Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края "Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 Основы права 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин 2022 Решением педсовета Протокол № 1 от 31 августа 2022г. Утверждена Директор ГБПОУ "КТТиЖТ __________ /_____________/ Рассмотрена на заседании методического объединения строительных профессий и транспорта протокол № 1 от 31 августа 2022г. Председатель МК строительных профессий и транспорта ___________/С.П. Степанова/ Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Основы права для профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 190629.08 Слесарь по ремонту строительных машин, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 699 от 2 августа 2013 года, зарегистрировано Министерством юстиции (рег № 29634 от 20августа 2013 г.), укрупненной группы профессий 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». Автор: _________ преподаватель ГБПОУ "КТТиЖТ" Рецензенты: Гл. инженер непубличного акционерного общества "Автоколонна" № 1493" Квалификация по диплому: Инженер по специальности "Автомобили и автомобильное хозяйство" «31» августа 2022г. _____________/Р.В. Дмитриченко./ Ген. директор непубличного акционерного общества "Автоколонна" № 1493" Квалификация по диплому Инженер автомобильного хозяйства «31» августа 2022г. _____________/С.С. Шевченко/ 2 стр. СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01Основы права. 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПОСлесарь по ремонту строительных машин. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована: в профессиональной подготовке по профессии слесарь по ремонту строительных машин, в дополнительном профессиональном образовании, по переподготовки кадров и повышения квалификации, для профессиональной подготовки при освоении профессии рабочего в рамках специальности. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: Пользоваться нормативными и правовыми документами; В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: Основные положения Конституции Российской Федерации, права и свободы человека, гражданина, механизм их реализации. В результате освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии обучающиеся должны овладеть следующими основными видами профессиональной деятельности (ВПД), общими (ОК), профессиональными (ПК) компетенциями и личностными результатами (ЛР). Общие компетенции Код Наименование общих компетенций ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее 4 достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Основные виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции Код Наименование видов профессиональной деятельности и профессиональных компетенций ВПД 2. Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, приборов автомобилей. ПК 2.1 Определять техническое состояние систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей ПК 2.2 Демонтировать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей ПК 2.3. ВПД 3. Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей. Выполнение сварки и резки средней сложности деталей. ПК 3.1. Собирать изделия, сваривать, наплавлять дефекты. ПК 3.2. Выполнять ручную и машинную резку. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими ЛР 13 5 людьми, проектно мыслящий. Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных. ЛР 14 Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах и традициях поведения человека как гражданина и патриота своего Отечества. ЛР 15 Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности человека о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многокультурном обществе. ЛР 16 Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей малой и большой Родине, уважительного отношения к ее истории и ответственного отношения к ее современности. ЛР 17 Ценностное отношение обучающихся к людям иной национальности, веры, культуры; уважительного отношения к их взглядам. ЛР 18 Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого труда. ЛР 19 Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д. ЛР 20 Приобретение обучающимися опыта личной ответственности за развитие группы обучающихся. ЛР 21 Приобретение навыков общения и самоуправления. ЛР 22 Получение обучающимися возможности самораскрытия и самореализация личности. ЛР 23 Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии. ЛР 24 Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации1(при наличии) Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы; управляющий собственным профессиональным развитием; рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности. ЛР -КК 1 Экономически активный, предприимчивый, готовый к самозанятости. ЛР -КК 2 1 Разрабатывается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, переносится из Программы воспитания субъекта Российской Федерации. Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации. 6 Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями2(при наличии) Готовый к самостоятельной профессиональной деятельности в современном обществе, проявляющий высокопрофессиональную трудовую активность ЛР - Р1 Гибко реагирующий на проявление новых форм трудовой деятельности, готовый к их освоению. ЛР - Р2 Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику. ЛР - Р3 Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса3(при наличии) Демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости. ЛР -Т1 Препятствующий действиям, направленным на ущемление прав или унижение достоинства (в отношении себя или других людей) ЛР -Т2 Готовый к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса и в многообразных обстоятельствах. Понимающий сущность нравственных качеств и черт характера окружающих людей и, следовательно, умеющий находить индивидуальный подход к каждому человеку ЛР- Т3 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа; самостоятельной работы обучающегося1 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации. 3 Разрабатывается ПОО совместно с работодателями, родителями, педагогами и обучающимися. Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации. 7 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 54 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36 в том числе: практические занятия 16 контрольные работы – Самостоятельная работа обучающегося (всего) 18 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Проработка конспектов занятий, учебной и специальной, технической литературы (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) Промежуточная аттестация в форме дифференцированный зачет 8 2.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01 Основы права Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, Уровень Объем часов самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) освоения 1 2 Раздел 1.Теория государства и права 4 5 Содержание учебного материала Тема 1.1. Формы и функции государства 3 1 Государство: понятие, функции, формы права: теория происхождения государства, форма правления и форма государственного устройства. Происхождение, источники. 2 Система права. 5/5 3 2 Правонарушения и юридическая ответственность. 3 Практические занятия 1. Применение источников права. 2. Разбор правонарушений и юридической ответственности. 2 2 Самостоятельная работа. 1.Написать эссе по теме: «Функции государства». 2.Тесты по теме: «Источники права» 3. Презентация по теме: "Происхождение права" 4.Доклад по теме: «Европейский союз». 5 3 5. Тесты по теме «Функции и формы государства». Раздел 2. Правовое государство и гражданское общество. 2/2 Содержание учебного материала Тема№.2.1. Понятие правового государства и гражданского общества. 1 Понятие правового государства и гражданского общества. Современное правовое государство. Признаки правового государства. Факторы и условия становления правового государства. Выработка нового правового мышления и традиций. Практическое занятие. 1 1 2 2 3.Определение сущности гражданского общества. 10 Самостоятельная работа. 6. Доклад по теме: «Характеристика гражданского общества» 2 3 7. Проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) Раздел 3Конституция РФ – основной закон государства 2/2 Содержание учебного материала. Тема№3 Понятие конституции. 1 Общее понятие конституции. Конституция, ее роль и место в правовой системе. Понятия прав человека. Основы конституционного строя. Права и свободы человека и гражданина: политические, экономические, социальные, культурные. Обязанности граждан.Классификация конституций. Механизм защиты прав и свобод. Понятие и виды органов государственной власти. Президент РФ. Конституционные гарантии реализации прав и свобод. Способы защиты прав и свобод: органы местного самоуправления, прокуратура и суд – механизмы защиты прав человека. Организация объединенных наций, Европейский суд по правам человека. Практическая работа: 4. Составление таблицы: «Виды прав человека». 1 2 1 2 11 Самостоятельная работа. 8. Сообщение по теме: «Международные правовые акты по правам человека». 9. Презентация по теме: «Европейский суд по правам человека». РАЗДЕЛ 4Конституционные основы правового статуса личности. 2 3 3/3 Содержание учебного материала. Тема 4.1. Права человека и гражданина в конституции РФ. 1 Права человека и гражданина в конституции РФ.Основы правого статуса личности. Личные права и свободы граждан РФ. Конституционные обязанности человека и гражданина. Социально-экономические права человека и гражданина. Гарантия конституционных прав и свобод личности. Уполномоченный по правам человека. Практическая работа: 1 2 2 2 5. Получение гражданства РФ. 6.Определение конституционных обязанностей человека и гражданина. 12 Самостоятельная работа. 10.Доклад по теме: «Судебная защита прав и свобод человека». 11. Доклад по теме: «Права ребёнка». 2 3 12. Проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). РАЗДЕЛ 5.. Правовая система РФ. 17/9 Содержание учебного материала. Тема 5.1. Основные отрасли права в РФ. 1 Понятие, цели, задачи и предмет конституционного права 2 Принципы, источники гражданского права 3 Наследование: понятие и основания. 4 Принципы семейного права. 5 Трудовой договор 6 Понятие и виды рабочего времени. 8 2 13 7 Административное предупреждение и пресечение 8 Понятие и признаки преступления Практическая работа: 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Определение национально-государственного устройства РФ. Разбор работы органов местного самоуправление в РФ. Разбор понятия, видов, заключения и применения договоров. Определение различных способов и сроков принятия наследования. Рассмотрение порядка заключения и расторжения брака. Решение задач по теме : «Трудовое правоотношение». Решение задач по теме: «Права и обязанности работника». Обсуждение материальной ответственности сторон трудового договора. Закрепление знаний по теме: "Уголовная ответственность и состав преступления". 1 4 2 1 3 Самостоятельная работа: 13. Доклад по теме: «Отрасли права» 14.. Доклад по теме: «Виды трудовых договоров» 15.. Доклад по теме: «Уголовная ответственность несовершеннолетних». 16. Презентация по теме: «Наказание несовершеннолетних» 17.Проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). 14 Раздел 6.Правоохранительные органы РФ. 6/1 Содержание учебного материала. 1 Прокуратура РФ. 2 МВД РФ. 3 Министерство юстиции РФ Тема 6.1. Органы правопорядка. 5 2 4 Верховный суд РФ. 5 Система арбитражных судов РФ. Практическое занятие: 1 2 16.Ознакомление сработой службы судебных приставов. Самостоятельная работа. 18.Проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Дифференцированный зачет 1 Всего часов 54 15 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1.Требования к материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины не требует наличия учебного кабинета. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 1Основные источники: 1. М.Б. Смоленский Основы права.- Изд. 7-е, стер.-Ростов н/Д :Феникс, 2014. – 413 (1)с. – (Среднее профессиональное образование) 2. Конституция РФ. Интернет ресурсы: 1. https://studopedia.ru/11_82196_osnovi-prava.html 2. https://studbooks.net/944038/pravo/osnovy_prava 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполненияобучающимися индивидуальных заданий, самостоятельных работ, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Умения: Пользоваться нормативными и правовыми документами; Формы и методы контроля и оценки Экспертная оценка выполнения практических работ Устный опрос. Знания: Основные положения Конституции Российской Федерации, права и свободы человека, гражданина, механизм их реализации Экспертная оценка выполнения контрольной работы, внеаудиторной самостоятельной работы, практических занятий, устный Разработчики: ГБОУ КТТиЖТ преподаватель 17 Рецензия На рабочую программу по учебной дисциплине ОП. 01 Основы права по профессии: 23.01.08. Слесарь по ремонту строительных машин выполнили преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ» _______________ Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по указанной профессии. В результате изучения программного материала обучающиеся овладевают знаниями и умениями по вопросам: использования нормативных и правовых документов. Основных положений Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека, гражданина, механизм их реализации. Оценка структуры рабочей программы (характеристика разделов): структура программы соответствует наличию обязательных компонентов и включает в себя: паспорт рабочей образовательной программы, результат освоения образовательной программы, условия реализации образовательной программы, контроль и оценку результатов освоения образовательной программы. Деление на разделы соответствуют профессиональным компетенциям. В программе учтена специфика учебного заведения, которая отражена в содержании образовательной программы. Оценка соответствия тематики практических занятий, требованиям подготовки выпускника по профессии и содержанию рабочей программы: в программе уделено особое внимание использованию в организации учебного процесса разнообразных форм практических занятий, самостоятельной работы обучающихся и соответствует профессиональным требованиям к обучению. Язык и стиль изложения, терминология: соответствует ведущим требованиям образовательной программы и её уровню усвоения. Соответствие содержания рабочей программы современному уровню развития науки, техники и производства: рабочая программа соответствует современным требованиям. Рекомендации, замечания: не имеет Заключение: Рабочая программа по дисциплине ОП. 01 Основы права может быть использована для обеспечения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин Рецензент: Ген. директор непубличного акционерного общества "Автоколонна" № 1493" Квалификация по диплому: Инженер автомобильного хозяйства" «31» августа 2022г. М.П. _____________/С.С. Шевченко/ 18 Рецензия На рабочую программу по учебной дисциплине ОП. 01 Основы права по профессии: 23.01.08. Слесарь по ремонту строительных машин выполнили преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ» _______________ Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по указанной профессии. В результате изучения программного материала обучающиеся овладевают знаниями и умениями по вопросам: использования нормативных и правовых документов. Основных положений Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека, гражданина, механизм их реализации. Оценка структуры рабочей программы (характеристика разделов): структура программы соответствует наличию обязательных компонентов и включает в себя: паспорт рабочей образовательной программы, результат освоения образовательной программы, условия реализации образовательной программы, контроль и оценку результатов освоения образовательной программы. Деление на разделы соответствуют профессиональным компетенциям. В программе учтена специфика учебного заведения, которая отражена в содержании образовательной программы. Оценка соответствия тематики практических занятий, требованиям подготовки выпускника по профессии и содержанию рабочей программы: в программе уделено особое внимание использованию в организации учебного процесса разнообразных форм практических занятий, самостоятельной работы обучающихся и соответствует профессиональным требованиям к обучению. Язык и стиль изложения, терминология: соответствует ведущим требованиям образовательной программы и её уровню усвоения. Соответствие содержания рабочей программы современному уровню развития науки, техники и производства: рабочая программа соответствует современным требованиям. Рекомендации, замечания: не имеет Заключение: Рабочая программа по дисциплине ОП. 01 Основы права может быть использована для обеспечения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин Рецензент: Гл.инженер непубличного акционерного общества "Автоколонна" № 1493" Квалификация по диплому: Инженер по специальности "Автомобили и автомобильное хозяйство" «31» августа 2022г. М.П. _____________/Р.В. Дмитриченко/ 19