Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ЭК.05 Русский язык и культура речи профиль обучения: технологический для специальности среднего профессионального образования 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог 2022 г. РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии гуманитарных дисциплин, безопасности жизнедеятельности и физической культуры УТВЕРЖДАЮ И.о. директора ГБПОУ «КТТиЖТ» _______________ В. А. Шахбазян «31» августа 2022 г. Председатель ______________ Л. М. Хаженцева Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № 1 от 31 августа 2022г. Рабочая программа элективного курса ЭК.05 Русский язык и культура речи разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613, Минпросвещения РФ от 24.09.2020 N 519, от 11.12.2020 N 712); методических рекомендаций по разработке общеобразовательного цикла ОПОП СПО, реализуемых на базе основного общего образования; ФГОС СПО по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 388 от 22 апреля 2014 года, зарегистр. Министерством юстиции (рег. № 32769 от 18 июня 2014г.), укрупненная группа профессий 23.00.00 Техника и Технологии наземного транспорта. Организация разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» Разработчик: преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ» _____________/Л. М. Хаженцева / Рецензенты: ________________________________ _____________ подпись ________________________________ Квалификация по диплому: _____________ подпись ________________________________ ________________________________ Квалификация по диплому: 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» предназначена для изучения русского языка и речевой культуры в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена. Изучение предметной области "Русский язык и культура речи" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить: сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться в различных формах и на разные темы; включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России; сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом; сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности к российским свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений; свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета; сформированность знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических 4 умений в отношении языковых единиц и текстов разных функциональносмысловых типов и жанров. 1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины: Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций: ОК.01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК.02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК.03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК.04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК.05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК.06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. ОК.09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ОК.10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб). Коды результатов ЛР 01 ЛР 04 ЛР 06 Планируемые результаты освоения дисциплины включают: российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям 5 ЛР 07 ЛР 09 ЛР 13 МР 02 МР 04 МР 08 МР 09 ПРб 01 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04. ПРб 05. ПРб 06. ПРб 07 ПРб 08 ПРб 09 ПРб 10 навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров Знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка Сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 54 Основное содержание 36 в т. ч.: теоретическое обучение 25 практические занятия 10 контрольные работы 1 самостоятельная работа 18 Промежуточная аттестация (экзамен) 6 7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем 1 Раздел 1 Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах 2 Основное содержание Введение Лекционные занятия. Цели и задачи курса «Русский язык и культура речи». Словари русского языка. Общение – социальное явление 3 Фонетика и орфоэпия Основное содержание Лекционное занятия. Произношение отдельных форм слова Раздел 2. 2 2 ПРб 02, ЛР 01, ЛР 04, МР 02, МР 04, ОК 05, ОК 10 3 Нормы ударения и произношения. 2 Практическое занятие 1. Определение ударения в словах. Самостоятельная работа: 1. Составить словарь акцентологических и орфоэпических норм железнодорожных терминов. Лексические нормы Лекционные занятия Лексические нормы. Паронимы и их лексическая сочетаемость. Основные свойства фразеологизмов. Использование изобразительно - выразительных средств. Практическое занятие 2. Лексические ошибки и их исправление. Практическое занятие 3. Исправление лексических ошибок. 1 8 Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы 4 ПРб 02, ПРб 03, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 6 3 3 ПРб 02, ПРб 03, ЛР 06, ЛР 07, МР 02, МР 04, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 Наименование разделов и тем Раздел 3. Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Практическое занятие 4. Языковые средства выразительности в тексте. Самостоятельная работа: 2. Выполнение тестовых заданий: «Лексические нормы» (в формате ЕГЭ зад.6). 3. Выполнение тестовых заданий: «Употребление паронимов» (в формате ЕГЭ зад.5). 4. Выполнение тестовых заданий: «Языковые средства выразительности» (в формате ЕГЭ зад.26). Грамматика. Морфология (нормы образования слов) Лекционные занятия Нормативное образование форм существительных именительного падежа множественного числа. Правильность соблюдения морфологических норм при образовании существительных именительного падежа множественного числа. Правильность соблюдения морфологических норм при образовании родительного падежа множественного числа. Нормативное образование степеней сравнения имен прилагательных. Нормативное образование и употребление падежных форм имён числительных Нормативное употребление собирательных числительных Нормативное образование глаголов. Нормативное образование причастий и деепричастий Практическое занятие № 5 Морфологические нормы. Практическое занятие № 6 Употребление глаголов, причастий и деепричастий. Самостоятельная работа: 5. Выполнение тестовых заданий «Образование форм слова» (в формате ЕГЭ 9 Объем в часах Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы 10 ПРб 02, ПРб 03, ЛР 06, ЛР 07, МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 8 2 Наименование разделов и тем Раздел 4 Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся зад.7). 6.Выполнение тестовых заданий: «Морфологические нормы» (в формате ЕГЭ зад.7). 7. Сообщение: «Правила склонения и употребления собирательных числительных». 8. Выполнение тестовых заданий: «Морфологические нормы» (в формате ЕГЭ зад.7) 9.Сообщение: «Правила употребления причастных и деепричастных оборотов». Грамматика. Синтаксис (нормы построения словосочетаний и предложений) Основное содержание Лекционные занятия Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Нарушение в построении предложения с причастным оборотом, несогласованным приложением. Построение предложения с деепричастным оборотом. Построение предложения с косвенной речью. Ошибки в построении предложения с однородными членами. Устранение ошибок при употреблении однородных членов предложения. Ошибки в построении сложного предложения. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм. Практическое занятие № 7 Нормы на согласование. Практическое занятие№ 8 Нормы на согласование и управление. Практическое занятие № 9 Соблюдение грамматических норм. Самостоятельная работа: 10 Объем в часах Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы 12 9 3 ПРб 01, ПРб 03, ЛР 06, ЛР 07, МР 08, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 10. Сообщение: «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым правила согласования» 11. Выполнение тестовых заданий «Синтаксические нормы. Нормы согласования» (в формате ЕГЭ зад.8) 12. Выполнение тестовых заданий: «Синтаксические нормы. Нормы согласования» (в формате ЕГЭ зад.8) 13.Выполнение тестовых заданий: «Синтаксические нормы. Нормы управления» (в формате ЕГЭ зад.8) 14.Сообщение. презентация: «Группы ошибок в использовании однородных членов предложения 15. Выполнение тестовых заданий: «Синтаксические нормы. Нормы управления» (в формате ЕГЭ зад.8) 16. Выполнение тестовых заданий: «Синтаксические нормы. Нормы управления» (в формате ЕГЭ зад.8) 17.Выполнение тестовых заданий: «Синтаксические нормы. Нормы управления» (в формате ЕГЭ зад.8) Раздел 5 Текст 5.1 Лекционное занятие Текст. Типы речи. 5.2 Практическое занятие №10 Работа с текстом. 5.3 Контрольная работа: Выполнение итоговых тренировочных тестов. Самостоятельная работа: 18. Выполнение тестовых заданий: «Смысловая и композиционная целостность текста» (в формате ЕГЭ зад.22) Промежуточная аттестация (экзамен) 11 Объем в часах 3 1 1 1 6 Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы ПРб 02, ПРб 03, ЛР 06, ЛР 07, МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Всего: Объем в часах 42 12 Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы 3. УСЛОВИЯ ДИСЦИПЛИНЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен кабинет русского языка. Помещение кабинета соответствует требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178– 02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. Оборудование учебного кабинета: − посадочные места по количеству обучающихся; − рабочее место преподавателя; − комплект учебно-наглядных пособий; − комплект электронных видеоматериалов; − практические материалы − материалы экзамена. Технические средства обучения: − персональный компьютер с обеспечением; − проектор с экраном; − интерактивная доска лицензионным программным 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. 3.2.1. Основные печатные издания 1. Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования / Е.С. Антонова, Т. М. Воителева. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2017. - 409 с. - (Профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины). - ISBN 978-5-4468-5987-0 3.2.2. Дополнительные источники 1. Лобачева, Н.А. Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 230 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12294-7 13 2. Лобачева, Н.А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 206 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12621-1. 3. Лобачева, Н.А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 123 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12620-4. 4. Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для среднего профессионального образования / П.А. Лекант [и др.]; под редакцией П.А. Леканта. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9916-7796-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/452165 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения ПРб 01 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04 Методы оценки Оценка результатов устных ответов, аналитической работы с текстами разных стилей, представления текстов в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров, сформированности понятий о нормах русского литературного языка и применения знаний о них в речевой практике, филологического анализа языковых единиц, сочинений, эссе (в том числе профессионально ориентированных), заданий экзамена 15