РП МЛ-23, ОВ-23 ОД.14 Основы проектной деятельности

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.14 Основы проектной деятельности
для профессии СПО
23.01.09 Машинист локомотива
23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава

Срок обучения 3 года 10 месяцев
на базе основного общего образования
Форма обучения: очная

2023 г.

Рассмотрена:
на заседании педагогического совета протокол № 1
от «__» августа 2023 г.

Утверждаю
Директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ»
__________
/В.А. Шахбазян/

Рассмотрена:
на
заседании
методической
комиссии
________________________________________
протокол № 1 от « __ » августа 20_____ г.
Председатель МК _______/_______________/

Рабочая программа учебной дисциплины ОД.14 Основы проектной
деятельности разработана на основании Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред.
от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); на основе положения об индивидуальном
проекте в государственном бюджетном профессиональном образовательном
учреждении Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и
железнодорожного транспорта» в соответствии с требованиями
Федерального государственного стандарта среднего общего образования по
профессии: 23.01.09 Машинист локомотива (приказ МОН РФ от 2 августа
2013г. №703, зарегистр. Минюстиции РФ 20 августа 2013г., регистр. №
29697, в ред. приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 389); 23.01.10
Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава, утвержденного
приказом Министерства просвещения России № 774 от 26 августа 2022 года,
зарегистрирован Министерством юстиции России (рег. № 70280 от 29
сентября 2022г.), укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и
технологии наземного транспорта.
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края "Кропоткинский техникум
технологий и железнодорожного транспорта"
Автор:

_______________преподаватель Е.А. Сорокина

Рецензенты:
___________ _________________________________________________________________
подпись
___________________________________________________________________
___________ _________________________________________________________________
подпись
___________________________________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОД.14 Основы проектной деятельности»
Рабочая программа учебного предмета «Основы проектной
деятельности» разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом (далее – ФГОС) среднего общего образования,
федеральным государственным стандартом среднего профессионального
образования (далее – СПО) по профессии 23.01.09 Машинист локомотива,
23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава.
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:

формирование системы представлений о логике процесса
исследовательской деятельности, его сущности и методологических основах;

получение знаний об основных понятиях исследовательской
деятельности, структуры научного документа (реферат, научноисследовательская работа
(проект), курсовая работа, выпускная
квалификационная работа) и требований к его структурным элементам;

формирование умений выдвигать гипотезы, формулировать
цели и задачи предстоящей исследовательской деятельности, подбирать
способы достижения поставленных целей, предвидения результата,
возможных отклонений и нежелательных явлений, определять этапы
исследовательской деятельности, распределять время, планировать и
составлять алгоритм своих действий, использовать комплекс методов и
методик исследования, оформлять результаты исследования в различных
формах;

формирование умений самостоятельной работы студентов с
учебной,
методической,
справочной
и
научной
информацией,
информационными
средствами
и
компьютерными
технологиями
(осуществлять поиск, сбор, изучение и обработку необходимой научной
информации)
В программе включено содержание, направленное на формирование
исследовательской компетентности студентов, главным показателем
сформированности которой послужит выполнение обучающимися
индивидуального проекта под руководством преподавателя по выбранной
теме в рамках одной или нескольких изучаемых общеобразовательных
учебных дисциплин.
Программа может использоваться другими профессиональными
образовательными организациями,
реализующими
образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения программы
подготовки и специалистов среднего звена на базе основного общего
образования.
Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины «Основы проектной деятельности»
является частью цикла предлагаемых ОО образовательной программы СПО –
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по
профессии по профессии 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту
подвижного состава.
Место учебного предмета в структуре ППКРС
Учебная дисциплина является предметом общеобразовательного

учебного цикла в соответствии с технологическим профилем
профессионального образования.
Уровень освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС среднего
общего образования базовый.
Учебный предмет «Основы проектной деятельности» для
профессиональных
образовательных
организаций
обладает
самостоятельностью и цельностью.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем
образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам
курса проектной деятельности с учетом межпредметных связей, возрастных
особенностей обучающихся.
Изучение учебного предмета «Основы проектной деятельности»
завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного
зачета.
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения
и знания:
Личностные результаты:
- ЛР1.
Российскую
гражданскую идентичность, патриотизм,
уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уважение государственных символов (герб,флаг, гимн);
- ЛР4. Сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- ЛР5. Сформированность
основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
- ЛР7. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
- Л8. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
- Л9. Готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
- Л11.Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного
образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании,
занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью неприятие
вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- Л13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей
реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной

деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
- Л14. Сформированность экологического мышления, понимания
влияния социально- экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Метапредметные результаты обучения:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с преподавателем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
Предметные результаты обучения:
- формирование представлений о понятии проекта, проектном
продукте, типах проектов; понятии презентации проекта и ее назначении; об
этапах выполнения проекта, структуре проекта; критериях оформления
письменной части проекта и критериях оценки проекта;
- способность описывать и анализировать ситуацию; иметь
преставление о способах презентации проекта, о написании отчета о ходе
проекта;
- владение умением определять проблему и вытекающие из нее задачи,
ставить цель; составлять и реализовывать план проекта; отбирать материал из
информационных источников; анализировать полученные данные; делать
выводы; оценивать работу по критериям оценивания; выбирать
соответствующую форму проектного продукта; создавать основные слайды
для презентации проекта; оформлять результаты проектной деятельности;

проводить рефлексию своей деятельности; работать по ТК, с простейшим
оборудованием и материалами; работать в парах и в группах.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы

48

Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем

32

в том числе:
теоретическое обучение

24

практические работы
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного
зачета

8
16

Наименование
разделов и тем

1

Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

Объем,
акад. ч / в том
числе в форме
практической
подготовки, акад.
ч

2

Введение
Введение. Цели, задачи и результаты курса.
Самостоятельная работа:
1. Доклад «Цели и задачи ИП»
Раздел 1. Основы проектной деятельности
Тема 1.1 Проектная
Содержание учебного материала:
деятельность
1. Понятие о проекте и исследовательской деятельности.
2. Понятие, типология и
характеристика
исследования.
3. Типы, виды, классы проектов.
Практические занятия:
ПЗ № 1. Теоретические основы научно-исследовательской
деятельности.
ПЗ № 2. Тест «Проектная деятельность».
Тема 1.2 Проблемные
Содержание учебного материала:
ситуации и подходы к
1. Понятие ситуации и подходы к их решению.
их решению.
2. Определение видов проблем на основе различных
ситуаций.
Самостоятельная работа:
1. Сообщение «Проблемные ситуации при написании ИП».
Тема 1.3 Методология Содержание учебного материала:
и
1. Методология как учение о
методе.
методы
2. Методы теоретического исследования.
исследований
3. Методы теоретического исследования.
Практические занятия:

3
1/1
1
1
11/2
5/0
3

2

2/1
2

4/1
3
1

Коды
компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых способствует
элемент программы
4

ПЗ № 3. Подбор методов исследования.
Самостоятельная работа:
1. Сообщение «Методы исследования в проектной
деятельности».
Раздел 2. Этапы работы над проектом.
Тема 2.1 Типология
Содержание учебного материала:
проектов
1. Классификация проектов. Типологические признаки
проектов.
2. Понятие «методологический аппарат исследования».
Структура цели исследования. Постановка
задач
исследования.
Практические занятия:
ПЗ № 4. Тест «Типология проектов».
ПЗ № 5. Выполнение заданий по формулировке цели и
постановке задач исследования.
Самостоятельная работа:
1. Составление таблицы «Классификация проектов».
2. Составить критерии к выбору и формулировке темы.
3. Составление задач.
4. Составление плана ИП.
Тема 2.2. Технология
Содержание учебного материала:
работы с литературой
1. Первичные
источники библиографической
информации (статьи, диссертации, монографии).
2. Вторичные источники (библиография, реферативные
журналы,
сигнальная информация).
3. Третичные
(обзоры, компилятивные работы,
справочные книги).
4. Интернет как источник информации в научной работе.
Практические занятия:
ПЗ № 6. Способы получения и переработки информации.
ПЗ № 7. Виды источников информации.
Самостоятельная работа:

1
17/12
4/4
4

4

4

6/4
4

4
4

1. Реферат «Виды ресурсов».
2 . Реферат «Структура ИП».
3. Доклад «Источники информации».
4. Сообщение «Информационные ресурсы».
Тема 2.3 Способы
Содержание учебного материала:
обработки
1. Методы активного чтения. Чтение текста с маркированием.
информации.
2. Способы свертывания информации. Обработка
информации с помощью денотатного графа.
3. Графическая обработка статистических данных.
Построение диаграмм и графиков.
4 Презентация. Цели презентации. Виды, формы, типы
презентации.
Практические занятия:
ПЗ № 8. Создание презентации.
Самостоятельная работа:
1. Доклад «Способы обработки информации».
2. Реферат « Приемы графической обработки информации».
3. Составить критерии оформления таблиц, графиков,
диаграмм, схем.
Тема 2.4. Правила
Содержание учебного материала:
оформления.
1. Общие требования к оформлению текста. Оформление
библиографического списка.
2. Правила оформления таблиц, графиков, диаграмм, схем.
Самостоятельная работа:
1. Оформление слайдов в программе PowerPoint.
Раздел 3. Заключительные этапы работы над проектом.
Тема 3.1 Формы
Содержание учебного материала:
защиты проекта.
1. Формы защиты учебного проекта.
2. Техника публичного выступления.
Дифференцированный зачет
Самостоятельная работа:
1. Составление выступления по проекту.
ИТОГО:

5/3

1
3

2/1

3/1
3/1

1
32/16

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материально-техническое обеспечение
Освоение программы учебного предмета «Основы проектной
деятельности» предполагает наличие в профессиональной образовательной
организации, реализующей образовательную программу среднего общего
образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить
свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период
внеучебной деятельности студентов.
Помещение
кабинета
удовлетворяет
требованиям
Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и
оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в
том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения,
достаточными для выполнения требований к уровню подготовки студентов.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную
информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения
программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности», входят:

информационно-коммуникативные средства;

ноутбук;

технические средства обучения;

телевизор;

вспомогательное оборудование;

комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты
(УМК), обеспечивающие освоение учебного предмета «Основы проектной
деятельности», рекомендованные или допущенные для использования,
реализующих образовательную программу. В процессе освоения программы
учебного предмета «Основы проектной деятельности» студенты должны
иметь возможность доступа к электронным учебным материалам,
имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам,
тестам и др.).
Методические рекомендации по организации изучения предмета
Основными формами организации учебного процесса являются: урок,
практическое занятие, консультация. Внеаудиторная самостоятельная работа
обучающихся носит практический характер и включает в себя следующие
виды деятельности: подготовку устных выступлений по заданным темам,
эссе, докладов, рефератов, индивидуальных проектов с использованием
информационных технологий.
При осуществлении данной учебной программы используются следующие
педагогические
технологии
развивающее
обучение,
игровые,
12

исследовательские
технологии,
обучение
в
сотрудничестве
и
информационно-коммуникационные технологии обучения.
5.2. Информационное обеспечение обучения
1.
Половкова М.В., Майсак Н.В., Половкова Т.В.: Индивидуальный
проект. 10-11 классы. Учебное пособие. ФГОС, М.: Просвещение, 2019.
2.
Голуб, Г.Б. Метод проектов – технология компетентностноориентированного образования: методическое пособие для педагогов / Г.Б.
Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова ; под ред. проф. Е.Я. Когана. –
Самара: Учебная литература, 2019. – 176 с.
3.
Голуб, Г.Б. Основы проектной деятельности школьника / Г.Б. Голуб,
Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова
; под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Учебная литература, 2019. – 224 с.
4.
Заир-Бек, С.И. Развитие критического
мышления на
уроке:
пособие
для учителей общеобразовательных учреждений / С.И.
Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2017.
5.
Новожилова, М.М. Как корректно провести учебное исследование: от
замысла к открытию / М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель. –
3-е изд. – М.: 5 за знания, 2018. – 160 с.
6.
Сизикова, С.Ф. Основы делового общения. 10–11 кл.: методическое
пособие / С.Ф. Сизикова. – М. : Дрофа, 2017
Для студентов
1.
Пастухова И. П. Основы учебно-исследовательской деятельности
студентов : учеб.-метод.пособие для студ. средн. проф. учеб. заведений /
И.П.Пастухова, Н.В.Тарасова. — М.: Издательский центр
«Академия», 2017.
2.
Боровик С.С. Курсовые и выпускные квалификационные работы. —
М., 2018.
3.
Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы
студентов. — М., 2017.
Интернет- ресурсы
1.
Электронно-библиотечная система IPRbooks
[Электронный ресурс]. URL: http://www.iprbookshop.ru/
2.
Электронная библиотека ВШТЭ СПБ ГУПТД [Электронный
ресурс]. URL: http://nizrp.narod.ru
3.
Информационная система «Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам.
Раздел.
Информатика
и
информационные технологии» [Электронный ресурс]. URL:
http://window.edu.ru/catalog/?p_rubr=2.2.75.6
4.
База данных Минэкономразвития РФ «Информационные
системы Министерства в сети Интернет» [Электронный ресурс].
URL:
http://economy.gov.ru/minec/about/systems/infosystems/
Госкомстат РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Критерии оценки
Результаты обучения

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины: - понятие о
проекте и исследовательской
деятельности; понятие, типология
и характеристика
исследования; нравственные
начала исследовательской
деятельности; понятие ситуации и
подходы к их решению;
определение видов проблем на
основе различных ситуаций;
методология как учение о методе;
методы теоретического
исследования; методы
теоретического исследования;
классификация проектов;
типологические признаки
проектов; понятие
«методологический
аппарат исследования»; структура
цели исследования; постановка
задач исследования; методы
активного чтения; чтение текста с
маркированием; способы
свертывания информации;
обработка информации с
помощью денотатного графа;
графическая обработка
статистических данных;
построение диаграмм и графиков;
презентация; цели презентации;
виды, формы, типы презентации.

Полнота ответов,
точность формулировок,
не менее 75% правильных
ответов.
Не менее 75%
правильных ответов.

Текущий
контроль
при проведении:
письменного/устного
опроса;
-тестирования;

Актуальность
темы, адекватность
результатов поставленным
целям,
полнота ответов,
точность формулировок,
адекватность применения
терминологии

14

Промежуточная
аттестация
в форме
дифференцированного
зачета


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».