МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "КРОПОТКИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД 13 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ для профессий среднего профессионального образования 23.01.09 Машинист локомотива 2021 г. РАССМОТРЕНО Методической комиссией естественнонаучных дисциплин, поваров, кондитеров, технологов протокол № 1 «30» августа 2021 г. Председатель ___________О.О. Третьякова Рассмотрен на заседании педагогического совета протокол № 1от «31» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ "КТТиЖТ" _________С.А. Москалев Программа учебной дисциплины УД. 13 «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РФ совместно с Банком России, на основе подписанного соглашения о сотрудничестве в области повышения финансовой грамотности населения РФ, между Банком России и Минобрнауки РФ 08.09.16г. по профессии 23.01.09 Машинист локомотива (приказ МОН РФ от 2 августа 2013г. №703, зарегистр.Минюстиции РФ 20 августа 2013г., регистр. № 29697, в ред. приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 389). Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта». Разработчик: ___________ Сорокина Елена Александровна, преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ» Рецензенты: ___________ _________________________________________________________________ подпись ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ___________ _________________________________________________________________ подпись ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ4 УЧЕБНОЙ 4 4 4 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ1 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы финансовой грамотности» 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.09 Машинист локомотива 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому учебному циклу. 1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Код ПК, ОК ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 Умения Знания -разбираться в финансовых институтах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных источников; -использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора; -использовать такие способы повышения благосостояния, как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса. -основные банковские услуги, работу с ценными бумагами, налоговую систему РФ, основы страхования, финансовые механизмы деятельности фирм, основы бизнес-планирования, роль денег в современном мире и возможные денежные риски, основ построения семейного бюджета. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной программы 108 Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем 72 в том числе: теоретическое обучение практические работы 67 5 Самостоятельная работа 36 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2.2. Содержание и обучение по профессиональному модулю (ПМ) Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем 1 Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения 2 3 4 УД.13 «Основы финансовой грамотности» Тема 1. Банки: чем они могут быть вам полезны 72 Содержание учебного материала 1. 2. 3. 4. 5. 6. Банковская система России. Текущие счета и банковские карты. Система страхования вкладов (ССВ). Сберегательные вклады: как они работают. Сберегательные вклады: как сделать выбор. Кредиты: когда их брать и как оценить. 7. Условия и способы получения кредитов. 8. Виды кредитов. 9. Плюсы и минусы кредитования 10. Кредитная карта. 11. Прочие услуги банков: ПИФы. Практические занятия 1. ПЗ № 1. Анализ назначения разных банковских услуг и видов вкладов. Самостоятельная работа 1 2 Составить схему банковской системы. Подготовить презентацию по теме: "История возникновения банков" 12 1 6 3 3 Сообщение «Сберегательные вклады» 4 Сбор информации о кредитах в коммерческих банках. 5 Подготовить доклад по теме:"Формы и виды кредита" 6 Сообщение «Условия использования кредитных карт» Тема 2. Фондовый и Содержание учебного материала валютный рынки: как его 1. Риски фондовых и валютных рынков. использовать для роста 2. Доходность фондовых и валютных рынков. доходов 3. Облигации. 4. Акции. 5. Как работает фондовая биржа и кто может на ней торговать. 6. Формируем инвестиционный портфель. 7. Пассивное и активное инвестирование. 8. Валютный курс. 9. Рынок форекс. Практические занятия ПЗ № 2. Определение информация по фондовому рынку, доходности и рискам при размещении сбережений в ценные бумаги. Самостоятельная работа 10 1 1 1 5 Подготовить презентацию на тему:"Фондовый рынок" 2 Подготовить доклад по теме:"Государственные ценные бумаги" 3 Составить схему работы фондовой биржи 4 Сообщение «Инвестиционный портфель» 5 Подготовить презентацию «Рынок форекс» Тема 3. Страхование: что и Содержание учебного материала как надо страховать, 1. Как работает страховая компания 7 чтобы не попасть в беду Тема 4. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата Страховой случай, страховая премия, страховая выплата. Страхование гражданской ответственности, обязательное страхование, добровольное страхование, ОСАГО, КАСКО. 4. Страхование имущества: как это работает 5. Страхование здоровья и жизни Практические занятия 1 ПЗ № 3. Анализ способов страхования. Контрольная работа 1 К/р № 1 "Банки: чем они могут быть вам полезны. Фондовый и валютный рынки: как его использовать для роста доходов. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду". Самостоятельная работа Сообщение «Виды страховых случаев» 1 Сбор информации о страховых случаях 2 3 Сбор информации о видах страхования имущества Содержание учебного материала 1. Налоговая система РФ. 2. Зачем нужны налоги? 3. Виды налогов. 4. Налоговые вычеты, пеня. 5. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) 6. Упрощенная система налогообложения. 7. Подача налоговой декларации. Практические занятия 1. ПЗ № 4.Анализ налогообложения и налоговых вычетов. Самостоятельная работа 1 Составить схему налоговой системы России 2 Сообщение «Виды налогов» 3 Подготовить доклад по теме:"Виды налоговых вычетов в РФ" 2 2. 3. 1 1 3 8 1 3 Тема 5. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления Тема 6.Финансовые механизмы работы фирмы Содержание учебного материала 1. Пенсия, страховой стаж, обязательное пенсионное страхование. 2. Как работает региональное отделение Пенсионного фонда РФ 3. Виды пенсионного страхования. 4. Обязательное пенсионное страхование 5. Добровольное пенсионное страхование. 6. негосударственные пенсионные фонды (НПФ). 7. Альтернативные способы накопления на пенсию. Самостоятельная работа 1 Подготовить доклад по теме:«Пенсионные программы» 2 Подготовить реферат по теме:"Виды страховых рисков и их особенности" Подготовить доклад по теме:«Пенсионные программы» 3 Подготовить презентацию «НФП» 4 Содержание учебного материала 1. Взаимоотношения работодателя и сотрудников. 2. Резюме, испытательный срок, заработная плата, премии и бонусы, не денежные бонусы. 3. Лист нетрудоспособности, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребёнком, выходное пособие. 4. Выручка, издержки и прибыль фирмы. 5. Инвестиции в развитие бизнеса. 6. Эффективность компании, банкротство и безработица. Контрольная работа 1 К/р № 2 " Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления. Финансовые механизмы работы фирмы". Самостоятельная работа Составить резюме 1 7 4 7 1 3 Сбор информации о предоставлении листа нетрудоспособности 2 3 Подготовить доклад по теме:"Понятие и виды инвестиций" Тема 7. Собственный Содержание учебного материала бизнес: как создать и не 1. Чем предпринимательская деятельность отличается от работы по потерять. найму. Антикоррупционное 2. Что такое успешная компания. поведение. 3. Показатели эффективности фирмы, факторы, влияющие на прибыль компании, рыночная стоимость компании. 4. Бизнес-идея, бизнес-ангелы, венчурные фонды, бизнесинкубаторы. 5. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, общество с ограниченной ответственностью (ООО), закрытое акционерное общество (ЗАО). 6. Создание собственной компании: шаг за шагом. 7. Поиск и выбор бизнес-идеи. 8. Основное содержание бизнес-плана. 9. Создаём свою фирму 10. Как работает бизнес-инкубатор 11. Понятие коррупции 12. Антикоррупционное законодательство в России 13. Политическая власть и коррупция. 14. Коррупция – основа теневой экономики 15. Борьба с коррупционными нарушениями Практические занятия 1. ПЗ № 5. Разработка бизнес-плана. Самостоятельная работа 1 Составить критерии успешный компаний. Сообщение «Виды организаций» 2 Разработать структуру создания компании 3 16 1 9 Разработка бизнес-идей. 4 5 Разработать бизнес-план. Сообщение «Принципы работы бизнес-инкубатора» 6 Доклад «Антикоррупционные меры» 7 Сбор информации о антикоррупционном законодательстве. 8 9 Сообщение «Борьба с коррупцией» Тема 8. Риски в мире Содержание учебного материала денег: как защитится от Учимся оценивать и контролировать риски своих сбережений. 1 разорения Учёт и планирование личных доходов 2 Экономические кризисы. 3 Финансовое мошенничество. 4 Дифференцированный зачет 5 Самостоятельная работа 1 Подготовить доклад по теме:«Принципы формирования потребительской корзины» Реферат «Экономические кризисы в россии» 2 Сообщение «Виды финансового мошенничества» 3 5 3 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Финансовой грамотности и предпринимательской деятельности», оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), техническими средствами (компьютером, средствами аудиовизуализации, наглядными пособиями). 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе 3.2.1. Печатные издания 1.Жданова, А. О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся СПО / А.О. Жданова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. – 400 с. 3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы) 1.Агентство по страхованию вкладов – официальный сайт. Режим доступа: www.asv.ru 2.Дружи с финансами. Национальная программа повышения финансовой грамотности граждан. Режим доступа: Вашифинансы.рф 3.Кредитный калькулятор. Режим доступа: www.calculator-credit.ru 4.Целевая Программа Калининградской области "Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области в 2011-2016 годах» Режим доступа: 39фг.рф 5.Центральный банк Российской Федерации – официальный сайт. Режим доступа: www.cbr.ru 6.Консультант плюс. Режим доступа: www.consultant.ru 7.On–line библиотека. Режим доступа: www.bestlibrary.ru 8.Электронные словари. Режим дотсупа: http://www.edic.ru 3.2.3. Дополнительные источники 1.Савицкая, Е. В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения / Е.В. Савицкая. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 2.Налоговый кодекс РФ (принят 16.07.1998 с изм. и доп.) 3.Закон РФ «О защите прав потребителя» (принят 07.02.1992 с изм. и доп.) 4.Борисов, Е.Ф. Основы экономики: учебник и практикум для СПО / Е.Ф. Борисов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М., 2015. 5.Грибов, В.Д. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. – 4-е изд., стер. – М., 2011. 6.Лапуста, М.Г. Предпринимательство: Учебник / М.Г. Лапуста. – М.: ИНФРА-М, 201 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: -основные банковские услуги, работу с ценными бумагами, налоговую систему РФ, основы страхования, финансовые механизмы деятельности фирм, основы бизнес-планирования, роль денег в современном мире и возможные денежные риски, основ построения семейного бюджета. Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: -разбираться в финансовых институтах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных источников; -использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора; -использовать такие способы повышения благосостояния, как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса. - готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, Критерии оценки Методы оценки Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования; Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов. Не менее 75% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения терминологии -оценки результатов самостоятельной работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде: -письменных/ устных ответов, -тестирования и т.д. эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий. осознавать приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. - проявлять и демонстрировать уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».