Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 01.01 Русский язык для специальности среднего профессионального образования 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте базовая подготовка 3 года 10 месяцев 2021 г. УТВЕРЖДАЮ И.о.директора ГБПОУ «КТТиЖТ» ____________ С.А.Москалев РАССМОТРЕНО методическим объединением гуманитарных дисциплин, безопасности жизнедеятельности и физической культуры протокол № 1 «30» августа 2021 г. Председатель ___________Л.М. Хаженцева Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол №1 от «31» августа 2021 г. Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01.01 Русский язык разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31 декабря 2015 г. N 1578), примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности СПО (письмо департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 с уточнениями, одобренными научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификации ФГАУ «ФИРО» протокол № 3 от 25 мая 2017 г.), примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» протокол № 3 от 21 июля 2015 г., регистрационный номер 381 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО», с учётом требований: ФГОС СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 376 от 22 апреля 2014 года, зарегистр. Министерством юстиции (рег. № 32499 от 29 мая 2014г.), укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта. Организация разработчик: ГБПОУ «КТТиЖТ» Разработчик: __________ Л. А. Шипицына, преподаватель ГБПОУ «КТТиЖТ» Рецензенты: _____________ подпись ________________________________ ________________________________ Квалификация по диплому: _____________ подпись ________________________________ ________________________________ Квалификация по диплому: 2 Содержание Пояснительная записка..........................................................................4 Общая характеристика учебной дисциплины «Русский язык»……5 Место учебной дисциплины в учебном плане...................................6 Результаты освоения учебной дисциплины ......................................7 Содержание учебной дисциплины......................................................10 Тематический план ............................................................................19 Характеристика основных видов деятельности студентов .............20 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Русский язык»...........................26 3 Пояснительная записка Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01.01 «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена. Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р, и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16з). Содержание рабочей программы учебной дисциплины ОУД.01.01 «Русский язык» направлено на достижение следующих целей: совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических; формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций: лингвистической, (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой; совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях; дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков. В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС). 4 Общая характеристика учебной дисциплины Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей студентов, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Содержание учебной дисциплины ОУД.01.01 «Русский язык» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе комплексного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны. Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению студентами всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанровостилистической и типологической принадлежности. Формирование лингвистической (языковедческой) компетенции проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи студентов. Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения. Изучение русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля 5 профессионального образования. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов. При изучении русского языка на базовом уровне решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Содержание учебной дисциплины ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития студентов, включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, создаются условия для успешной реализации деятельного подхода к изучению русского языка. Использование электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить деятельность студентов, активизировать их внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывает интерес к занятиям при изучении русского языка. Реализация содержания учебной дисциплины «Русский язык» предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса русского языка на ступени основного общего образования. В то же время учебная дисциплина «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций СПО обладает самостоятельностью и цельностью. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС). Место учебной дисциплины в учебном плане Учебная дисциплина «Русский язык» является учебным предметом обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях учебная дисциплина «Русский язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС). 6 Результаты освоения учебной дисциплины: Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: • личностных: − воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; − понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; − осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; - формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; − способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; − готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; − способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования; Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Код личностных результатов реализации программы воспитания ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, ЛР 5 малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий ЛР 11 основами эстетической культуры. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусству, к ЛР 24 культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии. метапредметных: − владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; − владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно 7 излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; − применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; − овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; − готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; − умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; предметных: − сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы; −сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; − сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения; − владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; − владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; − владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; − сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; − сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; − способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; − владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, 8 созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; − сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. 9 Содержание учебной дисциплины Содержание программы структурировано, выделены разделы, темы, подтемы в соответствии с тематическим планом. 1. Введение Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО. Самостоятельная работа: 1. Доклад и презентация: «Вклад М. В. Ломоносова (Ф. Ф. Фортунатова, Д. Н. Ушакова, Л. В. Щербы, А. А. Реформатского, В. В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка». 2. Язык и речь. Функциональные стили речи Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Правильность русской речи. Литературные нормы устной и письменной речи Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля (доклад, статья, сообщение и др). Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля (заявление, доверенность, расписка, резюме и др). Публицистический стиль. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Общая характеристика художественного стиля. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. Тропы и стилистические фигуры. Использование изобразительно выразительных средств. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, 10 конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Лингвостилистический анализ текста. Практические занятия: 1. Языковые средства выразительности в тексте. 2. Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу). Самостоятельная работа: 2. Доклад: «А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка» 3.Доклад: «СМИ и культура речи» 4. Доклад: «Молодежный сленг и жаргон» 5.Сообщение: «Стилистика и синонимические средства языка». 6.Доклад: «Виды делового общения, их языковые особенности» 7.Сообщение: «Русское письмо и его эволюция». 8.Доклад: «Особенности художественного стиля». 9. Презентация: «Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю». 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография Звуки и буквы. Фонетический разбор. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Использование орфоэпического словаря. Орфограммы в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных. Употребление буквы ь и буквы Ъ. Правописание о/ё после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок. Практическое занятие: 3.Применение орфографических правил в письменной речи Самостоятельная работа: 10. Доклад и презентация: «Характеристика гласных и согласных звуков в слове». 11. Сообщение «Новое в нормах ударения»; 12. Презентация: «Орфоэпические словари»; произношения». 13.Сообщение: «Из истории славянской письменности». 14. Составление тестов: «Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных». 15.Составление тестов: «Правописание приставок». 11 Контрольная работа № 1 по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография». 4. Лексикология и фразеология Слово – центральная единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Прямое и переносное значение слова. Слова однозначные и многозначные. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Системные отношения в лексике: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и их употребление. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы, профессионализмы, терминологическая лексика). Употребление устаревшей лексики и неологизмов (архаизмы, историзмы, неологизмы). Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Отличие фразеологизма от слова. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. Практические занятия: 4. Употребление паронимов. 5. Использование фразеологизмов в речи Самостоятельная работа: 16. Сообщение: «Градация, антитеза». 17. Сообщение: «Контекстуальные синонимы и антонимы». 18. Сообщение: «Антонимы и их роль в речи». 19. Сообщение: Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы). Контрольная работа № 2 по теме: «Лексика. Фразеология» 5. Морфемика, словообразование, орфография Состав слова. Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Словообразование. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Морфологический способ. 12 Неморфологический способ словообразования. Словообразовательный анализ. Словообразовательный разбор. Формообразование. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок пре- / при-. Правописание сложных слов. Практические занятия: 6. Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. 7. Использование правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Самостоятельная работа: 20. Чередующие гласные в корне слова. Таблица. 21. Составление теста: «Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -». 6. Морфология и орфография Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, склонение и падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. Самостоятельная работа: 22. Презентация: «Несклоняемые существительные». 23. Конспект: «Существительные общего рода». Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. Самостоятельная работа: 24. Доклад: «Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов)». Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. Самостоятельная работа: 25. Составление тестов: «Слитное, раздельное и дефисное написание местоимений». 13 Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода. Самостоятельная работа: 26. Конспект: Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода. Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Самостоятельная работа: 27. Составление словарного диктанта: «Правописание НЕ с глаголами». Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Самостоятельная работа: 28. Презентация: «Особенности в образовании причастий» 29. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Правописание суффиксов причастий и окончаний глаголов» 30.Составление тестов: «НН и Н в словах разных частей речи» Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Особенности построения предложений с деепричастиями. Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. Служебные части речи 14 Предлог как часть речи. Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Самостоятельная работа: 31. Составить таблицу: «Разряды предлогов по значению, структуре и происхождению» Союз как часть речи. Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Употребление частиц в речи. Самостоятельная работа: 32. Конспект: «Разряды частиц по структуре и значению» 33. Составление схемы – алгоритма: «Употребление НЕ-НИ с разными частями речи». Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. Практические занятия: 8. Упражнения: Нахождение грамматической основы в двусоставном и односоставном предложении. Самостоятельная работа: 34. Составить таблицу: «Междометия по значению, структуре и происхождению» 7. Синтаксис и пунктуация Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. Самостоятельная работа: 35. Конспект: «Типы синтаксической связи» Словосочетание. Строение словосочетания. Способы связи. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Простое предложение. Грамматическая основа простого предложения. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, дополнение, обстоятельство). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Тире между подлежащим и сказуемым. Односоставное и неполное предложения. Назывные. Определенно личные и неопределенно-личные. Односоставные безличные. 15 Самостоятельная работа: 36. Презентация: «Речевые ошибки в построении предложений». Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения, обстоятельства, дополнения. Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения или присоединения. Знаки препинания при сравнительных оборотах, обращении. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Вводные слова и вставные конструкции. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Самостоятельная работа: 37. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях». (В формате ЕГЭ). Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи. Сложноподчиненное предложение. Основные группы придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении (с одним придаточным, с несколькими придаточными). Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Сложные предложения с разными видами связи. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. Практические занятия: 9. Упражнения: Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, обстоятельствами и приложениями. 10. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Самостоятельная работа: 38. Подбор примеров из художественной литературы по теме: «Знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях». 39. Выполнение текстовых заданий ЕГЭ: «Сложноподчиненные 16 предложения с несколькими придаточными» (в формате ЕГЭ). 40. Подбор примеров из художественной литературы по теме: «Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях». Контрольная работа № 3 по теме «Осложненное простое предложение». Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов Русский язык среди других языков мира. 1. Языковой портрет современника. 2. Молодежный сленг и жаргон. 3. Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка. 4. А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка. 5. Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков. 6. Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы. 7. Язык и культура. 8. Виды делового общения, их языковые особенности. 9. Языковые особенности научного стиля речи. 10.Особенности художественного стиля. 11.Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования. 12.Экспрессивные средства языка в художественном тексте. 13.СМИ и культура речи. 14.Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы. 15.Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю. 16.Антонимы и их роль в речи. 17.Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи. 18.Старославянизмы и их роль в развитии русского языка. 19.Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке. 20.В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка». 21.Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. 22.Грамматические нормы русского языка. 23.Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы). 24.Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов). 25.Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике. 26.Слова-омонимы в морфологии русского языка. 27.Предложения с однородными членами и их функции в речи. 17 28.Использование сложных предложений в речи. 18 Тематический план При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС) максимальная учебная нагрузка студентов составляет: По специальностям СПО — 120 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка студентов, включая практические занятия) 80 часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 40 часов по русскому языку; Тематический план Вид учебной работы Введение Язык и речь. Функциональные стили речи Фонетика, орфоэпия, графика, орфография Лексикология и фразеология Морфемика, словообразование, орфография Морфология и орфография Синтаксис и пунктуация Итого Кол-во часов макс Обязательная Самосто ятельна я работа 3 2 1 22 14 8 16 10 6 1 14 10 4 1 12 10 2 27 13 26 14 20 6 1 120 80 40 3 Подготовка рефератов, сообщений, индивидуального проекта с использованием 28 информационных технологий и др. Аттестация в форме экзамена 19 Контро льные работы Практи ческие занятия 2 1 2 2 3 10 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Введение Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры; характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке; составлять связное высказывание (сочинениерассуждение) в устной или письменной форме; приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества; вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем); преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека 20 Язык и речь. Функциональные стили речи Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов; вычитывать разные виды информации; характеризовать средства и способы связи предложений в тексте; выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста; характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейнохудожественном содержании текста; составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста; анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств; подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений; оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка; исправлять речевые недостатки, редактировать текст; выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему; анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира; различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официальноделового стилей, разговорной речи; создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор) подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию) 21 Фонетика, орфоэпия, графика, орфография Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись) Лексикология фразеология Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности; познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение) 22 Морфемика, словообразование, орфография Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста; проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова Морфо логия и орфогр афия Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли; проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании. 23 Синтаксис и пунктуация Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения тексто-образующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный); комментировать ответы товарищей; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры; составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия; извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию использовать эту информацию в процессе письма; производить синонимическую замену синтаксических конструкций; составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях; составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам 24 Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный); комментировать ответы товарищей; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; составлять синтаксические конструкции (словосочетания,предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры; составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия; извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию использовать эту информацию в процессе письма; производить синонимическую замену синтаксических конструкций; составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях; составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам. 25 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по русскому языку и литературе. Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству студентов; рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером; интерактивная доска; экспозиционный стенд; рабочая стенка; шкаф для книг; учебные таблицы. В библиотечный фонд входят учебники, энциклопедии, справочники, обеспечивающие освоение учебного материала по русскому языку, рекомендованные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. В процессе освоения программы учебной дисциплины «Русский язык» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по русскому языку, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет. Литература Антонова Е.С. Русский язык. Учебник для учрежд., СПО. 3-е изд., стер. М., Академия, 2013, 384с. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: 2017. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: 2017. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: электронный учебнометодический комплекс для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: 2017. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Ростов н/Д.,2015. 349с. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО – М.: 2015. Герасименко Н.Д. Русский язык. Учебник для студ.,СПО.9-е изд., стер, М., Академия, 2010. 496с. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка. М., ОЛМА Медиа Групп, 2015. 448с. Ил. Новикова Л.И., Соловьёва Н.Ю. Русский язык. Орфография. М., РИОР ИНФРА-М,2014. 300с. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 27-е изд., испр. М., АСТ 2015. 1360с. 26 Электронные учебные пособия: РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО Самсонов Н.Б электронный формат 2018 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО Черняк В.Д электронный формат 2018 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ. Учебник и практикум для СПО Голубева А.В. электронный формат 2018 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ. Учебник для СПО Солганик Г.Я. электронный формат 2018 РУССКИЙ ЯЗЫК. ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ. ФОНЕТИКА. электронный формат 2018 Лобачева Н.А. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО электронный формат 2018 КУЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для СПО Панфилова А.П., Долматов А.В. электронный формат 2018 Для преподавателя Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413». Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16з). 27 Образовательные интернет-ресурсы 1. www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе 2. www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru) 3. www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу 4. www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU» 5. http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания) 6. www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации 7. http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/ – Российский образовательный портал. Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе 8. www.a4format.ru/ – Виртуальная библиотека «Урок в формате a4». Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ) 9. www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html/ – Проект «Методкабинет». Учителю русского языка и литературы (www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Litera.html) 10.www.mgn.ru/~gmc/rus.html/ – Городской методический центр Магнитогорска. Методические материалы для учителя русского языка и литературы 11.http://pavlrimc.narod.ru/RUS_SEMINAR.html/ – Методический центр управления образования Павловского района Краснодарского края. Материалы семинара «Учителю русского языка и литературы» 12.www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы 13.http://school.iot.ru/ – Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей 14. http://slovesnikural.narod.ru/ – Уральское отделение Российской академии образования. Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник» 15.http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res&id_subject=23#./ – Инфотека методических материалов по русскому языку: сайт интернетгосударства учителей ИнтерГУ.ру 28 16.http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res#/ – Инфотека методических материалов по литературе 17.http://person.edu.ru/default.asp?ob_no=2465/ – Учительские находки: конкурс методических разработок для школы 18.http://www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267/ – Работы победителей конкурса «Учитель – учителю» издательства «Просвещение» 19.http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/ - Сообщество учителей-словесников 20.http://uchitel.cuba-vision.com/index.asp/ – Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Р.М. Леонтьевой (разработки уроков, презентации, интерактивные тесты) 21.www.gramma.ru/ – Проект в помощь изучениию русского языка и литературы (авторы: преподаватель гимназии № 405 СанктПетербурга, преподаватель СПбГУ и др.) 22.http://gvozdikova.ucoz.ru – Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Гвоздиковой Е.И. (Ижевск). Методические разработки, тесты 23.http://www.saharina.ru – Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е. А. Уроки русского языка и литературы. Тесты. Подготовка к ЕГЭ 24.http://t-razumova.ru – Сайт учителя русского языка и литературы Разумовой Т.Н. Методические разработки, презентации, тесты 25.www.rsr-olymp.ru/ – «Мир олимпиад» – всероссийский портал олимпиад (пилотная версия) Олимпиады по русскому языку, литературе и пр. (http://test.rsr-olymp.ru/olympiads) 26.www.mk.ru/msu/?p=pavila3/ – Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!» 27.http://olympiads.mccme.ru/turlom/ – Турнир имени М. В. Ломоносова 28.www.svetozar.ru/ – Открытая международная Интернет-олимпиада школьников по русскому языку «Светозар» 29.www.eidos.ru/olymp/olymp-list.htm/ – Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады 30.http://www.desc.ru/show.html?id=614/ – Интернет-карусель (on-line соревнования) 31.http://ege.edu.ru/ – Официальный информационный портал ЕГЭ 32.www.ege.ru – Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме 33.www.rustest.ru – ФГУ «Федеральный центр тестирования» 29