Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для профессии 23.01.09. Машинист локомотива 2021 г. «РАССМОТРЕНО» методической комиссией гуманитарных дисциплин безопасности жизнедеятельности и физической культуры «30» августа 2021 г. Председатель _____ Хаженцева Л.М. «УТВЕРЖДАЮ» директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ» _______________ С.А. Москалев «31 августа 2021 года Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № 1 от « 31» августа 2021 г. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Безопасность жизнедеятельности разработана с учетом примерной программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций, разработанные в ГБУ КК НМЦПО, утвержденный научно-методическим советом профессиональных образовательных учреждений Краснодарского края протокол №2 от 23.04.2015 г., с учётом требований: ФГОС СПО по профессии 23.01.09 Машинист локомотива. Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное профессиональное учреждение Краснодарского края "Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта" Разработчик: Нагапетян А.Р. преподаватель ГБПОУ«КТТ и ЖТ» Рецензент: ___________ Олейников С.В. преподаватель ОБЖ ГБПОУ КК «ГСТ» подпись ___________ подпись Зверюков В.В преподаватель ОБЖ ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж» 2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ стр. 4 УЧЕБНОЙ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 19 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ СОДЕРЖАНИЕ 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07. «Безопасность жизнедеятельности» 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 23.01.09. Машинист локомотива. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту; - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; - применять первичные средства пожаротушения; - ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; - оказать первую помощь пострадавшим В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; - основы военной службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; - способы защиты населения от оружия массового поражения; - меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеют военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО; 4 - область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов; самостоятельной работы обучающегося 28 часов. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные занятия практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) Внеаудиторная самостоятельная работа (составление конспектов, подготовка реферативных сообщений, ответы на вопросы) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Объем часов 84 56 28 28 28 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 07. «Безопасность жизнедеятельности» Наименование тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения 1 2 Тема 1.1. Содержание учебного материала Чрезвычайные 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины и их возможные ситуации природного, последствия. Правила безопасного поведения при нахождении в близижелезнодорожных техногенного и путей военного характера 2. Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту 3. Опасные природные явления. Техногенные опасности и угрозы (радиационно-опасные объекты, химически опасные объекты, пожаро- и взрывоопасные объекты, газо- и нефтепроводы, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства). Чрезвычайные ситуации военного характера. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий (прямые, косвенные, связанные с изменением среды обитания людей). Ядерное, химическое, бактериологическое оружие. Обычные средства поражения Международный и внутригосударственный терроризм. Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций. Тема 1.2. Практические занятия Организационные 1. Организация и проведение мероприятий по защите работающих и населения от основы защиты негативных воздействий чрезвычайных ситуаций (рассредоточение, эвакуация) населения от чрезвычайных 2. Профилактические меры для снижения опасностей различного вида и их последствий в ситуациях мирного и профессиональной деятельности и быту. военного времени Тема 1.3. Основные Содержание учебного материала принципы и 1. Законодательные акты и нормативно-техническая документация по действиям в нормативная база чрезвычайных ситуациях. защиты населения от 2. Основные положения Федеральных Законов «О защите населения и территории от чрезвычайных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О гражданской Объем часов 10/4 3 3 Уров ень освое ния 4 2 1 1 1 2 1 1 3 2 1 1 7 обороне». 3. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций Инженерная защита населения. Мероприятия медицинской защиты, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах. Комплекс стандартов «БЧС» - «Безопасность в чрезвычайных ситуациях». Задачи и содержание комплекса «БЧС». Организация и выполнение эвакуационных мероприятий. Организация аварийно спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций Тема 1.4. Обеспечение Содержание учебного материала устойчивости 1. Понятие об устойчивости объектов экономики в чрезвычайной ситуации. функционирования 2. Факторы, определяющие стабильность функционирования технических систем и бытовых объектов экономики объектов. Критерии устойчивости. Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России. Основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости объектов экономики. Обеспечение надёжной защиты рабочих и служащих, повышение надёжности инженерно-технического комплекса. Системы непрерывного контроля. Резервирование бытовых и технических объектов. Подготовка объектов к переводу на аварийный режим работы, подготовка к восстановлению нарушенного производства ситуаций 1 2 1 1 2 8 Тема 2.1. Основы военной службы и обороны государства Тема 2.2. Организация воинского учета и военная служба. Тема 2.3. Военнопатриотическое Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической литературой (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. 1.Составить реферативное сообщение по теме «Протекание чрезвычайной ситуации на производстве продовольственных товаров, на транспорте, электростанциях, при транспортировке, хранении и эксплуатации различной продукции и их последствия для человека, производственной и бытовой среды» (индивидуальные задания по каждой чрезвычайной ситуации) 2.Составить таблицу «Травмирующие и вредные факторы технических систем и бытовой среды при возникновении чрезвычайной ситуации» (индивидуальные задания) 3. Подобрать несколько примеров проведения контртеррористической операции. Проанализируйте последствия для террористов. Сделать выводы. 4. Сформулировать ответы на вопросы: - Какую опасность для мирного населения представляют сегодня вооруженные конфликты? Каковы поражающие факторы пожаров и первичные средства пожаротушения? - Какую характеристику вы можете дать основным видам современного терроризма? - Какие спасательные службы обычно организуются в учреждениях и на предприятиях? Раздел 2. Основы военной службы Содержание учебного материала 1. Национальная безопасность и национальные интересы России. 2. Угрозы национальной безопасности России. 3. Обеспечение национальных интересов России. 4. Военная доктрина Российской Федерации Содержание учебного материала 1. Воинский учет. 2. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на воинскую службу. 3. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. 4. Прохождение военной службы по призыву и по контракту. 5. Основные виды воинской деятельности. Содержание учебного материала 1. Боевые традиции Вооруженных сил России. 4 37/22 4 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 4 1 2 2 2 9 2. Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. 3. Дружба, воинское товарищество – основы боевой готовности частей и подразделений. 4. Воинские символы и ритуалы. Тема 2.4. Практические занятия Общевоинские 3. Основные мероприятия по обеспечению безопасности военной службы. уставы 4. Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации и взаимоотношения между ними. 5. Размещение военнослужащих. 6. Воинская дисциплина. 7. Поощрение и дисциплинарные взыскания. 8. Права военнослужащего. Тема 2.5. Строевая Практические занятия подготовка 9. Строевые приемы и движения без оружия. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головной убор снять (одеть)». 10. Повороты на месте. 11. Движение строевым шагом. 12. Строевые приемы и движения без оружия. 13. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Тема 2.6.Физическая Практические занятия подготовка 14. Тренировка в беге на длинные дистанции (кросс на 3-5 км). 15. Совершенствование упражнений на гимнастических снарядах и контроль упражнения в подтягивании на перекладине. 16. Совершенствование и контроль упражнения в беге на 100 м. Тема 2.7. Огневая Практические занятия подготовка 17. Назначение, боевые свойства и устройство автомата, разборка и сборка. 18. Работа частей и механизмов автомата при заряжении и стрельбе. 19. Уход за стрелковым оружием, хранение и сбережение. 20. Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке. Тема 2.8. Практические занятия Тактическая 21. Движение солдата в бою. воспитание молодежи. 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 3 1 1 1 4 1 1 1 1 3 1 2 2 2 2 2 10 подготовка Тема Радиационная, химическая биологическая защита 2.9. и Тема 3.1. Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях 22. Передвижение на поле боя. 23. Обязанности наблюдателя. Практические занятия 24. Средства индивидуальной защиты и пользование ими. 25. Способы действий личного состава в условиях радиационного, химического и биологического заражения 26. Применение первичных средств пожаротушения. Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической литературой (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовить рефераты, сообщения, выступления, доклады по теме: Изучение основных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок несения военной службы. Изучение положений Международного гуманитарного права, обеспечивающих защиту жертв вооруженных конфликтов и определяющих правила поведения военнослужащих в бою. Сформулировать для себя понятие, что представляет воинская обязанность. Подготовить сообщение о значении воинского учета граждан для военной безопасности государства Подготовить доклад на тему «значение обучения по военно-учебной специальности для подготовки к военной службе». "Мероприятия, необходимые для усиления защитных свойств помещений, используемых под противорадиационные укрытия (ПРУ)"; "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности объекта" Раздел 3. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи Содержание учебного материала 1. Общие правила оказания первой медицинской помощи. 2. Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях. 3. Способы временной остановки кровотечения. 4. Обработка ран. 5. Профилактика шока. 6. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Практические занятия 27. Оказание первой медицинской помощи. 28. Неотложные реанимационные мероприятия (сердечно-легочная реанимация, противошоковые мероприятия, остановка кровотечений, иммобилизация конечностей подручными средствами, транспортировка пострадавших). Самостоятельная работа обучающихся 1 1 3 1 1 2 1 22 8/2 8 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 2 2 11 Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической литературой (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовить рефераты, сообщения, выступления, доклады по теме: 1.Составить алгоритмы оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, травмах, 2. Составить алгоритмы оказания первой медицинской помощи при ожогах, отморожениях, отравлениях Всего по 1 разделу Всего по 2 разделу Всего по 3 разделу Всего Дифференцированный зачет Итого 10/4 37/22 8/2 55/28 1 56/28 84 12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия: учебного кабинета по основам безопасности жизнедеятельности и охране труда. Оборудование учебного кабинета: - столы, стулья по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя - рекомендуемые учебники, дидактический материал, раздаточный материала, плакаты по курсу; инструкции по пожарной безопасности, Общевойсковые Уставы. Технические средства обучения: ноутбук с лицензионным программным обеспечением, звуковые колонки, телевизор. 3.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники: Основные источники: 1.Основы безопасности жизнедеятельности 10-11 классы : учебник для сред. проф.образования/ Ким С.В., Горский в.А.. - М.: Издательский центр " Просвещение, 2022 Дополнительные источники: 1.Основы безопасности жизнедеятельности : учебник для сред. проф.образования/ Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. - 10 - е изд., стер. - М.: Издательский центр " Академия, 2015 .- 336 с. 2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс: учебник общеобразовательных учреждений. - М.; Просвещение, 2012. 3. Безопасность жизнедеятельности учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования/Ю.Г. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян. – 6 е изд., стер.- М.: Издательский центр « Академия», 209.- 320с. 4. Безопасность жизнедеятельности: учебник /В.Ю. Микрюков.--е изд.. стер. -М.: КНОРУС, 2013. - 288с.-(среднее профессиональное образование) 5. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. учеб. заведений/Э А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов. - 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр " Академия", 204. - 176 с. Дополнительные источники: 6. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 класс: учебник общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012. 7. Наставление по стрелковому делу. М.: Воениздат, 1987; 8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации .-Ростов-н/Д.: Эксмо,2013; 9. Безопасность жизнедеятельности. В. С. Алексеев, О. И. Жидкова, Н. В. Ткаченко Конспект лекций. Издательство: Эксмо, 2008 г.; 160 стр. 10. Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А., Дурнев Р.А., Крючек Н.А.Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Издательство: Дрофа; 2009 г., 375 стр. 11. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности / В.Ю. Микрюков. – М.: ФОРУМ, 2008. – 464 с. 12. Вагизов Р.Г. Справочник призывника. / Р.Г.Вагизов. – Казань: Издательство Казанского гос. университета, 2009. – 38 с. 13. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профил. уровни /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акаднаук., Рос. Акад. образования, изд-во « Просвещение».- 5 – е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2013.-351 с. 14. Рыговский В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности / В.Н. Рыговский – К.: ООО «Олитех», 2008. – 140 с. 15. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб. пособие для учреждений нач, проф. образования / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Е, Л. Побежимова. — М.: Издательский центр «Академия», 2013, — 144 с. 13 Интернет – ресурсы 1.Общие вопросы безопасности жизнедеятельности http://umka.nrpk8.ru/library/courses/bgd/tema1_1.dbk ; 2. Методические пособия, статьи для обучения в сферах безопасности, здоровья, педагогики, методики преподавания для (программы, учебники) http://www.eduall.ru/pages/links/all_links.asp?page=1&razdel=9; 3. Министерство обороны http://www.mil.ru ; 4. Министерство чрезвычайных ситуаций www.mchs.qov.ru; 5. Юридическая Россия http://www.law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1212788 6. http://www.alleng.ru/d/saf/saf13.htm 7. http://www.bti.secna.ru/bgd/book/p_1.html#q 8. http://life-safety.ru/ 9. http://ohrana-bgd.narod.ru/ 10. http://harliff.narod.ru/inst/1.html 11. http://yeb2005.narod.ru/bgd.html#13 12. http://www.k2x2.info/shpargalki/bezopasnost_zhiznedejatelnosti_shpargalka/index.php 13. http://bookucheba.com/bezopasnost-jiznedeyatelnosti-ohrana.htm 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов. Результаты обучения Формы и методы контроля и (освоенные умения, усвоенные знания) оценки результатов обучения 1 2 В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - организовывать и проводить мероприятия по защите Экспертная оценка самостоятельной работающих и населения от негативных воздействий работы. чрезвычайных ситуаций; Выполнения практического задания, практические занятия: №1,2, 3,4,7,9,10. - предпринимать профилактические меры для Экспертная оценка самостоятельной снижения уровня опасностей различного вида и их работы. последствий в профессиональной деятельности и в быту; использовать средства индивидуальной и Экспертная оценка устного опроса, коллективной защиты от оружия массового поражения; тестирования, самостоятельной работы. Выполнения практического задания, практические занятия: № 6,8, 22. - применять первичные средства пожаротушения; - ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; Экспертная оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. Выполнения практического задания, практические занятия: № 23 Экспертная оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. 14 - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; Экспертная оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; Экспертная оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. Выполнения практического задания, практические занятия: № 12 Экспертная оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. Выполнения практического задания, практические занятия: № 24. - оказать первую помощь пострадавшим; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; - основы военной службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; - способы защиты населения от оружия массового поражения; - меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; Экспертная оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. Экспертная оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. Выполнения практического задания, практические занятия: № 5. Экспертная оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. Выполнения практического задания, практические занятия: № 11, 13,14,15,16,17,18, 20. Экспертная оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. Экспертная оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. Выполнения практического задания, практические занятия: № 6,8. Экспертная оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. Экспертная оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. 15 - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеют военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО; - область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; Экспертная оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. Выполнения практического задания, практические занятия: 19. Экспертная оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим Экспертная оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы Выполнения практического задания, практические занятия: № 25,26,27,28. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения учебной дисциплины должны позволять, проверять у обучающихся не только сформированность усвоенных знаний, освоенных умений, но и развитие общих компетенций. Результаты (освоенные общие компетенции) Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Основные показатели оценки результата Демонстрация интереса к будущей профессии в процессе освоения образовательной программы, участие в НОУ, олимпиадах профессионального мастерства, фестивалях, конференциях. Организовывать собственную деятельность исходя из целей и способов ее достижения. Выбор и применение методов и способов решения поставленных задач. Оценка эффективности и качества выполнения. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Формы и методы контроля оценки - презентация портфолио - тестирование; - экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике Организация самостоятельных Экспертное наблюдение и занятий пи изучении данной оценка на практических дисциплины. занятиях, при выполнении работ учебной и производственной практик. Мониторинг развития личностнопрофессиональных качеств обучающегося. Эффективный поиск необходимой Экспертное наблюдение и информации по данной дисциплине. оценка на практических Использование различных занятиях, при выполнении источников, включая электронные. работ учебной и производственной практик. 16 Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Исполнять воинскую обязанность, в т.ч. с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Применение информационнокоммуникационных технологий при организации самостоятельной работы по данной дисциплине. Оценка презентаций, сообщений. Взаимодействие обучающихся с мастерами, преподавателями в ходе обучения. Наблюдение за ролью обучающегося в коллективе, в общении с руководством и с клиентами. Наблюдение за участием в военных сборах. Демонстрация профессиональных знаний и умений необходимых для исполнения воинской обязанности. выполнения докладов, 17