Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БУД.01 Русский язык (базовый уровень) профиль обучения: социально-экономический для профессии среднего профессионального образования 43.02.09 Повар, кондитер 2022 г. РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии гуманитарных дисциплин, безопасности жизнедеятельности и физической культуры УТВЕРЖДАЮ И.о. директора ГБПОУ «КТТиЖТ» _______________ В. А. Шахбазян «31» августа 2022 г. Председатель ______________Хаженцева Л.М. Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № 1 от 31 августа 2022г. Рабочая программа базовой учебной дисциплины БУД.01 Русский язык разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613, Минпросвещения РФ от 24.09.2020 N 519, от 11.12.2020 N 712), примерной рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» (базовый уровень) профиль обучения: социально-экономический для профессиональных образовательных организаций 2022 года. С учетом: распоряжения Минпросвещения России № Р-98 от 30 апреля 2021года «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования»; распоряжения Минпросвещения России № Р-198 от 25 августа 2021года «Об утверждении Методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам»; методических рекомендаций по разработке общеобразовательного цикла ОПОП СПО, реализуемых на базе основного общего образования; ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1569 от 9 декабря 2016 года, зарегистрированным в Минюсте РФ 22 декабря 2016 года 44898, укрупненной группы профессий 43.00.00 Сервис и туризм. Организация разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» Разработчик: преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ» _____________/Л. А. Шипицына/ Рецензенты: ________________________________ _____________ подпись ________________________________ Квалификация по диплому: _____________ подпись ________________________________ ________________________________ Квалификация по диплому: 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 19 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 21 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 43.01.09 Повар, кондитер. 1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины: Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций: ОК.01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК.02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК.03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК.04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК.05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК.06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. ОК.09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ОК.10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб). Коды результатов ЛР 01 ЛР 04 Планируемые результаты освоения дисциплины включают: российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на 4 ЛР 06 ЛР 07 ЛР 09 ЛР 13 МР 02 МР 04 МР 08 МР 09 ПРб 01 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04. ПРб 05. ПРб 06. ПРб 07 диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров Знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка Сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения 5 ПРб 08 ПРб 09 ПРб 10 Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 116 Основное содержание 103 в т. ч.: теоретическое обучение 90 практические занятия 10 контрольные работы 3 Профессионально ориентированное содержание 13 в т. ч.: теоретическое обучение 7 практические занятия 6 Промежуточная аттестация (экзамен) 6 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 2 Основное содержание Объем в часах 3 Введение Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский язык в современном мире. 3 2 Профессионально ориентированное содержание Значение русского языка при освоении профессий СПО социальноэкономического профиля 1 13 Раздел 1 Тема 1.1. Язык и речь Основное содержание Язык и речь. Виды речевой деятельности. Язык и речь. Входной контроль. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Литературные нормы устной и письменной речи. 7 3 3 Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы 4 ПРб 02, ЛР 01, ЛР 04, МР 02, МР 04, ОК 01, ОК 03, ОК 05 ПРб 02, ЛР 01, ЛР 13, МР 02, МР 04, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 02, ПРб 03, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 02, ПРб 03, ЛР 06, ЛР 07, МР 02, ОК 05 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах Тема 1.2. Функциональные стили речи Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме. Публицистический стиль речи. Художественный стиль речи. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое Текст как произведение речи. Практическое занятия 1. Определение типа, стиля, жанра текста. Профессионально ориентированное содержание Лингвостилистический анализ текстов профессиональной направленности. 6 Тема 1.3. 6 2 1 1 1 Информационная переработка текстов профессиональной направленности. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на профессиональную. Раздел 2 Фонетика, орфоэпия, графика, орфография Основное содержание 8 1 12 Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы ПРб 02, ПРб 03, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 02, ПРб 03, ЛР 06, ЛР 07, МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 02, ПРб 03, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК 03, ОК 05, ОК 10 ПРб 02, ПРб 03, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 01, ПРб 03, ЛР 06, ЛР 07, МР 08, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Тема 2.1 Фонетика. Звуки и буквы. Исторические и позиционные чередования. Орфоэпия. Фонетический анализ Соотношение буквы и звука. Фонетический разбор слова. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение. Тема 2.2 Раздел 3 Орфография Орфограммы в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных. Употребление буквы Ь и буквы Ъ. Правописание О/Е после шипящих и Ц. Правописание приставок на З-/СПравописание И – Ы после приставок. Контрольная работа № 1 по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография». Профессионально ориентированное содержание Выявление закономерностей функционирования фонетической системы языка в образцах устной и письменной речи профессиональной направленности. Практическое занятие 3. Наблюдение над функционированием правил орфографии в образцах письменных текстов профессиональной направленности Лексика и фразеология 9 Объем в часах 3 3 6 6 Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы ПРб 01, ПРб 03, ЛР 06, ЛР 07, МР 08, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 01, ПРб 03, ЛР 06, ЛР 07, МР 08, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 1 1 ПРб 01, ПРб 03, ЛР 06, ЛР 07, МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 1 15 ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы Основное содержание Тема 3.1. Тема 3.2 Слово в лексической системе языка Лексическое и грамматическое значение слова. Прямое и переносное значение слова. Однозначность и многозначность слов. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Практическое занятие 4. Употребление паронимов. Лексика с точки зрения ее происхождения и употребления Лексика с точки зрения ее происхождения. Лексика с точки зрения ее употребления. Профессионально ориентированное содержание Профессионализмы. Терминологическая лексика профессии социальноэкономического профиля Тема 3.3. Фразеологические единицы и их употребление Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Практическое занятие 5. Использование фразеологизмов в речи. Профессионально ориентированное содержание Лексический и фразеологический анализ терминов, профессионализмов и фразеологизмов профессии социально-экономического профиля СПО. 10 6 5 1 2 2 1 2 1 1 1 ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 Наименование разделов и тем Тема 3.4. Раздел 4 Тема 4.1. Тема 4.2. Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Лексические нормы Виды лексических ошибок. Лексические ошибки и их исправление. Контрольная работа № 2 по теме: «Лексика. Фразеология». Морфемика, словообразование, орфография Основное содержание Состав слова. Корневая морфема. Аффиксальные морфемы. Основа слова Состав слова. Многозначность морфем. Словообразование. Морфологические и неморфологические способы Словообразование. Морфологические способы словообразования. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор. Формообразование. Понятие об этимологии. Этимологический анализ слова. Профессионально ориентированное содержание Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ профессиональной лексики и терминов профессии социальноэкономического профиля СПО Практическое занятие 7. Распределение терминов профессии социальноэкономического профиля СПО по словообразовательным гнездам, 11 Объем в часах 3 2 1 12 2 2 5 5 1 1 Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР13, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 01, ПРб 03, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 09, ЛР13, МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 01, ПРб 03, ЛР 01, ЛР 04, МР 04, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 01, ПРб 03, ЛР 01, ЛР 04, МР 04, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 01, ПРб 03, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 09, ЛР13, МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 Наименование разделов и тем Тема 4.3. Раздел 5 Тема 5.1. Тема 5.2. Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка образования слов с помощью словообразовательных моделей и способов словообразования Орфография Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ-. Практическое занятие № 8. Использование правил орфографии в образцах письменных текстов 3 Морфология и орфография Основное содержание Имя существительное как часть речи Лексико-грамматические разряды существительных. Род, число, склонение и падеж существительных. Правописание падежных окончаний имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Имя прилагательное как часть речи Лексико-грамматические разряды прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных имён 12 2 1 30 4 4 4 3 Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы ПРб 01, ПРб 03, ЛР 01, ЛР 04, МР 04, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, МР 02, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02, ЛР 07, Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся прилагательных. Практическое занятие 9. Работа над орфографическими навыками. Тема 5.3. Тема 5.4. Имя числительное как часть речи Лексико-грамматические разряды числительных. имен числительных. Объем в часах 1 2 Правописание 2 Местоимение как часть речи. Правописание местоимений Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. 2 2 Тема 5.5. Тема 5.6. Глагол как часть речи. Правописание глагола Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глаголов. Правописание НЕ с глаголами. 2 Причастие и деепричастие как особые формы глагола Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот, его обособление в предложении. Деепричастие как глагольная форма. НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом. 8 13 2 4 2 Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы МР 08, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02, ЛР 07, МР 08, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 Наименование разделов и тем Тема 5.7. Тема 5.8. Раздел 6 Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Практическое занятие 10. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Практическое занятие 11. Построение предложений с деепричастным оборотом. Наречие как часть речи Грамматические признаки наречия. Правописание наречий. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Служебные части речи Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Союз как часть речи. Правописание союзов. Частица как часть речи. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Профессионально ориентированное содержание Исследование грамматических категорий частей речи и грамматического значения слов в текстах документации профессий социально-экономического профиля. Практическое занятие 12. Составление текстов профессиональной направленности с использованием нужных словоформ, наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов документации профессии социально-экономического профиля Синтаксис и пунктуация 14 Объем в часах Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы 2 2 2 4 4 1 ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, МР 02, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 1 31 ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб Наименование разделов и тем Тема 6.1. Тема 6.2. Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах Основное содержание Синтаксис и пунктуация. Основные понятия. Основные единицы Основные единицы синтаксиса. Основные выразительные средства синтаксиса. 2 Словосочетание. Виды. Синтаксис. Связи. Разбор словосочетания Строение словосочетания. 1 2 1 Тема 6.3. Понятие о предложении. Классификация. Простые и сложные предложения Виды предложений по цели высказывания. 1 1 Тема 6.4. Простое предложение и его характеристика. Двусоставные и односоставные предложения. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. 15 5 2 Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы 04, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13 МР 02, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09, Наименование разделов и тем Тема 6.5. Тема 6.6. Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах Второстепенные члены предложения. Односоставное и неполное предложения. Односоставные безличные. Практическое занятие 13 Нахождение грамматической основы в двусоставном и односоставном предложении. Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные дополнения. Обособленные обстоятельства. Обособленные приложения. Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения или присоединения. Знаки препинания при сравнительных оборотах, обращении. Вводные слова и вставные конструкции. Практическое занятие № 14 Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, обстоятельствами и приложениями. Контрольная работа № 3 по теме: «Осложненное простое предложение». Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор Знаки препинания в сложносочиненном предложении. 1 1 1 11 9 Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания с несколькими придаточными Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений. Знаки 16 ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04, ЛР 07, МР 08, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 1 1 1 1 Тема 6.7. Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 2 2 ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09 ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04, ЛР 07, Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах препинания в сложноподчиненном предложении. Тема 6.8. Тема 6.9. Тема 6.10 Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическое занятие 15. Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам. Сложное предложение с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое. Период Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое. Профессионально ориентированное содержание Исследование текстов профессиональной направленности на выявление существенных признаков синтаксических понятий и синтаксических единиц Практическое занятие 16. Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры на профессиональные темы. Способы передачи чужой речи. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. 17 2 2 2 2 1 1 1 1 Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы МР 02, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13, МР 02, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13, МР 02, МР 08, МР 09, ОК 01-ОК 06, ОК 09-ОК 10 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Промежуточная аттестация (экзамен) Всего: Объем в часах 6 122 18 Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины имеется кабинет русского языка. Помещение кабинета соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178– 02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. Оборудование учебного кабинета: − посадочные места по количеству обучающихся; − рабочее место преподавателя; − комплект учебно-наглядных пособий; − комплект электронных видеоматериалов; − задания для контрольных работ; − профессионально ориентированные задания; − материалы экзамена. Технические средства обучения: − персональный компьютер с обеспечением; − проектор с экраном. лицензионным программным 3.2. Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1. Основные печатные издания 1. Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования / Е.С. Антонова, Т. М. Воителева. – 3-е изд., стер. – Москва: Академия, 2013. - 409 с. 3.2.2. Дополнительные источники 1. Лобачева, Н.А. Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 230 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12294-7 2. Лобачева, Н.А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 206 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12621-1. 19 3. Лобачева, Н.А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 123 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12620-4. 4. Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для среднего профессионального образования / П.А. Лекант [и др.]; под редакцией П.А. Леканта. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9916-7796-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/452165 20 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения ПРб 01 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04 Методы оценки Оценка результатов устных ответов, аналитической работы с текстами разных стилей, представления текстов в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров, сформированности понятий о нормах русского литературного языка и применения знаний о них в речевой практике, филологического анализа языковых единиц, сочинений, эссе (в том числе профессионально ориентированных), заданий экзамена 21