Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 Безопасность жизнедеятельности Профессии СПО: 43.01.09 Повар, кондитер срок обучения 3 года 10 месяцев 2021 г СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РАБОЧЕЙ 2. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ И СОДЕРЖАНИЕ 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08 «Безопасность жизнедеятельности» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина ОП 08 «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной частью общепрофессиональному циклу примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 43.01.09 «Повар, Кондитер». Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК.1- ОК.4, ОК.6, ОК.9, ОК.10. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК, ЛР ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 ЛР 17-20 ОК 01 Умения Знания -выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности; -использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности; -участвовать в аттестации рабочих мест по условиям труда, в т. ч. оценивать условия труда и уровень травмобезопасности; -проводить вводный инструктаж помощника повара (кондитера), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ; -вырабатывать и контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда. -законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации; -обязанности работников в области охраны труда; -фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда; -возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом); -порядок и периодичность инструктажей по охране труда и технике безопасности; -порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте. Анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части. Правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы. Составить план действия. Определять необходимые ресурсы. Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить. Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях. Методы работы в профессиональной и смежных сферах. Структура плана для решения задач. Владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах. Реализовать составленный план. Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). Определять задачи поиска информации Определять необходимые источники информации Планировать процесс поиска Структурировать получаемую информацию Выделять наиболее значимое в перечне информации Оценивать практическую значимость результатов поиска Оформлять результаты поиска Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности Выстраивать траектории профессионального и личностного развития Организовывать работу коллектива и команды Взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Излагать свои мысли на государственном языке Оформлять документы Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности ОК 06 Описывать значимость своей профессии Презентовать структуру профессиональной деятельности по профессии ОК 07 Соблюдать нормы экологической безопасности Определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии ОК 09 Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач Использовать современное программное обеспечение Понимать общий смысл четко Сущность гражданско-патриотической позиции Общечеловеческие ценности Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности Правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности Основные ресурсы задействованные в профессиональной деятельности Пути обеспечения ресурсосбережения. Современные средства и устройства информатизации Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности правила построения простых и ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 10 Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности Приемы структурирования информации Формат оформления результатов поиска информации Содержание актуальной нормативно-правовой документации Современная научная и профессиональная терминология Возможные траектории профессионального развития и самообразования Психология коллектива Психология личности Основы проектной деятельности Особенности социального и культурного контекста Правила оформления документов. произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые) писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы сложных предложений на профессиональные темы основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика) лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности особенности произношения правила чтения текстов профессиональной направленности 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 36 в т.ч. в форме практической подготовки в т. ч.: теоретическое обучение 18 практические занятия 18 Самостоятельная работа 1 Промежуточная аттестация 2 1 Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины. 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем 1 2 3 часов Раздел I. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения. 6 Тема 1.1. Содержание учебного материала 4 Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера 1.Чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера, причины и их возможные последствия. Правила безопасного поведения при нахождении в близи железнодорожных путей. Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту. Опасные природные явления. Техногенные опасности и угрозы (радиационно-опасные объекты, химические опасные объекты, пожаро- и взрывоопасные объекты, газо – и нефтепроводы, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства). Чрезвычайные ситуации военного характер. Опасности, возникающие при ведении военных действий или в следствии этих действий (прямые, косвенные, связанные с изменением среды обитания людей). Ядерное, химическое, бактериологическое оружие. Обычные средства поражения Международный и внутригосударственный терроризм. Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций. Практические занятия Тема 1.2 2 В соответствии с Приложением 3 ПООП. Коды компетенций и личностных результатов2, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК.1-ОК.4, ОК.6, ОК.9, ОК.10 ЛР 17-20 1 организационные основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Практическое занятие № 1. Организация проведение мероприятий по защите работающих и населения Защита населения и территорий при стихийных бедствии от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций (рассредоточение, эвакуация) Профилактические меры для снижения опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту. Тема 1.3 Содержание учебного материала Основные принципы и нормативная база защиты населения от чрезвычайных ситуаций 1.Законодательные акты и нормативно – техническая документация по действиям в чрезвычайных ситуациях. Основные положения Федеральных законов «О защите населения и территории о чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне». Основные мероприятия проводимые Российской федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения. Мероприятия медицинской защиты, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах. Комплекс стандартов «БЧС» - Безопасность в чрезвычайных ситуациях». Задачи и содержание комплекса «БЧС». Организация и выполнение эвакуационных мероприятий. Организация аварийно спасательных и других неотложных работ в зонах Содержание учебного материала Тема 1.4 Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики 1.Понятие устойчивости объектов экономики в чрезвычайной ситуации. Факторы, определяющие стабильность функционирования технических систем и бытовых объектов. Критерии устойчивости. Принципы обеспечения устойчивости и объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России. Основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости объектов экономики. Обеспечение надежной защиты рабочих и служащих, повышение надежности инженерно- технического комплекса. Системы непрерывного контроля. Резервирование бытовых и технических объектов. Подготовка 1 1 1 ОК.1-ОК.4, ОК.6, ОК.9, ОК.10 ЛР 17-20 объектов к переводу на аварийный режим работы, подготовка к восстановлению нарушенного производства. Раздел 2. Основы военной службы. Тема 2.1. Основы военной службы и обороны государства. Тема 2.2. Организация воинского учета и военная служба Содержание учебного материала 1. Национальная безопасность и национальные интересы России. 2.Угрозы национальной безопасности России. 3. Обеспечение национальных интересов России. 4 1 1 4.Военная доктрина РФ Содержание учебного материала 1. Воинский учет. 1 4 2. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на воинскую службу. 3. Обязательная добровольная подготовка граждан к военной службе. 1 4. Прохождение военной службы по призыву и по контракту. Тема 2.3. Содержание учебного материала Военно-патриотическое воспитание молодежи. 1.Боевые традиции Вооруженных сил России. Тема 2.4 Общевоинские уставы 26 2.Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. 3. Дружба, воинское товарищество – основы боевой готовности частей и подразделений. Тематика практических занятий ОК.1-ОК.4, ОК.6, ОК.9, ОК.10 ЛР 17-20 1 1 ОК.1-ОК.4, ОК.6, ОК.9, ОК.10 ЛР 17-20 1 1 4 1 1 1 4 Практическое занятие № 2:Основы мероприятий по обеспечению безопасности военной службы. 1 Практическое занятие № 3:Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации и взаимоотношения между ними. 1 ОК.1-ОК.4, ОК.6, ОК.9, ОК.10 ЛР 17-20 Тема 2.5 Строевая подготовка Тема 2.6 Физическая подготовка Тема 2.7 Огневая подготовка Тема 2.8 Тактическая подготовка Практическое занятие № 4: Размещение военнослужащих. 1 Практическое занятие № 5: Воинская дисциплина. 1 Тематика практических занятий 2 Практическое занятие № 6: Строевые приемы и движения без оружия. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головной убор снять (одеть)» 1 Практическое занятие № 7:Повороты на месте 1 Тематика практических занятий 2 Практическое занятие № 8: Тренировка в беге на длинные дистанции (кросс на 3-5 км) Практическое занятие № 9: Совершенствование упражнений на гимнастических снарядах и контроль упражнения в подтягивании на перекладине. Тематика практических занятий 1 Практическое занятие № 10:Назначение, боевые свойства и устройства автомата, разборка и сборка. Практическое занятие № 11:Работа частей и механизмов автомата при заряжении и стрельбе. Практическое занятие № 12:Уход за стрелковым оружием, хранение и сбережение. Тематика практических занятий 1 Практическое занятие № 13:Движение солдата в бою. 1 Практическое занятие № 14:Передвижение на поле боя. Тема 2.9 Радиационная, Тематика практических занятий ОК.1-ОК.4, ОК.6, ОК.9, ОК.10 ЛР 17-20 1 3 1 1 2 1 2 ОК.1-ОК.4, ОК.6, ОК.9, ОК.10 ЛР 17-20 химическая и биологическая защита Практическое занятие № 15:Средства индивидуальной защиты и пользование ими. Практическое занятие № 16:Способы действий личного состава в условиях радиационного, химического и биологического заражения. Раздел 3. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Тема 3.1 Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях. Всего: 1 1 7 Содержание учебного материала 3 1. Общие правила оказания первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях. Способы временной остановки кровотечения. Обработка ран. Профилактика шока. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при остановке сердца. Правила поведения базовой сердечно- легочной реанимации Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Характеристика ситуаций, при которых возможно массовое поражение людей. Правила оказания само- и взаимопомощи в различных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в условиях военного времени. 1 Тематика практических занятий 2 Практическое занятие № 17: Оказание первой медицинской помощи. 1 Практическое занятие № 18: Неотложные реанимационные мероприятия (сердечно-легочная реанимация, противошоковые мероприятия, остановка кровотечений, иммобилизация конечностей подручными средствами, транспортировка пострадавших). 1 Промежуточная аттестация 1 36 ОК.1-ОК.4, ОК.6, ОК.9, ОК.10 ЛР 17-20 ОК.1-ОК.4, ОК.6, ОК.9, ОК.10 ЛР 17-20 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен Кабинет «Безопасности жизнедеятельности и охраны труда» Оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения муляжей (инвентаря), раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором; наглядными пособиями (натуральными образцами продуктов, муляжами, плакатами, DVD фильмами, мультимедийными пособиями). 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе. Печатные издания 1. Безопасность жизнедеятельности : учебник для СПО / отв. ред. Я.Д. Вишняков. – 5 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2016. – 416 с. – ISBN 978-5-9916-9735-4 2. Безопасность жизнедеятельности : практикум : учебное пособие для СПО / отв. ред. Я.Д. Вишняков. – 5 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2016. – 249 с. – ISBN 978-5-9916-8528-3 3. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для СПО / отв. ред. В. П. Соломин. – Москва : Юрайт, 2017. – 399 с. – ISBN 978-5-534-02041-0 4. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность). В 2 ч. Ч. 1. : учебник для СПО / С. В. Белов. – 5 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 350 с. – ISBN 978-5-9916-9962-4 5. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность). В 2 ч. Ч. 2. : учебник для СПО / С. В. Белов. – 5 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 362 с. – ISBN 978-5-9916-9964-8 6. Беляков Г.И. Основы обеспечения жизнедеятельности и выживание в чрезвычайных ситуациях : учебник для СПО / Г. И. Беляков. – 3 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 352 с. – ISBN 978-5-534-03180-5 7. Графкина М.В. Безопасность жизнедеятельности : учебник / М.В. Графкина, Б.Н. Нюнин, В.А. Михайлов. – Москва : Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c. 8. Каракеян В.И. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для СПО / В.И. Каракеян, И.М. Никулина. – 2 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 330 с. – ISBN 978-5-534-02122-6 9. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова . – Москва : ИЦ «Академия», 2015. – 288 с. 10. Суворова Г.М. Методика обучения безопасности жизнедеятельности : учебное пособие для СПО / Г.М. Суворова, В.Д. Горичева. – 2 изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 245 с. – ISBN 978-5-534-03743-2 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Знание: -законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации; -обязанности работников в области охраны труда; -фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда; -возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом); -порядок и периодичность инструктажей по охране труда и технике безопасности; Критерии оценки Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов. Не менее 75% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии -порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной Умения: выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности; -использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности; -участвовать в аттестации рабочих мест по условиям труда, в т. ч. оценивать условия труда и уровень травмобезопасности; -проводить вводный инструктаж Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям -Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. -Точность оценки -Соответствие требованиям инструкций, регламентов -Рациональность действий Формы и методы оценки Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования; -оценки результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде: -письменных/ устных ответов, -тестирования. Итоговый контроль Текущий контроль: - защита отчетов по практическим/ лабораторным занятиям; - оценка заданий для внеаудиторной (самостоятельной) работы: презентаций, ….. - экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий в процессе практических/лаборатор ных занятий Промежуточная 14 помощника повара (кондитера), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ; -вырабатывать и контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда. и т.д. аттестация: - экспертная оценка выполнения практических заданий на зачете 15 16