Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПУД .02ЭКОНОМИКА для специальности среднего профессионального образования 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте» (по отраслям). Срок обучения: 3 года 10 месяцев 2022 г СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 УЧЕБНОЙ 5 УЧЕБНОЙ 14 ОСВОЕНИЯ 15 2 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПУД. 02 ЭКОНОМИКА 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины ПУД.02 «Экономика» является частью образовательной программы по специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте» (по отраслям). 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл, профильные учебные дисциплины. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Освоение содержания учебной дисциплины «Экономика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: • личностных: − развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов; − формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве; − воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; • метапредметных: − овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли; − овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем; − формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации; − генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений; • предметных: 1. сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; 2. понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в 3 экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности; 3. сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом; 4. владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни; 5. сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров; 6. умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика); 7. способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений; 8. понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире. Реализация программы учебной дисциплины «Экономика» направлена на формирование элементов общих компетенций: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: Всего часов- 117. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) Промежуточная аттестация в форме экзамене Объем часов 117 78 14 39 4 2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ПУД.02 «Экономика». Наименование разделов и тем 1 Введение.Предмет и метод экономической науки. Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) 2 Содержание учебного материала Содержание учебной дисциплины «Экономика» и её задачи при освоении обучающимися профессии СПО и специальностей СПО для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. Связь с другими учебными дисциплинами, теорией и практикой рыночной экономики. Раздел 1. Экономика как наука и хозяйство Тема 1.1 Содержание учебного материала Экономика как наука и 1. Понятие экономики. Экономические потребности общества. хозяйство 2. Свободные и экономические блага общества. 3.Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. 4. Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики. Практическое занятие Практическое занятие № 1 «Место и роль знаний по экономике в жизни общества». Самостоятельная работа студентов: 1. Доклад по теме: «Рынок труда». Тема 1.2. Содержание учебного материала Факторы производства. 1. Факторы производства. Прибыль. Структура прибыли. Прибыль и 2. Планирование прибыли. Рентабельность. рентабельность. 3. Основные теории происхождения процента. Практическое занятие Практическое занятие № 2 «Анализ основных экономических показателей: прибыль, рентабельность. Методы анализа прибыли». Самостоятельная работа студентов: 2.Доклад по теме: «Кто такой предприниматель» 3. Анализ и обобщение статистических данных по организационно-правовым формам предпринимательской деятельности в пищевой промышленности. 4. Доклад по теме: «Типы экономических систем». 1.3. Типы Содержание учебного материала экономических систем. 1. Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. 2.Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Объем часов 3 Уровень освоения 1 1 5/1 1 1 1 1 1 1 1 4/3 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 3 2 5 1 1 2 5 3. Основные государственные функции при рыночной экономики. Административно-командная экономика. 4. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Практическое занятие Практическое занятие № 3 «Типы экономических систем. Выбор форм собственности» 1.4. Собственность и конкуренция. 1.5. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена. Содержание учебного материала 1. Производственные отношения как общественная форма производства. 2. Понятие собственности. Собственность как основа производственных отношений. 3. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. 4. Конкуренция. Самостоятельная работа студентов: 5.Доклады по франчайзинговым предприятиям пищевой промышленности в России, их состоянии, перспективах, проблемах. Содержание учебного материала. 1. Понятие экономической свободы. 2.Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена. Практическое занятие Практическое занятие № 4 Типы экономических систем.Выбор форм собственности Практическое занятие № 5 Кривая спроса и цены. Раздел 2. Семейный бюджет. Тема 2.1. Содержание учебного материала 1.Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Источники доходов семьи, основные виды 2. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. 3. Страхование. доходов и расходов Практическое занятие семьи. Страхование. Практическое занятие № 6 Расчёт семейного бюджета. Анализ основных вида семейных доходов. Составление и анализ доходов и расходов семьи. 1 2 1 1 1 2 4/1 1 1 1 1 1 4 1 1 2 1 1 3 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 6 Самостоятельная работа студентов: 6. Доклад по теме: «Содержание потребительской корзины». 7. Доклад по теме: «Виды семейного бюджета». Раздел 3.Товар и его стоимость Тема 3.1. Содержание учебного материала. Товар и его стоимость 1.Понятие стоимости товара. Соотношение полезности и стоимости товаров. Практическое занятие Практическое занятие № 7 Понятие цены. Понятие стоимости товара. Мнения ученых экономистов XVII — XVIII веков по данному вопросу. Самостоятельная работа студентов. 8.Доклад по теме: «Стоимость товара». Раздел 4. Рыночная экономика Тема 4.1. Содержание учебного материала. Рыночный механизм. 1. Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Рыночное равновесие. 2. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Рыночные структуры. 3. Закон предложения. Концепция равновесия рынка. Самостоятельная работа студентов: 9. Доклад по теме: «Потребительские предпочтения». 10.Решение ситуационных задач. Тема 4.2. Содержание учебного материала 1. Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Экономика 2.Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предприятия: цели, предпринимательской деятельности. организационные формы 3. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. Практическое занятие Практическое занятие № 8: Понятие предприятия и его роль в рыночной экономике. Самостоятельная работа студентов: 11. Анализ распределения полномочий и ответственности на примере конкретной организации. 12. Составление ситуационных задач по планированию деятельности предприятия общественного питания. 13.Доклад по теме: «Мотивация персонала к труду». Тема 4.3 Содержание учебного материала 1. Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Организация 2. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и производства. технологический процесс. Производственный цикл. 2 2/1 1 1 1 1 3/2 1 1 1 2 4/3 1 1 1 1 1 3 6 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 7 3. .Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. 1 4. Оборотные средства. Производственная функция. Материально-технические и социальные экономические факторы. 5. Нормирование труда. Характеристика производительности труда. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда. Практическое занятие Практическое занятие № 9: Типы коммерческих организаций. Содержание учебного материала 1 Тема 4.4 Производственные затраты. Бюджет затрат. 1.Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. 2. Смета затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства. 3. Ценообразование. Доход предприятия. Практическое занятие Практическое занятие № 10: Расходы организации, экономическое содержание. Самостоятельная работа студентов: 14.Доклад по теме: «Виды затрат». 15. Определение «жизненного цикла» продукции и услуг общественного питания. Составление рекламных текстов на товары и услуги. 16. Доклад по теме: «Себестоимость продукции» 17. Доклад по теме: «Маркетинговые исследования и анализ целевых рынков товаров и услуг общественного питания». Раздел 5. Труд и заработная плата Тема 5.1. Содержание учебного материала: 1.Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Рынок труда. Заработная плата и 2.Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты мотивация труда труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Самостоятельная работа студентов: 18. Доклад по теме: «Модели рынка». 19. Доклад по теме: «Коллективный договор». 20. Доклад по теме: «Функции заработной платы». 2 1 1 1 4/4 1 2 2 1 1 1 1 4 2 2 2/5 2 1 1 5 2 8 21. Доклад по теме: «Формы оплаты труда». 22. Решение ситуационных задач. Содержание учебного материала Тема 5.2. Безработица. Политика государства в области занятости. Наемный труд и профессиональные союзы Раздел 6. Деньги и банки Тема6.1. Деньги и их роль в экономике. Банковская система Тема6.2. Ценные бумаги: акции, 4/3 1. Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица 2. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. 3. Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов. Практическое занятие Практическое занятие №11: Заработная плата (позиция работника и работодателя). Нормы Трудового кодекса о реальной заработной плате. 1 1 1 2 1 1 2 Самостоятельная работа студентов: 23. Доклад по теме: «Виды безработицы». 24.Доклад по теме: «Трудоустройство безработных». 25. Доклад по теме: «Задачи профсоюзов». 3 2 5/2 4 1 4 Содержание учебного материала: 1. Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. 2. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике. 3. Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. 4.Правовое положение Центрального банка (ЦБ) РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения. Практическое занятие Практическое занятие № 12:Происхождение денег: монет, бумажных и символических денег. Экономическое понятие функции денег. Самостоятельная работа студентов: 26. Доклад по теме: «Натуральные деньги». 27.Доклад по теме: «Центральный банк» Содержание учебного материала 1. Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок 1 1 1 1 1 2 2 2 4/4 1 2 9 облигации. Фондовый рынок. Инфляция и ее социальные последствия ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. 2. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России. 3. Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер Практическое занятие Практическое занятие № 13: Особенности экономического обращения ценных бумаг: документарных и бездокументарных. Самостоятельная работа студентов. 28. Доклад по теме: «История возникновения ценных бумаг». 29. Доклад по теме: «Фондовые биржи». 30. Доклад по теме: «Причины инфляции». 31. Доклад по теме: «Влияние инфляции на уровень жизни». Раздел 7. Государство и экономика Тема7.1. Роль государства в развитии экономики Тема7.2. Налоги и налогообложение Тема Содержание учебного материала: 1. Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. 2. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Практическое занятие Практическое занятие № 14:Методы государственного регулирования рыночной экономики. Самостоятельная работа студентов: 32. Доклад по теме: «Государственное регулирование экономики». Содержание учебного материала: 1. Система налогообложения. Принципы иметоды построения налоговой системы. 2. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов. Самостоятельная работа студентов: 33.Доклад по теме: «История налоговой системы». 34. Доклад по теме: «Виды налогов». 35. Доклад по теме: «Виды налоговых систем». Содержание учебного материала 1 1 2 2 1 1 4 2 3/1 1 2 1 1 1 2 1 2 2/3 1 2 1 3 2 5/2 10 7.3.Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета. Показатели экономического роста. Экономические циклы 1. Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. 2.Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура. 3.Экономический цикл. Основные факторы экономического роста. 4.Понятие валового внутреннего продукта (ВВП). Цели национального производства и состав ВВП. 5.Методы расчёта ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП. Самостоятельная работа студентов: 36. Доклад по теме: «Структура государственного бюджета». 37.Доклад по теме: «Валовый внутренний продукт» Раздел 8. Мировая экономика. Тема 8.1. Содержание учебного материала Валюта. Обменные 1. Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. курсы валют 2. Факторы, определяющие валютные курсы. Самостоятельная работа студентов: 38.Доклад по теме: «Что такое валюта». 39.Доклад по теме: «Факторы, влияющие на валютный курс». Тема 8.2. Содержание учебного материала Особенности 1. Экономические реформы в России. современной 2. Инвестиционный климат в современной России экономики России 3.Россия и мировая экономика 4.Контрольная работа № 1 по теме: «Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета. Показатели экономического роста. Экономические циклы» 1 2 1 2 1 1 1 2 2 3/2 1 1 2 2 4 1 1 1 1 2 11 Итого за курс обучения 117 12 Перечень предложенных тем индивидуальных проектов № п/п Тема индивидуального проекта Вид проекта 1 Выгодно ли жить в кредит?Выгодные для населения вклады и некоторые кредиты в банках. Влияние отсутствия рынка труда на условия жизни и возможности адаптации к рыночной экономике людей, проживающих в сельской местности. Государственное регулирование распределения доходов. Система социальной защиты населения. Проблемы и перспективы развития рынка страховых услуг в нашем городе Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона, муниципального образования). Поведение потребителя в процессе принятия решения о покупке. Оценка выгодности приобретения товаров в кредит. Скидки. Кому они выгодны? Роль личности в экономике. Бюджет моей семьи.Личный бюджет: проблема отсутствия доходов. Роль и эффективность рекламы. Оценка эффективности наружной рекламы в городе. Теневая экономика и ее эволюция в современных условиях. Деньги, потраченные для развития ума, никогда не потрачены зря. Потребности. Свободные и экономические блага. Построение кривых спроса и предложения под воздействием неценовых факторов. Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли. Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие. Возникновение и эволюция денег на Руси. Фазы кризиса, его причины и последствия. Особенности рынка труда. Заработная плата. Безработица: причины, виды, социальноэкономические последствия. Кривая Филлипса. Закон Оукена. Мировой опыт свободных экономических зон. Оффшорный бизнес и его роль в экономике России. Анализ изменения курса иностранных валют. исследовательский Результат проектной деятельности (продукт проектной деятельности) Письменная работа исследовательский Письменная работа исследовательский Письменная работа исследовательский Письменная работа исследовательский Письменная работа творческий Презентация творческий творческий творческий творческий Письменная работа Письменная работа Письменная работа Письменная работа творческий Буклет творческий Письменная работа творческий Письменная работа информационный творческий Письменная работа Презентация информационный Фотостенд информационный информационный информационный информационный информационный Письменная работа Письменная работа Презентация Письменная работа Письменная работа информационный информационный информационный Письменная работа Письменная работа Письменная работа Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Сущность, принципы и социально-экономические последствия инфляции. Конкуренция как модель современного рынка Экономический рост: цель, типы и факторы. Международная экономическая интеграция. информационный Письменная работа информационный Письменная работа информационный информационный информационный Презентация Письменная работа Письменная работа 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 13 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА» Освоение программы учебной дисциплины «Экономика» предполагает наличие учебного кабинета Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основная литература,рекомендуемая для студентов: 1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с поправками) // СЗ РФ. — 2013. — № 4. — Ст. 445. 2. Басовский, Л.Е. Экономическая теория: учебник/ Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М. 2016. - 224 с. 3. Бевентер, Э Основные знания по рыночной экономике в восьми лекциях / Э. Бевентер. Пер. с нем. - М., 2016. - 224 с. 4. Бедрина, Е.Б., Козлова О.А. и др. Введение в экономическую теорию.- Екатеринбург: УГТУ-УПИ. - 2016. - 210 с. 5. Бойко, И.П. Экономика для юристов / И.П. Бойко, Ф.Ф. Рыбаков - М.: Проспект. -2016. 272 с. 6. Бондарь, А.В. Экономическая теория / А.В. Бондарь. - Минск: БГЭУ. - 2017. - 477с. 7. Борисов, Е.Ф. Экономика / Е.Ф. Борисов, - М.: ИНФРА-М. 2017. - 256 с. 8. Бородич, С.А. Экономика. Учебное пособие для студентов экономических специальностей / С.А. Бородич,- М.: Новое знание. - 2016. - 403 с. 9. Боумоль, У. Экономикс. Принципы и политика / У. Боумоль, А. Блайндер. - М.: ЮНИТИ-Дана. - 2018. 10. Бутырнова, Т.С. Экономика. Учебное пособие / Т.С. Бутырнова. - М.: Экономика. 2004. - 364 с. 11. Буфетова, А.Н. Основы экономики. Учебное пособие для абитуриентов ЭФ НГУ / А.Н. Буфетова, Л.С. Веселая - Новосибирск. - 2016. 12. Вахитов, К.И. Экономика. Учебное пособие / К.И. Вахитов. -М. - 2017. -364 с. 13. Войтов, А.Г. Экономика. Общий курс / А.Г. Войтов. - 9-е изд., перераб. и доп.- М.: ИТК Дашков и К. - 2016. - 600с. 14. Гомола, А.И., Кириллов В.Е. Экономика / А.И., Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жаннин М.: Академия. - 2017. - 336с. 15.Куликов, Л. М. Основы экономической теории : учебник для среднего профессионального образования / Л. М. Куликов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 371 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-03163-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblioonline.ru/bcode/412536 (дата обращения: 09.06.2019). 16. Коршунов, В.В..Основы экономической теории: учебник для среднего профессионального образования / В.В. Коршунов.-3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 219 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-03163-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblioonline.ru/bcode/412536 (дата обращения: 2019). Дополнительные источники: • http//fcir.edu.ru 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. В результате оценки осуществляется проверка следующих объектов Таблица 1 Предмет оценивания личностных: − развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов; − формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве; − воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; метапредметных: -овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли; -овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем; -формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации; -генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений предметных: − сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; − понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание Показатели сформированность личностной позиции относительно образовательной культуры в области экономики для своего личностного роста применение знаний об экономической жизни общества проявление ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью выражение в письменной и устной форме представлений об экономической науке использование правовых знаний при осуществлении экономического анализа в конкретной жизненной ситуации использование различных способов переработки информации осуществление всестороннего анализа общественных явлений с опорой на исторический, социологический, юридический, экономический подход использование системы экономических знаний при анализе жизненных ситуаций -сформированность понимания о деятельности экономических 15 значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности. − сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом. − владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни. − сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров. − умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социальноэкономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика). -способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений. - понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире. институтов; -сформированность понимания о значении этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности обоснованность решения при решении экономической задачи использование экономической информации для решения практической задачи приведение фактов, аргументов и оценочных суждений в процессе анализа экономической информации -применение методов исследования -соблюдение плана исследовательской работы применение экономических знаний при реализации социально-экономической роли разработка бизнес-идеи сформированность полученных знаний в области мировой и российской экономики 16