МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "КРОПОТКИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01.ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ 23.01.09 МАШИНИСТ ЛОКОМОТИВА 2022г. Рассмотрена педсоветом протокол № 1 от «31»августа 2022г. Утверждаю И.о. директора ГБПОУ "КТТ и ЖТ" _____________/В.А. Шахбазян/ Рассмотрена на заседании МК строительных профессий и транспорта Протокол №1 от «31» августа 2022г Председатель _______/С.П. Степанова/ Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 01 Основы технического черчения для профессии 23.01.09 Машинист локомотива, разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 190623.01 Машинист локомотива, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации приказ № 703 от 2 августа 2013 года, зарегистр. Министерством юстиции (рег. № 29697 от 20 августа 2013 г.), с изменениями приказ № 389 от 09.04.2015г, укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края "Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта" Автор: /Коштоян А.Г._/ преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ». Рецензенты: Крошка В.И.___________ заместитель начальника ремонтного локомотивного депо Тимашевск-Кавказская ООО «ТМХ-Сервис» Квалификация по диплому: инженер путей сообщения Тарасов Е.В.____________ заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо Кавказская Квалификация по диплому: инженер путей сообщения 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 УЧЕБНОЙ 5 УЧЕБНОЙ 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 2. СТРУКТУРА И ДИСЦИПЛИНЫ СОДЕРЖАНИЕ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 Основы технического черчения 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.09 машинист локомотива. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре профессиональной образовательной программы: дисциплина общепрофессионального цикла основной 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: читать рабочие и сборочные чертежи и схемы; выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов; В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: правила чтения технической документации; способы графического представления объектов, пространственных образов и схем; правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов; технику и принципы нанесения размеров В результате освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии обучающиеся должны овладеть следующими основными видами профессиональной деятельности (ВПД), общими (ОК), профессиональными (ПК) компетенциями и личностными результатами (ЛР). Общие компетенции Код ОК 1. Наименование общих компетенций Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 4 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Основные виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции Код Наименование видов профессиональной деятельности и профессиональных компетенций ВПД 2. Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, приборов автомобилей. ПК 2.1 Определять техническое состояние систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей ПК 2.2 Демонтировать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей ПК 2.3. ВПД 3. Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей. Выполнение сварки и резки средней сложности деталей. ПК 3.1. Собирать изделия, сваривать, наплавлять дефекты. ПК 3.2. Выполнять ручную и машинную резку. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно ЛР 13 5 взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий. Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных. ЛР 14 Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах и традициях поведения человека как гражданина и патриота своего Отечества. ЛР 15 Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности человека о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многокультурном обществе. ЛР 16 Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей малой и большой Родине, уважительного отношения к ее истории и ответственного отношения к ее современности. ЛР 17 Ценностное отношение обучающихся к людям иной национальности, веры, культуры; уважительного отношения к их взглядам. ЛР 18 Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого труда. ЛР 19 Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д. ЛР 20 Приобретение обучающимися опыта личной ответственности за развитие группы обучающихся. ЛР 21 Приобретение навыков общения и самоуправления. ЛР 22 Получение обучающимися возможности самораскрытия и самореализация личности. ЛР 23 Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии. ЛР 24 Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации1(при наличии) Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы; управляющий собственным профессиональным развитием; рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности. ЛР -КК 1 1 Разрабатывается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, переносится из Программы воспитания субъекта Российской Федерации. Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации. 6 Экономически активный, предприимчивый, готовый к самозанятости. ЛР -КК 2 Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями2(при наличии) Готовый к самостоятельной профессиональной деятельности в современном обществе, проявляющий высокопрофессиональную трудовую активность ЛР - Р1 Гибко реагирующий на проявление новых форм трудовой деятельности, готовый к их освоению. ЛР - Р2 Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику. ЛР - Р3 Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса3(при наличии) Демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости. ЛР -Т1 Препятствующий действиям, направленным на ущемление прав или унижение достоинства (в отношении себя или других людей) ЛР -Т2 Готовый к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса и в многообразных обстоятельствах. Понимающий сущность нравственных качеств и черт характера окружающих людей и, следовательно, умеющий находить индивидуальный подход к каждому человеку ЛР- Т3 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 76 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 51час; самостоятельной работы обучающегося 25 часов. 2 Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации. 3 Разрабатывается ПОО совместно с работодателями, родителями, педагогами и обучающимися. Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации. 7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные работы практические занятия контрольные работы 76 51 Самостоятельная работа обучающегося (всего) Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Анализ правильности расположения размерных и выносных линий на чертеже. Нанесение знаков диаметра, квадрата, радиуса, толщины плоских деталей и длины на чертеже. Изучение геометрических построений. Выполнение упражнений на геометрические построения. Способы, облегчающие зарисовку деталей от руки и на глаз. Упражнения в выполнении аксонометрических проекций по деталям. Выполнение упражнений на сечения. Выполнение сложных разрезов. Классификация резьбы. Понятие наружного и внутреннего диаметра резьбы. Чтение чертежей цилиндрических зубчатых передач. Чтение простейших сборочных чертежей. Правила составления и чтения спецификации. Упражнения в выполнении условных обозначений для схем. Упражнения в выполнении простейших схем отдельных узлов машин. Порядок чтения схем. 25 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 1 35 - 8 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01 Основы технического черчения Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Общая часть. Тема 1.1. Введение в курс черчения. Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 Содержание учебного материала 1 2 Объем часов 3 41 Уровень освоения 4 1 15 1 Чертеж и его роль в технике и на производстве. Понятие о ЕСКД (единой системы конструкторской документации). Стандарты и их значение. Расположение видов на чертеже. Шрифты. Основные сведения о нанесении размеров на чертеже. Форматы. Масштабы чертежей. Рамка. Основная надпись чертежа. Общие правила нанесения размеров на чертежах. Применение масштабов в черчении. Практические занятия 1 Построение букв и цифр чертежного шрифта. 2 Выполнение линий чертежа. 3 Вычерчивание рамки на листе формата А4. 4 Вычерчивание и заполнение основной надписи учебного чертежа. 5 Вычерчивание и заполнение основной надписи производственного чертежа. 6 Нанесение размерных и выносных линий на чертеже 7 Нанесение размерных чисел на чертеже. 8 Нанесение знаков и надписей на чертежах. 9 Вычерчивание чертежа детали. 10 Вычерчивание прокладки. 11 Выполнение графических обозначений материалов. 2 2 3 2 11 9 Тема 1. 2. Геометрические построения. Самостоятельная работа по теме 1.1. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной, технической литературы (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Написание букв и цифр чертежного шрифта. Определение типа линий и заполнение таблицы. Заполнение графы основной надписи на формате А4. Выполнение упражнений на нанесение размеров. Выполнение упражнения чертежа детали в 3-х масштабах. Выполнение чертежа. 5 Содержание учебного материала 1. Графические способы решения геометрических задач на плоскости. Построение перпендикуляров, углов заданной величины. Деление отрезков прямых и углов. Сопряжения. Техническое рисование. Практическое занятие 12 Построение и деление углов, отрезков, параллельных и перпендикулярных прямых. 13 Выполнение расчета деления окружности на равные части. 14 Выполнение чертежей плоских деталей с применением геометрических построений. 15 Вычерчивание сопряжений. 16 Нанесение размеров на чертеже. Самостоятельная работа по теме 1.2. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной, технической литературы (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Изучение геометрических построений. Выполнение упражнений на построение сопряжений. 6 5 3 10 Тема 1.3.Аксонометрические и прямоугольные проекции. Содержание учебного материала 1 Тема 1.4. Сечения и разрезы. Основные сведения о прямоугольных и аксонометрических проекциях. Практическое занятие. 17 Построение чертежей геометричеких тел в системе прямоугольных проекций. Построение чертежей геометрических тел вращения в системе 18 прямоугольных проекций. 19 Построение фронтальной диметрической проекции. 20 Построение изометрической проекции. 21 Построение диметрической прямоугольной проекции. 22 Выполнение технического рисунка детали. Самостоятельная работа по теме 1.3. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной, технической литературы (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Способы, облегчающие зарисовку деталей от руки и на глаз. Упражнения на построение геометрических тел. Упражнения в выполнении аксонометрических проекций по деталям. Содержание учебного материала 1 Назначение сечений. Расположение сечений. Правила выполнения и обозначения сечений. 2 Назначение и классификация разрезов. Правила выполнения разрезов. Обозначение разрезов. Различие между сечением и разрезом. Практическое занятие. 23 Выбор необходимого сечения из нескольких заданных. 24 Выполнение чертежей деталей, требующих применения сечений. 8 2 6 3 5 3 11 25 Построение сложных разрезов. Самостоятельная работа по теме 1.4. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной, технической литературы (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Выполнение упражнений на сечения деталей. Правила выполнения сложных разрезов. Тема 1.5. Основные сведения по машиностроительному черчению. 3 Содержание учебного материала 1 Рабочие чертежи деталей. Расположение основных видов на чертеже. Выносные элементы. Конусность и уклон. 2 Резьбы. Изображение и обозначение резьбы. Резьбовые соединения. Зубчатые передачи. Цилиндрические зубчатые колеса. 7 Практические занятия. 4 26 Выполнение эскизов деталей, имеющих резьбу. 27 Устройство цилиндрического колеса с прямыми зубьями. 28 Расчет параметров цилиндрического прямозубого колеса. 29 Обмер размеров цилиндрического прямозубого колеса. Самостоятельная работа по теме 1.5. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной, технической литературы (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) Подготовка к практическим занятиям с использованием методических 2 2 4 12 рекомендаций преподавателя. Классификация резьбы. Понятие наружного и внутреннего диаметра резьбы. Чтение чертежей цилиндрических зубчатых передач. Раздел 2. Специальная часть. Тема 2.1. Сборочные чертежи. 9 Содержание учебного материала 1 4 Общие сведения о сборочных чертежах; изображения на сборочных чертежах; номера позиций и нанесение их на сборочных чертежах. Спецификация; содержание, связь с номерами позиций, нанесенных на сборочном чертеже. Практические занятия 30 Вычерчивание основной надписи спецификации. 31 Вычерчивание спецификации. 32 Порядок чтения сборочных чертежей. Самостоятельная работа по теме 2.1. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной, технической литературы (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Чтение простейших сборочных чертежей. Правила составления и чтения спецификации. 3 3 13 Тема 2.2. Чтение и выполнение чертежей и схем по профессии. Содержание учебного материала 1 Правила чтения технической документации. Виды и типы схем. Электрические схемы. 5 Практическое занятие 33 Чтение технической документации. 34 Выполнение простейших кинематических схем. 35 Выполнение пневматических схем. Самостоятельная работа по теме 2.2. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной, технической литературы (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Упражнения в выполнении условных обозначений для схем. Упражнения в выполнении простейших схем отдельных узлов машин. Порядок чтения схем. 3 Дифференцированный зачет Всего: 2 4 1 76 14 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины «Основы технического черчения» требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: рабочее место преподавателя; ученические места для учащихся; инструменты для демонстрации приемов работы, доска меловая разлинованная. Модели для анализа и демонстрации, макет пространственного угла, макеты образования сечений и разрезов деталей, для демонстрации методов проецирования, плакаты, карточки-задания, тесты, стенды, конструкторы для моделирования при чтении чертежей, измерительные инструменты для обмера. Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, мультимедиапроектор. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1.Феофанов А.Н. Основы машиностроительного черчения.4-е изд., стер.М., Академия. 2012. 80с.2012 2.Куликов В.П. Инженерная графика. Учебник. 5-е изд.М., ИНФРА-М, 2013. 368с.2013 3.Исаев И.А. Инженерная графика. Рабочая тетрадь. Ч.1. 2-е изд. М., ФОРУМ. 2013. 80с.ил. 2013 4.Исаев И.А. Инженерная графика. Рабочая тетрадь. Ч.2. 3-е изд., испр. М., ФОРУМ, 2013. 56с. ил. 2013 5.Чумаченко Г.В. Техническое черчение. 6-е изд., стер. Ростов н/Д, Феникс, 2013. 349с. 2013 6.Учаев П.Н. и др. Альбом чертежей по машиностроительному черчению и компьютерной графике. Старый Оскол, ТНТ,2014. 228с.2014. Дополнительные источники: 1. Журналы: «Локомотив», «Железнодорожный транспорт», «Вагоны и вагонное хозяйство». Газеты: «Гудок», «Звезда». 2. Фильмы и презентации по темам программы. 15 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) умения: читать рабочие и сборочные чертежи и схемы; выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов; Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Экспертная оценка выполнения на практических занятиях №22,-35,внеаудиторной самостоятельной работы, устный опрос, тестирование Экспертная оценка выполнения на практических занятиях №10-22, устный опрос знания: правил чтения технической документации; способов графического представления объектов, пространственных образов и схем; правил выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов; техники и принципов нанесения размеров; Экспертная оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, устный опрос Экспертная оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, устный опрос, тестирование Экспертная оценка выполнения на практических занятиях №10-35 внеаудиторной самостоятельной работы, устный опрос, тестирование Экспертная оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, устный опрос, тестирование Дифференцированный зачет. 16 17 18 РЕЦЕНЗИЯ на рабочую программу ОП.01. Основы технического черчения по профессии 23.01.09 Машинист локомотива, выполненную преподавателем ГБПОУ"КТТиЖТ". Максимова С.В. образование высшее. Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по указанной профессии. В результате изучения программного материала обучающиеся овладеют знаниями и умениями по вопросам: чтения рабочих и сборочных чертежей и схем; выполнения эскизов, технических рисунков, простых чертежей деталей, их элементов и узлов. Оценка структуры рабочей программы (характеристика разделов) Структура программы соответствует наличию обязательных компонентов и включает в себя: паспорт рабочей программы, результаты освоения; структуру и содержание, условия реализации; контроль и оценку результатов освоения дисциплины. Деление на разделы соответствует знаниям и умениям. В программе учтена специфика учебного заведения, которая отражена в содержании общепрофессиональной дисциплины. Оценка соответствия тематики практических занятий требованиям подготовки выпускника по профессии и содержанию рабочей программы: В программе уделено особое внимание использованию в организации учебного процесса разнообразных форм практических занятий, самостоятельной работы обучающихся и соответствует профессиональным требованиям, предъявляемым к обучению. Язык и стиль изложения, терминология соответствуют ведущим требованиям программы учебной дисциплины и ее уровню усвоения. Соответствие содержания рабочей программы современному уровню развития науки, техники и производства рабочая программа соответствует современным требованиям. Рекомендации, замечания не имеет Заключение: Рабочая программа ОП.01. Основы технического черчения может быть использована для обеспечения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.09 Машинист локомотива Рецензент Тарасов Е.В.____________ заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо Кавказская Квалификация по диплому: инженер путей сообщения «31» августа 2022г. 19 РЕЦЕНЗИЯ на рабочую программу ОП.01. Основы технического черчения по профессии 23.01.09 Машинист локомотива, выполненную преподавателем ГБПОУ"КТТиЖТ" Максимова С.В., образование высшее Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по указанной профессии. В результате изучения программного материала обучающиеся овладеют знаниями и умениями по вопросам: чтения рабочих и сборочных чертежей и схем; выполнения эскизов, технических рисунков и простых чертежей деталей, их элементов, узлов. Оценка структуры рабочей программы (характеристика разделов) Структура программы соответствует наличию обязательных компонентов и включает в себя: паспорт рабочей программы, результаты освоения; структуру и содержание, условия реализации; контроль и оценку результатов освоения дисциплины. Деление на разделы соответствуют знаниям и умениям. В программе учтена специфика учебного заведения, которая отражена в содержании общепрофессиональной дисциплины. Оценка соответствия тематики практических занятий, требованиям подготовки выпускника по профессии и содержанию рабочей программы: В программе уделено особое внимание использованию в организации учебного процесса разнообразных форм практических занятий, самостоятельной работы обучающихся и соответствует профессиональным требованиям предъявляемым к обучению. Язык и стиль изложения, терминология соответствует ведущим требованиям программы учебной дисциплины и ее уровню усвоения. Соответствие содержания рабочей программы современному уровню развития науки, техники и производства рабочая программа соответствует современным требованиям. Рекомендации, замечания не имеет Заключение: Рабочая программа ОП.01. Основы технического черчения может быть использована для обеспечения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.09 Машинист локомотива Рецензент ___________В.И. Крошка Зам. начальника ремонтного локомотивного депо Тимашевск - Кавказская ООО «ТМХ - Сервис», квалификация по диплому: инженер путей сообщения. М.П. «31» августа 2022г. 20