РП по родной литературе ОПТ, 2021

Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и
железнодорожного транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.01.03 «Родная литература»
для специальности
среднего профессионального образования
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте

2021

РАССМОТРЕНО
методической комиссией
гуманитарных дисциплин,
безопасности жизнедеятельности
и физической культуры
Протокол № 1 «30» августа 2021 г.
Председатель ___________Л. М. Хаженцева

УТВЕРЖДАЮ
И.о.директора ГБПОУ «КТТиЖТ»
_______________ С.А. Москалев

Рассмотрена
на заседании педагогического совета
протокол № 1 от «31» августа 2021 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01.03 Родная литература
разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016);
требований ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от
17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31 декабря 2015 г. N 1578) по специальности 23.02.01
Организация перевозок и управление на транспорте, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации № 376 от 22 апреля 2014 года,
зарегистр. Министерством юстиции (рег. № 32499 от 29 мая 2014г.), укрупненной группы
профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта.
Организация разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного
транспорта»
Разработчик: ___________ /Шипицына Л.А./
Рецензенты:
_____________
подпись

________________________________
________________________________
Квалификация по диплому:

_____________
подпись

________________________________
________________________________
Квалификация по диплому:

2

Содержание
Пояснительная записка.....................................................................................4
Общая характеристика учебной дисциплины «Родная литература»……...5
Место учебной дисциплины в учебном плане...............................................6
Результаты освоения учебной дисциплины...................................................6
Содержание учебной дисциплины..................................................................9
Тематический план .........................................................................................12
Характеристика основных видов деятельности студентов.........................13
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы учебной дисциплины «Родная литература»..............................14

3

Пояснительная записка
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Родная
литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе
основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих,
служащих, специалистов среднего звена.
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего
общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам
освоения учебной дисциплины «Родная литература», в соответствии с
рекомендациями по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы учебной дисциплины Родная литература
направлено на достижение следующих целей:
 воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в
современном мире;
 формирование гуманистического мировоззрения, национального
самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и
уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
 развитие представлений о специфике литературы в ряду других
искусств, культуры читательского восприятия художественного текста,
понимания
авторской
позиции,
исторической
и
эстетической
обусловленности литературного процесса; образного и аналитического
мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся,
читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи
учащихся;
 освоение текстов художественных произведений в единстве
содержания и формы, основных историко-литературных сведений и
теоретико-литературных понятий;
 формирование общего представления об историко-литературном
процессе;
 совершенствование умений анализа и интерпретации литературного
произведения как художественного целого в его историко-литературной
обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
 поиска, систематизации и использования необходимой информации, в
том числе в сети Интернет.
4

Программа может использоваться другими профессиональными
образовательными
организациями,
реализующими
образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на
базе основного общего образования - программы подготовки
квалифицированных
рабочих,
служащих;
программы
подготовки
специалистов среднего звена.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии человека, формировании его
миропонимания и национального самосознания. Родная литература как
феномен культуры эстетически осваивает мир, выражая богатство и
многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает
большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственноэстетическим ценностям нации и человечества. Родная литература
формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
Основой содержания учебной дисциплины «Родная литература»
является чтение и изучение художественных произведений Кубани.
Каждое произведение актуально, так как обращено к вечным
человеческим ценностям. Обучающиеся постигают категории добра,
справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что
национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения,
формирование умения анализировать и интерпретировать художественный
текст возможны только при соответствующей эмоционально-эстетической
реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской
компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями
словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем
историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий
возрастным особенностям обучающегося.
Изучение учебного материала по родной литературе предполагает
дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей.
Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в
освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически
полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в
овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и
письменно, освоении навыков общения с другими людьми. На уровне
ознакомления
осваиваются
такие
элементы
содержания,
как
фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой
культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека,
включенного в современную общественную культуру.
В процессе изучения родной литературы предполагается проведение
теоретических занятий по развитию речи, контрольных работ, заданий
исследовательского характера и т. д. Все виды занятий тесно связаны с
5

изучением
литературного
произведения,
обеспечивают
развитие
воображения, образного и логического мышления, развивают общие
креативные способности, способствуют формированию у обучающихся
умений анализа и оценки литературных произведений, активизируют
позицию «студента-читателя».
Содержание учебной дисциплины структурировано по периодам
развития Родной литературы на Кубани, предполагает ознакомление
обучающихся с творчеством писателей, чьи произведения были созданы в
период XIX - XX вв.
Изучение литературы завершается подведением итогов в форме
дифференцированного зачета в рамках итоговой аттестации студентов в
процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования (ППССЗ).
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Родная литература» является составной частью
обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего
образования.
Учебная дисциплина «Родная (русская) литература» изучается в
общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина «Родная литература»
входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин,
формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего
образования, для всех специальностей СПО, ППССЗ которых реализуются
образовательной организацией.
Максимальная аудиторная нагрузка - 54 часа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Родная литература»
обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Личностных:

развитие эстетического сознания через освоение наследия
русских мастеров слова;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего
культурное, языковое и духовное многообразие окружающего мира;

формирование умения аргументировать собственное мнение.
Метапредметных:
o
развитие логического мышления, самостоятельности и
осмысленности выводов и умозаключений;
o
развитие умения организовывать свою деятельность, определять
её цели и задачи,

выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
оценивать достигнутые результаты.
6

Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)

Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Демонстрирующий
приверженность
к
родной
культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу,
ЛР 5
малой
родине,
принятию
традиционных
ценностей
многонационального народа России.
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ЛР 7
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
ЛР 11
основами эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ЛР 12
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со
своими детьми и их финансового содержания.
Личностные результаты
реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусству, к
ЛР 24
культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии.

Предметных:

овладение навыками и приёмами филологического анализа текста
художественной литературы.

формирование коммуникативной грамотности;

формирование
практических
умений
и
навыков
по
самостоятельному созданию собственных текстов различных стилей и
жанров.
В результате изучения учебной дисциплины «Родная литература»
обучающийся должен:
Уметь:

чувствовать
основную
эмоциональную
тональность
художественного текста и динамику авторских чувств; видеть читаемое в
воображении, представлять себе образы текста; соединять образы, мысли,
чувства, наполняющие текст с собственным личным опытом, с пережитым в
реальности;

анализировать художественный текст, чувствовать красоту
произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;

соотносить музыкальную, театральную, изобразительную
интерпретацию текста с авторской мыслью произведения;

выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы
литературного произношения;

7


вести
самостоятельную
проектно-исследовательскую
деятельность и оформлять результаты в разных форматах (работа
исследовательского характера, реферат, доклад, сообщение).
Знать/понимать:

взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

значимость чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития;

необходимость систематического чтения как средства познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;

восприятие родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни;

осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного
языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего
народа, российской культуры.

8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01.03 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Введение (1 ч.)
Основные этапы становления и развития литературы Кубани. Первые
кубанские писатели, первые художественные журналы и издательства.
Рождение Краснодарской писательской организации. Писатели Кубани –
Лауреаты Государственных премий.
Самостоятельная работа (1 ч.)
1. Сообщение Литературный альманах «Кубань» и его роль в
объединении писателей региона.
1. Родная литература XIX века (8 ч.)
1.1 Родная литература первой половине XIX века (4 ч.)
Кубань и декабристы.
Правда о Кавказе в произведениях А. А. Бестужева-Марлинского.
«Кубанская глава» повести А.А. Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек».
А.С. Пушкин на Кубани. «Кубанский» фрагмент письма А.С. Пушкину
(сентябрь 1820 г.). Упоминание Тамани в поэме «Кавказский пленник».
Авторское примечание к поэме, посвящённое поединку Мстислава и Редеди.
Тема Кубани в поэме «Тазит».
Тема Кавказа в творчестве М.Ю. Лермонтова. Повесть «Тамань».
Поэтичность произведения, точный и выразительный язык. Стихотворения
«Мцыри», «Демон», «Кавказ», «Прощай немытая Россия», «Синие горы
Кавказа, приветствую вас!», «Утро на Кавказе».
Самостоятельная работа (3 ч.)
2. Доклад «Кавказская ссылка в судьбах участников декабрьского
восстания».
3. Составление кроссворда «Пребывание А.С.Пушкина на Кубани».
4. Презентация «М. Лермонтов и Кубань».
1.2 Особенности развития русской литературы во второй половине
XIX века (4 ч.)
Кубань в творчестве А.П. Чехова. Земля Кубани как символ свободы,
вольной и счастливой жизни в рассказе «Барыня». Кубанские реалиии в
эпистолярном наследии А. П. Чехова.
В.Г. Короленко на Кубани и его творчество.
Жизнь кубанских станиц в рассказах М. Горького. Рассказ «Дед Архип
и Лёнька». Очерк «Два босяка». Тема богатства и бедности. Точность и
беспощадность писательских оценок.

9

Кубань в жизни и творчестве Г.И. Успенского. Очерк «Разговоры в дороге» (из цикла «Кой про
что»), «Портрет» Новороссийска в письме В.М. Соболевскому (7 апреля 1886 г.). Природа,
народонаселение и экономика Кубани в цикле очерков «Письма с дороги».

Очерк А.И. Куприна «Путевые картинки». Восхищение землѐй Кубани. Новороссийские
зарисовки.

Контрольная работа №1 по теме «Родная литература XIX века».
Самостоятельная работа (2 ч.)
5. Сообщение «Кубанские реалии в эпистолярном наследии А.П.
Чехова».
6. Доклад «Новизна тематики и суровая правда горьковских
повествований».
2. ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (27 ч.)
2.1 Литература 1-й половины XX века (6 ч.)
А. Серафимович. «Железный поток» - «эпическая фреска Гражданской
войны».
События Гражданской войны на Кубани в произведениях
Д.А.Фурманова.
Н. Островский. Личность и судьба писателя. Роман «Как закалялась
сталь». Корчагинское поколение.
Ф.В.Гладков. Жизненный и творческий путь писателя. Тема рабочего
класса в романе Ф.В.Гладкова «Цемент».
Самостоятельная работа (4 ч.)
7. Презентация «Жизнь и творчество А. Серафимовича».
8. Доклад «Жизнь Н.Островского в Новороссийске».
9. Дать характеристику главному герою романа «Как закалялась сталь».
10. Презентация «Жизнь и творчество Ф. В. Гладкова».
2.2 Литература 2-й половины XX века (21 ч.)
Творчество И. Вараввы. Образный строй стихотворений книги И.
Вараввы «Казачий кобзарь». Стихотворения: «Люлька кошевого», «Речка
Ея», «Подсолнухи». Песенно-сказовое начало «Бандуры Головатого», «На
хуторе нашем вишневом», «Косовица».
Жизнь и творчество В Бакалдина. Лирический герой в поэзии В.
Бакалдина. Стихотворения: «Я не рос», «На приречной рыжей полосе»
Творчество К.А Обойщикова. Социальная, гражданская тематика
стихотворений: «Пишу у лампы затененной», «Кубань – земля такая», «Они
Россию кормят хлебом», «Земля родная».
Гражданские мотивы поэзии В.П.Неподобы. Стихотворения «Новый
мост», «Мое пророчество» как выражение гражданского самосознания

10

автора. Переживание исторического прошлого в стихах «Автобиография с
завещанием», «Кубань, 1933 год».
Анализ поэмы В. А. Домбровского "О братьях - героях".
Особенности тематики женской лирики. Творчество В.Г. Сааковой,
Н.Т. Василининой, Е. Поздняковой. Философское осмысление слова и роли
поэта в стихотворениях Н.Т. Василининой, Е. Поздняковой.
Тема Великой Отечественной войны в произведениях кубанских
писателей.
П. К. Игнатов. Повесть «Братья-герои».
Жизнь и творчество Г. Василенко. Рассказ «Мальчишки сорок
первого».
П. Прокопов. «Баллада об ушедших в десант». Особенности конфликта
и авторской позиции повести.
Г.В. Соколов. Сборник очерков и рассказов «Малая земля».
История казаков и казачества на страницах прозы Б. Тумасова «На
рубежах южных». Быт, мир, характеры в историческом потоке. Борис
Евгеньевич Тумасов – русский советский писатель, автор исторических
романов; единственный из писателей-историков, который сумел представить
в своем творчестве наиболее полную художественную панораму древней
русской жизни. Вся история Русского государства от Рюриковичей до
Романовых передана писателем в мельчайших подробностях.
Тема казачества в творчестве В.И. Лихоносова. Традиция русского
романа: лирическое и эпическое начала в книге «Наш маленький Париж».
История создания романа. Сюжет, композиция, жанр романа.
Художественная философия истории и концепция личности в романе В.
Лихоносова «Наш маленький Париж». Художественное и историческое,
прошлое и настоящее в романе. Образ города и способы его создания.
Характеры и судьбы в историческом потоке.
Жизнь и творчество А. Д. Знаменского. Осмысление судеб казачества в
романе А. Д. Знаменского «Красные дни».
Сказы о казачестве В.А. Попова.
Жизнь и творческий путь Юрия Николаевича Абдашева.
Ответственный секретарь альманаха «Кубань»; автор многочисленных
поэтических сборников, песен; член Союза писателей СССР. О защитниках
Кавказа и их героической стойкости в годы Великой Отечественной войны в
повести «Тройной заслон».
Традиция русской классической прозы в рассказе В. Бардадыма
«Отец». Способы создания характера героя. Характер конфликта и авторская
позиция. Жизнь и творчество советского краеведа Бардадыма Виталия
Петровича. Публикация стихотворений с 1950-х годов в краевых газетах,
альманахе «Кубань», «Литературной России».
Тема детства в повести В. Н. Логинова «Витюшкино детство».
Проблема семейных отношений в произведениях Ю.В. Сальникова.
Контрольная работа № 2 по теме «Родная литература XX века».
Самостоятельная работа (9 ч.)
11

Доклад «Вклад И. Вараввы в развитие литературы Кубани».

11. Выразительное чтение наизусть стихотворения по выбору
студентов.
12. Доклад «Кубань как поэтический образ в стихотворениях
К. Обойщикова».
13. Сообщение «Прошлое и настоящее России в творчестве
В.Неподобы».
14. Анализ стихотворения (по выбору студентов).
15. Подготовить сочинение на тему: «Отражение жизни народа в
литературе Великой Отечественной войны».
16. Доклад «Традиции гоголевской прозы в повествовании В.
Лихоносова».
17. Доклад «Роль казачества в революции по роману А. Д. Знаменского
«Красные дни».
18. Сообщение «Проза Ю. Сальникова: сюжетно-композиционные и
стилистические черты».

12

Тематический план учебной дисциплины
ОУД.01.03 Родная литература
Количество часов
аудиторной
нагрузки
Всего

Самостоятельная
работа

Контрольные
работы

Введение.

1

1

-

1. Родная литература XIX века

8

5

1

1.1 Родная литература первой
половине XIX века.

4

3

-

1.2 Особенности развития русской
литературы во второй половине
XIX века.

4

2

1

2. ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

27

12

1

6

4

-

20

8

1

1

-

-

36

18

2

Наименование разделов и тем

2.1 Литература 1-й половины XX
века.
2.2 Литература 2-й половины XX
века.
Дифференцированный зачет
ИТОГО

13

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения

Введение

Родная литература первой
половине XIX века.

Особенности развития
русской литературы во
второй половине XIX века

Литература 1-й половины
XX века.

Литература 2-й половины
XX века.

Характеристика основных видов учебной
деятельности студентов (на уровне учебных
действий)
Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы.
Аудирование; работа с источниками информации
(дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том
числе интернет-источники); участие в беседе, ответы на
вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая
работа с текстами художественных произведений;
подготовка докладов и сообщений; выразительное чтение
стихотворений
наизусть;
конспектирование;
самооценивание и взаимооценивание
Аудирование;
конспектирование;
чтение;
комментированное чтение; подготовка сообщений и
докладов; самостоятельная работа с источниками
информации (дополнительная литература, энциклопедии,
словари, в том числе интернет-источники); устные и
письменные ответы на вопросы; участие в беседе;
аналитическая работа с текстами художественных
произведений; участие в беседе; самооценивание и
взаимооценивание
Аудирование; чтение и комментированное чтение;
аналитическая работа с текстами художественных
произведений (устная и письменная); подготовка докладов и
сообщений.
Аудирование, участие в беседе, ответы на проблемные
вопросы; конспектирование; аналитическая работа с
текстами художественных произведений; чтение и
комментированное чтение; выразительное чтение и чтение
наизусть; подготовка докладов и сообщений.

14

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы учебной дисциплины
Освоение программы учебной дисциплины Родная литература требует
наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного
кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в
Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности
обучающихся.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству
студентов; рабочее место преподавателя, оборудованное персональным
компьютером; интерактивная доска; шкаф для книг; портреты писателей,
аудиокниги, альбомы демонстрационного материала, видеодиски.
Образовательные интернет-ресурсы:
 http://www.stihi.ru/ - Стихи.ру –национальный сервер современной
поэзии.
 http://www.bestugev-m.org.ru/ - А.А. Бестужев-Марлинский
 https://ilibrary.ru/ Интернет-библиотека Алексея Комарова
 https://biblioteka-krymsk.ru/page/page152.html Писатели на Кубани
 https://proza.ru/2009/10/27/29 А.Серафимович
 https://biographe.ru/znamenitosti/nikolay-ostrovskiy/ Н. Островский
 http://www.hrono.info/biograf/bio_g/gladkov_fv02.php Ф.Гладков
 http://www.if-varavva.narod.ru/index.files/page0001.htm И.Варавва
 https://ru.wikipedia.org/wiki/ В.Бакалдин
https://ruschool.wordpress.com/2010/04/28/ К.Обойщков
https://www.rulit.me/authors/vasilenko-grigorij-ivanovich Г.Василенко
http://литист.рф/культура-новороссийска/novorossiyskie-pisateli-19501990-e-godyi/prokopov-petr-ivanovich-1935-1993-gg/ П.Прокопов
https://ru.wikipedia.org/wiki/ В.Лихоносов
https://www.livelib.ru/author/160841 А.Знаменский
https://ru.wikipedia.org/wiki/ В.Бардадым

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».