2023 ОГСЭ история

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОГСЭ. 02 История
для специальности
среднего профессионального образования
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Срок обучения 3 года 10 месяцев
на базе основного общего образования
Форма обучения: очная

2023

Рассмотрена
УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета
Директор ГБПОУ «КТТиЖТ»
протокол №1 от 31 августа 2023 г.
Рассмотрена на заседании методической
_______________ В.А.Шахбазян
комиссии гуманитарных дисциплин
Протокол №1 от «30» августа 2023 г.
Председатель _________ Хаженцева Л.М.
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 История разработана на
основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); письма
Минпросвещения России от 21.08.2023г № 03-1350 «Об использовании учебников
истории,
с учётом требований: ФГОС СПО по специальностям 23.02.06
Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (утв. приказом
МОН РФ от 22.04.2014 N 388, зарегистрир. Минюстом РФ от 18.06.2014 N 32769),
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам),
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации № 376 от 22 апреля 2014 года (ред. от 01.09.2022), зарегистр.
Министерством юстиции (рег. № 32499 от 29 мая 2014г.), укрупненной группы
профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум
технологий и железнодорожного транспорта».
Автор: Савенкова Светлана Викторовна __________, преподаватель ГБПОУ
«КТТ и ЖТ»
Рецензенты:
___________
подпись

Боев Андрей Николаевич
кандидат исторических наук,
преподаватель
ПОО
учреждение
«Юридический техникум»
г. Кропоткин
Учитель истории и МХК
Квалификация по диплому

Частное

_________
подпись
Ашумова Аджар Вели-кызы
преподаватель истории и обществознания
1

ЧПОУ Региональный колледж
профессиональной карьеры
г. Кропоткин
Преподаватель политической истории
Квалификация по диплому

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

стр.
3-4

СТРУКТУРА
И
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СОДЕРЖАНИЕ

5-9

УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧЕЙ

РЕЗУЛЬТАТОВ

10-12

13

2

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02 История
1.1. Область применения рабочей программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем
специальностям СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина ОГСЭ.02 «История» относится к общему гуманитарному и социальноэкономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель:
Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе
осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней
четверти XX- начала XXI вв.
Задачи:
- рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XXначала XXI вв.;
- показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на
развитие современной России;
- сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;
- показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в
современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в
России и в мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических,
политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX-XXI вв.;
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце
XX- начале XXI вв.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные)
политического и экономического развития ведущих регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
- сформировать представление о роли науки, культуры, религии в сохранении и укреплении
национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и
регионального значения.
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической

Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1
ЛР 5
4

памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине,
принятию традиционных ценностей
многонационального народа
России.
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех
ЛР 7
формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
ЛР 8
культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
ЛР 11
основами эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ЛР 12
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со
своими детьми и их финансового содержания.
Личностные результаты
реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах и
традициях поведения человека как гражданина и патриота своего
ЛР 15
Отечества.
Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей
малой и большой Родине, уважительного отношения к ее истории и
ЛР 17
ответственного отношения к ее современности.
Ценностное отношение обучающихся к людям иной национальности,
ЛР 18
веры, культуры; уважительного отношения к их взглядам.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе: обязательной
аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося
24 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02 История
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
72
48
10
2
24
1

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.02 История
Наименование
разделов и тем
1

Содержание учебного материала, практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
2

Раздел 1.
Развитие СССР и его
место в мире в 1980-е
гг.
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
1 Основные тенденции развития СССР к началу 1980-х гг.
Основные тенденции
развития СССР к 1980-м 2 Социально-экономическая политика СССР в 80-е гг.
гг.
3 Идеология, национальная политика СССР в 80-е гг.
4 Культурное развитие народов СССР
5 Внешняя политика СССР в конце 70-х-начале 80-х гг.
Практические занятия
№1 «Внутренняя политика государственной власти к началу 1980-х гг.»
№2 «Внешняя политика СССР на рубеже 70-х-80-е гг.»
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Составление исторических портретов деятелей партии и правительства СССР.
2.Составление подборки плакатов социальной направленности конца 70-х-начала 80-х
гг. (с использованием средств Интернета). Анализ результатов.
3. Подготовка сообщений «СССР в системе международных отношений в 80-е гг. (по
направлениям)»
Содержание учебного материала
Тема 1.2.
1 Дезинтеграционные процессы в Европе в середине 80-х гг. Распад
Дезинтеграционные
социалистического лагеря.
процессы в России и
Европе во второй
2 Начало реформ М.С.Горбачева. Перестройка
половине 80-х гг.
3 Изменения в правовой и государственной системе СССР
4 Советская культура в годы перестройки. Роль СМИ.
5 «Новое мышление» во внешней политике. Окончание «холодной войны».

Объем
часов
3

Уровень освоения
4

22

1

продуктивный

1
1
1
1
1
1
3

1

продуктивный

1
1
1
1

6

Практические занятия:
№3 «Распад СССР: причины, последствия»
№4 «Межнациональные конфликты. Образование СНГ»
Контрольная работа №1 «Россия-суверенное государство: приобретения и потери»
Самостоятельная работа обучающихся:
4.Заполнение таблицы «Перестройка»
5.Составление хронологии событий распада СССР»
6. Подборка фотодокументов и комментариев к событиям на Балканах, проблем
Ольстера в Великобритании, басков в Испании и др. Сравнить с проблемами на
территории СНГ: Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии, Нагорном Карабахе.
7. М.С.Горбачев: исторический портрет на фоне эпохи
Раздел 2.
Россия и мир в конце
XX-начале XXI века
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
1
Локальные национальные, религиозные и территориальные конфликты в
Постсоветское
Российской Федерации. Причины и участники.
пространство в 90-е гг.
XX века
2 Отношение российского государства к конфликтам, политика в области их
преодоления.
3 Россия и международные организации: конкуренция и сотрудничество
4 Россия и НАТО: система взаимоотношений после распада СССР
Практические занятия:
№5 «Россия и страны СНГ»
№6 «Международные проекты об устройстве мира. Роль и место России»
Самостоятельная работа обучающихся:
8.Подбор и анализ документов, раскрывающих причины и характер локальных
конфликтов в РФ и СНГ в 1990-х гг.
9. Подготовка сообщений по вопросам взаимодействия России и международных
организаций (ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР) в политической, культурной, социальноэкономической сферах.
10. Подготовка тезисов о важнейших внешнеполитических задачах России после
распада СССР.
Содержание учебного материала
Тема 2.2.
Укрепление влияния 1 Становление новой российской государственно-правовой системы. Варианты,
России на постсоветском модели.
пространстве
2 Новая Конституция России. Курс на укрепление государственности.

1
1
1
4

50

1

репродуктивный

1
1
1
1
1
3

репродуктивный
1
1

7

3 Модернизация экономики: реформы и их последствия
4 Система договоров со странами ближнего зарубежья (Украина, Белоруссия,
Абхазия, Южная Осетия и др.)
5 Вооруженный конфликт на Северном Кавказе: причины, участники, содержание,
результаты
6 Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации
Практические занятия:
№7 «Внутренняя политика России на Северном Кавказе»
Самостоятельная работа обучающихся:
11. Выполнение задания: определить содержание понятий «суверенитет»,
«самостоятельность», «независимость» по отношению к государственной политике.
12. Составление таблицы: Реформы в экономике России в конце 90-х-2000-е гг.
13. Подбор и анализ материалов о внутренних межнациональных конфликтах.
Содержание учебного материала
Тема 2.3.
1 Расширение Евросоюза, формирование мирового рынка труда
Россия и мирровые
2 Политическая и экономическая интеграция в 2000-е гг. Отношения России со
интеграционные
процессы
странами мира.
3 НАТО и Россия: политические ориентиры
4 Место России в формировании единого образовательного и культурного
пространства в Европе
5 Внедрение рыночных отношений в различные сферы общественной жизни россиян
Практические занятия:
№8 «Изменения в системе российского образования: «за» и «против»
Самостоятельная работа обучающихся:
14. В.В.Путин: исторический портрет
15. Составление тезисов: «Рыночные отношения в жизни россиян»
16. Подготовка сообщений «Глобализация различных сторон жизни общества»
Содержание учебного материала
Тема 2.4.
Развитие Культуры в 1 Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей
2 Формирование «массовой культуры» в российском обществе
России
3 Проблемы сохранения национальной идентичности и традиционных ценностей
4 Идеи толерантности и молодежные экстремистские движения
Практические занятия:
№9 «Традиции национальных культур народов России и влияние на них идей
«массовой культуры»
Самостоятельная работа обучающихся:

1
1
1
1
1
3

репродуктивный
1
1
1
1
1
1
3

репродуктивный
1
1
1
1
1

продуктивный

4

8

17. Творческое задание: «Культура общества - это его идеология, да или нет?»
18. Составление сравнительной таблицы: нравственные ценности современности и
периода второй половины XX века.
19. Подготовка презентаций о современных молодежных движениях.
20. Подбор материалов с помощью сети Интернет и их анализ по теме «Современный
экстремизм и методы борьбы с ним»
Тема 2.5.
Содержание учебного материала
Перспективы развития
РФ в современном мире 1 Российская Федерация на современном этапе: направления и основные проблемы
развития
2 Современная международная ситуация и роль в ней России
3 Территориальная целостность России –основное условие ее политического развития
4 Наука и современные научные разработки в России
5 Сохранение нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека-основа
развития культуры в РФ
6 Преемственность современного социально-экономического и политического курса
государственными традициями России
Практические занятия
№10 «Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном
этапе»
Контрольная работа №2
«Современная Россия: настоящее и перспективы развития»
Самостоятельная работа обучающихся
21. Составление тезисов по теме: «Роль РФ в решении мировых конфликтов».
22. Подготовка сообщений о последних инновационных разработках российских
ученых.
23. Творческое задание: «Мое видение развития России в XXI веке».
24. Подготовка рефератов и презентаций на темы: «Духовные ценности общества в
современной России», «Политика «двойных стандартов» в мире, пути преодоления».
Дифференцированный зачет
Всего:

1
1
1
1
1
1

1
1
4

1
72

9

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02 История

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению.
Для реализации учебной дисциплины ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ в наличии есть учебный кабинет,
который обеспечен свободным доступом в Интернет во время учебного занятия и в период
внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета отвечает требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов,
оснащено мебелью и средствами обучения, достаточными для реализации требований к уровню
подготовки обучающихся:
-посадочные места по количеству обучающихся - 26
- автоматизированное рабочее место преподавателя - 1
-комплект учебно-методической документации - 1
-дидактические материалы (тестовые задания, раздаточные материалы, исторические документы,
тесты, отрывки научно-популярных, литературных произведений по всем разделам программы;
-учебники 15.
-электронные пособия и учебники - 13
-видеофильмы - 9
-компьютер с программным лицензионным обеспечением - 1
-телевизор – 1.
рекомендуемые учебные издания, Интернет-ресурсы, дополнительная литература.
Литература
Для студентов
1.Учебник Мединский Владимир Ростиславович, Торкунов Анатолий Васильевич. История.
История России. 1945 год-начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень. Москва 2023. 446с.
2. Учебник Мединский Владимир Ростиславович, Торкунов Анатолий Васильевич. История.
Всеобщая история. 1945год-начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень. Москва 2023. 271с.
Дополнительная литература
1. Никонов В.А., Девятов С.В. Под ред. Карпова С.П. История. История России 1914 г. - начало XXI
в. (базовый и углубленный уровни в 2 частях) ООО "Русское слово-учебник" 2022
2. Загладин Н.В., Белоусов Л.С. Под ред. Карпова С.П. История. Всеобщая история. Новейшая
история. 1914 г. - начало XXI в. (базовый и углубленный уровни) ООО "Русское слово-учебник"
2022
3. История. История (базовый и углубленный уровень) России, в 3-х ч. Часть 1-2 История
России
(базовый уровень) (в 2 частях). Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. и др./ Под ред.
Торкунова А.В. Просвещение 2020
4. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: в 2 ч.: учебник для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М., 2015.
5. Кириллов В.В. История России. В 2 ч. Учебник для СПО/ В.В. Кириллов. – 7-е изд., перераб. и
доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 352 с. – (Серия: Профессиональное образование).
6. История России. В 2 ч. Часть 1.1914-1941: учебник для СПО/ под ред. М.В.Ходякова. – 8-е изд.
Перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 270 с. – Серия: Профессиональное образование.
7. История России. В 2 ч. Часть 2. 1941-2015: учебник для СПО/ под ред. М.В.Ходякова. – 8-е изд.
Перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 300 с. – Серия: Профессиональное образование.
Для преподавателя
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации». (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 14810

ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм.
от 19.12.2016.)
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. N413"
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего
общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности
среднего профессионального образования».
Интернет-ресурсы
Электронный учебник изд-ва «Академия» Артемов В.В. История в 2-х ч. (7-е изд.), 2020
www. gumer. info (Библиотека Гумер).
www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека Исторического факультета МГУ).
www. plekhanovfound. ru/library (Библиотека социал-демократа).
www. bibliotekar. ru (Библиотекарь.Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по
русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).
https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия).
https://ru. wikisource. org (Викитека: свободная библиотека).
www. militera. lib. ru (Военная литература: собрание текстов).
www. world-war2. chat. ru (Вторая Мировая война в русском Интернете).
www. biograf-book. narod. ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР).
www. magister. msk. ru/library/library. htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электронные
издания произведений и биографических и критических материалов).
www. intellect-video. com/russian-history (История России СССР: онлайн-видео).
www. historicus. ru (Историк: общественно-политический журнал).
www. history. tom. ru (История России от князей до Президента).
www. krugosvet. ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»).
www. liber. rsuh. ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»).
www. borodulincollection. com/index. html (Раритеты фотохроники СССР: 1917—1991 гг. —
коллекция Льва Бородулина).
www. rodina. rg. ru(Родина: российский исторический иллюстрированный журнал).
www. fershal. narod. ru (Российский мемуарий).
www. scepsis. ru/library/history/page1 (Скепсис: научно-просветительский журнал).
www. sovmusic. ru (Советская музыка).
www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).
www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. html (электронная библиотека Исторического факультета
МГУ им. М. В. Ломоносова).
www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ).
www. ec-dejavu. ru (Энциклопедия культур DеjаVu).
http://www.patriarchia.ru/db/video/
http://pravkuban.ru/

11

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02 История
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения устного опроса, практических занятий,
контрольных работ, самостоятельной работы, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен уметь:
ориентироваться
в
современной
экономической, политической, культурной
ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных,
региональных,
мировых
социальноэкономических, политических и культурных
проблем.
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен знать:
- основные направления ключевых регионов
мира на рубеже XX и XXI вв.;
сущность
и
причины
локальных,
региональных,
межгосударственных
конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;
- основные процессы (интеграционные,
поликультурные, миграционные и иные)
политического и экономического развития
ведущих регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и др.
организаций и их деятельности;
- роль науки, культуры и религии в
сохранении и укреплении национальных и
государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших
правовых и законодательных актов мирового
и регионального значения.

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
– самостоятельные задания проблемного
характера;
– практические задания по работе с
информацией, документами, литературой;
– подготовка и защита индивидуальных и
групповых заданий проектного характера.
Методы контроля направлены на проверку
умений учащихся:
– отбор и оценка исторических фактов,
процессов, явлений;
–
выполнение
зданий
творческого
характера с представлением собственной
позиции;
– осознанный выбор способов действий из
ранее известных;
– осуществление коррекции (исправления)
сделанных ошибок на новом уровне
предлагаемых заданий;
– работа в группе и представление как
своей, так и позиции группы;
- формирование собственной гражданской
позиции
через
проектирование
исторических событий.
Методы оценки результатов обучения:
Экспертная оценка устного опроса,
мониторинга
роста
творческой
самостоятельности и навыков получения
новых знаний обучающимися.

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».