РП МЛ-23 ОД.07 Обществознание

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
профильной учебной дисциплины
ОД. 07 Обществознание
по профессии СПО
23.01.09 Машинист локомотива
Срок обучения 3 год 10
месяцев
на базе основного общего
образования
Форма обучения: очная

2023

Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 31 августа 2023г.
Рассмотрена
на заседании
гуманитарных дисциплин,
протокол № 1 от 31 августа 2023г.
Председатель МК ______/ Л.М.Хаженцева /

Утверждена:
Директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ»
____________ /В.А. Шахбазян/

Рабочая программа учебной дисциплины ОД.07 «Обществознание»
разработана на основании Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016,
с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего общего образования
(приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31 декабря
2015 г. N 1578, с изм. от 12 августа 2022г. № 732), примерной рабочей
программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание» для
профессиональных образовательных организаций базовый уровень (вариант
2), утвержденной на заседании Совета по оценке содержания и качества
примерных рабочих программ общеобразовательного и социальногуманитарного циклов среднего профессионального образования Протокол
14 от 30 ноября 2022г. В соответствии с требованиями: ФГОС СПО по
профессии 23.01.09 Машинист локомотива (приказ МОН РФ от 2 августа
2013г. №703, зарегистр. Минюстиции РФ 20 августа 2013г., регистр. №
29697, в ред. приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 389).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский
техникум технологий и железнодорожного транспорта»
Автор:

_______________преподаватель Е.А. Сорокина

Рецензенты:

__________

_________________________________________
________________________________________
Занимаемая должность
________________________________________
Место работы
________________________________________
Квалификация по диплому

__________

_________________________________________
________________________________________
Занимаемая должность
________________________________________
Место работы
________________________________________
Квалификация по диплому

МП

МП

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ« ОД. 07 Обществознание»
1.1. Место дисциплины в структуре основной
программы
Учебная
дисциплина
«Обществознание»
общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО
общего образования с получением среднего общего
профессии
СПО 2323.01.09 Машинист локомотива
профиля.

образовательной
изучается
в
на базе основного
образования, для
технологического

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание»
обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Код и
наименов
ание
формируе
мых
компетенц
ий
ОК 01.
Выбирать
способы
решения
задач
профессион
альной
деятельност
и
применител
ьно
к различным
контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие

Дисциплинарные

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание
ценности мастерства, трудолюбие;
У
готовность
к
активной
деятельности технологической и
социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и
актуализировать
проблему,
рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный
признак или основания для
сравнения,
классификации
и
обобщения;
- определять цели деятельности,
задавать параметры и критерии их
достижения;
- выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых

сформировать знания об (о):
обществе
как
целостной
развивающейся системе в единстве
и взаимодействии основных сфер и
институтов; основах социальной
динамики; глобальных проблемах и
вызовах
современности;
перспективах
развития
современного общества, в том
числе
тенденций
развития
Российской Федерации;
человеке
как
субъекте
общественных
отношений
и
сознательной
деятельности;
особенностях
социализации
личности в современных условиях,
сознании, познании и самосознании
человека;
особенностях
профессиональной деятельности в
области
науки,
культуры,
экономической
и
финансовой
сферах;
- экономике как науке и хозяйстве,
роли государства в экономике, в
том
числе
государственной
политики поддержки конкуренции
и импортозамещения, особенностях
рыночных
отношений
в

явлениях;
вносить
коррективы
в
деятельность,
оценивать
соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий
деятельности;
- развивать креативное мышление
при решении жизненных проблем
б) базовые
исследовательские
действия:
- владеть навыками учебноисследовательской и проектной
деятельности,
навыками
разрешения проблем;
выявлять
причинноследственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить
аргументы для доказательства
своих
утверждений,
задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в
ходе решения задачи результаты,
критически
оценивать
их
достоверность,
прогнозировать
изменение в новых условиях;
-- уметь переносить знания в
познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из
разных предметных областей;
выдвигать
новые
идеи,
предлагать оригинальные подходы
и решения;
и способность их использования в
познавательной и социальной
практике

ОК 02.
Использоват
ь
современны
е средства
поиска,
анализа и
интерпретац
ии
информации
,и
информацио
нные
технологии
для

современной экономике;
- системе права и законодательства
Российской Федерации;
- владеть базовым понятийным
аппаратом социальных наук, уметь
различать
существенные
и
несущественные признаки понятий,
определять различные смыслы
многозначных
понятий,
классифицировать используемые в
социальных науках понятия и
термины; использовать понятийный
аппарат при анализе и оценке
социальных
явлений,
для
ориентации в социальных науках и
при
изложении
собственных
суждений и построении устных и
письменных высказываний;
- владеть умениями формулировать
на
основе
приобретенных
социально-гуманитарных
знаний
собственные суждения и аргументы
по определенным проблемам с
точки зрения социальных ценностей
и использовать ключевые понятия,
теоретические
положения
социальных наук для объяснения
явлений
социальной
действительности;
конкретизировать
теоретические
положения фактами социальной
действительности,
модельными
ситуациями, примерами из личного
социального опыта и фактами
социальной действительности, в
том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение
создавать типологии социальных
процессов и явлений на основе
предложенных критериев;
сформировать знания об (о):
- особенностях процесса
цифровизации и влиянии массовых
коммуникаций на все сферы жизни
общества;
- владеть умениями применять
полученные знания при анализе
социальной информации,
полученной из источников разного
типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах
государственных органов,
нормативные правовые акты,
государственные документы
стратегического характера,

выполнения
задач
профессион
альной
деятельност
и

ОК 03.
Планироват
ьи
реализовыва
ть
собственное
профессион
альное и
личностное
развитие,
предприним
ательскую
деятельност
ьв
профессион

В области духовно-нравственного
воспитания:
-- сформированность
нравственного сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию
и принимать осознанные решения,
ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в
построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к
своим родителям и (или) другим
членам семьи, созданию семьи на

публикации в средствах массовой
информации; осуществлять поиск
социальной информации,
представленной в различных
знаковых системах, извлекать
информацию из неадаптированных
источников, вести
целенаправленный поиск
необходимых сведений, для
восполнения недостающих звеньев,
делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в
информационном сообщении,
выделять факты, выводы,
оценочные суждения, мнения;
- сформированность навыков
оценивания социальной
информации, в том числе
поступающей по каналам сетевых
коммуникаций, владение умением
определять степень достоверности
информации; владение умением
соотносить различные оценки
социальных явлений, содержащиеся
в источниках информации, давать
на основе полученных знаний
правовую оценку действиям людей
в модельных ситуациях;
- уметь определять связи
социальных объектов и явлений с
помощью различных знаковых
систем; сформированность
представлений о методах изучения
социальных явлений и процессов,
включая универсальные методы
науки, а также специальные методы
социального познания, в том числе
социологические опросы,
биографический метод, социальное
прогнозирование
сформировать знания об (о):
- особенностях социализации
личности в современных условиях,
сознании, познании и самосознании
человека; особенностях
профессиональной деятельности в
области науки, культуры,
экономической и финансовой
сферах;
- отношениях, направлениях
социальной политики в Российской
Федерации, в том числе поддержки
семьи, государственной политики в
сфере межнациональных
отношений; структуре и функциях

альной
сфере,
использоват
ь знания по
финансовой
грамотности
в различных
жизненных
ситуациях

основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями
народов России;
Овладение универсальными
регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять
познавательную деятельность,
выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные
задачи в образовательной
деятельности и жизненных
ситуациях;
- самостоятельно составлять план
решения проблемы с учетом
имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и
предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и
проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний,
постоянно повышать свой
образовательный и культурный
уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии
для оценки ситуации, выбора
верного решения;
- уметь оценивать риски и
своевременно принимать решения
по их снижению;
в) эмоциональный интеллект,
предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации,
включающей стремление к
достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из
своих возможностей;
- эмпатии, включающей
способность понимать
эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении
коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков,
включающих способность
выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять
интерес и разрешать конфликты
ОК 04.
- готовность к саморазвитию,
Эффективно самостоятельности и

политической системы общества,
направлениях государственной
политики Российской Федерации;
- владеть умениями проводить с
опорой на полученные знания
учебно-исследовательскую и
проектную деятельность,
представлять ее результаты в виде
завершенных проектов,
презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной
направленности; готовить устные
выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по
социальной проблематике,
составлять сложный и тезисный
план развернутых ответов,
анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
- готовность применять знания о
финансах и бюджетном
регулировании при пользовании
финансовыми услугами и
инструментами; использовать
финансовую информацию для
достижения личных финансовых
целей, обеспечивать финансовую
безопасность с учетом рисков и
способов их снижения;
сформированность гражданской
ответственности в части уплаты
налогов для развития общества и
государства

- использовать обществоведческие
знания для взаимодействия с

взаимодейст
вовать и
работать в
коллективе
и команде

самоопределению;
-овладение навыками учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности;
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать
преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной
деятельности, организовывать и
координировать действия по ее
достижению: составлять план
действий, распределять роли с
учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной
работы;
- координировать и выполнять
работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное
стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными
регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы
других людей при анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право
других людей на ошибки;
- развивать способность понимать
мир с позиции другого человека
ОК 05.
В области эстетического
Осуществля воспитания:
ть устную и - эстетическое отношение к миру,
письменную включая эстетику быта, научного
коммуникац и технического творчества, спорта,
ию на
труда и общественных отношений;
государстве - способность воспринимать
нном языке различные виды искусства,
Российской традиции и творчество своего и
Федерации с других народов, ощущать
учетом
эмоциональное воздействие
особенносте искусства;
й
- убежденность в значимости для
социального личности и общества
и
отечественного и мирового
культурного искусства, этнических культурных
контекста
традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в

представителями других
национальностей и культур в целях
успешного выполнения типичных
социальных ролей, реализации прав
и осознанного выполнения
обязанностей гражданина
Российской Федерации, в том числе
правомерного налогового
поведения; ориентации в
актуальных общественных
событиях, определения личной
гражданской позиции; осознание
значимости здорового образа
жизни; роли непрерывного
образования; использовать средства
информационнокоммуникационных технологий в
решении различных задач

- владеть умениями проводить с
опорой на полученные знания
учебно-исследовательскую и
проектную деятельность,
представлять ее результаты в виде
завершенных проектов,
презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной
направленности; готовить устные
выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по
социальной проблематике,
составлять сложный и тезисный
план развернутых ответов,
анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
- владеть умениями формулировать
на основе приобретенных

разных видах искусства,
стремление проявлять качества
творческой личности;
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во
всех сферах жизни;
- распознавать невербальные
средства общения, понимать
значение социальных знаков,
распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать
свою точку зрения с
использованием языковых средств

ОК 06.
Проявлять
гражданскопатриотичес
кую
позицию,
демонстрир
овать
осознанное
поведение
на основе
традиционн
ых
общечелове
ческих
ценностей, в
том числе с
учетом
гармонизац
ии
межнациона
льных и
межрелигио
зных
отношений,
применять
стандарты
антикорруп
ционного
поведения

- осознание обучающимися
российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие
внутренней позиции личности на
основе духовно-нравственных
ценностей народов Российской
Федерации, исторических и
национально-культурных
традиций, формирование системы
значимых ценностно-смысловых
установок, антикоррупционного
мировоззрения, правосознания,
экологической культуры,
способности ставить цели и
строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих
конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
- принятие традиционных
национальных, общечеловеческих
гуманистических и
демократических ценностей;
- готовность противостоять
идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным,
религиозным, расовым,
национальным признакам;
- готовность вести совместную
деятельность в интересах
гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в

социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы
по определенным проблемам с
точки зрения социальных ценностей
и использовать ключевые понятия,
теоретические положения
социальных наук для объяснения
явлений социальной
действительности;
конкретизировать теоретические
положения фактами социальной
действительности, модельными
ситуациями, примерами из личного
социального опыта и фактами
социальной действительности, в
том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение
создавать типологии социальных
процессов и явлений на основе
предложенных критериев
1) сформировать знания об (о):
обществе как целостной
развивающейся системе в единстве
и взаимодействии основных сфер и
институтов;
основах социальной динамики;
особенностях процесса
цифровизации и влиянии массовых
коммуникаций на все сферы жизни
общества; глобальных проблемах и
вызовах современности;
перспективах развития
современного общества, в том
числе тенденций развития
Российской Федерации;
человеке как субъекте
общественных отношений и
сознательной деятельности;
особенностях социализации
личности в современных условиях,
сознании, познании и самосознании
человека; особенностях
профессиональной деятельности в
области науки, культуры,
экономической и финансовой
сферах;
значении духовной культуры
общества и разнообразии ее видов и
форм; экономике как науке и
хозяйстве, роли государства в
экономике, в том числе
государственной политики
поддержки конкуренции и
импортозамещения, особенностях
рыночных отношений в

общеобразовательной организации
и детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с
социальными институтами в
соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и
волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской
гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа
России;
- ценностное отношение к
государственным символам,
историческому и природному
наследию, памятникам, традициям
народов России, достижениям
России в науке, искусстве, спорте,
технологиях и труде;
- идейная убежденность,
готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его
судьбу;
освоенные обучающимися
межпредметные понятия и
универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные,
коммуникативные);
- способность их использования в
познавательной и социальной
практике, готовность к
самостоятельному планированию
и осуществлению учебной
деятельности, организации
учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и
сверстниками, к участию в
построении индивидуальной
образовательной траектории;
- овладение навыками учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности

современной экономике;
роли государственного бюджета в
реализации полномочий органов
государственной власти, этапах
бюджетного процесса, механизмах
принятия бюджетных решений;
социальных отношениях,
направлениях социальной политики
в Российской Федерации, в том
числе поддержки семьи,
государственной политики в сфере
межнациональных отношений;
структуре и функциях
политической системы общества,
направлениях государственной
политики Российской Федерации;
конституционном статусе и
полномочиях органов
государственной власти;
системе прав человека и
гражданина в Российской
Федерации, правах ребенка и
механизмах защиты прав в
Российской Федерации;
правовом регулирования
гражданских, семейных, трудовых,
налоговых, образовательных,
административных, уголовных
общественных отношений;
системе права и законодательства
Российской Федерации;
2) уметь характеризовать
российские духовно-нравственные
ценности, в том числе ценности
человеческой жизни, патриотизма и
служения Отечеству, семьи,
созидательного труда, норм морали
и нравственности, прав и свобод
человека, гуманизма, милосердия,
справедливости, коллективизма,
исторического единства народов
России, преемственности истории
нашей Родины, осознания ценности
культуры России и традиций
народов России, общественной
стабильности и целостности
государства;
3) владеть базовым понятийным
аппаратом социальных наук, уметь
различать существенные и
несущественные признаки понятий,
определять различные смыслы
многозначных понятий,
классифицировать используемые в
социальных науках понятия и

термины; использовать понятийный
аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, для
ориентации в социальных науках и
при изложении собственных
суждений и построении устных и
письменных высказываний;
4) владеть умениями устанавливать,
выявлять, объяснять причинноследственные, функциональные,
иерархические и другие связи
социальных объектов и процессов,
включая умения характеризовать
взаимовлияние природы и
общества, приводить примеры
взаимосвязи всех сфер жизни
общества; выявлять причины и
последствия преобразований в
различных сферах жизни
российского общества;
характеризовать функции
социальных институтов;
обосновывать иерархию
нормативных правовых актов в
системе российского
законодательства;
5) связи социальных объектов и
явлений с помощью различных
знаковых систем;
сформированность представлений о
методах изучения социальных
явлений и процессов, включая
универсальные методы науки, а
также специальные методы
социального познания, в том числе
социологические опросы,
биографический метод, социальное
прогнозирование;
6) владеть умениями применять
полученные знания при анализе
социальной информации,
полученной из источников разного
типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах
государственных органов,
нормативные правовые акты,
государственные документы
стратегического характера,
публикации в средствах массовой
информации; осуществлять поиск
социальной информации,
представленной в различных
знаковых системах, извлекать
информацию из неадаптированных
источников, вести

целенаправленный поиск
необходимых сведений, для
восполнения недостающих звеньев,
делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в
информационном сообщении,
выделять факты, выводы,
оценочные суждения, мнения;
7) владеть умениями проводить с
опорой на полученные знания
учебно-исследовательскую и
проектную деятельность,
представлять ее результаты в виде
завершенных проектов,
презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной
направленности; готовить устные
выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по
социальной проблематике,
составлять сложный и тезисный
план развернутых ответов,
анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
8) использовать обществоведческие
знания для взаимодействия с
представителями других
национальностей и культур в целях
успешного выполнения типичных
социальных ролей, реализации прав
и осознанного выполнения
обязанностей гражданина
Российской Федерации, в том числе
правомерного налогового
поведения; ориентации в
актуальных общественных
событиях, определения личной
гражданской позиции; осознание
значимости здорового образа
жизни; роли непрерывного
образования; использовать средства
информационнокоммуникационных технологий в
решении различных задач;
9) владеть умениями
формулировать на основе
приобретенных социальногуманитарных знаний собственные
суждения и аргументы по
определенным проблемам с точки
зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия,
теоретические положения
социальных наук для объяснения
явлений социальной

действительности;
конкретизировать теоретические
положения фактами социальной
действительности, модельными
ситуациями, примерами из личного
социального опыта и фактами
социальной действительности, в
том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение
создавать типологии социальных
процессов и явлений на основе
предложенных критериев;
10) готовность применять знания о
финансах и бюджетном
регулировании при пользовании
финансовыми услугами и
инструментами; использовать
финансовую информацию для
достижения личных финансовых
целей, обеспечивать финансовую
безопасность с учетом рисков и
способов их снижения;
сформированность гражданской
ответственности в части уплаты
налогов для развития общества и
государства;
11) сформировать навыки
оценивания социальной
информации, в том числе
поступающей по каналам сетевых
коммуникаций, владение умением
определять степень достоверности
информации; владение умением
соотносить различные оценки
социальных явлений, содержащиеся
в источниках информации, давать
на основе полученных знаний
правовую оценку действиям людей
в модельных ситуациях;
12) владеть умением
самостоятельно оценивать и
принимать решения, выявлять с
помощью полученных знаний
наиболее эффективные способы
противодействия коррупции;
определять стратегии разрешения
социальных и межличностных
конфликтов; оценивать поведение
людей и собственное поведение с
точки зрения социальных норм,
ценностей, экономической
рациональности и финансовой
грамотности; осознавать
неприемлемость
антиобщественного поведения,

ОК 07.
Содействова
ть
сохранению
окружающе
й среды,
ресурсосбер
ежению,
применять
знания об
изменении
климата,
принципы
бережливог
о
производств
а,
эффективно
действовать
в
чрезвычайн
ых
ситуациях

ОК 09.
Пользоватьс
я
профессион
альной
документац
ией на
государстве
нном и
иностранно
м языках

В области экологического
воспитания:
- сформированность
экологической культуры,
понимание влияния социальноэкономических процессов на
состояние природной и
социальной среды, осознание
глобального характера
экологических проблем;
- планирование и осуществление
действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого
развития человечества;
активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей
среде;
- умение прогнозировать
неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности
экологической направленности;
- овладение навыками учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности
- наличие мотивации к обучению и
личностному развитию;
В области ценности научного
познания:
- сформированность
мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития
науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию
своего места в поликультурном
мире;
- совершенствование языковой и
читательской культуры как
средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной
деятельности, готовность
осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение универсальными
учебными познавательными
действиями:

осознавать опасность алкоголизма и
наркомании, необходимость мер
юридической ответственности, в
том числе для несовершеннолетних
граждан
- конкретизировать теоретические
положения фактами социальной
действительности, модельными
ситуациями, примерами из личного
социального опыта и фактами
социальной действительности, в
том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение
создавать типологии социальных
процессов и явлений на основе
предложенных критериев;
- владеть умениями устанавливать,
выявлять, объяснять причинноследственные, функциональные,
иерархические и другие связи
социальных объектов и процессов,
включая умения характеризовать
взаимовлияние природы и
общества, приводить примеры
взаимосвязи всех сфер жизни
общества; выявлять причины и
последствия преобразований в
различных сферах жизни
российского обществ
- владеть умениями применять
полученные знания при анализе
социальной информации,
полученной из источников разного
типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах
государственных органов,
нормативные правовые акты,
государственные документы
стратегического характера,
публикации в средствах массовой
информации;

б) базовые исследовательские
действия:
- владеть навыками учебноисследовательской и проектной
деятельности, навыками
разрешения проблем;
- способность и готовность к
самостоятельному поиску методов
решения практических задач,
применению различных методов
познания;
- овладение видами деятельности
по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных
проектов;
- формирование научного типа
мышления, владение научной
терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
-осуществлять целенаправленный
поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную
среду

-личностных:
-сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития общественной науки и практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного
сознания,
осознание
своего
места
в
поликультурном мире;
-российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение
государственных символов (герба, флага, гимна);
-гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права
и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего
чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие,
гуманистические и демократические ценности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех
участников, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения; эффективно разрешать конфликты;
- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами

гражданского общества, к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности; сознательное отношение к
непрерывному
образованию
как
условию
успешной
профессиональной и общественной деятельности;
- осознанное отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
- метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать
всевозможные ресурсы для достижения оставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками
разрешения
проблем;
способность
и
готовность
к
самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках социально-правовой и экономической
информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
-умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных,
экономических и правовых институтов;
-

умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и
нравственных ценностей;

- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства, понятийный аппарат обществознания;
-предметных:

- сформированнность навыков оценивания социальной информации,
умений поиска информации в источниках различного типа для
реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов общественного развития
- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
-владение
умениями
выявлять
причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи социальных
объектов и процессов;
- сформированнность представлений об основных тенденциях и
возможных перспективах развития мирового сообщества в
глобальном мире;
- сформированность представлений о методах познания социальных
явлений и процессов;
- владение умениями применять полученные знания в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- сформированнность навыков оценивания социальной информации,
умений поиска информации в источниках различного типа для
реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов общественного
развития.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы

108

Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем

72

в том числе:
Основное содержание
теоретическое обучение

53

практические работы

13

Профессионально ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)
в том числе:
теоретическое обучение

2

практические занятия

4

Самостоятельная работа

36

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1

2

Раздел 1. Человек в обществе
Тема 1.1. Общество и
общественные отношения.
Развитие общества.

Объем, акад. ч /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч
3

Коды компетенций
и личностных
результатов1,
формированию
которых
способствует
элемент программы
4

8/4
Содержание учебного материала

4/4

Общество как система. Общественные отношения. Связи между
подсистемами и элементами общества. Общественные потребности и
социальные институты. Признаки и функции социальных институтов. Типы
обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его
особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе
Практическое занятие

1

ПЗ № 1.Изучение и умение давать точную характеристику понятий: человек,
индивид, личность
Самостоятельная работа:

4

1. Сообщения: Великие личности.
2. Анализ текстов «Мыслители прошлого о человеке».
3. Сообщения: Особенности научного мировоззрения.
4. Сочинение –рассуждение: Есть ли границы у свободы?
Профессионально-ориентированное содержание
Перспективы развития транспорта в информационном обществе
Направления цифровизации в профессиональной деятельности.
Тема 1.2. Биосоциальная
Содержание учебного материала

2

ОК 01
ОК 05

1

2/0

ОК 02

ОК 04
ОК 05

природа человека и его
деятельность

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Влияние социокультурных факторов на формирование личности.
Мировоззрение, его род в жизнедеятельности человека. Социализация
личности и её этапы. Агенты (институты) социализация. Общественное и
индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение.
Деятельность и её структура. Мотивация деятельности. Потребности и
интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в
деятельности человека
Практическое занятие

1

1

ПЗ № 2 Мировоззрение, его структура и типы. Составление схемы.
Тема 1.3. Познавательная
деятельность
человека.
Научное познание

Содержание учебного материала
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его
форма и методы. Знания, как результат познавательной деятельности, его
виды. Понятие истины, её критерии. Абсолютная, относительная истина.
Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки.
Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного
познания в социально-гуманитарных науках. Российское общество и человек
перед лицом угроз и вызовов XXI в.

Раздел 2. Духовная культура
Тема
2.1
Духовная Содержание учебного материала
культура
личности
и Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского
общества
общества. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная,
массовая и элитарная культура. Молодежная субкультура. -Контркультура.
Функции культуры. Культурное многообразие современного общества.
Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей
современного общества.
Профессионально-ориентированное содержание
Практическое занятие №3
Определение культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе.

2/0
2

8/6
2/2
1

1

ОК02
ОК04
ОК05

ОК 03
ОК 05
ОК 06

Тема
2.2
Наука
образование
современном мире

Тема 2.3. Религия

Тема 2.4. Искусство

Этикет в профессиональной деятельности
Самостоятельная работа:
1. Подготовить сообщения: В чем ценность народной культуры?
2. Составление тезисов «Проблема познаваемости мира в трудах ученых».
и Содержание учебного материала
в Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе.
Направления научно-технологического развития и научные достижения
Российской Федерации.
Образование в современном обществе. Российская система образования.
Основные направления развития образования в Российской Федерации.
Практические занятия
ПЗ № 4. «Изучение и определение роли науки в современном обществе».
Самостоятельная работа:
1. Составление таблицы: Функции науки.
2. Сообщение «Функции науки».
Содержание учебного материала
Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные
религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской
Федерации. Свобода совести.
Самостоятельная работа:
1. Составление сравнительной таблицы «Мировые религии: общие черты и
отличия».
Содержание учебного материала
Искусство, его основные функции. Особенности искусства как форма
духовной культуры. Достижения современного российского искусства

2

3/2
2

1
2

1/1
1

ОК 05
ОК 06

1

2/1
1

ОК 01
ОК 05

Практическое занятие

1

ПЗ № 5. «Определение основных видов искусства. Особенности искусства»
Самостоятельная работа:
1. Подготовка сообщения «Ценности и идеалы современности».

1

Раздел 3. Экономическая жизнь общества
Тема
3.1.
Экономика- Содержание учебного материала

ОК 02
ОК 03

20/7
5/2

ОК 02

основа жизнедеятельности Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и
качество жизни. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность
общества
ресурсов. Кривая производственных возможностей. Типы экономических
систем. Экономический рост и пути его достижения. Факторы
долгосрочного экономического роста. Понятие экономического цикла.
Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов.
Практические занятия
ПЗ № 6. «Изучение экономического роста: понятие, сущность и виды»
Профессионально-ориентированное содержание
Практическое занятие № 7 «Особенности разделения труда и
специализация в профессиональной деятельности»
Самостоятельная работа:
1. Сообщение «Общество и экономика»
2. Доклад «Экономический рост»
Тема
3.2.
Рыночные Содержание учебного материала
отношения в экономике. Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации.
Государственное регулирование рынков. Конкуренция и монополия.
Финансовые институты
Государственная политика по развитию конкуренции. Антимонопольное
регулирование в Российской Федерации
Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система.
Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная
политика Банка России. Инфляция: причины, виды, последствия.
Практические занятия
ПЗ № 8.« Экономический рост: понятие, сущность и виды. Решение задач».
Самостоятельная работа:
1.Творческая работа: Как повысить в РФ производительность труда?.4.3., с.
186-189
2.Сообщения: Роль конкуренции в экономике
3.Подготовка сообщения: «Антиинфляционная политика в России».4.4., с.
192
4.Подготовка сообщения: «Разумная налоговая политика государства- В
чем она заключается?» 4.5., с.202-204
Тема 3.3. Рынок труда и Содержание учебного материала

3

ОК 07

1
1

2

4/4
3

ОК 01
ОК 03
ОК 09

1
4

3/1

ОК 01

Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и
поведение безработица. Причины и виды безработицы. Государственная политика
Российской Федерации в области занятости. Особенности труда молодежи.
Деятельность профсоюзов. Рациональное экономическое поведение.
Экономическая свобода и социальная ответственность. Экономическая
деятельность и проблемы устойчивого развития общества.
Практические занятия
ПЗ № 9. «Спрос на труд. Стратегия поведения при поиске работы. Решение
задач»
Самостоятельная работа:
1. Интернет – ресурсы о человеческом капитале
Тема 3.4. Предприятие в
Содержание учебного материала:
экономике
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства.
Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования
предприятия. Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации. Государственная
политика импортозамещения в Российской Федерации.
Профессионально-ориентированное содержание
безработица.
Рациональное
потребителя

2

ОК 02
ОК 03

1

1
3/0
2

ОК 01
ОК 03

1

Практическое занятие № 10 «Определение предпринимательских качеств.
Основы менеджмента и маркетинга».
Тема 3.5. Экономика и
государство

Тема 3.6. Основные
тенденции развития
экономики России и
международная экономика

Содержание учебного материала:
Экономика и государство. Экономические функции государства.
Общественные блага. Внешние эффекты. Государственный бюджет.
Дефицит и профицит государственного бюджета. Принцип
сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг.
Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система
налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты.
Фискальная политика государства. Цифровизация экономики в Российской
Федерации.
Содержание учебного материала:
Содержание учебного материала
Мировая экономика. Международная экономика. Международное
разделение труда. Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от

2/0

2

ОК 01
ОК 09

3/0
ОК 06
ОК 09

участия в международной торговле. Государственное регулирование
внешней торговли.
Практическое занятие

2

1

ПЗ №11. Современная России и мировая экономика Составление таблицы.
Раздел 4. Социальная сфера
Тема 4.1.
Социальная структура
общества. Положение
личности в обществе

Тема 4.2. Семья в
современном обществе

Тема 4.3. Этнические

Содержание учебного материала:
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее
критерии. Социальное неравенство. Социальная структура российского
общества. Государственная поддержка социально незащищенных слоев
общества в Российской Федерации.
Положение индивида в обществе.
Практические занятия
ПЗ № 12.« Социальная стратификация и социальная мобильность. Ответы
на вопросы».
Профессионально ориентированное содержание
Практическое занятие № 13 «Определение социальных ролей человека в
трудовом коллективе. Возможности профессионального роста.»
Самостоятельная работа:
1. Сочинение-расуждение: Чего я хочу добиться в жизни?
Содержание учебного материала:
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный
институт. Тенденции развития семьи в современном мире. Меры
социальной поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь
государства многодетным семьям.
Практические занятия:
ПЗ № 14. «Составление мер социальной поддержки семьи в Российской
Федерации ».
Самостоятельная работа:
1. Доклад: Семья как важнейший социальный институт.
Содержание учебного материала:

13/4
4/1
2

ОК 01
ОК 05

1

1

1
4/1

3

1

1
4/2

ОК 05
ОК 06

общности и нации

Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности.
Нации и межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты,
способы их предотвращения и пути разрешения. Конституционные
принципы национальной политики в Российской Федерации Этнические
общности Межнациональные отношения, этносоциальные
конфликты.
Практические занятия:
1. ПЗ № 15.« Освоение системой знаний, составляющих основы миграции в
современной России».
Самостоятельная работа:
1. Точка зрения на проблему: Страна делает ставку на молодых лидеров!?
2.Составление плана: Основы национальной политики в РФ
Содержание учебного материала:

Тема 4.4. Социальные
нормы и социальный
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы
контроль. Социальный
социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
конфликт и способы его
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины.
Способы разрешения социальных конфликтов.
разрешения
Раздел 5. Политическая сфера
Тема 5.1. Политика и
Содержание учебного материала:
власть.
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе.
Политическая система.
Политические институты. Политическая деятельность.
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая
система Российской Федерации на современном этапе.
Государство как основной институт политической системы.
Государственный суверенитет. Функции государства. Форма государства:
форма правления, форма государственного (территориального) устройства,
политический режим Типология форм государства.
Самостоятельная работа:
1.Составление таблицы: Власть. Типы и формы власти 6.1., с. 260-262
2.Составить план: Признаки и функции государства 6.1., с. 262-264
3.Заполнить таблицу: Формы государственного правления. 6.3., с.282-288
4.Составить тезисы: Основные ценности демократии 6.4., с. 296
Тема 5.2. Политическая
Содержание учебного материала:

3

ОК 05
ОК 06

1

2

1/0
1

4/8
2/4
2

ОК 04
ОК 05

ОК 05
ОК 06

4

2/4

Политическая культура общества и личности. Политическое поведение.
Политическое участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее
роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности.
Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы
участия граждан в политике. Политические партии как субъекты политики,
их функции, виды. Типы партийных систем.
Самостоятельная работа:
1. Сообщения о выдающихся личностях - государственных деятелях.
2.Сочинение-рассуждение: Демократичны ли выборы в обществе?
3. Сообщения: Для чего нужна многопартийность?
4. Сообщения: СМИ как «четвертая» власть!?
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
Тема 6.1. Право в системе
Содержание учебного материала:
социальных норм
Правовое регулирование общественных отношений в Российской
Федерации. Право в системе социальных норм. Источники права.
Нормативные правовые акты, их виды. Законы и законодательный процесс
в Российской Федерации. Система российского права. Правоотношения, их
субъекты. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Правонарушение и юридическая ответственность. Функции
правоохранительных органов Российской Федерации.
Самостоятельная работа:
1. Таблица: Общие черты и различия права и морали.
2. Составление тезисов «Конфликт поколений: способы преодоления»
Тема 6.2. Основы
Содержание учебного материала:
конституционного права
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя
Российской Федерации
Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные
культура общества и
личности. Политический
процесс и его участники.

2

ОК 04

4

19/7
3/2
3

ОК 01
ОК 05
ОК 09

2

7/3
4

(гражданские), политические, социально-экономические и культурные
права и свободы человека и гражданина Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного
времени.
Практические занятия:
1. ПЗ № 16. «Составление таблицы «Права и обязанности человека и
гражданина».

ОК 03

2

ОК 02
ОК 06
ОК 07

Тема 6.3. Правовое
регулирование
гражданских, семейных,
трудовых,
образовательных
правоотношений

Тема 6.4. Правовое
регулирование налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.

2 ПЗ№ 17. «Классификация гражданских споров, порядок их рассмотрения.
Основные принципы гражданского процесса».
Профессионально-ориентированное содержание
1. Профессиональные обязанности гражданина РФ в организации
мероприятий РО и защиты от ЧС в условиях мирного и военного времени
Самостоятельная работа:
1.Составить таблицу по теме урока: Законодательная власть в РФ.
2. Работа с текстом «Как соблюдаются права и обязанности граждан в
России».
3. Сообщения: Международные организации по защите прав человека.
Содержание учебного материала:
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского
права. Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская
дееспособность несовершеннолетних.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака.
Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности
родителей и детей
Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу,
заключения и расторжения трудового договора. Права и обязанности
работников и работодателей. Дисциплинарная ответственность. Защита
трудовых прав работников. Особенности трудовых правоотношений
несовершеннолетних работников
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок
приема на обучение в образовательные организации среднего
профессионального и высшего образования. Порядок оказания платных
образовательных услуг
Самостоятельная работа:
1. Характеристика отрасли российского права –сообщения (на выбор).
2. Составление тезисов «Административные правонарушения и
ответственность за них»
Содержание учебного материала:
Административное право и его субъекты. Административное
правонарушение и административная ответственность. Экологическое
законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты права
на благоприятную окружающую среду. Уголовное право. Основные
принципы уголовного права. Понятие преступления и виды преступлений.

1

3

5/2
5

ОК 02
ОК 05
ОК 06

2

2/0
2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

Экологическое
законодательство

Уголовная ответственность, её цели, виды наказания в уголовном праве.
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

Тема
6.5.
Основы Содержание учебного материала:
процессуального права
Конституционное судопроизводство. Административный процесс.
Судебное производство по делам об административных правонарушениях.
Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного
процесса
Дифференцированный зачет
Всего:

2/0
1

1
72/36

ОК 02
ОК 06
ОК 09

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны
быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Освоение рабочей программы интегрированной учебной дисциплины
«Обществознание» предполагает наличие учебного кабинета, который
обеспечен свободным доступом в Интернет во время учебного занятия и
период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение
кабинета
удовлетворяет
требованиям
Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть
оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в
том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения,
достаточными для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством
которого участники образовательного процесса могут просматривать
визуальную информацию по праву, создавать презентации, видеоматериалы,
иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического
обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:
• информационно-коммуникационные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические
комплекты (УМК), обеспечивающие освоение интегрированной учебной
дисциплины «Обществознание», рекомендованные или допущенные для
использования в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и
научно-популярной литературой по экономике, социологии, праву и т. п.
В
процессе
освоения
программы
учебной
дисциплины
«Обществознание» студенты имеют возможность доступа к электронным
учебным материалам по обществознанию, имеющимся в свободном доступе в
сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.), сайтам
государственных, муниципальных органов власти.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в
образовательном процессе
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
Для студентов
- Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю.,Матвеев А.И.идр./ Под ред.
Боголюбова Л.Н., Лабезниковой А.Ю. Обществознание (базовыйуровень) АО
"Издательство"Просвещение".
- Боголюбов Л.Н.,Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю.и др. Обществознание
(базовый уровень) АО"Издательство "Просвещение".
- Обществознание.10 класс(базовый и углубленный уровень) Боголюбов Л.Н.
Просвещение, 2022г.
- Обществознание.11класс(базовый и углубленный уровень) Боголюбов Л.Н.
Просвещение, 2022г.
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от29.12. 2012
№ 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013
№ 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 №
317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными
Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. от
19.12.2016.)
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 №
74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от
30.11.1994 № 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от
26.01.1996 № 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от
26.11.2001 № 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от
18.12.2006 № 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от
25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие
Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч.
I). — Ст. 1.
Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001
№ 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.

Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от
13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. —
1992. — № 15. — Ст. 766.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской
Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991.
— № 18. — Ст. 566.
Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» //
СЗ РФ. — 2002.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. —
1995. — № 10. — Ст. 823.
Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. —
1993.
Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности
и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» // СЗ РФ. — 2012.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. —
Ст. 1650.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» //
СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская
газета. — 1995. — 4 мая.
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного
воздуха» // СЗ РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2222.
Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении
применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» //
Российские вести. — 1996. — 18 мая.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной
экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ
07.06.2012 № 24480).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578
"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012
№413»
Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования, одобренная решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М.,
2014.

Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы.
Обществознание. — М., 2017.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2022.
Интернет-ресурсы
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал
«Родина»).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные
на формирование общих компетенций по разделам и темам содержания
учебного материала.
Содержание общеобразовательной дисциплины «Обществознание»
направлено на формирование общих компетенций ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4,
ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 и сопряжены с достижением образовательных
результатов, регламентированных ФГОС СОО.
Оценивание образовательных результатов обучающихся в процессе
освоения ими содержания общеобразовательной учебной дисциплины
«Обществознание» на уровне среднего профессионального образования
является существенным звеном учебного процесса. Целесообразно проводить
оценивание образовательных результатов в ходе изучения каждого раздела
образовательной программы. Для организации и проведения оценочных
процедур преподаватель может воспользоваться как готовыми средствами
оценивания, представленными в психолого-педагогической и методической
литературе, или самостоятельно разработать инструментарий оценки.
Важным средством оценки образовательных результатов выступают
учебные задания, проверяющие способность к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, предполагающие вариативные
пути решения, комплексные задания, ориентированные на проверку целого
комплекса
умений,
компетентностно-ориентированные
задания,
позволяющие оценивать сформированность группы различных умений и
базирующиеся на контексте социальных ситуаций.
Процедура оценивания образовательных результатов обучающихся
может вестись каждым преподавателем в ходе стартовой, текущей,
промежуточной диагностики.
Результаты стартовой диагностики могут служить основанием для
корректировки учебных программ и индивидуализации учебной
деятельности обучающегося, группы в целом.
В текущей диагностике процедура оценивания может быть
организована посредством:
- оценивания результатов устного опроса;
-оценивания выполнения познавательных заданий (задания к
документам, содержащими социальную информацию; задания к схемам,
таблицам, диаграммам, инфографике; вопросы проблемного характера;
задания-задачи; проектные задания и др.);

- оценивание результатов тестирования.
При
организации
и
проведении
процедуры
оценивания
образовательных результатов обучающихся целесообразно предусмотреть
возможность самооценки и взаимооценки знаний/умений обучающихся.
Предметом оценивания являются не только итоговые образовательные
результаты, но и динамика изменений этих результатов в процессе всего
изучения и освоения содержания учебной дисциплины.
Необходимо
учитывать,
что
изучение
обществознания
предусматривает как развитие устной, так и развитие письменной речи;
поэтому целесообразно выдерживать соответствующие пропорции в
способах предъявления заданий и форматах ожидаемых ответов.
Требования, параметры и критерии оценочной процедуры должны
быть известны обучающимся заранее, до непосредственного проведения
процедуры оценивания, включая самооценку и взаимооценку. По
возможности, параметры и критерии оценки должны разрабатываться и
обсуждаться преподавателем совместно с самими обучающимися. Каждому
параметру оценки должны соответствовать критерии оценки: за что
выставляется та или иная оценка; в случае балльной оценки - то или иное
количество баллов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».