерживать соответствующие пропорции в способах предъявления заданий и форматах ожидаемых ответов. Требования, параметры и критерии оценочной процедуры должны быть известны обучающимся заранее, до непосредственного проведения процедуры оценивания, включая самооценку и взаимооценку. По возможности, параметры и критерии оценки должны разрабатываться и обсуждаться преподавателем совместно с самими обучающимися. Каждому параметру оценки должны соответствовать критерии оценки: за что выставляется та или иная оценка; в случае балльной оценки - то или иное количество баллов.