ОД 08.География Методические указания к ПЗ

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
"Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта"
СОГЛАСОВАНО
методист________ /И.В. Киселева/
«___» ______________20___ г.

УТВЕРЖДАЮ
заместитель директора по УР
___________ /М.Т. Салтыкова/

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ОД.08 ГЕОГРАФИЯ
Для профессий/специальностей среднего профессионального образования
15.01.05 Сварщик (ручной и частично-механизированной сварки (наплавки)
23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава
23.01.09 Машинист локомотива
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
Форма обучения:
очная

Кропоткин 2023

Рассмотрены на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 31 августа 2023г.
Рассмотрены на заседании методического
объединения _______________________,
протокол № 1 от 31 августа 2023г.
Председатель МК ______/ ____________/

Утверждены
Директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ»
____________ /В.А. Шахбазян/

Методические рекомендации по выполнению практической работы по учебной дисциплине
ОД.08 «География» для реализации основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования для профессий/специальностей:
15.01.05 Сварщик (ручной и частично-механизированной сварки (наплавки)
23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава
23.01.09 Машинист локомотива
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

СОСТАВИТЕЛЬ: Трухан О.В.___________ преподаватель географии ГБПОУ «КТТиЖТ»

2

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению практических занятий
Практическое занятие №1
Практическое занятие №2
Практическое занятие №3
Практическое занятие №4
Практическое занятие №5
Практическое занятие №6
Практическое занятие №7
Практическое занятие №8
Практическое занятие №9
Практическое занятие №10
Практическое занятие №11
Практическое занятие №12
Практическое занятие №13
Практическое занятие №14
Учебно-методическое и информационное обеспечение

4
6
6
7
10
11
13
14
15
17
17
19
20
22
23
24
25

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине
ОД.08
ГЕОГРАФИЯ
предназначены
для
обучающихся
профессий/специальностей среднего профессионального образования:
15.01.05 Сварщик (ручной и частично-механизированной сварки (наплавки)
23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава
23.01.09 Машинист локомотива
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
Рабочей программой дисциплины ОД.08 «География» предусмотрено выполнение студентами
практических занятий.
Цель работ – углубление, расширение и закрепление знаний, полученных на теоретических
занятиях по данной дисциплине Общеобразовательная учебная дисциплина «География» изучается в
профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке
квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Изучение географии осуществляется на базовом уровне ФГОС среднего общего образования
с учетом профиля профессионального образования, специфики осваиваемых профессий СПО или
специальностей СПО.
Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентов
представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей
человеческого общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и
международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и
региональных процессов и явлений.
Результаты освоения учебного предмета отражают следующие результаты:
1) понимание роли и места современной географической науки в системе научных дисциплин, ее
участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных
проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном
уровне, в разных странах, в том числе в России; определять роль географических наук в достижении
целей устойчивого развития;
2) освоение и применение знаний о размещении основных географических объектов и территориальной
организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической
информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о
закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические
процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об
основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных
географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов,
процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социально- экономическими и
геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения,
между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства
стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний;
4) владение географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение
применять социально-экономические понятия для решения учебных и (или) практикаориентированных задач;

4

5) сформированность умений проводить наблюдения за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в результате воздействия природных и антропогенных
факторов: определять цели и задачи проведения наблюдений; выбирать форму фиксации результатов
наблюдения; формулировать обобщения и выводы по результатам наблюдения;
6) сформированность умений находить и использовать различные источники географической
информации для получения новых знаний о природных и социально-экономических процессах и
явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования: использовать
источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам; сопоставлять и
анализировать географические карты различной тематики и другие источники гео- графической
информации для выявления закономерностей социально-экономических, природных и экологических
процессов и явлений; определять и сравнивать по географическим картам разного содержания и
другим источникам географической информации качественные и количественные показатели,
характеризующие географические объекты, процессы и явления; определять и находить в комплексе
источников недостоверную и противоречивую географическую информацию для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач; самостоятельно находить, отбирать и применять различные
методы познания для решения практико-ориентированных задач;
7) владение умениями географического анализа и интерпретации информации из различных
источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую
информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из
различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники
географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
8) сформированность умений применять географические знания для объяснения разнообразных
явлений и процессов: объяснять изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и
явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического
развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы
и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
9) сформированность умений применять географические знания для оценки разнообразных явлений и
процессов: оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших
социально-экономических и геоэкологических процессов; оценивать изученные социальноэкономические и геоэкологические процессы и явления;
10) сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о
природных и социально-экономических аспектах экологических проблем: описывать географические
аспекты проблем взаимодействия природы и общества; приводить примеры взаимосвязи глобальных
проблем; приводить примеры возможных путей решения глобальных проблем.
Практические работы по географии ориентированы на достижение следующих целей:
- закрепить и расширить знания учебно-теоретического материала,
- привить и закрепить навыки работы с картой,
- актуализировать знания об отраслевой и территориальной структуре хозяйства стран мира,
- развивать практические умения определять общие и отличительные черты хозяйства стран,
систематизировать и обобщать информацию.

Всего на практические занятия - 28 часов.

5

Методические рекомендации по выполнению практических занятий
Раздел 1. Общая характеристика мира
Тема 1.1. Современная политическая карта мира
Практическое занятие №1
Название: Ознакомление с политической картой мира.
Цель: закрепить теоретические знания по теме, развивать навыки самостоятельной работы с
текстом, развивать навыки самостоятельной работы с атласом и контурными картами.
Количество часов: 2 часа.
Задание 1. Нанесение на контурную карту страны мира, крупнейшие по охвату территории и
численности населения.
Инструкция по выполнению работы:
1. Используя знания, полученные на уроке, данные учебника, на контурной карте обозначьте
страны мира, крупнейшие по охвату территории и численности населения.
2. Подпишите названия обозначенных стран и их столиц. Используя атлас и учебник,
выпишите названия первых десяти стран (с указанием столиц) по площади территории и
численности населения, заполните табл. 1
Таблица 1.
Крупнейшие страны по площади территории. Крупнейшие страны по численности населения
Страна

Столица

Регион

Страна

Столица

Регион

Задание 2. Обозначить на контурной карте государства с монархической и республиканской
формой правления. Подписать названия стран и столиц. Обозначить на контурной карте
федеративные государства: подписать названия стран и столиц используя следующую
форму:
Форма правления

Республики

Монархии

Конституционные

Абсолютные

Форма административнотерриториального устройства
Унитарные
Федеративные
государства
государства

Используя текст учебника, составьте глоссарий таких понятий, как «политическая карта
мира», «страна», «государство», «суверенное государство», «ВВП», «ИЧР», «сепаратизм»,
«республика», «монархия» (абсолютная, конституционная, теократическая), «унитарное» и
«федеративное государство», «горячие точки», «политико-географическое положение
страны», «геополитика».
Задание 3. Составление политико-географических комментариев к событиям, происходящим
на политической карте. Характеристика политико-географического положения страны, его
изменений во времени (форма выполнения по выбору: графическая, картографическая,
словесная)
Последовательность выполнения работы
1. Используя материалы периодической печати, радио- и телепередач, приведите примеры,
иллюстрирующие изменения, происходящие на политической карте мира.
6

2. Используя карты, справочную литературу, дайте описание политико-географического
положения одной из стран мира по плану:
1. Общие сведения о политической ориентации страны на современном этапе: участие
страны в политических, военно-политических и экономических организациях.
2. Экономическая и политическая оценка государственных границ: а) уровень
экономического развития соседних стран; б) принадлежность соседних стран к
политическим блокам.
3. Положение относительно основных линий коммуникаций (транспортных путей).
4. Положение относительно ближайших очагов международных и внутренних конфликтов —
«горячих точек» планеты: а) прямое или косвенное отношение страны к региональным
конфликтам; б) военно-стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом; в)
позиция правительства страны в вопросах международной разрядки, разоружения.
5. Общая оценка политического положения страны. Сделайте вывод о возможности
изменения политико-географического положения страны.
Задание 4. Выполните тестовые задания.
1. Укажите, какие из перечисленных ниже государств расположены на островах и
архипелагах:
1) Великобритания 2) Кувейт 3) Эстония 4) Индонезия 5) Шри-Ланка 6) Танзания
7)Мадагаскар
2. Укажите государства, не имеющие выхода к открытому морю:
1) Венгрия 2) Боливия 3) Израиль 4) Замбия 5) Монголия 6) Мали 7) ФРГ
3. Укажите в предложенном списке столицы государств, входящих в состав «большой
семёрки»:
1) Мадрид 2) Рим 3) Брюссель 4) Лондон 5) Осло 6) Варшава 7) Вашингтон
4. Укажите страны, имеющие республиканскую форму правления:
1) Армения 2) Австрия 3) Великобритания 4) Бельгия 5) Мексика 6) Турция 7) Франция
5. Укажите, какие из перечисленных ниже стран входят одновременно в первую десятку
стран мира по размерам территории и по численности населения:
1) ФРГ 2) Россия 3) Индонезия 4) Индия 5) Китай 6) Нигерия 7) Бразилия
6. Укажите страны мира с формой правления – конституционная монархия:
1) Бруней 2) Оман 3) Саудовская Аравия 4) Нидерланды 5) Норвегия 6) Малайзия 7) Непал
7. Дополните следующие предложения:
1. Государство, в котором действует единая законодательная, исполнительная и судебная
власть, называется
.
2. Государство, в котором наряду с едиными властями существуют отдельные
территориальные единицы, имеющие собственную законодательную, исполнительную и
судебную власть, называется
.
Критерии оценки:
Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не
содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены
требования к оформлению.
Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50%
задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении
задания, а также работа выполнена несамостоятельно.
Тема 1.2. География мировых природных ресурсов
Практическое занятие № 2
Название: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по
выбору).
Цель: закрепить теоретические знания по теме, развивать навыки самостоятельной работы с
текстом, развивать навыки самостоятельной работы с атласом и контурными картами.
Применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов. Формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с
7

помощью карт и статистических показателей.
Количество часов: 2 часа.
Ресурсообеспеченность – соотношение между величиной природных ресурсов и их
использованием. Выражается количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса,
или его запасами из расчета на душу населения.
Как нужно правильно ее вычислять по формулам:
Р=З:Н
Р=З:Д
где:
Р – ресурсообеспеченность, З - запасы , Н - численность населения , Д - добыча
Вариант 1.
Задание 1. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами
минерального сырья в годах.
Рассчитайте, на сколько лет хватит общегеологических и разведанных запасов нефти, угля,
железной руды при современном уровне их добычи.
Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
Запасы
( млрд. тонн )

Страна

Добыча
( млн. тонн )

Ресурсообеспеченность
( в годах )

нефть уголь железные нефть уголь железные нефть уголь железные
руды
руды
руды
Весь мир

139,7

1725

394

3541

4700

906

39

367

435

Россия

6,7

200

71,0

304

281

107

22

712

663,5

Германия

0,2

111

2,9

12

249

0

16,6

446

---------

Китай

3,9

272

40,0

160

1341

170

24

203

235

Саудовская
Аравия

35,5

0

0

404

0

0

88

0

Индия

0,6

29

19,3

36

282

60

17

103

0
322

№ 2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального
сырья на душу населения.
Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
Запасы
( млрд. тонн )

Страна

Население
(млн.
человек)

Ресурсообеспеченность
( тонн на душу населения )

нефть

уголь

железные
руды

139,7

1725

394

7647

18

225,6

51,5

США

3,0

445

25,4

330

9

1348

77

Канада

0,7

50

25,3

35

20

1428,6 723

Весь мир

нефть

уголь

железные
руды

8

Бразилия

0,7

12

49,3

209

0

130

9,4

0,2

90

23,4

ЮАР
Австралия

3,3

57

236

72

0

1805,5 130,5

25

8

3600

936

№ 3. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами
минеральных ресурсов. Дайте прогноз обеспеченности топливными ресурсами различных
стран, исходя из оценок численности населения.
Вариант 2.
Ресурсообеспеченность – соотношение между величиной природных ресурсов и их
использованием. Выражается количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса,
или его запасами из расчета на душу населения.
Как нужно правильно ее вычислять по формулам:
Р=З:Н
Р=З:Д
где:
Р – ресурсообеспеченность, З - запасы , Н - численность населения , Д - добыча
№ 1. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального
сырья в годах.
Рассчитайте, на сколько лет хватит общегеологических и разведанных запасов нефти, угля,
железной руды при современном уровне их добычи.
Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
Запасы
( млрд. тонн )

Страна

Ресурсообеспеченность
( в годах )

Добыча
( млн. тонн )

нефть

уголь

железные
руды

нефть

уголь

железные
руды

139,7

1725

394

3541

4700

США

3,0

445

25,4

402

Канада

0,7

50

25,3

Бразилия

0,7

12

0
0,2

Весь мир

ЮАР
Австралия

нефть

уголь

железные
руды

906

39

367

435

937

58

7,5

475

438

126

73

42

5,5

685

602

49,3

61

29

162

11,5

414

304

130

9,4

0

206

33

0

631

285

90

23,4

29

243

112

6,9

370

209

№ 2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального
сырья на душу населения.
Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
Запасы
( млрд. тонн )
Страна
нефть

уголь

железные
руды

Население
(млн.
человек)

Ресурсообеспеченность
( тонн на душу населения )
нефть

уголь

железные
руды

9

Весь мир

139,7

1725

394

7647

18

225,6

51,5

Россия

6,7

200

71,0

146

46

1370

486

Германия

0,2

111

2,9

82

2,4

1354

35

Китай

3,9

272

40,0

1 392

2,8

195

28,7

Саудовская Аравия

35,5

0

0

42

845

0

0

Индия

0,6

29

19,3

1 354

0,44

21

14

№ 3. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами
минеральных ресурсов. Дайте прогноз обеспеченности топливными ресурсами различных
стран, исходя из оценок численности населения.
Дополнительный материал
Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной (т. е. запасами) природных
ресурсов и размерами их добычи. Она выражается количеством лет, на которое должно
хватить данного сырья, либо его запасами из расчета на 1 человека.
Ресурсообеспеченность = (запасы)/(объем добычи) = Количество лет
На показатель ресурсообеспеченности влияют богатство или бедность территории
природными ресурсами. Поэтому для хозяйственного освоения страны необходимо знать о
ее территориально-природно-ресурсном потенциале. Природно-ресурсный потенциал
территории - это совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в
хозяйственной деятельности с учетом научно-технического прогресса. ПРИ характеризуется
двумя главными показателями -размерами и структурой, которая включает минеральносырьевой, земельный, водный и другие потенциалы.
Критерии оценки:
Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не
содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены
требования к оформлению.
Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50%
задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении
задания, а также работа выполнена несамостоятельно.
Практическое занятие № 3
Название: Выявление и обозначение регионов с неблагоприятной экологической
ситуацией.
Цель: закрепить теоретические знания по теме, развивать навыки устанавливать причинноследственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать аргументированные выводы. Применять географические знания для
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания
уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий. Закрепить
сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических
проблем.
Количество часов: 2 часа.
Задание 1. Используя условные обозначения карты атласа «Экологические проблемы мира»,
выделите наиболее загрязненные участки окружающей среды и заполните таблицу.
Виды загрязнений
Европа
Азия
Африка
Америка
Арктическое опустынивание
Аридное опустынивание
Обезлесение
10

Почвенная эрозия
Нефтяное загрязнение Мирового океана
Выпадение кислотных дождей
Промышленно-городское загрязнение атмосферы
Комплексное нарушение земель
Радиоактивное загрязнение
Разрушение берегов
Задание 2. Используя данные из таблицы учебника, отметьте на контурной карте, виды
загрязнений, используя традиционные обозначения.
Задание 3. Защита проекта по теме - загрязнение географической оболочки: литосферы,
гидросферы, атмосферы, биосферы. Ноосфера.
Используя следующую форму:
Географическая
оболочка

Видовое
разнообразие
загрязнений

Причины
данных
видов
загрязнений

Последствия
данных
загрязнений

1

2

3

4

Контроль и
надзор в
сфереохраны
окружающей
среды
5

Задание 4. Используя текст учебника, а также ресурсы Интернета, составьте глоссарий:
географическая среда, окружающая среда, географический детерминизм, географический
нигилизм, мониторинг окружающей среды, Гринпис.
Критерии оценки:
Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не
содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены
требования к оформлению.
Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50%
задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении
задания, а также работа выполнена несамостоятельно.
Тема 1.3. География населения мира
Практическое задание № 4
Название: Анализ особенностей населения в различных странах и регионах мира
(особенности демографической ситуации, расселения, сравнительная оценка качества жизни
населения, сравнительная оценка культурных традиций народов и др.).
Цель: обобщить знания о причинах, влияющих на плотность населения в разных странах и
регионах; развить умения систематизировать полученные знания из различных источников
географической информации, организовывать, оценивать и корректировать собственную
деятельность; воспитать ответственность, трудолюбие, аккуратность, формировать научное
мировоззрение.
Количество часов: 2 часа.
Задание 1. Провести сравнительный анализ состава и структуры населения Европы и Азии.
Полученные результаты записать в тетрадь. Проанализируйте особенности урбанизации
стран Северной Африки.
Инструкция по выполнению работы:
1. Используя учебник и статистические данные таблицы (см. ниже), заполните её,
определив тип воспроизводства и демографический этап для каждого региона;
2. Сравните особенности воспроизводства двух регионов мира в зависимости от номера
варианта;
3. Назовите причины этих особенностей;
4. Назовите демографические последствия данной ситуации в этих регионах и пути
решениявозможных проблем;
5. Сделайте вывод о различиях воспроизводства населения по регионам мира.
11

Основные показатели воспроизводства населения по регионам мира
Регионы
мира

Коэффициент
рождаемости
(‰)

Коэффициент
смертности
(‰)

Коэффициент
естественного
прироста (‰)

Весь мир

23

9

14

СНГ

13

14

-1

Зарубежная Европа

11

11

0

Зарубежная Азия

23

8

15

Юго-Западная Азия

28

7

21

Восточная Азия

16

7

9

Африка

40

14

26

Северная Америка

15

9

6

Латинская Америка

25

7

18

Австралия

14

7

7

Океания

28

9

19

Тип
воспроизводства

Демографический
этап

Вариант 1. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Зарубежной Европы и
СНГ.
Вариант 2. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Африки и Зарубежной
Азии.
Вариант 3. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Восточной и ЮгоЗападной Азии.
Вариант 4. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Северной и Латинской
Америки.
Вариант 5. Объяснение процессов воспроизводства населения Австралии и стран Океании.
Задание 2. Составьте сопроводительный текст к карте, расположенной ниже. Озаглавьте
карту. При составлении текста раскройте сущность процесса, которому посвящена данная
карта.
Задание 3. Распределите страны по их принадлежности к языковым семьям.
Россия, ФРГ, Мозамбик, Китай, Австралия, США, Египет.
1.Индоевропейская
2.Афразийская
3. Сино – тибетская
4. Нигеро-Кордофанская
Задание 4. По карте охарактеризуйте ареалы распространения мировых религий. Определите,
какие религии преобладают в отдельных крупных регионах Земли.
Задание 5. Проанализируйте карту плотности населения в атласе и выпишите в тетрадь
районы с высокой плотностью населения (от 200 до 600 и более человека на км2) и районы с
низкой плотностью населения (от 1 до 10 человек на км2). Приведите по пять примеров.
Обозначить на контурной карте страны с высокой плотностью населения, подписать
название их столиц, проанализировать состав населения мира.
Задание 6. Обозначьте на карте крупнейшие агломерации мира.
12

Задание 7. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов по
выбору
1. Дайте определение понятиям «трудовые ресурсы», «экономически активное население».
2. Дайте сравнительную оценку трудовых ресурсов двух стран или регионов мира (по
выбору) по предложенному плану (необходимые для работы источники информации: текст
учебника, карты атласа и т. д. отберите самостоятельно).
3. Статистические показатели и краткие выводы запишите в виде таблицы.
План сравнения

Сравниваемые
страны (регионы)

Вывод о существующих различиях в
трудовых ресурсах стран (регионов)
мира, факторах, их определяющих

1. Численность населения
2. Естественный прирост
3. Возрастной состав
4. Половой состав
5.
Обеспеченность
трудовыми
ресурсами
6. Доля экономически активного
населения
7. Распределение экономически
активного
населения
между
отраслями и сферами хозяйства
8. Качественный состав

Критерии оценки:
Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не
содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены
требования к оформлению.
Незачет ставится , если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50%
задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении
задания, а также работа выполнена несамостоятельно.
Тема 1.4. Мировое хозяйство
Практическое задание № 5
Название: Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных
сил.
Цель: развитие умений давать сравнительную характеристику ведущим факторам
размещения производительных сил.
Количество часов: 2 часа
Задание Используя текст учебника дать сравнительную характеристику ведущим факторам
размещения производительных сил.
Фактор

Характеристика фактора

1. Фактор
территории

Чем больше территория – тем
больше возможностей для
размещения отраслей хозяйства
и производств, а также тем
большее количество там
ресурсов

2. Фактор

Отношение

Изменение
значения
фактора
Не изменился

Снизился

вчера

Сравнение
сегодня

Чем больше
страна,
тем
больше
проблем,
связанных с
преодолением
больших.

Наиболее

На
размещение
хозяйства
страны
оказывает
влияние
конфигурация
территории
или
ее
компактность
Глубинное

13

экономикогеографического
положения

объекта города, района, страны к
лежащим вне его объектам,
имеющим
то
или
иное
экономическое значение, – все
равно, будут ли это объекты
природного
порядка
или
созданные в процессе истории
(по Н.Н. Баранскому). Выделяют
четыре главные разновидности
ЭГП: центральное положение,
глубинное положение, соседское
положение,
приморское
положение.

выгодными
считаются
центральное
и приморское
положения.

положение
исправляется
с помощью
строительства
транспортных
магистралей

3. Природноресурсный
фактор
4. Транспортный
фактор
5. Фактор
трудовых
ресурсов
6. Фактор
территориальной
концентрации
7. Фактор
наукоемкости
8.
Экологический
фактор

Вывод:
Критерии оценки:
Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не
содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены
требования к оформлению.
Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50%
задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении
задания, а также работа выполнена несамостоятельно.
Практическое задание № 6
Название: Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира»
Цель: развитие умений давать сравнительную характеристику ведущим факторам
размещения производительных сил.
Количество часов: 2 часа
Задание 1. Используя данные учебника и атласа, определите страны, каких регионов и
субрегионов мира составляют «мировую десятку» крупнейших добытчиков нефти,
природного газа и угля. Опережающие задания- выступления студентов: энергетическая и
сырьевая проблемы.
Инструкция по выполнению работы:
1. Используя статистические данные, представленные в учебнике, на контурной карте мира
постройте картодиаграмму добычи основных видов топлива (нефти, природного газа,
угля) и валового производства электроэнергии в конце ХХI века;
2. Стрелками разного цвета покажите основные пути транспортировки нефти, газа и угля;
3. Используя карты атласа, заштрихуйте страны с большими показателями производства
электроэнергии на душу населения (более 5000 кВт.ч);
14

4. Красным цветом подчеркните страны, в которых энергетика развивается на собственном
сырье и синим цветом – на привозном;
5. Сделайте вывод о развитии энергетики по странам и регионам мира;
Задание 2. Используя данные учебника и атласа, обозначьте на контурной карте
специальными условными знаками «мировые тройки» стран – производителей стали,
первичного алюминия и черновой меди.
Задание 3. Используя данные учебника и атласа, определите, страны каких регионов и
субрегионов мира составляют «мировые десятки» крупнейших производителей и
экспортеров продукции машиностроения. Почему эти «десятки» совпадают не абсолютно?
Полученные данные запишите в тетрадь.
Инструкция по выполнению работы:
Используя статистические данные, представленные в учебнике, на контурной карте мира
постройте картодиаграмму производства отдельных видов машиностроительной продукции;
Используя данные учебника и атласа, обозначьте на контурной карте специальными
условными знаками «мировые тройки» стран – производителей стали, первичного алюминия
и черновой меди;
Задание 4. Используя карты атласа, заштрихуйте страны с высоким уровнем развития
машиностроения.
Определите, страны каких регионов и субрегионов мира составляют «мировые десятки»
крупнейших производителей и экспортеров продукции машиностроения;
Условными знаками нанесите на карту и подпишите названия крупнейших центров
машиностроения мира;
Стрелками покажите основные пути транспортировки продукции машиностроения;
Сделайте вывод о развитии машиностроения по странам и регионам мира.
Задание 5. Используя данные учебника и атласа, определить страны являющиеся
крупнейшими производителями минеральных удобрений и пластмасс; крупнейшими
заготовителями древесины и производителей бумаги; экспортерами и импортерами текстиля.
Инструкция по выполнению работы:
1.
Используя статистические данные, представленные в учебнике, на контурной карте
мира постройте картодиаграмму производства отдельных видов продукции химический
промышленности;
2.
Используя данные учебника и атласа, обозначьте на контурной карте специальными
условными знаками «мировых лидеров» стран – производителей минеральных удобрений и
пластмасс;
3.
Определите, страны каких регионов и субрегионов мира составляют «мировые
десятки» крупнейших заготовителей древесины и производителей бумаги;
4.
Нанесите на карту и подпишите названия стран, являющихся экспортерами и
импортерами текстиля;
5.
Полученные данные запишите в тетрадь.
Критерии оценки:
Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не
содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены
требования к оформлению.
Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50%
задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении
задания, а также работа выполнена несамостоятельно.
Практическое задание № 7
Название: Размещение профильной отрасли мирового хозяйства на карте мира
Цель: актуализировать знания об отраслевой и территориальной структуре хозяйства стран
мира, развивать практические умения определять общие и отличительные черты хозяйства
стран, систематизировать и обобщать информацию. Развитие умений комплексного
15

использования материала учебника, справочных и статистических материалов с целью
определения стран – экспортеров различных товаров и услуг.
Количество часов: 2 часа.
Вариант №
Таблица №1
№
варианта
1
2
3
4
5

Отрасли
промышленности
Нефтяная
Газовая
Черная металлургия
Угольная
Электроэнергетика

№
варианта
6
7
8
9
10

Отрасли
промышленности
Горнодобывающая
Цветная металлургия
Машиностроение
Химическая
Лесная и
деревообрабатывающая

Задание 1. На основе текста учебника, конспекта урока, таблиц и рисунков, карт атласа дайте
развернутую характеристику указанной отрасли промышленности (согласно вашему
варианту - таблица №1) по плану:
1.
Значение отрасли в мировом хозяйстве.
2.
Факторы, влияющие на размещение отрасли.
3.
Главные страны производители.
4.
Главные страны экспорта и импорта продукции.
5.
Природоохранные и экологические проблемы.
6.
Перспективы развития и размещения отрасли.
Задание 2. На основе текста учебника, конспекта, таблиц и рисунков, карт атласа заполните
таблицу «Главные страны производители промышленной и с/х продукции».
Промышленная
продукция
Нефть

Страны
производители
1.
2.
3.

Сельскохозяйственная
продукция
Пшеница

Природный газ

1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.

Рис

Каменный уголь
Железная руда
Производство
алюминия
Производство меди
Производство
цинка
Минеральные
удобрения
Электроэнер-гетика

Кукуруза
Сахарная свекла
Хлопок
Сахарный тростник
Свиноводство
КРС
Овцеводство

Страны производители
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.

16

Результаты работы нанесите на контурную карту.
Критерии оценки:
Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не
содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены
требования к оформлению.
Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50%
задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении
задания, а также работа выполнена несамостоятельно.
Практическое задание № 8
Название Составление экономико-географической характеристики профильной отрасли
Цель: формирование умений составлять характеристику одной из отраслей
промышленности мира, используя различные источники информации.
Количество часов: 2 часа
Задание Используя необходимые карты, справочную литературу, составить экономикогеографическую характеристику одной из отраслей промышленности мира.
План
1. Значение отрасли и размеры ее продукции,
2. Природные предпосылки для развития отрасли.
3. Структура отрасли.
4. Главные факторы, влияющие на размещение отрасли, и основные черты ее географии:
отраслевые и промышленные районы.
5. Зависимость отрасли от экспорта и импорта
6. Общий вывод. Перспективы развития отрасли.
Ход работы.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Вывод:
Критерии оценки:
Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не
содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены
требования к оформлению.
Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50%
задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении
задания, а также работа выполнена несамостоятельно.
Практическое задание № 9
Название Определение и обозначение стран-экспортеров основных видов промышленной и
сельскохозяйственной продукции, видов сырья, районов международного туризма и отдыха.
Цель: формирование умений определения и обозначения стран-экспортеров основных видов
промышленной и сельскохозяйственной продукции, определять страны – лидеры по
производству и экспорту продукции, используя разные источники информации.
Количество часов: 2 часа
Задание 1. На основе анализа карт, текста учебника и статистических данных заполните
таблицу:
17

Топливные ресурсы
№

Нефть

Природный газ

Уголь

Урановое сырье для АЭС

Рудные ресурсы и металлургия: (с колонками №, железная руда, медная руда, бокситы,
сталь, прокат)
Зерновые культуры: (с колонками №, пшеница, рис, кукуруза)
Продукция животноводства: (с колонками №, скотоводство, свиноводство, овцеводство)
Машины и оборудование: (с колонками №, автомобилестроение, судостроение,
авиастроение, станкостроение, электроника)
Туризм: (с колонками №, страны лидеры)
Определите группу лидеров по всем показателям. Объясните факторы, способствующие
высокому уровню развития этих стран.
Задание 2. На основе текста учебника, выявить каковы особенности сельского хозяйства
экономически развитых стран, развивающихся стран, найдите черты сходства и различия.
Задание 3. Пользуясь картами атласа и текстом учебника, заполните таблицу:
Основные районы выращивания и районы происхождения сельскохозяйственных культур
Культура

Центр происхождения Основные районы выращивания

Какао
Кофе
Картофель
Сахарный тростник
Натуральный каучук

Задание 4. Пользуясь текстом учебника и картами атласа, заполните таблицу.
Основные сельскохозяйственные культуры и районы их возделывания
Типы
растениеводства

Основные культуры

Зерновые культуры

Пшеница

Страны
производители

Рис
Кукуруза
Кормовые культуры

Корнеплоды (кормовая свекла); травы (люцерна,
тимофеевка, др.)

Технические
культуры

Волокнистые:
а) Хлопчатник
б) Джут
в) Лен

18

Масличные:
а) Соя
б) Арахис
в) Подсолнечник
г) Оливы
Сахароносные:
а) Сахарный тростник
б) Сахарная свекла
Тонизирующие:
а) Кофе
б) Чай
в) Какао
г) Табак
Каучуконосы (гевея)
Клубнеплоды

Картофель

Плодовые культуры

Виноград
Бананы

Задание 5. Составьте схему «Структура животноводства мира» используя карты атласа, текст
учебника, включите в нее информацию об отраслях животноводства, странах
производителях.
Критерии оценки:
Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не
содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены
требования к оформлению.
Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50%
задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении
задания, а также работа выполнена несамостоятельно.
Раздел 2. Региональная характеристика мира
Тема 2.1. Зарубежная Европа.
Практическое задание № 10
Название: Характеристика особенностей природы, населения и хозяйства европейской
страны
Цель: актуализация знаний об отраслевой и территориальной структуре хозяйства стран
Зарубежной Европы, использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о социальноэкономических процессах и явлениях; уметь анализировать и интерпретировать
разнообразную информацию.
Количество часов: 2 часа.
Задание 1. Работа выполняется в письменном виде в форме реферата или сочинения по
типовому плану:
План экономико-географической характеристики страны.
19

1. Общие сведения о стране (тип страны, размер и состав территории, государственное
устройство, столица, участие в международных военных и экономических организациях и
т.п.);
2. Географического положение: вид географического положения, местонахождение в
регионе, с какими странами и где граничит, чем и где омывается, особенности политико- и
экономико-географического положения;
3. Природные условия и ресурсы;
4. Население: численность, особенности размещения, воспроизводства, полового,
возрастного, национального и религиозного состава, уровня урбанизации, крупнейшие
города и агломерации, характерные черты внутренних и внешних миграций, количественные
и качественные характеристики трудовых ресурсов;
5. Структура национального хозяйства;
6. Отрасли специализации промышленности, крупнейшие промышленные районы и центры;
7. Отрасли специализации сельского хозяйства, главные сельскохозяйственные районы;
8. Характерные черты развития транспорта;
9. Характерные особенности непроизводственной сферы;
10.
Внешние экономические связи: главные экономические партнёры, структура и
основные статьи экспорта и импорта;
11.
Вывод о развитии стран.
Задание 2. На контурной карте Зарубежной Европы выделите различными цветами
субрегионы Зарубежной Европы, обозначьте страны – члены Европейского Союза.
Инструкция по выполнению работы:
1.
Проанализируйте данные учебника и атласа, карту Зарубежной Европы;
2.
Определите субрегионы Зарубежной Европы;
3.
Обозначьте страны – члены Европейского Союза;
4.
Результат оформите в таблицу.
Северная Европа

Западная Европа

Южная Европа

Восточная Европа

Страны-члены Европейского Союза

Северная Европа
(1809 тыс.км2
96,1 млн. чел)
10 стран

Западная Европа
(1108 тыс.км2
186,3 млн. чел)
7 стран

Южная Европа
(1315 тыс.км2
149,8 млн. чел)
12 стран

Восточная Европа
(18700 тыс.км2
296 млн. чел)
10 стран

Критерии оценки:
Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не
содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены
требования к оформлению.
Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50%
задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении
задания, а также работа выполнена несамостоятельно.
Тема 2.2. Зарубежная Азия.
Практическое задание № 11
Название Сравнительная характеристика особенностей природы, населения и хозяйства
20

стран Юго-Западной и Юго-Восточной Азии.
Цель: актуализировать знания об отраслевой и территориальной структуре хозяйства стран
Зарубежной Азии, использовать карты разного содержания для выявления закономерностей
и тенденций, получения нового географического знания о социально-экономических
процессах и явлениях; уметь анализировать и интерпретировать разнообразную
информацию.
Количество часов: 2 часа.
Задание 1. На контурной карте Зарубежной Азии выделите различными цветами субрегионы
Зарубежной Азии, обозначьте страны – члены АТЭС и АСЕАН.
Инструкция по выполнению работы:
1. Проанализируйте данные учебника и атласа, карту Зарубежной Азии;
2. Определите субрегионы Зарубежной Азии;
3. Обозначьте страны – члены АТЭС и АСЕАН;
Задание 2. Используя данные учебника, электронного атласа мира и географических карт
составить сравнительную характеристику стран Юго-Западной и Юго -Восточной Азии.
2.
Дать ответы на контрольные вопросы.
План сравнительной характеристики регионов.
1.
Выявить различия в географическом положении регионов.
2.
Какими природными ресурсами обладают страны. Экологические проблемы регионов.
3.
Особенности населения.
4.
Отрасли специализации регионов
Порядок выполнения работы.
1. С помощью «визитной карточки» на форзаце учебника найти различия в государственном
строе стран, входящих в регион.
2. Используя карты атласа и электронного атласа мира выявить различия в обеспеченности
природными ресурсами.
3. На основе текста учебника, физической карты зарубежной Азии, а также карт земельных,
водных и агроклиматических ресурсов мира дайте характеристику природных условий для
развития сельского хозяйства стран Юго-Западной и Юго-Восточной Азии. В чем состоят
различия?
4. По картам народов и религий мира определить различия и сходство в вероисповедании, а
также национальном и расовом составе населения. Укажите общие черты, характеризующие
население регионов.
5. По экономической карте определимте ведущие отрасли промышленности стран, выявите
их связи с природными ресурсами в регионах.
6. Заполните таблицу:
Страны Юго-Западной Азии
Общие черты

Различия

Страны Юго-Восточной Азии
Общие черты

Различия

7. Используя знания по теме «Политическая карта мира» укажите принадлежность стран
регионов к ведущим международным организациям.
Контрольные вопросы.
1. Почему плотность населении в странах Юго-Восточной Азии значительно больше, чем в
Юго-Западной?
2. В чем состоит разница в международной специализации стран данных регионов?
3. Как сказываются природные условия на специализации хозяйства регионов?
Критерии оценки:
Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не
содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены
требования к оформлению.
21

Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50%
задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении
задания, а также работа выполнена несамостоятельно.

-

Тема 2.4. Америка.
Практическое задание № 12.
Название: Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух
стран Северной и Латинской Америки
Цель: актуализировать знания об отраслевой и территориальной структуре хозяйства стран
Северной и Южной Америки, развивать практические умения определять общие и
отличительные черты хозяйства стран, систематизировать и обобщать информацию.
Количество часов: 2 часа.
Задание 1. Составить сравнительной анализ экономико-географической характеристики двух
стран Северной и Латинской Америки.
План. Черты сходства. Черты различия.
1. Социально-экономический тип страны.
2. Государственный строй и столица.
3. Географическое положение.
4. Природные условия и ресурсы.
5. Характерные черты населения.
6. Отрасли специализации промышленности.
7. Отрасли специализации сельского хозяйства.
8. Особенности развития транспорта.
9. Внешние экономические связи.
10. Особенности развития непроизводственной сферы.
11. Проблемы развития страны.
12. Вывод о развитии страны.
Задание 2. На контурной карте Северной и Южной Америки специальными условными
обозначениями выполните схематический рисунок главных хозяйственных районов США и
Канады; Бразилии и Мексики.
Инструкция по выполнению работы:
Проанализируйте данные учебника и атласа, карты стран Северной и Южной Америки.
Условными обозначениями выполните схематический рисунок главных хозяйственных
районов США и Канады;
Условными обозначениями выполните схематический рисунок главных хозяйственных
районов Бразилии и Мексики;
Результат оформите в таблицу, см. ниже
Страна

Развитые отрасли
промышленности

Производимая
продукция

Доля мирового
экспорта, %

США

Канада

Бразилия

22

Мексика

Критерии оценки:
Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не
содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены
требования к оформлению.
Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50%
задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении
задания, а также работа выполнена несамостоятельно.
Тема 2.6. Россия в современном мире
Практическое задание № 13
Название: Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России.
Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом
разделении труда.
Цель: научить обучающихся оценивать ЭГП страны, выявлять положительные и
отрицательные черты геополитического и геоэкономического положения, отмечать
изменения геополитического положения во времени, выявлять тенденции развития.
Количество часов: 2 часа
Задание. Используя карты атласа и справочную литературу, выполнить письменное описание
геополитического и геоэкономического положения страны по плану:
1. Политическая и экономическая оценка государственных границ:
а) уровень экономического развития соседних стран
б) принадлежность соседних стран к политическим и экономическим
блокам
в) принадлежность России к политическим и экономическим
группировкам и блокам
г) стратегическая оценка государственной границы, возможных рисков и
угроз
2. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и сбыта продукции:
а) возможность использования морского и речного транспорта
б) торговые отношения и другие экономические связи с соседними
странами
в) обеспеченность страны сырьем
3. Отношение к «горячим точкам» планеты:
а) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам
б) военно-стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом
в) отношение правительства страны к международной разрядке,
разоружению
4. Общая оценка геополитического и геоэкономического положения
страны на современном этапе.
5. Прогноз тенденций дальнейших процессов геополитики и геоэкономики.
Критерии оценки:
Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не
содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены
требования к оформлению.
23

Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50%
задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении
задания, а также работа выполнена несамостоятельно.
Тема 2.6. Россия в современном мире
Практическое задание № 14
Название: Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли
товарами России
Цель: развитие умений комплексного использования материала учебника, справочных и
статистических материалов с целью определения основных направлений международной
торговли и факторов, определяющих международную специализацию страны. Развитие
умений оценивать основные показатели экономико-географической характеристики страны,
используя различные источники информации
Количество часов: 2 часа
Задание. Используя текст учебника и карты атласа, применяя полученные знания, выполните
задания:
1. На контурной карте мира нанесите границы России и границы её главных экономических
районов, подпишите названия соседних с Россией стран и регионов, моря и океаны,
омывающие её берега.
2. Используя карты атласа, условными знаками нанесите важнейшие месторождения
полезных ископаемых.
3. Условными знаками отметьте регионы, обладающие лесными, рыбными,
агроклиматическими, гидроэнергетическими и рекреационными ресурсами.
4. Условными знаками нанесите на карту основные районы добывающей и обрабатывающей
промышленности, отразив специализацию каждого промышленного района.
5. Штриховкой одного цвета обозначьте сельскохозяйственные районы с преобладанием
растениеводства, а другого цвета - животноводства.
6. Сделайте вывод о развитии и специализации промышленности и сельского хозяйства
России.
7. Обозначьте на карте страны, которые являются торговыми партнерами России в качестве
экспортеров или импортеров какой-либо продукции.
8. Стрелками различного цвета показать экспортируемую и импортируемую продукцию и
сырье.
9. Сделайте вывод о структуре российского экспорта и импорта.
10. Определите отрасли специализации федеральных округов России:
- Северо-Западный –
- Центральный –
- Южный –
- Северо-Кавказский –
- Приволжский –
- Уральский –
- Сибирский –
- Дальневосточный –
Вывод
Критерии оценки:
Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не
содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены
требования к оформлению.
Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50%
задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении
задания, а также работа выполнена несамостоятельно.

24

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
а) нормативные правовые документы
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с изменениями одобренными на общероссийском голосовании 01.07.2020) //
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
б) основная литература
1. Экономическая география: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / Я. Д. Вишняков [и др.] ; под общей редакцией Я. Д. Вишнякова. — Москва:
Издательство Юрайт, 2021. — 594 с. — ISBN 978-5-9916-6204-8. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477857
2. География для колледжей : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / А. В. Коломиец [и др.] ; под редакцией А. В. Коломийца, А. А. Сафонова. — 3е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 362 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16137-3. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530520
3. Калуцков, В. Н. География России (базовый уровень). 10—11 классы : учебник для
среднего общего образования / В. Н. Калуцков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. — 341 с. — (Общеобразовательный цикл). — ISBN 978-5-53415627-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/520569
в) дополнительная литература
1. Симагин, Ю. А. Экономическая география и регионалистика : учебник для среднего
профессионального образования / Ю. А. Симагин, А. В. Обыграйкин ; под редакцией Ю. А.
Симагина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 487 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14989-0. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512211
2. Калуцков, В. Н. География России : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В. Н. Калуцков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. — 347 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-05504-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/511854
3. Родионова, И. А. Экономическая и социальная география мира в 2 ч. Часть 1: учебник
для среднего профессионального образования / И. А. Родионова. — 3-е изд., перераб. и доп.
— Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 385 с. — ISBN 978-5-534-14752-0. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/471875.
4. Родионова, И. А. Экономическая и социальная география мира в 2 ч. Часть 2: учебник
для среднего профессионального образования / И. А. Родионова. — 3-е изд., испр. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 235 с. — ISBN 978-5-534-14759-9. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/471876

25

26

27

28

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».