РП ТСР

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«КРОПОТКИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 04 Транспортная система России
по специальности
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
уровень подготовки
базовый
квалификация
техник
срок обучения
3года 10 месяцев

2023г.
1

Рассмотрена на заседании
УТВЕРЖДЕНА
педагогического совета
Директор ГБПОУ «КТТиЖТ»
Протокол № 1 от 31 августа 2023г.
Рассмотрена на заседании
____________ /В.А. Шахбазян/
методического объединения
железнодорожных профессий,
протокол № 1 от 31 августа 2023г.
М.П.
Председатель МК ______/А.В. Хаустов/

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Транспортная система России
для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
(по видам),
разработана на основе Федерального Государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по
видам), утверждённого приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации № 376 от 22 апреля 2014 года, зарегистрированного
Министерством Юстиции (регистрационный № 32499 от 29 мая 2014 года),
укрупнённой группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного
транспорта.
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и
железнодорожного транспорта» ( ГБПОУ «КТТ и ЖТ»)
Автор: ________ А.С. Чумаченко, преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ»
Рецензент:
_______ С.В. Долгошеев

начальник
станции Кавказская

Квалификация по
диплому:
инженер

М.П
Рецензент:
__________ Шевченко С.С.
М.П

генеральный директор Непубличного
акционерного общества
"Автоколонна" № 1493

Квалификация по
диплому:
инженер механик

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

21

4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

23

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Транспортная система России
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Транспортная система России»
является частью основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального
образования 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по
видам).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при
профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке
рабочих по профессиям:
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной
профессиональной образовательной программы:
профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– давать краткую экономико-географическую характеристику техническому
оснащению и сфере применения различных видов транспорта.
составлять текущую документацию по перевозкам;
расследовать опасные состояния перевозок
составлять структурные схемы надежности перевозок.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
– структуру транспортной системы России, основные направления
грузопотоков и пассажиропотоков.
значение транспорта; показатели качества перевозок;
преимущества и недостатки транспортной системы;
безопасность движения; охрану труда в единой транспортной системе.

Дисциплина ОП.04 Транспортная система России относится к обще
профессиональным дисциплинам профессионального учебного цикла
программы подготовки специалистов среднего звена, направлена на
формирование (в том числе частично) следующих профессиональных (ПК),
общих компетенций (ОК) и личностных результатов (ЛР), включающих в себя
способность:
Виды профессиональной деятельности и профессиональные
компетенции выпускника:
ВПД 1 Организация перевозочного процесса (по видам).
ПК.1.1 Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с
применением современных информационных технологий управления
4

перевозками.
ПК.1.2Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности
перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях
нестандартных и
аварийных ситуаций.
ПК.1.3Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного
процесса.
ВПД 2 Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам).
ПК.2.1Организовывать работу персонала по планированию и организации
перевозочного процесса.
ПК.2.2Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные
задачи посредством применения нормативно-правовых документов.
ПК.2.3Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию
перевозочного процесса.
ВПД 3 Организация транспортно-логистической деятельности (по видам).
ПК. 3.1Организовывать работу персонала по обработке перевозочных
документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые
транспортными организациями.
ПК.3.2Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на
основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку
грузов.
ПК.3.3Применять в профессиональной деятельности основные положения,
регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика.
ЛР 4. Проявлять и демонстрировать уважение к людям труда, осознавать
ценность собственного труда. Стремиться к формированию в сетевой среде
личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».
ЛР 7. Осознавать приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и
видах деятельности.
ЛР 9. Соблюдать и пропагандировать правила здорового и безопасного образа
жизни, спорта; предупреждать либо преодолевать зависимости от алкоголя,
табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохранять
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно
меняющихся ситуациях.
ЛР 10. Заботиться о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой.
ЛР 12. Принимать семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от
родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их
финансового содержания.
ЛР 13. Готовность соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный
сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение
5

поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды,
сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.
ЛР 14. Приобретать обучающимся навыка оценки информации в цифровой
среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения на
основании поступающей информации и данных.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 167 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –113 часа, из них
практические занятия – 44 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 54 часа.

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
(всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося
(всего)
в том числе:
подготовка сообщений, рефератов,
презентаций
подготовка к ответам на контрольные
вопросы, зачетам по темам
проработка конспектов занятий, учебных
изданий и специальной технической литературы
подготовка к практическим занятиям
Промежуточная аттестация в форме экзамена

Объем часов
167
113
44
54

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП.04 Транспортная система России
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная
работа обучающихся

1
Раздел 1. Общие сведения о транспортных системах
Тема 1.1
Возникновение и
развитие транспорта

2

Содержание учебного материала
1

История развития транспорта. Основные принципы районирования.

2

Пути и средства сообщения транспорта. Продукция транспорта.

Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специальной технической
литературы.
Подготовка презентаций и сообщений по темам:
1.История становления и развития железнодорожного транспорта.
2. Услуги, предоставляемые различными видами транспорта.
Практические занятия
1
П/З №1 Составить описание роли и места транспорта в общественном
разделении труда.
Тема 1.2. Структура
Содержание учебного материала
транспортной
системы
России
1.
Транспортный комплекс. Единая транспортная система.

Объе
м
часов
3
18

Формируе
мые
компетенц
ии

4

5

1

ОК 1 – ОК 9,
ПК 1.1ПК 1.3, ЛР4,
ЛР7, ЛР9,
ЛР12-ЛР14

2

8
3

ОК 1 – ОК 9,
ПК 1.1ПК 1.3, ЛР4,
ЛР7, ЛР9,
ЛР12-ЛР14

8

Густота сети автомобильных, железных дорог и трубопроводов и др. видов
транспорта в мире.
Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специальной технической
литературы.
2

1

Подготовка сообщений или презентаций по темам:
3.Структура транспортной системы страны.
4. Место транспорта России в единой транспортной системе.
5. Сравнительная характеристика пассажиропотоков разных видов транспорта.
6. Сравнительная характеристика грузопотоков разных видов транспорта.
7. Показатели пассажиропотоков международных сообщений.

Практические занятия
2
П/З № 2 Составление общей характеристики транспортной системы России.

4
2

П/З №4 Расчет густоты железнодорожной сети по областям, краям и
республикам РФ.
Содержание учебного материала

2

3
Тема 1.3. Мировая
транспортная система

1

2

5

Показатели транспортной подвижности населения и транспортоёмкости
экономики. Понятия о международных транспортных коридорах.
Особенности международных транспортных коридоров России.

Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специальной технической
литературы. Подготовка презентаций, сообщений и ответов на контрольные вопросы по
темам:
8. Международные транспортные коридоры России.
9.Роль железнодорожного, транспорта в мировой транспортной системе.

1

Практические занятия
4
Составление схемы расположения железнодорожных станций на полигоне
дорог (региональная составляющая).

2

ОК 1 – ОК 9,
ПК 1.1ПК 1.3, ЛР4,
ЛР7, ЛР9,
ЛР12-ЛР14

9

Раздел 2. Основные направления грузов и пассажирских потоков
Тема 2.1. Понятие о
перевозках

Содержание учебного материала

6

Виды перевозок. Факторы, влияющие на направление, объемы, структуру и
сроки
осуществления
перевозок.
Внутрипроизводственный
или
промышленный транспорт.
Системы сертификации транспортного комплекса, в том числе транспортных
услуг

4

Практические занятия
5 П/З № 5 Изучение статей Устава железнодорожного транспорта РФ.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебных изданий и специальной технической
литературы. Подготовка презентаций, сообщений и ответов на контрольные вопросы
по темам:
10. Технические средства, используемые на производстве.
11. Организация перевозок в сложных климатических условиях.
12. Системы сертификации транспортного комплекса.
Грузовые
Содержание учебного материала
Классификация грузовых перевозок с участием различных видов
1
транспорта.
Основные направления перевозки массовых грузов: угля, нефти и
2
нефтепродуктов, руды, черных металлов.
Сроки доставки грузов и принципы управления транспортом в условиях
3
рыночной экономии.

2

Практические занятия.
П/З №6 Составление характеристики груза с помощью номенклатуры
6
ЕТСНГ.
П/З №7 Регионы, добывающие массовые грузы.
7

4
2

1

2

Тема 2.2.
перевозки

21

ОК 1 – ОК 9,
ПК 1.1ПК 1.3, ЛР4,
ЛР7, ЛР9,
ЛР12-ЛР14

1

7
3
ОК 1 – ОК 9,
ПК 1.1ПК 1.3, ЛР4,
ЛР7, ЛР9,
ЛР12-ЛР14

2

10

Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специальной технической
литературы.
Подготовка презентаций, сообщений и ответов на контрольные вопросы по темам:
13. Основной подвижой состав для перевозки массовых грузов.
14. Правила погрузки выгрузки массовых грузов.
15.Особенности завоза топлива, товаров и продовольствия в северные районы
страны.
Тема
2.3.
Содержание учебного материала
Пассажирские перевозки
1
Пассажирские перевозки. Классификация пассажирских перевозок в
зависимости от вида транспорта.
2
Плотность и территориальное распределение населения.
3
Контрольная работа №1 Проводится по результатам изучения раздела 1 и
2 дисциплины
Практические занятия
8
П/З №8 Изобразить на схеме плотность населения.
9 П/З №9 Составление схемы пассажиропотоков Российской Федерации.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специальной технической литературы.
подготовка к контрольной работе.
Подготовка ответов на контрольные вопросы по темам:
* Возникновение и развитие транспорта
* Структура транспортной системы России
* Грузовые и пассажирские перевозки
Подготовка презентаций, сообщений и ответов на контрольные вопросы по темам:
16. Современные технические средства для перевозки пассажиров.
17. Миграция населения, маятниковая миграция.
18. Виды пассажирских перевозок.
Раздел 3. Основные характеристики, техническое оснащение и сферы применения железнодорожного
транспорта
Тема
3.1.
Место Содержание учебного материала
железнодорожного

1

8
3

1

ОК 1 – ОК 9,
ПК 1.1ПК 1.3, ЛР4,
ЛР7, ЛР9,
ЛР12-ЛР14

4
2
2
3

34
14

11

транспорта в транспортной
системе страны

1

Значение железнодорожного транспорта в транспортной системе России.

Этапы развития железнодорожного транспорта. Пригородные и
междугородние железнодорожные сообщения.
3
Общая характеристика железнодорожного транспорта. Преимущества и
недостатки железнодорожного транспорта.
4
Протяженность железных дорог и развитие железнодорожного транспорта.
Технические средства железнодорожного транспорта.
Практические занятия.
10
П/З №10 Определение основных показателей работы железнодорожного
транспорта.
11
П/З №11 Описать виды станции, пассажирские комплексы.

8

2

П/З №12 Раскрыть понятие «маневровые работы», изучить технологию
работы станции.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специальной технической
литературы.
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций
преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям.
Подготовка сообщения или презентации по темам:
19. Роль железнодорожного транспорта в транспортной системе России.
20. Развитие железнодорожного транспорта.
21. Виды станций на жд транспорте
22. Способы устранения недостатков железнодорожного транспорта.
23. Роль разъездов, обгонных путей и промежуточных станций в работе железной
дороги.
24. Основные требования к организации перевозок на жд транспорте.
25. Развитие высокоскоростного движения на железнодорожном транспорте.
26. Основные различия пропускной способности при пригородных и жд сообщениях.
Тема 3.2. Структура
Содержание учебного материала
управления
12

ОК 1 – ОК 9,
ПК 1.1ПК 1.3, ЛР4,
ЛР7, ЛР9,
ЛР12-ЛР14

6
2
2
2
4

15

12

железнодорожным
транспортом

1

Структурная схема управления железнодорожным транспортом.
Структурная
реформа
железнодорожного
транспорта,
принципы
реформирования, цели. Совет по железнодорожному транспорту стран СНГ.

9

Оперативное планирование работы железнодорожных подразделений.
Железнодорожная сеть экономических районов: густота и разветвленность,
основные направления (меридиальные, широтные ходы), наиболее
грузонапряженные участки, перспективы развития.
3
План формирования грузовых поездов. Порядок проведения внутреннего
расследования и анализа происшествий. Развитие высокоскоростного движения
на железнодорожном транспорте.

2.

4

ОК 1 – ОК 9,
ПК 1.1ПК 1.3, ЛР4,
ЛР7, ЛР9,
ЛР12-ЛР14

Безопасность на железнодорожном транспорте.

Практические занятия
13
П/З № 13 План формирования грузовых поездов
14
П/З № 14 План формирования х поездов из порожних вагонов.
15
П/З № 15 Структурные схемы надёжности.
16
П/З № 16 Безопасность и охрана труда.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специальной технической
литературы.
Подготовка реферата по теме:
Структурная реформа железнодорожного транспорта.
Подготовка презентаций и сообщений по темам:
27. Структурная реформа железнодорожного транспорта.
28. Возможные потери и ущерб при перевозке грузов различного назначения.
29. Стратегия развития железнодорожного транспорта в России.
30. Маневровая работа грузовых поездов.
31. Влияние экономико-географических особенностей районов (регионов) на
формирование транспортной сети.
32. Современные технические средства на жд транспроте.

6
2
2
1
1
4

13

33. Охрана труда оператора поста централизации.
Содержание учебного материала

Тема 3.3. Экономикогеографическая
характеристика сети
железных дорог
Российской Федерации

1. Влияние экономико-географических особенностей районов (регионов) на
формирование транспортной сети. Железнодорожная сеть экономических
районов: густота и разветвленность.
2. Железнодорожная сеть экономических районов: густота и разветвленность.

3. Контрольная работа №2Проводится по результатам изучения раздела 3
дисциплины
Практические занятия
17
П/З 17 Описание организации экспорта – импортных грузов.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специальной технической
литературы,
подготовка к контрольной работе.
Подготовка ответов на контрольные вопросы по темам:
34. Перспективы регионального управления железнодорожным транспортом.
35. Основные железнодорожные магистрали.
Раздел 4. Основные характеристики, техническое оснащение и сферы применения различных видов
транспорта.
Тема 4.1.
Автомобильный
транспорт

Содержание учебного материала
1
2
3.

3
ОК 1 – ОК 9,
ПК 1.1ПК 1.3, ЛР4,
ЛР7, ЛР9,
ЛР12-ЛР14

2

29

6

Развитие автомобильного транспорта. Проблемы развития.

ОК 1 – ОК 9,
ПК 1.1ПК 1.3, ЛР4,
ЛР7, ЛР9,
ЛР12-ЛР14

Классификация подвижного состава. Показатели работы.
Характеристика отечественного парка грузовых автомобилей.

Практические занятия
18
18

5

3

Составить графическую схему пассажирооборота и грузооборота РФ
Составить характеристику автомагистрали, городских дорог и дорог с
14

твердым покрытием.
Составит описание проблем автотранспорта в условиях рыночной экономики.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебных изданий. Подготовка сообщения:
36. Развитие автомобильного транспорта.
37. Подвижной состав автотранспорта.

19

Тема
Трубопроводный
транспорт

Тема 4.3 Морской
транспорт

4.2.

Содержание учебного материала
Назначение трубопроводного транспорта. Устройство магистральных
трубопроводов Сети магистральных трубопроводов. Проекты новых
газопроводов. Интеграция в мировую транспортную систему. Показатели
работы трубопроводного транспорта
Проекты северных газопроводов. Проект БТС. Основные концептуальные
2.
положения
нефтегазового
комплекса
России.
Показатели
работы
трубопроводного транспорта.
Практические занятия.
20
Составить описание северных магистральных трубопроводов.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специальной технической
литературы.
Подготовка презентаций и сообщений по темам:
38. Трубопроводный транспорт: пути развития и совершенствования
39. Интеграция трубопроводного транспорта России в мировую транспортную
систему.
Содержание учебного материала
1.

Значение морского транспорта России во внешних экономических связях,
интеграция в мировую транспортную систему.
Морские порты. Основные направления грузовых и пассажирских
2
перевозок. Показатели перевозок.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специальной технической

2

3
2

ОК 1 – ОК 9,
ПК 1.1ПК 1.3, ЛР4,
ЛР7, ЛР9,
ЛР12-ЛР14

1
2

2
ОК 1 – ОК 9,
ПК 1.1ПК 1.3, ЛР4,
ЛР7, ЛР9,
ЛР12-ЛР14

1

2

15

литературы.
Подготовка презентаций и сообщений по темам:
40. Структура Российского флота.
41. Показатели морских перевозок в РФ.
Тема 4.4 Внутренний
Содержание учебного материала
водный транспорт
Характеристика сети и гидротехнических сооружений. Классификация
1
судов и состав флота. Порты. Основные грузо и пассажиропотоки. Показатели
работы .
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специальной технической
литературы.
Тема 4.5 Воздушный
Содержание учебного материала
транспорт
Главная задача воздушного транспорта. Характеристика основных фондов.
1
Основные линии воздушных перевозок (трассы полетов), показатели работы.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специальной технической
литературы.
Подготовка реферата на тему:
42. Транспорт (на выбор) и его значение на экономику страны».
43. Пассажирооборот городского и пригородного транспорта.
Содержание учебного материала
Тема 4.6. Другие виды
транспорта
1
Городской и пригородный транспорт: характеристика, транспортные сети
городов, структура пассажирских перевозок, т ехнические средства, показатели
иперевозок. Промышленный транспорт, комплекс технических средств.
2

Единая энергетическая система России. «Подвижной состав» для
передачи энергии.

1
1

ОК 1 – ОК 9,
ПК 1.1ПК 1.3, ЛР4,
ЛР7, ЛР9,
ЛР12-ЛР14

1

2

ОК 1 – ОК 9,
ПК 1.1ПК 1.3, ЛР4,
ЛР7, ЛР9,
ЛР12-ЛР14

7

ОК 1 – ОК 9,
ПК 1.1ПК 1.3, ЛР4,
ЛР7, ЛР9,
ЛР12-ЛР14

16

3.

4

Нетрадиционные транспортные средства и системы: монорельсовые дороги,
струнная транспортная система, особенности магнитной подвески для
передвижения вагонов, летающий поезд, транспортные средства на воздушной
подушке, электромобили.
Транспортные системы непрерывного действия.

Практические занятия
Описание современных электромобилей.
Описание принципа действия транспортных систем непрерывного действия.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специальной технической
литературы. Подготовка презентаций и сообщений по темам
44. Показатели работы промышленного транспорта.
45. Развитие комплекса технических средств промышленного транспорта.
46. Нетрадиционные транспортные средства и системы.
47. Необходимость развития транспортных терминалов.
Содержание учебного материала

2

21
22

Тема 4.7.
Транспортные узлы и
терминалы

1

4

8

Назначение и классификация транспортных узлов. Назначение и
классификация транспортных терминалов. Развитие национальной сети
терминальных грузовых комплексов.

Транспортные объекты. Однокомплектные, многокомплектные и
комбинированные узлы. Сухопутные и прибрежные узлы. Генеральные схемы
транспортных узлов.
Практические занятия.
23
Составление описания основных характеристик терминалов.
24
Составить описание Генеральные схемы транспортных узлов.
25
Разработать схемы Сухопутные и прибрежные узлы.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специальной технической
литературы. Подготовка презентаций и сообщений по темам:
48. Государственная служба дорожного хозяйства.

ОК 1 – ОК 9,
ПК 1.1ПК 1.3, ЛР4,
ЛР7, ЛР9,
ЛР12-ЛР14

2

3

7

17

49. Необходимость усовершенствования транспортных узлов.
Раздел 5. Развитие транспорта на современном этапе
Тема
5.1.
Содержание учебного материала
Транспортная политика
и законодательство
1
Система государственного регулирования транспортного комплекса
страны. Концепция государственной транспортной политики РФ.
2.

26

11
4
ОК 1 – ОК 9,
ПК 1.1ПК 1.3, ЛР4,
ЛР7, ЛР9,
ЛР12-ЛР14

Основные законы и законопроекты в области развития транспорта.
Практическое занятие
Составление схемы структурного управления по видам транспорта.

Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебных изданий и специальной технической
литературы
Подготовка презентаций и сообщений по темам:

1
4

Экологически чистые виды транспорта

Тема
Конкуренция
взаимодействие
транспорта

5.2.
и
видов

50. Государственная транспортная политика.
51. Основные законы и законопроекты в области развития транспорта.
Содержание учебного материала

Организация смешанной доставки грузов Спрос и прогнозирование спроса на
перевозки. Правила доставки грузов в прямом и смешанном сообщении.
Контрейнерные перевозки. Планирование перевозок.
Практические занятия
27
Составить таблицу Организация смешанной доставки грузов
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебных изданий и специальной технической
литературы
Подготовка презентаций и сообщений по темам:
52. Планирование перевозок.
Тема 5.3 Безопасность
Содержание учебного материала
и экология на транспорте
Актуальность обеспечения безопасности на всех видах транспорта.
1

5

1

2

3
ОК 1 – ОК 9,
ПК 1.1ПК 1.3, ЛР4,
ЛР7, ЛР9,
ЛР12-ЛР14

1

3

18

Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебных изданий и специальной технической
литературы.
53. Экологически чистые виды транспорт.
54. Обеспечение безопасности на всех видах транспорта.
Экзамен
Всего занятий
Практических занятий
Самостоятельных работ

ОК 1 – ОК 9,
ПК 1.1ПК 1.3, ЛР4,
ЛР7, ЛР9,
ЛР12-ЛР14

113
44

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2 — репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3-продуктивный(планированиеи самостоятельное выполнение деятельностирешение проблемных задач)

19

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Общего курса железных дорог. Структуры транспортной системы России.
Организации транспортно-логистической деятельности. Технических средств (по
видам транспорта)»
Оборудование учебного кабинета:
 посадочные места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя;
 плакаты, схемы, таблицы;
 инструкционные карты и методические материалы для выполнения практических
работ.
Технические средства обучения:
 компьютер;
 презентации;
В библиотечный фонд входят учебники и учебно-методические комплекты
(УМК), рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных
образовательных организациях в целях реализации образовательной программы
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования.
Библиотечный фонд дополняется специальной литературой, а именно
энциклопедиями, справочниками. Книгами для чтения по тематике.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «ОП 04. Транспортная
система России» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным
материалам, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам,
практикумам, тестам, материалам экзаменационных работ).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Семенов В.М. Организация перевозок грузов / Под ред. Семенова В.М. (8-е изд.,
стер.) учебник , 2015.
2. Волков Д.П., Крикун В.Я Строительные машины и средства механизации.
2014г. ОИЦ «Академия».
3. Троицкая Н.А. Единая транспортная система.2017г. ОИЦ «Академия».
4. Вакуленко С.П., Евреенова Н.Ю.Единая транспортная система: Учебное
пособие. –М.: РУТ (МИИТ), 2020. -105с.

20

Васильев Б.С., Долгополов Б.П., Доценко Г.Н.( под редакцией ЗоринаВ.А.)
5. Левин Д.Ю. Железнодорожные станции и узлы: учебник для СПО / Д.Ю.Левин.
—Москва : Ай Пи Ар Медиа ; Саратов : Профобразование,2023. —447с. —
(Среднее профессиональное образование). —Текст : электронный.
6. Геленов А.А.,Соченко Т.И., Спиркин В.Г. Автомобильные эксплуатационные
материалы.2015г. ОИЦ «Академия».
7. ГлызинаИ.В. Перевозка грузов на особых условиях. 2016г. ФГБУ ДПО «
Учебно-методический центр по образованию на железной дороге».
8. Графкина А.П. Охрана труда. Автомобильный транспорт.2016г. ОИЦ «
Академия».
9. Пехальский А.П., Пехальский И.А. Устройство автомобилей. Плакаты
10.
Пехальский А.П., Пехальский И.А. Технические средства для
автомобильного автотранспорта.2017г. ОИЦ «Академия».
11.
Пузанков А.Г. Автомобили: устройство автотранспортных средств.2016г.
ОИЦ «Академия».
14. Ю. А. Лагунова, А. Е. Калянов ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТАУЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Рекомендовано
Учебно-методическим отделом СПО в качестве учебного пособия для
использованияв учебном процессе образовательными учреждениями среднего
профессионального образования по специальностям 23.02.01 «Организация
перевозок и управление на транспорте (на автомобильном транспорте)», 23.02.04
«Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, дорожных, строительных
машин и оборудования (по отраслям)»МоскваАй Пи Ар Медиа2022.
Дополнительные источники:
1. Единая транспортная система / Под ред. В.Г. Галабуры. — М.: Транспорт, 2006г
2. Галабурда В.Г. Единая транспортная система.- М.: Транспорт, 1997
3. Шишкина Л.Н. Транспортная система России. М.: Желдориздат, 2001
3. Железнодорожный транспорт. Энциклопедия под ред. Н.С. Конарева, М.: Большая
Российская энциклопедия, 1994.
3. Тимошина А.А. История организации и управления железнодорожным транспортом
России. Факты. События, люди. К 200-летию транспортного ведомства и образования на
транспорте Росси. М: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2009.
4. Шишкина Л.Н. Транспортная система России. — М.: Желдориздат, 2001. -208 с.
5. Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в
Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного
транспорта».
7. Фомина Е.С., Васин А.А., Бобылева Е.С. Организация деятельности коллектива
исполнителей на предприятиях автомобильного транспорта.2017г. ОИЦ «Академия».
8. Ходош М.С., Бачурин А.А. Организация сервисного обслуживания на
автомобильном транспорте.2015г. ОИЦ «Академия».
9. Синельников А.Ф. Организация технического обслуживания и ремонта подъемнотранспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в различных условиях
эксплуатации.2017г. ОИЦ «Академия».
21

Электронные ресурсы:
1.Бельский Ю.П. Старинные поезда (CD-ROM). М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2007.
2.Транспорт России: еженедельная газета: Форма доступа http://www. transportrussia.ru
3.Железнодорожный транспорт: Форма доступа: http://www.zdtmagazine.ru/redact/redak.htm .
4.Гудок: Форма доступа www.onlinegazeta.info/gazeta_goodok.htm
5.Сайт Министерства транспорта РФ www.mintrans.ru/
6.Сайт ОАО «РЖД» www.rzd.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий,
тестирования, экзамена, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
умения:
давать краткую экономико-географическую
характеристику техническому оснащению и
сфере применения различных видов
транспорта
знания:
структуры транспортной системы России,
основных направлений грузопотоков и
пассажиропотоков

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
текущий контроль в форме устного
опроса по темам, защиты практических
занятий, подготовки презентаций или
сообщений, рефератов, ответов на
контрольные вопросы
текущий контроль в форме устного
опроса по темам, защиты практических
занятий, выполнения контрольной
работы, подготовки презентаций или
сообщений, рефератов, ответов на
контрольные вопросы

22

Рецензия
на рабочую программу учебной дисциплины
ОП 04.Транспортная система России
для специальности
23.02.01 Организация перевозок и управления на транспорте (по видам транспорта)
Автор А.С. Чумаченко, преподаватель ГБПОУ КТТ и ЖТ.
Рабочая программа по данной дисциплине разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 23.02.01. Организация перевозок и управление на транспорте (по
видам).
Рабочая программа по данной дисциплине относится к обязательной части программы
подготовки специалистов среднего звена ФГОС СПО по специальности 23.02.01. Организация
перевозок и управление на транспорте (по видам). В структуре программы подготовки специалистов
среднего звена учебная дисциплина ОП 04.Транспортная система России относится к
профессиональному циклу общеобразовательных дисциплин.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 04.Транспортная система России
состоит из следующих разделов:
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины.
2. Структура и содержание учебной дисциплины.
3. Условия реализации программы учебной дисциплины.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
Данное количество часов, выделенное на освоение учебной дисциплины, позволит:
 обрести обучающимся необходимые личностные результаты, общие и профессиональные
компетенции;
 получить необходимые знания и умения, которые можно применять в дальнейшем на
практике:
давать краткую экономико-географическую характеристику техническому оснащению и сфере
применения различных видов транспорта.
В рабочей программе учтена специфика учебного заведения, которая отражена в содержании
общепрофессиональной дисциплины. Язык, стиль изложения, терминология соответствует ведущим
требованиям программы учебной дисциплины и её уровню усвоения. Разработанная программаучебной
дисциплины ОП 04.Транспортная система России соответствует современным требованиям развития
науки, техники и производства.
Разработанная рабочая программа учебной дисциплины ОП 04.Транспортная система России
соответствует требованиям программы подготовки специалистов среднего звена Федерального
государственного образовательного стандарта и рекомендуется для использования в учебном
процессе при подготовке обучающихся по специальности 23.02.01. Организация перевозок и
управление на транспорте (по видам).
Рекомендаций, замечаний не имеет.
Рецензент:
_______Долгошеев С.Ю.
М.П
«31» августа 2023г

начальник
станции Кавказская

Квалификация по
диплому:
инженер по
транспорту

23

Рецензия
на рабочую программу учебной дисциплины
ОП 04.Транспортная система России
для специальности
23.02.01 Организация перевозок и управления на транспорте (по видам транспорта)
Автор А.С. Чумаченко, преподаватель ГБПОУ КТТ и ЖТ.
Рабочая программа по данной дисциплине разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 23.02.01. Организация перевозок и управление на транспорте (по
видам).
Рабочая программа по данной дисциплине относится к обязательной части программы
подготовки специалистов среднего звена ФГОС СПО по специальности 23.02.01. Организация
перевозок и управление на транспорте (по видам). В структуре программы подготовки специалистов
среднего звена учебная дисциплина ОП 04.Транспортная система России относится к
профессиональному циклу общеобразовательных дисциплин.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 04.Транспортная система России
состоит из следующих разделов:
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины.
2. Структура и содержание учебной дисциплины.
3. Условия реализации программы учебной дисциплины.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
Данное количество часов, выделенное на освоение учебной дисциплины, позволит:
 обрести обучающимся необходимые личностные результаты, общие и профессиональные
компетенции;
 получить необходимые знания и умения, которые можно применять в дальнейшем на
практике:
давать краткую экономико-географическую характеристику техническому оснащению и сфере
применения различных видов транспорта.
В рабочей программе учтена специфика учебного заведения, которая отражена в содержании
общепрофессиональной дисциплины. Язык, стиль изложения, терминология соответствует ведущим
требованиям программы учебной дисциплины и её уровню усвоения. Разработанная программаучебной
дисциплины ОП 04.Транспортная система России соответствует современным требованиям развития
науки, техники и производства.
Разработанная рабочая программа учебной дисциплины ОП 04.Транспортная система России
соответствует требованиям программы подготовки специалистов среднего звена Федерального
государственного образовательного стандарта и рекомендуется для использования в учебном
процессе при подготовке обучающихся по специальности 23.02.01. Организация перевозок и
управление на транспорте (по видам).
Рекомендаций, замечаний не имеет.
Рецензент:
__________ Шевченко С.С.
М.П

генеральный директор Непубличного
акционерного общества "Автоколонна"
№ 1493

Квалификация по
диплому:
инженер механик

«31» августа 2023г

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».