Министерство образования, науки и Молодежной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04. Черчение 23.01.08.Слесарь по ремонту строительных машин 2022 Рассмотрена педсоветом Протокол № 1 от 31 августа 2022г. Утверждена Директор ГБПОУ "КТТиЖТ __________ /_____________/ Рассмотрена на заседании методического объединения строительных профессий и транспорта протокол № 1 от 31 августа 2022г. Председатель МК строительных профессий и транспорта ___________/С.П. Степанова/ Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Черчение для профессии 23.01.08.Слесарь по ремонту строительных машин, разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по профессии среднего профессионального 190629.08 Слесарь по ремонту строительных машин утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 699 от 2 августа 2013 года, зарегистрировано Министерством юстиции (рег № 29590 от 20 августа 2013 г.), укрупненной группы профессий 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края "Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта" Автор: ________ преподаватель, ГБПОУ «КТТ и ЖТ» Рецензенты: Гл. инженер непубличного акционерного общества "Автоколонна" № 1493" Квалификация по диплому: Инженер по специальности "Автомобили и автомобильное хозяйство" «31» августа 2022г. М.П. _____________/Р.В. Дмитриченко/ Ген. директор непубличного акционерного общества "Автоколонна" № 1493" Квалификация по диплому Инженер автомобильного хозяйства «31» августа 2022г. М.П. _____________/С.С. Шевченко/ 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 3 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. ОП.04. Черчение. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины - является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 190629.08Слесарь по ремонту строительных машин. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: читать рабочие и сборочные чертежи и схемы; выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов; В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: -правила чтения технической документации; -способы графического представления объектов, пространственных образов и схем; -правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов; технику и принципы нанесения размеров. В результате освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии обучающиеся должны овладеть следующими основными видами профессиональной деятельности (ВПД), общими (ОК), профессиональными (ПК) компетенциями и личностными результатами (ЛР). Общие компетенции Код ОК 1. Наименование общих компетенций Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной 4 деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Основные виды компетенции Код профессиональной деятельности и профессиональные Наименование видов профессиональной деятельности и профессиональных компетенций ВПД 2. ПК 2.1 ПК 2.2 Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, приборов автомобилей. ПК 2.3. ВПД 3. Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей. Выполнение сварки и резки средней сложности деталей. ПК 3.1. ПК 3.2. Собирать изделия, сваривать, наплавлять дефекты. Выполнять ручную и машинную резку. Определять техническое состояние систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей Демонтировать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на ЛР 13 достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий. Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения на основании ЛР 14 поступающей информации и данных. Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах и традициях ЛР 15 поведения человека как гражданина и патриота своего Отечества. Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности ЛР 16 человека о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многокультурном обществе. Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей малой и большой Родине, уважительного отношения к ее истории и ответственного ЛР 17 отношения к ее современности. Ценностное отношение обучающихся к людям иной национальности, веры, ЛР 18 культуры; уважительного отношения к их взглядам. Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого ЛР 19 труда. Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью ЛР 20 окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д. Приобретение обучающимися опыта личной ответственности за развитие группы ЛР 21 обучающихся. Приобретение навыков общения и самоуправления. ЛР 22 Получение обучающимися возможности самораскрытия и самореализация ЛР 23 личности. Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусству, к культуре речи и ЛР 24 культуре поведения, к красоте и гармонии. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации1(при наличии) 1 Разрабатывается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, переносится из Программы воспитания субъекта Российской Федерации. Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации. 5 Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы; управляющий ЛР -КК 1 собственным профессиональным развитием; рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности. Экономически активный, предприимчивый, готовый к самозанятости. ЛР -КК 2 Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями2(при наличии) Готовый к самостоятельной профессиональной деятельности в современном ЛР - Р1 обществе, проявляющий высокопрофессиональную трудовую активность Гибко реагирующий на проявление новых форм трудовой деятельности, готовый ЛР - Р2 к их освоению. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на ЛР - Р3 критику. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса3(при наличии) Демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, ЛР -Т1 открытости. Препятствующий действиям, направленным на ущемление прав или унижение ЛР -Т2 достоинства (в отношении себя или других людей) Готовый к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса и в многообразных обстоятельствах. Понимающий сущность нравственных качеств и ЛР- Т3 черт характера окружающих людей и, следовательно, умеющий находить индивидуальный подход к каждому человеку 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; самостоятельной работы обучающегося 18 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов 2 Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации. 3 Разрабатывается ПОО совместно с работодателями, родителями, педагогами и обучающимися. Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации. 6 Максимальная учебная нагрузка (всего) 54 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36 в том числе: лабораторные работы - практические занятия 16 контрольные работы - Самостоятельная работа обучающегося (всего) 18 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы 1. Вычертить линии чертежа на формате А4 (расстояние между линиями 5мм) 2. Написать алфавит прописными и строчными буквами, цифры шрифтом 10 и словосочетания шрифтом 7. 3. Построить овалы по заданным размерам большой и малой оси. 4. «Выполнение геометрических построений?» 5. Построение сечения призмы. 6. Построение сечения цилиндра плоскостью. 7. Построение проекций моделей. 8. Построение третьей проекции модели по двум заданным. 9. Построение фронтального разреза. 10. Построение профильного разреза. 11. Построение соединения профильной проекции и профильного разреза. 12. Вычертить шаблон для контроля углов в М 1:1. 13. Вычертить резьбовое соединение, масштаб выбрать самостоятельно. 14. «Практическое применение геометрических построений». 15. Вычертить деталь в М 1:1. С. 37 16. Вычертить фрезу с двенадцатью зубьями в М 1:1. С. 37 17. Построить профиль двутавровой балки. С. 38 18. «Конструкторские документы». Промежуточная аттестация дифференцированный зачет 1 7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01. Черчение Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 1 2 Раздел 1. Основные сведения об инженерной графике. Тема 1.1. Технология выполнения технических чертежей. Объем часов Уровень освоения 3 4 54 Содержание учебного материала 1. Основные требования ЕСКД. 2. Виды и комплектность конструкторских документов 3. Правила чтения конструкторской документации. 4. Основные требования к чертежам. 5. Основы машиностроительного черчения. 6. Виды изделий. 7. Виды и их расположение на чертежах. 8. Стадии разработки. 9. Обозначение изделий и конструкторских документов. 10. Изображения- виды, разрезы, сечения. 11. Условности упрощения при выполнении чертежей. 12. Элементы технического рисования и эскизирования. 13. Винтовые поверхности и изделия с резьбой. 14. Стандартные резьбовые крепежные детали и их условные обозначения. 15. Указание на чертежах допусков формы и расположения поверхностей. Обозначение шероховатости поверхности. Нанесение на чертежах обозначений покрытий, термической и других видов обработки. Правила нанесения на чертежах надписей, технических требований и таблиц. Обозначение материалов на чертежах изделий. 16. 17. 18. 23 2 8 19. 20. 21. Основные требования к чертежам. Разъёмные, неразъемные соединения. Зубчатые передачи, подшипники, чертежи пружин 22. Правила выполнения схем. Правила составления текстовых документов. Общие сведения о сборочных чертежах. 23. Правила чтения чертежа. Практические занятия: 1. 16 Чтение конструкторской документации 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Заполнение основных надписей, технических требований и таблиц. Чтение чертежей основных видов. Вычерчивание деталей с сечением и разрезами. Чтение чертежа сложной конструкции. Выполнение чертежа сварных соединений. Чтение чертежа сварных соединений. Чтение сборочных чертежей. Чтение чертежа простого изделия. Чтение кинематических схем. Чтение гидравлических схем. Чтение чертежа средней сложности. Чтение сборочного чертежа готового изделия. Чтение чертежей узлов, деталей Использование конструкторской документации для выполнения трудовых функций. Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме 1.1.Проработка конспектов занятий, учебной и специальной, технической литературы (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Изготовление докладов, рефератов, презентаций, сообщений, карточекзаданий, тестов. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы по теме 18 9 1.1. 1. Вычертить линии чертежа на формате А4 (расстояние между линиями 5мм) 2. Написать алфавит прописными и строчными буквами, цифры шрифтом 10 и словосочетания шрифтом 7. 3. Построить овалы по заданным размерам большой и малой оси. 4. «Выполнение геометрических построений?» 5. Построение сечения призмы. 6. Построение сечения цилиндра плоскостью. 7. Построение проекций моделей. 8. Построение третьей проекции модели по двум заданным. 9. Построение фронтального разреза. 10. Построение профильного разреза. 11. Построение соединения профильной проекции и профильного разреза. 12. Вычертить шаблон для контроля углов в М 1:1. 13. Вычертить резьбовое соединение, масштаб выбрать самостоятельно. 14. «Практическое применение геометрических построений». 15. Вычертить деталь в М 1:1. С. 37 16. Вычертить фрезу с двенадцатью зубьями в М 1:1. С. 37 17. Построить профиль двутавровой балки. С. 38 18. «Конструкторские документы». Дифференцированный зачёт 1 3 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины ОП.04. Черчение требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: доска, столы и стулья ученические, чертежные принадлежности, образцы деталей машин, строительных инструментов, плакаты. Технические средства обучения: компьютер. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Чумаченко Г.В. Техническое черчение. 6-е изд., стер. Ростов н/Д, Феникс, 2013. 349с. 2. Куликов В.П. Инженерная графика. Учебник. 5-е изд.М., ИНФРА-М, 2013. 368с 3. Исаев И.А. Инженерная графика. Рабочая тетрадь. Ч.1. 2-е изд. М., ФОРУМ. 2013. 80с.ил. 4. Исаев И.А. Инженерная графика. Рабочая тетрадь. Ч.2. 3-е изд., испр. М., ФОРУМ, 2013. 56с. ил. Дополнительные источники: 1. Фильмы по темам программы. 2. www.fcior.ru ЭУП. 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Экспертная оценка выполнения, выполнять аксонометрические проекции практических занятий № 1-15, геометрических фигур, деталей; внеаудиторной самостоятельной работы Выполнять графическое построение Экспертная оценка выполнения, деталей, узлов; практических занятий №2,4, 6,внеаудиторной самостоятельной работы читать чертежи изделий, механизмов и Экспертная оценка выполнения, узлов используемого оборудования; практических занятий № 7-15, внеаудиторной самостоятельной работы использовать технологическую Экспертная оценка выполнения, документацию; практических занятий № 1,2,15, внеаудиторной самостоятельной работы основные правила разработки, Экспертная оценка устного опроса, оформления и чтения конструкторской и докладов, тестирования, презентаций, технологической документации; внеаудиторной самостоятельной работы Экспертная оценка устного опроса, тестирования, презентаций, внеаудиторной самостоятельной работы Экспертная оценка устного опроса, основные приемы техники черчения, докладов, тестирования, презентаций, правила выполнения чертежей; внеаудиторной самостоятельной работы Экспертная оценка устного опроса, основы машиностроительного черчения; докладов, тестирования, презентаций, внеаудиторной самостоятельной работы Экспертная оценка устного опроса, требования единой системы докладов, тестирования, презентаций, конструкторской документации (ЕСКД). внеаудиторной самостоятельной работы Итоговая аттестация Дифференцированный зачет общие сведения о сборочных чертежах; 12 РЕЦЕНЗИЯ На рабочую программу по дисциплине ОП.04. Черчение профессии 23.01.08. Слесарь по ремонту строительных машин выполненную преподавателем ГБПОУ "КТТиЖТ" __________________ (Ф.И.О.) Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по указанной профессии. В результате изучения программного материала обучающиеся овладеют знаниями и умениями по вопросам: читать чертежи изделий, механизмов и узлов используемого оборудования; использовать технологическую документацию; основные правила разработки, оформления и чтения конструкторской и технологической документации; общие сведения о сборочных чертежах; основные приемы техники черчения, правила выполнения чертежей; основы машиностроительного черчения; требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД). Оценка структуры рабочей программы (характеристика разделов) Структура программы соответствует рекомендациям по разработке программ СПО и состоит из: паспорта рабочей программы , тематического плана и содержания, условий реализации, контроля и оценки результатов изучения дисциплины. Оценка соответствия тематики практических занятий, требованиям подготовки выпускника по профессии и содержанию рабочей программы: Структура и содержание практических занятий соответствует требованиям подготовки выпускника и содержанием рабочей программы. Язык и стиль изложения, терминология соответствует профессии. Соответствие содержания рабочей программы современному уровню развития науки, техники и производства рабочая программа соответствует современным требованиям. Рекомендации, замечания не имеет Заключение: Рабочая программа по дисциплине ОП.04. Черчение может быть использована для обеспечения основной (профессиональной) образовательной программы по профессии 23.01.08. Слесарь по ремонту строительных машин Рецензент: Гл.инженер непубличного акционерного общества "Автоколонна" № 1493" Квалификация по диплому: Инженер по специальности "Автомобили и автомобильное хозяйство" «31» августа 2022г. М.П. _____________/Р.В. Дмитриченко/ 13 РЕЦЕНЗИЯ На рабочую программу по дисциплине ОП.04. Черчение профессии 23.01.08. Слесарь по ремонту строительных машин выполненную преподавателем ГБПОУ "КТТиЖТ" _________________ (Ф.И.О.) Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по указанной профессии. В результате изучения программного материала обучающиеся овладеют знаниями и умениями по вопросам: читать чертежи изделий, механизмов и узлов используемого оборудования; использовать технологическую документацию; основные правила разработки, оформления и чтения конструкторской и технологической документации; общие сведения о сборочных чертежах; основные приемы техники черчения, правила выполнения чертежей; основы машиностроительного черчения; требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД). Оценка структуры рабочей программы (характеристика разделов) Структура программы соответствует рекомендациям по разработке программ СПО и состоит из: паспорта рабочей программы , тематического плана и содержания, условий реализации, контроля и оценки результатов изучения дисциплины. Оценка соответствия тематики практических занятий, требованиям подготовки выпускника по профессии и содержанию рабочей программы: Структура и содержание практических занятий соответствует требованиям подготовки выпускника и содержанием рабочей программы. Язык и стиль изложения, терминология соответствует профессии. Соответствие содержания рабочей программы современному уровню развития науки, техники и производства рабочая программа соответствует современным требованиям. Рекомендации, замечания не имеет Заключение: Рабочая программа по дисциплине ОП.04. Черчение может быть использована для обеспечения основной (профессиональной) образовательной программы по профессии 23.01.08. Слесарь по ремонту строительных машин Рецензент Ген. директор непубличного акционерного общества "Автоколонна" № 1493" Квалификация по диплому: Инженер автомобильного хозяйства" «31 » августа 2022г. М.П. _____________/С.С. Шевченко/ 14 15