Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 08 Безопасность жизнедеятельности для профессии 43.02.09 Повар, кондитер 2022 г «РАССМОТРЕНО» МК безопасности жизнедеятельности и физической культуры « 31» августа 2022 г. Председатель _____ Е.К. Шаталина УТВЕРЖДАЮ директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ» _______________ В.А. Шахбазян «31» августа 2022года Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № 1 от «31» августа 2022 г. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Безопасность жизнедеятельности разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций, разработанные в ГБУ КК НМЦПО, утвержденный научно-методическим советом профессиональных образовательных учреждений Краснодарского края . Протокол №2 от 23.04.2015 г., с учётом требований: ФГОС СПО по профессии 43.02.09 Повар, кондитер Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное профессиональное учреждение Краснодарского края "Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта" Разработчик: __________ Рыжих А.П. Преподаватель ГБПОУ«КТТ и ЖТ» Рецензент: ___________ подпись Олейников С.В. преподаватель ОБЖ ГБПОУ КК «ГСТ» ___________ подпись Зверюков В.В. преподаватель ОБЖ ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж» 2 Содержание ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ стр. 4 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 6 ПРОГРАММЫ 18 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 20 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РАБОЧЕЙ 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08 . «Безопасность жизнедеятельности» 1.1. Область применения рабочей программы. Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 43.02.09 Повар, кондитер 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина « Безопасность жизнедеятельности» входит в общепрофессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту; - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; - применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; - оказать первую помощь пострадавшим В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; - основы военной службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; - способы защиты населения от оружия массового поражения; - меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеют военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО; - область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов , в том числе: 4 обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -36 часа; 2. Структура и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные занятия практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Объем часов 36 36 10 - 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.08 «Безопасность жизнедеятельности» Наименование тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения 1 2 Тема 1.1. Содержание учебного материала Чрезвычайные 1 Общие сведения и классификация ЧС. Определение чрезвычайной ситуации. Основные виды потенциальных опасностей, ситуации природного, опасные природные явления, техногенные опасности (радиационно-опасные объекты, техногенного и химически опасные объекты, пожаро- и взрывоопасные объекты, газо- и нефтепроводы, военного характера транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства), опасности военного характера, масштабы происшествия, возможные последствия и причины их возникновения. Практические занятия 1 Определение характеристики ЧС природного характера, их возможные последствия и меры предупреждения. 2 Основные виды потенциальных опасностей в профессиональной деятельности и быту. Принципы снижения вероятности их реализации. Тема 1.2. Содержание учебного материала Организационные основы защиты 1 Гражданская оборона. МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения от ЧС населения и территорий от ЧС. Задачи и основные мероприятия ГО и МЧС в области мирного и военного защиты населения и территорий от ЧС. времени Определение гражданской обороны. Руководство ГО и структура системы МЧС. Силы ГО. Основные цели, мероприятия и задачи ГО и МЧС. Основные мероприятия и приоритетные направления деятельности МЧС. Тема 1.3. Основные Содержание учебного материала принципы и 1 Законодательные акты и нормативно-техническая документация по действиям в ЧС. нормативная база Основные положения ФЗ"О защите населения и территории от ЧС природного, защиты населения от техногенного характера" и "О гражданской обороне" чрезвычайных Нормативно-техническая документация и Законодательные акты по действиям в ситуаций чрезвычайных ситуациях. Основные главы, статьи положения Федеральных Законов " О защите населения и территории от ЧС природного, техногенного характера" и "О гражданской обороне". Объем часов Уровень освоения 3 3 4 1 2 2 2 1 2 1 2 6 Практические занятия 3 1 Инженерная защита населения. Определение видов защитных сооружений Тема 1.4. Обеспечение Содержание учебного материала устойчивости 1 Понятие об устойчивости объектов экономики в ЧС. Факторы, определяющие функционирования устойчивость работы объектов. объектов экономики Понятие , об устойчивости объектов экономики ,ее этапов. Принципы, факторы определяющие устойчивость работы объектов. 1 1 Раздел 2. Основы военной службы Тема 2.1. Основы Содержание учебного материала военной службы и 1 Концепция национальной безопасности. Угрозы национальной безопасности России. обороны государства Перечень угроз национальной безопасности. Комплекс мероприятий для обеспечения национальной безопасности страны. Основные положения Концепции национальной безопасности. Цели, задачи и принципы обеспечения общественной безопасности и основные направления деятельности по обеспечению общественной безопасности. 2 4 Военная Доктрина Российской федерации. Структура, основные понятия и задачи. Понятие Военной доктрины. Ее цель и направления развития. Виды вооруженных конфликтов и правомерное применение Вооруженных сил РФ. Практические занятия 4 Вооруженные силы РФ: структура и руководство. Определение видов и родов войск ВС России, их предназначение. 5 Применение способов бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы. 1 2 1 2 2 1 2 2 Тема 2.2. Содержание учебного материала Организация 1 Воинский учет. Организация медицинского освидетельствования и медицинского воинского учета и обследования граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на воинскую военная служба. службу. ВоенноПонятие воинского учета. Первоначальная постановка на воинский учет. Организация патриотическое и порядок призыва граждан на военную службу. Обязанности граждан по воинскому 6 7 воспитание молодежи. 2 3 4 5 6 учету. Перечень сведений в документах воинского учета. Понятие медицинского освидетельствования граждан в соответсвии ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Результаты проведения медицинского освидетельствования. Организация и порядок призыва граждан на военную службу. Поступление на нее в добровольном порядке. Организация и порядок призыва граждан на военную службу. Реализация задач проведения призыва. Компетенции и задачи военного комиссариата. Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника. Действия призывника по завершении призыва. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе". Права, обязанности, льготы и гарантии регламентируются законодательством о военной службе. Прохождение военной службы по призыву и по контракту. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Прохождение военной службы в соответсвии с ФЗ " О воинской обязанности и военной службе и его организация в соответсвии с внутренним уставом. Перечень ВУС. Требования военной деятельности, предъявляемые к качествам военнослужащего в ходе исполнения обязанностей военной службы.. Понятие Военно-учетных специальностей. Профессии и специальности, приобретенные в образовательных организациях, а также в организациях в ходе трудовой или иной деятельности, при наличии которых граждане получают военно-учетные специальности и подлежат призыву в соответсвии с Положением о воинском учете. Порядок присвоения ВУС и перечень военно-учетных специальностей. Военно-патриотическое воспитание молодежи. Боевые традиции ВС России. Цели и задачи военно-патриотического воспитания молодежи. Система военнопатриотического воспитания, принципы и направления. Условия повышения эффективности системы военно-патриотического воспитания. Понятие боевых традиций ВС. Классификация воинских традиций. Перечень боевых традиций. Верность боевым традициям. Воинские символы и ритуалы. Понятие воинских ритуалов. Разновидность военной присяги в исторических аспектах. Текст Военной присяги и церемония приведения к ней. Атрибуты государства и его армии. Государственный герб, государственный флаг, боевое знамя, государственный гимн и история его принятия. Воинские звания и наградные знаки в России. 1 2 1 2 2 1 2 1 1 2 . 8 Тема Общевоинские уставы 2.3. Содержание учебного материала 1 Поощрения и дисциплинарные взыскания . Права и обязанности военнослужащего. 5 1 2 Суточный наряд роты Практические занятия 6 Распределение времени и внутренний распорядок. Распорядок дня и регламент служебного времени. 7 Несение караульной службы – выполнение боевой задачи, состав караула. 8 Определение обязанностей часового. Пост и его оборудование. 1 3 Тема 2. 4. Строевая Содержание учебного материала подготовка 1 Строи и управление ими. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Понятие строя и его элементы. Назначение строя и их характеристика, управление строем. Практические занятия 9 Строевые приемы и движения без оружия. Выполнение команд: "Становись", " Равнясь","Смирно", "Вольно", "Заправиться", " Отставить", " Головной убор снять ( одеть)" 2 Тема 2.5. подготовка 2 1 1 Тема Тактическая подготовка Огневая Содержание учебного материала 1 Подготовка автомата к стрельбе Практические занятия 10 Разборка и сборка автомата. Выполнение норматива 2.6. Содержание учебного материала Тема Радиационная, химическая Выбор места наблюдения, его занятие, оборудование и маскировка, оснащение наблюдательного поста. Изучение и обустройство позиции, его оборудование и задача. Приемы наблюдения за противником и изучение местности. 2.7. Содержание учебного материала 1 Ядерное оружие и 2 Химическое оружие 2 2 1 2 1 2 1 1 1 4 1 1 2 2 2 9 биологическая защита 3 4 Тема 3.1. Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях Всего Биологическое оружие Средства индивидуальной и коллективной защиты. Применения средств коллективной и индивидуальной защиты от оружия массового поражения. Раздел 3. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи Содержание учебного материала 1 Радиационные ожоги. Противорадиационная защита населения. Основным поражающим факторы и защита от них. Условиях массового поражения населения наибольшую опасность. Лучевая болезнь и ее периоды. Виды противорадиационной защиты. Правила приема радиозащитных средств. 2 Оказание первой при травмах различных областей тела. 3 Виды кровотечений. Применение способов временной остановки кровотечения. 4 Оказание первой помощи при остановке сердца и дыхания. Дифференцированный зачет 1 1 2 2 4 1 2 1 1 1 1 54 222222 2 2 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия: учебного кабинета по безопасности жизнедеятельности . Оборудование учебного кабинета: - типовое оборудование (столы, стулья, шкафы) - аудиторная доска - видеотека мультимедийных учебных программ (мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам БЖ, видеофильмы по разделам курса БЖ, презентации по темам безопасности жизнедеятельности) - нормативно-правовые документы - учебная литература - раздаточный материал - различные приборы (войсковой прибор химической разведки (ВПХР), дозиметры) - индивидуальные средства защиты (респираторы, противогазы, ватно-марлевые повязки) - общевойсковой защитный комплект - противохимический пакет - сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи (сумка СМС) - перевязочные средства (бинты, лейкопластыри, вата медицинская компрессная, косынка медицинская (перевязочная), повязка медицинская большая стерильная, повязка медицинская малая стерильная) - медицинские предметы расходные (булавка безопасная, шина проволочная, шина фанерная) - грелка - жгут кровоостанавливающий - индивидуальный перевязочный пакет - шприц-тюбик одноразового пользования - носилки санитарные - макет простейшего укрытия в разрезе - макет убежища в разрезе - тренажер для оказания первой помощи - учебно-наглядные пособия по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» -набор плакатов или электронные издания -массогабаритный макет автомата Калашникова Технические средства обучения: Ноутбук с лицензионным программным обеспечением, звуковые колонки, телевизор, проектор, экран. 3.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники: 1.Основы безопасности жизнедеятельности 10-11 классы : учебник для сред. проф.образования/ Ким С.В., Горский в.А.. - М.: Издательский центр " Просвещение, 2022 Дополнительные источники: 1.Основы безопасности жизнедеятельности : учебник для сред. проф.образования/ Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. - 10 - е изд., стер. - М.: Издательский центр " Академия, 2015 .- 336 с. 2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс: учебник общеобразовательных учреждений. - М.; Просвещение, 2012. 3. Безопасность жизнедеятельности учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования/Ю.Г. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян. – 6 е изд., стер.- М.: Издательский центр « Академия», 209.- 320с. 4. Безопасность жизнедеятельности: учебник /В.Ю. Микрюков.--е изд.. стер. -М.: КНОРУС, 2013. - 288с.-(среднее профессиональное образование) 5. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. учеб. заведений/Э А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов. - 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр " Академия", 204. - 176 с. Дополнительные источники: 6. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 класс: учебник общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012. 7. Наставление по стрелковому делу. М.: Воениздат, 1987; 8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации .-Ростов-н/Д.: Эксмо,2013; 9. Безопасность жизнедеятельности. В. С. Алексеев, О. И. Жидкова, Н. В. Ткаченко Конспект лекций. Издательство: Эксмо, 2008 г.; 160 стр. 10. Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А., Дурнев Р.А., Крючек Н.А.Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Издательство: Дрофа; 2009 г., 375 стр. 11. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности / В.Ю. Микрюков. – М.: ФОРУМ, 2008. – 464 с. 12. Вагизов Р.Г. Справочник призывника. / Р.Г.Вагизов. – Казань: Издательство Казанского гос. университета, 2009. – 38 с. 13. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профил. уровни /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акаднаук., Рос. Акад. образования, изд-во « Просвещение».- 5 – е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2013.-351 с. 14. Рыговский В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности / В.Н. Рыговский – К.: ООО «Олитех», 2008. – 140 с. 15. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб. пособие для учреждений нач, проф. образования / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Е, Л. Побежимова. — М.: Издательский центр «Академия», 2013, — 144 с. Интернет – ресурсы 1.Общие вопросы безопасности жизнедеятельности http://umka.nrpk8.ru/library/courses/bgd/tema1_1.dbk ; 2. Методические пособия, статьи для обучения в сферах безопасности, здоровья, педагогики, методики преподавания для (программы, учебники) http://www.eduall.ru/pages/links/all_links.asp?page=1&razdel=9; 3. Министерство обороны http://www.mil.ru ; 4. Министерство чрезвычайных ситуаций www.mchs.qov.ru; 5. Юридическая Россия http://www.law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1212788 6. HTTP://WWW.ALLENG.RU/D/SAF/SAF13.HTM 7. http://www.bti.secna.ru/bgd/book/p_1.html#q 8. http://life-safety.ru/ 9. http://ohrana-bgd.narod.ru/ 10. http://harliff.narod.ru/inst/1.html 11. http://yeb2005.narod.ru/bgd.html#13 12. http://www.k2x2.info/shpargalki/bezopasnost_zhiznedejatelnosti_shpargalka/index.php 13. http://bookucheba.com/bezopasnost-jiznedeyatelnosti-ohrana.htm 12 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов. Результаты обучения Формы и методы контроля и (освоенные умения, усвоенные знания) оценки результатов обучения 1 2 Основные умения - организовывать и проводить мероприятия по защите оценка самостоятельной работы работающих и населения от негативных воздействий ,оценка решения ситационных чрезвычайных ситуаций; задач,выполнение внеудиторной самостоятельной работы. Выполнения практического задания, практические занятия: №1,2, 3,4,7,9,10. - предпринимать профилактические меры для оценка самостоятельной работы снижения уровня опасностей различного вида и их практические занятия, внеудиторная последствий в профессиональной деятельности и в быту; самостоятельная работа. использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; - применять первичные средства пожаротушения; демонстрация умения использовать средства индивидуальной защиты и оценка правильности их применения, тестирования, самостоятельной работы, решение ситуационных задач поиспользованию средств коллективной защиты. выполнения практического задания, практические занятия: № 10. оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы ,демонстрация умения пользования первичными средствами пожаротушения. Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. - ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. Защита докладов - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; наблюдение теоритических занятий,оценка тестирования, работы. Выполнения в процессе и практических устного опроса, самостоятельной практического 13 - оказать первую помощь пострадавшим; задания, практические занятия: демонстрация умения оказывать первую медицинскую помощь, оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. Усвоенные знания - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; - основы военной службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. Выполнения практического задания, практические занятия: № 5. оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. выполнения практического задания, практические занятия: . оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. - способы защиты населения от оружия массового поражения; оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. выполнения практического задания, практические занятия: - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеют военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО; - область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. Выполнения практического задания, практические занятия: оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы 14 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения учебной дисциплины должны позволять, проверять у обучающихся не только сформированность усвоенных знаний, освоенных умений, но и развитие общих компетенций. Результаты (освоенные общие компетенции) Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность исходя из целей и способов ее достижения. Основные показатели оценки результата Демонстрация интереса к будущей профессии в процессе освоения образовательной программы, участие в НОУ, олимпиадах профессионального мастерства, фестивалях, конференциях. Выбор и применение методов и способов решения поставленных задач. Оценка эффективности и качества выполнения. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы. Организация самостоятельных занятий пи изучении данной дисциплины. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Эффективный поиск необходимой информации по данной дисциплине. Использование различных источников, включая электронные. Применение информационнокоммуникационных технологий при организации самостоятельной работы по данной дисциплине. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Исполнять воинскую обязанность, в т.ч. с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Формы и методы контроля оценки - презентация портфолио - тестирование; - наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ учебной и производственной практик. Мониторинг развития личностнопрофессиональных качеств обучающегося. Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ учебной и производственной практик. Оценка презентаций, сообщений. выполнения докладов, Взаимодействие обучающихся Наблюдение за ролью с мастерами, преподавателями в обучающегося в коллективе, ходе обучения. в общении с руководством и с клиентами. Демонстрация Наблюдение за участием в профессиональных знаний и военных сборах. умений необходимых для исполнения воинской обязанности. 15 16