МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "КРОПОТКИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04. Допуски и технические измерения 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) 2022 Рассмотрена на заседании Утверждена педагогического совета И.о. директора ГБПОУ «КТТиЖТ» Протокол № 1 от 31 августа 2022г. ____________ /В.А. Шахбазян/ Рассмотрена на заседании методического объединения строительных профессий и транспорта протокол № 1 от 31 августа 2022г. Председатель МК строительных профессий и транспорта ___________/Степанова С.П./ Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05. Допуски и технические измерения для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по профессии среднего профессионального образования 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 50 от 29 января 2016г. зарегистрированного Министерством юстиции (24 февраля 2016г. №29669), укрупненной группы профессий 15.00.00 Машиностроение Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края "Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта" Автор: __________ Коштоян Аничка Гидзаровна преподаватель, ГБПОУ "КТТиЖТ" Рецензенты: М.П ____________ Иванов Владимир Алексеевич, директор ООО "Строитель" Квалификация по диплому: инженер - строитель М.П. _________ Кузнецов Игорь Вячеславович Генеральный директор АО «Элеватормельмаш» Квалификация по диплому: инженер-электрик СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 3 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.04 ДОПУСКИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ» 1.1. Область применения примерной программы Примерная рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. образовательной 1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - контролировать качество выполняемых работ. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - системы допусков и посадок, точность обработки, квалитеты, классы точности; - допуски и отклонения формы и расположения поверхностей. В результате освоения основной профессиональной образовательной программы обучающиеся должны овладеть следующими основными общими (ОК), профессиональными (ПК) компетенциями и личностными результатами (ЛР). Общие компетенции Код ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. Наименование общих компетенций Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Основные виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции Код ПК 1.6. ПК 1.9. Наименование видов профессиональной деятельности и профессиональных компетенций Проводить контроль подготовки и сборки элементов конструкции под сварку. Проводить контроль сварных соединений на соответствие геометрическим размерам, требуемым конструкторской и производственно- технологической документации по сварке. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: активный, проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий и сотрудничающий с коллективом, осознанно выполняющий ЛР 13 профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. Оценивающий возможные ограничители свободы своего профессионального выбора, предопределенные психофизиологическими особенностями или состоянием здоровья, ЛР 14 мотивированный к сохранению здоровья в процессе профессиональной деятельности. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной ЛР 15 реакции на критику. Ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, гибко реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности, готовый к их освоению, избегающий безработицы, мотивированный ЛР 16 к освоению функционально близких видов профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные схожие характеристики. Содействующий поддержанию престижа своей профессии, отрасли ЛР 17 и образовательной организации. Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и социокультурного развития ЛР 18 России, готовый работать на их достижение. Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии ЛР 19 личной успешности, признающий ценность непрерывного образования, Способный генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки ЛР 20 новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных ЛР 21 социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации1(при наличии) Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы; управляющий собственным профессиональным ЛР - КК 1 развитием; рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности. Экономически активный, предприимчивый, готовый к ЛР - КК 2 самозанятости. Личностные результаты 1 Разрабатывается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, переносится из Программы воспитания субъекта Российской Федерации. Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации. реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями2(при наличии) Готовый к самостоятельной профессиональной деятельности в современном обществе, проявляющий высокопрофессиональную ЛР - Р1 трудовую активность Гибко реагирующий на проявление новых форм трудовой ЛР - Р2 деятельности, готовый к их освоению. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной ЛР - Р3 реакции на критику. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса3(при наличии) Демонстрирующий приверженность принципам честности, ЛР -Т1 порядочности, открытости. Препятствующий действиям, направленным на ущемление прав или ЛР -Т2 унижение достоинства (в отношении себя или других людей) Готовый к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса и в многообразных обстоятельствах. Понимающий сущность нравственных качеств и черт характера окружающих людей и, ЛР- Т3 следовательно, умеющий находить индивидуальный подход к каждому человеку 2 Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации. Разрабатывается ПОО совместно с работодателями, родителями, педагогами и обучающимися. Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации. 3 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательные аудиторные учебные занятия (всего) 5) в том числе: практические занятия Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего) в том числе: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной, дополнительной и справочной литературы при подготовке к занятиям; - подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите; - подготовка к контрольной работе; - подготовка и защита рефератов по данным темам. промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Объем часов4 54 36 10 18 18 1 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Тема 1.1. «Основные сведения о размерах и сопряжениях». Раздел 1. Тема 1.2. Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем часов6 2 Раздел 1. «Основные сведения о размерах и соединениях в машиностроении» 3 18 Содержание учебного материала 1. Основные сведения о размерах и сопряжениях. Уровень освоения 2 Тематика учебных занятий: «Основные сведения о размерах». «Основные сведения о сопряжениях». «Номинальный, действительный и предельные размеры». Основные сведения о взаимозаменяемости и ее видах. Размеры сопрягаемые и несопрягаемые. Сопряжение (соединение) двух деталей с зазором или с натягом. Понятие о системе допусков и посадок. Практическое занятие № 1: «Обозначения допусков на чертеже». №2. «Обозначения посадок на чертеже». Самостоятельная работа обучающихся. 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем. 2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите. 3. Подготовка рефератов по темам: «Основные сведения о взаимозаменяемости и ее видах. Унификация, нормализация и стандартизация в машиностроении», «Типы посадок и примеры применения отдельных посадок». Содержание учебного материала. Уровень освоения 1. Допуски и посадки. 3 Тематика учебных занятий: 10 8 6 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ПК 1.6 ПК 1.9 2 3 8 5 «Допуски и посадки». Раздел 1. Тема 1.3. «Допуски и отклонения формы. Шероховатость поверхности». «Допуски». «Посадки» Единая система допусков и посадок (ЕСДП). Квалитеты в ЕСДП. Система отверстия и система вала. Практическое занятие № 3: «Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений». Самостоятельная работа обучающихся: 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем. 2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите Содержание учебного материала. Уровень освоения 1. Погрешности формы и расположения поверхностей. Шероховатость поверхности. Тематика учебных занятий: «Допуски и отклонения формы. Шероховатость поверхности». Допуски формы и расположения поверхностей. 4 1 3 12 3 Практическое занятие № 4: «Контроль шероховатости поверхности». № 5: «Нанесение шероховатости поверхности на чертежи». №6. Контроль отклонения формы. №7. Контроль отклонения цилиндрических и плоских поверхностей. Контрольная работа № 1 «Расчет допусков и посадок гладких цилиндрических соединений». Самостоятельная работа обучающихся: 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем. 2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите. 8 3 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ПК 1.6 ПК 1.9 4 1 4 Раздел 2. Тема 2.1. «Основы метрологии». 3. Подготовка реферата по темам: «Виды отклонений цилиндрических поверхностей», «Виды отклонений плоских поверхностей». Раздел 2 «Основы технических измерений». Содержание учебного материала. Уровень освоения 1. Основы метрологии. 3 Тематика учебных занятий: Основные метрологические характеристики средств измерения. Тема 2.2. «Средства измерения линейных размеров». Содержание учебного материала. Уровень освоения 3 1. Средства измерения линейных размеров. Тематика учебных занятий: Средства контроля и измерения шероховатости поверхности. Основные сведения о методах и средствах контроля формы и расположения поверхностей. «Плоскопараллельные концевые меры длины и их назначение». «Универсальные средства измерения линейных размеров». Практическое занятие № 8: «Измерение размеров деталей штангенциркулем». № 9: «Измерение формы и расположения поверхностей». № 10: «Измерение шероховатости поверхности деталей». Самостоятельная работа обучающихся: 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем. 2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите. 3. Подготовка рефератов по темам: «Оптические приборы и пневматические средства для измерения линейных размеров», «Порядок действий при выборе средств для измерения линейных размеров». Тема 2.3. Содержание учебного материала. Уровень освоения «Средства 1. Допуски и средства измерения углов и гладких конусов. 3 измерения углов и Тематика учебных занятий: гладких конусов». «Средства измерения углов». «Средства измерения гладких конусов». Допуски и средства измерения углов и гладких конусов. 18 1 1 1 12 7 4 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ПК 1.6 ПК 1.9 3 ОК 1 5 4 3 3 Тема 2.4. «Средства визуального и измерительного контроля основного материала и сварных соединений». Самостоятельная работа обучающихся: 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем. 2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите. 3. Подготовка реферата по теме: «Понятие о косвенных методах контроля и измерения углов и конусов». Содержание учебного материала. Уровень освоения 1. Средства визуального и измерительного контроля основного 3 материала и сварных соединений. Тематика учебных занятий: «Средства визуального и измерительного контроля основного материала». «Средства визуального и измерительного контроля сварных соединений». Технологическая и операционная карта проведения ВИК. Самостоятельная работа обучающихся: 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем. 2. Подготовка к дифференцированному зачету. Дифференцированный зачет Всего 1 6 3 3 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ПК 1.6 ПК 1.9 2 1 54 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач). 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение Реализация Программы предполагает наличие учебного кабинета общепрофессиональных дисциплин. Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета общетехнических дисциплин: - рабочее место преподавателя; - посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся); - комплект учебно-методической документации (согласно перечню используемых учебных изданий и дополнительной литературы); - комплект чертежных инструментов и приспособлений; - комплект учебно-наглядных средств обучения (модели, натурные объекты, электронные презентации, демонстрационные таблицы); - комплекты для визуально-измерительного контроля сварных соединений и швов; - измерительные инструменты: • калибры для метрической резьбы; • штангенциркули; • угольники поверочные; • линейки измерительные металлические; • микрометр гладкий; • микрометрический глубиномеры; • нутромеры; - образцы различных типов и видов деталей и заготовок для измерений; - машиностроительные чертежи деталей с изображением чтения размеров, допусков, посадок, зазоров и шероховатостей. Технические средства обучения: - компьютеры с лицензионным программным обеспечением; - мультимедийный проектор; - экран. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Основные источники: 1. Допуски и технические измерения: учебник для нач. проф. образования / С.А. Зайцев, А.Д. Куранов, А.Н. Толстов. . — М.: ИЦ «Академия», 2012. — 304 с. Дополнительные источники: 1. Допуски и технические измерения: Контрольные материалы: учеб. пособие для нач. проф. образования / Т. А. Багдасарова. — М.: ИЦ «Академия», 2013. — 64 с. 12 2. Багдасарова Т. А. Допуски и технические измерения: Лабораторно-практические работы: учеб. пособие для нач. проф. образования /. — М.: ИЦ «Академия», 2013. — 64 с. 3. Багдасарова . Т. А. Допуски и технические измерения: раб. тетрадь: учеб. пособие для нач. проф. образования. — М.: ИЦ «Академия», 2013. — 80 с. Интернет-ресурсы: 4. Каталог учебных и наглядных пособий и презентаций по курсу «Допуски и технические измерения» (диск, плакаты, слайды) [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.labstend.ru/site/index/uch_tech/index_full.php?mode=full&id=377&id_cat =1562. 5. Виртуальные лабораторные работы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cde.tsogu.ru/labrabs/9.html. Нормативные документы: 6. ГОСТ 2.307- 2011 «ЕСКД. Нанесение размеров и предельных отклонений». 7. ГОСТ 2.308- 2011 «ЕСКД. Указание допусков формы и расположения поверхностей». 8. ГОСТ 2.309-73 «ЕСКД. Обозначение шероховатости поверхностей». 9. ГОСТ 2.311-68 «ЕСКД. Изображение резьбы». 10. ГОСТ 2.313-82 «ЕСКД. Условные изображения и обозначения неразъемных соединений». 11. ГОСТ 2.318-81 «ЕСКД. Правила упрощенного нанесения размеров отверстий» (с Изменениями № 1). 12. ГОСТ 2.320-82 «ЕСКД. Правила нанесения размеров, допусков и посадок конусов». 13. ГОСТ 25346-89 «Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений». 14. ГОСТ 2789-73 «Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики. Обозначение». 15. РД 03-606-03 «Инструкция по визуальному и измерительному контролю» 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные занятия) Умения: Основные показатели оценки результата контролировать - уметь проводить контроль подготовки и сборки элементов качество выполняемых конструкции под сварку на соответствие геометрическим работ; размерам, требуемым конструкторской и производственнотехнологической документацией по сварке; - уметь проводить контроль сварных соединений на соответствие геометрическим размерам, требуемым конструкторской и производственно-технологической документацией по сварке; - уметь определять характер сопряжения (групп посадок) по данным чертежей, по выполненным расчётам; -уметь применять контрольно- измерительные приборы и инструменты. Знания: - системы допусков и посадок, точность обработки, квалитеты, классы точности; - знать принципы построения Единой системы допусков и посадок (ЕСДП) и их обозначение на чертежах; - знать правила оформления технологической и технической документации с учетом основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности; - допуски и отклонения - знать устройство и принципы работы измерительных формы и расположения инструментов; поверхностей. - знать методы определения погрешностей измерений; - знать размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку; - знать устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов; - знать методы и средства контроля обработанных поверхностей. 14 РЕЦЕНЗИЯ На рабочую программу по дисциплине ОП.04 Допуски и технические измерения профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), выполненную преподавателем ГБПОУ "КТТиЖТ" Коштоян А.Г. (Ф.И.О.) Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по указанной профессии. В результате изучения программного материала обучающиеся овладеют знаниями и умениями по вопросам: контроля качества выполняемых работ Оценка структуры рабочей программы (характеристика разделов) Структура программы соответствует рекомендациям по разработке программ СПО и состоит из: паспорта рабочей программы , тематического плана и содержания, условий реализации, контроля и оценки результатов изучения дисциплины. Оценка соответствия тематики практических занятий, требованиям подготовки выпускника по профессии и содержанию рабочей программы: Структура и содержание практических занятий соответствует требованиям подготовки выпускника и содержанием рабочей программы. Язык и стиль изложения, терминология соответствует профессии. Соответствие содержания рабочей программы современному уровню развития науки, техники и производства рабочая программа соответствует современным требованиям. Рекомендации, замечания не имеет Заключение: Рабочая программа по дисциплине ОП.04 Допуски и технические измерения может быть использована для обеспечения основной (профессиональной) образовательной программы по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частичномеханизированной сварки (наплавки) Рецензент_________ М.П. Иванов Владимир Алексеевич, директор ООО "Строитель" Квалификация по диплому: инженер - строитель_____ «31» августа 2022г 15 РЕЦЕНЗИЯ На рабочую программу по дисциплине ОП.04 Допуски и технические измерения профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), выполненную преподавателем ГБПОУ "КТТиЖТ" Коштоян А.Г. (Ф.И.О.) Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по указанной профессии. В результате изучения программного материала обучающиеся овладеют знаниями и умениями по вопросам: контроля качества выполняемых работ Оценка структуры рабочей программы (характеристика разделов) Структура программы соответствует рекомендациям по разработке программ СПО и состоит из: паспорта рабочей программы , тематического плана и содержания, условий реализации, контроля и оценки результатов изучения дисциплины. Оценка соответствия тематики практических занятий, требованиям подготовки выпускника по профессии и содержанию рабочей программы: Структура и содержание практических занятий соответствует требованиям подготовки выпускника и содержанием рабочей программы. Язык и стиль изложения, терминология соответствует профессии. Соответствие содержания рабочей программы современному уровню развития науки, техники и производства рабочая программа соответствует современным требованиям. Рекомендации, замечания не имеет Заключение: Рабочая программа по дисциплине ОП.04 Допуски и технические измерения может быть использована для обеспечения основной (профессиональной) образовательной программы по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частичномеханизированной сварки (наплавки) Рецензент: И.В. Кузнецов _________ М.П. Генеральный директор АО "Элеватормельмаш" Квалификация по диплому: инженер - электрик. 31 августа 2022г 16 17