Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 Информационные технологии в профессиональной деятельности Профессии СПО: 43.01.09 Повар, кондитер срок обучения 3 года 10 месяцев 2021 г СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РАБОЧЕЙ 2. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ И СОДЕРЖАНИЕ 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 10 « Информационные технологии в профессиональной деятельности» 1.1. Область применения примерной программы Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК.1- ОК.7, ОК.9 - ОК.10. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания. Код ПК, ОК, ЛР ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 ОК 10 ОК 11 ЛР 17-20 Умения Знания - использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения; - применять компьютерные и телекоммуникационные средства; - основные понятия автоматизированной обработки информации; - общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем; - базовые системные программные продукты в области профессиональной деятельности; - состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; - методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; - базовые системные программные продукты пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности; - основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 50 в т.ч. в форме практической подготовки в т. ч.: теоретическое обучение 15 практические занятия 32 контрольные работы 2 Самостоятельная работа 1 Промежуточная аттестация 1 1 Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины. 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 10 « Информационные технологии в профессиональной деятельности» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 Раздел 1. Автоматизированная обработка: основные понятия и технология Содержание учебного материала Тема 1. 1 1. Информационные процессы и информационные технологии. Информационное Автоматизированные общество. рабочие месса 2.Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. (АРМ) для решение АСУ различного назначения, примеры их и использования. Примеры оборудования профессиональных с числовым программным управлением. задач Тематика практических занятий Практическое занятие № 1. Правило техники безопасности и поведение в компьютерном классе. Практическое занятие № 2.Проектирование АРМ повара, кондитера. Технологические требования при эксплуатации рабочего места. Раздел 2. Общий состав и структура персональных компьютеров и вычислительных систем. Тема 2.1 Технические Содержание учебного материала средства 1.Основны стадии обработки информации. персонального Технологические решения обработки информации. Теллекомуникации. компьютера Средства хранения и переноса информации. 2.Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Комплектация компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений деятельности на предприятиях общественного питания. Тематика практических занятий 2 В соответствии с Приложением 3 ПООП. Объем часов 3 4 1 1 2 1 Коды компетенций и личностных результатов2, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 1-7, 9,10 ЛР 17-20 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 1 3 3 1 1 1 ОК 1-7, 9,10 ЛР 17-20 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 Практическое занятие № 3 Подключение внешних устройств к компьютеру, их настройка и использование. Раздел 3. Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности Тема 3.1 Технология обработки текстовой информации Тема 3.2 Технология обработки графической информации Тема 3.3 Компьютерные презентации 1 24 Содержание учебного материала 1.Текстовые редакторы как один из пакетов прикладного программного обеспечения. Общие сведения о редактировании текстов. Основы конвертирования текстовых файлов. Контекстный поиск и замена. Оформление страниц документов, формирование оглавлений. Расстановка колонтитулов, нумерация страниц, буквица. Шаблоны и стили оформления. Работа с таблицами и рисунками в тексте. Тематика практических занятий Практическое занятие № 4.Созданиеделовых документов в текстовом редакторе. Практическое занятие № 5. Оформление текстовых документов, содержащих таблицы. Практическое занятие № 6. Создание организационных диаграмм в текстовом документе. Содержание учебного материала 1.Методы представления графических изображений. Виды графики. Цвет и методы его описания. Форматы графических файлов. Способы получения графических изображений - рисование, оптический (сканирование) 4 1 Тематика практических занятий Практическое занятие № 7.Создание рисунка в приложении типа Paint . Сохранение его в файле. Практическое занятие № 8. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов. Вставка графических объектов. Практическое занятие № 9. Создание комбинированных изображений из профессиональной деятельности в редакторе MS Office Publisher. Содержание учебного материала 1. Схема работы Power Point. Графические объекты. Таблицы и диаграммы как элементы презентации. Общие операции со слайдами. Выбор дизайна, анимация, эффекты, звуковое сопровождение Тематика практических занятий Практическое занятие № 10. Создание графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций Power Point. 3 1 3 1 1 ОК 1-7, 9,10 ЛР 17-20 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 1 4 1 ОК 1-7, 9,10 ЛР 17-20 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 1 1 4 1 3 1 ОК 1-7, 9,10 ЛР 17-20 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 Практическое занятие № 11.Редоктирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций Power Point. Практическое занятие № 12. Создание собственной презентации Power Point.с использованием различных объектов, анимации и демонстрация ее с помощью проекционного оборудования. Тема 3.4 Содержание учебного материала Технологии 1.Электронные таблицы, базы и банки данных, их назначение, использование в обработки числовой информационных системах профессионального назначения. информации в Расчетные операции, статистические и математические функции. Решение задач профессиональной линейной и разветвляющейся структуры в электронных таблицах. деятельности 2. База данных. Основные типы данных. Объекты, атрибуты и связи. Формирование запроса-выборки. Тематика практических занятий Практическое занятие № 13. Создание и расчет таблицы (накладная). Практическое занятие № 14. Создание и расчет таблицы (меню). Практическое занятие № 15.Расчет сырья на одну порцию. Практическое занятие № 16. Использование электронных таблиц для решения профессиональных задач. Практическое занятие № 17. Создание и расчет таблицы «Расчет процентов потери сырья» Практическое занятие № 18. Построение диаграмм. Практическое занятие № 19. Расчет продуктов на заданное количество порций. Практическое занятие № 20.Расчет сырья по плану меню. Практическое занятие № 21. Решение экономических задач и расчет экономических показателей в электронных таблицах. Контрольная работа № 1 « Автоматизированная обработк. Общий состав и структура персональных компьютеров. Базовые системные программные продукты в области профессиональной деятельности. Раздел 4. Пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности. Тема 4.1 Содержание учебного материала 1 1 12 1 1 ОК 1-7, 9,10 ЛР 17-20 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 6 ОК 1-7, 9,10 ЛР 17-20 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ОК 1-7, 9,10 ЛР 17-20 ПК 1.1-1.5 Использование дополнительных прикладных программ в области профессиональной деятельности 1. Обзор и классификация компьютерных программ и систем для решения профессиональных задач на предприятиях общественного питания. Функциональное назначение программ. Способы формирования запросов при обращение к базе данных. Ввод, редактирование и хранение данных. Составление и получение отчетов о деятельности ресторана. Работа с калькуляционными карточками, меню, себестоимость. 1 Тематика практических занятий Практическое занятие № 22.Инерфейс и справочная система программы 1С: Общепит. 5 1 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 Практическое занятие № 23. Формирование информационной базы с учетом специфики предприятия общественного питания. Практическое занятие № 24. Создание калькуляционных карт блюд. Практическое занятие № 25. Создание технологических карт блюд. Практическое занятие № 26. Выполнение действий по учету движения товара (приход, расход, внутренние перемещение, возвраты, списание Раздел 5. Состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Тема 5.1 Содержание учебного материала Компьютерные сети. 1. Компоненты вычислительной сети. Классификация сетей по масштабам, топологии, архитектуре и стандартам. Среда передачи данных. Типы компьютерных сетей. Эталонная модель OSI. Преимущества работы в локальной сети. 1 1 1 ОК 1-7, 9,10 ЛР 17-20 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 Тема 5.2 Глобальная сеть интернет 7 1 ОК 1-7, 9,10 ЛР 17-20 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 Содержание учебного материала 1.Основые службы Интернета. Технология Word Wide Wed. Браузеры. Адресация ресурсов, навигация. Настройка Internet Explorer. Поиск в интернете. 2.Электронная почта и телеконференции. Мультимедиа технологии и электронная коммерция в Интернете. Тематика практических занятий Практическое занятие № 27. Поиск информации в глобальной сети интернет. Практическое занятие № 28.Работа с электронной почтой 1 1 1 8 1 5 1 1 Практическое занятие № 29.Знакомство с компьютерно- справочной системой Консультант плюс. Практическое занятие № 30. Поиск информации в СПС Консультант плюс. Практическое занятие № 31.Электронная комрция. Раздел 6. Основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности. Тема 6.1 Основы Содержание учебного материала информационной 1.Информационная безопасность. Безопасность в информационной среде. компьютерной Классификация средств защиты . Программно-технический уровень защиты. Защита безопасности. жесткого диска. Создание аварийного загрузочного диска. Резервное копирование данных. Установка паролей на документ. 1 Тема 6.2 Основы технической компьютерной безопасности 4 1 Содержание учебного материала 1.Защита компьютерных вирусов. История возникновения компьютерных вирусов. Что такое компьютерный вирус. Организация защиты от компьютерных вирусов. Виды компьютерных вирусов. Тематика практических занятий Практическое занятие № 32. Тестирование носителей информации на наличие компьютерного вируса , их лечение. Контрольная работа № 2 «Прикладные программы в профессиональной деятельности. Информационные и телекоммуникационные технологии в профессиональной деятельности . Информационная безопасность». Промежуточная аттестация Всего: 1 1 5 1 1 1 1 1 1 50 ОК 1-7, 9,10 ЛР 17-20 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ОК 1-7, 9,10 ЛР 17-20 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Информационных технологий в профессиональной деятельности», оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами (компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором); персональными компьютерами (по числу обучающихся) с выходом в интернет, специализированным программным обеспечением, мультимедийными пособиями. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе 3.2.1. Печатные издания 1. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – 5-е изд., стер. - М Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – 5-е изд., стер., М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 384 с. 2. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 3.2.2. Электронные издания: 1. Образовательные ресурсы сети Интернет по информатике [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://vlad-ezhov.narod.ru/zor/p6aa1.html 2. Информатика - и информационные технологии: cайт лаборатории информатики МИОО [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://iit.metodist.ru 3. Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру) [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.intuit.ru 4. Открытые системы: издания по информационным технологиям [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.osp.ru 3.2.3. Дополнительные источники (печатные издания) 1. Информационные технологии: Учебник / М.Е. Елочкин, Ю.С. Брановский, И.Д. Николаенко; Рук. авт. группы М.Е. Елочкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2012 – 256 с.: ил. 2. Информационные технологии в офисе: учеб. Пособие / – М.: «Академия», 2012. – 314 с. 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Формы и методы оценки Знания: - основные понятия автоматизированной обработки информации; - общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем; базовые системные программные продукты в области профессиональной деятельности; - состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; - методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; - базовые системные программные продукты пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности; - основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности Умения: использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; - использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения; применять компьютерные и телекоммуникационные средства; Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов. Не менее 75% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования; Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. Точность оценки, самооценки выполнения Соответствие требованиям инструкций, регламентов Рациональность действий и т.д. Текущий контроль: - экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий, защите отчетов по практическим занятиям; - оценка заданий для самостоятельной работы, -оценки результатов самостоятельной работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде: -письменных/ устных ответов, -тестирования Промежуточная аттестация: - экспертная оценка выполнения практических заданий на зачете 11 12