Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края « Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.14 Психология общения Профессии СПО: 43.01.09 Повар, кондитер срок обучения 3 года 10 месяцев 2021 г. СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 2 1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 14 «Психология общения» 1.1. Область применения рабочей программы учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины ОП 14 «Психология общения» является вариативной частью основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС СПО 43.01.09 повар, кондитер. Содержание учебной дисциплины учитывает международные требования к подготовке повара и кондитера по компетенциям «Поварское дело» и «Кондитерское дело» движения WorldSkills Russia (далее – WSR). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК.1- ОК.4, ОК.6 ОК.10., 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК, ЛР ОК1-10 ЛР 16-21 ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 Умения - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; -использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения Знания -взаимосвязь общения и деятельности, цели, функции, виды и уровни общения; -роли и ролевые ожидания в общении; -виды социальных взаимодействий; -механизмы взаимопонимания в общении; -техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; -этические принципы общения; -источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. 3 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 64 в т.ч. в форме практической подготовки в т. ч.: теоретическое обучение 55 практические занятия 6 контрольная работа 2 Самостоятельная работа 1 Промежуточная аттестация 1 1 Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины. 4 3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 1 Раздел 1. Введение в учебную дисциплину Введение в учебную дисциплину 2 Содержание учебного материала 1. Назначение учебной дисциплины «Психология общения». Основные понятия. Требования к изучаемой дисциплине. 2. Роль общения в профессиональной деятельности человека. Объем часов 3 2 2 1 1 Раздел 2. Социальное общение 39 Тема 2.1. Общение – основа человеческого бытия 6 2 Содержание учебного материала 1.Общение в системе межличностных и общественных отношений. 2.Социальная роль. 1 1 3. Классификация общения. 4.Виды, функции общения. 5.Структура и средства общения 6. Единство общения и деятельности 1 1 1 1 Коды компетенций и личностных результатов2, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК1-10 ЛР 16-21 ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 ОК1-10 ЛР 16-21 ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 В соответствии с Приложением 3 ПООП. 5 Тема 2.2 Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) Тема 2.3 Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) Тема 2.4 Общение как обмен Содержание учебного материала 1. Понятие социальной перцепции. 2. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. 3. Искажение в процессе восприятия. 4. Психологические механизмы восприятия. 13 1 1 1 1 5.Влияние имиджа на восприятие человека. 1 Практическое занятие № 1: Самодиагностика по теме: «Общение» 1 6. Стиль делового общения. 7. Эмпатические способы. 8. Значение стереотипа в профессиональной деятельности. Практическое занятие № 2: «Коммуникативные и организаторские способности» 9.Роль восприятия в развитии межличностного общения. 10. Влияние внешнего вида человека на успех профессиональной деятельности. 1 1 1 1 1 1 Практическое занятие № 3:Составление плана действий по коррекции результатов, мешающих эффективному общению. 1 Содержание учебного материала 1. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. 6 2. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. 3. Ориентация на понимание и ориентация на контроль. 4. Взаимодействие как организация совместной деятельности 5. Разработка сценариев взаимодействия и определение их роли в межличностном общении. 6. Определение практической значимости трансактного анализа Э .Берна. 1 1 1 1 1 Содержание учебного материала 1 10 1. Основные элементы коммуникации. 2. Вербальная коммуникация 1 1 ОК1-10 ЛР 16-21 ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 ОК1-10 ЛР 16-21 ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 ОК1-10 ЛР 16-21 ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 ОК1-10 ЛР 16-21 6 информацией (коммуникативна я сторона общения) Тема 2.5 Формы делового общения и их характеристики 3. Коммуникативные барьеры. 4. Невербальная коммуникация. 5. Методы развития коммуникативных способностей 6. Виды, правила и техники слушания. 7. Толерантность как средство повышения эффективности общения. 1 1 1 1 1 8. Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения. 1 9.Коммуникативная толерантность. 1 Контрольная работа по теме «Психологические аспекты общения» 1 Содержание учебного материала 4 1. Деловая беседа. 2. Формы постановки вопросов. 3. Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений.. 4. Аргументация 1 1 1 1 Раздел 3. Конфликты и способы их предупреждения и разрешения Тема 3.1 Конфликт: его сущность и основные характеристики Тема 3.2 Эмоциональное реагирование в конфликтах и Содержание учебного материала 1. Понятие конфликта и его структура. 2. Невербальное проявление конфликта. 3. Стратегия разрешения конфликтов 4. Анализ своего поведения на основании результатов диагностики. 5. Различные стратегии поведения в конфликтах. Практические занятия Практическое занятие №4: Самодиагностика по теме «Конфликт» Практическое занятие №5: Диагностический инструментарий:«Твоя конфликтность» Практическое занятие №6: «Стратегия поведения в конфликтах» К. Томаса. Содержание учебного материала 1. Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. 2. Гнев и агрессия. 14 8 1 1 1 1 1 3 1 ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 ОК1-10 ЛР 16-21 ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 ОК1-10 ЛР 16-21 ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 1 1 6 1 1 ОК1-10 ЛР 16-21 ПК 1.1-1.4, 7 саморегуляции 3. Разрядка эмоций. 4. Правила поведения в конфликтах. 5. Влияние толерантности на разрешение конфликтной ситуации. 6. Роль руководителя в разрешении конфликтов. Раздел 4. Этические формы общения Тема 4.1 Общие сведения об этической культуре Содержание учебного материала 1. Понятие: этика и мораль. 2. Категория этики. 3. Нормы морали. 4. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения. 5. Деловой этикет в профессиональной деятельности. 6. Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений. 7. Разработка этических норм своей профессиональной деятельности Контрольная работа № 2 «Изучение принципов делового этикета и определение их значения в профессиональной сфере» Промежуточная аттестация Всего 1 1 1 1 ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 8 8 1 1 1 1 1 1 1 1 ОК1-10 ЛР 16-21 ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 1 64 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин. Оборудование учебного кабинета: 1. Документационное обеспечение: паспорт кабинета; ФГОС СПО специальности; план работы учебного кабинета; план работы СНО; журнал по технике безопасности. 2. Учебно-методическое обеспечение: - планы практических и семинарских занятий по дисциплине «Психология общения»; - раздаточный дидактический материал по учебной дисциплине «Психология общения»; - банк оценочных материалов по дисциплине «Психология общения» в форме разноуровневых тестовых заданий, ситуационных задач; - методические рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов по дисциплине «Психология общения»; - слайд – лекции к дисциплине «Психология общения». Технические средства обучения: -учебные рабочие места оснащенные ПВМ; -Интернет ресурс; -интерактивная доска; -мультимедийный проектор; -программные средства обучения. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1) Андреева Г. М. «Социальная психология». - М. : Аспект – пресс, 2009. 2) Андреенко Е. В. «Социальная психология» - М.: Академия, 2009. 3) Соснин В. А., Красникова Е. А. Социальная психология. Учебник для ССУЗов (изд:2). – М., 2009. Дополнительные источники: 1) Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: 2007. 2) Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: 2006. 3) Бороздина Г.В. Психология делового общения. –М.: 2006.. 4) Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: 2008. 5) Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: 2007. 6) Панфилова А.П. Деловая коммуникация и профессиональной деятельности. Учебное пособие. – СПб.: 2005. 7) Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: 2007. 8) Социальная психология./ Авторы – составители Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. – М.: Новосибирск, 2010. Интернет-источники: 9 1) Портал психологии - "Psychology.ru": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psychology.ru 2) Журнал "Psychologies": [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.psychologies.ru 3) Электронная библиотека учебников: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studentam.net/ 4) Библиотека Гумер - гуманитарные науки: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumer.info/ 5) PSYLIB: Психологическая библиотека "Самопознание и саморазвитие": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psylib.kiev.ua/ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований. Результаты обучения Формы и методы контроля и оценки (освоенные умения, усвоенные знания) результатов обучения Освоенные умения: -применять техники и приемы Практическая работа: анализ эффективного общения в производственных ситуаций. профессиональной деятельности; -использовать приемы саморегуляции Практическая работа: анализ поведения в процессе межличностного производственных ситуаций (деловая игра). общения. Усвоенные знания: -взаимосвязь общения и деятельности, Тестовый контроль цели, функции, виды и уровни общения; -роли и ролевые ожидания в общении; Тестовый контроль -виды социальных взаимодействий; -механизмы взаимопонимания в общении; -техники и приемы общения, правила Индивидуальные задания. слушания, ведения беседы, убеждения; -этические принципы общения -источники, причины, виды и способы Анализ проблемных ситуаций. разрешения конфликтов. 10