Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для профессии 15.01.05. Сварщик (ручной и частично- механизированной сварки (наплавки) 2 года 10 месяцев 2022г. Рассмотрена педагогическим советом Утверждена: протокол № 1 от «31 »августа 2022г И.о. директора ГБПОУ "КТТ и ЖТ" Рассмотрена _________ /В.А. Шахбазян/ На заседании методической комиссии гуманитарных дисциплин и безопасности жизнедеятельности Протокол №1 от «31» августа 2022г. Председатель МК _________/Л.М. Хаженцева/ Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Безопасность жизнедеятельности для профессии 15.01.05. Сварщик (ручной и частично- механизированной сварки (наплавки), разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта профессии среднего профессионального образования 15.01.05. Сварщик (ручной и частично- механизированной сварки (наплавки), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 50 от 29 января 2016 года, зарегистрированный Министерством юстиции (рег. № 41197 от 24 февраля 2016г.), укрупненной группы профессий 15.00.00 Машиностроение. Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное профессиональное учреждение Краснодарского края "Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта" Разработчики: Исаев М.-К.К. преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ «КТТ и ЖТ» Рецензенты: ____________ Иванов Владимир Алексеевич, директор ООО "Строитель" Квалификация по диплому: инженер - строитель М.П._________ Кузнецов Игорь Вячеславович Генеральный директор АО «Элеватормельмаш» Квалификация по диплому: инженер-электрик 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 «Безопасность жизнедеятельности» 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки). 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина ОП.07 «Безопасность жизнедеятельности» относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и устранения их последствий в профессиональной деятельности и быту; - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; - применять первичные средства пожаротушения; - ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; - оказать первую помощь пострадавшим В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; - основы военной службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; - способы защиты населения от оружия массового поражения; - меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеют военноучетные специальности, родственные профессиям СПО; 4 - область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. В результате освоения основной профессиональной образовательной программы обучающиеся должны овладеть следующими общими (ОК), профессиональными (ПК) компетенциями и личностными результатами (ЛР). Общие компетенции Код ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. Наименование общих компетенций Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Основные виды компетенции Код ПК 1.1. профессиональной деятельности и профессиональные Наименование видов профессиональной деятельности и профессиональных компетенций Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций. ПК 1.2. Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственнотехнологическую документацию по сварке. ПК 1.3. Проверять оснащенность, работоспособность, исправность и осуществлять настройку оборудования поста для различных способов сварки. Личностные результаты Код личностных ререализации программы воспитания зультатов реализации (дескрипторы) программы воспитания ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территоЛР 2 риальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан ЛР 3 России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным 5 поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 10 ЛР 11 ЛР 12 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 52 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа; самостоятельной работы обучающегося 16 час. 6 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 52 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36 в том числе: лабораторные занятия практические занятия 16 контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) 16 Индивидуальные задания 2 Внеаудиторная самостоятельная работа (составление 14 конспектов, подготовка реферативных сообщений, ответы на вопросы) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 1 7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 08. «Безопасность жизнедеятельности» Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоя- Объем Уровень Наименование тельная работа обучающихся разделов и тем часов освоения 1 2 3 4 Раздел 1. Чрез9 вычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения. Содержание учебного материала Тема 1.1Чрезвычайные си- Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины и их возможные последствия. туации природного, Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту. 2 техногенного и воен- Опасные природные явления. Техногенные опасности и угрозы (радиационно-опасные объекты, химичеОК 1-ОК 7 ски опасные объекты, пожаро- и взрывоопасные объекты, газо- и нефтепроводы, транспорт, гидротехниченого характера 2 ПК 1.1 ские сооружения, объекты коммунального хозяйства). Чрезвычайные ситуации военного характера. ОпасПК 1.2 ности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий (прямые, косвенные, ПК связанные с изменением среды обитания людей). Ядерное, химическое, бактериологическое оружие. Обычные средства поражения Международный и внутригосударственный терроризм. Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций. Тема 1.2. Организационные основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени Практические занятия 1. Организация и проведение мероприятий по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций (рассредоточение, эвакуация), профилактические меры для снижения опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту. Тема 1.3. Основные принципы и нормативная база защиты населения от чрезвычайных ситуаций Содержание учебного материала Законодательные акты и нормативно-техническая документация по действиям в чрезвычайных ситуациях. Основные положения Федеральных Законов «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне». Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения. Мероприятия медицинской защиты, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах. Комплекс стандартов «БЧС» - «Безопасность в чрезвычай- 1 2 1 1 ОК 1-ОК 7 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1. 8 ных ситуациях». Задачи и содержание комплекса «БЧС». Организация и выполнение эвакуационных мероприятий. Организация аварийно спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций Тема 1.4.Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики Содержание учебного материала Понятие об устойчивости объектов экономики в чрезвычайной ситуации. Факторы, определяющие стабильность функционирования технических систем и бытовых объектов. Критерии устойчивости. Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России. Основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости объектов экономики. Обеспечение надёжной защиты рабочих и служащих, повышение надёжности инженерно-технического комплекса. Системы непрерывного контроля. Резервирование бытовых и технических объектов. Подготовка объектов к переводу на аварийный режим работы, подготовка к восстановлению нарушенного производства 1 Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся 1.Составить реферативное сообщение по теме «Протекание чрезвычайной ситуации на производстве продовольственных товаров, на транспорте, электростанциях, при транспортировке, хранении и эксплуатации различной продукции и их последствия для человека, производственной и бытовой среды» (индивидуальные задания по каждой чрезвычайной ситуации) 2.Составить таблицу «Травмирующие и вредные факторы технических систем и бытовой среды при возникновении чрезвычайной ситуации» (индивидуальные задания) 3. Подобрать несколько примеров проведения контртеррористической операции. Проанализируйте последствия для террористов. Сделать выводы. 4. Сформулировать ответы на вопросы: - Какую опасность для мирного населения представляют сегодня вооруженные конфликты? - Каковы поражающие факторы пожаров и первичные средства пожаротушения? - Какую характеристику вы можете дать основным видам современного терроризма? - Какие спасательные службы обычно организуются в учреждениях и на предприятиях? 4 Раздел 2. Основы военной службы Тема 2.1. Основы Содержание учебного материала обороны государства Национальная безопасность и национальные интересы России. Угрозы национальной безопасности России. Обеспечение национальных интересов России. Военная доктрина Российской Федерации. Военная 1 ОК 1-ОК 7 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1. 2 38 4 1 ОК 1-ОК 7 ПК 1.1 9 организация Российской Федерации. Вооруженные силы России, их структура и предназначение. Виды и рода войск Вооруженных сил России. Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военноучетные специальности, родственные специальностям СПО. Тема 2.2. Организация воинского учета и военная служба ПК 1.2 ПК 1. Содержание учебного материала Воинский учет. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на воинскую службу. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Прохождение военной службы по призыву и по контракту. Основные виды воинской деятельности. Перечень военно-учетных специальностей. Обеспечение безопасности военной службы. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих. Правовые основы военной службы. Воинская обязанность, её основные составляющие. Требования военной деятельности, предъявляемые к физическим, психологическим и профессиональным качествам военнослужащего. Общие должностные и специальные обязанности военнослужащих. Статус военнослужащего. Права и ответственность военнослужащего. Международные правила поведения военнослужащего в бою 6 Тема 2.3.Военнопатриотическое воспитание молодежи. Содержание учебного материала Боевые традиции Вооруженных сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Дружба, воинское товарищество – основы боевой готовности частей и подразделений. Воинские символы и ритуалы 3 Тема 2.4. Общевоинские уставы Практические занятия 2. Основные мероприятия по обеспечению безопасности военной службы. Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации и взаимоотношения между ними. Размещение военнослужащих. Воинская дисциплина. Поощрение и дисциплинарные взыскания. Права военнослужащего. Дисциплинарная, административная и уголовная ответственность военнослужащих. 3. Распределение времени и внутренний распорядок. Распорядок дня и регламент служебного времени. Несение караульной службы – выполнение боевой задачи, состав караула. Часовой и караульный. Обязанности часового. Пост и его оборудование. 4. Обязанности лиц суточного наряда. Назначение суточного наряда, его состав и вооружение. Подчиненность и обязанности дневального по роте. Обязанности дежурного по роте. Порядок приема и сдачи дежурства, действия при подъеме по тревоге, прибытие в роту офицеров и старшин. 3 Тема 2.5 Строевая подготовка Практические занятия. 5. Строевые приемы и движения без оружия. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», 2 2 ОК 1-ОК 7 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1. 2 . 2 2 ОК 1-ОК 7 10 «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головной убор снять (одеть)». Повороты на месте. Движение строевым шагом. Строевые приемы и движения без оружия. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. 6. Построения, перестроения, повороты, перемена направления движения. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Строи подразделений в пешем порядке. Развернутый и походный строй взвода. Тема 2.6. Физическая Практические занятия подготовка 7. Тренировка в беге на длинные дистанции (кросс на 3-5 км). Совершенствование упражнений на гимнастических снарядах и контроль упражнения в подтягивании на перекладине. 8. Совершенствование и контроль упражнения в беге на 100 м. 9. Совершенствование и контроль упражнения в беге на 1 км. Тема 2.7. Огневая подготовка Практические занятия ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1. 3 2 ОК 1-ОК 7 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1. 2 2 10. Назначение, боевые свойства и устройство автомата, разборка и сборка. Работа частей и механизмов автомата при заряжении и стрельбе. Уход за стрелковым оружием, хранение и сбережение. 11. Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке. Правила стрельбы из стрелкового оружия. Выполнение упражнений начальных стрельб. Тема 2.8. Тактическая подготовка Тема 2.9. Радиационная, химическая и биологическая защита Практические занятия 12. Движение солдата в бою. Передвижение на поле боя. Выбор места и скрытное расположение на нем для наблюдения и ведения огня, самоокапывание и маскировка. 13. Обязанности наблюдателя. Выбор места наблюдения, его занятие, оборудование и маскировка, оснащение наблюдательного поста. Практические занятия 14. Средства индивидуальной защиты и пользование ими. 15. Способы действий личного состава в условиях радиационного, химического и биологического заражения Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся 5-6. Изучение основных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок несения военной службы. 2 ОК 1-ОК 7 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1. 2 2 2 ОК 1-ОК 7 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1. 11 2 11 7-8. Изучение положений Международного гуманитарного права, обеспечивающих защиту жертв вооруженных конфликтов и определяющих правила поведения военнослужащих в бою. 9-10. Сформулировать для себя понятие, что представляет воинская обязанность. 11-12. Подготовить сообщение о значении воинского учета граждан для военной безопасности государства. 13-15. Подготовить доклад на тему «значение обучения по военно-учебной специальности для подготовки к военной службе». Раздел 3. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи Тема 3.1. Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях. 4 Содержание учебного материала Общие правила оказания первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях. Способы временной остановки кровотечения. Обработка ран. Профилактика шока. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при остановке сердца. Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Характеристика ситуаций, при которых возможно массовое поражение людей. Правила оказания само- и взаимопомощи в различных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в условиях военного времени. 2 Практические занятия 1 2 ОК 1-ОК 7 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1. 1 2 16. Оказание первой медицинской помощи. Неотложные реанимационные мероприятия (сердечнолегочная реанимация, противошоковые мероприятия, остановка кровотечений, иммобилизация конечностей подручными средствами, транспортировка пострадавших). Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся 16. Составить алгоритмы оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, травмах, ожогах, отморожениях, отравлениях Дифференцированный зачет Всего: 2 1 52 12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия: учебного кабинета по основам безопасности жизнедеятельности и охране труда. Оборудование учебного кабинета: - столы, стулья по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя - рекомендуемые учебники, дидактический материал, раздаточный материала, плакаты по курсу; инструкции по пожарной безопасности, Общевойсковые Уставы. Технические средства обучения: ноутбук с лицензионным программным обеспечением, звуковые колонки, телевизор. 3.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники: 1. Безопасность жизнедеятельности: учебник /В.Ю. Микрюков.--е изд.. стер. -М.: КНОРУС, 2013. - 288с.-(среднее профессиональное образование) 2. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник для сред. проф.образования/ Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. - 10 - е изд., стер. - М.: Издательский центр " Академия, 2015 .- 336 с. 3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. учеб. заведений / Э А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов. - 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр " Академия", 204. - 176с. 4. Безопасность жизнедеятельности/ Под ред Мастрюкова Б.С. 3-е изд., стер. электронный формат. (ЮРАЙТ). Дополнительные источники: 1. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации .-Ростов-н/Д.: Эксмо,2013; 2. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб. пособие для учреждений нач, проф. образования / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Е, Л. Побежимова. — М.: Издательский центр «Академия», 2013, — 144 с. Интернет – ресурсы 1.Общие вопросы безопасности жизнедеятельности http://umka.nrpk8.ru/library/courses/bgd/tema1_1.dbk ; 2. Методические пособия, статьи для обучения в сферах безопасности, здоровья, педагогики, методики преподавания для (программы, учебники) http://www.edu-all.ru/pages/links/all_links.asp?page=1&razdel=9; 3. Министерство обороны http://www.mil.ru ; 4. Министерство чрезвычайных ситуаций www.mchs.qov.ru; 5. Юридическая Россия http://www.law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1212788 6. HTTP://WWW.ALLENG.RU/D/SAF/SAF13.HTM 7. http://www.bti.secna.ru/bgd/book/p_1.html#q 8. http://life-safety.ru/ 9. http://ohrana-bgd.narod.ru/ 10. http://harliff.narod.ru/inst/1.html 11. http://yeb2005.narod.ru/bgd.html#13 13 12. http://www.k2x2.info/shpargalki/bezopasnost_zhiznedejatelnosti_shpargalka/index.php 13. http://bookucheba.com/bezopasnost-jiznedeyatelnosti-ohrana.html 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов. Результаты обучения Формы и методы контроля и (освоенные умения, усвоенные знания) оценки результатов обучения 1 2 В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - организовывать и проводить мероприятия по защите рабо- Экспертная оценка самостоятельной тающих и населения от негативных воздействий чрезвычай- работы. ных ситуаций; Выполнения практического задания, практические занятия: № 1,2,3,6. - предпринимать профилактические меры для снижения Экспертная оценка самостоятельной уровня опасностей различного вида и их последствий в про- работы. фессиональной деятельности и в быту; - использовать средства индивидуальной и коллективной Экспертная оценка самостоятельной защиты от оружия массового поражения; работы. Выполнения практического задания, практические занятия: № 7,13. - применять первичные средства пожаротушения; Экспертная оценка самостоятельной работы. Выполнения практического задания, практические занятия: № 14. - ориентироваться в перечне военно-учетных специально- Экспертная оценка устного опроса, стей и самостоятельно определять среди них родственные по- тестирования, самостоятельной раболученной профессии; ты. - применять профессиональные знания в ходе исполнения Экспертная оценка устного опроса, обязанностей военной службы на воинских должностях в со- тестирования, самостоятельной рабоответствии с полученной профессией; ты. - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуЭкспертная оценка устного опроса, ляции в повседневной деятельности и экстремальных услови- тестирования, самостоятельной рабоях военной службы; ты. Выполнения практического задания, практические занятия: № 9. - оказать первую помощь пострадавшим; Экспертная оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. Выполнения практического задания, практические занятия: № 15,16. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, Экспертная оценка устного опроса, 14 прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; - основы военной службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; тестирования, самостоятельной работы. Экспертная оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы, самостоятельная работа. Выполнения практического задания, практические занятия: № 4. Экспертная оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы, самостоятельная работа. Выполнения практического задания, практические занятия: № 8,10,11,12. Экспертная оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. - способы защиты населения от оружия массового поражения; Экспертная оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. Выполнения практического задания, практические занятия: № 5. - меры пожарной безопасности и правила безопасного пове- Экспертная оценка устного опроса, дения при пожарах; тестирования, самостоятельной работы. - организацию и порядок призыва граждан на военную служ- Экспертная оценка устного опроса, бу и поступления на нее в добровольном порядке; тестирования, самостоятельной работы. - основные виды вооружения, военной техники и специально- Экспертная оценка устного опроса, го снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воин- тестирования, самостоятельной рабоских подразделений, в которых имеют военно-учетные специ- ты. альности, родственные профессиям СПО; - область применения получаемых профессиональных знаний Экспертная оценка устного опроса, при исполнении обязанностей военной службы; тестирования, самостоятельной работы. - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим Экспертная оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы, самостоятельная работа. 15 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения учебной дисциплины должны позволять, проверять у обучающихся не только сформированность усвоенных знаний, освоенных умений, но и развитие общих компетенций. Результаты (освоенные общие компетенции) Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность исходя из целей и способов ее достижения. Основные показатели оценки результата Демонстрация интереса к будущей профессии в процессе освоения образовательной программы, участие в НОУ, олимпиадах профессионального мастерства, фестивалях, конференциях. Выбор и применение методов и способов решения поставленных задач. Оценка эффективности и качества выполнения. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы. Организация самостоятельных занятий пи изучении данной дисциплины. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Эффективный поиск необходимой информации по данной дисциплине. Использование различных источников, включая электронные. Применение информационнокоммуникационных технологий при организации самостоятельной работы по данной дисциплине. Взаимодействие обучающихся с мастерами, преподавателями в ходе обучения. Исполнять воинскую обязанность, в т.ч. с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Демонстрация профессиональных знаний и умений необходимых для исполнения воинской обязанности. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Формы и методы контроля оценки - презентация портфолио - тестирование; - экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ учебной и производственной практик. Мониторинг развития личностнопрофессиональных качеств обучающегося. Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ учебной и производственной практик. Оценка выполнения презентаций, докладов, сообщений. Наблюдение за ролью обучающегося в коллективе, в общении с руководством и с клиентами. Наблюдение за участием в военных сборах. 16 РЕЦЕНЗИЯ На рабочую программу по дисциплине ОП.06 Безопасность жизнедеятельности профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки),выполненную преподавателем ГБПОУ "КТТиЖТ" _______________ (Ф.И.О.) Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по указанной профессии. В результате изучения программного материала обучающиеся овладеют знаниями и умениями по вопросам: организации и проведения мероприятий по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и устранения их последствий в профессиональной деятельности и быту. Оценка структуры рабочей программы (характеристика разделов) Структура программы соответствует рекомендациям по разработке программ СПО и состоит из: паспорта рабочей программы , тематического плана и содержания, условий реализации, контроля и оценки результатов изучения дисциплины. Оценка соответствия тематики практических занятий, требованиям подготовки выпускника по профессии и содержанию рабочей программы: Структура и содержание практических занятий соответствует требованиям подготовки выпускника и содержанием рабочей программы. Язык и стиль изложения, терминология соответствует профессии. Соответствие содержания рабочей программы современному уровню развития науки, техники и производства рабочая программа соответствует современным требованиям. Рекомендации, замечания не имеет Заключение: Рабочая программа по дисциплине ОП.06 Безопасность жизнедеятельности, может быть использована для обеспечения основной (профессиональной) образовательной программы по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично-механизированной сварки (наплавки) Рецензент_________ Иванов Владимир Алексеевич, директор ООО "Строитель" Квалификация по диплому: инженер - строитель М.П «31» августа 2022г 17 РЕЦЕНЗИЯ На рабочую программу по дисциплине ОП.06 Безопасность жизнедеятельности профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки),выполненную преподавателем ГБПОУ "КТТиЖТ" _______________ (Ф.И.О.) Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по указанной профессии. В результате изучения программного материала обучающиеся овладеют знаниями и умениями по вопросам: организации и проведения мероприятий по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и устранения их последствий в профессиональной деятельности и бытуОценка структуры рабочей программы (характеристика разделов) Структура программы соответствует рекомендациям по разработке программ СПО и состоит из: паспорта рабочей программы , тематического плана и содержания, условий реализации, контроля и оценки результатов изучения дисциплины. Оценка соответствия тематики практических занятий, требованиям подготовки выпускника по профессии и содержанию рабочей программы: Структура и содержание практических занятий соответствует требованиям подготовки выпускника и содержанием рабочей программы. Язык и стиль изложения, терминология соответствует профессии. Соответствие содержания рабочей программы современному уровню развития науки, техники и производства рабочая программа соответствует современным требованиям. Рекомендации, замечания не имеет Заключение: Рабочая программа по дисциплине ОП.06 Безопасность жизнедеятельности, может быть использована для обеспечения основной (профессиональной) образовательной программы по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично-механизированной сварки (наплавки) Рецензент: И.В. Кузнецов _________ генеральный директор АО "Элеватормельмаш" Квалификация по диплому: инженер - электрик. М.П. 31 августа 2022г 18 19