Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 Экологические основы природопользования Для профессии 08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования срок обучения 2 года 10 месяцев 2022г 1 Рассмотрен педагогическим советом протокол № 1 от 31 августа 2022г Утверждаю И.о. директора ГБПОУ «КТТиЖТ» __________ В.А. Шахбазян Рассмотрен на методической комиссии № 1 от 31 августа 2022г председатель________ С.П. Степанова 31 августа 2022 г Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Экологические основы природопользования для профессии 08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 205 от 23 марта 2018 года, зарегистр. Министерством юстиции (рег. № 50771 от 13 апреля 2018г.), с учетом: - профессионального стандарта Электромонтажник Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 января 2017 г. N 50н «Об утверждении профессионального стандарта «Электромонтажник» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2017 г., регистрационный №45498), World Skills Russia(WRS)по компетенции "Электромонтаж"; - примерной основной образовательной программы утвержденной протоколом Федерального учебно-методического объединения по УГПС 08.00.00 от 07 июня 2021г. №07, зарегистр. В реестре ПООП №14 приказ ФГБОУ ДПО ИРПО № П-24 от 02.02.2022. Разработчик: Рецензенты: Гончарова Г.Д. преподаватель, ГБПОУ "КТТиЖТ" Председатель ПК «Вега» _____________ Малимонов А.Ю. Квалификация по диплому: Инженер по специальности электротехнические системы и сети Начальник электролаборатории ПК «Вега» _______________ Войкин Ю.П. Квалификация по диплому: Горный инженер –электромеханик 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 07 Экологические основы природопользования 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Экологические основы природопользования является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования. 1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл ОПОП. 1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины Цель дисциплины — Целью дисциплины является формирование у обучающихся экологического мировоззрения и способностей оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды. Задачи дисциплины: - приобретение обучающимися теоретических знаний и практических навыков, необходимых будущим специалистам для принятия экологически и экономически обоснованных решений в области природопользования. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания; соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности; знать: принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания; особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; принципы и методы рационального природопользования; методы экологического регулирования; принципы размещения производств различного типа; основные группы отходов, их источники и масштабы образования; понятие и принципы мониторинга окружающей среды; 4 правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; природоресурсный потенциал Российской Федерации; охраняемые природные территории. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: -максимальной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов, в том числе: -обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов; - самостоятельной работы обучающегося - 0 часов. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 Экологические основы природопользования 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: - практические занятия - контрольная работа Самостоятельная работа обучающегося Промежуточная аттестация в форме зачета Объем часов 36 36 (всего) дифференцированного 5 2 - 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.09 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 1 2 Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы Тема 1.1. Природоохранный Содержание учебного материала потенциал. Формы взаимодействия природы и общества. Экологические последствия различных видов человеческой деятельности. Влияние урбанизации на биосферу. Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование. Объем часов Осваиваемые элементы компетенций 3 4 26 7 1 1 1 Условия устойчивого состояния экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса. 1 Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, «парниковый эффект» и др. и пути их решения. 1 Глобальные проблемы экологии: истощение энергетических ресурсов. 1 Выявление роли человеческого фактора в решении проблем экологии. Содействие сохранению окружающей среды. 1 Содержание учебного материала 8 Природные ресурсы и их классификация. 1 Пищевые ресурсы человечества. ОК 2 ОК 4-7 ОК 11 1 Проблемы использования и воспроизводства водных ресурсов. Проблемы использования и воспроизводства земельных ресурсов. Проблемы использования и воспроизводства ресурсов растительного и животного мира. 6 1 1 1 ОК 2 ОК 4-7 Генная инженерия и генетически модифицированные объекты. Понятие и принципы рационального природопользования. Охраняемые природные территории. Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды 1 1 Содержание учебного материала Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Основные загрязнители, их классификация. 1 11 1 1 Пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. 1 Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. 1 «Зеленая» революция и ее последствия. 1 Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов. 1 Основные загрязнители продуктов питания и их влияние на здоровье человека. 1 Способы ликвидации последствий загрязнения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды.. Основные задачи мониторинга окружающей среды. 1 Концепция предельно – допустимой концентрации (ПДК). Методы контроля за состоянием загрязнения природных вод, почв, атмосферного воздуха. Контрольная работа№1.«Особенности взаимодействия природы и общества». 1 Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования Тема 2. 1. Хозяйственные и Содержание учебного материала общественные мероприятия по Правовые акты, регулирующие природоохранную деятельность в России. предотвращениюразрушающих воздействий наприроду. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды. Природоохранный надзор 7 1 1 10 5 1 1 ОК 2 ОК 4-7 Органы управления и надзора по охране природы. 1 Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды. 1 Международное сотрудничество, международные организации, международные соглашения, конвенции, договоры, по охране окружающей среды и их роль в обеспечении экологической безопасности. Тема 2. 2. Юридическая и Содержание учебного материала экономическая ответственность Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения. предприятий, загрязняющих Экологическая оценка деятельности предприятий. окружающую среду Организация деятельности предприятий в соответствии с экологическими нормами общества. Контрольная работа № 2 «Правовые и социальные вопросы природопользования». Дифференцированный зачет Всего: 1 5 1 1 1 1 1 36 8 ОК 2-3 ПК 6.3-6.4 ОК 3- 7 ОК 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 3.1.Требования к материально-техническому обеспечению. Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета теоретического обучения «Экологические основы природопользования». Оборудование учебного кабинета: - доской учебной 3-х элементной, - рабочим местом преподавателя, - столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения муляжей (инвентаря),раздаточного дидактического материала и др.; Технические средства обучения: - ноутбук; - телевизор Samsung ИЕ40KU6400; - МФУ А4 НР Color Laser Jet Pro MFP M 477 fdn; наглядными пособиями (натуральными образцами продуктов, муляжами, плакатами, DVD фильмами, мультимедийными пособиями). -наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, модели, муляжи объектов, составляющих экологическую систему и др.); В процессе освоения программы учебной дисциплины «Экологические основы природопользованияя» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.) 3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1.Экологические основы природопользования: учебник /Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко.-Москва:КНОРУС,2019.—194с.—(Среднее профессиональное образование). 2.Хван Т.А. Экологические основы природопользования. Учебник для СПО. – Юрайт, 2019 г. – 253 с. 3.Саенко О.Е. Экологические основы природопользования: учебник / О.Е. Саенко, Т.П. Трушина. — Москва: КНОРУС, 2017. — 214 с. — (Среднее профессиональное образование). 9 4.Экологические основы природопользования: учебник/ В.М.Константинов, Ю.Б. Челидзе – М.: Издательский центр «Академия», 2014 г. Дополнительные источники: 1. Гальперин М.В. Общая экология: учебник/ М.В. Гальперин - 2-е изд. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М,2015 г- 336 с.: ил.- (Профессиональное обрахование). 2. Экологические основы природопользования, Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В., 2008. 3. Экологическое право: учеб. /Н.В. Шишкина; СибАГС. - Новосибирск.: Изд. СибАГС.., 2012. - 282 с. 4. Федеральный закон России «О мелиорации земель.»1996 5. Постановление правительства России «О мониторинге земель.»1992г. 6. Закон «Об охране окружающей среды»10.01.2002г. 7. ГОСТ Р 52104-2003 «Ресурсосбережение» 8. ГОСТ 18294-2004 «Вода питьевая.» 9. ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов». 10. ГОСТ 17.1.3.05—82. «Охрана природы. Гидросфера» 11.СанПиН 2.2.4.1191-03 «Электромагнитные поля в производственных условиях« 12.СанПиН 2.3.6.1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08 нояб. 2001 г. № 31: в ред. от 31 марта 2011 Интернет – ресурсы 1. priroda.ru – национальный портал природы (Природные ресурсы и охрана окружающей среды) 2.anriintern.com/ecology/spisok.htm - ссылки на множество экологических сайтов. 3. www.myland.org.ua - земельные ресурсы 4. http://ecoportal.ru/ - мощный экологический портал 5.list.priroda.ru – каталог Интернет ресурсов по экологии и природным ресурсам. 6.http://ecobez.narod.ru/organisations.html - список основных международных организаций. 7.www.eco-net.dk/english – Eco-Network – международная сеть экологического образования, воспитания и практики; размещается информация об организациях, работающих в области экологического образования. 10 8. http://zapovednik.cwx.ru/ 9. http://www.geosite.com.ru/pageid-375-1.html 10.http://www.bru.mogilev.by:84/humanitary/osnov_prava/html/ch15.html 11 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, домашней работы, практических работ. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) умения: -анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; -использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания; -соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности; знания: -принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания; -особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; -об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; -принципы и методы рационального природопользования; -методы экологического регулирования; -принципы размещения производств различного типа; -основные группы отходов, их источники и масштабы образования; -понятие и принципы мониторинга окружающей среды; -правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; -принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; 12 Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования; Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде: -письменных/ устных ответов, -тестирования -природоресурсный потенциал Федерации; -охраняемые природные территории. Российской 13 РЕЦЕНЗИЯ ОП.07 Экологические основы природопользования по профессии 08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования, выполненную преподавателем ГБПОУ "КТТиЖТ" . На рабочую программу по дисциплине Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по указанной профессии. В результате изучения программного материала обучающиеся овладеют знаниями и умениями по вопросам: анализа и прогноза экологических последствий различных видов деятельности; использования в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания; соблюдения в профессиональной деятельности регламента экологической безопасности; Оценка структуры рабочей программы (характеристика разделов) хорошо Структура программы соответствует рекомендациям по разработке программ СПО и состоит из: паспорта рабочей программы, тематического плана и содержания, условий реализации, контроля и оценки результатов изучения дисциплины. Оценка соответствия тематики практических занятий, требованиям подготовки выпускника по профессии и содержанию рабочей программы: Структура и содержание практических занятий и лабораторных работ соответствует требованиям подготовки выпускника и содержанием рабочей программы. Язык и стиль изложения, терминология соответствует профессии. Соответствие содержания рабочей программы современному уровню развития науки, техники и производства рабочая программа соответствует современным требованиям. Рекомендации, замечания не имеет Заключение: Рабочая программа по дисциплине ОП.07 Экологические основы природопользования Электромонтажник электрических сетей и по профессии 08.01.18 электрооборудования может быть использована для обеспечения основной (профессиональной) образовательной программы Рецензент: Председатель ПК «Вега» _____________ Малимонов А.Ю. Квалификация по диплому: Инженер по специальности электротехнические системы и сети М.П. 31.08.2022г 14 РЕЦЕНЗИЯ На рабочую программу по дисциплине ОП.07 Экологические основы природопользования по профессии, выполненную преподавателем ГБПОУ "КТТиЖТ". Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по указанной профессии. В результате изучения программного материала обучающиеся овладеют знаниями и умениями по вопросам: анализа и прогноза экологических последствий различных видов деятельности; использования в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания; соблюдения в профессиональной деятельности регламента экологической безопасности; Оценка структуры рабочей программы (характеристика разделов) хорошо Структура программы соответствует рекомендациям по разработке программ СПО и состоит из: паспорта рабочей программы, тематического плана и содержания, условий реализации, контроля и оценки результатов изучения дисциплины. Оценка соответствия тематики практических занятий, требованиям подготовки выпускника по профессии и содержанию рабочей программы: Структура и содержание практических занятий и лабораторных работ соответствует требованиям подготовки выпускника и содержанием рабочей программы. Язык и стиль изложения, терминология соответствует профессии. Соответствие содержания рабочей программы современному уровню развития науки, техники и производства рабочая программа соответствует современным требованиям. Рекомендации, замечания не имеет Заключение: Рабочая программа по дисциплине ОП.07 Экологические основы природопользования Электромонтажник электрических сетей и по профессии 08.01.18 электрооборудования, может быть использована для обеспечения основной (профессиональной) образовательной программы Рецензент: Начальник электролаборатории ПК «Вега» _______________ Войкин Ю.П. Квалификация по диплому: Горный инженер –электромеханик М.П. 31.08.2022г 15