РП Физика КС 180ч

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного
транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.11 Физика

для профессии
среднего профессионального образования
08.01.07 Мастер общестроительных работ

Срок обучения 1год 10 месяцев

2023г

1

РАССМОТРЕНО
на заседании профильных дисциплин

УТВЕРЖДАЮ
директор ГБПОУ «КТТиЖТ»

«31» августа 2023 г.
Председатель _____Волкович В.М.

_______________ В. А. Шахбазян

Рассмотрена
на заседании педагогического совета
протокол № 1 от 31 августа 2023г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОД.11 «Физика»
разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от
19.12.2016); требований ФГОС среднего общего образования (приказ
Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31 декабря 2015 г. N
1578, с изм. от 12 августа 2022г. № 732), примерной рабочей программы
общеобразовательной
дисциплины
«Физика» для
профессиональных
образовательных организаций базовый уровень (вариант 2), утвержденной на
заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих
программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего
профессионального образования Протокол 14 от 30 ноября 2022г.
В
соответствии с требованями: ФГОС СПО по профессии 08.01.07 Мастер
общестроительных работ, утвержденного приказом Министерства просвещения
России № 342 от 18 мая 2022 года, зарегистрирован Министерством юстиции
России (рег. № 68835 от 10 июня 2022г.), укрупненной группы профессий
23.00.00 Техника и технологии строительства.
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта».
Авторы: _______

преподаватели ГБПОУ «КТТ и ЖТ».

Рецензенты
Рецензенты:
МП

МП

__________ _________________________________________
________________________________________
Занимаемая должность
________________________________________
Место работы
________________________________________
Квалификация по диплому
__________ _________________________________________
________________________________________
Занимаемая должность
________________________________________
Место работы
________________________________________
Квалификация по диплому

1

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

14

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

26

4.

2

3

29

1. Общая характеристика рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Физика»
1.1. Место дисциплины в структуре профессиональной
образовательной программы СПО:
Общеобразовательная
дисциплина
«Физика»
является
обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной
программы в соответствии с ФГОС по профессии 08.01.07 Мастер
общестроительных работ
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цель дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины
«Физика» направлено на достижение результатов ее изучения в
соответствии
с
требованиями
ФГОС
СОО
с
учетом
профессиональной направленности ФГОС.

3

1.2.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:
общие компетенции
ОК 01 Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным контекстам

Планируемые результаты обучения
Общие
Дисциплинарные
- готовность к труду, осознание ценности- сформировать представления о роли и месте физики и
астрономии в современной научной картине мира, о
мастерства, трудолюбие;
готовность
к
активной
деятельности системообразующей роли физики в развитии естественных
наук, техники и современных технологий, о вкладе российских
технологической и социальной направленности,
и зарубежных ученых-физиков в развитие науки; понимание
способность инициировать, планировать и физической сущности наблюдаемых явлений микромира,
самостоятельно выполнять такую деятельность; макромира и мегамира; понимание роли астрономии в
- интерес к различным сферам профессиональной практической деятельности человека и дальнейшем научнотехническом развитии, роли физики в формировании кругозора
деятельности,
Овладение
универсальными
учебными и функциональной грамотности человека для решения
практических задач;
познавательными действиями:
сформировать умения решать расчетные задачи с явно
а) базовые логические действия:
заданной физической моделью, используя физические законы и
самостоятельно
формулировать
и принципы; на основе анализа условия задачи выбирать
актуализировать проблему, рассматривать ее физическую модель, выделять физические величины и
всесторонне;
формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и
- устанавливать существенный признак или оценивать реальность полученного значения физической
основания для сравнения, классификации и величины; решать качественные задачи, выстраивая логически
непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на
обобщения;
изученные законы, закономерности и физические явления;
- определять цели деятельности, задавать
-владеть основополагающими физическими понятиями и
параметры и критерии их достижения;
величинами, характеризующими физические процессы
- выявлять закономерности и противоречия в (связанными с механическим движением, взаимодействием тел,

4

рассматриваемых явлениях;
механическими колебаниями и волнами; атомно-молекулярным
- вносить коррективы в деятельность, оценивать строением вещества, тепловыми процессами;
соответствие результатов целям, оценивать риски -электрическим и магнитным полями, электрическим током,
электромагнитными колебаниями и волнами; оптическими
последствий деятельности;
явлениями; квантовыми явлениями, строением атома и
- развивать креативное мышление при решении атомного ядра, радиоактивностью); владение
жизненных проблем
основополагающими астрономическими понятиями,
б) базовые исследовательские действия:
позволяющими характеризовать процессы, происходящие на
- владеть навыками учебно-исследовательской и звездах, в звездных системах, в межгалактической среде;
проектной деятельности, навыками разрешения движение небесных тел, эволюцию звезд и Вселенной;
- владеть закономерностями, законами и теориями
проблем;
(закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон
- выявлять причинно-следственные связи и
сохранения механической энергии, закон сохранения импульса,
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее принцип суперпозиции сил, принцип равноправности
решения, находить аргументы для доказательства инерциальных систем отсчета; молекулярно-кинетическую
своих утверждений, задавать параметры и теорию строения вещества, газовые законы, первый закон
термодинамики; закон сохранения электрического заряда,
критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Ома для
задачи результаты, критически оценивать их полной электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон
электромагнитной индукции, закон сохранения энергии, закон
достоверность, прогнозировать изменение в новых
прямолинейного распространения света, закон отражения
условиях;
света, закон
-- уметь переносить знания в познавательную и преломления света; закон сохранения энергии, закон
практическую области жизнедеятельности;
сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда,
- уметь интегрировать знания из разных закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон
радиоактивного распада); уверенное использование законов и
предметных областей;
закономерностей при анализе физических явлений и процессов.
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
и способность их использования в познавательной

5

и социальной практике
ОК 02 Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания:
-уметь учитывать границы применения изученных физических
-сформированность
мировоззрения, моделей: материальная точка,
соответствующего
современному
уровню инерциальная система отсчета, идеальный газ; модели
строения газов, жидкостей и твердых тел, точечный
развития науки и общественной практики,
электрический заряд, ядерная модель атома, нуклонная модель
основанного
на
диалоге
культур, атомного ядра при решении физических задач.
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую деятельность индивидуально и
в группе.
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом

6

назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
оценивать
достоверность,
легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований эргономики, техники безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации,
информационной
безопасности
личности
ОК 03 Планировать и
В области духовно-нравственного воспитания:
-- владеть основными методами научного познания,
реализовывать собственное -- сформированность нравственного сознания, используемыми в физике: проводить прямые и косвенные
профессиональное и
этического поведения;
измерения физических величин, выбирая оптимальный способ
личностное развитие,
- способность оценивать ситуацию и принимать измерения и используя известные методы оценки погрешностей
предпринимательскую
осознанные решения, ориентируясь на морально- измерений, проводить исследование зависимостей физических
деятельность в
нравственные нормы и ценности;
величин с использованием прямых измерений, объяснять
профессиональной сфере, - осознание личного вклада в построение полученные результаты, используя физические теории, законы
использовать знания по
устойчивого будущего;
и понятия, и делать выводы; соблюдать правила безопасного
финансовой грамотности в - ответственное отношение к своим родителям и труда при проведении исследований в рамках учебного

7

различных жизненных
ситуациях

(или) другим членам семьи, созданию семьи на эксперимента и учебно-исследовательской деятельности с
основе осознанного принятия ценностей семейной использованием цифровых измерительных устройств и
жизни в соответствии с традициями народов лабораторного
оборудования;
сформированность
России;
представлений о методах получения научных астрономических
Овладение
универсальными
регулятивными знаний - овладеть (сформировать представления) правилами
действиями:
записи физических формул рельефно-точечной системы
а) самоорганизация:
обозначений Л. Брайля (для слепых и слабовидящих
- самостоятельно осуществлять познавательную обучающихся).
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать
собственные
задачи
в
образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий

8

ОК 04 Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде

сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление
к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его
при осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты
готовность к саморазвитию, самостоятельности и - овладеть умениями работать в группе с выполнением
самоопределению;
различных социальных ролей, планировать работу группы,
-овладение навыками учебно-исследовательской, рационально распределять деятельность в нестандартных
проектной и социальной деятельности;
ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников
Овладение универсальными коммуникативными группы в решение рассматриваемой проблемы.
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению:
составлять
план
действий,
распределять роли с учетом мнений участников

9

обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
ОК 05 Осуществлять
В области эстетического воспитания:
- уметь распознавать физические явления (процессы) и
устную и письменную
- эстетическое отношение к миру, включая объяснять их на основе изученных законов: равномерное и
коммуникацию на
эстетику быта, научного и технического равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение
государственном языке
творчества, спорта, труда и общественных тел, движение по окружности, инерция, взаимодействие тел,
Российской Федерации с отношений;
колебательное движение, резонанс, волновое движение;
учетом особенностей
- способность воспринимать различные виды диффузия, броуновское движение, строение жидкостей и
социального и культурного искусства, традиции и творчество своего и других твердых тел, изменение объема тел при нагревании
контекста
народов, ощущать эмоциональное воздействие (охлаждении), тепловое равновесие, испарение, конденсация,
искусства;
плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, связь
- убежденность в значимости для личности и средней кинетической энергии теплового движения молекул с

10

общества отечественного и мирового искусства, абсолютной температурой, повышение давления газа при его
этнических культурных традиций и народного нагревании в закрытом сосуде, связь между параметрами
творчества;
состояния
газа
в
изопроцессах;
электризация
тел,
- готовность к самовыражению в разных видах взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током,
искусства,
стремление проявлять
качества взаимодействие магнитов, электромагнитная
творческой личности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать
значение
социальных
знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств
ОК 07 Содействовать
- не принимать действия, приносящие вред - сформировать умения применять полученные знания для
сохранению окружающей окружающей среде;
объяснения условий протекания физических явлений в природе
среды, ресурсосбережению, уметь
прогнозировать
неблагоприятные и для принятия практических решений в повседневной жизни
применять знания об
экологические последствия предпринимаемых для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми
изменении климата,
действий, предотвращать их;
приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья
принципы бережливого
- расширить опыт деятельности экологической и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
производства, эффективно направленности;
среде; понимание необходимости применения достижений
действовать в
- разрабатывать план решения проблемы с учетом физики и технологий для рационального природопользования.
чрезвычайных ситуациях анализа
имеющихся
материальных
и

11

нематериальных ресурсов;
- осуществлять целенаправленный поиск переноса
средств и способов действия в профессиональную
среду;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- предлагать новые проекты, оценивать идеи с
позиции новизны, оригинальности, практической
значимости;
- давать оценку новым ситуациям, вносить
коррективы
в
деятельность,
оценивать
соответствие результатов целям

12

Также дисциплина имеет значение при формировании и
развитии профессиональных компетенций:
Код

Наименование видов профессиональной деятельности и профессиональных
компетенций

ПК 1.1.

Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.

ПК 1.2.

Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и
производственно-технологическую документацию по сварке.

ПК 1.3.

Проверять оснащенность, работоспособность, исправность и осуществлять
настройку оборудования поста для различных способов сварки.

ПК 1.4.

ПК 1.5.

Подготавливать и проверять сварочные материалы для различных способов
сварки.
Выполнять сборку и подготовку элементов конструкции под сварку.

ПК 1.6.

Проводить контроль подготовки и сборки элементов конструкции под сварку.

ПК 1.7.

Выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрева
металла.

13

2.Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в
часах

Объем образовательной программы
дисциплины
1. Основное содержание

180
92

в т. ч.:
теоретическое обучение

81

лабораторные занятия

5

контрольные работы

6

2. Профессионально-ориентированное
содержание

88

в т. ч.:
теоретическое обучение

73

лабораторные занятия

21

Промежуточная аттестация (экзамен)

14

6

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Физика»
Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
индивидуальный проект (если предусмотрены)

1
Введение.
Физика и методы
научного познания

2
Содержание учебного материала:

2

ОК 03
ОК 05

12(4/-)

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 1.1

Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод
познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в
процессе познания
природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и
теории в процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы.
Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия.
Понятие о физической картине мира. Погрешности измерений физических
величин. Значение физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО
Раздел 1. Механика

Тема 1.1 Основы
кинематики

Формируемые
Объем
общие и
часов профессиональные
компетенции
3
4

Содержание учебного материала:
Механическое движение и его виды. Материальная точка. Скалярные и
векторные физические величины. Относительность механического движения.
Система отсчета. Принцип относительности Галилея. Способы описания
движения. Траектория. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное
движение. Скорость. Уравнение движения. Мгновенная и средняя скорости.
Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Движение с
постоянным ускорением свободного падения. Равномерное движение точки по
окружности, угловая скорость. Центростремительное ускорение.

15

2

Кинематика абсолютно твердого тела
Тема 1.2 Основы
динамики

Содержание учебного материала:

Тема 1.3
Законы сохранения в
механике

Содержание учебного материала:
Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия.
Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы упругости.
Консервативные силы. Применение законов сохранения. Использование законов
механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических
исследований, границы применимости классической механики. Практическое
применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых
механизмов, инструментов, транспортных средств
Решение задач с профессиональной направленностью по разделу «Механика»

4

Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в
природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения.
Первая космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы.
Вес. Невесомость. Силы упругости. Силы трения.

Лабораторная работа №1 «Определение ускорения тела»
Раздел 2. Молекулярная
физика и
термодинамика
Тема 2.1
Содержание учебного материала:
Основы молекулярно Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса

16

4

1
1
34
(12/4)
7

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05

- кинетической теории

молекул и атомов. Броуновское движение. Силы и энергия межмолекулярного
взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ.
Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.
Температура и ее измерение. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая
шкала температуры. Температура звезд. Скорости движения молекул и их
измерение. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики.
Газовые законы. Молярная газовая постоянная
Решение задач с профессиональной направленностью по разделу «Молекулярная
физика»
Лабораторная работа №2. Изучение одного из изопроцессов

Тема 2.2
Содержание учебного материала:
Основы термодинамики Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и
теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость.
Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Первое начало
термодинамики. Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики. Принцип
действия тепловой машины. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя.
Холодильные машины. Охрана природы
Решение задач с профессиональной направленностью по
разделу «Термодинамика»
Содержание учебного материала:
Тема 2.3
Агрегатные состояния Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и
вещества и фазовые относительная влажность воздуха. Приборы для определения влажности воздуха.
Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.
переходы
Критическое состояние вещества. Перегретый пар и его использование в технике.
Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости.
Энергия поверхностного слоя. Ближний порядок. Поверхностное натяжение.
Смачивание. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные

17

ОК 07
ПК 1.1
ПК 1.2

2
1
6

2
11

явления.
твердого состояния
вещества. Кристаллические и
Решение Характеристика
задач с профессиональной
направленностью
аморфные
тела.
Упругие
свойства
твердых
тел.
ЗаконсоГука.
Лабораторная работа №3 «Исследование изменения
временем температуры
Механические
свойства
твердых
тел.
Пластическая
(остаточная)
деформация.
остывающей воды»
Тепловое
расширение
твердых
тел
и
жидкостей.
Коэффициент
линейного
Лабораторная работа №4 «Определение влажности воздуха».
расширения. Коэффициент
объёмного расширения.
Учет
расширения в технике.
Лабораторная
работа №5 «Определение
коэффициента
поверхностного
натяжения
Плавление.
Удельная
теплота
плавления.
Кристаллизация.
Практическое
жидкости»
применение
повседневной
жизни физических
о свойствах газов,
Контрольнаяв работа
№1 «Молекулярная
физиказнаний
и термодинамика»
жидкостей и твердых тел
Раздел 3. Электродинамика
Тема 3.1
Электрическое поле

Содержание учебного материала:
Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения заряда
.
Закон Кулона. Электрическая постоянная. Электрическое поле. Напряженность
электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле
Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Работа сил
электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Связь между

18

1
1
1
1
1
74
(34/18)
11.

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 1.1

напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Электроемкость
Единицы электроемкости. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею.
Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. Применение
конденсаторов
Решение задач с профессиональной направленностью «Электродинамика»
Лабораторная работа №6. Определение электрической ёмкости конденсаторов
Тема 3.2
Законы постоянного
тока

Содержание учебного материала:
Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила
тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи. Зависимость электрического
сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника.
Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры.
Температурный коэффициент сопротивления. Сверхпроводимость. Работа и мощность
постоянного тока. Тепловое действие тока. Закон Джоуля—Ленца. Электродвижущая
сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Электрические цепи. Параллельное
и последовательное соединение проводников. Законы Кирхгофа для узла. Соединение
источников электрической энергии в батарею
Решение задач с профессиональной направленностью «Электродинамика»
Лабораторная работа №7. «Определение удельного сопротивления проводника»
Лабораторная работа №8. «Определение термического коэффициента сопротивления
меди»

19

.

2
1
17

2
1
1

Лабораторная работа №9 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника
тока»
Лабораторная работа №10 «Изучение законов последовательного и параллельного
соединений проводников».
Лабораторная работа №11«Изучение особенностей параллельного соединения
резисторов»
Лабораторная работа №12«Изучение особенностей смешанного соединения
резисторов»
Лабораторная работа №13 «Исследование зависимости мощности лампы накаливания
от напряжения на её зажимах».
Лабораторная работа №14 «Определение КПД электроплитки»
Контрольная работа №2 «Электрическое поле. Законы постоянного тока»
Тема 3.3
Электрический ток в
различных средах

Тема 3.4

1
1
1
1
1
1
1

Содержание учебного материала:
Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз. Закон
электролиза Фарадея. Электрохимический эквивалент. Виды газовых разрядов.
Термоэлектронная эмиссия. Плазма. Электрический ток в полупроводниках.
Собственная и примесная проводимости. Р-n переход. Применение полупроводников.
Полупроводниковые приборы

9

Решение задач с профессиональной направленностью «Электрический ток»
Лабораторная работа №15 «Исследование свойств полупроводников»

1
1

Лабораторная работа №16 «Определение электрохимического эквивалента меди»

1

Содержание учебного материала:

20

Магнитное поле

Вектор индукции магнитного поля. Напряженность магнитного поля. Действие
магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Взаимодействие токов. Сила
Ампера. Применение силы Ампера. Магнитный поток. Работа по перемещению
проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся
заряд. Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Определение удельного заряда.
Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость. Солнечная активность и её
влияние на Землю. Магнитные бури
Решение задач с профессиональной направленностью «Магнитное поле»
Лабораторная работа №17 «Изучение магнитного поля катушки с током»

6

Содержание учебного материала:
Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной
индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках.
Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.
Взаимосвязь электрических и магнитных полей. Электромагнитное поле

8

Решение задач с профессиональной направленностью «Электромагнитная индукция»
Лабораторная работа №18 «Изучить явления элктромагнитной индукции»
Лабораторная работа №19 «Проверка правила Ленца и экспериментальное изучение
магнитной индукции»
Контрольная работа №3 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
Раздел 4. Колебания и волны
Тема 4.1
Содержание учебного материала:

1
1
1

Тема 3.5
Электромагнитная
индукция

21

1
1

1
20 (8/2)
4

ОК 01

Механические колебания Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические
колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные
и волны
затухающие механические колебания. Математический маятник. Пружинный
маятник.
Вынужденные механические колебания. Резонанс.
Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны.
Ультразвук и его применение
Тема 4.2
Содержание учебного материала:
Электромагнитные
Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном
колебания и волны
контуре. Формула Томсона. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор
незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное
сопротивления переменного тока. Активное сопротивление. Закон Ома для
электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока.
Резонанс в электрической цепи. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение,
передача и распределение электроэнергии. Электромагнитное поле как особый вид
материи. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Вибратор
Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым.
Понятие о радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение электромагнитных волн.
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторная работа №20 «Электромагнитные колебания и их изучение по
осциллографу»
Лабораторная работа №21 «Изучение работы трансформатора»
Контрольная работа № 4 «Колебания и волны»

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 1.1
ПК 1.2

10

1
1
1
1
20 (4/-)

Раздел 5. Оптика

22

Тема 5.1 Природа
света

Содержание учебного материала:
Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения и
преломления света. Солнечные и лунные затмения. Принцип Гюйгенса. Полное
отражение. Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы.
Увеличение линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Телескопы.
Сила света. Освещённость. Законы освещенности

5

Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторная работа №22 «Исследование явления отражения света»
Лабораторная работа №23 «Определение показателя преломления стекла»

1
1
1

Тема 5.2
Содержание учебного материала:
Волновые свойства света Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких
пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике.
Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная
решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света.
Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений. Виды
спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ.
Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение.
Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений
Лабораторная работа №24 «Определение длины световой волны с помощью
дифракционной решетки».
Лабораторная работа №25 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»
Контрольная работа № 5 «Оптика»
Тема 5.3
Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия из них.
Специальная теория
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и

23

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ПК 1.1
ПК 1.5.

7

1
1
1
2

относительности

Тема 6.1 Квантовая
оптика

энергии свободной частицы. Элементы релятивистской динамики

Раздел 6. Квантовая физика
12 (2/-)
Содержание учебного материала:
4
Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм.
Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение
неопределенностей Гейзенберга. Давление света. Химическое действие света. Опыты
П.Н. Лебедева и Н.И. Вавилова. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.
Применение фотоэффекта

Тема 6.2
Содержание учебного материала:
Физика атома и атомного Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра.
ядра
Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты
Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые постулаты Бора.
Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные
превращения.
Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова –
Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость
атомных ядер. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных
реакций. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная
реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерный синтез.
Энергия звезд. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое
действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы
Контрольная работа № 6 «Квантовая физика»
Раздел 7. Строение Вселенной
Тема 7.1 Строение Содержание учебного материала:

24

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 1.1
ПК 1.5.

7

1
6
2

ОК 01

Солнечной системы

Солнечная система: планеты и малые тела, система Земля—Луна

Тема 7.2
Эволюция Вселенной

Содержание учебного материала:
Строение и эволюция Солнца и звёзд. Классификация звёзд. Звёзды и источники их
энергии.
Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №26. «Изучение карты звездного неба»
Промежуточная аттестация: экзамен
Всего:

25

3

ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 1.5.

1
6
180

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы дисциплины имеется
учебный кабинет «Физика».
Оборудование учебного кабинета:
1. Весы технические с разновесами;
2. Комплект для лабораторного практикума по
оптике;
4. Комплект для лабораторного практикума по
механике;
5. Комплект для лабораторного практикума по
молекулярной физике и термодинамики;
6. Амперметр лабораторный;
7. Вольтметр лабораторный;
8. Колориметр с набором калориметрических тел;
10. Термометр лабораторный;
13. Комплект для изучения основ механики,
пневматики и возобновляемых источников энергии;
12. Барометр-анероид;
13. Блок питания регулируемый;
14. Гигрометр (психрометр);
15. Груз наборный;
16. Динамометр демонстрационный;
17. Комплект посуды
демонстрационной
с
принадлежностями;
18. Манометр жидкостной демонстрационный;
19. Метр демонстрационный;
20. Насос вакуумный Комовского;
21. Столик подъемный;
22. Штатив демонстрационный физический;
23. Электроплитка;
24. Набор демонстрационный по механическим
явлениям;
25. Набор демонстрационный по динамике
вращательного движения;
26. Набор демонстрационный по механическим
колебаниям;
27. Набор демонстрационный волновых явлений;
26

28. Ведерко Архимеда;
29. Набор тел равного объема;
30. Набор тел равной массы;
31. Прибор для демонстрации атмосферного
давления;
32. Рычаг демонстрационный;
33. Сосуды сообщающиеся;
34. Стакан отливной демонстрационный;
35. Трубка Ньютона;
36. Набор демонстрационный по молекулярной
физике и тепловым явлениям;
37. Набор демонстрационный по газовым законам;
38. Набор капилляров;
39. Трубка для демонстрации конвекции в
жидкости;
40. Цилиндры свинцовые со стругом;
41. Шар с кольцом;
42. Генератор Ван-де-Граафа;
43. Комплект приборов и принадлежностей для
демонстрации свойств электромагнитных волн;
44. Комплект проводов;
45. Магнит дугообразный;
46. Магнит полосовой демонстрационный;
47. Маятник электростатический;
48. Набор
демонстрационный
по
полупроводникам;
49. Трансформатор учебный;
50. Палочка стеклянная;
51. Палочка эбонитовая;
52. Прибор Ленца;
53. Стрелки магнитные на штативах;
54. Набор демонстрационный по геометрической
оптике;
55. Набор демонстрационный по волновой оптике;
56. Установка для изучения фотоэффекта;
57 Комплект наглядных пособий для постоянного
использования;
58. Комплект портретов для оформления кабинета;
59. Комплект демонстрационных учебных таблиц.
.

27

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания

1.
Касьянов, В. А. Физика: 10 класс: углублённый уровень :
учебник / В. А. Касьянов. — 11-е изд. — Москва : Просвещение,
2023. — 480 c. — ISBN 978-5-09-103621-3. — Текст : электронный //
Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/132342
(дата обращения: 11.09.2023).
2.
Касьянов, В. А. Физика: 11 класс: углублённый уровень :
учебник / В. А. Касьянов. — 11-е изд. — Москва : Просвещение,
2023. — 510 c. — ISBN 978-5-09-103622-0. — Текст : электронный //
Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/132476
(дата обращения: 11.09.2023).
1.
2.

Дополнительные печатные издания

1. Мякишев, Г. Я. Физика: 10 класс: базовый и углублённый уровни :
учебник / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский ; под
редакцией Н. А. Парфентьевой. — 10-е изд. — Москва :
Просвещение, 2023. — 433 c. — ISBN 978-5-09-103619-0. — Текст :
электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной
среды
СПО
PROFобразование
:
[сайт].
—
URL:
https://profspo.ru/books/132340 (дата обращения: 11.09.2023).
2. Мякишев, Г. Я. Физика: 11 класс: базовый и углублённый уровни :
учебник / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин ; под
редакцией Н. А. Парфентьевой. — 11-е изд. — Москва :
Просвещение, 2023. — 440 c. — ISBN 978-5-09-103620-6. — Текст :
электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной
среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL:
https://profspo.ru/books/132346 (дата обращения: 11.09.2023).
3. Дмитриева В.Ф.Физика для профессий специальностей
технинческого профиля.Контрольные материалы :учеб.пособие для
учреждений нач. и сред.проф. Образования \В.Ф.Дмитриева,
Л.В.Васильев.-2-е изд.,стер.-М.Издательский центр
«Академия»,2013.-112с -ISBN 978-5-7695-8508-1- Текс: печатный
3.2.2. Дополнительные источники
28

1. http://infofiz.ru/Ифофиз, онлайн репетитор (дата обращения
11.09.2023).
2. https://itmp.msu.ru/Институт теоретической математики и физики
МГУ имени М.В. Ломоносова(дата обращения 11.09.2023).
3. http://eqworld.ipmnet.ru/ru/library/physics.htm/EqWorld: Книги по
физике(дата обращения 11.09.2023)
4. http://science-tv.jinr.ru/Видеопортал Объединенного института
ядерных исследований (дата обращения 11.09.2023)
5. http://silicon.dvo.ru/Физика поверхности полупроводников (дата
обращения 11.09.2023)
6. http://fn.bmstu.ru/phys/bib/I-NET\\Уроки по молекулярной физике
(дата обращения 11.09.2023)
7.http://www.vargin.mephi.ru/Физика.ру: Сайт для учащихся и
преподавателей физики(дата обращения 11.09.2023)
8. https://profspo.ru/профессиональная библиотека для СПО.(дата
обращения 11.09.2023)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам

Раздел/Тема

Раздел 1. Темы
1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы
2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы
3.1., 3.2., 3.3., 3.4.,
3.5.
Раздел 4. Темы 4.1.,
4.2.
Раздел 5. Темы 5.1.,
5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1.,
6.2.
Раздел 7. Темы 7.1.,
7.2.

29

Тип оценочных мероприятий

-устный опрос;
-фронтальный опрос; - оценка контрольных
работ;
-наблюдение за ходом выполнения
лабораторных работ; - оценка выполнения
лабораторных работ; - оценка практических
работ (решения качественных, расчетных,
профессионально ориентированных задач); оценка тестовых заданий;
-наблюдение за ходом
выполнения индивидуальных проектов и
оценка выполненных проектов;
- наблюдение и оценка решения кейс-задач; -

Раздел 1. Темы
наблюдение и оценка деловой игры;
1.1., 1.2, 1.3
экзамен
Раздел 2. Темы
2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы
3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1.,
4.2.
Раздел 5. Темы 5.1.,
5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1.,
6.2.
Раздел 7. Темы 7.1.,
7.2.
ОК 03. Планировать и Раздел 1. Темы
1.1., 1.2, 1.3
реализовывать
Раздел 2. Темы
собственное
2.1., 2.2., 2.3.
профессиональное и
Раздел 3. Темы
личностное развитие, 3.1., 3.2., 3.3.,
предпринимательскую 3.4., 3.5.
деятельность в
Раздел 7. Темы 7.1.,
профессиональной
7.2.
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях
Раздел 1. Темы
ОК 04. Эффективно
1.1., 1.2, 1.3
взаимодействовать и
работать в коллективе Раздел 2. Темы
2.1., 2.2., 2.3.
и команде
Раздел 3. Темы
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1.,
4.2.
Раздел 5. Темы 5.1.,
5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1.,
6.2.
Раздел 7. Темы 7.1.,
7.2.

30

Раздел 1. Темы
1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы
2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы
3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1.,
4.2.
Раздел 5. Темы 5.1.,
5.2., 5.3.
социального и
Раздел 6. Темы
культурного контекста 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы
7.1., 7.2.
ОК 07. Содействовать Раздел 1. Темы
1.1., 1.2, 1.3
сохранению
Раздел 2. Темы
окружающей среды,
2.1., 2.2., 2.3.
ресурсосбережению,
Раздел 3. Темы
применять знания об
3.1., 3.2., 3.3.,
изменении климата,
3.4., 3.5.
принципы
Раздел 4. Темы 4.1.,
бережливого
4.2.
производства,
Раздел 6. Темы 6.1.,
эффективно
6.2.
действовать в
Раздел 7. Темы 7.1.,
чрезвычайных
7.2.
ситуациях
ПК 1.1.Читать чертежи Раздел 1. Темы
1.1., 1.2, 1.3
средней сложности и
Раздел 2. Темы
сложных сварных
металлоконструкций. 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы
3.1., 3.2., 3.3., 3.4.,
3.5.
Раздел 4. Темы 4.1.,
4.2.
Раздел 5. Темы 5.1.,
5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1.,
6.2.
Раздел 7. Темы 7.1.,
7.2.
ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации
с учетом особенностей

31

-Наблюдение за ходом
выполнения индивидуальных проектов и
оценка выполненных проектов;
-Экзамен

-устный опрос;
-фронтальный опрос; - оценка контрольных
работ;
-наблюдение за ходом выполнения
лабораторных работ; - оценка выполнения
лабораторных работ; - оценка практических
работ (решения качественных, расчетных,
профессионально ориентированных задач); оценка тестовых заданий;
-наблюдение за ходом
выполнения индивидуальных проектов и
оценка выполненных проектов;
- наблюдение и оценка решения кейс-задач; наблюдение и оценка деловой игры;
экзамен

ПК 1.2. Читать чертежи

средней сложности и
сложных сварных
металлоконструкций.

Раздел 1. Темы
1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы
2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы
3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1.,
4.2.
Раздел 5. Темы 5.1.,
5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1.,
6.2.
Раздел 7. Темы 7.1.,
7.2.

ПК 1.3. Проверять

оснащенность,
работоспособность,
исправность и
осуществлять
настройку
оборудования поста
для различных
способов сварки.

ПК 1.4. Подготавливать

и проверять сварочные
материалы
для
различных
способов
сварки

-устный опрос;
-фронтальный опрос; - оценка контрольных
работ;
Раздел 1. Темы
-наблюдение за ходом выполнения
1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы
лабораторных работ; - оценка выполнения
2.1., 2.2., 2.3.
лабораторных работ; - оценка практических
Раздел 3. Темы
работ (решения качественных, расчетных,
3.1., 3.2., 3.3.,
профессионально ориентированных задач); 3.4., 3.5.
оценка тестовых заданий;
Раздел 7. Темы 7.1.,
-наблюдение за ходом
7.2.
выполнения индивидуальных проектов и
оценка выполненных проектов;
- наблюдение и оценка решения кейс-задач; наблюдение и оценка деловой игры;
экзамен
.Раздел 1. Темы
1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы
2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы
3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1.,
4.2.
Раздел 5. Темы 5.1.,
5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1.,
6.2.
Раздел 7. Темы 7.1.,
7.2.

32

ПК 1.5. Выполнять

сборку и подготовку
элементов
конструкции под
сварку.

Раздел 1. Темы
1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы
2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы
3.1., 3.2., 3.3., 3.4.,
3.5.
Раздел 4. Темы 4.1.,
4.2.
Раздел 5. Темы 5.1.,
5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1.,
6.2.
Раздел 7. Темы 7.1.,
7.2.

Проводить
контроль подготовки и
сборки
элементов
конструкции
под
сварку

Раздел 1. Темы
1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы
2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы
3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1.,
4.2.
Раздел 5. Темы 5.1.,
5.2., 5.3.

ПК1.6.

Выполнять Раздел 1. Темы
1.1., 1.2, 1.3
предварительный,
Раздел 2. Темы
2.1., 2.2., 2.3.
сопутствующий
Раздел 3. Темы
(межслойный)
3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
подогрева металла
Раздел 4. Темы 4.1.,
4.2.
Раздел 6. Темы 6.1.,
6.2.
Раздел 7. Темы 7.1.,
7.2.
ПК1.7.

33

Наблюдение за ходом
выполнения индивидуальных проектов и
оценка выполненных проектов;
-Экзамен


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».