ФК программа ОД.09

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.09 Физическая культура
по специальности СПО
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
базовая подготовка

Срок обучения 3года 10 месяцев
на базе основного общего образования
Форма обучения: очная

2023 г.

РАССМОТРЕНО
методической комиссией безопасности
жизнедеятельности и физической культуры
протокол №1«
» августа 2023 г.
Председатель ______ Шаталина Е.К.
Рассмотрен
на заседании педагогического совета
протокол № 1 от «
» августа 2023г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ»
«
» августа 2023 г.
_________ В.А. Шахбазян

Рабочая программа учебной дисциплины ОД.09 Физическая культура
разработана на основании Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016,
с изм. от 19.12.2016), с учётом требований: ФГОС СПО по специальности
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
(утв. приказом МОН РФ от 22.04.2014 N 388, зарегистрир. Минюстом РФ от
18.06.2014 N 32769).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум
технологий и железнодорожного транспорта».
Авторы: _________ Смирнов Виталий Владимирович;
_________ Шаталина Екатерина Карапетовна;
преподаватели ГБПОУ «КТТ и ЖТ».
Рецензенты:
(внешняя рецензия)
М.П.
___________
подпись
(внешняя рецензия)
М.П.
___________
подпись

Зверюков В.В.
Преподаватель физической культуры ГБПОУ
«Кропоткинский медицинский
колледж»
Преподаватель по физической культуре по виду
спорта
Сова Е.Е.
Преподаватель физической культуры
ГБПОУ «Кропоткинский медицинский
колледж»
Преподаватель по физической культуре и спорту
Квалификация по диплому

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ................................................ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ................................................................................................... 7
2.1. Объем общеобразовательной дисциплины и виды учебной работы ....... 7
2.2. Тематический план и содержание общеобразовательной дисциплины .. 8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ................................................................................................. 18
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .............................................. 21

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место общеобразовательной дисциплины в структуре основной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Физическая культура» является обязательной и
изучается из расчёта 2 часа в неделю, 108 часов в год в соответствии с
календарным учебным графиком.
Учебная дисциплина «Физическая культура» является обязательной
частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы,
разработана на основе требований ФГОС СОО и ФГОС СПО с учетом
профессии /специальности СПО.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих
компетенций: ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8
(указываются ОК из перечня в соответствии с ФГОС по профессии /
специальности).
В
рамках
программы
общеобразовательной
дисциплины
обучающимися осваиваются личностные (ЛР), метапредметные (МР),
предметные для базового уровня изучения (ПРб) результаты в соответствии с
требованиями ФГОС среднего общего образования
Коды
результатов

Результаты освоения общеобразовательной дисциплины должны
отражать:
Личностные результаты

ЛР 02

ЛР 03
ЛР 05

ЛР 06

ЛР 07

Гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности
Готовность к служению Отечеству, его защите
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность
и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям
Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно4

ЛР 08
ЛР 09

ЛР 10
ЛР 11

ЛР 12
ЛР 13

МР 01

МР 02
МР 03

МР 04

МР 05

МР 07
МР 09

исследовательской, проектной и других видах деятельности
Нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей
Готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение
к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной
и общественной деятельности
Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений
Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью,
неприятие вредных
привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков
Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей,
умение оказывать первую помощь
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания
Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной
деятельности,
владение
навыками
получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников
Умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности
Умение
самостоятельно
оценивать
и
принимать
решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и
нравственных ценностей
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения
5

ПРб 01

ПРб 02

ПРб 03
ПРб 04

ПРб 05

Предметные результаты
Умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной
деятельности для организации здорового образа жизни, активного
отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО)
Владение современными технологиями укрепления и сохранения
здоровья,
поддержания
работоспособности,
профилактики
предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной
деятельностью
Владение основными способами самоконтроля индивидуальных
показателей здоровья, умственной и физической работоспособности,
физического развития и физических качеств
Владение физическими упражнениями разной функциональной
направленности,
использование
их в
режиме
учебной
и
производственной деятельности с целью профилактики переутомления и
сохранения высокой работоспособности
Владение техническими приемами и двигательными действиями
базовых видов спорта, активное применение их в игровой и
соревновательной деятельности

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем общеобразовательной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
общеобразовательной дисциплины

Объем в часах
108

1. Основное содержание
в т. ч.:
Самостоятельная учебная работа

36

практические занятия

72

Промежуточная аттестация
(дифференцированный зачет)

2

7

2.2. Тематический план и содержание общеобразовательной дисциплины
Наименование
разделов и тем

1
Раздел 1
Основное содержание
Тема 1.1 Современное
состояние физической
культуры и спорта

Тема 1.2
Всероссийский
физкультурноспортивный комплекс
«Готов к труду и
обороне» (ГТО)
Тема 1.3 Здоровье и
здоровый образ жизни

1

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

2
Теоретический раздел

Объем
в часах

Коды общих
компетенций
(указанных в
разделе 1.2)
и личностных
метапредметных,
предметных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

3

Содержание учебного материала
1. Физическая культура как часть культуры общества и человека. Роль
физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном
развитии человека
2. Современное представление о физической культуре: основные понятия;
основные направления развития физической культуры в обществе и их
формы организации
Содержание учебного материала
1. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и
обороне» (ГТО) — программная и нормативная основа системы
физического воспитания населения
2. Характеристика нормативных требований для обучающихся СПО
Содержание учебного материала
1. Понятие «здоровье» (физическое, психическое, социальное). Факторы,
определяющие здоровье. Психосоматические заболевания.

ОК прописывается в соответствии с ФГОС СПО

8

12
9
1

1

1

1

2
1

ПРб 01,
ЛР 02, ЛР 13,
МР 04, МР 05
ОК1
ПРб 01,
ЛР 02, ЛР 03, ЛР
11,
МР 04
ПРб 01, ПРб 02,
ПРб 03, МР 04,
МР 05,

Тема 1.4 Современные
системы и технологии
укрепления и
сохранения здоровья

2. Понятие «здоровый образ жизни» и его составляющие: режим труда и
отдыха, профилактика и устранение вредных привычек, оптимальный
двигательный режим, личная гигиена, закаливание, рациональное питание
3.
Влияние двигательной активности на здоровье. Оздоровительное
воздействие физических упражнений на организм занимающихся.
Двигательная рекреация и ее роль в организации здорового образа жизни
современного человека.
Содержание учебного материала
1. Современное представление о современных системах и технологиях
укрепления и сохранения здоровья
(дыхательная гимнастика, антистрессовая пластическая гимнастика,
йога, глазодвигательная гимнастика, стрейтчинг, суставная гимнастика;
лыжные прогулки по пересеченной местности, оздоровительная ходьба,
северная или скандинавская ходьба и оздоровительный бег и др.)
2. Особенности организации и проведения занятий в разных системах
оздоровительной
физической
культуры
и
их
функциональная
направленность

Тема 1.5 Основы
Содержание учебного материала
самоконтроля за
1. Самоконтроль за индивидуальными показателями физического развития,
индивидуальными
умственной и физической работоспособностью, индивидуальными
показателями здоровья, показателями физической подготовленности
умственной и
2. Дневник самоконтроля
физической
3. Физические качества, средства их совершенствования
работоспособности,
физического развития
и физических качеств
Профессионально ориентированное содержание
Тема 1.6 Физическая
Содержание учебного материала
культура в режиме
1.Здоровый образ жизни и профессиональная деятельность; зоны риска
трудового дня
физического здоровья. Рациональная организация труда и оптимальный
9

ЛР 11, ЛР 12

1
1

ПРб 01, ПРб 02,
ЛР 11, ЛР 12,
МР 04

1

2

ПРб 03,
ЛР 05, ЛР 11, ЛР
12,
МР 01, МР 03

2

ОК…

6
2
1

ПРб 01, ПРб 02,
ЛР 05, ЛР 09, ЛР
11, ЛР 12, ЛР 13,

двигательный режим как факторы сохранения и укрепления здоровья
2. Формы организации физической культуры в условиях профессиональной
деятельности, их роль и значение в оптимизации работоспособности и
профилактике переутомления
3. Профилактика профессиональных заболеваний средствами физической
культуры в соответствии с группами труда
В том числе практических занятий
1. Определение возможностей различных форм организации физической
культуры в оптимизации работоспособности и профилактике
переутомления в условиях профессиональной деятельности
Тема 1.7
Содержание учебного материала
Профессионально1.Понятие «профессионально-прикладная физическая подготовка»
прикладная физическая 2.Задачи профессионально-прикладной физической подготовки
подготовка
3. Средства профессионально-прикладной физической подготовки
В том числе практических занятий
2. Определение значимых физических и личностных качеств с учётом
специфики получаемой профессии/специальности
Раздел № 2
Практический раздел
Методико-практические занятия
Основное содержание
Тема 2.1 Подбор
Содержание учебного материала
упражнений,
1.Упражнения и комплексы упражнений для утренней гимнастики,
составление и
физкультминуток, физкультпауз, коррекции осанки и телосложения
проведение
2. Упражнения и комплексы упражнений различной функциональной
комплексов
направленности
упражнений для
В том числе практических занятий
различных форм
3. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений
организации занятий
утренней
зарядки,
физкультминуток,
физкультпауз,
комплексов
физической культурой упражнений для коррекции осанки и телосложения
4.Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений
различной функциональной направленности
Тема 2.2 Составление
Содержание учебного материала
и проведение
1. Техника тесовых упражнений комплекса ГТО
10

МР 01, МР 04, МР
09
ОК …

1
1

2

ПРб 01,
ЛР 05, ЛР 09, ЛР
11, ЛР 13,
МР 01, МР 04, МР
09

2

ОК …

4
2

60
12
9
3

3

ПРб 01, ПРб 02,
ПРб 04,
ЛР 05, ЛР 11, ЛР
12,
МР 01, МР 04, МР
05, МР 09

2

ОК …

-

1
3
-

ПРб 01,
ЛР 03, ЛР 05, ЛР

самостоятельных
занятий по подготовке
к сдаче норм и
требований ВФСК
«ГТО»

2. Этапы подготовки к выполнения тестовых упражнений обучающимися
СПО.
3. Упражнения и комплексы упражнений для подготовки к выполнению
тестовых упражнений
В том числе практических занятий
5. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений
для подготовки к выполнению тестовых упражнений
6. Освоение методики составления планов-конспектов и выполнения
самостоятельных заданий по подготовке к сдаче норм и требований ВФСК
«ГТО»
Тема 2.3
Содержание учебного материала
Осуществление
1. Практическое применение методов самоконтроля за индивидуальными
самоконтроля за
показателями физического развития
индивидуальными
2. Практическое применение методов самоконтроля за индивидуальными
показателями
показателями умственной и физической работоспособностью
физического развития
3. Практическое применение методов самоконтроля за индивидуальными
и физических качеств,
показателями физической подготовленностью
здоровья, умственной и В том числе практических занятий
физической
7. Применение методов самоконтроля и оценка физического развития и
работоспособности
состояния здоровья.
8. Применение методов самоконтроля и оценка умственной и физической
работоспособности.
9. Применение методов самоконтроля и оценка физической
подготовленности.
Профессионально ориентированное содержание
Тема 2.4. Составление Содержание учебного материала
и проведение
1.Упражнения и комплексы упражнений для производственной гимнастики
комплексов
2.Упражнения и комплексы упражнений для профилактики
упражнений для
профессиональных заболеваний с учётом специфики будущей
различных форм
профессиональной деятельности
организации занятий
3.Упражнения и комплексы упражнений для профессионально-прикладной
физической культурой физической подготовки с учётом специфики будущей профессиональной
при решении
деятельности
профессиональноВ том числе практических занятий
11

11,
МР 01, МР 04, МР
09
3

ОК …

1
2
3

-

ПРб 03,
ЛР 05, ЛР 11, ЛР
12,
МР 01, МР 03
ОК …

3
1
1
1
3
3
-

ПРб 01, ПРб 02,
ПРб 04,
ЛР 05, ЛР 11, ЛР
12, ЛР 13,
МР 01, МР 04, МР
05, МР 09
ОК …

3

ориентированных
задач

10. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений
для производственной гимнастики, комплексов упражнений для
профилактики профессиональных заболеваний с учётом специфики
будущей профессиональной деятельности
11.Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений
для профессионально-прикладной физической подготовки с учётом
специфики будущей профессиональной деятельности
Тема 2.5
Содержание учебного материала
Профессионально1. Упражнения современных оздоровительных систем физического
прикладная физическая воспитания, ориентированные на поддержание работоспособности в
подготовка
процессе производственной деятельности, профилактику заболеваний,
связанных с общеобразовательной и производственной деятельностью
2. Виды физкультурно-спортивной деятельности, двигательные задания,
упражнения, способствующие развитию значимых в профессиональной
деятельности физических и психических качеств.2
В том числе практических занятий
12. Освоение упражнений современных оздоровительных систем
физического воспитания, ориентированные на поддержание
работоспособности в процессе производственной деятельности,
профилактику заболеваний, связанных с учебной и производственной
деятельностью
13. Развитие профессионально – значимых физических и психических
качеств
Учебно-тренировочные занятия
Основное содержание
Тема 2.6. Физические
Содержание учебного материала
упражнения для
1. Упражнения современных оздоровительных систем физического
оздоровительных форм воспитания,
ориентированных
на
повышение
функциональных
занятий физической
возможностей организма, развитие основных физических качеств,
культурой
поддержания работоспособности
В том числе практических занятий

2

1

12
-

12

ПРб 01, ПРб 04,
ПРб 05,
ЛР 05, ЛР 06, ЛР
09, ЛР 07, ЛР 08,
ЛР 10, ЛР 11, ЛР
12, ЛР 13.
МР 03. МР 07
ОК …

12

72
72
4
-

ПРб 04,
ЛР 05, ЛР 11, ЛР
12
МР 03

4

ОК …

Содержание учебного материала определяется образовательной организацией самостоятельно с учётом направленности на развитие значимых в профессиональной
деятельности физических и психических качеств.
2

12

14. Освоение упражнений современных оздоровительных систем
физического воспитания 3
2.7. Гимнастика4 (практические занятия 15-26)
Тема 2.7 (1) Основная Содержание учебного материала
гимнастика
1. Строевые упражнения. Строевые приемы: построения и перестроения,
(обязательный вид)
передвижения, размыкания и смыкания
2. Общеразвивающие упражнения без предмета, с предметом, парные,
групповые, на снарядах и тренажерах
3. Прикладные упражнения: ходьбы и бега, упражнения в равновесии,
лазанье и перелазание, метание и ловля, поднимание и переноска груза,
прыжки
4. Техника безопасности на занятиях гимнастикой
В том числе практических занятий
15. Выполнение строевых приёмов, поворотов на месте, передвижений
16. Выполнение построений и перестроений; размыкания и смыкания
17. Выполнение общеразвивающих упражнений без предмета и с
предметом; в парах
18. Выполнение прикладных упражнений
Тема 2.7 (2)
Содержание учебного материала
Спортивная
Элементы и комбинации на снарядах спортивной гимнастики:
гимнастика
Девушки
Юноши
1. Висы и упоры: толком ног
1. Висы и упоры: подъем в упор
подъем в упор на верхнюю жердь;
силой; вис согнувшись – вис
толком двух ног вис углом; сед
прогнувшись сзади; подъем
углом равновесие на нижней жерди, переворотом, сгибание и разгибание
упор присев на одной махом соскок. рук в упоре на брусьях; подъем
разгибов в сед ноги врозь; стойка на
плечах из седа ноги врозь; соскок
махом назад.
2. Опорные прыжки: через козла

4
18
4

-

ПРб 01, ПРб 05,
ЛР 07, ЛР 10,
ЛР 11,
МР 01, МР 02, МР
07
ОК …

4
1
1
1
1
7

ПРб 01, ПРб 05,
ЛР 07, ЛР 10, ЛР
11,
МР 01, МР 02, МР
07
ОК …

3. Опорные прыжки: через козла

На выбор образовательной организации, например: шейпинг, калланетика, стрейтчинг, хатха-йога
Основная гимнастика является обязательным видом, из остальных перечисленных видов гимнастики профессиональная образовательная организация выбирает те, для
проведения которых есть условия, материально-техническое оснащение, не менее 2.
3
4

13

углом с косого разбега толчком
одной ногой

Тема 2.7 (3)
Акробатика.

Тема 2.7 (5)

ноги врозь

Содержание учебного материала
1. Элементы - кувырок вперед, кувырок назад, длинный кувырок, кувырок
через плечо, стойка на лопатках, мост, стойка на руках, стойка на голове и
руках, переворот боком «колесо», равновесие «ласточка»
2. Выполнение акробатической комбинации (последовательность
выполнения элементов в акробатической комбинации может изменяться):
Девушки
Юноши
И.П. - О.С.: Равновесие на левой И.П. – О.С.: Стойка на руках махом
(правой) - Шагом правой кувырок одной и толчком другой (О) вперед ноги скрестно и поворот Кувырок вперед - Кувырок вперед в
кругом Кувырок назад - упор присев - Силой, стойка на
Перекатом назад стойка на лопатках голове с опорой руками (Д)-Силой
- Кувырок назад через плечо в упор, опускание в упор лёжа. Толчком ног
стоя на левом (правом) колене, упор присев. Встать - Мах левой
правую (левую) назад. Встать - (правой)
и
переворот
боком
Переворот
боком
«колесо». «колесо» приставляя правую (левую)
Приставляя правую (левую) прыжок полуприсед и прыжок прогнувшись,
прогнувшись, И.П.
И.П.
В том числе практических занятий
Освоение акробатических элементов
Совершенствование акробатических элементов
Освоение и совершенствование акробатической комбинации
Развитие физических способностей средствами акробатики

7

Содержание учебного материала

7
14

ПРб 01, ПРб 05,
ЛР 07, ЛР 10, ЛР
11,
МР 01, МР 02, МР
07
ОК …

7
2
2
2
1

ПРб 01, ПРб 04,

Атлетическая
гимнастика

1. Упражнения с отягощениями и сопротивлениями для различных
мышечных групп
2. Упражнения для снижения жирового и увеличение мышечного
компонентов тела
3. Комплексы упражнений для рук и плечевого пояса, мышц спины и
живота, мышц ног с использованием собственного веса, со свободными
весами (с гантелями, гирями, штангами, фитнесс оборудованием), на
силовых тренажерах и кардиотренажерах
В том числе практических занятий
Выполнение упражнений и комплексов упражнений атлетической
гимнастики для рук и плечевого пояса, мышц спины и живота, мышц ног с
использованием собственного веса
Выполнение упражнений со свободными весами
Выполнение упражнений и комплексов упражнений использованием новых
видов фитнесс оборудования
Выполнение упражнений и комплексов упражнений на силовых тренажерах
и кардиотренажерах
5
2.8 Спортивные игры (практические занятия 27-34)
Тема 2.8 (1) Футбол
Содержание учебного материала
1. Техника выполнения приёмов игры: удар по летящему мячу средней
частью подъема ноги, удары головой на месте и в прыжке, остановка мяча
ногой, грудью, отбор мяча, обманные движения, техника игры вратаря
Тактика игры в футбол: тактика защиты, тактика нападения
Правила игры. Игра по упрощенным правилам на площадках разных
размеров. Игра по правилам
Техника безопасности на занятиях футболом
В том числе практических занятий
Освоение и совершенствование техники выполнения приёмов игры
Освоение и совершенствование приёмов тактики защиты и нападения
Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности
Развитие физических способностей средствами футбола
Тема 2.8 (2) Баскетбол Содержание учебного материала

-

ПРб 05,
ЛР 07, ЛР 10, ЛР
11,
МР 01, МР 02, МР
07
ОК …

7
2
1
3
1
20
10

-

10
4
2
2
2
10

ПРб 01, ПРб 04,
ПРб 05,
ЛР 05, ЛР 06,
ЛР 07, ЛР 08, ЛР
10, ЛР 11,
МР 01, МР 02, МР
07
ОК…

Из перечисленных спортивных игр профессиональная образовательная организация выбирает те, для проведения которых есть условия, материально-техническое
оснащение, не менее 2.
5

15

Тема 2.8 (3) Волейбол

Техника выполнения приёмов игры: перемещения, остановки, стойки
игрока, повороты; ловля и передача мяча двумя и одной рукой, на месте и в
движении, с отскоком от пола; ведение мяча на месте, в движении, по
прямой с изменением скорости, высоты отскока и направления, по
зрительному и слуховому сигналу; броски одной рукой, на месте, в
движении, от груди, от плеча; бросок после ловли и после ведения мяча,
бросок мяча
Тактика игры в баскетбол: тактика защиты, тактика нападения.
Правила игры. Игра по упрощенным правилам на площадках разных
размеров. Игра по правилам
Подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола
Техника безопасности на занятиях баскетболом
В том числе практических занятий
Освоение и совершенствование техники выполнения приёмов игры
Освоение и совершенствование приёмов тактики защиты и нападения
Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности
Развитие физических способностей средствами баскетбола
Содержание учебного материала
Техника выполнения приёмов игры: стойки игрока, перемещения, передача
мяча, подача, нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, прием
мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на
бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении
Тактика игры в волейбол: тактика защиты, тактика нападения
Правила игры. Игра по упрощенным правилам. Игра по правилам
Подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола
Техника безопасности на занятиях волейболом
В том числе практических занятий
Освоение и совершенствование техники выполнения приёмов игры
Освоение и совершенствование приёмов тактики защиты и нападения
Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности
Развитие физических способностей средствами волейбола
Правила игры.
Правила поведения и техника безопасности на занятиях
В том числе практических занятий
16

-

ПРб 01, ПРб 04,
ПРб 05,
ЛР 05, ЛР 06,
ЛР 07, ЛР 08, ЛР
10, ЛР 11,
МР 01, МР 02, МР
07
ОК …

10
4
2
2
2
10
-

ПРб 01, ПРб 04,
ПРб 05,
ЛР 05, ЛР 06,
ЛР 07, ЛР 08, ЛР
10, ЛР 11,
МР 01, МР 02, МР
07
ОК …

10
4
2
2
2

2

Освоение и совершенствование техники выполнения приёмов игры
Тема 2.9 Лёгкая
1. Техника бега (кроссового бега6, бега на короткие, средние и длинные
атлетика
дистанции), высокого и низкого старта, стартового разгона,
финиширования; бега 100 м, эстафетный бег 4 *100 м, 4*400 м; бега по
прямой с различной скоростью, равномерного бега на дистанцию 2 000 м
(девушки) и 3 000 м (юноши)
2.Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжка в высоту
способами: «прогнувшись», перешагивания, «ножницы», перекидной
3.Метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши); толкание ядра
4. Подвижные игры и эстафеты с элементами легкой атлетики
5. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой
В том числе практических занятий
35. Совершенствование техники спринтерского бега
36. Совершенствование техники бега на средние и длинные дистанции
37. Совершенствование техники эстафетного бега
38. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега
39. Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега
40. Совершенствование техники метания
41.Развитие физических способностей средствами лёгкой атлетики
В том числе практических занятий
42.Освоение и совершенствование техники спортивных способов плавания
43. Освоение и совершенствование техники стартов и поворотов
44. Освоение прикладных способов плавания
45. Освоение способов транспортировка утопающего
46. Развитие физических способностей средствами плавания
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт)
Всего:

6

Кроссовая подготовка - для южных регионов, лыжная подготовка – для северных

17

20

-

20
4
4
2
2
2
2
4
10
2
2
1
1
4
2
72

ПРб 01, ПРб 04,
ПРб 05,
ЛР 07, ЛР 10, ЛР
11,
МР 01, МР 02, МР
07
ОК …

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы общеобразовательной дисциплины
должны быть предусмотрены спортивные сооружения:
(универсальный)
спортивный
зал,
оснащенный
спортивным
инвентарём и оборудованием, обеспечивающим достижение результатов
освоения общеобразовательной дисциплины;
оборудованные открытые спортивные площадки, обеспечивающие
достижение результатов освоения общеобразовательной дисциплины;
Примерный перечень оборудования и инвентаря спортивных
сооружений:
Спортивные игры
Щит баскетбольный игровой (комплект); щит баскетбольный
тренировочный, ворота, трансформируемые для гандбола и минифутбола(комплект), кольца баскетбольные, мяч баскетбольный №7
массовый, мяч баскетбольный №7 для соревнований, мяч баскетбольный №5
массовый, мяч футбольный №4 массовый, мяч футбольный №5 массовый,
мяч футбольный №5 для соревнований, насос для накачивания мячей с
иглой, жилетки игровые, сетка для хранения мячей, конус игровой.
Гимнастика
Стенка гимнастическая, скамейка гимнастическая, комплект матов
гимнастических №2, модуль гимнастический многофункциональный, мостик
гимнастический подкидной, бревно гимнастическое напольное, кронштейн
навесной для канатов, канат для лазания 8 м. (со страховочным устройством),
перекладина гимнастическая пристенная, обруч гимнастический №2,
скакалка гимнастическая.
Легкая атлетика
Стойки для прыжков в высоту (комплект), граната для метания
Ядро для толкания
Общефизическая подготовка
Перекладина навесная универсальная, снаряд «доска наклонная»,
комплект гантелей, эспандер универсальный, лестница координационная (12
ступеней)
Оборудование для проведения соревнований
весы напольные, сантиметр мерный, аппаратура для музыкального
сопровождения, персональный компьютер (ведение мониторингов и иных
документов)
Прочее
Аптечка медицинская, сетка заградительная
Открытые спортивные площадки:
стойки для прыжков в высоту, перекладина для прыжков в высоту, зона
приземления для прыжков в высоту, турник уличный, брусья уличные,
рукоход уличный, ворота футбольные, сетки для футбольных ворот, мячи
18

футбольные, сетка для переноса мячей, барьеры для бега, стартовые флажки
или стартовый пистолет, флажки красные и белые, палочки эстафетные,
нагрудные номера, рулетка металлическая, секундомеры.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы

1.
2.

3.
4.

5.

6.
7.
8.
1.
2.
3.

4.

5.
6.

7.

3.2.1. Основные печатные издания
Физическая культура (базовый уровень)», Андрюхина Т.В., Третьякова
Н.В. /Под ред. Виленского М.Я. – ООО «Русское слово», 2019 г.
Физическая культура. 10-11 классы: учебник для общеобразоват.
организаций: базовый уровень / А.П. Матвеев. — М.: Просвещение,
2019. — 319 с.
Физическая культура. 10-11 классы: Учебник для общеобразоват.
учреждений / Г.И. Погадаев. — М.: ДРОФА / Учебник, 2019. — 288 с.
Физическая культура. 10-11 классы: Учебник для общеобразоват.
организаций: базовый уровень / В. И. Лях. — 6-е изд. — М.:
Просвещение, 2019. — 255 с. https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura10-11-klassy-lyah
Физическая культура. 10-11 классы: Учебник для общеобразоват.
учреждений / А.П. Матвеев, Е.С. Палехова. — М.: Вентана-Граф /
Учебник, 2019. — 160 с.
Лях В.И. Физическая культура (базовый уровень) АО
"Издательство"Просвещение" 2022
Лях В.И. Физическая культура АО "Издательство"Просвещение" 2022
Физическая культура. 10-11 кл. Лях В.И.Просвещение 2020
1.2.3. Дополнительные источники
Министерство спорта Российской Федерации. Развитие самбо до 2024
года https://xn--b1atfb1adk.xn--p1ai/page361/projects/page36/
«Программа развития самбо в Российской Федерации до 2024 года»
(приказ Минспорта России № 427 от 12 мая 2017 года)
Аллянов, Ю. Н.
Физическая культура: учебник для среднего
профессионального образования / Ю. Н. Аллянов, И. А. Письменский.
— 3-е изд., испр. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 493 с.
Муллер, А. Б. Физическая культура: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / А. Б. Муллер, Н. С. Дядичкина, Ю. А.
Богащенко. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 424 с.
Бишаева, А.А., Физическая культура: учебник / А.А. Бишаева, В.В.
Малков. — Москва: КноРус, 2018. — 379 с.
Бишаева,
А.А.,
Профессионально-оздоровительная
физическая
культура студента: учебное пособие / А.А. Бишаева. — Москва:
КноРус, 2021. — 299 с.
Виленский, М.Я., Физическая культура: учебник / М.Я. Виленский, А.Г.
Горшков. — Москва: КноРус, 2021. — 214 с.
19

8. Глек И.В., Чернышев П. А., ВикерчукМИ, Виноградов А.С.; под ред
акцией Глека И В. Шахматы. Стратегия Общество с огра¬ниченной
ответ¬ственностью «ДРОФА»
9. Кузнецов, В.С., Физическая культура: учебник / В.С. Кузнецов, Г.А.
Колодницкий. — Москва: КноРус, 2021. — 256 с.
10. Погадаев Г.И. Физическая культура. Футбол для всех 10-11кл Учебное
пособие (под ред. Акинфеева И.), (Дрофа, РоссУчебник, 2019).
11. Федонов, Р.А., Физическая культура: учебник / Р.А. Федонов. —
Москва: Русайнс, 2021. — 256 с.

20

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
ПРб 01
ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04
ПРб 05

Методы оценки
тестирование (теоретическое)
оценка результатов выполнения практической работы
тестирование (теоретическое)
оценка результатов выполнения практической работы
оценка результатов выполнения практической работы
оценка результатов выполнения практических работ на
методико-практических занятиях
оценка результатов выполнения практических работ на
методико-практических занятиях
оценка результатов выполнения технических приемов и
двигательных действия базовых видов спорта на учебнотренировочных занятиях, в том числе в игровой и
соревновательной деятельности
контрольное тестирование,
оценка выполнения контрольных нормативов

21

РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по дисциплине ОД.09 Физическая культура
для специальности среднего профессионального образования: 23.02.06 Техническая эксплуатация
подвижного состава железных дорог, разработанную преподавателями ГБПОУ Кропоткинский
техникум технологий и железнодорожного транспорта» Шаталиной Е.К., Смирновым В.В.
Содержание рабочей программы «Физическая культура» направлено на достижение
следующих целей: формирование физической культуры личности будущего профессионала,
востребованного на современном рынке труда; развитие физических качеств и способностей,
совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального
здоровья; формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к
собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной
деятельностью; овладение технологиями современных оздоровительных систем физического
воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими
упражнениями и базовыми видами спорта; овладение системой профессионально и жизненно
значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление
физического и психического здоровья; освоение системы знаний о занятиях физической
культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных
ориентаций; приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной
деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий
физическими упражнениями.
Оценка структуры рабочей программы (характеристика разделов): структура программы
соответствует наличию обязательных компонентов и включает в себя: паспорт рабочей
программы, результаты освоения; структуру и содержание, условия реализации; контроль и
оценку результатов освоения дисциплины. Деление на разделы соответствуют знаниям и
умениям. В программе учтена специфика учебного заведения, которая отражена в содержании
профессиональной дисциплины. Оценка соответствия тематики практических занятий,
требованиям подготовки выпускника по профессии и содержанию рабочей программы: в
программе уделено особое внимание использованию в организации учебного процесса
разнообразных форм практических занятий, самостоятельной работы обучающихся и
соответствует профессиональным требованиям предъявляемым к обучению. Язык и стиль
изложения, терминология соответствует ведущим требованиям программы учебной дисциплины
и ее уровню усвоения. Соответствие содержания рабочей программы современному уровню
развития науки, техники и производства рабочая программа соответствует современным
требованиям. Рекомендации, замечания не имеет.
Заключение:
Рабочая программа по дисциплине ОД.09 Физическая культура может быть использована
для обеспечения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по
специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.
Рецензент
Сова Е.Е.
Преподаватель физической культуры
___________
ГБПОУ «Кропоткинский медицинский
Подпись
колледж»
Преподаватель по физической культуре и спорту
МП
Квалификация по диплом

22

РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по дисциплине ОД.09 Физическая культура
для специальности среднего профессионального образования: 23.02.06 Техническая эксплуатация
подвижного состава железных дорог, разработанную преподавателями ГБПОУ Кропоткинский
техникум технологий и железнодорожного транспорта» Шаталиной Е.К., Смирновым В.В.
Содержание рабочей программы «Физическая культура» направлено на достижение
следующих целей: формирование физической культуры личности будущего профессионала,
востребованного на современном рынке труда; развитие физических качеств и способностей,
совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального
здоровья; формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к
собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной
деятельностью; овладение технологиями современных оздоровительных систем физического
воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими
упражнениями и базовыми видами спорта; овладение системой профессионально и жизненно
значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление
физического и психического здоровья; освоение системы знаний о занятиях физической
культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных
ориентаций; приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной
деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий
физическими упражнениями.
Оценка структуры рабочей программы (характеристика разделов): структура программы
соответствует наличию обязательных компонентов и включает в себя: паспорт рабочей
программы, результаты освоения; структуру и содержание, условия реализации; контроль и
оценку результатов освоения дисциплины. Деление на разделы соответствуют знаниям и
умениям. В программе учтена специфика учебного заведения, которая отражена в содержании
профессиональной дисциплины. Оценка соответствия тематики практических занятий,
требованиям подготовки выпускника по профессии и содержанию рабочей программы: в
программе уделено особое внимание использованию в организации учебного процесса
разнообразных форм практических занятий, самостоятельной работы обучающихся и
соответствует профессиональным требованиям предъявляемым к обучению. Язык и стиль
изложения, терминология соответствует ведущим требованиям программы учебной дисциплины
и ее уровню усвоения. Соответствие содержания рабочей программы современному уровню
развития науки, техники и производства рабочая программа соответствует современным
требованиям. Рекомендации, замечания не имеет.
Заключение:
Рабочая программа по дисциплине ОД.09 Физическая культура может быть использована для
обеспечения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.
Рецензент
Зверюков В.В.
Преподаватель физической культуры ГБПОУ
«Кропоткинский медицинский
___________
колледж»
Подпись
Преподаватель по физической культуре по виду
спорта

МП

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».