ПРОГРАММА ОД.09

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.09 Физическая культура
для профессий технического профиля
среднего профессионального образования
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки
(наплавки)
23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
23.01.09 Машинист локомотива
08.01.07 Мастер общестроительных работ
23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин

2023 г.

Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 31 августа 2023г.
Рассмотрена на заседании методического
объединения безопасности
жизнедеятельности и физической культуры,
протокол № 1 от 31 августа 2023г.
Председатель МК ______/ Е.К. Шаталина /

Утверждена
Директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ»
____________ /В.А. Шахбазян/

Рабочая программа учебной дисциплины
ОД.09 физическая культура»разработана на
основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего общего
образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31 декабря 2015 г. N
1578, с изм. от 12 августа 2022г. № 732), примерной рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Физическая культура» для профессиональных образовательных организаций
базовый уровень (вариант 2), утвержденной на заседании Совета по оценке содержания и качества
примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов
среднего профессионального образования Протокол 14 от 30 ноября 2022г. В соответствии с
требованиями: ФГОС СПО по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин,
утвержденного приказом Министерства просвещения России № 774 от 26 августа 2022 года,
зарегистрирован Министерством юстиции России (рег. № 70280 от 29 сентября 2022г.),
укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта. 15.01.05
Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) (приказ МОН РФ от 29.01.2016 г. №
50, зарегистрировано в Минюсте России 24.02.2016 г, с изм. от 14.09.2016 г. № 1193; профессионального
стандарта Сварщик (приказ Минтруда и социальной защиты России N 701н от 21.11.2013, минюст. №
31301 от 13.02.2014 г ФГОС СПО по профессии 190623.01 Машинист локомотива (приказ МОН РФ от 2
августа 2013г. №703, зарегистр.Минюстиции РФ 20 августа 2013г., регистр.№ 29697, в ред.
приказаМинобрнауки России от 09.04.2015 N 389); 270802.09 Мастер общестроительных работ,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 683 от 2 августа
2013 года, зарегистрирован Министерством юстиции (рег. № 29727 от 20 августа 2013г.) с изменениями от
17 марта 2015г №247, зарег. в Минюсте России 3 апреля 2015г № 36713, укрупненной группы профессий
08.00.00 Техника и технологии строительства.

Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и
железнодорожного транспорта».
Авторы: _________ Смирнов Виталий Владимирович;
_________ Шаталина Екатерина Карапетовна;
преподаватели ГБПОУ «КТТ и ЖТ».
Рецензенты
(внешняя рецензия)
М.П.
___________
подпись
(внешняя рецензия)
М.П.
___________
подпись

Зверюков В.В.
Преподаватель физической культуры ГБПОУ
«Кропоткинский медицинский
колледж»
Преподаватель по физической культуре по виду
спорта
Сова Е.Е.
Преподаватель физической культуры
ГБПОУ «Кропоткинский медицинский
колледж»
Преподаватель по физической культуре и спорту
Квалификация по диплому
2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая
характеристика
примерной
рабочей
программы
общеобразовательной дисциплины «Физическая культура» ............................ 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ..................... 10
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ........ 21
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины ............................................................................................................
....................................................................................................................... 23

3

1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Физическая культура»
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО:
Общеобразовательная дисциплина «Физическая культура» является
обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
23.01.09 Машинист локомотива
08.01.07 Мастер общестроительных работ
23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
(профессии/специальности)

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины
Содержание
программы
общеобразовательной
дисциплины
«Физическая культура» направлено на достижение следующих целей:
развитие у обучающихся двигательных навыков, совершенствование всех
видов физкультурной и спортивной деятельности, гармоничное физическое
развитие, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
будущего квалифицированного специалиста, на основе национально культурных ценностей и традиций, формирование мотивации и потребности
к занятиям физической культурой у будущего квалифицированного
специалиста.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
и ПК (ОК указываются из нового макета ФГОС СПО 2022 года по
профессии/специальности)

4

Планируемые результаты освоения дисциплины
Код и наименование
формируемых компетенций

ОК 01. Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам

Общие1

Дисциплинарные2

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
готовность
к
активной
деятельности
технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать

- уметь использовать разнообразные формы и
виды
физкультурной
деятельности
для
организации здорового образа жизни, активного
отдыха и досуга, в том числе в подготовке к
выполнению
нормативов
Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к
труду и обороне» (ГТО);
владеть
современными
технологиями
укрепления
и
сохранения
здоровья,
поддержания работоспособности, профилактики
заболеваний,
связанных
с
учебной
и
производственной деятельностью;
- владеть основными способами самоконтроля
индивидуальных
показателей
здоровья,
умственной и физической работоспособности,
динамики физического развития и физических
качеств;
- владеть физическими упражнениями разной
функциональной
направленности,

параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
выдвигать
новые
идеи,
предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в познавательной

использование их в режиме учебной и
производственной деятельности с целью
профилактики переутомления и сохранения
высокой работоспособности

6

и социальной практике

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команде

- готовность к саморазвитию, самостоятельности
и самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению:
составлять
план
действий,
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей

- уметь использовать разнообразные формы и
виды
физкультурной
деятельности
для
организации здорового образа жизни, активного
отдыха и досуга, в том числе в подготовке к
выполнению
нормативов
Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к
труду и обороне» (ГТО);
владеть
современными
технологиями
укрепления
и
сохранения
здоровья,
поддержания работоспособности, профилактики
заболеваний,
связанных
с
учебной
и
производственной деятельностью;
- владеть основными способами самоконтроля
индивидуальных
показателей
здоровья,
умственной и физической работоспособности,
динамики физического развития и физических
качеств;
- владеть физическими упражнениями разной
функциональной
направленности,
использование их в режиме учебной и
производственной деятельности с целью
профилактики переутомления и сохранения
высокой работоспособности

7

ОК 08 Использовать средства
физической культуры для
сохранения и укрепления здоровья
в процессе профессиональной
деятельности и поддержания
необходимого уровня физической
подготовленности

при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
- готовность к саморазвитию, самостоятельности
и самоопределению;
- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В части физического воспитания:
- сформированность здорового и безопасного
образа жизни, ответственного отношения к
своему здоровью;
- потребность в физическом совершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью;
- активное неприятие вредных привычек и иных
форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
-- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
- расширять рамки учебного предмета на основе
личных предпочтений;

- уметь использовать разнообразные формы и
виды
физкультурной
деятельности
для
организации здорового образа жизни, активного
отдыха и досуга, в том числе в подготовке к
выполнению
нормативов
Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к
труду и обороне» (ГТО);
владеть
современными
технологиями
укрепления
и
сохранения
здоровья,
поддержания работоспособности, профилактики
заболеваний,
связанных
с
учебной
и
производственной деятельностью;
- владеть основными способами самоконтроля
индивидуальных
показателей
здоровья,
умственной и физической работоспособности,
динамики физического развития и физических
качеств;
- владеть физическими упражнениями разной
функциональной
направленности,
использование их в режиме учебной и
производственной деятельности с целью
профилактики переутомления и сохранения
высокой работоспособности;
8

- делать осознанный выбор, аргументировать его,
брать ответственность за решение;
- оценивать приобретенный опыт;
- способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень

владеть
техническими
приемами
и
двигательными действиями базовых видов
спорта,
активное
применение
их
в
физкультурно-оздоровительной
и
соревновательной деятельности, в сфере досуга,
в профессионально-прикладной сфере;
- иметь положительную динамику в развитии
основных физических качеств (силы, быстроты,
выносливости, гибкости и ловкости)

ПК3…

9

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
72

в т. ч.
Основное содержание

50

в т. ч.:
теоретическое обучение

8

практические занятия

42

Профессионально ориентированное содержание
(содержание прикладного модуля)

20

в т. ч.:
теоретическое обучение

4

практические занятия

16

Индивидуальный проект (да/нет)**

-

Промежуточная аттестация
(дифференцированный зачет)

2

10

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1
Основное содержание
Тема 1.1 Современное
состояние физической
культуры и спорта

Тема 1.2 Здоровье и
здоровый образ жизни

Тема 1.3 Современные

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль (при наличии)
2
Физическая культура, как часть культуры общества и человека

Содержание учебного материала
1. Физическая культура как часть культуры общества и человека. Роль
физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном
развитии человека. Современное представление о физической культуре:
основные понятия; основные направления развития физической культуры в
обществе и их формы организации
2. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и
обороне» (ГТО) — программная и нормативная основа системы
физического воспитания населения. Характеристика нормативных
требований для обучающихся СПО
Содержание учебного материала
1. Понятие «здоровье» (физическое, психическое, социальное). Факторы,
определяющие здоровье. Психосоматические заболевания
2. Понятие «здоровый образ жизни» и его составляющие: режим труда и
отдыха, профилактика и устранение вредных привычек, оптимальный
двигательный режим, личная гигиена, закаливание, рациональное питание
3. Влияние двигательной активности на здоровье. Оздоровительное
воздействие физических упражнений на организм занимающихся.
Двигательная рекреация и ее роль в организации здорового образа жизни
современного человека
Содержание учебного материала

Объем часов
3
12

Формируемые
компетенции
4
ОК 01, ОК 04,
ОК 08

8
2
ОК 01, ОК 04,
ОК 08

2

ОК 01, ОК 04,
ОК 08

2

ОК 01, ОК 04,
11

системы и технологии
укрепления и
сохранения здоровья

Тема 1.4 Основы
методики
самостоятельных
занятий
оздоровительной
физической культурой
и самоконтроль за
индивидуальными
показателями здоровья

1. Современное представление о современных системах и технологиях
укрепления и сохранения здоровья
(дыхательная гимнастика, антистрессовая пластическая гимнастика,
йога, глазодвигательная гимнастика, стрейтчинг, суставная гимнастика;
лыжные прогулки по пересеченной местности, оздоровительная ходьба,
северная или скандинавская ходьба и оздоровительный бег и др.)
2. Особенности организации и проведения занятий в разных системах
оздоровительной
физической
культуры
и
их
функциональная
направленность
Содержание учебного материала
1.Формы организации самостоятельных занятий оздоровительной
физической культурой и их особенности; соблюдение требований
безопасности и гигиенических норм и правил во время занятий физической
культурой
2. Организация занятий физическими упражнениями различной
направленности: подготовка к занятиям физической культурой (выбор мест
занятий, инвентаря и одежды, планирование занятий с разной
функциональной направленностью). Нагрузка и факторы регуляции
нагрузки при проведении самостоятельных занятий физическими
упражнениями
принципы
построения самостоятельных
3. Основные
Самоконтроль
за индивидуальными
показателями занятий.
физического развития,
умственной и физической работоспособностью, индивидуальными
показателями физической подготовленности. Дневник самоконтроля
4. Физические качества, средства их совершенствования

*Профессионально ориентированное содержание
Тема 1.5 Физическая
Содержание учебного материала
культура в режиме
1. Зоны риска физического здоровья в профессиональной деятельности.
трудового дня
Рациональная организация труда, факторы сохранения и укрепления

ОК 08

2

4
2

ОК 01, ОК 04,
ОК 08

ОК 01, ОК 04,
ОК 08,
ПК4…

12

здоровья, профилактика переутомления. Составление профессиограммы.
Определение принадлежности выбранной профессии/специальности к группе
труда. Подбор физических упражнений для проведения производственной
гимнастики
Тема 1.6
Содержание учебного материала
Профессионально1.Понятие «профессионально-прикладная физическая подготовка», задачи
прикладная физическая профессионально-прикладной
физической
подготовки,
средства
подготовка
профессионально-прикладной физической подготовки
2. Определение значимых физических и личностных качеств с учётом
специфики получаемой профессии/специальности; определение видов
физкультурно-спортивной деятельности для развития профессиональнозначимых физических и психических качеств
Раздел № 2
Методические основы обучения различным видам физкультурноспортивной деятельности
Методико-практические занятия
*Профессионально ориентированное содержание
Тема 2.1 Подбор
Содержание учебного материала
упражнений,
Практические занятия
составление и
1. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений
проведение
утренней
зарядки,
физкультминуток,
физкультпауз,
комплексов
комплексов
упражнений для коррекции осанки и телосложения
упражнений для
2. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений
различных форм
различной функциональной направленности
организации занятий
физической культурой
Тема 2.2 Составление
Содержание учебного материала
и проведение
Практические занятия
самостоятельных
3. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений
занятий по подготовке для подготовки к выполнению тестовых упражнений

2

ОК 01, ОК 04,
ОК 08,
ПК…

58

ОК 01, ОК 04,
ОК 08,
ПК…

16
16
2
2

2
2

ОК 01, ОК 04,
ОК 08,
ПК…

ОК 01, ОК 04,
ОК 08,
ПК…

13

к сдаче норм и
требований ВФСК
«ГТО»
Тема 2.3 Методы
самоконтроля и оценка
умственной и
физической
работоспособности
Тема 2.4. Составление
и проведение
комплексов
упражнений для
различных форм
организации занятий
физической культурой
при решении
профессиональноориентированных
задач
Тема 2.5
Профессиональноприкладная физическая
подготовка

Освоение методики составления планов-конспектов и выполнения
самостоятельных заданий по подготовке к сдаче норм и требований ВФСК
«ГТО»
Содержание учебного материала
Практические занятия
4. Применение методов самоконтроля и оценка умственной и физической
работоспособности

2
2

ОК 01, ОК 04,
ПК…

Содержание учебного материала
Практические занятия
5. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений
для производственной гимнастики, комплексов упражнений для
профилактики профессиональных заболеваний с учётом специфики
будущей профессиональной деятельности
6. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений
для профессионально-прикладной физической подготовки с учётом
специфики будущей профессиональной деятельности

2
2

ОК 01, ОК 04,
ОК 08,
ПК…

Содержание учебного материала
Практические занятия
7. Характеристика профессиональной деятельности: группа труда, рабочее
положение, рабочие движения, функциональные системы, обеспечивающие
трудовой процесс, внешние условия или производственные факторы,
профессиональные заболевания
8-11. Освоение комплексов упражнений для производственной гимнастики
различных групп профессий (первая, вторая, третья, четвертая группы
профессий)

8
8

ОК 01, ОК 04,
ОК 08,
ПК…

Основное содержание
Учебно-тренировочные занятия

42
42
14

Тема 2.6. Физические
упражнения для
оздоровительных форм
занятий физической
культурой

Содержание учебного материала
Практические занятия
12. Освоение упражнений современных оздоровительных систем
физического воспитания ориентированных на повышение функциональных
возможностей организма, поддержания работоспособности, 5 развитие
основных физических качеств
6
2.7. Гимнастика (практические занятия 13-20)
Тема 2.7 (1) Основная Содержание учебного материала
гимнастика
Практические занятия
(обязательный вид)
13. Техника безопасности на занятиях гимнастикой.
Выполнение строевых упражнений, строевых приёмов: построений и
перестроений, передвижений, размыканий и смыканий, поворотов на месте.
14. Выполнение общеразвивающих упражнений без предмета и с
предметом; в парах, в группах, на снарядах и тренажерах.
Выполнение прикладных упражнений: ходьбы и бега, упражнений в
равновесии, лазанье и перелазание, метание и ловля, поднимание и
переноска груза, прыжки
Тема
2.7
(2) Содержание учебного материала
Спортивная
Практические занятия
гимнастика
15.Освоение и совершенствование элементов и комбинаций на брусьях
разной высоты (девушки); на параллельных брусьях (юноши)
16.Освоение и совершенствование элементов и комбинаций на бревне
(девушки); на перекладине (юноши)
17.Освоение и совершенствование опорного прыжка через коня: углом с
косого разбега толчком одной ногой (девушки); опорного прыжка через
коня: ноги врозь (юноши)
Элементы и комбинации на снарядах спортивной гимнастики:
Девушки
Юноши

2
2

ОК 01, ОК 04,
ОК 08

8
2
2

ОК 01, ОК 04,
ОК 08

2
2

ОК 01, ОК 04, ОК 08

15

1. Висы и упоры: толчком ног
подъем в упор на верхнюю жердь;
толчком двух ног вис углом; сед
углом равновесие на нижней жерди,
упор присев на одной махом соскок

2. Бревно: вскок, седы, упоры,
прыжки, разновидности
передвижений, равновесия,
танцевальные шаги, соскок с конца
бревна

Тема 2.7 (3)
Акробатика

1. Висы и упоры: подъем в упор
силой; вис согнувшись – вис
прогнувшись
сзади;
подъем
переворотом, сгибание и разгибание
рук в упоре на брусьях; подъем
разгибов в сед ноги врозь; стойка на
плечах из седа ноги врозь; соскок
махом назад.
2. Перекладина: висы, упоры,
переходы из виса в упор и из упора в
вис, размахивания, размахивания
изгибами, подъем переворотом,
подъем разгибом, обороты назад и
вперед, соскок махом вперед (назад)
3. Опорные прыжки: через коня
ноги врозь

3. Опорные прыжки: через коня
углом с косого разбега толчком
одной ногой
Содержание учебного материала
Практические занятия
18.Освоение акробатических элементов: кувырок вперед, кувырок назад,
длинный кувырок, кувырок через плечо, стойка на лопатках, мост, стойка
на руках, стойка на голове и руках, переворот боком «колесо», равновесие
«ласточка».
19.Совершенствование акробатических элементов
20.Освоение и совершенствование акробатической комбинации
(последовательность выполнения элементов в акробатической комбинации
может изменяться):
Девушки
Юноши
И.П. - О.С.: Равновесие на левой И.П. – О.С.: Стойка на руках махом
(правой) - Шагом правой кувырок одной и толчком другой (О) -

2
2

ОК 01, ОК 04, ОК 08

16

вперед ноги скрестно и поворот Кувырок вперед - Кувырок вперед в
кругом Кувырок назад - упор присев - Силой, стойка на
Перекатом назад стойка на лопатках голове с опорой руками (Д)-Силой
- Кувырок назад через плечо в упор, опускание в упор лёжа. Толчком ног
стоя на левом (правом) колене, упор присев. Встать - Мах левой
правую (левую) назад. Встать - (правой)
и
переворот
боком
Переворот
боком
«колесо». «колесо» приставляя правую (левую)
Приставляя правую (левую) прыжок полуприсед и прыжок прогнувшись,
прогнувшись, И.П.
И.П.
Выполнение упражнений аэробного характера для совершенствования
функциональных систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой).
Комплексы для развития физических способностей средствами аэробики, в
т.ч. с использованием новых видов оборудования и направлений аэробики
(классическая, степ-аэробика, фитбол-аэробика и т. п.).
Тема 2.7 (5)
Содержание учебного материала
Атлетическая
Практические занятия
гимнастика
Выполнение упражнений и комплексов упражнений атлетической
гимнастики для рук и плечевого пояса, мышц спины и живота, мышц ног с
использованием собственного веса. Выполнение упражнений со
свободными весами
Выполнение упражнений и комплексов упражнений с использованием
новых видов фитнесс оборудования.
Выполнение упражнений и комплексов упражнений на силовых тренажерах
и кардиотренажерах.
7
2.8 Спортивные игры (практические занятия 21-28)
Тема 2.8 (1) Футбол
Содержание учебного материала
Практические занятия
21. Техника безопасности на занятиях футболом. Освоение и

2
2

6
6
6

ОК 01, ОК 04, ОК 08

ОК 01, ОК 04, ОК 08

17

Тема 2.8 (2) Баскетбол

Тема 2.8 (3) Волейбол

совершенствование техники выполнения приёмов игры: удар по мячу
носком, серединой подъема, внутренней, внешней частью подъема;
остановки мяча внутренней стороной стопы; остановки мяча внутренней
стороной стопы в прыжке, остановки мяча подошвой.
22. Правила игры и методика судейства. Техника нападения. Действия
игрока без мяча: освобождение от опеки противника
23. Освоение/совершенствование приёмов тактики защиты и нападения
24.Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности
(учебная игра)
Содержание учебного материала
Практические занятия
25-26. Техника безопасности на занятиях баскетболом. Освоение и
совершенствование техники выполнения приёмов игры:
перемещения, остановки, стойки игрока, повороты; ловля и передача мяча
двумя и одной рукой, на месте и в движении, с отскоком от пола; ведение
мяча на месте, в движении, по прямой с изменением скорости, высоты
отскока и направления, по зрительному и слуховому сигналу; броски одной
рукой, на месте, в движении, от груди, от плеча; бросок после ловли и после
ведения мяча, бросок мяча
27.Освоение и совершенствование приёмов тактики защиты и нападения
28. Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности
Содержание учебного материала
Практические занятия
Техника безопасности на занятиях волейболом. Освоение и
совершенствование техники выполнения приёмов игры: стойки игрока,
перемещения, передача мяча, подача, нападающий удар, прием мяча снизу
двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением и
перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении
Освоение/совершенствование приёмов тактики защиты и нападения
Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности

6
6

6
6

ОК 01, ОК 04, ОК 08

18

Тема 2.8 (4) Теннис

Тема 2.8 Спортивные
игры, отражающие
национальные,
региональные или
этнокультурные
особенности8
Тема 2.9 Лёгкая
атлетика
(практические занятия
30-38)

Содержание учебного материала
Практические занятия
Техника безопасности на занятиях теннисом. Освоение и
совершенствование техники выполнения приёмов игры упражнения с
мячом; способы хватки ракетки (для удара справа, слева, универсальная
хватка); Технические элементы: удары по мячу, перемещения по
площадке, Прыжки: «разножка» (серия «разножек»); «лягушка»; в
«стартовое» положение; через «коридор» и т.п.
Выпады: (вперед, в сторону, назад). Бег: приставным, скрестным шагом;
«змейкой»; «зигзагом»; «челночный»бег; ускорения со сменой направления;
«семенящий». Подача, приём подачи (свеча).
Освоение и совершенствование приёмов тактики защиты и нападения
Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности Разбор
правил игры. Игра по упрощенным правилам. Игра по правилам
Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности
Содержание учебного материала
Практические занятия
29.Освоение и совершенствование техники выполнения приёмов игры.
Развитие физических способностей средствами игры

6
6

ОК 01, ОК 04, ОК 08

2
2

ОК 01, ОК 04, ОК 08

Содержание учебного материала
Практические занятия

14
14

ОК 01, ОК 04, ОК 08

30. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой. Техника бега
высокого и низкого старта, стартового разгона, финиширования;
31. Совершенствование техники спринтерского бега

19

32-34. Совершенствование техники (кроссового бега9, средние и длинные
дистанции (2 000 м (девушки) и 3 000 м (юноши))
35. Совершенствование техники эстафетного бега (4 *100 м, 4*400 м; бега
по прямой с различной скоростью)
36. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега
37. Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега
38. Совершенствование техники метания гранаты весом 500 г (девушки) и
700 г (юноши);
39-40. Развитие физических способностей средствами лёгкой атлетики
Подвижные игры и эстафеты с элементами легкой атлетики.
Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачёт)
Всего:

2
72

ОК 01, ОК 04, ОК 08

20

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть
предусмотрены спортивные сооружения:
(универсальный)
спортивный
зал,
оснащенный
спортивным
инвентарём и оборудованием, обеспечивающим достижение результатов
освоения дисциплины;
оборудованные открытые спортивные площадки, обеспечивающие
достижение результатов освоения дисциплины;
Примерный перечень оборудования и инвентаря спортивных
сооружений:
Спортивные игры
Щит баскетбольный игровой (комплект); щит баскетбольный
тренировочный, щит баскетбольный навесной, ворота, трансформируемые
для гандбола и мини-футбола(комплект), кольца баскетбольные, ворота
складные для флорбола и подвижных игр (комплект), табло игровое
(электронное), мяч баскетбольный №7 массовый, мяч баскетбольный №7 для
соревнований, мяч баскетбольный №5 массовый, мяч футбольный №4
массовый, мяч футбольный №5 массовый, мяч футбольный №5 для
соревнований, насос для накачивания мячей с иглой, жилетки игровые, сетка
для хранения мячей, конус игровой.
Гимнастика
Стенка гимнастическая, скамейка гимнастическая, комплект матов
гимнастических №2, модуль гимнастический многофункциональный, мостик
гимнастический подкидной, бревно гимнастическое напольное, кронштейн
навесной для канатов, канат для лазания 5м. (со страховочным устройством),
перекладина гимнастическая пристенная, коврик гимнастический, палка
гимнастическая №3, обруч гимнастический №2, скакалка гимнастическая.
Легкая атлетика
Стойки для прыжков в высоту (комплект), граната для метания
Ядро для толкания
Общефизическая подготовка
Перекладина навесная универсальная, брусья навесные, снаряд «доска
наклонная», горка атлетическая, комплект гантелей обрезиненных 90 кг,
эспандер универсальный, лестница координационная (12 ступеней), комплект
медболов №3.
Подвижные игры
Набор для подвижных игр в контейнере, сумка для подвижных игр
Оборудование для проведения соревнований
21

весы напольные, сантиметр мерный, комплект для соревнований №1,
аппаратура для музыкального сопровождения, персональный компьютер
(ведение мониторингов и иных документов)
Прочее
Аптечка медицинская, сетка заградительная
Открытые спортивные площадки:
стойки для прыжков в высоту, перекладина для прыжков в высоту, зона
приземления для прыжков в высоту, решетка для места приземления, турник
уличный, брусья уличные, рукоход уличный, полоса препятствий, ворота
футбольные, сетки для футбольных ворот, мячи футбольные, сетка для
переноса мячей, колодки стартовые, барьеры для бега, стартовые флажки или
флажки красные и белые, палочки эстафетные, нагрудные номера,
«Поворот», рулетка металлическая, мерный шнур, секундомеры.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные для использования в
образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
2.
Рекомендуемые
печатные
издания
по
реализации
общеобразовательной
дисциплины
представлены
в
методических
рекомендациях по организации обучения.

22

4.

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование
общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного
материала.
Общая/профессиональная
компетенция

Раздел/Тема

ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной деятельности
применительно к различным
контекстам

Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3,
1.4, 1.5 П-о/с10, 1.6 П-о/c
Р 2, Темы 2.1 - 2.5 П-о/c,
2.6, 2.7, 2.8, 2.9, 2.10

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команде

Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3,
1.4, 1.5 П-о/с, 1.6 П-о/c
Р 2, Темы 2.1 - 2.5 П-о/c,
2.6, 2.7, 2.8, 2.9, 2.10

ОК 08. Использовать средства
физической культуры для
сохранения и укрепления
здоровья в процессе
профессиональной деятельности
и поддержания необходимого
уровня физической
подготовленности

Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3,
1.4, 1.5 П-о/с, 1.6 П-о/c
Р 2, Темы 2.1 - 2.5 П-о/c,
2.6, 2.7, 2.8, 2.9, 2.10

Тип оценочных мероприятия
 составление словаря терминов, либо
кроссворда
 защита презентации/докладапрезентации
 выполнение самостоятельной
работы
 составление комплекса физических
упражнений
для
самостоятельных
занятий с учетом индивидуальных
особенностей,
 составление профессиограммы
 заполнение дневника самоконтроля
 защита реферата
 составление кроссворда
 фронтальный опрос
 контрольное тестирование
 составление комплекса упражнений
 оценивание практической работы
 тестирование
 тестирование (контрольная работа
по теории)
 демонстрация комплекса ОРУ,
 сдача контрольных нормативов
 сдача контрольных нормативов
(контрольное упражнение)
 сдача нормативов ГТО

 выполнение упражнений на
дифференцированном зачете
ПК11…

23

3.2.1. Основные печатные издания
1. Лях В.И. Физическая культура (базовый уровень) АО
"Издательство"Просвещение" 2022
2. Лях В.И. Физическая культура АО "Издательство"Просвещение" 2022
3. Физическая культура. 10-11 кл. Лях В.И.Просвещение 2020
1.2.3. Дополнительные источники
1. Министерство спорта Российской Федерации. Развитие самбо до 2024 года
https://xn--b1atfb1adk.xn--p1ai/page361/projects/page36/
2. «Программа развития самбо в Российской Федерации до 2024 года» (приказ
Минспорта России № 427 от 12 мая 2017 года)
3. Аллянов, Ю. Н.
Физическая культура: учебник для среднего
профессионального образования / Ю. Н. Аллянов, И. А. Письменский. — 3-е
изд., испр. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 493 с.
4. Муллер, А. Б. Физическая культура: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / А. Б. Муллер, Н. С. Дядичкина, Ю. А.
Богащенко. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 424 с.
5. Бишаева, А.А., Физическая культура: учебник / А.А. Бишаева, В.В. Малков. —
Москва: КноРус, 2018. — 379 с.
6. Бишаева, А.А., Профессионально-оздоровительная физическая культура
студента: учебное пособие / А.А. Бишаева. — Москва: КноРус, 2021. — 299 с.
7. Виленский, М.Я., Физическая культура: учебник / М.Я. Виленский, А.Г.
Горшков. — Москва: КноРус, 2021. — 214 с.
8. Глек И.В., Чернышев П. А., ВикерчукМИ, Виноградов А.С.; под ред акцией
Глека И В. Шахматы. Стратегия Общество с огра¬ниченной ответ¬ственностью
«ДРОФА»
9. Кузнецов, В.С., Физическая культура: учебник / В.С. Кузнецов, Г.А.
Колодницкий. — Москва: КноРус, 2021. — 256 с.
10. Погадаев Г.И. Физическая культура. Футбол для всех 10-11кл Учебное пособие
(под ред. Акинфеева И.), (Дрофа, РоссУчебник, 2019).
11. Федонов, Р.А., Физическая культура: учебник / Р.А. Федонов. — Москва:
Русайнс, 2021. — 256 с.

24

РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по дисциплине ОД.09 Физическая культура
для профессий среднего профессионального образования: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки), 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин, 23.01.09
Машинист локомотива, 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава, разработанную
преподавателями ГБПОУ Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»
Смирновым В.В., Шаталиной Е.К.
Содержание рабочей программы «Физическая культура» направлено на достижение следующих
целей: формирование физической культуры личности будущего профессионала, востребованного на
современном рынке труда; развитие физических качеств и способностей, совершенствование
функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья; формирование
устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях
физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью; овладение технологиями
современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта
занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта; овладение
системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих
сохранение и укрепление физического и психического здоровья; освоение системы знаний о занятиях
физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных
ориентаций; приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности,
овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими
упражнениями.
Оценка структуры рабочей программы (характеристика разделов): структура программы
соответствует наличию обязательных компонентов и включает в себя: паспорт рабочей программы,
результаты освоения; структуру и содержание, условия реализации; контроль и оценку результатов
освоения дисциплины. Деление на разделы соответствуют знаниям и умениям. В программе учтена
специфика учебного заведения, которая отражена в содержании профессиональной дисциплины. Оценка
соответствия тематики практических занятий, требованиям подготовки выпускника по профессии и
содержанию рабочей программы: в программе уделено особое внимание использованию в организации
учебного процесса разнообразных форм практических занятий, самостоятельной работы обучающихся и
соответствует профессиональным требованиям предъявляемым к обучению. Язык и стиль изложения,
терминология соответствует ведущим требованиям программы учебной дисциплины и ее уровню усвоения.
Соответствие содержания рабочей программы современному уровню развития науки, техники и
производства рабочая программа соответствует современным требованиям. Рекомендации, замечания не
имеет.
Заключение:
Рабочая программа по дисциплине ОД.09 Физическая культура может быть использована для
обеспечения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям технического
профиля.
Рецензент

___________
Подпись
МП

Зверюков В.В.
Преподаватель физической культуры ГБПОУ
«Кропоткинский медицинский
колледж»
Преподаватель по физической культуре по виду
спорта

25

РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по дисциплине ОД.09 Физическая культура
для профессий среднего профессионального образования: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки), 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин, 23.01.09
Машинист локомотива, 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава, разработанную
преподавателями ГБПОУ Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»
Смирновым В.В., Шаталиной Е.К.
Содержание рабочей программы «Физическая культура» направлено на достижение следующих
целей: формирование физической культуры личности будущего профессионала, востребованного на
современном рынке труда; развитие физических качеств и способностей, совершенствование
функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья; формирование
устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях
физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью; овладение технологиями
современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта
занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта; овладение
системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих
сохранение и укрепление физического и психического здоровья; освоение системы знаний о занятиях
физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных
ориентаций; приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности,
овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими
упражнениями.
Оценка структуры рабочей программы (характеристика разделов): структура программы
соответствует наличию обязательных компонентов и включает в себя: паспорт рабочей программы,
результаты освоения; структуру и содержание, условия реализации; контроль и оценку результатов
освоения дисциплины. Деление на разделы соответствуют знаниям и умениям. В программе учтена
специфика учебного заведения, которая отражена в содержании профессиональной дисциплины. Оценка
соответствия тематики практических занятий, требованиям подготовки выпускника по профессии и
содержанию рабочей программы: в программе уделено особое внимание использованию в организации
учебного процесса разнообразных форм практических занятий, самостоятельной работы обучающихся и
соответствует профессиональным требованиям предъявляемым к обучению. Язык и стиль изложения,
терминология соответствует ведущим требованиям программы учебной дисциплины и ее уровню усвоения.
Соответствие содержания рабочей программы современному уровню развития науки, техники и
производства рабочая программа соответствует современным требованиям. Рекомендации, замечания не
имеет.
Заключение:
Рабочая программа по дисциплине ОД.09 Физическая культура может быть использована для
обеспечения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям технического
профиля.
Рецензент

___________
Подпись
МП

Сова Е.Е.
Преподаватель физической культуры
ГБПОУ «Кропоткинский медицинский
колледж»
Преподаватель по физической культуре и спорту
Квалификация по диплому
26

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».