Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БУД.03 Родная литература (базовый уровень) профиль обучения: технологический для специальности среднего профессионального образования 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог 2022г РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии гуманитарных дисциплин, безопасности жизнедеятельности и физической культуры УТВЕРЖДАЮ И.о. директора ГБПОУ «КТТиЖТ» _______________ В. А. Шахбазян «31» августа 2022 г. Председатель ______________ Л. М. Хаженцева Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № 1 от 31 августа 2022г. Рабочая программа базовой учебной дисциплины БУД.03 Родная литература разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613, Минпросвещения РФ от 24.09.2020 N 519, от 11.12.2020 N 712); методических рекомендаций по разработке общеобразовательного цикла ОПОП СПО, реализуемых на базе основного общего образования; ФГОС СПО по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 388 от 22 апреля 2014 года, зарегистр. Министерством юстиции (рег. № 32769 от 18 июня 2014г.), укрупненная группа профессий 23.00.00 Техника и Технологии наземного транспорта. Организация разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» Разработчик: преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ» _____________/Л. М. Хаженцева / Рецензенты: ________________________________ _____________ подпись ________________________________ Квалификация по диплому: _____________ подпись ________________________________ ________________________________ Квалификация по диплому: 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Родная литература» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. 1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины: Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб) Коды результатов ЛР 01 ЛР 04 Планируемые результаты освоения дисциплины включают: российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире 4 ЛР 06 ЛР 07 МР 02 МР 04 МР 08 МР 09 ПРб 01 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04 ПРб 05 ПРб 06 ПРб 07 ПРб 08 ПРб 09 ПРб 10 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров Знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка Сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы 5 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 39 в т. ч.: теоретическое обучение 38 практические занятия 0 самостоятельная работа 19 Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) 1 7 1.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины № раздела, темы 1 1.1 1.1.1 1.1.2 1.1.3 1.1.4 Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах Введение Основные этапы становления и развития литературы Кубани. Первые кубанские писатели, первые художественные журналы и издательства. Рождение Краснодарской писательской организации. Писатели Кубани – Лауреаты Государственных премий. Самостоятельная работа: 1. Сообщение «Литературный альманах «Кубань» и его роль в объединении писателей региона». Родная литература XIX века Родная литература первой половине XIX века Кубань и декабристы. Правда о Кавказе в произведениях А. А. Бестужева-Марлинского. «Кубанская глава» повести А.А. Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек». А.С. Пушкин на Кубани. «Кубанский» фрагмент письма А.С. Пушкину (сентябрь 1820 г.). Упоминание Тамани в поэме «Кавказский пленник». Авторское примечание к поэме, посвящённое поединку Мстислава и Редеди. Тема Кубани в поэме «Тазит». Тема Кавказа в творчестве М.Ю. Лермонтова. Повесть «Тамань». Поэтичность произведения, точный и выразительный язык. Стихотворения «Мцыри», «Демон», «Кавказ», «Прощай немытая Россия», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «Утро на Кавказе». Самостоятельная работа: 2. Доклад «Кавказская ссылка в судьбах участников декабрьского восстания». 3. Составление кроссворда «Пребывание А.С.Пушкина на Кубани». 1 8 1 10 4 1 1 1 1 Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы ПРб 07, ЛР 01, ЛР 04, МР 04, ОК 04, ОК 05 ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 10, ЛР 01, ЛР 04, МР 04, ОК 01-ОК 09 1.2 1.2.1 1.2.2 1.2.3 1.2.4 1.2.5 1.2.6 2 2.1 2.1.1 2.1.2 2.1.3 2.1.4 2.2 2.2.1 4. Презентация «М. Лермонтов и Кубань». Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века Кубань в творчестве А.П. Чехова. Земля Кубани как символ свободы, вольной и счастливой жизни в рассказе «Барыня». Кубанские реалиии в эпистолярном наследии А. П. Чехова. В.Г. Короленко на Кубани и его творчество. Жизнь кубанских станиц в рассказах М. Горького. Рассказ «Дед Архип и Лёнька». Очерк «Два босяка». Тема богатства и бедности. Точность и беспощадность писательских оценок. Кубань в жизни и творчестве Г.И. Успенского. Очерк «Разговоры в дороге» (из цикла «Кой про что»), «Портрет» Новороссийска в письме В.М. Соболевскому (7 апреля 1886 г.). Природа, народонаселение и экономика Кубани в цикле очерков «Письма с дороги». Очерк А.И. Куприна «Путевые картинки». Восхищение землѐй Кубани. Новороссийские зарисовки. Контрольная работа №1 по теме «Родная литература XIX века». Самостоятельная работа: 5. Сообщение «Кубанские реалии в эпистолярном наследии А.П. Чехова». 6. Доклад «Новизна тематики и суровая правда горьковских повествований». Литература XXвека Кубанская проза первой половины XXвека. А. Серафимович. «Железный поток» - «эпическая фреска Гражданской войны». События Гражданской войны на Кубани в произведениях Д.А.Фурманова. Н. Островский. Личность и судьба писателя. Роман «Как закалялась сталь». Корчагинское поколение. Ф.В.Гладков. Жизненный и творческий путь писателя. Тема рабочего класса в романе Ф.В.Гладкова «Цемент». Самостоятельная работа: 7. Презентация «Жизнь и творчество А. Серафимовича». 8. Доклад «Жизнь Н.Островского в Новороссийске». 9. Дать характеристику главному герою романа «Как закалялась сталь». 10. Презентация «Жизнь и творчество Ф. В. Гладкова». Поэзия 2-й половины XX века. Творчество И. Вараввы. Образный строй стихотворений книги И. Вараввы «Казачий кобзарь». Стихотворения: «Люлька кошевого», «Речка Ея», «Подсолнухи». Песенно-сказовое начало «Бандуры Головатого», «На хуторе нашем вишневом», «Косовица». 9 6 1 1 ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 10, ЛР 01, ЛР 04, МР 04, МР 08 ОК 01-ОК 09 1 1 1 1 28 6 1 1 2 ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ЛР 01, ЛР 04, МР 04, ОК 01-ОК 09 2 6 1 ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 09, ЛР 01, ЛР 04, МР 04, ОК 01-ОК 09 2.2.2 2.2.3 2.2.4 2.2.5 2.2.6 2.3 2.3.1 2.3.2 2.3.3 2.3.4 2.3.5 2.3.6 Жизнь и творчество В Бакалдина. Лирический герой в поэзии В. Бакалдина. Стихотворения: «Я не рос», «На приречной рыжей полосе» Творчество К.А Обойщикова. Социальная, гражданская тематика стихотворений: «Пишу у лампы затененной», «Кубань – земля такая», «Они Россию кормят хлебом», «Земля родная». Гражданские мотивы поэзии В.П.Неподобы. Стихотворения «Новый мост», «Мое пророчество» как выражение гражданского самосознания автора. Переживание исторического прошлого в стихах «Автобиография с завещанием», «Кубань, 1933 год». Особенности тематики женской лирики. Творчество В.Г. Сааковой, Н.Т. Василининой, Е. Поздняковой. Философское осмысление слова и роли поэта в стихотворениях Н.Т. Василининой, Е. Поздняковой. Тема Великой Отечественной войны в произведениях кубанских писателей. Кубанские писатели на фронтах Великой Отечественной войны. Сражающаяся Кубань в стихотворениях И. В. Белякова, И. Ф. Вараввы, К. А. Обойщикова, Н. С. Краснова, В. Г. Сааковой. Самостоятельная работа: 11. Доклад «Вклад И. Вараввы в развитие литературы Кубани». 12. Выразительное чтение наизусть стихотворения по выбору студентов. 13. Доклад «Кубань как поэтический образ в стихотворениях К. Обойщикова». 14. Сообщение «Прошлое и настоящее России в творчестве В.Неподобы». 15. Анализ стихотворения (по выбору студентов). 16. Подготовить сочинение на тему: «Отражение жизни народа в литературе Великой Отечественной войны». Особенности развития литературы во второй половине XX века Кубанская пресса в военные и послевоенные годы. Ратный и трудовой подвиг кубанцев в литературе военных и первых послевоенных лет. Фронтовые репортажи К. М. Симонова, публицистика Л. М. Леонова, В. П. Катаев «Семья Игнатовых»; А. А. Первенцев «Честь смолоду» и др. П. К. Игнатов. Повесть «Братья-герои». Жизнь и творчество Г. Василенко. Рассказ «Мальчишки сорок первого». П. Прокопов. «Баллада об ушедших в десант». Особенности конфликта и авторской позиции повести. Г.В. Соколов. Сборник очерков и рассказов «Малая земля». Жизнь и творческий путь Юрия Николаевича Абдашева. Ответственный секретарь альманаха «Кубань»; автор многочисленных поэтических сборников, песен; член 10 1 1 1 1 1 16 1 1 1 1 1 1 ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 09, ЛР 01, ЛР 04, МР 04, МР 08, ОК 01-ОК 09 2.3.7 2.3.8 2.3.9 2.3.10 2.3.11 2.3.12 2.3.13 2.3.14 Союза писателей СССР. О защитниках Кавказа и их героической стойкости в годы Великой Отечественной войны в повести «Тройной заслон». История казаков и казачества на страницах прозы Б. Тумасова «На рубежах южных». Быт, мир, характеры в историческом потоке. Борис Евгеньевич Тумасов – русский советский писатель, автор исторических романов; единственный из писателей-историков, который сумел представить в своем творчестве наиболее полную художественную панораму древней русской жизни. Вся история Русского государства от Рюриковичей до Романовых передана писателем в мельчайших подробностях Тема казачества в творчестве В.И. Лихоносова. Традиция русского романа: лирическое и эпическое начала в книге «Наш маленький Париж». История создания романа. Сюжет, композиция, жанр романа. Художественная философия истории и концепция личности в романе В. Лихоносова «Наш маленький Париж». Художественное и историческое, прошлое и настоящее в романе. Образ города и способы его создания. Характеры и судьбы в историческом потоке. Жизнь и творчество А. Д. Знаменского. Осмысление судеб казачества в романе А. Д. Знаменского «Красные дни». Сказы о казачестве В.А. Попова. Традиция русской классической прозы в рассказе В. Бардадыма «Отец». Способы создания характера героя. Характер конфликта и авторская позиция. Жизнь и творчество советского краеведа Бардадыма Виталия Петровича. Публикация стихотворений с 1950-х годов в краевых газетах, альманахе «Кубань», «Литературной России». Тема детства в повести В. Н. Логинова «Витюшкино детство». Проблема семейных отношений в произведениях Ю.В. Сальникова. Контрольная работа № 2 по теме «Родная литература XX века». Самостоятельная работа: 17. Доклад «Традиции гоголевской прозы в повествовании В. Лихоносова». 18. Доклад «Роль казачества в революции по роману А. Д. Знаменского «Красные дни». 19. Сообщение «Проза Ю. Сальникова: сюжетно-композиционные и стилистические черты». Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) Итого 11 1 1 2 1 1 1 1 1 1 39 12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрено специальное помещение: кабинет русского языка и литературы. Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий; - комплект электронных видеоматериалов; - задания для контрольных работ; - профессионально ориентированные задания; - материалы экзамена. Технические средства обучения: - персональный компьютер обеспечением; - проектор с экраном. с лицензионным программным Залы: Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1. Основные печатные издания 1. Родная Кубань: Книга для чтения/ под ред. В.Н. Ратушняка. Краснодар: Перспективы образования, 2008. 2. Литература Кубани: учебно-методический комплекс : курс лекций / Составитель Д.Р. Цимбалистова. – Краснодар : АНПОО Кубанский институт профессионального образования, 2021. – 100 с. 3.2.2 Интернет-ресурсы: http://www.stihi.ru/ - Стихи.ру –национальный сервер современной поэзии. http://www.bestugev-m.org.ru/ - А.А. Бестужев-Марлинский https://ilibrary.ru/ Интернет-библиотека Алексея Комарова https://biblioteka-krymsk.ru/page/page152.html Писатели на Кубани https://proza.ru/2009/10/27/29 А.Серафимович https://biographe.ru/znamenitosti/nikolay-ostrovskiy/ Н. Островский http://www.hrono.info/biograf/bio_g/gladkov_fv02.php Ф.Гладков http://www.if-varavva.narod.ru/index.files/page0001.htm И.Варавва https://ru.wikipedia.org/wiki/ В.Бакалдин https://ruschool.wordpress.com/2010/04/28/ К.Обойщков https://www.rulit.me/authors/vasilenko-grigorij-ivanovich Г.Василенко 13 http://литист.рф/культура-новороссийска/novorossiyskie-pisateli-19501990-e-godyi/prokopov-petr-ivanovich-1935-1993-gg/ П.Прокопов https://ru.wikipedia.org/wiki/ В.Лихоносов https://www.livelib.ru/author/160841 А.Знаменский https://ru.wikipedia.org/wiki/ В.Бардадым www.cossackdom.com - история казачества: события, биографии, иллюстрации, карты исторических событий, военных действий и пр. 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения ПРб 05 ПРб 06 ПРб 07 ПРб 08 ПРб 09 ПРб 10 Методы оценки Оценка результатов устных ответов, аналитической работы с текстами художественной литературы, написания сочинений, эссе (в том числе профессионально ориентированных), составления развернутых устных и письменных высказываний, заданий экзамена 15