Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД.14 Основы проектной деятельности для профессии СПО 23.01.09 Машинист локомотива 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава Срок обучения 3 года 10 месяцев на базе основного общего образования Форма обучения: очная 2023 г. Рассмотрена: на заседании педагогического совета протокол № 1 от «__» августа 2023 г. Утверждаю Директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ» __________ /В.А. Шахбазян/ Рассмотрена: на заседании методической комиссии ________________________________________ протокол № 1 от « __ » августа 20_____ г. Председатель МК _______/_______________/ Рабочая программа учебной дисциплины ОД.14 Основы проектной деятельности разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); на основе положения об индивидуальном проекте в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта среднего общего образования по профессии: 23.01.09 Машинист локомотива (приказ МОН РФ от 2 августа 2013г. №703, зарегистр. Минюстиции РФ 20 августа 2013г., регистр. № 29697, в ред. приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 389); 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава, утвержденного приказом Министерства просвещения России № 774 от 26 августа 2022 года, зарегистрирован Министерством юстиции России (рег. № 70280 от 29 сентября 2022г.), укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта. Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края "Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта" Автор: _______________преподаватель Е.А. Сорокина Рецензенты: ___________ _________________________________________________________________ подпись ___________________________________________________________________ ___________ _________________________________________________________________ подпись ___________________________________________________________________ СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОД.14 Основы проектной деятельности» Рабочая программа учебного предмета «Основы проектной деятельности» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) среднего общего образования, федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования (далее – СПО) по профессии 23.01.09 Машинист локомотива, 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава. Содержание программы направлено на достижение следующих целей: формирование системы представлений о логике процесса исследовательской деятельности, его сущности и методологических основах; получение знаний об основных понятиях исследовательской деятельности, структуры научного документа (реферат, научноисследовательская работа (проект), курсовая работа, выпускная квалификационная работа) и требований к его структурным элементам; формирование умений выдвигать гипотезы, формулировать цели и задачи предстоящей исследовательской деятельности, подбирать способы достижения поставленных целей, предвидения результата, возможных отклонений и нежелательных явлений, определять этапы исследовательской деятельности, распределять время, планировать и составлять алгоритм своих действий, использовать комплекс методов и методик исследования, оформлять результаты исследования в различных формах; формирование умений самостоятельной работы студентов с учебной, методической, справочной и научной информацией, информационными средствами и компьютерными технологиями (осуществлять поиск, сбор, изучение и обработку необходимой научной информации) В программе включено содержание, направленное на формирование исследовательской компетентности студентов, главным показателем сформированности которой послужит выполнение обучающимися индивидуального проекта под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одной или нескольких изучаемых общеобразовательных учебных дисциплин. Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки и специалистов среднего звена на базе основного общего образования. Область применения рабочей программы Программа учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» является частью цикла предлагаемых ОО образовательной программы СПО – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии по профессии 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава. Место учебного предмета в структуре ППКРС Учебная дисциплина является предметом общеобразовательного учебного цикла в соответствии с технологическим профилем профессионального образования. Уровень освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС среднего общего образования базовый. Учебный предмет «Основы проектной деятельности» для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса проектной деятельности с учетом межпредметных связей, возрастных особенностей обучающихся. Изучение учебного предмета «Основы проектной деятельности» завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: Личностные результаты: - ЛР1. Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,флаг, гимн); - ЛР4. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - ЛР5. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - ЛР7. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; - Л8. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; - Л9. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - Л11.Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; - Л13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; - Л14. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности. Метапредметные результаты обучения: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; Предметные результаты обучения: - формирование представлений о понятии проекта, проектном продукте, типах проектов; понятии презентации проекта и ее назначении; об этапах выполнения проекта, структуре проекта; критериях оформления письменной части проекта и критериях оценки проекта; - способность описывать и анализировать ситуацию; иметь преставление о способах презентации проекта, о написании отчета о ходе проекта; - владение умением определять проблему и вытекающие из нее задачи, ставить цель; составлять и реализовывать план проекта; отбирать материал из информационных источников; анализировать полученные данные; делать выводы; оценивать работу по критериям оценивания; выбирать соответствующую форму проектного продукта; создавать основные слайды для презентации проекта; оформлять результаты проектной деятельности; проводить рефлексию своей деятельности; работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами; работать в парах и в группах. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы 48 Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем 32 в том числе: теоретическое обучение 24 практические работы Самостоятельная работа Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 8 16 Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч 2 Введение Введение. Цели, задачи и результаты курса. Самостоятельная работа: 1. Доклад «Цели и задачи ИП» Раздел 1. Основы проектной деятельности Тема 1.1 Проектная Содержание учебного материала: деятельность 1. Понятие о проекте и исследовательской деятельности. 2. Понятие, типология и характеристика исследования. 3. Типы, виды, классы проектов. Практические занятия: ПЗ № 1. Теоретические основы научно-исследовательской деятельности. ПЗ № 2. Тест «Проектная деятельность». Тема 1.2 Проблемные Содержание учебного материала: ситуации и подходы к 1. Понятие ситуации и подходы к их решению. их решению. 2. Определение видов проблем на основе различных ситуаций. Самостоятельная работа: 1. Сообщение «Проблемные ситуации при написании ИП». Тема 1.3 Методология Содержание учебного материала: и 1. Методология как учение о методе. методы 2. Методы теоретического исследования. исследований 3. Методы теоретического исследования. Практические занятия: 3 1/1 1 1 11/2 5/0 3 2 2/1 2 4/1 3 1 Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы 4 ПЗ № 3. Подбор методов исследования. Самостоятельная работа: 1. Сообщение «Методы исследования в проектной деятельности». Раздел 2. Этапы работы над проектом. Тема 2.1 Типология Содержание учебного материала: проектов 1. Классификация проектов. Типологические признаки проектов. 2. Понятие «методологический аппарат исследования». Структура цели исследования. Постановка задач исследования. Практические занятия: ПЗ № 4. Тест «Типология проектов». ПЗ № 5. Выполнение заданий по формулировке цели и постановке задач исследования. Самостоятельная работа: 1. Составление таблицы «Классификация проектов». 2. Составить критерии к выбору и формулировке темы. 3. Составление задач. 4. Составление плана ИП. Тема 2.2. Технология Содержание учебного материала: работы с литературой 1. Первичные источники библиографической информации (статьи, диссертации, монографии). 2. Вторичные источники (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация). 3. Третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги). 4. Интернет как источник информации в научной работе. Практические занятия: ПЗ № 6. Способы получения и переработки информации. ПЗ № 7. Виды источников информации. Самостоятельная работа: 1 17/12 4/4 4 4 4 6/4 4 4 4 1. Реферат «Виды ресурсов». 2 . Реферат «Структура ИП». 3. Доклад «Источники информации». 4. Сообщение «Информационные ресурсы». Тема 2.3 Способы Содержание учебного материала: обработки 1. Методы активного чтения. Чтение текста с маркированием. информации. 2. Способы свертывания информации. Обработка информации с помощью денотатного графа. 3. Графическая обработка статистических данных. Построение диаграмм и графиков. 4 Презентация. Цели презентации. Виды, формы, типы презентации. Практические занятия: ПЗ № 8. Создание презентации. Самостоятельная работа: 1. Доклад «Способы обработки информации». 2. Реферат « Приемы графической обработки информации». 3. Составить критерии оформления таблиц, графиков, диаграмм, схем. Тема 2.4. Правила Содержание учебного материала: оформления. 1. Общие требования к оформлению текста. Оформление библиографического списка. 2. Правила оформления таблиц, графиков, диаграмм, схем. Самостоятельная работа: 1. Оформление слайдов в программе PowerPoint. Раздел 3. Заключительные этапы работы над проектом. Тема 3.1 Формы Содержание учебного материала: защиты проекта. 1. Формы защиты учебного проекта. 2. Техника публичного выступления. Дифференцированный зачет Самостоятельная работа: 1. Составление выступления по проекту. ИТОГО: 5/3 1 3 2/1 3/1 3/1 1 32/16 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Материально-техническое обеспечение Освоение программы учебного предмета «Основы проектной деятельности» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности студентов. Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки студентов. В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т. п. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности», входят: информационно-коммуникативные средства; ноутбук; технические средства обучения; телевизор; вспомогательное оборудование; комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; библиотечный фонд. В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного предмета «Основы проектной деятельности», рекомендованные или допущенные для использования, реализующих образовательную программу. В процессе освоения программы учебного предмета «Основы проектной деятельности» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, тестам и др.). Методические рекомендации по организации изучения предмета Основными формами организации учебного процесса являются: урок, практическое занятие, консультация. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся носит практический характер и включает в себя следующие виды деятельности: подготовку устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуальных проектов с использованием информационных технологий. При осуществлении данной учебной программы используются следующие педагогические технологии развивающее обучение, игровые, 12 исследовательские технологии, обучение в сотрудничестве и информационно-коммуникационные технологии обучения. 5.2. Информационное обеспечение обучения 1. Половкова М.В., Майсак Н.В., Половкова Т.В.: Индивидуальный проект. 10-11 классы. Учебное пособие. ФГОС, М.: Просвещение, 2019. 2. Голуб, Г.Б. Метод проектов – технология компетентностноориентированного образования: методическое пособие для педагогов / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова ; под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Учебная литература, 2019. – 176 с. 3. Голуб, Г.Б. Основы проектной деятельности школьника / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова ; под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Учебная литература, 2019. – 224 с. 4. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2017. 5. Новожилова, М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию / М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель. – 3-е изд. – М.: 5 за знания, 2018. – 160 с. 6. Сизикова, С.Ф. Основы делового общения. 10–11 кл.: методическое пособие / С.Ф. Сизикова. – М. : Дрофа, 2017 Для студентов 1. Пастухова И. П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов : учеб.-метод.пособие для студ. средн. проф. учеб. заведений / И.П.Пастухова, Н.В.Тарасова. — М.: Издательский центр «Академия», 2017. 2. Боровик С.С. Курсовые и выпускные квалификационные работы. — М., 2018. 3. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов. — М., 2017. Интернет- ресурсы 1. Электронно-библиотечная система IPRbooks [Электронный ресурс]. URL: http://www.iprbookshop.ru/ 2. Электронная библиотека ВШТЭ СПБ ГУПТД [Электронный ресурс]. URL: http://nizrp.narod.ru 3. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел. Информатика и информационные технологии» [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/catalog/?p_rubr=2.2.75.6 4. База данных Минэкономразвития РФ «Информационные системы Министерства в сети Интернет» [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/systems/infosystems/ Госкомстат РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Критерии оценки Результаты обучения Методы оценки Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: - понятие о проекте и исследовательской деятельности; понятие, типология и характеристика исследования; нравственные начала исследовательской деятельности; понятие ситуации и подходы к их решению; определение видов проблем на основе различных ситуаций; методология как учение о методе; методы теоретического исследования; методы теоретического исследования; классификация проектов; типологические признаки проектов; понятие «методологический аппарат исследования»; структура цели исследования; постановка задач исследования; методы активного чтения; чтение текста с маркированием; способы свертывания информации; обработка информации с помощью денотатного графа; графическая обработка статистических данных; построение диаграмм и графиков; презентация; цели презентации; виды, формы, типы презентации. Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов. Не менее 75% правильных ответов. Текущий контроль при проведении: письменного/устного опроса; -тестирования; Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения терминологии 14 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета