МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "КРОПОТКИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 ОХРАНА ТРУДА 23.01.09. МАШИНИСТ ЛОКОМОТИВА 2021г. 2 Рассмотрена педагогическим советом протокол Утверждена: № 1 от «31» августа 2021г Директор ГБПОУ "КТТ и ЖТ" ______ /___________/ Рассмотрена на заседании методической комиссии строительных профессий и транспорта протокол №1 от «28» августа 2021г. Председатель МК ______ /С.П. Степанова/ Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 ОХРАНА ТРУДА для профессии 23.01.09 Машинист локомотива, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта профессии среднего профессионального образования 190623.01 Машинист локомотива, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 02 августа 2013г. № 703, зарегистрированного Министерством юстиции (20 августа 2013г. № 29697), укрупненная группа профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта. Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное профессиональное учреждение Краснодарского края "Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта" Разработчик: ______________ Бабаков Н.В. преподаватель, ГБПОУ " КТТ и ЖТ" Рецензенты: _______________ Тарасов Е.В. Заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо Кавказская Квалификация по диплому: инженер путей сообщения ________________ В.В. Крошка Зам. начальника ремонтного локомотивного депо Тимашевск- Кавказская ООО «ТМХ-Сервис» Квалификация по диплому: инженер путей сообщения 3 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИ- 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16 4 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06. ОХРАНА ТРУДА. 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 190623.01 Машинист локомотива. 1. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована: в профессиональной подготовке по профессии 23.01.09. Машинист локомотива, в дополнительном профессиональном образовании, по переподготовки кадров и повышения квалификации, для профессиональной подготовки при освоении профессии рабочего. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: осуществлять выполнение требований охраны труда, промышленной санитарии и пожарной безопасности при управлении, эксплуатации и ремонте локомотива В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: законодательство в области охраны труда; возможные опасные и вредные факторы, средства защиты; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной и экологической безопасности ОК 1. Понимать сущность и социальную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). ПК 1.1. Проверять взаимодействие узлов локомотива. ПК 1.2. Производить монтаж, разработку, соединение и регулировку частей ремонтируемого объекта локомотива. ПК 2.1. Осуществлять приемку и подготовку локомотива к рейсу. ПК 2.3. Осуществлять контроль работы устройств, узлов и агрегатов локомотива. 5 Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поЛР 13 ставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий. Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее достоверность, способности строить ЛР 14 логические умозаключения на основании поступающей информации и данных. Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах и традициях поведения человека как гражданина ЛР 15 и патриота своего Отечества. Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности человека о нормах и ЛР 16 традициях поведения человека в многонациональном, многокультурном обществе. Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей малой и большой Родине, уважительного отношеЛР 17 ния к ее истории и ответственного отношения к ее современности. Ценностное отношение обучающихся к людям иной национальности, веры, культуры; уважительного отношения к ЛР 18 их взглядам. Уважительное отношения обучающихся к результатам ЛР 19 собственного и чужого труда. Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей ЛР 20 среде и т.д. Приобретение обучающимися опыта личной ответственЛР 21 ности за развитие группы обучающихся. Приобретение навыков общения и самоуправления. ЛР 22 Получение обучающимися возможности самораскрытия и ЛР 23 самореализация личности. Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусЛР 24 6 ству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации1(при наличии) Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы; управляющий собственным профессиональЛР -КК 1 ным развитием; рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности. Экономически активный, предприимчивый, готовый к саЛР -КК 2 мозанятости. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями2(при наличии) Готовый к самостоятельной профессиональной деятельности в современном обществе, проявляющий высокопроЛР - Р1 фессиональную трудовую активность Гибко реагирующий на проявление новых форм трудовой ЛР - Р2 деятельности, готовый к их освоению. Готовый к профессиональной конкуренции и конструкЛР - Р3 тивной реакции на критику. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса3(при наличии) Демонстрирующий приверженность принципам честноЛР -Т1 сти, порядочности, открытости. Препятствующий действиям, направленным на ущемление прав или унижение достоинства (в отношении себя или ЛР -Т2 других людей) Готовый к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса и в многообразных обстоятельствах. Понимающий сущность нравственных качеств и черт харакЛР- Т3 тера окружающих людей и, следовательно, умеющий находить индивидуальный подход к каждому человеку Разрабатывается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, переносится из Программы воспитания субъекта Российской Федерации. Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации. 2 Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации. 3 Разрабатывается ПОО совместно с работодателями, родителями, педагогами и обучающимися. Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации. 1 7 1.4. Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 76 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 51 часов; самостоятельной работы обучающегося 25 часа. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные занятия практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической литературой (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем), подготовка рефератов, сообщений, составление опорного конспекта. С целью реализации права формирования своего образования студент выбирает темы презентаций: "Организация работы по ОТ на предприятии"; "Внедрение Системы комплексной оценки ОТ"; "Рабочее время и время отдыха на производстве"; "Виды инструктажей и порядок их проведения и оформления"; «Расследование несчастных случаев на производстве»; «Производственное освещение и его виды»; «Методы и средства защиты от шума»; "Средства тушения пожаров" Докладов, сообщений рефератов: «Система стандартов безопасности труда»; «Методика по внедрению КСОТ-П от 16.01.2015г. № ЦТ-5р»; "Финансирование номенклатурных мероприятий"; «Производственные метеорологические условия: приборы и методы контроля параметров микроклимата»; «Вредные производственные факторы на производстве»; «Влияние действия вибрации на организм человека»; «Классификация опасных грузов на железнодорожном транспорте»; «Общие правила ТБ при нахождении на ж. д. путях»; «Поездная и маневровая работа»; 76 51 – 18 – 25 8 17 8 «Требования охраны труда при управлении локомотивом»; «Экипировочные сооружения и устройства»; «Требования к персоналу, обслуживающему электроустановки»; «Меры электробезопасности при работе электроинструментом в промышленных помещениях»; "Индивидуальные средства защиты от поражения электрическим током выше 1000 В"; «Индивидуальные средства защиты от поражения электрическим током до 1000В»; "Первая помощь пострадавшему от электрического тока"; "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности объекта" с использованием следующих сайтов: http://mrmarker.ru/files/index.php?action=getlink&id=11532 http://ohrana-bgd.narod.ru/subs1.html http://900igr.net/zip/ekonomika/Instruktazh-po-okhrane-truda.html http://www.myshared.ru/slide/35852/ http://www.myshared.ru/slide/1259627/ http://www.myshared.ru/slide/44354/ http://www.myshared.ru/slide/219951/ Промежуточная аттестация в форме дифференцированный зачет 9 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 «Охрана труда» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 1 2 3 4 Тема 1. Законодательство, правила и Содержание учебного материала нормы охраны труда на предпритии Вопросы охраны труда на железнодорожном транспорте. Особенности работы на ж. д. транспорте. Внедрение на предприятиях новых технологий и влияние на безопасность выполнения определен1 ных видов работ. Понятие охраны труда, промышленной безопасности, условий труда, промышленной санитарии , техники безопасности и пожарной безопасности. Основные направления государственной политики в области ОТ, соблюдение правил и норм ОТ. Система управления охраной труда. 2 Понятие СУОТ и ее структура. Политика в области охраны труда, основные цели, задачи и элементы СУОТ. Организация работ по ОТ. Основные законодательные акты и нормативные документы по охране труда. Регулирование трудовых отношений в области ОТ. Трудовой кодекс и Конституция РФ. Цели и задачи трудового законодательства. Перечень видов нормативных правовых актов. Понятие Стандартов безопасности 3 труда и его классификации. Строительные нормы и правила его основные части, ГОСТы. Локальные нормативные акты содержащие нормы трудового права, Указы Президента , Постановления, нормативные правовые акты, законы субъектов и местного самоуправления. Надзор и контроль за состоянием охраны труда. Понятие надзора и контроля, его цели и задачи. Основные виды надзора и контроля в РФ. Функции государственных инстанций, федераль4 ных служб и органов власти, органов местного самоуправления в отношении надзора и контроля за ОТ. 20 2 1 1 2 1 2 1 2 10 5 Рабочее время и время отдыха на производстве. Понятие рабочего времени и его продолжительности, в соответствии с ТК РФ. Понятие времени отдыха и его видов. Основные государственные праздники в РФ в соответствии с законодательством. Правила и нормы охраны труда для женщин, подростков и несовершеннолетних на производстве. ТК РФ и его основные положения в области охраны труда женщин, подростков и несовершеннолетних на производстве. Постановления правительства РФ и его нормы предельно допустимых нагрузок для женщин, подростков и несовершеннолетних. 7 Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету. Понятие расследования и учета несчастных случаев на производстве. Нормативные документы по расследованию и учету несчастных случаев на производстве. Категории несчастных случаев, его виды. Обязанности работодателя и работника при несчастном случае, состав комиссии. 1 2 1 2 6 Практические занятия 1 2 5 Виды надзора и контроля на железнодорожном транспорте 2 Определение ответственности за нарушение законодательства по ОТ 3 Составление плана мероприятий по охране труда Определение видов и назначений инструктажей при организации обу4 чения безопасности труда Соблюдение порядка расследования несчастных случаев на произ5 водстве 11 Самостоятельная работа: Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической литературой (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовить сообщения, выступления, доклады по теме: «Система стандартов безопасности труда»; Изучить методику по внедрению КСОТ-П от 16.01.2015г. № ЦТ-5р.; "Финансирование номенклатурных мероприятий"; 1. Подготовить презентацию по теме: "Организация работы по ОТ на предприятии"; "Внедрение Системы комплексной оценки ОТ"; «Рабочее время и время отдыха»; "Виды инструктажей и порядок их проведения и оформления"; «Расследование несчастных случаев на производстве» Тема 2. Опасные и вредные произ- Содержание учебного материала водственные факторы и средства защиты Промышленная безопасность при строительно-монтажных и высот1 ных работах. Источники опасностей, опасные производственные факторы и перечень основных видов работ на объектах ж. д. транспорта. Меры организационного характера при выполнении работ. 2 3 4 Промышленная безопасность при безопасной эксплуатации сосудов работающих под давлением. Понятие сосудов находящихся под давлением. Безопасные условия эксплуатации и оснащение сосудов. Цистерны, баллоны и их оснащение, правила эксплуатации и перевозки. Метеорологические условия и их влияние на организм человека. Метеорологические условия, микроклимат в помещении и на улице. Воздействие температур на организм человека. Понятие вибрации и источники ее возникновения. Понятие вибрации, ее основные параметры и состав. Производственная вибрация и ее виды. Действие вибрации на организм человека. 8 3 18 1 2 1 2 1 2 1 2 12 5 6 7 Вибрация и ее действие на организм человека. Влияние вибрации вызывает профессиональные заболевания (виброционная болезнь): нарушение опорно-двигательного и вестибюлярного аппарата, сосудистый тонус, бессоница, раздражительность и т.д. Понятие шума: повышенный уровень и источники производственного шума. Определение шума. Факторы влияющие на повышенный уровень шума на объектах ж. д. транспорта. Влияние шума на организм человека. Временные характеристики шума и развитие профессиональных заболеваний. Практические занятия 6 2 1 2 1 2 6 2 Оказание первой помощи при воздействии низких и высоких температур 8 Определение вредных или (опасных) факторов производственной среды на ж. д. транспорте Определение гигиенических критериев условий труда 9 Определение видов производственного освещения 7 1 10 Применение средств и методов защиты от вибрации 11 Применение средств и методов защиты от шума 13 Самостоятельная работа: Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической литературой (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовить сообщения, выступления, доклады по теме: «Производственные метеорологические условия: приборы и методы контроля параметров микроклимата»; «Вредные производственные факторы на производстве»; «Влияние действия вибрации на организм человека» 2. Подготовить презентацию по теме: «Производственное освещение и его виды»; «Методы и средства защиты от шума» Тема 3. Экологическая безопасность Содержание учебного материала: на железнодорожном транспорте Понятие природопользования: рациональное и нерациональное природопользование. 1 Определение природопользования. Понятия и причины влияющие на рациональное и нерациональное природопользование. Правила и нормы экологической безопасности на ж. д. транспорте. Правовые методы обеспечения равновесия в природе. Нормативные и законодательные акты, федеральные законы РФ об экологии. Железно2 дорожный транспорт и виды негативных воздействий на окружающую среду. Классификация отходов и проблемы производства на ж. д. транспорте. Отходы и его виды, классификация отходов. Основные принципы гос3 ударственной политики в области обращения с отходами. Законодательство и его запреты в области экологии. Обращение с отходами. 5 3 4 1 2 1 2 1 2 14 Тема 4.Техника безопасности на железнодорожном транспорте Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической литературой (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовить сообщения, выступления, доклады. рефераты по теме: "Классификация опасных грузов на железнодорожном транспорте" Содержание учебного материала 1 3 25 1 Общие обязанности и требования охраны труда для локомотивных бригад. Правила и нормы технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, их требования к исполнению. Исполнение правил и норм, знание необходимых положений и опасных факторов на предприятии. 1 2 2 Требования охраны труда, перед началом работы локомотивной бригады. Обязанности локомотивной бригады перед началом работы. Ознакомление с замечаниями сдающей локомотивной бригады по журналу формы ТУ-152, прием и осмотр и проверка локомотива. 3 Требования охраны труда при эксплуатации локомотива машинистом, рабо- 1 2 1 2 1 2 1 2 тающим в одно лицо. Требования к машинисту при приемке локомотива в одно лицо. Действия машиниста перед началом движения и при движении поезда. Действия машиниста при уходе с локомотива по различным причинам. Операции необходимые при торможении локомотива. Требования охраны труда при постановке локомотива на позицию экипировочного устройства. Ввод подвижного состава на экипировочную позицию. действия машиниста после ввода локомотива на экипировочную позицию. Аварийные ситуации при экипировке локомотива. 5 Меры безопасности экипировки подвижного состава при выезде из депо. Работы по экипировке подвижного состава. Основные Правила и нормы при экипировке. 4 15 6 Источники повышенной опасности электротравматизма на ж. д. транспорте Электрические сети и электрический ток, электроснабжение объектов ж. д. транспорта. Опасности и ситуации статистического электричества. Источники возможного поражения людей электрическим током на рабочих местах и виды работ. 7 Классификация электроустановок и помещений по электробезопасности. Понятия электроустановок и их видов. Требования к электроустановкам, их классификация. Влияние электроустановок на организм челове8 Воздействие электрического тока на организм человека. ка.Характер электрического тока на организм человека. Виды поражения электрическим током. Степень значения на человека пороговых значений. Степень поражения электротоком. 9 Защита от поражения электрическим током. Методы защиты от электрического тока применяемые на производстве: прямые и косвенные прикосновения к токоведущим частям; изоляция и ее виды; контроль изоляции; зануление, заземление и электрическое разделение сети; малое напряжение, устройства защитного отключения и блокировка; средства индивидуальной защиты. 10 Основные этапы и способы первой помощи при несчастных случаях от поражения электрическим током Понятие первой помощи. Этапы и способы первой помощи от поражения электрическим током. Практические занятия 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 6 12 Выполнение требований безопасности при нахождении на ж. д. путях. 13 Применение требований охраны труда при производстве маневровых работ. 14 Выполнение требований охраны труда при управлении локомотивом. Применение мер безопасности при техническом обслуживании и текущем ремонте локомотивов. Применение по назначению средств индивидуальной защиты от пора16 жения электрическим током. 15 16 17 Оказание первой помощи пораженному электрическим током Самостоятельная работа: Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической литературой (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовить сообщения, выступления, доклады по теме: «Общие правила ТБ при нахождении на ж. д. путях»; «Поездная и маневровая работа»; «Требования охраны труда при управлении локомотивом»; «Экипировочные сооружения и устройства»; «Требования к персоналу, обслуживающему электроустановки»; «Меры электробезопасности при работе электроинструментом в промышленных помещениях»; "Индивидуальные средства защиты от поражения электрическим током выше 1000 В"; «Индивидуальные средства защиты от поражения электрическим током до 1000В» "Первая помощь пострадавшему от электрического тока". Тема 5. Пожары и мероприятия по Содержание учебного материала их предупреждению Технические средства тушения пожаров, применяемые на железнодорожном транспорте. Работа Государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» и порядок применения пожарных 1 поездов различных категорий, контейнерных платформ с модульным оборудованием(АПМКТ) и радиоуправляемой установкой Luf-60 для тушения пожаров в железнодорожных тонне. Использование Модулей порошкового пожаротушения, пожарных машин, мотопомп. Первичные средства тушения пожаров и их назначение. Определение и виды первичных средств тушения пожаров. Огнету2 шащие вещества и их состав. Классификация огнетушителей и классы пожаров. 9 3 9 1 2 1 2 17 Применение видов пожарных извещателей по предназначению. 3 Пожарные извещатели, основные характеристики и виды. Назначение пожарных извещателей. Меры противопожарной защиты производственных объектов. Система пожарной безопасности. Правовые и экономические меры по 4 обеспечению пожарной безопасности. Применение проектов и зонирования. Порядок действий при пожаре. Действия и общие меры безопасности локомотивной бригады в случае пожара на локомотиве 5 Требования предъявляемые к машинистам при обнаружении пожара и порядок его устранения. Практические занятия Выполнение правила обращения при пользовании огнетушителями 18 Самостоятельная работа: Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической литературой (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовить сообщения, выступления, доклады по теме: "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности объекта" 3. Подготовить презентацию по теме: "Средства тушения пожаров" Дифференцированный зачет Всего Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3 .– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 1 2 1 2 1 2 1 2 3 1 76 18 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия: учебного кабинета по охране труда. Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, учебно-планирующая документация, комплект учебнонаглядных пособий «Охрана труда», рекомендуемые учебники, дидактический материал, раздаточный материала, плакаты по курсу; инструкции по охране труда; инструкции по электробезопасности и пожаробезопасности. Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, принтер, ксерокс, ИНТЕР-доска. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Основные источники: 1. Безопасность жизнедеятельности учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования/Ю.Г. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян. – 6 е изд., стер.- М.: Издательский центр « Академия», 209.- 320с. 2. "Правила по охране труда при эксплуатации локомотивов" ОАО "РЖД" РЖД - М.: ООО"Техинформ", 2014.-78с. 3. "Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте"Управление военизированной охраны ЦУО/ 112 с изменениями и дополнениями, утвержденными указанием МПС России от 26.05.98 № 616у. Москва ТРАНСИНФО, 2009. Дополнительные источники: 4. "Промышленная, пожарная и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте" - Е.А. Клочкова. Учебное пособие. — М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013.- 456 с. 5. Памятка по охране труда для локомотивных бригад/составитель И.В. Захарова; отв. За выпуск М.А. Лупанова.-: ДЦНТИ МЖД,2010. -14с. 6. Стандарт СТО РЖД 15.014 - О А О «Р Ж Д» 2012. 7. Стандарт ОАО « РЖД» Система управления охраной труда в ОАО «РЖД» Организация обучения СТО РЖД 1.115.011-2010. 8. Стандарт СТО РЖД 15.012-2014 2 "Система управления охраной труда в ОАО РЖД. Специальная оценка условий труда". 9. Инструкция по охране труда для локомотивных бригад ОАО РЖД ИОТ4100612-ЦТ-023-2012 (в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 23.05.2013 N 1173р) 10. Инструкция по охране труда для локомотивных бригад ОАО РЖД ИОТ4100612-ЦДМВ-10 -2013 ОАО "РЖД" 11. Инструкция по охране труда при экипировке локомотивов ОАО «РЖД» ИОТ РЖД – 4100612 - ЦТ - 026 – 2012 (Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 29.12. 2012 г. № 2557 р с измен. и доп. 23.12.2014г.) 19 12. Веревкин В.П. Конспект по предмету: охрана труда 2012 , - 42с. 13. Право для профессий и специальностей социально- экономического профиля: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования/ Е.А. Певцова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр « Академия».- 2013.-432с. 14.. "Промышленная, пожарная и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте" - Е.А. Клочкова. Учебное пособие. — М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013.- 456 с. 15. Клочкова Е.А. Охрана труда на железнодорожном транспорте: Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. трансп. — М.: Маршрут, 2008. — 412 с. 16 . Жуков В.И. Охрана труда на железнодорожном транспорте: Учеб. пособие для СПТУ. –М.: Транспорт, 1988.-151с. 17. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. ГОСТ 12.0.004—90. Интернет ресурсы. 1. http://lib.znate.ru/docs/index-60683.html- Министерство путей сообщения РФ. Уральский государственный университет путей сообщения. 2.http://tef.vlsu.ru/fileadmin/docs/TTD/Metodichki/Igonin_VA/Okhrana_truda/Testy.pdfТестовый контроль. 3. http://s.compcentr.ru/04/kot/faq.html - Безопасность труда и производства, охрана труда 4. http://www.mkgt.ru/files/materials/350/Book.pdf- Е.А. Клочкова Охрана труда на железнодорожном транспорте. 5. http://scbist.com/obsluzhivanie-passazhirov-logistika/13207-knigi-po-ohrane-trudaekologii-bzhchs-na-zh-d-transporte.html- СЦБИСТ. 6. http://fire-truck.ru/encyclopedia/pozharnyie-poezda.html- Пожарные поезда и пожарные машины. 7. http://lokbrigadam.narod.ru/- Сайт для локомотивных бригад. 8.http://diesel- comotive.com/index.php?option=com_ content&view=article&id=103:201211-07-11-04-04&catid=31:2012-10-03-10-42-53&Itemid=49 - Студенческий сайт « Локомотив». 9. http://www.umc-prof.ru/cat/tems12.html- Очное дистанционное обучение курсы по охране труда, пожарно-технический минимум, первая помощь пострадавшим. 10. http://bzbook.ru/Okhrana-truda-na-transporte.html- охрана труда на транспорте. 11. http://lib.znate.ru/docs/index-60683.html- Лекции, конспекты и тесты. 12. http://mrmarker.ru/files/index.php?action=getlink&id=11532 13. http://ohrana-bgd.narod.ru/subs1.html 14. http://900igr.net/zip/ekonomika/Instruktazh-po-okhrane-truda.html 15. http://www.myshared.ru/slide/35852/ 16. http://www.myshared.ru/slide/1259627/ 17. http://www.myshared.ru/slide/44354/ 18. http://www.myshared.ru/slide/219951/ 20 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Умения: - осуществлять выполнение требований охраны Экспертная оценка труда, промышленной и пожарной безопасности выполнения практических рапри управлении, эксплуатации и ремонте локомо- бот № 12 -15; тивов (по видам) и подвижного состава устный опрос; тестирование Знания: - законодательство в области охраны труда Экспертная оценка выполнения практических работ № 1- 5; устный опрос; тестирование - возможные опасные и вредные факторы, средства защиты Экспертная оценка выполнения практических работ №6,7,8,10,11; устный опрос, тестирование - правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной и экологической безопасности Экспертная оценка выполнения практических работ № 9,16,17,18, устный опрос, тестирование Дифференцированный зачет 21 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения учебной дисциплины должны позволять, проверять у обучающихся не только сформированность усвоенных знаний, освоенных умений, но и развитие общих компетенций. Результаты (освоенОсновные показатели Формы и методы ные общие компетеноценки результата контроля оценки ции) Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность исходя из целей и способов ее достижения. Демонстрация интереса к будущей профессии в процессе освоения образовательной программы, участие в НОУ, олимпиадах профессионального мастерства, фестивалях, конференциях. Выбор и применение методов и способов решения поставленных задач. Оценка эффективности и качества выполнения. Анализировать рабочую Организация самостоятельных заситуацию, осуществлять те- нятий пи изучении данной дисцикущий итоговый контроль, плины. оценку и коррекцию собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы. - презентация портфолио - тестирование; - экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ учебной и производственной практик. Мониторинг развития личностнопрофессиональных качеств обучающегося. Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ учебной и производственной практик. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Эффективный поиск необходимой информации по данной дисциплине. Использование различных источников, включая электронные. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Применение информационнокоммуникационных технологий при организации самостоятельной работы по данной дисциплине. Оценка выполнения презентаций, докладов, сообщений. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Исполнять воинскую обязанность, в т.ч. с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Взаимодействие обучающихся с мастерами, преподавателями в ходе обучения. Наблюдение за ролью обучающегося в коллективе, в общении с руководством и с клиентами. Наблюдение за участием в военных сборах. Демонстрация профессиональных знаний и умений необходимых для исполнения воинской обязанности. 22 23 \ 24 Рецензия на рабочую программу учебной дисциплины ОП.06. «Охрана труда» по профессии 23.01.09. Машинист локомотива. Автор Хаустов А.В., преподаватель ГБПОУ КТТ и ЖТ, образование высшее. Рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по указанной профессии. В результате изучения программного материала обучающиеся овладевают знаниями и умениями по вопросам: осуществлять выполнение требований охраны труда, промышленной санитарии и пожарной безопасности при управлении, эксплуатации и ремонте локомотива. Оценка структуры рабочей программы (характеристика разделов) Структура рабочей программы соответствует наличию обязательных компонентов и включает в себя: паспорт рабочей программы, результаты освоения; структуру и содержание, условия реализации; контроль и оценку результатов освоения дисциплины. Деление на разделы соответствуют знаниям и умениям. В программе учтена специфика учебного заведения, которая отражена в содержании общепрофессиональной дисциплины. Оценка соответствия тематики практических занятий требованиям подготовки выпускника по профессии и содержанию рабочей программы: В программе уделено особое внимание использованию в организации учебного процесса разнообразных форм организации практических занятий, самостоятельной работы обучающихся и соответствует профессиональным требованиям, предъявляемым к обучению. Язык и стиль изложения, терминология соответствует ведущим требованиям программы учебной дисциплины и её уровню усвоения. Соответствие содержания рабочей программы современному развитию науки, техники и производства: рабочая программа соответствует современным требованиям. Рекомендации, замечания не имеет. Заключение: Рабочая программа ОП.06. «Охрана труда» может быть использована для обеспечения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.09. Машинист локомотива. Рецензент _____________ Тарасов Е.В. Зам. начальника эксплуатационного локомотивного депо Кавказская; квалификация по диплому инженер путей сообщения. М.П. «30» августа 2021г. 25 Рецензия на рабочую программу учебной дисциплины ОП.06. Охрана труда по профессии 23.01.09. Машинист локомотива. Автор Хаустов А.В., преподаватель ГБПОУ КТТ и ЖТ, образование высшее Рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по указанной профессии. В результате изучения программного материала обучающиеся овладевают знаниями и умениями по вопросам: осуществлять выполнение требований охраны труда, промышленной санитарии и пожарной безопасности, при управлении, эксплуатации и ремонте локомотива. Оценка структуры рабочей программы (характеристика разделов) Структура рабочей программы соответствует наличию обязательных компонентов и включает в себя: паспорт рабочей программы, результаты освоения; структуру и содержание, условия реализации; контроль и оценку результатов овоения дисциплины. Деление на разделы соответствуют знаниям и умениям. В программе учтена специфика учебного заведения, которая отражена в содержании общепрофессиональной дисциплины Оценка соответствия тематики практических занятий требованиям подготовки выпускника по профессии и содержанию рабочей программы: В программе уделено особое внимание использованию в организации учебного процесса разнообразных форм организации практических занятий, самостоятельной работы обучающихся и соответствует профессиональным требованиям, предъявляемым к обучению. Язык и стиль изложения, терминология соответствует ведущим требованиям программы учебной дисциплины и её уровню усвоения. Соответствие содержания рабочей программы современному уровню развития науки, техники и производства: рабочая программа соответствует современным требованиям. Рекомендации, замечания не имеет. Заключение: Рабочая программа ОП.06. Охрана труда может быть использована для обеспечения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.09 Машинист локомотива. Рецензент _____________ В.В. Крошка Заместитель начальника локомотивного депо 26 Тимашевск - Кавказская ООО «ТМХ - Сервис». Квалификация по диплому: инженер путей сообщения. М.П. «30» августа 2021г. 27