ОГСЭ философия 2023

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОГСЭ.01 Основы философии
для специальности
среднего профессионального образования
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Срок обучения 3 года 10 месяцев
на базе основного общего образования
Форма обучения: очная

2023

Рассмотрена
УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета
Директор ГБПОУ «КТТиЖТ»
протокол №1 от 31 августа 2023 г.
Рассмотрена на заседании методической
_______________ В.А.Шахбазян
комиссии гуманитарных дисциплин
Протокол №1 от «30» августа 2023 г.
Председатель _________ Хаженцева Л.М.
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от
19.12.2016); с учётом требований: ФГОС СПО по специальностям 23.02.06
Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (утв. приказом
МОН РФ от 22.04.2014 N 388, зарегистрир. Минюстом РФ от 18.06.2014 N
32769),
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам),
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации № 376 от 22 апреля 2014 года (ред. от 01.09.2022), зарегистр.
Министерством юстиции (рег. № 32499 от 29 мая 2014г.), укрупненной группы
профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум
технологий и железнодорожного транспорта».
Автор: Савенкова Светлана Викторовна _________,преподаватель ГБПОУ
«КТТ и ЖТ»
___________
подпись

_________
подпись

Боев Андрей Николаевич
кандидат исторических наук,
преподаватель ПОО Частное учреждение
«Юридический техникум»
г. Кропоткин
Учитель истории и МХК
Квалификация по диплому

Ашумова Аджар Вели-кызы
преподаватель истории и обществознания
ЧПОУ Региональный колледж
профессиональной карьеры
г. Кропоткин
Преподаватель политической истории
Квалификация по диплому
1

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА
И
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

стр.
3

СОДЕРЖАНИЕ

5

РАБОЧЕЙ

10

РЕЗУЛЬТАТОВ

12

2

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
1.1. Область применения рабочей программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям
СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина ОГСЭ.01 Основы философии относится к общему гуманитарному и
социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего
специалиста;
определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования
личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и
духовных ценностей;
- сформулировать представление об истине и смысле жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни,
культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий.

3

Личностные результаты
Код личностных
реализации программы воспитания
результатов реализации
(дескрипторы)
программы воспитания
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
ЛР 1
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех
ЛР 7
формах и видах деятельности.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
ЛР 11
основами эстетической культуры.
Личностные результаты
реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах и
традициях поведения человека как гражданина и патриота своего
ЛР 15
Отечества.
Получение обучающимися возможности самораскрытия и
ЛР 23
самореализация личности.
Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусству, к
ЛР 24
культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе: обязательной
аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося
24 часа.
2.

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10
2
24

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

1

72
48

4

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
Наименование
разделов и тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
2

Раздел 1.
Предмет философии и
ее история
Содержание учебного материала
1 Становление философии из мифологии
2 Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность
3 Предмет и определение философии
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Работа над составлением философского словаря
2.Анализ текстов по раскрытию смысла понятий «логика», «философия»,
«дискурсивность»
Содержание учебного материала
Тема 1.2.
Философия Древнего 1 Предпосылки философии в Древнем Китае
мира и средневековая 2 Предпосылки философии в Древней Индии
философия
3 Становление философии в Древней Греции.
4 Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.
5 Философия Древнего Рима
6 Средневековая философия: патристика и схоластика
Практические занятия:
№1«Философия Древнего Китая и Древней Индии: сравнительный аспект»
№2«Философские школы Древней Греции»
№3«Основные отличия философии Древнего Рима и средневековой философии»
Самостоятельная работа обучающихся:
3.Анализ текста: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых
философов»
4.Творческое задание «Философы древнего мира»
5.Творческое задание «Философы средневековья»
Содержание учебного материала
Тема 1.3.
1 Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения
Философия
Возрождения и Нового 2 Великие деятели Ренессанса
времени
3 Особенности философии Нового времени
4 Рационализм и эмпиризм в теории познания
Тема 1.1.
Основные понятия и
предмет философии

Объем
часов
3

Уровень освоения
4

26

3

6

3

7
5

Тема 1.4.
Современная
философия

5 Немецкая классическая философия
6 Марксистская философия
7 Философия позитивизма и эволюционизма
Практические занятия:
№4«Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени»
№5 «Основные понятия немецкой классической философии»
Самостоятельная работа обучающихся:
6. Подготовка сообщений «Гуманисты средневековья».
7.Составление сравнительной таблицы основных философских систем XVIII-XIX вв.
8. Заполнение таблицы «Отличия рационализма и эмпиризма как философских
направлений».
9 Сочинение «Позитивизм как философия науки в XIX в.»
Содержание учебного материала
1 Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм,.
Философия бессознательного.
2 Особенности русской философии. Русская идея.
3 Советская и постсоветская философия
Практические занятия:
№6 «Основные направления философии XX века»
Контрольная работа №1
«Философия от древности до современности: роль и значение в современном мире»
Самостоятельная работа обучающихся:
10.Анализ текстов работ В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева.
11. Подготовка сообщений «Философские взгляды наших современников»
12. Сочинение-рассуждение «Значение русской философии»

Раздел 2.
Структура и основные
направления
философии
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
1
Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, XX века. Основные
Методы философии и
картины мира – философская (античность), религиозная (средневековье), научная
ее внутреннее строение
(Новое время, XX век)
2 Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический,
системный и др.
3 Строение философии и ее основные направления
Практические занятия:
№7 «Этапы и методы философии»

2

3

1
1

22

3

1
6

Самостоятельная работа обучающихся:
13. «Основные картины мира – философская, религиозная, научная»
14. «Философская система нашего времени: основные черты»
15. «Философы современности»
Содержание учебного материала
Тема 2.2.
1 Онтология-учение о бытии. Происхождение и устройство мира .Современные
Учение о бытии и
онтологические представления.
теория познания
2 Пространство, время, причинность, целесообразность.
3 Гносеология-учение о познании. Античные концепции истины и концепции истины
Нового времени
4 Соотношение абсолютной и относительной истины. Методология научного
познания
Практические занятия:
№8 «Отличия философской, научной и религиозной истин»
Самостоятельная работа обучающихся:
16. Работа с философским словарем
17. Составление тезисов по предложенному тексту
18. Подготовка сообщений «Современная философская картина мира»
Содержание учебного материала
Тема 2.3.
Этика и социальная 1 Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие. Религиозная этика. Свобода и
ответственность
философия
2 Этические учения древних философов: Киренаики и киники. Диоген. Аристипп.
Аристотель
3 Этические проблемы современности. Влияние природы на общество.
4 Социальная философия. Социальная структура общества. Типы общества, формы
его развития. Цикличное, эволюционное развитие.
5 Философия и глобальные проблемы современности.
Практические занятия:
№9 «Значение этики»
Самостоятельная работа обучающихся:
19 Составление сравнительной таблицы «Этические учения древности и
современности»
20 Подготовка презентации Глобальные проблемы современности»
21 Сообщения на тему «Россия в эпоху глобализации, техногенные катастрофы:
философское осмысление»
Содержание учебного материала
Тема 2.4.
Место философии в 1 Философия как рациональная отрасль духовной культуры
духовной культуре и ее 2 Философия и наука.
значение
3 Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии

4

1

5

1

4
7

4 Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и
мировоззрение. Философия и смысл жизни.
Практические занятия:
№10 «Философы и их философские взгляды»
Контрольная работа №2 «Содержание основных разделов философии. Роль
философии в современном мире»
Самостоятельная работа обучающихся:
22 Составление тезисного плана «Сходство и различие философии и других наук»
23 Эссе «Философия и смысл жизни».
24 Сочинение «Чем мне близка философия?»
Дифференцированный зачет
Итого

1
1

1
48

8

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению.
Для реализации учебной дисциплины ОГСЭ. 01 Основы философии в наличии есть
учебный кабинет, который обеспечен свободным доступом в Интернет во время учебного занятия
и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета отвечает требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов, оснащено мебелью и средствами обучения, достаточными для реализации
требований к уровню подготовки обучающихся:
-посадочные места по количеству обучающихся - 26
- автоматизированное рабочее место преподавателя - 1
-комплект учебно-методической документации - 1
-дидактические материалы (тестовые задания, раздаточные, документальные, видеоматериалы,
тексты документальных источников по всем разделам программы);
-электронные пособия и учебники
-видеофильмы
-компьютер с программным лицензионным обеспечением - 1
-телевизор – 1.
Литература:
1. Горелов А.А. Основы философии: электронное учебное пособие для студ. сред. проф. учеб.
заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с.
2. Ивин А.А. Основы философии: учебник для СПО /А.А.Ивин, И.П. Никитина - М.:
Издательство Юрайт, 2018,- 478 с.
3. Кочеров С.Н. Основы философии: учебное пособие для СПО/ С.Н. Кочеров, Сидорова Л.П. –
М.: Издательство Юрайт, 2018.-128 с.
Для преподавателя
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации». (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 №
120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014
№ 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014
№ 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От
03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
2.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования».
3.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. N413"
4.
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения
среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования».
Интернет-ресурсы:
Электронная библиотека Юрайт
www.alleg.ru/edu/philos1.htm
ru.wikipedia.org/wiki/Философия
www.diplom-inet.ru/resur
9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения устного опроса, практических занятий,
контрольных работ, самостоятельной работы, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих
философских проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла жизни как
основе формирования культуры гражданина
и будущего специалиста;
-определить значение философии как
отрасли
духовной
культуры
для
формирования
личности,
гражданской
позиции и профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни
человека свободы и ответственности,
материальных и духовных ценностей;
- сформулировать представление об
истине и смысле жизни.
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен знать:
- основные
категории
и
понятия
философии;
- роль философии в жизни человека и
общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и
религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности,
свободе и ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах,
связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий.

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Экспертная оценка самостоятельной
работы; практических заданий;
подготовка и защита групповых заданий
проектного характера; выполнения
тестовых заданий по соответствующим
темам.

Экспертная оценка устного опроса,
мониторинга
роста
творческой
самостоятельности и навыков получения
нового знания обучающимися.

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».